26 Ср. Заявление Синода от 8 марта 1917: «Г-н Обер-Прокурор нам объяснил, что Временное Правительство считает себя облечённым всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах». 27 Визит организовало Общество любителей духовного просвещения. Через год митр. Владимир изменил своё мнение. 31 Филарет (Никольский; 1858–1922), архиеп. – с 1914 еп. Астраханский и Енотаевский, противник Распутина, 24 мая 1916 уволен на покой (6 июля на кафедру назначен еп. Митрофан (Краснопольский)), с 1920 архиеп. Самарский и Ставропольский. 33 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927) – еп. Нарвский (1903–1908), уволен на покой за отказ произносить на богослужениях титул государя «самодержавнейший», еп. Владикавказский и Моздокский (1913–1917), один из лидеров обновленцев с 1922. 35 Еп. Гермоген был одним из организаторов Саратовского отделения СРН, руководившего бесчинствами в октябре 1905. В частности, погромщиков вдохновило изданное им «Патриотическое воззвание к русскому воинству и русскому народу». 36 Кальманович Самуил Еремеевич (1858 – после 1934) – юрист и общественный деятель, вёл адвокатскую практику в Саратове, защищал интересы евреев в делах о кишинёвском, гомельском и киевском погромах. 37 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – настоятель храма на хуторе Ельшанка под Царицыным, с 1913 настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины; тесть Свенцицкого. Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – в октябре 1907 возглавил местную организацию партии эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 выпущен на поселение. Комиссар Временного правительства по Черноморской губ. (осень 1917), 26 июля вёл работу губернского съезда партии эсеров в Туапсе, 26 октября создал в городе комитет общественной безопасности. Расстрелян большевиками. 39 14 апреля 1917 еп. Андрей (Ухтомский) стал членом Синода, a 24 мая вошёл в тройку кандидатов на Петроградскую кафедру, но избран не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

289 Антонин (Александр Аркадьевич Грановский; 1865–1927), в 1903–1908 гг. епископ Нарвский, викарий С.-Петербургской епархии. С 1913 г. епископ Владикавказский. После Поместного собора Русской Церкви 1917–1918 гг. нового назначения не получил, в 1922 г. примкнул к обновленческому движению и возведен обновленцами в сан митрополита. 291 Само собой, понятно, что здесь идет речь не о недостатке формул, а о невыясненности принципов. 292 ...блуждающим богословием. – Н. К. Никольский имеет в виду сочинение старообрядческого апологета Ф.Е. Мельникова «Блуждающее богословие. Обзор вероучений господствующей церкви» (М., 1911. Вып. 1), в котором доказывается, что богословская система Русской Православной Церкви является смесью католичества и протестантизма. Книга была конфискована, автор отдан под суд. 296 ...предсоборного присутствия. – Специально учрежденный орган, на который возлагалась задача подготовки к Поместному собору Русской Церкви. В состав присутствия входили обер-прокурор и его помощник, 10 архиереев, 7 священников и 21 профессор духовных академий. Работа Предсоборного присутствия началась в марте 1906 г., закончилась в декабре 1906 г. в связи с отказом Николая II от проведения Собора. 298 Голубинский Евгений Евстигнеевич (1834–1912), историк Русской Церкви, профессор Московской духовной академии, автор труда «История Русской Церкви». 299 Косма Пресвитер (вторая четверть Х в.), южнославянский церковный писатель, автор сочинения «Беседы», в котором обличается ересь богомилов. «Беседы» Космы Пресвитера были популярны на Руси в конце XV в. 300 По словам Титмара Мерзебургского... – Немецкий летописец Титмар, епископ Мерзебургский (XII в.). Принимал личное участие в походах против славян, составитель «Хроники» в 8 книгах. 301 «...слава Тебе». – Н. К. Никольский цитирует «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона. См. этот же текст в переводе Л.А. Дмитриева (Литература Древней Руси: Хрестоматия/Сост. Л.А. Дмитриев. СПб., 1997. С. 48). 302 …на страницы «Повести временных лет» (под 1037 годом). – Н. К. Никольский подразумевает следующие слова: «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем премудрость и воздержание. Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости...» и т.д. (Памятники литературы Древней Руси XI – нач. XII в. М., 1978. С. 167).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

58 «Программа Православной Свободной Народной церкви», 22 ноября 1920 г. Типографский оттиск (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 263. Конверт, в котором содержится типографский текст, имеет старую рукописную нумерацию л. 186–189 (л. 245–246 об.). 59 Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), архиепископ Тобольский и Сибирский. 8 марта 1917 г., согласно прошению, уволен на покой с назначением управляющим (на правах настоятеля) Высокогорским Воскресенским монастырем в Нижегородской губернии, уволен от управления 10 декабря 1918 г. 3 июня 1919 г. назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря в Тверской епархии. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, однако к месту назначения не поехал. Подробнее см.: Крапивин М. Ю. Архиепископ Варнава (Накропин) и религиозная политика ВЧК: 1918–1922 годы//Вестник церковной истории. 2011. 3/4 (23/24). С. 113–156. 60 Антонин (Грановский; 1865–1927 гг.), в марте 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 г.— второй, а с 1905 г.— первый викарий Санкт-Петербургской епархии. В декабре 1905 г. отказался от произнесения при поминовении государя титула «самодержавнейший». В феврале 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». В декабре 1913 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В январе 1917 г. вновь уволен на покой по болезни с определением пребывания в московском Богоявленском монастыре. В 1921 г. был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении в связи с вводившимися им в богослужебную практику литургическими новшествами. 13 мая 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», позднее возглавив обновленческий раскол. 61 РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 16341, л. 1–1 об. 62 Там же, л. 1–2 об. Ленин написал вверху листа: «1920 От Красикова 30/ХI»; «в архив». 63 Там же, ф. 76, оп. 3, д. 196, л. 3–3 об., без даты. 64 Речь идет о заседании Политбюро ЦК РКП(б) от 26 октября 1919 г. (Там же, ф. 17, оп. 163, д. 14, л. 3, 4 об.). 65 Серафим (Остроумов; 1880–1937 гг.), с 27 мая 1917 г. по 18/19 августа 1917 г. епископ, временно управляющий Орловской епархии; с 18/19 августа 1917 г. епископ Орловский и Севский.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Антоний (Мельников), архимандрит, архиепископ. Антоний (Панкеев Василий Александрович; 1892–1938), священномученик, епископ. В 1923 г. рукоположен в обновленческого «епископа Херсонского». В 1924 г. принес покаяние, хиротонисан во епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Арестован и выслан в Харьков в конце 1924 г., вновь арестован в 1926 г., до 1929 г. в заключении. После лагеря отправлен в ссылку в Сибирь. С 1933 г. епископ Белгородский. Арестован в 1935 г., отправлен в лагерь. Расстрелян. Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), митрополит. В 1897 г. хиротонисан во епископа Чебоксарского. В 1906–1907 гг. член Государственного совета. С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. Член Св. Собора 1917–1918 гг., первый из трех кандидатов на Патриарший Престол. С 1917 г. митрополит. В 1918 г. избран митрополитом Киевским и Галицким. В 1918 г. арестован по распоряжению правительства С. В. Петлюры. До лета 1919 г. в заключении на территории Польши. В августе 1919 г. возвратился в Россию. В 1920 г. эмигрировал в Грецию. В сентябре 1920 г. по вызову генерала П. Н. Врангеля выехал в г. Севастополь. В октябре 1920 г. эмигрировал в Константинополь. Возглавил Высшее церковное управление за границей. С 1922 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ. Скончался в г. Сремски-Карловцы, похоронен в Белграде. Антоний, Нижегородский епископ. Антоний, святой мученик Виленский. Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927), епископ, обновленческий «митрополит». В 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии. В 1917 г. уволен на покой по болезни. В июле 1922 г. председатель обновленческого ВЦУ, назначен «архиепископом Крутицким», с августа 1922 г. «митрополит Московский», возглавил образованный им обновленческий «Союз церковного возрождения». В сентябре 1922 г. вышел из состава обновленческого ВЦУ и сделал заявление о прекращении «евхаристического общения» с «живоцерковниками». В октябре 1922 г. возглавил обновленческое ВЦУ в новом составе. В 1923 г. сложил с себя титул «митрополита», стал именоваться «епископом Союза церковного возрождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Бывая в монастырях, познакомился с прпп.Сергием Радонежским и Стефаном Махрищским. В преклонных летах оставил мир, удалившись в Симонов монастырь, где со временем стал игуменом. В видении повелено было ему пойти на Белоозеро и основать там монастырь, что он и исполнил. Обитель эта стала центром просвещения, ревнителем Православия и образцом общежития. Память 9 июня. 226 «Тон деспотин ке Архиереа имон, кирие, филатте ис полла эти деспота» (греч.) – т.е. «Господина и Архиерея нашего сохрани, Господи, на многая лета», – поют при архиерейском служении перед облачением. 228 Антонин (Грановский, 21.11.1865 – 14.1.1927) – обновленческий «митрополит Московский». Родился в Полтавской губернии. Закончил Киевскую духовную академию (1891), во время учебы в которой постригся в монахи (1890). Хиротонисан во епископа Нарвского, викария Санкт-Петербургской епархии (1903). Уволен на покой (1908). Епископ Владикавказский и Моздокский (1913). Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. Уволен на покой по болезни (1917), но остался жить в Москве в Заиконоспасском монастыре без назначения. Патриархом Тихоном на него наложен запрет за вводимые им новшевства при богослужении. Уклонился в обновленческий раскол (апр.-май 1922), став первым архиереем обновленцев, председателем ВЦУ. «Митрополит» (авг. 1922). Провозгласил автокефалию собственной церкви, назвав ее «Союзом церковное возрождение». Литургию совершал вечером, причастие преподавал сахарными щипцами, престол вынес на солею, закрыв царские врата, молился на русском языке, пел канты. Уволен в отставку с должности председателя ВЦУ (июнь 1923). Обновленческим синодом лишен сана (окт.1923). Скончался в Москве. 232 Епископ Герман (Николай Степанович Ряшенцев, 10.11.1884 – 15.9.1937) – брат епископа Варлаама (Ряшенцева) . Родился в Тамбове в купеческой семье. Окончил Казанскую духовную академию (1906), на четвертом курсе которой принял монашеский постриг. Ректор духовных семинарий: Вифанской (1912) и Владимирской (1918). С епископом Феодором (Поздеевским) составил акафист св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

В действительности, Патриарх Тихон обратился с Известительным посланием к предстоятелям других Православных Церквей не «тотчас по своем избрании», а лишь по прошествии полугода, в мае 1918 г. Синодом Константинопольской Православной Церкви Патриарх Тихон был признан в сентябре 1918 г. Другие предстоятели, в частности Патриарх Иерусалимский Дамиан, поздравили новоизбранного Патриарха Московского раньше [«Господь явил…», 123–135]. Имеется в виду учреждение самочинного органа церковного управления (ВЦУ), представленное в советской прессе как добровольная передача власти Патриархом Тихоном. Так, в центральном печатном органе РКП(б) было дано такое сообщение: «Вчера, после долгой беседы, было достигнуто соглашение с патриархом Тихоном о том, что церковная власть, впредь до окончательного сформирования церковного управления, переходит к временному высшему церковному управлению в составе: епископа Антонина, епископа Леонида, протоиерея Введенского, священников Красницкого, Калиновского и Белкова, дьякона Скобелева и представителя мирян Хлебникова»» (Передача власти патриархом Тихоном//Правда. 1922. 20 мая). Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич, 1854–1928). Епископ Православной Российской Церкви с 1889 г., с 1904 г. – архиепископ, с 1913 г. – на Ярославской кафедре, с 1917 г. митрополит Ярославский и Ростовский. В мае 1922 г. получил от Патриарха Тихона поручение пребыть в Москву и временно возглавить патриаршее Высшее церковное управление, но не смог его исполнить, т. к. был задержан ГПУ в Ярославле. В июне 1922 г. был арестован, а затем отправлен в ссылку в Нарымский край (ныне Томская обл.), откуда вернулся в Ярославль только в 1926 г. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых. Антонин (Грановский Александр Андреевич, 1865–1927). Епископ Православной Российской Церкви с 1903 г. В 1908–1913 гг. и с 1917 г. на покое. Проживал в московском Заиконоспасском монастыре. С мая 1922 г. председатель обновленческого ВЦУ, именовался в обновленчестве «архиепископом Крутицким», а затем «митрополитом Московским». В мае 1923 г. обновленческим собором избран председателем новообразованного «Высшего церковного совета». В июне 1923 г. выведен из состава руководящих обновленческих органов. Возглавлял собственную группировку «Союз церковного возрождения».

http://bogoslov.ru/article/6172721

Деятельность Общества распространения религиозно-нравственного просвещения продолжала расширяться. На Большой Охте построили деревянный храм Общества в честь Казанской иконы Богоматери. В воскресенье 15 января 1906 года о. Вениамин сослужил епископу Нарвскому Антонину (Грановскому; 21 ноября 1865 – 14 января 1927), освящавшему главный алтарь нового храма. Через две недели о. ректор освятил там придел святителя Николая и св. мученицы Александры 296 . В С.-Петербургской епархии это был первый престол, освящение которого возглавил будущий Петроградский митрополит-священномученик. Весной 1906 года в селе Александровском, за Невской заставой, завершилась перестройка молитвенного дома Общества под храм, освященный 19 марта во имя св. Серафима Саровского . Священнодействие возглавил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) . Ему сослужили архимандрит Вениамин с иеромонахом Геннадием (Туберозовым). В службе участвовал семинарский эконом диакон Александр Копейкин, а хором управлял один из семинаристов – Макаров 297 . 14 декабря 1908 года о. Вениамин стал участником торжеств освящения грандиозного каменного Воскресенского храма Общества на Обводном канале, у Варшавского вокзала, сменившего временный деревянный 298 . В тот день молебен в новом храме совершали все три митрополита – С.-Петербургский, Московский и Киевский – и пять других архиереев. Воскресенский храм получил широкую известность как оплот борьбы с пьянством. В 1898 году при нем возникло Александро-Невское общество трезвости, сеть отделений которого очень скоро охватила весь город. Этому обществу предшествовали первые объединения трезвенников – с их членами о. Вениамин проводил духовные беседы со студенческих лет. Тесные связи с рядом старейших обществ трезвости, включая Борисоглебское, в приходе одноименной церкви на Калашниковской набережной, он сохранял и позднее. 28 октября 1907 года архимандрит Вениамин участвовал в торжественном молебствии по случаю его 12-летия 299 . А 21 мая 1908 года о. ректор семинарии возглавил паломничество большой группы трезвенников Сампсониевского общества на Валаам 300 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такое имя назвал Владыка, но, скорее всего, имеется в виду епископ Антонин (Грановский) (1865–1927). — Концевая сноска 41 на с. 386. 152 Фраза, сконструированная из русских слов с соблюдением правил латинской грамматики. Переводится приблизительно как: Консистория есть обдираловка для попов и дьяконов. — Концевая сноска 42 на с. 386. 153 Некоторые, впрочем, уже в наше время испытывали легкую ностальгию по этим правилам. Так, архиепископ Сергий (Ларин), назначенный служить в Берлин, приезжая оттуда, жаловался: «Согласно правилу, архиерею полагается ехать на Рождественскую службу в санях, запряженных шестеркой лошадей, в бобровой шубе. А мне как быть? Праздник Рождества у меня есть. Сани тоже есть, и «шестерка лошадей» найдется (он имел в виду свой роскошный автомобиль). Бобровая шуба, наконец, есть… Но где же мой снег?!» Один архимандрит очень хотел стать архиереем. Говорил: «Моя речь при наречении будет короткой. Я скажу: «Благодарю вас, досточтимые архипастыри, что исполнили мое давнишнее желание». Правда, стать архиереем ему так и не довелось, и кончина его была светла: он умер на светлой седмице, вернувшись из церкви. В те годы еще рассказывали: маститого протоиерея постригали в монашество с тем, чтобы буквально через день поставить его во епископа. Во время пострига, когда на вопрос: «Почто пришел еси, брате?» — он должен был сказать: «Постнического жития взыскуя» — он простодушно ответил: «Архиерейского жития взыскуя…» 154 Популярность его в народе была невероятной. В каждом православном доме был его прижизненный портрет. Ему постоянно дарили разноцветные шелковые рясы (редко он носил их больше одного дня), облачения, украшенные наперсные кресты. То, что ему давали, он раздавал. Масса его вещей и сейчас ходит по всему миру, не только в России, но и за рубежом. У меня тоже хранится несколько его вещей. 155 Владыка Донат служил одно время в соборе. Он долго был игуменом, потом его посвятили в архимандриты, и очень быстро рукоположили в епископы. Он был уже преклонных лет, но с ним жила его мать, совсем древняя старушка. Потом, когда мать умерла, он рассказывал: «Ездил на кладбище. А потом, когда ехал домой, все думал: «Вот приеду домой, маме расскажу, как на кладбище был…»». 156

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

У России есть будущее, у России непременно будет будущее, и будущее великое, — как мы глубоко исповедуем на основании того исторического опыта, который прошло наше Отечество. Такое имя назвал Владыка, но, скорее всего, имеется в виду епископ Антонин (Грановский) (1865–1927). — Концевая сноска 41 на с. 386. Фраза, сконструированная из русских слов с соблюдением правил латинской грамматики. Переводится приблизительно как: Консистория есть обдираловка для попов и дьяконов. — Концевая сноска 42 на с. 386. Некоторые, впрочем, уже в наше время испытывали легкую ностальгию по этим правилам. Так, архиепископ Сергий (Ларин), назначенный служить в Берлин, приезжая оттуда, жаловался: «Согласно правилу, архиерею полагается ехать на Рождественскую службу в санях, запряженных шестеркой лошадей, в бобровой шубе. А мне как быть? Праздник Рождества у меня есть. Сани тоже есть, и «шестерка лошадей» найдется (он имел в виду свой роскошный автомобиль). Бобровая шуба, наконец, есть… Но где же мой снег?!» Популярность его в народе была невероятной. В каждом православном доме был его прижизненный портрет. Ему постоянно дарили разноцветные шелковые рясы (редко он носил их больше одного дня), облачения, украшенные наперсные кресты. То, что ему давали, он раздавал. Масса его вещей и сейчас ходит по всему миру, не только в России, но и за рубежом. У меня тоже хранится несколько его вещей. Владыка Донат служил одно время в соборе. Он долго был игуменом, потом его посвятили в архимандриты, и очень быстро рукоположили в епископы. Он был уже преклонных лет, но с ним жила его мать, совсем древняя старушка. Потом, когда мать умерла, он рассказывал: «Ездил на кладбище. А потом, когда ехал домой, все думал: «Вот приеду домой, маме расскажу, как на кладбище был…»». Помню, когда этот фильм только появился, меня пригласили на просмотр, а я тогда лежал больной и не мог подняться, поэтому билет свой отдал сестре Ольге Владимировне. Она вернулась с просмотра в ужасе от количества в фильме жестоких, кровавых сцен, а я полного варианта так и не видел.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

680. Беседа в праздник св. мучеников, об апостоле Петре и пророке Илие. 1865. I. 220. 681. Слово первое по случаю перенесения св. мощей в церковь апостола Фомы. 1865. I. 242. 682. Слово второе, по тому же случаю. 1865. I. 251. 683. Слово по случаю землетрясения. 1865. I. 262. 684. Слово огласительное, первое, к готовящимся ко крещению. 1865. II. 269. 685. Слово огласительное, второе, к готовящимся ко крещению. 1865. II. 287. 686. Слово к новокрещенным. 1865. II. 309. 687. Слово в похвалу Диодору, епископу тарсийскому. 1865. II. 316. 688. Беседа о проклятии. 1865. II. 321. 689. Слово против называвших себя чистыми. 1865. II. 333. 690. Слово против зрелищ. 1865. II. 338. 691. Беседа в присутствии Готфов. 1855. II. 350. 692. Слово против живших вместе с девственницами. 1865. II. 372. 693. Слово против девственниц, живших вместе с мужчинами. 1865. II. 416. 694. Слово по случаю бегства консула Евтропия. 1865. II. 457. 695. Беседа по тому же случаю. 1865. II. 467. 696. Беседа по случаю ссылки Сатурнина и Аврелиана. 1865. II. 506. 697. Слово по возвращении св. Иоанна Златоустог о из Азии в Константинополь. 1865. II. 516. 698. Слово по случаю возвращения епископа Севериана. 1865. II. 524. 699. Слово первое пред отправлением св. Иоанна Златоуста в ссылку. 1865. II. 528. 700. Слово второе, по тому же случаю. 1865. II. 537. 701. Слово первое, по возвращении из первой ссылки. 1865. II. 541. 702. Слово второе по тому же случаю. 1865. II. 545. 703. III. Письма к разным лицам. 1866. I. 3176. II. 177320. IV. Отрывки из бесед. 704. Умная и степенная жена есть для мужа лучшая наставница в добродетели. 1829. XXXVI. 178. 705. Как мужья должны исправлять своих жен. 1829. XXXVI. 178. 706. Второй брак иногда бывает соединен со многими неприятностями. 1829. XXXVI. 184. 707. Смерть детей должно переносить с благодушием. 1825. XX. 74. 708. Нет человека, который бы жил без печали. 1825. XX. 80. 709. Мысли, а не бедствия возмущают жизнь нашу. 1825. XX. 186. 710. Не богатство причиною нашего удовольствия, и не бедность – печали, но мысли наши. 1825. XX. 191.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010