А что касается страхования «Троицы», то, по словам игумении Ксении, «типовая форма договора безвозмездного пользования музейными предметами религиозного назначения, утвержденная приказом Минкультуры России от 10 июня 2022 года 964, не обязывает ни религиозную организацию, ни музей страховать музейные предметы за свой счет». Из интервью игумении Ксении можно узнать также, что «имеется много других случаев передачи религиозным организациям Русской Православной церкви музейных ценностей религиозного назначения». В Москве, например, «в безвозмездное пользование Новодевичьего монастыря передана 271 икона в составе пяти иконостасов, находящихся в оперативном управлении Государственного исторического музея». А «в безвозмездном пользовании Патриаршего подворья при храме Живоначальной Троицы в Останкино Москвы находится 149 икон, включенных в состав государственной части Музейного фонда РФ и находящихся в оперативном управлении государственного музея-заповедника «Останкино и Кусково»». Из министерских коридоров тем временем  просачиваются сведения , будто «Троицу» в самом деле передадут 4 июня 2023 года в храм Христа Спасителя, но не на год, а всего на две недели – после чего год будут ее реставрировать во ВНИИХРЦ имени Грабаря. Пока будет проходить эта реставрация, Троицкий собор в Сергиевой лавре будут готовить к приему реликвии, которая формально «будет передана не Лавре, а Сергиево-Посадскому музею-заповеднику». И здесь вновь стоит обратить пристальное внимание на расстановку акцентов. «С точки зрения документации это оформляется так же, как при подготовке экспоната для передачи на временную выставку на внешней площадке, – поясняет некий источник «Коммерсанта» в Минкультуры РФ. – Поэтому от Минкульта может потребоваться только согласование соответствующего решения Третьяковки, распорядительных документов от Минкульта Третьяковке ждать не следует». Сравним это со словами Дмитрия Пескова (см. выше): та же схема распределения ответственности. Теперь решение принимает Третьяковская галерея, а от Минкультуры требуется «только согласование».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Одна из важнейших практических задач – не разрывать связей многообразных областей христианского искусства, но продолжать возвращение к их прежней целостности, причём на всех уровнях: лично для каждого из нас, затем, в отдельных церковных и светских организациях, в том числе и учебных, наконец, в масштабах сотрудничества церковных и светских структур. Важно формирование характера произведений всех видов церковного искусства и зодчества как соответствующих своему времени, но в лоне традиции. Это весьма “тонкая” задача, решение которой возможно не на кабинетном уровне и не в мастерских только, но при подлинной рецепции результатов деятельности мастеров всей Церковью – и священноначалием, и профессионалами, и народом. Будем помнить, что искусство Церкви – это удивительно благоприятная среда для воцерковления и одухотворения жизни современных христиан, живущих в мире, даже и не именуемом христианским (или порой только именуемом), а также свидетельство о Полноте христианства, которая раскрывается не иначе, как в Православной Церкви, дарующей нам смысл бытия. Библиография A. Источники A.I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета A.II. Вселенские и поместные соборы, св. отцы и другие источники Б. Исследовательская и справочная литература Б.I. Общие труды Б.II. Литургика. Богословие и философия церковного искусства Б.III. История церковной архитектуры Б.IV. Церковная живопись Б.V. Малые формы церковного искусства, скульптура Б.VI. Проблемы церковной археологии и охраны памятников В. Неопубликованные материалы B.I. Авторефераты диссертаций B.II. Дипломные работы B.III. Методические разработки Список сокращений ГАХМЗН – Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник, Новгород. ГММК – Государственные музеи Московского Кремля. ГРМ – Государственный Русский музей, С.-Петербург. ГТГ – Государственная Третьяковская галерея, Москва. ГЭ – Государственный Эрмитаж, С.-Петербург. РГБ – Российская государственная библиотека, Москва. РНБ – Российская национальная библиотека, С.-Петербург.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троица, А. Рублёв, 1425 - 1427. Государственная Третьяковская галерея Святая Троица - раскрываемое Христианством учение о Триедином Боге , едином по существу и троичном в Лицах ( Ипостасях ) Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец , Бог Сын и Бог Дух Святой – Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Отец – не сотворен, не создан, не рожден; Сын – предвечно (вневременно, безначально, бесконечно) рождается от Отца; св. Дух – предвечно от Отца исходит. Как же Бог может быть одновременно Один и Троица? К Богу неприложимы привычные для нас земные измерения, в том числе категория числа. Ведь исчислять можно только предметы, разделённые пространством, временем и силами. А между лицами Святой Троицы нет никакого промежутка, ничего вставного, никакого сечения или разделения. Божественная Троица есть абсолютное единство. Тайна троичности Бога недоступна человеческому разуму. Некоторыми видимыми примерами, грубыми аналогиями Её могут служить: По преданию, святой Патрик Ирландский (V в.) в качестве иллюстрации Троицы использовал трилистник клевера. Он спрашивал: " Здесь один листочек или три? Если один, то почему у него три лепестка одинакового размера? А если три, то почему только один стебелек? Если ты не можешь объяснить такую простую загадку, как клевер, то как можешь ты надеяться понять такую глубокую тайну, как Святая Троица? " Познание Троичности Бога возможно лишь в мистическом откровении по действию Божественной благодати , человеку, чьё сердце очищено от страстей . Святые отцы опытно созерцали Единую Троицу, среди них можно особо выделить Великих Каппадокийцев ( Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского ), свт. Григория Паламу , прп. Симеона Нового Богослова , прп. Серафима Саровского , прп. Александра Свирского , прп. Силуана Афонского .

http://drevo-info.ru/articles/21002.html

Рубрики Коллекции Александр Иванов, Государственная Третьяковская галерея Рождественские паремии. Текст, перевод и толкование 26 мин., 05.01.2024 Поделиться Содержание Каждый год накануне праздника Рождества Христова, утром в Сочельник , на Великой вечерне во всех православных храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий. Что такое паремия? Откуда появилась традиция таких чтений? В чем заключается смысл тех паремий, которые мы слышим в Сочельник? Об этом и не только мы поговорили с кандидатом философских наук, кандидатом богословия, старшим преподавателем кафедры богословия Московской духовной академии священником Стефаном Домусчи. Что такое паремия? Откуда она появилась? «Паремия» по-гречески — притча. Фактически это отрывки из Священного Писания, чаще всего из Ветхого Завета, которые в древности читались на литургии, а с VII-VIII века стали читаться на вечерне. Сегодня паремии читаются на богослужении для того, чтобы передать суть праздника глубже. Из Ветхого Завета могли читать разные отрывки, хотя зачастую это была Книга Притчей, поэтому чтения и назвали притчами. Если заглянуть в современный богослужебный устав Великого поста, то можно проследить, как сохранилась древняя христианская традиция читать книгу Бытие, пророка Исаию и Книгу Притчей, для подготовки оглашаемых. За пост эти три ветхозаветные книги прочитываются полностью. Скачать этот материал .ePub Важно понимать, что некоторые богослужебные тексты, которые читаются, например, на всенощном бдении, предназначены не для молитвы, а для слушания. По уставу после них полагаются проповеди, в которых священник должен разъяснить смысл прочитанного. Паремии — это как раз такие тексты, слушая которые, верующий глубже проникается смыслом того, что празднует Церковь. Обычно паремий немного. Так, на праздниках в честь Пресвятой Богородицы читают три паремии. Так же и во дни памяти, например, святителей. Когда Церковь вспоминает какого-либо апостола, читают не ветхозаветные, а новозаветные паремии. А вот на такие праздники, как Рождество Христово, Крещение Господне или Пасха, количество паремий значительно больше. И это связано не только с тем, что эти службы особенно торжественные. Дело в том, что в Древней Церкви во время чтения этих паремий крестили. И вот, пока священник подводил будущих христиан к купели, верные слушали отрывки из Священного Писания. В чем особенность рождественских паремий?

http://foma.ru/rozhdestvenskie-paremii.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРЕДВЕЧНЫЙ СОВЕТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Троица, А. Рублёв, 1425 - 1427. Государственная Третьяковская галерея Предвечный совет Святой Троицы - безначальный, вневременный (происходящий до века, до времени – " пред " веком, " пред " временем) замысел Бога о сотворенном Им мире. Предвечный совет Святой Троицы назван предвечным, поскольку он осуществляется вне времени, присущего нашему тварному миру. Предвечный совет осуществляется в Божественной вечности, предшествуя бытию всех сотворенных вещей и событий. На предвечном совете определено Божественное представление о каждом существе, которому предстоит получить от Бога жизнь. Предвечный совет назван советом, ибо в нем участвуют все Лица Пресвятой Троицы. Предвечный совет - особый совет. Участвующие в нем Лица Святой Троицы существуют нераздельно и обладают единой Божественной волей. Идеи и замыслы предвечного совета - идеи и замыслы единого всемогущего Бога , которые всегда исполняются и претворяются в жизнь. Поэтому слово «совет» в данном случае ближе понятию волевое предрешение, волеизъявление, понимаемому как мысль, план или идея, которая непременно и непреложно осуществится. По слову св. Иоанна Дамаскина , Бог " созерцал всё прежде его бытия, но каждая вещь получает свое бытие в определенное время, согласно с Его вечной изволяющей мыслью, которая есть предопределение, и образ, и план " . Божественные мысли, планы и образы и есть " предвечный и неизменный совет " Божий, в котором " начертано всё, предопределенное Богом и неукоснительно совершающееся, прежде его бытия " . Божественный совет неизменен, вечен и непреложен, ибо вечен и неизменен Сам Бог. На предвечном Божественном совете Святой Троицы принято решение о творении человека: " Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему " ( Быт. 1:26 ). На предвечном совете принято решение о Воплощении Сына Божия и спасении человечества.

http://drevo-info.ru/articles/13673875.h...

Рубрики Коллекции Икона Богородицы «Владимирская» 9 мин., 08.09.2019 Поделиться Содержание Владимирская икона Божией Матери — самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Датировка: XI–XII век Дни празднования: 3 июня, 6 июля, 8 сентября В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Местонахождение Владимирской иконы Божией Матери Храм святителя Николая в Толмачах (Государственная Третьяковская Галерея). Фото patriarchia. ru История Владимирской иконы Божией Матери Владимирская икона попала на Русь из Византии в XII веке как подарок киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Владимирская икона сопровождала князя Андрея Боголюбского в походе 1164 года против волжских булгар. Одержанную победу летописец назвал «новым чудом святой Богородици Владимирской». А когда 29 июня 1174 года князь Андрей был убит по заговору бояр Кучковичей, а во Владимире начались грабежи и убийства, священник Николай (Микула) «…поча ходити... со святою Богородицею, в ризах по городу», и мятеж прекратился. По просьбе владимирцев он же встречал со святыней тело князя Андрея, привезенное из Боголюбова во Владимир на погребение. Позже по молитвам к Богородице перед этой иконой владимирские князья сумели отстоять свою независимость. Новый период в истории Владимирской иконы связан с Москвой, ставшей в конце XIV века преемницей Владимира. В 1395 году на Русь двинулся непобедимый полководец Тамерлан, и великий князь Василий Дмитриевич, не надеясь на войска, истощенные Куликовской битвой и предыдущим нашествием золотоордынского хана Тохтамыша, послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой. 26 августа (8 сентября по новому стилю), в день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней, Тамерлан неожиданно повернул свои войска и ушел в степи. В честь сретения (то есть встречи) Владимирской иконы в центре Москвы был основан знаменитый Сретенский монастырь. Окончательное перенесение Владимирской иконы из Владимира в Москву произошло в год освобождения Руси от монголо-татарского ига (1480).

http://foma.ru/vladimirskaya-ikona-bozhi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010