«Вертоград заключенный» Никиты Павловца Никита Павловец. Богоматерь Вертоград заключенный. Около 1670 г. Государственная Третьяковская галерея Никита Павловец — один из известнейших иконописцев Оружейной палаты второй половины XVII в., мастерство которого высоко ценилось русскими государями и современниками . Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю). Возможно, икона имела ряд повторений — списков, однако ни один из них, по всей видимости, не дошел до наших дней. Имеющиеся упоминания о чудотворных иконах «Вертоград заключенный» (в сочинениях С. Моховикова, Д. Ровинского и Е. Поселянина) не содержат описаний, на основании которых можно было бы говорить о существовавшей иконографической традиции. Источником для иконографии композиции «Вертоград заключенный», имевшей особую популярность в западноевропейском средневековом искусстве под названием hortus conclusus , является библейская Песнь песней, а точнее следующие ее стихи: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15) По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии .

http://pravoslavie.ru/615.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ ФЕСВИТЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея. Илия пророк в пустыне По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Он объявил царю и народу, что все бедствия израилитян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника - один Ваалу, а другой - Богу. " Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог " ( 3 Цар. 18, 24 ), сказал он. Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Ваала: они сделали жертвенник, сложили дрова, закололи тельца и взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, и даже камни и воду. Народ, увидев чудо, снова в Него уверовал и пал на землю, взывая: " Господь есть Бог! " . Тогда пророк Илия заколол всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю. Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Но ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив , поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему " в тихом ветре " и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу.

http://drevo-info.ru/articles/6475.html

Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, а небесной – любовью к Богу Если диавол созидает свой искусственный мир, свой град на основах эгоизма, когда каждый за себя и все против всех, то Град Божий созидается совсем на других принципах и ценностях, несовместимых с философией современного мира. Блаженный Августин писал об этом: «Существовало всегда не более как два рода человеческого общения, которые мы, следуя Писаниям своим, справедливо можем называть двумя градами. Один из них составляется из людей, желающих жить в мире своего рода по плоти; другой – из желающих жить также по духу… Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, и небесной – любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе» 8 . Следовательно, великая стройплощадка диавола-фараона и осуществление идеала построения теократического Града Божия Его народом неизбежно должны были породить конфликт. И фараон начинает выступать более решительно против израильтян. «Если будет сын, то умерщвляйте его» А. Тыранов. Моисей, опускаемый матерью на воды Нила. 1839–1842 гг. Государственная Третьяковская галерея И мы читаем далее: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал [им]: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет» ( Исх. 1: 15 –16). В данном контексте слово «умерщвляйте» правильнее понимать как «абортируйте». Посему каждый современный правитель, в стране которого разрешены аборты, есть продолжатель кровавого дела фараона-диавола. Имя «Шифра» имеет происхождение от слова мешаперет – «улучшает». От этого же слова происходит слово молидот – «повитухи», или «повивальные бабки». И древними отцами делался вывод, что имя Шифра – имя не собственное, а нарицательное и указывает на Йохевед – мать Моисея, которая принимала роды, обмывала новорожденных, очищала, делала лучше ( мешаперет ) – то есть улучшала. Есть тому и другое подтверждение, которого мы коснемся ниже.

http://pravoslavie.ru/97571.html

Лермонтову порой невероятно трудно сходиться с людьми... настолько, что иной раз легче найти " общий язык " со стихиями, с природой («Утес», «Выхожу один я на дорогу«, «Мцыри» и др.). В «Пророке» снова явлена тема гордого одиночества, -- для Лермонтова одна из острейших.   Отсылки к Библии Исаия, Иоанн, Елисей, Илия — кто же из них? Пророк Елисей Изображает ли Лермонтов в стихотворении историю какого-то конкретного пророка ? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Гонимых пророков история знала немало. Отсюда горькие слова Христа, обращённые к Израильскому народу (в образе священного для них города): " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! " (Мф, 23:37). В произведении прослеживаются отсылки к историям нескольких пророков . Существует библейская история осмеяния пророка Елисея детьми — в этом есть несомненная параллель с лермонтовским текстом. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! (4 Цар 2:23). Также, согласно Писанию, пророк Елисей не боялся высказывать властям нелицеприятные истины, вступал в конфликты. Достаточно вспомнить случай появления обличающего властей, «наперсников разврата», стихотворения «Смерть поэта», чтобы провести аналогию судеб ветхозаветного пророка и поэта XIX века. Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова Елисей был учеником пророка Илии . В стихотворении Лермонтова есть мотив, схожий с библейским эпизодом из жизни этого пророка. Упоминание птиц в пространстве пустыни вызывает следующую ассоциацию: пророк Илия спасался от своих врагов в пустыне, где выжить ему помогала птица — ворон, приносивший ему пищу. Дикая песчаная обитель — знаковое место и для пророка Иоанна Предтечи , который вырос и проповедовал в пустыне: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему “ (Мф 3:2–3). Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620-е гг. Прокопий Чирин, Строгановская школа иконописи. 1620-е гг. Государственная Третьяковская галерея

http://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-...

Мерзость пред Богом и людьми Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре. Н. Ломтев. 1845 г. Государственная Третьяковская галерея Как мы смогли убедиться, языческий мир не просто не боролся с развратом — разврат был его нормой. Совсем иная картина открывается нам в Библии. Ветхий Завет повествует о полном уничтожении Богом городов Содома и Гоморры со всеми его жителями, практиковавшими мужеложство и разврат (см.: Быт. 19: 1–26). В христианском лексиконе грех гомосексуализма так и именуется — «содомский грех». Приведем несколько цитат из Священного Писания на этот счет: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев. 18: 22); «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20: 13). Церковь отлучает раскаявшихся содомитов от Причастия на срок до 30 лет Как видим, этот грех карается самым суровым образом. Новый Завет полностью созвучен с Ветхим относительно мерзости и недопустимости содомского греха: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27); «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10). Каноны Церкви устанавливают епитимью и отлучение от Причастия на срок до 30 лет для раскаявшихся в этом грехе . Также Канонами предписывается извержение из сана клириков-содомитов. Кроме того, запятнавшие себя подобным грехом никогда не могут быть приняты в церковный клир. Юстиниан I принял закон, согласно которому мужеложники карались смертью Христианский писатель и богослов Климент Александрийский, живший во II веке, писал: «Уже сама природа воспротивилась соитию мужчины с мужчиной. Недозволительно человеку соитие, совершаемое без цели зачатия, ни неестественное при этом положение, ни с субъектами связи, несоединимое в себе соединяющими» .

http://pravoslavie.ru/96256.html

О том, можно ли увидеть Бога, когда молитва становится воплем и какие «вопли» слышит Господь, каков смысл выражения «земля, где течет молоко и мед», рассказывает протоиерей Олег Стеняев , с которым мы продолжаем разбирать главу 3 Книги Исход. Часть 1. Купина Неопалимая Моисей в пустыне. Моисей, задумывающий предприятие свое об избавлении израильтян от египтян. И.Л. Аскназий. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея И мы читаем: «И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» ( Исх. 3: 6 ). Слова: «Я Бог отца твоего» – нуждаются в особом объяснении. То, что над каждым верующим человеком есть его Бог – само по себе не является тайной. Но здесь, прежде чем сказать об Аврааме, Исааке и Иакове, Бог называет Себя Богом Амрама – «отца твоего», отца Моисея (ср.: Исх. 6: 18 ). Этим самым Господь как бы что-то объясняет. На этот счет существует предание, что Бог обратился к Моисею голосом его родного отца Амрама. Это было сделано Богом для того, чтобы установление пророческого контакта сделать максимально безболезненным. В случае с первым пророческим призывом Самуила мы наблюдаем подобную ситуацию: всякий раз, слыша голос Бога, отрок Самуил принимает его за голос своего наставника и поспешно бежит к нему, пока сам Илий не наставляет его по этому вопросу (ср.: 1 Цар. 3: 1 –9). Моисей, услышав из горящего куста голос отца, мог задать вопрос: «Ты ли это, отец мой?» – и получил резонный ответ: «Я Бог отца твоего» – в этом случае данное выражение более чем уместно. Сказано: «Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им» ( Ос. 11: 4 ). То есть Господь влечет нас к Себе, собеседует с нами в категории нашего понимания любви и дружественного расположения. На начальных этапах пророческого диалога подобное, возможно, совершенно необходимо. Онкелос в своем Таргуме 1 считает данное выражение обобщающим и не относит его к Амраму, отцу Моисея.

http://pravoslavie.ru/98292.html

Последние обследования показали, что у молодого человека есть все шансы вернуться к нормальной жизни — снова взять дочку на руки, обнять близких. Сергею необходим продолжительный курс занятий стоимостью больше 1 000 000 рублей. Близкие и друзья не в силах его оплатить. Вместе мы сможем помочь. Как помочь :Номер с текстом для отправления СМС. Также вы можете сделать пожертвование на сайте фонда «Мои друзья», QR-koд). Фото. - С.69. КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-94 Инна Волошина , искусствовед. Аркадий Пластов: «Я работал, задыхаясь от счастья». Картины, которые возвращают нам чувство дома. [Его картины стали гордостью времен социалистического реализма, и сам он — признанный и почтенный классик советского искусства. Но в то же время, если всмотреться в его художественный мир пристальней и настойчивей, становится очевидным, что его работы с парадным, идейным соцреализмом имеют мало общего. А обстоятельства и сюжеты его жизни настолько неожиданны, что разбивают шаблонные представления о сложной и трагической эпохе, частью и одновременно наблюдателем которой он был. Аркадий Пластов — художник поистине парадоксальной судьбы]. Ил.: Аркадий Пластов на этюдах. Прислониха, начало 1960-х гг. Фото Н. А. Пластова; Репродукции работ художника (12 назв.). Письма Аркадия Пластова и комментарии искусствоведа Татьяны Пластовой цитируются по книге «Аркадий Пластов. От этюда к картине. Статьи, воспоминания, материалы» (Автор — Татьяна Пластова. Издательство «Кучково поле», 2018). Редакция «Фомы» признательна внуку художника Николаю Пластову за предоставленные репродукции//Фома. - — март 2022. - С.70-83. - (раздел «Культура»). Публикация включает следующие репродукции произведений Аркадия Пластова: Сенокос . 1945 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. - С. 70-71; Праздник урожая . 1937 г., холст, масло. Государственный Русский музей. - С.72-73; Фашист пролетел (авторское название - «Немец пролетел»). 1942 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. - С.74-75; Деревенская ночь . Первая половина 1930-х гг., бумага, гуашь. Собрание семьи художника. - С.74; Солнышко . 1965-1966 гг., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. - С.76-77; Весна на Мирской горе. Середина 1940-х гг., холст, масло. Собрание семьи художника. - С.79; Ужин трактористов . 1961 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. - С.79; Венчание . 1960-е гг., бумага, акварель. Собрание семьи художника. - С.80;

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-227-...

Ге Н.Н. Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы Петровны. 1874 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Миодушевский И.О. Вручение письма Екатерине II. 1861 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Перов В. Суд Пугачева. 1775 Государственный исторический музей, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Якоби В.И. Первое торжественное собрание Академии художеств 28 июня 1765 года Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург Раздел 6. Военная история России XVIII – начала XX века В академическом искусстве историческая картина особенно близка к батальному жанру. Документальность — обязательное условие изображения боевых действий — превращала батальные картины в свидетельства событий не только прошлого, но и современности. Тема русской военной истории охватывает период от Северной войны со Швецией в начале XVIII столетия до событий на Балканах и Первой мировой войны, постепенно превращаясь из живописной реконструкции минувших событий в летопись своего времени. vk fb tw ok @ g+ lj Верещагин В.В. На этапе. Дурные вести из Франции Государственный исторический музей, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Прянишников И.М. В 1812 году. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Виллевальде Б.П. Переход русских войск через Аджарское ущелье на Кавказе. 1872 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Рубо Франц. Переход князя Аргутинского через Кавказский хребет. 1892 Дагестанский музей изобразительных искусств vk fb tw ok @ g+ lj Шукаев Г. Бой на Малаховом кургане в Севастополе в 1855 г. 1856 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шарлемань Адольф. Переход лейб-гвардии 6-й Донской батареи через Балканы в 1877 году. 1879 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Кившенко А.Д. Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года. 1894 Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург

http://pravoslavie.ru/139872.html

У самой стены музея со стороны Красной площади стоит древняя каменная баба. Таких немало можно было видеть когда-то в нашей южной степи. Рядом с бабой — большой валун, причудливо «обработанный» самой природой, придавшей ему сходство с неким степным животным. В 1935 году на основе художественной коллекции Краеведческого музея в Курске была создана областная картинная галерея, пополнившаяся затем многими произведениями изобразительного искусства XVIII—XIX веков, а также советского периода. Курская картинная галерея, которой недавно присвоено имя А.А.Дейнеки, уроженца Курска, находится в доме 3 по Советской улице. Здесь можно увидеть: портреты кисти Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, В.А.Тропинина, И.Н.Крамского, И.Е.Репина; пейзажи А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, И.К.Айвазовского, В.Д.Поленова, К.Ф.Юона, этюды И.И.Левитана; жанровые полотна В.Е.Маковского, А.А.Дейнеки, Кукрыниксов; скульптуры М.К.Клодта, Н.А.Андреева, Е.В.Вучетича; графику М.В.Нестерова, Л.О.Пастернака, В.А.Серова. Один этот весьма неполный перечень имен говорит о немалой ценности художественного собрания галереи.     Каменная баба у стены Краеведческого музея в Курске   Многие произведения, выставленные в Курской галерее, являются авторскими повторениями или этюдами к картинам, находящимся в Третьяковской галерее, Русском музее и других крупных музеях страны. Например, здесь есть вариант хранящегося в Государственном Эрмитаже портрета великой княгини Александры Павловны работы В.Л.Боровиковского. Как старый знакомый, встречает нас в Курске прекрасный пейзаж В.Д.Поленова «На Тивериадском (Генисаретском) озере». Москвичи, да и не только москвичи, должны хорошо помнить эту картину по Т ретьяковской галерее. Небольшая картина Л.И.Соломаткина «Славильщики» имеет несколько вариантов, в том числе в Русском музее и в Третьяковской галерее. Курская галерея может гордиться не только вариантами известных полотен, но и оригинальными произведениями. Картина И.К.Айвазовского «Буря на Черном море» по праву считается одним из значительных произведений в собрании галереи, так же как и «Портрет Алеши Репина», выполненный И.Е.Репиным в связи с работой над образом А.С.Пушкина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Война застала Аркадия Александровича Пластова в Прислонихе. В 1942–1943 годах он работал над ставшей позже хрестоматийной картиной «Фашист пролетел», той самой, которую Сталин привез на Тегеранскую конференцию. Фашист пролетел (авторское название — «Немец пролетел») 1942 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Эта картина воздействует тишиной. Композиционно полотно четко разделено на два пространственных плана. Каждый план решается в свойственном ему цвете: сочные зеленоватые тона — полные жизни поля озимых — и краски осени, умирания, увядающей природы. Все просто, бесхитростно, лаконично скомпоновано, и в этой простоте без шума, без истерики обнажается катастрофа бессмысленной бойни — внезапно, молниеносно закончилась жизнь этого сельского мальчишки, и этот прекрасный мир будет жить дальше, скоро побледнеет осенний лес, в небе появятся первые снежники-мотыльки, но ничего этого больше не увидеть ребенку, которого просто так, потехи ради, расстрелял пролетающий немецкий летчик. «Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей», — говорил Пластов. Так пронзительно написать смерть можно, только любя жизнь. «Каждому листочку радуйся» В 1946 году Аркадию Пластову присуждают Сталинскую премию I степени за картины «Сенокос» и «Жатва». Сенокос, пожалуй, апофеоз пластовского гимна радости, здесь сплелись все его любимые темы и мотивы: бесконечно дорогой ему крестьянский мир и родная цветущая земля. Благодаря звучности цвета, обилию теней, рефлексов зритель утопает в звонком многоцветье бесчисленных полевых цветов, в голубизне утреннего свежего воздуха, в напоенных солнечным светом душистых летних травах. Здесь чувствуется импрессионистическая раскованность, свежесть, трепетность живописной ткани, ставшей основой для пластовского художественного языка. Сенокос. 1945 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Через регулярный ритм передаётся ощущение слаженности, единого порыва работающих людей. Пластов выстраивает композицию, уводя зрительский взгляд в глубину, там синеет лес, золотятся стога сена. И кажется, и этот летний жар, и плодородная цветущая земля, и люди, разгоряченные работой, наполненные потаенной глубинной силой земли, — все это было и сто, и двести лет назад. Пластов выразил какую-то вневременную радость самой жизни, ее простоту, ясность и одновременно наполненность и мудрость.

http://foma.ru/arkadij-plastov-ja-rabota...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010