443 У армян и христиан, живущих на Востоке, был и до сих пор распространен обычай не работать во все четверги от Пасхи до Вознесения, вероятно, из благоговения к четвергу, в который празднуется Вознесение. Из-за нерадения и беспечности молдовлахийского священства там до сих пор в соответствии с этим обычаем соблюдают больше четверги, чем воскресные дни, соблюдения которых, по словам некоторых ученых людей с Востока, они не замечали ни у православных, ни у армян. 444 В «Кратком изложении правил» Арменопула также приводится это правило (разд. 4, тит. 2) под номером 14. Там добавлено, что и мирянин может крестить (Деяния. Т. 1). 445 Этих вопросоответов насчитывается восемь во 2-м т. «Соборных деяний» (с. 984) и столько же в греко-латинском издании, содержащем одни только толкования Вальсамона (Имеется в виду издание Г. Гервета (см. в настоящем издании: т. 1. с. 29.)), а в рукописных книгах Святой Горы их находится одиннадцать. У Вальсамона есть толкования на них. Их упоминает и Арменопул в предисловии к «Краткому изложению правил». Эти вопросоответы считаются каноническими, потому что были истолкованы Вальсамоном. 446 Николай был некогда грамматиком и монахом в Лофадии, затем стал патриархом Константинопольским, занимал кафедру двадцать семь лет и три месяца (см.: Греко-римское право. С. 302). Он жил около 1087 г. 447 Однако тот, кто еще не монах, а только послушник, проходит ли он искус в монашеской одежде, о чем говорит Зонара в толковании на правило Василия Велик. 30, или в мирской, на чем настаивает Вальсамон, или же в одежде монастырской (не совсем мирской, но и не монашеской), как говорит Кассиан в «Евергетине» (с. 156–157), т. е. как и сейчас на Святой Горе проходят искус в черных рясах, одного цвета с монашескими одеждами (об этом см. VI Всел. 45), – послушник, повторяю, согласно толкованию Вальсамона, не может входить в алтарь. 448 Но не все, что не запрещено, уже потому и позволено, – таково установление закона, как говорит Вальсамон. 449 Когда и каким Собором этот пост был перенесен – неясно, по словам Вальсамона. Вопрос об этом посте рассматривался при патриархе Луке в присутствии императора Мануила Комнина, и было соборно постановлено соблюдать этот пост как потому, что о его существовании говорит Собор при патриархе Николае, так и потому, что о нем упоминает «Томос единения» (о котором см. Неокесар. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

6 . Препятствия к браку могут еще зависеть от вероисповедания вступающих в брак. Препятствия эти касаются или безусловного различия в вере, или относительного различия в вероисповеданиях. Если в существующем браке между нехристианами одна из сторон примет христианство , брак по этой только причине не теряет своей силы: таково было еще апостольское правило. Но когда при самом вступлении в брак одна сторона христианского, а другая нехристианского закона – в этих случаях греко-римский закон отказывался признавать брак правильным и соответствующим христианскому идеалу полного общения. Греко-римское право не только не признавало законным брак христианина с лицом еврейского закона, но угрожало наказанием за такой брак. В новейших законодательствах полное разноверие не очень давно исключено из числа препятствий к браку. Французский гражданский закон не ставит этого препятствия, но оно значилось и в прусском, и в австрийском, и во многих иных германских законодательствах – до 1848 года. Смешанные браки, т.е. между лицами разных христианских исповеданий, всегда служили поводом к горячим пререканиям духовной власти со светской на Западе, ибо католическая церковь всегда запрещала католикам брак с лицами иных исповеданий: пререкания эти послужили одним из главных поводов ко введению гражданского брака в католических странах, ибо церковь упорно отказывалась благословлять такие браки и не хотела признавать их. При утверждении политической веротерпимости в Германии, на Вестфальском мире было постановлено, что при браках ни та, ни другая церковь не должна предъявлять требований, стесняющих свободу совести; но и затем католическая церковь долго не решалась отступить от принятого ею правила разрешать подобные браки католикам лишь на том условии, чтобы другая сторона обязалась принять католическую веру. Лишь в 1741 году Папа Венедикт XIV отказался от этого правила католической церкви, но только относительно протестантов, и предписал духовенству, при смешанных браках с протестантами, ограничиваться безмолвным присутствием (assistentia passiva) без благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

959 Разумеется изданный Ундольским в «Чтениях общ. ист. и др. росс.». 1846 г. «Список надгробий Троицкого Сергиева монастыря XVII века». В более исправной редакции переиздан архим. Леонидом в прилож. к «Историч. опи­санию Свято-Троицкие Сергиевы лавры» А. В. Горского. М. 1879. Ч, 2. Стр. 79 и след. Ср. еще цитиров. «Надписи», стр. 37–38 и 41, и «Список погребенных, стр. 6–7. По последнему место могил Одоевских должно быть определено точ­нее «с западной стороны», а не юго-западной, как у С. К. Смирнова. 963 В следующем 1857 году за «Историю Московской славяно-греко-латинской академии» С. К. Смирнову на основании отзыва, составленного архиеп. Филаретом, была присуждена Академией Наук демидовская премия в размере 714 руб. 966 Барсов, Антон Алексеевич, ординарный профессор красноречия в Московском университете; род. в 1730 г., ум. в 1791 г.; учился в славяно-грехо-латинской академии, а потом в С.-Петербургской Академии Наук; оставил после себя много ученых трудов. 967 Десницкий, Семен Ефимович – юрист, ум. в 1789 г., читал в Московск. университете римское право. 968 Зыбелин, Семен Герасимович, один из первых русских профессоров медицины в Московском университете (с 1765 г.); первоначальное образование получил в Моск. славян.-грек.-латинской академии; ум. в 1802 г. 969 Баженов, Василий Иванович (1737–1799), знаменитый русский архитектор, получил образование в славяно-греко-латинской академии. 970 14 сентября 1886 г. £. В. Петухов (с 1895 г. профессор Юрьевского университета) писал С. К. Смирнову: «Позвольте мне в признательность за некоторое внимание, которое Вы оказали мне летом прошлого года при моих занятиях рукописями в Троице-Сергиевой лавре, прислать Вам прилагаемый здесь экзем­пляр моих «Древних поучений»; эта маленькая работа будет навсегда служить для меня воспоминанием о тех прекрасных днях, которые я провел вблизи одного из важнейших источников русского духовного просвещения и учености». 972 «Летописи русской литературы и древности», – издание, редактором которого состоял ученик Ф. И. Буслаева H. С. Тихонравов; вместе с редактором и его учителем в этом издании принимали участие также многие другие молодые ученые, представители буслаевской научной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если сам архиерей со своим собором разбирал дело, то, по выслушании показаний, полагалось и решение; если же разбирали дело доверенные судьи, то они, не полагая решения, представляли архиерею, как судный список, так и подсудимых. Архиерей со- борне выслушивал судный список (475). „В качестве главы местной Церкви, русский митрополит пользовался правом апелляционного суда по жалобам на суд святительский. С упреждением патриаршества рассмотрение жалоб подобного рода обыкновенно производилось в патриаршем разряде; в настоящее время дела по этим жалобам рассматриваются в Св. синоде” (485). Оказывается из показаний самого г. Барсова, что в Русской церкви и в митрополичий период и в патриарший век и при Св. синоде до издания устава дух. консисторий было то же устройство епархиального суда, как и после издания устава дух. консисторий, т. е. епархиальный архиерей судил клириков и мирян его епархии, а апелляция на его суд шла к высшей центральной власти российской Церкви – митрополиту, патриарху, Синоду. Что же выходит из этого? Выходит нечто чудовищное, выходит, что Российская церковь , с самого своего основания до ныне, действовала несогласно с канонами, так как всегда признавала епархиального архиерея судьею в его епархии, согласно с уставом консисторий. Г. Барсов не сообразил и того, что он произносит осуждение на всю историю Российской церкви от начала ее до ныне. Г. академический оратор всеразрушающим своим красноречием не только не дает пощады Слову Божию и правилам, объявляя, что они о судебной власти епископа говорят не то, что говорят; но как истый радикал искореняет и римских юристов. Греко-римское право создало и открыло у себя целую и обширную ветвь права под именем: episcopalis audientia и уверяет нас, что епископ судит не только подчиненных ему клириков, но и мирян. Беспощадный академический оратор разрушает и это наше убеждение, уверяя теперь, что епископ вовсе не был судьею, и что, следовательно, греко-римские юристы и законодатели и сами заблуждались и нас вводили в заблуждение. А мы в простоте считали их в этом деле сведущими и даже чуть не всемирными учителями. Придется расстаться и с этим убеждением: ατς φη.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Имущество церкви получило свое существование от доброхотных приношений, делавшихся благочестивыми христианами для совершения богослужения и помощи немощной братии. На это и была исключительно обращена вся деятельность церкви; это определяет и самое употребление церковного имущества. Мысль эта, имеющая основу свою в божественном праве 1974 , нашла формальное выражение в канонических правилах с первых времен существования церкви 1975 . Сооружение церквей, снабжение их всем потребным для богослужения, содержание клира, основание училищ, воспитание христианских детей, попечение о бедных и немощных, – на все это и тому подобное употреблялось церковное имущество. Правила употребления этого имущества на упомянутые цели нормированы в настоящее время в каждой областной церкви особыми церковными и церковно-гражданскими законами 1976 . В виду упомянутой цели, ради которой существует церковное имущество, каноны, а также и греко-римское законодательство, предписания которого в этом отношении вошли в номоканоны, запрещают под угрозою тяжелого наказания употреблять это имущество на что либо, не относящееся, по крайней мере посредственно, к этой цели 1977 . Поэтому и каноны, и предписания греко-римского законодательства запрещают продажу и вообще разделение церковного имущества. Каноны угрожают извержением духовным лицам, которым вверено попечение о какой-либо части церковного имущества, за продажу ее или уступку другим 1978 . 12 канон Седьмого Вселенского собора об этом говорит: «если кто, епископ или игумен, что либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продаст в руки властей, или отдаст иному лицу; это не должно иметь силы, по правилу святых апостол: «епископ да имеет попечение о всех церковных вещах и оными да распоряжается, как бы под наблюдением Самого Бога; но непозволительно ему из этого присвоить что либо или сродникам своим дарить принадлежащее Богу; если же есть неимущие, да подает им, как неимущим, но, под этим предлогом, да не продает принадлежащего церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Между тем воспитание, у Римлян единственно принимаемое, подражание своим наставникам, а может быть, и желание воспользоваться преимуществами Римского духовенства, ввели нечувствительно в Униатскую Церковь Римское каноническое право, не только сей Церкви, но даже и самой Римской ныне во многом не свойственное. Мы, Униаты, совершенно не знаем законоположения нашей Церкви, хотя в Луцкой и, сколько мне известно, Полоцкой консистории имеется кормчая книга; но она лежит без всякого употребления, и как во всех Униатских консисториях, так и 2 департаменте коллегии руководствуются канонического права разными сочинениями. От Высочайшей воли зависит искоренить сие злоупотребление, и с разделением коллегии предписать к руководству, как для Униатской коллегии, так и для подчинённых оной консистории, кормчую книгу и государственные узаконения по Греко-Российской Церкви, с сохранением обыкновений, временем вкоренившихся. Сии обыкновения нечувствительно выведутся назначением в Униатскую коллегию благоразумного прокурора, – каковую должность лучше бы всего поручить опытному чиновнику из ведомства Святейшего Синода, ибо, кажется, нельзя найти в другом месте человека, могущего заступить всеобщее у нас по сей части незнание. Таким образом, уничтожение излишних базилианских монастырей, преобразование монахов, учреждение епархиальных семинарий и духовной Униатской академии, назначение кафедральных штатов, вместо столь издавна желаемых Униатским духовенством Римских капитулов, обеспечение консисторских штатов, новое устройство епархий, разделение коллегии и введение в Униатскую Церковь свойственного оной законоположения – все сии учреждения, одно за другим ныне же изданные, одно другому вспомоществуя, при содействии благонамеренных и к общему благу усердных архиереев, в течение десяти или пятнадцати лет поставят Униатскую Церковь в положение, желательное для правительства и всякого истинного патриота. 18 января 1828 г. ПРИБАВЛЕНИЕ В Высочайшем указе между предписаниями по сему делу можно бы особым пунктом возложить на коллегию сделать разделение Униатских приходов на три класса, с предположением для священников, третьеклассные, самые беднейшие приходы занимающих, вспомоществования, по XXV и XXXIV пунктам коллежского определения из общего капитала следуемого; равным образом положить мнение, на каком основании и какие именно учредить награждения для монахов, по своему званию и Греко-Униатскому обряду примерно и усердно служивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Мужчинам тоже надо быть весьма внимательными: как только их жены забеременеют, они не должны спать с ними в одной кровати, не должны больше совокупляться с ними, не должны бить их или как-либо иначе огорчать и причинять беспокойство, потому что по всем подобным причинам у женщин случаются выкидыши, а мужья делаются несчастными убийцами. Поэтому если женатые иереи или намеревающиеся стать иереями сделают что-либо из перечисленного и у их жены случится выкидыш, то иереев извергают, а намеревающимся стать иереями запрещают вступать в священство, по причине совершённого ими убийства. 374 Арменопул приводит и это правило как принадлежащее Постнику (Краткое изложение правил. Разд. 6). 375 Заметь, однако, что во многих рукописных книгах мы нашли еще такое добавление к настоящему правилу Постника: если младенцу всего 7 дней и он умрет некрещеным, то его родители должны воздерживаться от причастия 40 дней, довольствоваться в эти дни сухоядением и ежедневно класть по 40 поклонов. Полагаю, такое снисхождение оказано им по той причине, что, по всей видимости, существовал обычай не крестить младенца раньше 8-го дня на том основании, что обрезание, вместо которого теперь совершается крещение, совершалось на 8-й день. Поэтому, чтобы не случилось подобного, должно безотлагательно крестить младенца в тот день, в который он заболеет, согласно 35-му ответу Петра Хартофилакса (Греко-римское право. С. 395). 376 Арменопул свидетельствует о принадлежности Постнику и этого правила (Краткое изложение правил). Обрати внимание на то, что если младенец здоров, то его следует крестить на 40-й день после рождения, согласно Арменопулу (разд. 5, тит. 1 «Краткого изложения правил», на 47-й с. 13-й кн. так называемого «Греко-римского права») и 1-му ответу Петра Хартофилакса (Там же. С. 395). Если же младенец болен и ему угрожает смерть и если иерей крестит его только тремя погружениями и тремя призываниями Святой Троицы, то в случае его выздоровления уже необязательно читать над ним молитвы, предваряющие крещение, или произносить отречения, согласно Арменопулу (там же) и Илии, митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Наконец, Константин Багрянородный, сын Льва, заново пересмотрел эти законы и действующие из законов «Пятидесятикнижия» (т. е. «Дигест») Юстиниана и законов «Двенадцатикнижия» (т. е. «Кодексов» Юстиниана) включил в «Шестидесятикнижие» своего отца Льва, а недействовавшие опустил. Говорю «недействовавшие» – в том смысле, что Багрянородный не поместил их в «Василики», как это показалось разумным ему, а не всем остальным императорам. Во всяком случае, как говорит мудрый Досифей (Двенадцатикнижие. С. 443), порядок, в котором выстроил законы Юстиниан, не имеет сравнения и не найдется другого, который бы сказал или написал лучше. Поэтому и Михаил Атталиат сказал, что Лев издал многие новеллы (по Властарю, их было 108, а другие говорят – 120), однако не все они вступили в силу, но только те, что восполняли недостающее в новеллах Юстиниана и были написаны по поводу тех вопросов, о которых не говорили другие законы (Греко-римское право. С. 77). Закон же, согласно Варину, это императорский указ, или постановление, исправляющее всякое вольное или невольное преступление; или повеление, предписывающее должное и запрещающее недолжное. Гражданские законы также называются прагматическими санкциями (греч. τπος πραγματικς, или лат. sanctio pragmatica, – юридический термин, обозначающий, как правило, императорский указ по публично-правовому вопросу, адресованный определенной общине граждан (городу, провинции и т. д.) и божественными (божественный и святой – титулы византийских императоров) грамотами. 281 Правила этого и двух следующих авторов не помещены в «Пидалионе» отдельно, а лишь цитируются в толкованиях. 282 Его мы составили преимущественно на основании книги, называемой по латыни Juris..., т. е. «Греко-римского права». 284 В особенности же архиереи и духовники или те, кому предстоит сделаться архиереями и духовниками, должны эту книгу держать в руках постоянно, и даже спать на ней, как Александр Македонский на «Илиаде» Гомера (Об этой привычке Александра Македонского сообщает, в частности, Плутарх в жизнеописании полководца: Plut. Alexander VIII, 2//TLG 7/47), и читать содержащиеся в ней правила столь часто, чтобы знать их наизусть. Поскольку именно эти люди являются или готовятся стать кормчими ладьи Святой Церкви, постольку они должны уметь держать ее кормило (πηδλιον) со знанием дела, т. е. применять находящиеся в этой книге правила, чтобы опытным управлением избавлять грешников от бури греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

п. 1898 . Это было усвоено и греко-римским законодательством, которое признало юридическим лицом все то, что признавалось таковым церковным законодательством 1899 ; сверх того, между законами греко-римских государей мы находим и такой, который предписывает, что имение, завещанное просто во славу Божию, должно перейти в полное владение церкви того места, где жил завещатель 1900 . § 134. Приобретение церковного имущества Источники церковного имущества в первые времена церкви состояли в доброхотных приношениях христиан разными вещами, плодами, деньгами и т. д. 1901 . Упоминаются и «десятины» ( δεκται, decimae), дававшиеся верными в пользу церкви и клира, хотя это не было установлением, обязательным для всех, а являлось просто доброхотным пожертвованием состоятельных членов церкви из чувства благочестия 1902 . С течением времени, церковь начала получать и различное недвижимое имущество 1903 , а в соборных канонах IV века упоминаются поля, составлявшие собственность церкви и бывшие источником покрытия церковных расходов 1904 . Все свое разнообразное имущество церковь получала в виде пожертвований благочестивых своих членов. Но в начале церковь не могла смотреть на него, как на свою постоянную собственность, потому что, вследствие неприязненного отношения к ней языческой государственной власти, собственность эта ежеминутно могла быть отнята у нее, как это и случилось на деле. Поэтому, как скоро настали хорошие отношения между церковью и государством, церковь позаботилась получить поддержку со стороны государственных законов как в приобретении имущества, так и во владении им. И государственная власть, начиная с Константина Великого , оказывала церкви свою поддержку. Так как главным источником увеличения церковного имущества являлись пожертвования благочестивых христиан, то для того, чтобы эти пожертвования были действительною собственностью церкви и в гражданском отношении, они стали совершаться уже согласно предписаниям гражданских законов и, перейдя в смысле этих законов во владение церкви, пользовались защитою государственной власти, как и всякая другая частная собственность. В римском праве приобретение имущества различается двоякое: приобретение по случаю смерти (mortis causa) и приобретение по соглашению между живыми (non mortis causa, т. e. actus inter vivos) 1905 . Предписания римского права по этому вопросу имеют важность и для церкви, за которою как римское законодательство признавало законную правоспособность на владение, так признает и законодательство наших дней 1906 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Со стороны церкви такое самостоятельное правоопределение и отправление правосудия наравне с государственным всегда признавалось явлением нормальным, по общему принципу: кесарева –кесареви, а Божия – Богови. Но не могло с таким положением вещей мириться греко-римское государственное устройство, в основе которого, по справедливому замечанию г. Суворова, лежал принцип единовластия в лице императора и необычайно широкое, вопреки до-средневековому франкскому государству, понятие о цели государства. Государство, и именно император или цезарь, носило в себе источник и основание всей общественной и частной жизни. Задачи государства – безграничны; государство не только заботится о правосудии и охранении безопасности совне и изнутри: оно озабочивается и умственными, нравственными и религиозными интересами своих подданных. И вот ко времени Юстиниана в государственной, по отношению к церкви, политике складывается такого рода компромисс между принципом государственного единодержавия и церковною самостоятельностью: догматический и канонический строй церкви признается неприкосновенным, не подлежащим переменам и обязательным для самих императоров; но он санкционируется, получает вид государственного установления и сама церковь с представителем ее «священством» вводится в общественный, в государственный строй, наряду с «царством» 56 . Юстиниан своими кодификационными и самостоятельно-законодательными работами сполна упрочил, по крайней мере для Востока, такой компромисс. Каноническое право в законодательных кодексах Юстиниана заняло собою все те места, где долженствовало, по римскому устройству, стоять jus sacrum. И как в древнее языческое время, так и теперь это новое jus sacrum стало jus publicum, т. е. обязательным для всех подданных греко-римского государства правом и законом: принадлежность к церкви, как она определена в канонах и законах, стала условием sine qua поп полноправия гражданского; кто не принадлежит к церкви, тот не только не имеет прав политических, но лишается и прав гражданских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010