Рубрики Коллекции «Христос и грешница»: как Поленов видел Спасителя 15 мин., 12.11.2019 Поделиться В Третьяковской галерее ажиотаж: билеты на новую выставку начали раскупать еще до ее открытия, у касс — живая очередь. И все это из-за экспозиции, посвященной 175-летию со дня рождения великого русского живописца Василия Поленова. Его усилиями были возведены несколько храмов — а его младшая дочь утверждала, что отец был атеистом. Почти 40 лет своей жизни он посвятил работе над картинами о жизни Христа, но при этом воспринимал Его не как Бога, а лишь как историческую личность. И тем не менее, создавая свои картины, он вряд ли предполагал, что спустя сто лет для многих людей они станут путеводителем в мир веры. О том, как так получилось мы попросили рассказать кандидата искусствоведения Ольгу Атрощенко. Ольга Атрощенко, кандидат искусствоведения, хранитель музейных предметов отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковской галереи. «Нам не дано предугадать» Через творчество таких художников, как Василий Поленов, многие люди моего поколения приходили к вере. Поленов создал целый цикл картин под названием «Из жизни Христа», где рассказывает о событиях от рождения до смерти Спасителя. И его картины для многих открывали евангельскую историю. В. Д. Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей, 1902 год Василий Поленов. Галерея картин, фото и рисунков художника После огромного разрыва в религиозной традиции, когда люди потеряли веру, когда молитвенная жизнь для большинства населения нашей страны закончилась, у многих возникла сильная религиозная жажда. В 1988 году, когда отмечалось 1000-летие Крещения Руси, тема христианства, долгое время находившаяся под запретом для общества и не входившая в искусствоведческий оборот (многие искусствоведы не касались анализа произведений, связанных с христианством), становится наконец доступной. Специально к этой дате в музее Поленова устроили выставку, и большую ее часть составили репродукции евангельских картин «Из жизни Христа».

http://foma.ru/hristos-i-greshnitsa-kak-...

В Москве откроется масштабная выставка, посвященная Великой княгине Елизавете Москва, 4 марта 2015 г.      5 марта в Государственном центральном музее современной истории России откроется масштабная выставка «Белый ангел», посвященная истории создания Марфо-Мариинской обители милосердия и жизни ее основательницы Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, сообщает Синодальный информационный отдел . В создании выставки приняли участие ведущие музеи и архивы страны. В их числе Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Архив ГМА им А.В.Щусева и другие. На выставке будут представлены уникальные и редкие экспонаты, оригинальные фотографии, документы и личные вещи Елизаветы Федоровны, в том числе предметы из усыпальницы ее супруга Сергея Александровича Романова. Организаторы надеются, что посетители выставки смогут не только узнать о судьбе Великой княгини, но и окунуться в атмосферу эпохи. Великая княгиня Елизавета Романова — сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь самым обездоленным. Марфо-Мариинская обитель и сейчас продолжает традиции, заложенные Великой княгиней: в обители действует ряд социальных проектов, которые реализуются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Среди них: Елизаветинский детский дом для девочек, Центр семейного устройства, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летний лагерь для детей-инвалидов в Севастополе, детская выездная паллиативная служба, служба помощи больным БАС.      Выставка «Белый ангел» пройдет в рамках празднования 150-летия со дня рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны. Церемонию открытия выставки возглавят председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, директор музея современной истории России Ирина Великанова и настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова). Открытие выставки «Белый ангел» состоится в 18:00 5 марта по адресу: Москва, Тверская ул., дом 21. Выставка продлится до 5 апреля 2015 года. 4 марта 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/77680.html

В столичном Музее современной истории России откроется выставка, посвященная основательнице Марфо-Мариинской обители 4 марта 2015 г. 14:42 5 марта 2015 года в Государственном центральном музее современной истории России в Москве откроется масштабная выставка «Белый ангел», посвященная истории создания Марфо-Мариинской обители милосердия и жизни ее основательницы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. В создании выставки приняли участие ведущие музеи и архивы страны. В их числе Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Архив ГМА им А.В. Щусева и другие. На выставке будут представлены уникальные и редкие экспонаты, оригинальные фотографии, документы и личные вещи Елизаветы Федоровны, в том числе предметы из усыпальницы ее супруга Сергея Александровича Романова. Организаторы надеются, что посетители выставки смогут не только узнать о судьбе великой княгини, но и окунуться в атмосферу эпохи. Великая княгиня Елизавета Романова — сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь обездоленным. Марфо-Мариинская обитель и сейчас продолжает традиции, заложенные великой княгиней: в обители действует ряд социальных проектов, которые реализуются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Среди них: Елизаветинский детский дом для девочек, Центр семейного устройства, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летний лагерь для детей-инвалидов в Севастополе, детская выездная паллиативная служба, служба помощи больным БАС. Выставка «Белый ангел» пройдет в рамках празднования 150-летия со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны. Церемонию открытия выставки возглавят председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, директор музея современной истории России Ирина Великанова и настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова). Открытие выставки «Белый ангел» состоится в 18.00 5 марта по адресу: Москва, Тверская ул., дом 21. Выставка продлится до 5 апреля 2015 года. Аккредитация журналистов по адресу eka-one@ya.ru или по телефону 8 (916) 274-97-86 (Екатерина Рубанская). Синодальный информационный отдел /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4008458.ht...

Отделение готовит специалистов по направлению Искусствоведение. С первого курса студенты углубленно изучают христианское искусство православных Церквей, а также историю мирового искусства. 2 июля. ПРАВМИР. Объявляется набор на  Кафедру истории и теории христианского искусства истории искусств Факультета церковных художеств ПСТГУ. Отделение готовит специалистов по направлению Искусствоведение. С первого курса студенты углубленно изучают христианское искусство православных Церквей, а также историю мирового искусства. Подробно изучаются богословские, исторические, философские и языковые дисциплины, творений святых отцов, кроме того, студенты осваивают музееведение, описание и анализ памятников искусства, иконографию, греческий язык и латынь, консервацию икон. Летом проводится студенческая практика по крупнейшим музеям и древнерусским городам Новгород, Киев, Владимир, Суздаль, Санкт-Петербург. В Москве практика проходит на базе главных собраний древнерусского искусства: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музей-заповедник «Московский Кремль», Государственная Третьяковская галерея, Исторический музей, музей-заповедник «Коломенское, Среди преподавателей кафедры – известные ученые-специалисты в области древнерусского и византийского искусства, доктора и кандидаты наук, сотрудники московских музеев, в том числе священники. Обучение ведется в течение шести лет: бакалавриват — 4 года, магистратура — 2 года. Обучение заканчивается защитой дипломной работы. На шести курсах отделения обучаются около 50 студентов. В университете поддерживается строгая дисциплина и строгие нравственные нормы. Имеется общежитие. Первое образование предоставляется бесплатно. Экзамены: ЕГЭ, история, русский язык. Начало вступительных экзаменов: 1 экзамен по всеобщей истории искусств начнется 16 июля. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pstgu-obyavlyaet-nabor...

В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. 18 апреля. ПРАВМИР. Московские музеи, среди которых Третьяковская галерея, ГМИИ имени Пушкина и Мультимедиа Арт Музей, сегодня будут работать бесплатно. «День культурного и исторического наследия» проводится в Международный день охраны памятников и достопримечательностей, сообщает РИА Новости . В пресс-службе Третьяковской галереи сообщили, что сегодня в учреждении пройдет праздничная программа для людей с ограниченными возможностями «Все начинается с весны». С коллекцией Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина также можно будет ознакомиться бесплатно, на некоторые выставки придется приобрести билет. В Пушкинском музее пройдут обзорные экскурсии по Галерее искусства стран Европы и Америки, где хранится коллекция импрессионистов, а вечером в Музее личных коллекций выступит актриса Анастасия Бусыгина. В Мультимедиа Арт Музее можно будет увидеть выставки в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в том числе «Это Париж» и «Лиля Брик. Несостоявшееся путешествие», посетить игру-викторину и мастер-класс «Москва моей мечты», а также интерактивную лекцию по истории столицы. В ЦВЗ «Манеж» желающие смогут ознакомиться с только что открывшимися выставками «Одиссея для четырех. Шагал, Массон, Матисс и Эрни», «Ремизов. Возвращение» и «Размышляя о смерти», а Провиантских магазинах комплекса Музея Москвы — с выставкой «Мода в зеркале истории XIX-XX веков». В этом году к акции присоединились более 20 новых учреждений и организаций, в том числе Еврейский музей и Центр толерантности, Музей землеведения МГУ, Музей МЧС РФ, Центр фотографии имени братьев Люмьер и другие. В «День культурного и исторического наследия» можно будет посетить знаковые здания столицы, закрытые для посещения в другое время: здание правительства Москвы на Тверской улице, Петровский путевой дворец, музеи-соборы Московского Кремля. Для групп открыты здания 21 посольства, в том числе Великобритании, Франции, Испании, США, Индии.

http://pravmir.ru/moskovskie-muzei-segod...

Выставка народного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии художеств Сергея Андрияки открылась в гимназии «Радонеж» 17 мая 2006 г. 22:20 17 мая в Москве, в Православной Классической Гимназии «Радонеж» состоялось открытие выставки народного художника РФ, члена-корреспондента Российской Академии художеств, основателя Московской специализированной школы акварели Сергея Андрияки. Сергей Андрияка — художник уникальный, возрождающий традиции мастеров русской классической многослойной акварели. От его удивительных акварельных полотен (формат некоторых достигает 3х4 и более метров) просто захватывает дух, — признаются посетители выставок мастера. А этих выставок, практически во всех крупных городах России, состоялось уже более 120. За рубежом его акварели видели Дортмунд, Варшава, Хельсинки, Токио, Женева, Париж, София, Мюнхен, Берлин, Пекин. В 1998 г. их выставляла Государственная Третьяковская галерея, а в 2005 году, в восстановленном после пожара Манеже можно было увидеть около 2500 работ мастера. Художник пишет портреты и натюрморты, любит пейзажи и архитектуру древних церквей и монастырей. «Искусство — это портрет мироздания, — говорит Сергей Андрияка — Может быть, в этом и есть главное счастье художника — всё время воодушевляться новыми образами, неисчерпаемостью мира». И вот теперь высокому искусству замечательного художника приобщатся ученики православной гимназии «Радонеж». Эта выставка — любезный подарок мэтра и доброе продолжение традиций православной гимназии, основанной в 1990 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и ставшей первой классической гимназией в России после 1917 года. Совсем недавно здесь состоялась выставка народного художника России Дмитрия Белюкина, посвященная пушкинскому «Евгению Онегину», теперь же в стенах гимназии на время поселятся удивительные акварели Сергея Андрияки. «Православная гимназия «Радонеж», будучи небольшим, но очень ярким огоньком, очагом духовности на Юго-Западе столицы, в огромном районе Ясенево, становится теперь становится и одним из очагов культуры, — сказал, выступивший на открытии выставки директор гимназии, председатель Братства «Радонеж» Евгений Никифоров , — Чрезвычайно важно в воспитательных целях, чтобы дети научились жить в атмосфере прекрасного, соизмерять свое духовное устройство с высшими образцами культуры. И поэтому мы чрезвычайно высоко оцениваем понимание и бескорыстную поддержку нашей программы со стороны как народного художника Д. Белюкина, так и народного художника С. Андрияки, благодаря которым в нашей гимназии проходит уже вторая выставка современного искусства России».

http://patriarchia.ru/db/text/113704.htm...

В столице проходит II Всероссийская выставка «От Древней Руси к новой России» 21 сентября 2007 г. 16:29 20 сентября в галерее Паломнического центра Московского Патриархата состоялось торжественное открытие II Всероссийской выставки-конкурса «От Древней Руси к новой России». II Всероссийская выставка-конкурс «От Древней Руси к новой России» является первым значимым событием, проходящим в рамках VI церковно-общественной выставки-форума « " Православная Русь " к Дню народного единства», которая пройдёт в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 1 по 4 ноября 2007 года, где и будут демонстрироваться работы победителей выставки-конкурса. Девиз конкурса — «Славься, Россия великая!». Цель конкурса — воссоздание общественного интереса к российской истории, отражение взаимосвязи и единства жизни Народа, Церкви и Государства, воспитание патриотических чувств и гордости за своё Отечество, поддержание традиций русской реалистической художественной школы, выявление новых молодых талантов. На церемонии открытия выставки-конкурса выступили: руководитель Оргкомитета выставки-форума «Православная Русь», заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк ; генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенёв; академик Российской академии художеств, проректор Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, главный редактор журнала «Третьяковская галерея» А.И. Рожин; академик Российской академии художеств, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник РФ В.Ю. Желваков. Среди участников выставки — живописцы и скульпторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Самары, Твери, Брянска, Воронежа, Орла, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Иркутска, Новосибирска. Выставка-конкурс в Паломническом центре продлится до 28 октября. Победители будут награждены паломнической поездкой в Италию. Сайт Паломнического центра Московского Патриархата /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/297521.htm...

  Вера Анатольевна повела детей сразу к Левитану. Мы стояли у «Золотой осени», и она обращала наше внимание на детали, потом были «Стога», «Осенний день в Сокольниках» и «Бабушкин сад» Поленова в соседнем зале… Все это — те же пятнадцать-двадцать минут. Вернулись в студию и, усевшись на миниатюрные шелковые подушки, смотрели выбранные Верой Анатольевной фрагменты фильма Франко Дзеффирелли «Брат солнце, сестра луна». Камера оператора надолго замирала, и мы буквально погружались в пейзажи цветущей Италии: поля алых маков, желтые стога, высокая изумрудная трава. А потом дети вновь вернулись к мольбертам и написали еще по одному натюрморту — впрочем, получился он уже совсем другим.   Я сидела, пила кофе с печеньем и думала, что со мной такое впервые: была в Третьяковке и увидела всего пять картин, сидела перед экраном и посмотрела лишь краткие мгновения восхитительного фильма, но как много впечатлений! И, судя по напряженному выражению лиц детей, смешивающих краски на палитре, не только у меня… «Студию мы более 20 лет назад начинали втроем: я, Вера Мирошник и Наталья Кульчинская, — рассказывает старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Валентина Моисеевна Бялик. — Но на самом деле инициатива была не наша. Идея создания детской студии витала в воздухе. Тогда галереей руководил настоящий художник-монументалист, удивительный человек, который позже стал членкорром, академиком, — Юрий Королев. По опыту загранкомандировок он отчетливо понимал, что тот музей хорош, где ведется серьезная работа с детьми. К тому же такая практика уже сложилась в Государственном Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В те времена там была одна комнатка, в которой дети и преподаватели жались в крайне антиэстетических и антигигиенических условиях, но творили преинтереснейшие вещи. Именно поэтому, когда в 1986 году Третьяковка была закрыта на капитальный ремонт, Королев заложил в проекте реконструкции детскую изостудию, под которую отвели Инженерный корпус. И уже в 1989 году мы открылись. Наши цели были просты: приобщать детей к миру прекрасного и превратить поход в музей в неотъемлемую часть их существования и сегодня, и завтра. При этом под музеем понималась не конкретно Третьяковская галерея, а нечто большее: посещение разнообразных экспозиций, выставок, мастерских художников. Все ради того, чтобы побуждать детей к их собственному творчеству».

http://foma.ru/muzejnaya-pedagogika.html

Но вот удивительная судьба художника – и в действующей армии оказались востребованными его талант, знания, творчество, его умение по-особенному понимать и видеть происходящее, запечатлевать его на листе бумаге, холсте. Рисунки Расторгуева публикует фронтовая газета, а затем по приказу маршала К.А. Мерецкова в составе других художников, а также скульптора Л. Бобровникова (архитекторы Б. Воронцов, А. Калайда) Евгения Анатольевича в 1944 году направляют оформлять мемориал «Свирская Победа». Вернувшись к мирной жизни, Расторгуев в Москве поступает в Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Так исполнилась давнишняя мечта. С этого времени только творчество становится смыслом жизни. За долгий жизненный срок Расторгуев написал множество полотен, создал графических листов, оформил более ста книг в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Детгиз», совершил многочисленные поездки по стране от северных областей до Дальнего Востока как самостоятельно, так и от журнала «Юность», с которым сотрудничал как иллюстратор. Картину Е.А. Расторгуева «Юность» после выставки приобретает Государственная Третьяковская галерея (1957). Он посещает Италию (1959) и создаёт серии этюдов «Венецианские зарисовки» и «По Италии» на картоне гуашью и маслом. Наконец, он создаёт множество небольших скульптурных произведений из шамотной глины, расписывая их. Но вернёмся в выставочные залы Нижегородского художественного музея. Хранители творческого наследия Е.А. Расторгуева московские художники Людмила и Наталья Варламовы, невестка и внучка Евгения Анатольевича, предоставили в Нижний Новгород 46 живописных полотен и 25 графических листов. Тут и несколько ранних работ (на их фоне и происходило выступление гостей, приглашённых на открытие выставки), таких как «Дождь» (1965), «Портрет жены» (1950). Есть и работы самого последнего периода жизни художника, выполненные на газетных листах масляными карандашами. В витринах выставлены совсем небольшие зарисовки из цикла «Ничевошки» – моментальное отображение нового впечатления. Отдельно представлены публикации о Е.А. Расторгуеве. Тут есть и два номера журнала «Вертикаль. XXI век».

http://ruskline.ru/analitika/2023/08/13/...

Есть это ощущение и в «Деревенской ночи», хотя это камерная вещь. В тишине ночи, в комнате, едва освещенной золотистым светом от керосиновой лампы, на деревянном полу спят люди — отец и ребенок; молодая мать рядом качает колыбель; в углу — икона; ночь бросает в окно лунный свет. В этой тихости, простоте, есть что-то древнее, библейское, словно эти люди спят не в деревенской избе, а в огромном подлунном Божьем мире. Деревенская ночь. Первая половина 1930-х гг., бумага, гуашь. Собрание семьи художника Человек у Пластова счастлив на этой земле, нет в нем ничего суетного, искаженного, малокровного, нет срывов и надрывов. Вот тракторист после трудового дня ужинает в поле при закатном солнце («Ужин тракториста»); на заднем плане свежевспаханная живая земля; девочка наливает из кувшина парное молоко — мирный семейный круг, и во всем этом естественная простота, отрадное чувство отдыха, покоя, какое бывает после добротно прожитого трудового дня. Ужин трактористов. 1961 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея В картине «Мама» — нежность материнства, молодая женщина кормит грудью младенца, и здесь так сложно составлен белый цвет, создающий сияние, свечение, что при всей реалистичности Пластова напрашиваются отсылки к библейским сюжетам. На заднем фоне композицию венчает горка из нарядных красных подушек — и эти пышные подушки, символизирующие достаток, дополняют общее ощущение ладности, радости и покоя в доме. И еще чудесная зарисовка зимнего дня в картине «Первый снег»: дети выскочили на крыльцо, девочка едва одета, она радостно подставляет лицо летящим снежинкам, и эта детская радость такая узнаваемая и живая, что каждый вспоминает тот восторг, когда хочется замедлиться, глядя, как первые снежинки укутывают мир. Родник, 1954 ИА REGNUM То, что пишет Пластов, — это не какая-то вымечтанная идиллия, и точно не летопись советской жизни с героическими восклицаниями. Для чьего-то восприятия он останется на уровне бытописания, пусть поэтичного и красивого. А для кого-то в его работах, в которых впрямую нет христианского обрамления, откроется надбудничное, глубокий и мудрый ход жизни, переход в область вневременных бытийных смыслов. И потому так просто и легко в этот его земной уклад входит Небо: «Я сегодня, когда встал после работы, оглянулся вокруг на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэты фиолетовых изб, на всю плащаницу вселенной, вышитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять все с большей убежденностью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих созданий и ничего нам не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному». Огонь и свет

http://foma.ru/arkadij-plastov-ja-rabota...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010