Впрочем, обвенчанные супружеские пары не должны разлучаться (Греко-римское право. С. 540). 185 Они названы словом θυμελικο, а их представления – словом θυμελικ от θω и θυσιζω («приносить жертвы»), потому что в тех местах, в которых устраивали пляски, были и жертвенники, для того чтобы приносить жертвы Вакху, считавшемуся у греков богом опьянения. Смотри также Скрибелия. 186 Зонара и Вальсамон утверждают, что периодевты назывались так от того, что они, не имея собственной кафедры в одном месте, обходили (περιοδεειν) верных, чтобы преподавать им наставления. А Хрисанф Иерусалимский в «Синтагматионе» говорит, что они назывались так от слова περιοδεω, т. е. «ухаживаю» и «лечу», потому что слово περιοδεω имеет и такое значение. Так что, по его мнению, под периодевтами подразумеваются целители и врачи душевных недугов. Некоторые утверждают, что периодевты отличались от хорепископов, поскольку Геннадий Константинопольский в своем окружном послании называет по отдельности хорепископа и периодевта, говоря: «Всякий, кто бы он ни был, уличенный в чем-либо таковом, епископ, или хорепископ, или периодевт» – и т. д. А в 10-м деянии Халкидонского собора (Синодикон. С. 174) говорится, что периодевт – это пресвитер, ибо, по свидетельству этого деяния, некоторые обвиняли Иву в том, что он рукоположил некоего Валентия во пресвитера и периодевта. Иные же утверждают, что хорепископы – это то же, что и периодевты, потому что у одних хорепископов была лишь пресвитерская, а у других и епископская хиротония. 187 Отметь, что, согласно Евсевию (Церковная история. Кн. 5, гл. 28), верные с самого начала писали псалмы и песни, в которых воспевали Христа и богословствовали о Нем как о Слове Божием (PG 20, 512C-513A.). Эти псалмы, согласно тому же Евсевию (Церковная история. Кн. 7, гл. 30), еретик Павел Самосатский упразднил, потому что они якобы являлись новшеством и сочинением более поздних писателей (PG 20, 713A.). Но правило говорит здесь неˆО таких псалмах, – поскольку они, по-видимому, были подобны тем тропарям, которые ныне поются в Церкви, – но о псалмах Ветхого Писания, ложно надписываемых именем Соломона, как мы сказали, и некоторых других пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Вследствие распущенности римской общественной жизни во время появления христианства, римские гражданские законы о браке вообще, и о разводе в частности, были очень далеки от того нравственного понятия о браке, какое самой природой вложено в сердце человека. Repudium, именно расторжение брачных уз предоставлено было всецело усмотрению супругов, которые им всегда пользовались, когда это было лично им выгодно. Супружеская любовь (conjugalis affectio) была главным условием брака; коль скоро любовь исчезала, каждый имел право прибегнуть к repudium, причем соглашались ли оба супруга договорно на развод, или же один из них посылал другому libellum repudii, и брак уже этим расторгался. Римские законы того времени очень мало обращали внимания на это дело и свобода развода не встречала со стороны закона никаких препятствий, и была лишь ограничена исключительно нравственным чувством подлежащих супругов. Законы более позднего времени, изданные в предупреждение частых разводов, были бессильны, при всеобщей распущенности римского общества. Одностороннее расторжение браков, т.е. по заявлению только одного из супругов, было отменено, однако оставалось в силе расторжение брака по обоюдному согласию (divortium ex consensu), и оно-то пользовалось покровительством закона Вступив в союз с государством, церковь принуждена была употребить все свои силы, чтобы, при общей распущенности, институт брака поставлен был на надлежащий фундамент, и чтобы взаимными усилиями церковного и государственного законодательств обеспечена была святыня брака. Первой заботой церкви было отменить закон, по которому муж и жена, по взаимному согласию, могли развестись и вступить в новые брачные узы. Каноническое учение церкви против этого развода по обоюдному согласию супругов выработано было еще в первые века жизни церкви Между тем, нужно было несколько веков борьбы и настояний, пока церковь успела, чтобы и гражданское греко-римское законодательство воспретило такой развод. До Юстиниана некоторые отдельные императоры обозначали в своих законах, по каким причинам брак может быть расторгнут однако закона против договорного между мужем и женою развода еще не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Второе. Мощи, которые будут положены в храме, должны принадлежать мученикам, а не преподобным или иерархам. Поэтому похвален обычай, который соблюдается в Московии: мощи мучеников там хранятся в архиепископии, и, когда необходимо освятить храм, их берет оттуда только архиерей, чтобы не произошло ошибки и вместо мученических мощей не были сокрыты или простые мощи, или мощи другого святого, а не мученика. Некоторые же требуют, чтобы для этого использовались мощи и преподобномучеников, и священномучеников, однако Евхологий об этом не говорит. Третье. Эти мученические мощи должны быть скрыты под святой трапезой, а не в другой части храма, чтобы исполнилось изречение: «Мучеников божественный лик – основание Церкви», как указано в службе обновлению. А те, которые полагают мощи в другой части храма, совершают великий грех. Четвертое и последнее. При любом освящении храма, большого или малого, необходимо и непременно следует помещать мощи мучеников под святой трапезой. Поэтому те архиереи, которые совершают великое освящение, или те архиереи и иереи, которые совершат так называемое малое и сокращенное чинопоследование освящения без положения мученических мощей, должны быть извергнуты, по определению настоящего правила. Ведь неотъемлемой составной и отличительной частью освящения храма является положение в нем святых мощей, и без этого освящение невозможно. А антиминсы, поскольку обладают освящающей силой, которую им подает освящение храма и совершение молитв при освящении, а кроме того, семидневное совершение литургии на трапезе освященного храма, заменяют освященную святую трапезу. Поэтому их беспрепятственно и передают туда, где возникает в них необходимость, и на них не делают надпись только для того прихода, в котором они были освящены, как не надписывается святое миро и другие святыни. Антиминсы кладут на те престолы, которые не были освящены, согласно 1-му ответу Петра и патр. Мануила Харитопула (Греко-римское право. С. 239). Ведь, согласно Вальсамону, они способны заменить освящение и отверзение (т. е. отверзение дверей храма: когда совершается освящение храма, то двери отверзаются при пении Возьмите, врата, князи ваша ( Пс. 23:7 ) и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Должно знать, что клятва на святом Евангелии относится к Самому Богу, Который присутствует в Евангелии и говорит через него. Добавлю и слова Афанасия Великого о третьей заповеди Десятословия: «Если кто достоин вообще именовать Бога, то он, конечно, заслуживает доверия и без клятвы: способный к большему гораздо более способен к меньшему. Но если он не заслуживает доверия без клятвы, следовательно, он недостоин и назвать имя Божие» (Athanas. Alex. De pass. et cruc. 4//PG 28, 189C). Смотри, как этот великий отец двумя фразами доказывает, что давать клятву вообще излишне, почему и сами гражданские законы не требуют, чтобы достойные доверия свидетели клялись. VII Собор также говорит в 6-м деянии: «Да не приучим уста к клятве, но да услышим глас Господень, говорящий: А Я говорю вам: не клянись вовсе ( Мф. 5:34 )». Смотри и примеч. 1 к Апост. 75. К сказанному добавим и такое краткое, но достойное упоминания замечание Златоуста: «Если ты веришь, что человек искренен, не убеждай его в необходимости клятвы, а если знаешь, что он лжет, то не принуждай к клятвопреступлению» (Слово 15 о статуях. Т. 6. С. 566) (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 15. 5//PG 49, 161). Смотри и в 14-м слове о статуях, как строго он запрещает клятвы (Ibid. 14//PG 49, 143–152). Смотри также новеллу Василия Македонянина, Льва и Константина (Греко-римское право. Кн. 2. С. 135), в которой они ясно запрещают клясться и говорят, что клятва запрещена Божественным Евангелием и Писаниями и что поскольку изменения и начинания этого мира – суета, по Соломону (см. Еккл. 1:2–9 ), то, когда кто-то клянется ради них именем Божиим, он клянется им всуе, о чем мы уже сказали. 358 В других источниках: κα ρχμεναι (тогда это слово согласуется со словом «ереси», и перевод будет таким: «поскольку здесь их много, особенно происходящих из Галатийской страны»). 359 Манес Перс, будучи долгое время рабом, был прозван Скификом, по словам Феодорита (Еретические басни. Кн. 1, гл. 26) (Theod. Cyr. Наег. fab. I, 26//PG 83, 377А). Его также называли Кубриком, по словам Епифания (гл. о ереси 66) (Epiph. Adv. haer. 66. 1//PG 42, 29B). В Манихея же его переименовали его приверженцы позднее. Он распространял зловерие Василида и Маркиона в III в., по Августину (О ересях. Гл. 46). Кроме всего прочего, согласно Феодориту (там же), он говорил, что души после смерти входят в птиц, животных и пресмыкающихся (Theod. Cyr. Haer. fab. I, 26//PG 83, 380C).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

е. сильнее) двое, чем один, как говорит Соломон ( Еккл. 4:9 ). 319 Греческое слово πστολος означает «посланник». Ученики Господа Иисуса Христа названы апостолами потому, что были посланы Им на проповедь Евангелия. 321 Под «первенцами из них» подразумеваются те, которые первыми откликнулись на проповедь и уверовали. 326 Должно, чтобы рукополагаемые епископы были пожилого возраста, а именно не моложе 50 лет, за исключением случая, если в небольшой епископской области невозможно найти пожилых кандидатов, согласно «Апостольским постановлениям» (кн. 2, гл. 1) (1PG Ι, 593С–596А) и 52-му посланию св. Киприана. Или же старше 30 лет, согласно 137-й новелле Юстиниана. 328 А звание епископа императоры Лев и Константин определяют таким образом: «Епископ – это хранитель и попечитель всей церковной паствы, находящейся в его епископской области, и могущий посвящать пресвитера, диакона, чтеца, певца и монаха. Собственно же епископу свойственно снисходить смиренным и пренебрегать превозносящимися... А также подвергаться опасности за стадо и трудности пасомых соделывать собственной болью» (Эклога. Тит. 8 ) (см.: Греко-римское право. Кн. 2. С. 92) (Leon. et Const. Delect. 8.1–2//PG 113, 477D.). Митрополитом (μητροπολτης) же называется епископ, согласно Гавриилу Филадельфийскому (Слово о священстве), потому, что он является как бы матерью для своего города (μτηρ τς πλες του), который он обязан питать как духовно – наставлениями, примером своей жизни и святыми своими нравами, так и от доходов митрополичьей области (см. также Апост. 58). А о том, что в Церкви Божией впоследствии возник полезнейший обычай, в соответствии с которым готовящиеся принять рукоположение во епископа вначале становятся монахами, а затем епископами, смотри в примеч. к Апост. 51. 329 Вероятно, потому сказано «не менее чем три» (и это не противоречит апостольскому правилу), что в те времена было больше епископов, чем во времена апостольские, когда были стесненные обстоятельства из-за гонений. 332 Клириками просто и в общем называются все те, которые имеют священнодейственную и церковную хиротесию, начиная от последующих за епископским церковных чинов и вплоть до чтеца, певца, заклинателя и придверника, согласно Апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Если измышленный схоластиками «отпечаток» действительно служит причиной того, что эти таинства не повторяются, то почему повторяется таинство миропомазания, хотя оно называется печатью и оставляет отпечаток в душе? Ибо евангелист Иоанн говорит: Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает ( 1Ин. 2:27 ). И ап. Павел: Который и запечатлел вас и дал залог Духа в сердца ваши (см. 2Кор. 1:22 ). А Давид называет Саула помазанником Господним не только после отвержения его Богом, но и после его смерти (см. 2Цар. 1:14 ). Итак, именно по этой причине, т. е. потому, что смерть Господа одна, за одной литургией следует рукополагать только одного диакона, только одного иерея и только одного архиерея, а не двух или многих, по словам Симеона Фессалоникийского (ответ 39) (Sym. Thessal. Respons. 39//PG 155, 888В) и по словам Иова, приведенным в «Синтагматионе» Хрисанфа. «А те, кого рукополагали не по одному – даже не знаю, что они такое, – говорит тот же Симеон, – потому что они рукоположены не по Преданию Церкви» (Ibid.//PG 155, 888C). А вместе рукополагают чтецов и иподиаконов – сразу нескольких за одной литургией, потому что они менее совершенная часть священства и служат вне алтаря, согласно тому же Иову (там же). Именно для этого, т. е. чтобы единственная смерть Христа не повторялась дважды, и Поместный собор в городе Антиссиодор, собранный в 613 г. при императоре Ираклии, постановил не совершать две литургии в один день на одном и том же престоле: «Не дозволяется на одном престоле в один и тот же день возглашать две литургии, равно как не дозволяется на том же престоле, на котором совершил литургию епископ, в этот день совершать ее и пресвитеру», – что нарушают паписты. Но и наши иереи, совершающие литургию два раза якобы из дерзновения, тяжко согрешают и впредь пусть не допускают этой нелепости. 488 Потому и Вальсамон в ответе 30 (Греко-римское право. С. 378) говорит, что если иерей или диакон из еретиков будет крещен (или миропомазан), то его прежнее священство считается осквернением и вменяется ни во что. Если же впоследствии он будет сочтен достойным, то может стать и иереем, и архиереем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Заметь, что хотя настоящее правило и не предписывает христианам в обязательном порядке оставлять все дела по воскресеньям, и прибавляет «если они имеют возможность оставить дела», всё же гражданские законы предписали всем христианам обязательно оставаться в покое по воскресеньям, за исключением земледельцев. И даже земледельцам 54-я новелла Льва Мудрого позже предписала оставлять в воскресенье свои дела. А Никифор Исповедник в своем 2-м правиле из семнадцати, содержащихся в т. 2 «Синодикона», говорит (с. 918), что в воскресенье не подобает и путешествовать без необходимости. Христианам же нужно тратить свободное время в воскресенья и прочие праздники не на пьянство, игры, песни и беспорядки, но на то, чтобы ходить в церковь и слушать божественные слова, читать священные книги и делать другие добрые дела. Поэтому Игнатий Богоносец в Послании к магнезийцам повелевает: «Каждый из нас да субботствует духовно, радуясь поучению в законе, а не послаблению плоти, не пляске и безумным воплям» (Ign. Ер. ad Magn. 9//PG 5, 768А.). Св. Амвросий учит, что дни отдыха не подобает превращать в праздники распутства. А Златоуст в «Слове на новый год» (т. 5, с. 357) говорит: «Какой же праздник приличествует христианам? Давайте послушаем, что говорит Павел: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ( 1Кор.5:8 )» (Ioan. Chrysost. In kalend. 2//PG 48, 956.). И еще он же в «Слове первом на Пятидесятницу» говорит: «Праздник есть не что иное, как радость духовная» (т. 5, с. 603) (Idem. De Sancta Pentecost. I, 2//PG 50, 455.). А Вальсамон в ответе 51 (Греко-римское право. С. 386) учит, что в день воскресный не следует даже мыться, имеющим же бани не должно топить их в этот день; того же, кто вымоется в воскресенье, вразумлять епитимией, налагаемой по рассуждению епископа. Об этом сказано и в «Апостольских постановлениях» (кн. 5, гл. 10): «И в воскресные дни не позволяем вам ни произносить, ни делать что-либо бесчестное. Так и в Писании где-то сказано: Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом ( Пс.2:11 .) т. е. радость наша должна быть соединена со страхом и трепетом» (PG 1, 853С.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, поскольку обручение, совершающееся по законам, как выше доказано, ставится наравне с браком, постольку и тот, кто только обручился со второй женщиной или женился на обрученной с другим, считается второбрачным. Остальные же помолвки, заключающиеся только на словах и просто через обмен залогами, согласно акривии Церкви, не являются и не именуются обручениями, и потому соборные правила сами по себе не могут против них действовать (более подробно об обручении см. также: Учение о браках. Гл. II) (Имеется в виду «Διδασκαλα περ συνοικεσων» – компиляция законов, касающихся родственных связей, которая была составлена прп. Никодимом и помещена в конце «Пидалиона»). И Вальсамон в подтверждение вышесказанного говорит, что обручившийся согласно упомянутым ранее новелле-предписанию и постановлению и по смерти своей обручницы взявший в жены другую женщину, не может стать священником, поскольку считается второбрачным. Если же он обручился не таким образом, то может быть посвящен в сан, потому что не считается второбрачным (Греко-римское право. Ответ 7. С. 365). Однако заметь, что, хотя обручение и ставится наравне с браком, оно, тем не менее, не совсем равнозначно совершенному браку, но меньше его (см. также примеч. 2 к Анкир. 25). 373 По «Номоканону» Фотия ( Тит. 13 , гл. 5), наложница – это порядочная женщина, сожитель которой, открыто свидетельствуя о сожительстве с ней, показывает всем, что она ему как жена. Если же он не свидетельствует об этом открыто, то он с ней распутствует. Или иначе: наложница – это женщина, которая законно сожительствует с мужчиной без благословения на брак. Однако заметь, что, хотя гражданские законы позволяли иметь наложницу, но законы нашей Церкви ни в коем случае не позволяют христианам иметь такую жену. Поэтому 33-е правило св. Никифора гласит, что если кто-то имеет наложницу и не хочет ни оставить ее, ни вступить с ней в брак, то священники не должны принимать от него для церкви даже просто приношения и служения, поскольку своими делами он оскорбляет и бесчестит церковные законы и правила. Петр, хартофилакс и диакон Великой церкви, также говорит в своем 5-м ответе: «Не должно никому принимать ни приношение, ни воск, ни елей, ни фимиам из дома того, кто живет с женщиной без благословения». Блудница же от наложницы отличается тем, что согрешает со многими, тогда как наложница – с одним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, поскольку, согласно настоящему апостольскому правилу, еретики не имеют священства, постольку и священнодействуемое ими осквернено и непричастно благодати и освящения. Следовательно, опресноки и таинства еретиков-латинян осквернены и не святы, по Апост. 46. А если Димитрий Хоматиан (Греко-римское право. С. 320) и Иоанн Китрский (ответ 12, сохранившийся в рукописях) сказали, что непогрешительно считать святым священнодействуемое латинянами – они сказали это потому, что в то время латинян принимали как крещеных: тогда они еще не отвергли восстания и погружения в крещении. Но заметь, что, говоря так, они в то же время добавляют, что никто из православных не может у латинян причащаться. В этом смысле следует понимать и то, что пишет о латинянах Вриенний в письме к Никите. Однако более 500 лет назад восточные христиане уже считали священнодействия западных оскверненными. Поэтому там, где служили литургию латиняне, восточные сначала совершали освящение, чтобы очистить это место, а затем служили сами. Смотри также правило Латеранского собора в примеч. к Апост. 46. 492 Четыредесятница – это десятина всего года, по точному вычислению Властаря: в году 365 дней, а Четыредесятница состоит из семи недель. которые, за вычетом суббот и воскресений, когда разрешается масло и вино, составляют 35 дней. Прибавляем Великую субботу – получается 36 дней, т. е. 10-я часть 360 дней года. Прибавляем и ночь Великой субботы до утра Пасхи – полдня, что составляет 10-ю часть оставшихся пяти дней года, и тогда получается полная десятина года. Отметь, что во всю Четыредесятницу мы разрешаем пост на рыбу только один раз, а именно в праздник Благовещения, как определяют рукописные уставы Святой горы. Однако если Благовещение придется на Страстную седмицу, то разрешаем только на масло и вино, согласно рукописным и печатным уставам. Следовательно, разрешение на рыбу в праздник Ваий, указанное в печатных уставах и Триодях, есть нововведение. И патриарх Николай в своих стихах говорит, что вкушать рыбу подобает только в праздник Благовещения (Nicol. Const. De vita monastics 9//PG 111, 400C.). Итак, зная это, будем следовать правилам святых, а не нововведениям еретиков в угождение чреву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

кн. 2; Иосиф Аримафейский; Сказание о построении первой церкви в г. Лидде груз. текст по рук X–XI в. исследовал и издал Н. Марр; стр. 24 и раньше. 136 Текст и разыскания по армяно-греческой филологии, кн. III Ипполит – Толкование Песни песней, грузинский текст по рук. X. в., перевод с армянского, исследовал, перевел и издал Н. Марр, стр. I, II, IV–VII, XVII–XVIII, XXV. Не останавливаясь на других доказательствах научного значении памятников груз. письменности, укажем только на два памятника, достойные внимания. – Физиолог, армяно-грузинский перевод, изд. и исследование Н. Марра, в его Текстах и разысканиях по Армяно-грузинской филологии кн. VI. Александрия, грузинской редакции, с отличными от известных редакций Александрии вариантами, Хаханов – Очерки, 3, стр. 100–112. 137 Заозерский и Хаханов – Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской стр. 15–16, 83: см также обстоятельную рецензию проф. Алмазова: Канонарии Монаха Иоанна. К вопросу о первоначальной судьбе Номоканона Иоанна Постника , Одесса, 1907, стр. III–IV, 37, 148; ср. Павлов. – Замечательнейшие рукописи канонического содержания в Московской Синодальной (быв. патриаршей) библиотеке. Зап. Нов. Ун. т. XIII, стр. 147–154. 138 Сокольской – Греко-римское право в Уложении грузинского царя Вахтанга VI (Очерки из истории распространения византийского права на Востоке). Журн. Мин. Нар. Просв. 1897 г. сентябрь, стр. 59–60, 63–64, 80–82, 92–93. 143 Алексей Афанасьевич профессор но церковной археологии и литургике в Киевской Дух. Академии, ныне в отставке. 160 Приветственное письмо преосвященного Владимира помещено в книге: «Описание празднования 50-летнего юбилея в священном сане Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, 23 января 1892 г.» прот. В. Владиславлева . Тверь, 1892 г. стр. 192. 161 Все приветственные адресы, письма и телеграммы напечатаны в книге «Описание празднования пятидесятилетнего юбилея Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, 25 января 1892 г.» протоиерея В. Владиславлева , Тверь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010