К концу 1864 основная тяжесть трудов по монастырским делам легла на ее плечи. М. М. Киселева добилась того, чтобы 20 июля 1865 Св. Синод открыл при ключах сестринскую общину. Чтобы обеспечить ее материально, Киселева передала инокиням принадлежавшие ей 20 десятин пашни под Пайгармой, то же самое сделали еще несколько богатых крестьян: Василий Губков из Болдова, Николай Росланкин, Дмитрий и Петр Костины, Семен и Степан Захаровы из Мордовской Пишли. Всего за общиной оказалось 46 десятин пашни и леса. в 1878 внес вклад император Александр Второй - 75 десятин земли в семи верстах от монастыря (т. н. «Царская дача»). Избранная попечительницей новой общины М. М. Киселева поручила устройство монастыря рясофорной инокине из Керенска Пелагее Степановне Смирновой. Весной 1865 началось строительство храма над источниками. За несколько месяцев число сестер увеличилось до 20 человек, потом к ним пришли еще десять «черничек». В 1882 община достигла численности 220 чел. В 1895 постоянный штат состоял из 47 монахинь, 8 указных послушниц, 271 живущих на испытании, на иждивении жили 15 стариц и 36 сирот из семей священнослужителей. По некоторым данным, к 1915 число монахинь, послушниц и иждивенцев достигло почти 600 чел. В Петербурге пайгармские сестры нашли поддержку в лице графа А. С. Апраксина и его жены графини Марии Дмитриевны. В Апраксином Дворе существовала часовня Пайгармского монастыря. Деньги в Пайгарму поступали от жертвователей из Тобольска, Москвы, Пензы, Ростова-на-Дону, Саранска, из Области Кубанского войска, Псковской, Астраханской, Казанской губ. В конце XIX в. открылись подворья в Саранске, Пензе, Инсаре и С.-Петербурге (вторая). Инсарское подворье в 1909 стало самостоятельным Свято-Ольгинским монастырем. До 1865 в Пайгарме стояла небольшая часовенка над источником и две полуразрушенные кельи. В 1866 была освящена обновленная часовня - Параскево-Пятницкая. На пожертвования многих доброхотов в 1874 была возведена Вознесенская церковь, позднее значительно расширенная. Окончательный ее вариант - трехпрестольный храм с центральным престолом во имя Вознесения Господня и придельными в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца, с пятью главами и колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=17594

( < < back) Преподобный Антоний Оптинский (Путилов; 1795–1865) — младший брат прп. Моисея Оптинского. Вместе с братом подвизался в суровом отшельничестве в Брянских лесах (Рославльские скиты). В 1821 г. братьями был основан скит при Оптиной пустыни, где о. Антоний с 1825 г. был скитоначальником. В 1839 г. он был назначен игуменом Малоярославецкого Черноостровского монастыря. Подвижник, необыкновенно строгий к себе, он нес еще и крест тяжкой болезни, не ослабляя при этом труда по духовному окормлению ближних. Обширное собрание писем преподобного было переиздано в 1992 г. (репринт, 1870). Скончался о. Антоний на покое в Оптиной пустыни широко известным старцем, к которому обращались многие знаменитые люди. В час кончины (7/20.08.1865), во время всенощной, умирающий вдруг начал звать к себе настоятеля. Как истинный послушник, он и в последний путь не мог отправиться без настоятельского благословения, и архимандрит Иссакий благословил страдальца на отшествие в вечность. Житие прп. Антония.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) Архимандрит Афанасий (Нечаев; †1944) — иноческую жизнь на Валааме начал в послереволюционное время. С 1926 года проживал в Париже, где окончил Богословский Институт. ( < < back) < >< back) > Монах Мартирий Глинский Постник (Кириченко; 1800–1865) — выдающийся подвижник Глинской пустыни, совершал чудеса воздержания и самоотвержения. По своим, неподражаемым в наше время, подвигам уподобился древним египетским отцам. Схиархим. Иоанн (Маслов). Глинский патерик. «Самшит», М., 1997 — с. 269. ( < < back) Схиархимандрит Иоанн (Маслов; 1932–1991) — подвижник и старец нашего времени. Насельник Глинской пустыни с 1954 г., был особенно близок с известным старцем схиархимандритом Андроником (Лукашом; 1889–1974). После закрытия монастыря с 1962 г. учеба в Московской Духовной Семинарии и Академии. Магистр богословия, известен своей незаурядной научно-богословской и преподавательской деятельностью в Московских духовных школах. Автор солидных церковно-исторических литературных трудов. См. о нем: Н.В. Маслов. Благодатный старец схиархимандрит Иоанн. М., 1997.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В епархиальной жизни царствование ознаменовано открытием новых епархий: таврической и уфимской в 1859 году, енисейской в 1861 году, якутской в 1869 году, алеутской в 1870 году, туркестанской в 1871 году. Образование последних трёх епархий вызвано было главным образом расширением территории России через присоединение в 1858 году от Китая обширного приамурского края и завоевание Туркестана в 1865 году. Варшавская епархия, увеличенная воссоединившимися холмскими униатами, переименована в холмско-варшавскую в 1875 году. В 1873 году мингрельская епархия обращена в викариатство имеретинской. В 1865 году разрешено открывать викариатства повсюду, где найдутся для того местные средства. В 1867 году отменено деление епархий на классы и изданы новые штаты архиерейских домов 328 . По прежним штатам епархии разделялись на три класса: первые два – для архиепископов, третий – для епископов. К первому классу причислены были только три епархии: новгородско-петербургская, московская и киевская и почти всегда были заняты митрополитами. В 1855 году учреждены епархиальные ревизионные комитеты. В 1857 году исправлена инструкция благочинным. В 1858 году войсковые обер-священники переименованы в главных священников. В 1858 году разрешать строить церкви предоставлено епархиальным преосвященным, – прежде разрешение надо было испрашивать у синода. В 1865 году предоставлено епархиальным архиереям право пострижения, монашествующих без разрешения синода. В 1868 году некоторые изменения внесены в строй московской синодальной конторы. В 1869 году утверждены новые штаты духовных консисторий, почти втрое увеличивавшие отпускаемую на их содержание сумму 329 . В том же году обращены в государственную собственность бывшие уже с 1852 года в казённом управлении церковные имения в Грузии, в 1871 году – в Имеретии и Гурии, в 1880 году – в Мингрелии, причём обозначена в пользу прежнего владельца ежегодная выдача суммы, равной годичному арендному доходу в год перехода имений в казну. В 1870 году образован был особый комитет для выработки проекта судебной реформы в духовном ведомстве, в зависимости от только что произведённой общей реформы суда. Комитет в 1873 году представил проект реформы, приближавшей духовное судопроизводство к светскому, с обособлением судебной власти от административной. Но – реформа не осуществилась 330 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Для успешного проповедничества был учрежден особый Цензурный комитет при духовной консистории, в обязанности которого входило назначение катехизаторов и рассмотрение их поучений и проповедей, и наблюдение за неопустительным их произнесением. В конце года этот комитет должен был отчитаться о проделанной работе и предоставить список наиболее отличившихся проповедников епархиальному начальству c. 12]. 11 февраля 1865 года состоялось открытие в г. Владимире училища для девиц духовного звания и освящение епископом Феофаном училищного храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В слове на освящение этого храма епископ Феофан, обращаясь к будущим воспитанницам, призывал их прибегать к Божией Матери, Которой посвящен данный храм, как дети, с любовью, и Она будет помогать во всем c. 76–77]. Начальницей этого училища была поставлена Александра Ильинична Березовская, бывшая фрейлина великой княгини Александры Федоровны, под покровом ее «наружного величия и придворной осанки скрывалось простое, любвеобильное и доброе материнское сердце. Эта материнская любовь и руководила ее воспитательной деятельностью» c. 80]. Это училище было рассчитано на 40 безмездных воспитанниц из Владимирской духовной семинарии, обучение девиц приняли на себя безвозмездно профессора Николай Иванович Флоринский и Михаил Иванович Херасков c. 288]. 12 июля 1865 года епископом Феофаном был проведен в этом училище первый экзамен, результатами которого он остался очень доволен c. 319–322]. В «Летописи…» за 1865 год сообщается о распространении на территории Владимирской епархии нескольких видов сект, например, секты хлыстов в Пенкинской волости, где главной сектанткой хлыстов являлась жительница деревни Лубенкино, временнообязанная крестьянка Акулина Тимофеева, носящая название Богородицы. Эта секта наживалась на легковерных крестьянах через различные роды с их стороны приношений и проповедовала «плотскую любовь и непочитание таинства Брака…» c. 127]. Особенно эта секта распространилась в деревне Клюшникове Ковровского уезда и деревне Мичурине в Судогодском уезде, где одного из хлыстов его последователи именовали апостолом Петром c. 128]. Епископ Феофан в борьбе с этой сектой в своей резолюции постановил, что так как хлысты относятся к изуверским сектам, их последователей, распространяющих это учение, необходимо взять под стражу и удалить с их места жительства c. 136].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Куксины первоначально заложили однопрестольную церковь, но в 1865 г. задумали расширить здание пристройкой двух приделов. Для этого требовалось благословение правящего архиерея и утверждение чертежей строительной комиссией при духовной консистории. 10 октября 1865 г. разрешение было получено. Братья Куксины уже давно с нетерпением ожидали этого указа, причем были готовы и рабочие, имелся необходимый стройматериал. К работе приступили 11 октября - десятки строителей трудились около храма, копая рвы для фундаментов. 17 октября, после литургии, состоялась торжественная закладка первых камней в основание южного придела, который решили посвятить памяти великих русских святителей - Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Честь положить первые кирпичи выпала Ивану Куксину и священнику Андрею Михаловскому. Затем отец Андрей сказал проповедь, призывая верующих заботиться о созидании и украшении приходских храмов. Когда приделы были выстроены, точно сказать нельзя. Известно, что в 1867 г. Поречье посетил епископ Иоанн. В «Журнале обозрения епархии» появилась запись, свидетельствующая о завершении строительства. Следовательно, храмы завершены не позднее 1867 г. С тех пор Покровская церковь имеет тот вид, к которому мы привыкли и наблюдаем сейчас. В 1871 г. на средства братьев Куксиных рядом с храмом была устроена каменная богадельня. На ее строительство купцы израсходовали 1500 рублей. Покровская церковь имела все необходимое для богослужений: паникадила, подсвечники, евхаристические сосуды, богослужебные книги. Утварь приобретали на средства, пожертвованные прихожанами. В 1865 г. на деньги улана Тимофея (его фамилия неизвестна) для украшения главного престола была куплена дарохранительница. На его же пожертвования в церкви появились медная крещальная купель и венцы для брачующихся. В 1932 г. приход возглавлял протоиерей Михаил Александрович Александровский. Он происходил из семьи священника села Ильинского Сычевского уезда. О жизни отца Михаила можно узнать из строк протокола допроса от 3 сентября 1932 г. Священник был арестован 9 июля 1932 г. После ареста содержался в демидовском доме заключения, затем переведен в Смолтрудколонию. Обвинялся по ст. 58-10, 11 УК РСФСР. Заседанием Тройки ПП ОГПУ Западной области от 20 ноября 1932 г. М. А. Александровский из-под стражи был освобожден, с зачетом в наказание срока предварительного заключения. 31 марта 1989 г. Прокуратурой Смоленской области отец Михаил Александровский реабилитирован.

http://sobory.ru/article/?object=08293

235. Казанский – Головинский , женский, общежительный, при сельце Головине, Московской губ. и уезда, в 9 вер. к сев.-зап. от Москвы. Учрежден в 1882 г. под именем женской общины на средства купца Никиты Сидорова; в 1885 г. возведена на степень общежительного монастыря. В 1888 г. здесь погребен иеросхимонах Златоустовского Московского м-ря Исихий, в схиме Иоанн, бывший духовником Головин. м-ря. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1883 г., 13, ст. 131; 1886 г., 38, ст. 338; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1882 г., 58; 1885 г., 189; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 47, 1325. 236. Казанский – Колычевский , женский, общежительный, при сельце Колычеве, Рязанской губ., Егорьевского у., в 9 вер. к югу от Егорьевска. Существовавшая здесь с 1865 г. женская богадельня в 1875 г. переименована в общину с укреплением за нею капитала и недвижимого имущества, пожертвованных вдовою тит. сов. Степановою (8.000 руб.) и купцом Ротиным (227 дес. земли). В 1885 г. община переименована в общежительный монастырь. При м-ре существует училище для мальчиков. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1876 г., 42, ст. 490; 1885 г., 119, ст. 981; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1875 г., 154; 1884 г., 258; 1885 г., 189. 237. Казанский – Троицкий , женский, общежительный, в гор. Троицке, Оренбургской губ. Учрежден в 1861 г. под именем женской общины, которая в 1862 г. принята под покровительство духовного и гражданского начальств, а в 1865 г. переименована в нештатный м-рь. “Сенат. ведом.”, 1862 г., 24; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1865 г., 90, ст. 574; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1861 г., 17 (учр. общ.); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 176. 238. Казанский – Явленский , женский, 1-го класса, в гор. Рязани, в вост. его части, у лугов. Первоначально находился в самом городе, близ нынешнего Спасского м-ря, но по неудобности перенесен в 1787 г. на настоящее место. Время основания его неизвестно, однако же некоторые относят к началу XVI ст.; первое же известие о нем встречается при архиеп. Рязанском Антоние (1619 – 1637 г.), когда в Явленском женском м-ре был поп Филат.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1609 г. церковь перешла к униатам. Во время войн XVII в. была разрушена и пришла в запустение, в XIX в. ее перестроили, одно время в ней находился анатомический театр. В 1865 г. под рук. проф. А. И. Резанова и акад. Н. М. Чагина началось восстановление Пречистенского собора, освященного 22 окт. 1868 г.; 12 нояб. 1868 г. был освящен придел во имя свт. Алексия; в 1871 г. устроен и освящен придел во имя сщмч. Макария Киевского. Ц. во имя вмц. Параскевы Пятницы была сооружена в 1345 г. по повелению первой супруги вел. кн. Ольгерда Марии Ярославны, кнж. витебской, к-рая была здесь погребена. Церковь в 1557 г. сгорела во время большого пожара, через 3 года была восстановлена с разрешения польск. кор. Сигизмунда II Августа и освящена в честь Богоявления Господня, но продолжала именоваться Пятницкой. В 1611 г., после очередного пожара, была передана Свято-Троицкому мон-рю, в то время находившемуся под властью униатов. В 1655-1661 гг., когда город временно перешел под власть царя Алексея Михайловича, Пятницкая ц. была восстановлена и передана православным. В 1698 г. ее внутренний вид был устроен по образцу древнерус. храмов. В ней неоднократно молился имп. Петр I в бытность свою в Вильно и крестил здесь арапа Ибрагима, предка А. С. Пушкина. После 1796 г., когда обрушилась крыша, храм находился в руинах до 1864 г. По распоряжению генерал-губернатора края гр. М. Н. Муравьёва восстановление церковного здания было выполнено по проекту архит. А. Марциновского под рук. Чагина, в 1865 г. церковь была освящена. К числу древнейших христ. святынь Вильнюса принадлежит ц. свт. Николая (Перенесенская). Первое упоминание об этой церкви относится к 1511 г., в 1514 г. по разрешению кор. Сигизмунда I отстроена в камне кн. К. И. Острожским наряду со Свято-Троицкой. В 1609-1827 гг. в числе др. церквей города принадлежала униатам. Первоначальный облик церкви был близок к готическим храмам, но наличие 3 апсид свидетельствует о ее первоначальной постройке в стиле правосл. архитектуры; перестраивалась после пожара 1748 г. по проекту архит. Глаубица и в 1865 г. в русско-визант. стиле по проекту Резанова. В 1866 г. состоялось торжественное освящение возобновленного храма (Литовские ЕВ. 1866. 21. С. 92), в 1869 г. была освящена часовня в честь архистратига Михаила, построенная также по проекту Резанова. Это массивное здание типа четверика на восьмерике, с круглым куполом примыкает вплотную к юж. фасаду церкви, к к-рому пристроена также многоярусная колокольня под высоким шатром, нижние ярусы к-рой - четверики, верхние - восьмерики. Фасады украшены орнаментальными поясами из цветного кирпича; окна и порталы отделаны наличниками. В убранстве интерьера использованы витражи. Мозаика «Архистратиг Михаил» в часовне выполнена в мастерских имп. АХ. В храме хранятся частицы мощей свт. Николая, привезенные из Бари.

http://pravenc.ru/text/158622.html

  14 января 1865 года И здесь пред Крещением была самая тяжелая погода, долго шел проливной дождь и было очень тяжко от густоты облаков. Сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим — так молится Святая Церковь и так научает нас молиться.   16 января 1865 года На днях прочитал я внимательно «Слово о Иисусовой молитве». В нем со всею ясностию изложено, что моление с заключением ума в слова молитвы есть самое полезное и безопасное, что механизм чрез ноздренное дыхание с усилием взойти умом в сердце воспрещен святыми Отцами для не созревших к такому молению! Тебе необходимо молиться первым способом, принимая в руководство общее правило и не принимая в руководство исключений из общего правила, совершившихся по особенному смотрению Божию. Я стараюсь приобучаться единственно к первому способу, как необходимому для внимания. Внимание — душа молитвы. Стараюсь даже устранять все прочее, чтоб делание было вполне бескорыстным, чтоб преуспеяние было вполне предоставлено воле Божией.   21 января 1865 года На днях я взглянул в книгу Варсонофия Великого; открылась книга на стран 362, где на первой же строчке сказано: «Благому непременно сопротивляется скорбь от зависти диавольской, но молитвою оное благое умножается». Это можно отнести и к напечатанию «Опытов». Видно и действие против напечатания и действие, содействующее напечатанию, устрояемое Промыслом Божиим. Помяни, Батюшка мой, какие труды и скорби потерпели все, распространявшие Слово Божие и истинное учение о Боге. Скорби служат свидетельством исследования истине в этом деле. Напротив того, с невозбранным от миродержца успехом, с наградою от мира, печатаются книги в духе и видах миродержца, хотя бы они и носили название, заимствованное из христианства. В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, ищут наслаждения и восторгов, льстят себе и орудием, данным во спасение, убивают свои души. Существенно нужно правильное понимание молитвы в наше время! Она — существенный, единственный руководитель в наше время ко спасению. Наставников нет! Лучшие, сколько известно, наставники Оптинские. Но они исключительно телесные делатели, и потому сами во тьме ходят и последующих им держат во тьме, удовлетворяясь сами и требуя от других единственно телесного исполнения заповедей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

152 Феодор Колокотронис (1770–1843) – легендарный предводитель греческого восстания 1821 г. Сторонник политики И. Каподистрии и русской ориентации греческой политики. 153 Андреас Метаксас (1790–1860) – греческий политический деятель, участник восстания 1821 г. После смерти Ф. Колокотрониса – лидер русской партии. Военный министр (1841), премьер-министр Греции (1843–1844), министр экономики (1844–1845), посол Греции в Константинополе (1850–1853). 154 Андрей Дмитриевич Блудов (1817–1886) был посланником в Афинах с 25 октября 1861 по 30 августа 1865 г. 155 Илиас Танталидис (1818–1876) – известный греческий поэт, филолог и педагог. Родился в Константинополе, учился в Великой школе, затем в Евангелической гимназии в Смирне, в течение шести лет был воспитателем детей Стефана Карафеодори. В 1840–1843 гг. учился в Афинском университете, с 1846 г. в течение 30 лет преподавал греческую словесность в Халкинской богословской школе. 158 Греческая газета говорит: при этом незлобивый епископ благословлял народ. (Прим. о. Антонина.) 159 Болгарская газета «Советник» (см. сноску ниже) всех членов Комиссии называет пламенеющим эллинизмом. (Прим. о. Антонина.) 160 Газета «Съветник» издавалась в Константинополе в 1863–1865 гг. Т. Бурмовым. Издание выражало интересы умеренного течения в борьбе за церковную независимость. 161 Артский митрополит Софроний был личный враг Патриарха. Человек весьма живых и переменчивых наклонностей. Показывал себя противником системы геронтизма и поборником новых порядков, за что и был призван советом к председательству. Патриарху, конечно, не хотелось видеть его в совете, и, вероятно, он требовал, чтобы тот вышел из совета. Митилинский был самый преданный Иоакиму человек. Интрига не удалась, и Артский продолжал председательствовать в совете, действуя постоянно в подрыв Его Всесвятости. (Прим. о. Антонина.) 162 При изъятии из обращения в сентябре 1862 г. бумажек (каиме), правительство нашло необходимым прибечь к этой мере. (Прим. о. Антонина.) 163 Диван составлял как бы консисторию епархии Константинопольской, но по неизбежной смешанности дел Патриархальных и епархиальных, Великий Протосигел приобрел не принадлежащее сему званию значение, бывшее причиной постоянных жалоб и общего неудовольствия. (Прим. о. Антонина.)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Санкт-Петербург. Церковь Троицы Живоначальной (новая) на военно-морском кладбище. Троицкая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1862 и 1865. Год утраты:1932 (разобрана) Архитектор: Г.И. Карпов Адрес: г. Кронштадт, Кронштадтское шоссе, Троицкое православное кладбище Координаты: 60.017476, 29.717525 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты За ветхостью и теснотой старой церкви, устроена новая, нынешняя деревянная церковь, по проекту архитектора В.А. Кавоса. Начатая в сентябре 1862 г., она окончена в августе 1865 г. и освящена 19 сентября 1865 г. митрополитом Исидором. Новая, деревянная церковь, отстоит от прежней на 50 саж. к юго-востоку. На ней пять семигранных куполов и такая же колокольня; фундамент из цоколя в 14 вершков. Длина церкви 161,5 саж., ширина 6,5; высота главного купола, с крестом, 15 саж.; высота колокольни с крестом 16 саж. Снаружи церковь обшита тесом, украшена резьбой, выкрашена масляною темно-сиреневою краской; украшения - выступы темно-палевою охрою. Крыша железная, окрашена медянкой; купола и колокольня покрыты английским белым железом и выкрашены белой масляной краской. Кресты семиконечные, железные, вызолоченные, укреплены золочеными цепями. Церковь имеет 3 входа. Пред входами - площадки из путиловской плиты, с навесами на резных деревянных колоннах, покрыты железом. Длина алтаря 3 саж., ширина 3 саж. Справа ризница, слева – угольник. Длина амвона 1 саж, 12 верш.; ширина 6 саж. Амвон отделен чугунною решеткой, с поручнями красного дерева. Длина церкви от амвона до притвора 6½ саж. Длина притвора 3 саж., ширина 4 саж. Пол в алтаре и на амвоне паркетный, в остальной части храма сосновый, выкрашенный масляной краской.

http://sobory.ru/article/?object=37571

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010