Особо интересны, наряду с собранием Троице-Сергиевой лавры, Новгородский музей, созданный на основе Софийской ризницы Н.В. Покровским и его же трудами организованный Церковно-археологический музей при С.-Петербургской Духовной Академии. Работая в Эрмитаже и сотрудничая с Русским Археологическим институтом в Константинополе, был связан с музейным делом и Н.П. Кондаков. Значение музеев для полновесной культурной жизни общества трудно переоценить. При этом следует помнить, что приобретение, реставрация, учёт, хранение и изучение памятников искусства и обеспечение к ним доступа – важнейшие функции музеев. Следовательно, очевидна их прямая организационная связь с названными выше областями научно-практической деятельности. Современные достижения в отношении характера условий хранения (с температурно-влажностным, световым режимами и т.п.) и постоянного сотрудничества с реставраторами показывают, что музейным опытом можно пользоваться и церковным организациям (приходам, монастырям и духовным школам) для профессионально грамотного отношения к хранимым святыням. Ценен опыт паспортизации хранимых произведений и охраняемых зданий, необходимый и для реставрационного дела, и для органов охраны памятников, включающий конкретные данные, фотофиксацию, историческую справку и другие сведения. Важно, что существуют не только грандиозные музеи мирового масштаба, как Лувр, Эрмитаж, Метрополитен, Прадо, Британский музей и музеи Ватикана, но и хранилища меньшего масштаба, в том числе – церковные, как по статусу, так и по характеру их коллекций. Для России особое значение, помимо Эрмитажа, имеют Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева и музей им. А.С.Пушкина в Москве, Русский музей и Музей Академии художеств (как его предшественник) в С.-Петербурге, а также музеи других городов, включающие в свои собрания и церковные памятники (так Новгородский музей возник, как было сказано выше, из Софийской ризницы). Есть особого рода охраняемые архитектурно-художественные комплексы, именуемые государственными музеями-заповедниками.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Завершилась международная конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор» 21 ноября 2015 г. 10:21 20 ноября 2015 года в Москве завершила свою работу международная научно-практическая конференция «Князь Владимир. Цивилизационный выбор». В церемонии закрытия форума, которая прошла в Государственном Историческом музее, приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион , директор ГИМ А.К. Левыкин, директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, руководитель учебно-методического управления ОЦАД, сотрудник Отдела внешних церковных связей М.Х. Паласио, участники пленарного и секционных заседаний конференции, учащиеся Общецерковной аспирантуры и докторантуры. А.К. Левыкин, обращаясь к присутствовавшим, отметил, что посвященная святому князю Владимиру конференция стала первым опытом совместной работы Общецерковной аспирантуры и докторантуры, Государственного Исторического музея и Государственной Третьяковской галереи. Выступления участников и тематические секции вызвали огромный интерес и показали очень интересные результаты, засвидетельствовал директор Исторического музея. «Эта конференция — интересный опыт сотрудничества ученых, музейщиков и специалистов из Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия», — высказала мнение директор Третьяковской галереи З.И. Трегулова, отметив, что мероприятия в рамках форума проводились сразу на трех площадках. Подводя итоги конференции «Князь Владимир. Цивилизационный выбор», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион констатировал, что своеобразие форума было обусловлено не только выбранной темой — ее подсказал сам юбилейный год, но и составом организаторов, в который вошли ОЦАД, Исторический музей и Третьяковская галерея. «Мне кажется, этот совместный опыт работы был очень успешным и плодотворным», — сказал владыка.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В столичном Музее современной истории России открылась выставка, посвященная основательнице Марфо-Мариинской обители 08.03.2015 5 марта 2015 года в Государственном центральном музее современной истории России в Москве открылась выставка «Белый ангел», посвященная истории создания Марфо-Мариинской обители милосердия и жизни ее основательницы великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой . В создании выставки приняли участие ведущие музеи и архивы страны. В их числе Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Архив ГМА им А.В. Щусева и другие. На выставке представлены уникальные и редкие экспонаты, оригинальные фотографии, документы и личные вещи Елизаветы Федоровны, в том числе предметы из усыпальницы ее супруга Сергея Александровича Романова. Великая княгиня Елизавета Романова — сестра императрицы Александры, внучка английской королевы Виктории. После гибели супруга, московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова, она полностью посвятила себя делам милосердия и благотворительности. В 1909 году Елизавета Федоровна Романова открыла в центре Москвы Марфо-Мариинскую обитель, где сестры обители безвозмездно оказывали помощь обездоленным. Марфо-Мариинская обитель и сейчас продолжает традиции, заложенные великой княгиней: в обители действует ряд социальных проектов, которые реализуются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Среди них: Елизаветинский детский дом для девочек, Центр семейного устройства, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летний лагерь для детей-инвалидов в Севастополе, детская выездная паллиативная служба, служба помощи больным БАС. Выставка «Белый ангел» приурочена к 150-летию со дня рождения великой княгини Елизаветы Федоровны и 110-летию со дня мученической кончины великого князя Сергея Александровича. Церемонию открытия выставки возглавили председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, директор Музея современной истории России Ирина Великанова и настоятельница Марфо-Мариинской обители игумения Елисавета (Позднякова).

http://drevo-info.ru/news/18583.html

Нетерпимость «Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком. 19 января, 2012 «Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком. Приветствую всех читателей, ценящих доброе и хорошее кино! Рада нашей новой встрече в новом году! Начнем с интересной новости: С 18 по 22 января 2012 года в киноконцертном зале Центрального дома художника, пройдут показы кинокартин начала ХХ, объединенных одной темой – Евангелие. Организаторы программы «Евангельская тема в раннем кино», подготовленной к выставке «Что есть истина?» Николай Ге . К 180-летию со дня рождения», выступили Государственный центральный музей кино, Государственная Третьяковская галерея, Центральный дом художника при поддержке Госфильмофонда России. Программу открывает «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, снятая в далеком 1916 году. Об этом фильме и пойдет сегодня речь. «Нетерпимость» — выдающееся произведение эпохи немого кино, в котором впервые открыто и во всей полноте прозвучала религиозная тема. По большому счету, это миссионерское произведение, попытка рассказа о христианских ценностях и сущности веры новым кинематографическим языком. Эпос Гриффита не только возглавляет списки киношедевров мирового кинематографа, но и входит в Ватиканский список фильмов в категории «Ценности». Это масштабное и феерическое по замыслу и исполнению произведение искусства особенно интересно для нас по двум причинам. Во-первых, это одно из первых воплощений евангельской истории на экране, во-вторых, связующей идеей всего этого грандиозного кинополотна является идея религиозная  – рассказ о смысле Крестной жертвы  Спасителя и торжествующей силе любви.

http://pravmir.ru/neterpimost-kolybel-ly...

Если вы не можете сходить в музей – приглашаем вас на фотоэкскурсии В Международный День музеев мы приглашаем вас на фотоэкскурсии по лучшим музейным выставкам, посещенным корреспондентами «Правмира» и запечатленным специально для вас. «Святая Русь» Третьяковская галерея, май 2011 года. 450 произведений из 25 отечественных музеев, библиотек и архивов, и редчайший экспонат из Лувра – часть парадного облачения святого благоверного князя Андрея Боголюбского. 2-я часть экскурсии «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» ГМИИ им. Пушкина, лето 2014 года. 58 работ – первая масштабная выставка итальянского Возрождения в Москве. Выставку представляет ее куратор, главный научный сотрудник отдела старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, доктор искусствоведения Виктория Маркова. «Следствие длиною в век» Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, лето 2014 года. Жизнь царской семьи с марта 1917 до июля 1918 года: от пребывания под домашним арестом в Царском Селе, в Тобольске и Екатеринбурге, до расстрела. Более 270 экспонатов: документов, фотографий, исторических реликвий. «За веру, царя и Отечество». Духовный фронт Первой мировой Государственный музей истории религии Санкт-Петербурга, август 2014 года. Более 120 памятников – уникальные по исполнению иконы, произведения живописи, скульптуры и графики (плакаты, открытки, листовки), воинские ордена и медали, военные мундиры и фотографии. «Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах» Новый Манеж, сентябрь 2014 года. Более 500 подлинных исторических документов, фотографии, живопись из собраний Имперского военного музея в Лондоне, Государственной Третьяковской галереи и Русского музея, графика из частных собраний. «Православная Русь. Моя история. Рюриковичи» Манеж, ноябрь 2014 года. 18 мультимедийных залов общей площадью 4000 квадратных метров с подробным рассказом об истории Древней Руси, с ее взлетами и падениями на протяжении семи столетий. «Помни. Преступления нацизма. Освободительная миссия Красной армии в Европе»

http://pravmir.ru/10-luchshih-muzeynyih-...

В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная 1000-летию русского паломничества Москва, 25 ноября2009 г. Выставка, посвященная 1000-летию русского паломничества, открылась 24 ноября в Государственном историческом музее в Москве. Экспозиция открылась накануне конференции «Пути богомольцев», которая пройдет в Паломническом центре Московского Патриархата, сообщает Благовест-инфо . Как заявила журналистам во время пресс-показа экспозиции ее автор Елена Юхименко, эта дата - 1000-летие - является «условной». «Рождением» российского паломничества считается хождение в Царьград княгини Ольги в 955 году, но, поскольку отмечать эту дату в 1955 году было невозможно, решено отметить ее сейчас. Выставка построена по «географическому» принципу – она начинается с археологических памятников, а затем знакомит зрителя различными известными местами паломничества – Палестиной, Константинополем, Афоном, Киевом, Троице-Сергиевой лаврой, Соловецким и Валаамским монастырями, а также показывает и другие, менее звучные маршруты – Нилову пустынь, Саров, Дивеево. Директор ГИМа Александр Шкурко на торжественной церемонии открытия сообщил, что выставка является совместным трудом Государственного исторического музея и Паломнического центра Московского Патриархата, а инициатором ее проведения выступает Отдел внешних церковных связей МП. Выставка «далась большими трудами», отметил А. Шкурко, т.к. «есть глубокое понимание паломничества, несущего нравственные начала, а есть музейная культура, которая говорит не столько и не только философскими понятиями, сколько конкретными предметами». И все же удалось соединить множество реликвий, сувениров, документов, фотографий, живописных работ в рамках одной концепции. В этой выставке, кроме ГИМ, участвуют десять музеев и одно частное собрание, в частности, это Русский музей, Третьяковская галерея, музей «Новый Иерусалим», Музей истории религии (Санкт-Петербург), Тульский музей изобразительных искусств. «Здесь представлен маленький срез того, чем владеют музеи в рамках историко-культурного наследия по этой сложной теме», - подытожил А. Шкурко. Он выразил благодарность Министерству культуры РФ, оказавшему помощь в подготовке выставки.

http://pravoslavie.ru/32882.html

Состоится презентация Сводного академического каталога собрания лицевых рукописей Москва, 20 декабря 2010 г. Третьяковская галерея продолжает публикацию Сводного академического каталога. Очередной том посвящен собранию  рукописей XI–XVII веков. Основой этой коллекции, немногочисленной, но исключительной по высокому художественному качеству памятников и уникальности ряда изображений, стали рукописные книги из библиотеки П.М.Третьякова, сообщает сайт ГТГ . Одно из главных достоинств каталога – воспроизведение всех миниатюр и орнаментальных украшений, а также отдельных листов с образцами почерка из рукописных книг собрания. Поскольку в большинстве рукописей изображения комментируют тексты и такое соотношение принципиально для понимания смысловых акцентов культурной среды, в которой они были созданы, составителями каталога отдавалось предпочтение изданию листов целиком. В частности, воспроизведено около 370 миниатюр Годуновской Псалтири, исполненных лучшими царскими мастерами по заказу Дмитрия Ивановича Годунова (дяди Бориса Годунова) в 1594–1600 годах. Впервые опубликовано более 110 иллюстраций Александрии Сербской середины XVII века – наиболее раннего русского списка романа об Александре Македонском с циклом миниатюр. Описания рукописей отличаются серьезным научным уровнем. Каждое из них представляет собой монографическое исследование памятника и включает подробную кодикологическую характеристику (материал, филиграни, переплеты, украшения, почерк, состав рукописи и др.), анализ иконографии и стиля миниатюр для определения времени и места его создания. В результате этого подхода удалось по-новому осмыслить даже широко известные рукописи (такие, как Типографский Устав конца XI – начала XII века, Галицко-Волынское Евангелие начала XIII века и московское Евангелие 1480–1490-х годов), а иногда и предложить их более точные датировки. В каталоге даны развернутые атрибуции ранее не публиковавшихся памятников: новгородского Служебника с вставной миниатюрой уникальной иконографии, написанного знаменитым писцом Закхеем в первой четверти XVI века, Синодиков 1670–1680-х годов и конца XVII – начала XVIII века, а также других рукописей. Настоящее издание – первый том каталога собрания лицевых рукописей Третьяковской галереи. Второй том будет посвящен рукописям XVIIII–XIX веков.  Лаврушинский переулок, 12. Инженерный корпус Государственной Третьяковской галереи, 2 этаж, конференц-зал. Начало в 16.00 20 декабря 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43591.html

Минкультуры приостановило деятельность всех подведомственных театров и музеев 17 марта, 2020. Новостная служба Причиной стала угроза распространения коронавируса 17 марта. ПРАВМИР. Минкультуры РФ временно закрывает все подведомственные ему театры, музеи, филармонии, цирки, кинотеатры и иные учреждения. Причиной стала угроза распространения коронавируса, сообщает Интерфакс . Приостанавливается допуск посетителей в музеи и на выставки, вводится временный запрет на проведение спектаклей, музыкальных концертов, цирковых представлений и других массовых мероприятий. Также временно приостанавливается деятельность федеральных музеев и библиотек. Рекомендации направлены в региональные органы управления культурой. Ранее сообщалось, что решение о карантине приняли Государственный музей изобразительного искусства имени Пушкина и Третьяковская галерея. Крупнейшие музеи Санкт-Петербурга, включая Эрмитаж, собирались продолжать работу. За сутки в России выявили более 20 заболевших новым коронавирусом в 15 регионах. Всего на территории страны зарегистрировано 114 заболевших. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 мая, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/minkultury-priostanovi...

В Москве отметят День исторического наследия Москва, 17 апреля 2006 г . Ежегодное городское мероприятие проводится дважды: 18 апреля – в Международный день охраны памятников и достопримечательных мест и 18 мая – в Международный день музеев. В этом году оно посвящено одному из важнейших событий в общественной и культурной жизни Москвы и страны – 150-летию со дня основания Государственной Третьяковской галереи. В проведении мероприятий культурной программы Дней наследия-2006 принимают участие федеральные музеи Минкультуры РФ, включая ведущие: Государственный историко-культурный музей-заповедник " Московский Кремль " , Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей искусств народов Востока, Политехнический музей, сообщает официальный сайт правительства Москвы, сообщает корреспондент Православия.Ru О.Кирьянова. Широко и многообразно представлены в программе учреждения комитета по культуре города Москвы. В ней участвуют 48 музеев, 8 театров, 10 кинотеатров, 4 библиотеки, Московский зоопарк, 18 апреля парки культуры и отдыха им. Горького, " Сокольники " и " Перовский " покажут посетителям специально подготовленные к Дням наследия выставки и программы, а 18 мая, с открытием сезона, все московские парки ждут посетителей на свои праздничные мероприятия. Первый День наследия – 18 апреля – будет ознаменован открытием грандиозного выставочно-театрализованного проекта " Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие свершения столицы " в возрожденном памятнике архитектуры XVIII века – Центральном выставочном зале " Манеж " . В городских библиотеках пройдут книжные выставки, читательские конференции, встречи с сотрудниками Третьяковской галереи, искусствоведами, мастерами изобразительного искусства Москвы. В МГВЗ " Новый Манеж " с 18 мая по 12 июня будет демонстрироваться выставка " Третьяковка открывает свои запасники " . На выставке будут представлены шедевры русского изобразительного искусства, хранящиеся в фондах галереи и ранее нигде не экспонировавшиеся. В Дни исторического и культурного наследия все городские музеи и художественные галереи будут работать с 10:00 до 20:00 часов. Вход в музеи и здания-памятники — свободный.

http://pravoslavie.ru/17060.html

Но другое дело, что культура не исчерпывается сотрудниками федеральных учреждений – там, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Пушкинский музей, Большой театр, Государственная библиотека и так далее. Есть колоссальное количество учреждений культуры в регионах. Вот, они, на самом деле, живут гораздо тяжелее. Так получилось, что исторически у нас культура финансировалась с 90-х годов по остаточному принципу. Сейчас эта ситуация меняется к лучшему, но преодолеть эту инерцию и дать губернаторам и мэрам городов, если это муниципальные учреждения, технологию повышения зарплаты, которая была бы в рамках их бюджетов возможна, это более сложная задача – мы тоже над этим сейчас работаем. И.ВОРОБЬЁВА: Но это не неоднозначное решение. Повысить зарплату вызывает однозначное одобрение. Ну, кто же будет спорить, что это станет жизнь лучше? В.МЕДИНСКИЙ: Да, только повышение зарплаты всегда связано с изменениями. И.ВОРОБЬЁВА: Люди об этом почти не знают. В.МЕДИНСКИЙ: Все хотят изменений, но никто не хочет начинать их с себя. Все хотят, чтобы как-то само по себе все произошло. Так не бывает. Поэтому я глубоко убежден, что зарплата в сфере культуры должна быть достойной. Это в первую очередь должна быть зарплата не начальства, не администрации. Она и так, кстати, в федеральных учреждениях очень неплохая. Это должна быть зарплата научных работников, библиотекарей, музейных хранителей, то есть тех, кто создает культуру и хранит культурные ценности. Для этого нужно провести большую, серьезную работу. Зачастую эта работа вызывает конфликты. Над этим работаем. Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: По поводу конфликтов. Решение принято или не принято (я думаю, вы сейчас поясните) по поводу закрытия Научно-исследовательских гуманитарных институтов… В.МЕДИНСКИЙ: Всех. Вы забыли сказать «всех». Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Нет, не всех. В.МЕДИНСКИЙ: И разрушение, так сказать. Мединский разрушает гуманитарную науку. Т.ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Как вы посмели такое решение принять? Стольких людей затронули. В.МЕДИНСКИЙ: Всех уволить, здания разрушить.

http://pravmir.ru/vladimir-medinskij-na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010