Третьяковская галерея приглашает на Международный симпозиум «Новые Иерусалимы» Москва, 27 июня 2006 г . 27 июня в Ново-Иерусалимском монастыре состоялось открытие Международного симпозиума " Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре " , сообщает портал «Музеи России» . Международный симпозиум организован Научным Центром восточнохристианской культуры совместно с Историко-архитектурным и художественным музеем " Новый Иерусалим " Министерства культуры Московской области и Государственной Третьяковской галереей. Будет прочитано 36 научных докладов. Помимо российских специалистов в симпозиуме примут участие ведущие исследователи - историки, искусствоведы, филологи, литургисты - из США, Израиля, Германии, Италии, Англии, Греции, Сербии, Болгарии, Румынии и других стран. Симпозиум приурочен к празднованию 350-летия Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, основанного в 1656 году Патриархом Никоном, и продлится до 30 июня. Подмосковный Новый Иерусалим занимает особое место в истории христианства как единственный в своем роде проект воссоздания Святой Земли на огромной территории, простирающейся на 10 км с севера на юг и на 5 км - с востока на запад. Был осуществлен замысел грандиозной пространственной иконы, в центре которой находился Воскресенский монастырь, сооруженный " в меру и подобие " храма Гроба Господня в Иерусалиме. При этом подмосковный " Новый Иерусалим " был лишь важнейшей частью еще более значительного проекта - превращения всей Руси в новую Святую Землю. По исключительности замысла проект Нового Иерусалима под Москвой не знает себе равных в мировой культуре, и с этой точки зрения может быть признан уникальным историко-художественным комплексом. Однако он является продолжением и отражением многовековой традиции создания Новых Иерусалимов, которая с раннехристианских времен существовала и на Востоке, и на Западе. Речь идет как об особых проектах воспроизведения иерусалимского Гроба Господня и других святых мест, так и о более общей концепции, согласно которой каждый храм воспринимался как образ Нового Иерусалима, Царства Небесного на земле. Главная задача симпозиума - всесторонне проанализировать эту традицию, фокусируя внимание на теме перенесения сакральных пространств.

http://pravoslavie.ru/17874.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Реставрационный совет Третьяковки готовит протокол о состоянии «Троицы» Рублева 29.09.2022 14:31 Версия для печати Фото: tatmitropolia.ru Москва, 29 сентября. Реставрационный совет Третьяковской галереи подготовит протокол о состоянии иконы «Троица» Андрея Рублева и определит меры по стабилизации ее состояния. Согласно сообщению, опубликованному в официальном телеграм-канале Третьяковки, 8 сентября в галерее прошло заседание расширенного реставрационного совета, посвященное анализу состояния иконы «Троица», передает «Интерфакс-религия» . «По итогам заседания будет оформлен протокол, описывающий состояние иконы и определяющий меры, необходимые для стабилизации ее состояния», - говорится в сообщении. До этого момента галерея просит воздержаться от каких-либо преждевременных оценок и выводов о состоянии образа. «Икона Андрея Рублева «Святая Троица» находится в депозитарии Государственной Третьяковской галереи под наблюдением специалистов», - отмечается в сообщении. Ранее в СМИ со ссылкой на телеграм-канал искусствоведа Ксении Коробейниковой, у которой якобы в распоряжении оказался протокол заседания реставрационного совета Третьяковской галереи, появилось сообщение, что на иконе «Троица» Рублева обнаружили 61 «существенное изменение» после отправки на богослужение в Троице-Сергиеву лавру в июле. Икона получила «многочисленные шелушения красочного слоя», которые «грозят утратами и нуждаются в срочной консервации», пять участков сочли аварийными.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Среди редких гравюр и печатных изданий XVIII века центральное место занимают подлинный указ императрицы Елизаветы Петровны из Святейшего Синода архимандриту Арсению (Могилянскому) об именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврой от 22 июня 1744 года, подлинная Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиевой лавре на вотчины в разных уездах. На выставке будет впервые показан уникальный комплекс из десяти икон конца XVIII века с сюжетами жития преподобного Сергия и портретная галерея московских митрополитов — священноархимандритов Лавры. Большой интерес представляют альбомы, посвященные юбилейным торжествам 1892 года, когда широко праздновалось 500-летие преставления преподобного Сергия, и уникальные документы из фондов Исторического музея, относящиеся к трагическому десятилетию (1919-1929 гг.) в истории Лавры. Посетители выставки увидят подлинные рукописи и печатные книги, иконы, лубки, гравюры, портреты, документы, памятники декоративно-прикладного искусства, паломнические сувениры из различных материалов. Основу экспозиции (около 400 предметов) составляют предметы из фондов Исторического музея. Ценные экспонаты для выставки предоставили также Музеи Московского Кремля, Третьяковская галерея, Музей-заповедник Коломенское, Владимиро-Суздальский музей, музей «Александрова слобода», а также Российская государственная библиотека, Архив древних актов, Митрополия Русской Православной Старообрядческой Церкви и частные собрания. Выставка продлится до 13 октября сего года. Патриархия.ru за темою У Христа Спасителя «Старий обряд у Церкви: минуле сьогодення» Проблеми старообрядних Церкви обговорять у На наукового «Крапивенський 4» обговорили перспективи подолання руського розколу Митрополит Волоколамский Иларион: Объединение невозможно, если одна из сторон считает другую «еретической» [Ihmepb " ю] У м. Москви чергове Синодального з чернецтва Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У столичному Донському збори та Виставка «Православна Русь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3649159...

Похвала Владимирской иконе Богоматери («Насаждение древа государства Российского). 1668 г. Государственная Третьяковская га Одной из самых известных икон Симона Ушакова является «Насаждение древа государства Российского» (другое название – «Похвала Владимирской иконе Божией Матери», 1668 г., Государственная Третьяковская галерея). Она была написана для иконостаса церкви Троицы в Никитниках – храма, рядом с которым художник жил и прихожанином которого, во всей видимости, являлся. В самом храме сохранился великолепный фресковый ансамбль, в создании которого принимал участие и Ушаков. На рассматриваемой иконе за стенами Московского Кремля изображен Успенский собор, из которого произрастает древо. В центре, среди его ветвей и цветов, – медальон с образом Владимирской иконы Богоматери. У подножия Успенского собора изображены насаждающий древо князь Иван Калита и поливающий корни растения из кувшина митрополит Петр. По сторонам от них – здравствующая царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. От древа, произросшего в самом центре Московского государства, идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов. Главными же его плодами являются святые русской земли, изображенные в медальонах-венках со свитками-молениями в руках . Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак. Общая композиция произведения, как это отмечалось многими исследователями, восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей» , которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева» . Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было прежде всего древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова это древо символизирует духовные подвиги изображенных. Их родство в том, что все они – святые Русской земли. Московское царство, а точнее – Кремль, его духовный и политический центр, символизирует устроенный Господом вертоград.

http://pravoslavie.ru/770.html

Третьяковка приглашает… в храм Первое время служить было невозможно: храм был разрушен, зияли дыры, ни окон, ни дверей, ничего не было. Ко времени передачи нам помещения прошло семь лет, как отсюда выехала галерея, и церковь оставалась никому не нужной и покинутой. 21 декабря, 2012 Первое время служить было невозможно: храм был разрушен, зияли дыры, ни окон, ни дверей, ничего не было. Ко времени передачи нам помещения прошло семь лет, как отсюда выехала галерея, и церковь оставалась никому не нужной и покинутой. Храм Святителя Николая в Толмачах — уникальный образец соработничества Церкви и музеев. Пройдя долгий путь налаживания этих зачастую сложных и болезненных отношений, он стал первым в России храмом художественной галереи, объединив в себе молитву и бережное отношение к бесценному культурному наследию. Поэтому отмечаемое в эти дни 20летие его второго освящения стало большим культурным событием в жизни Русской Православной Церкви и Третьяковской галереи. О своем приходе, о многолетнем опыте служения рассказывает настоятель храма протоиерей Николай Соколов. — Отец Николай, в дискуссиях о церковно-государственных отношениях, которые особенно обострились в последний год, я неизменно привожу в пример новейшую историю храма в Толмачах. Многие кардинальные решения в выстраивании этих отношений были приняты уже 20 лет назад, но споры, а порой и обвинения не утихают. Протоиерей Николай Соколов — Начну с самого главного. Наш храм действительно уникальный. Сейчас это действующий, открытый для всех храм-музей. 20 лет назад я стал первым в России священником, получающим зарплату из госбюджета за свое служение, но, конечно, не как священник, а как заведующий отделом Третьяковской галереи. Наш храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии — Министерству культуры. Он не принадлежит Церкви, это помещение музея, музейный зал. Поэтому мы каждую службу согласовываем с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют.

http://pravmir.ru/tretyakovka-priglashae...

архимандрита Иоанна (Экономцева), председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Церкви, – «Учительное значение подвига новомучеников и исповедников Российских». Затем Патриарх Алексий ответил на вопросы православных педагогов. Первое пленарное заседание завершил концерт, открывший программу Международного фестиваля христианского искусства, проходящего в рамках чтений. 26-27 января Чтения продолжатся в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. 28-30 января будут работать секции по шести основным направлениям: 1) Православное воспитание и образование; 2) История и пути Промысла Божия; 3) Церковь и общество; 4) Слово как основа жизни; 5) Церковь и культура; 6) Христианство и наука. Работа секций включает семинары и круглые столы по темам: «Православная культура в современной школе», «Возрождение классического образования», «Личность учителя», «Воспитание подростков с девиантным поведением», «Святые новомученики и исповедники Российские XX столетия», «Православие и краеведение», «Царьградские и греческие святыни в Москве», «Православное осмысление современного глобализма», «Церковь и государство в России и мире», «Молодежное служение», «Церковное искусство», «Православная журналистика», «Интернет и мультимедийные технологии», «Научные и богословские аспекты описания чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви», «Долг служения Отечеству» и др. 31 января участники чтений посетят Троице-Сергиеву Лавру, где совершат молебен у раки преподобного Сергия Радонежского и встретятся с преподавателями Московских Духовных академии и семинарии. По традиции в рамках чтений проходит Международный фестиваль христианского искусства. Концерты и спектакли фестиваля пройдут с 25 по 31 января в Государственном Кремлевском дворце, Большом и Малом театрах Москвы, театрах «Новая опера», «Юного актера», «Глас», Московском Дворце молодежи, Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В культурной программе фестиваля участвуют также Исторический музей, Государственная Третьяковская галерея и Художественная галерея Шилова. В частности, 26 января в Московском Дворце Молодежи состоится Большое музыкальное вече «Свет Рождества», в театре «Школа драматического искусства» выступит монашеский хор из Венгрии, состоятся концерты русских и армянских духовных песнопений и музыки Й.Гайдна, вечер православного кино и литературно-музыкальная композиция «Когда взойдет вечерняя звезда».

http://pravoslavie.ru/8757.html

«В 1147 году умер Папа Климент II, который был из Майендорфов, рассказала Елена Николаевна. - Он был архиепископом города Бамберг - красивейшего из городов Германии. Тогда кайзер Генрих III имел очень сильное влияние на политическую жизнь Европы. И ему не нравилось, что в Риме были страшнейшие неурядицы: папы, антипапы... И он поставил своего немецкого архиепископа Свидингера фон Майендорфа на папский престол. Архиепископ получил имя Климент II. И первое, что он сделал, - отменил индульгенцию. Индульгенция предоставляла возможность за деньги отпущение грехов. А он сказал, грехи может отпускать только один Господь Бог и только за раскаяние, а не за деньги. Реформа прошла. Но люди, которые за это денежки получали, были очень недовольны такой реформой. И, в конце концов, его отравили. Недавно, может быть, лет тридцать тому назад, был открыт его саркофаг, который находится в Бамберге, в чудном соборе романского времени. На саркофаге - большое изваяние его фигуры из бронзы. Между прочим, когда я впервые подошла и увидела эту фигуру, то воскликнула: «Это же мой двоюродный брат Володя! Лицо абсолютно то же! Как гены передаются через тысячелетия!» И Володя стал православным епископом тоже. Возвращаясь к епископу Клименту II, замечу, что когда сделали экспертизу его тела, то нашли в нём столько яду, что можно было бы целый полк солдат отравить», - закончила свой рассказ баронесса. Она с благодарностью приняла приглашение вступить в Попечительский Совет и выразила поддержку многим начинаниям Фонда. Лидия Ивановна Иовлева, зам генерального директора Третьяковской галереи выразила свое восхищение и одновременно удивление объему проведенной работы Фондом за пять месяцев, пожелала дальнейших успехов. Лидия Ивановна попросила внести изменения по пункту «Создание постоянной музейной экспозиции об историческом наследии св. великого князя Андрея Боголюбского», в связи с тем, что Третьяковская галерея - это галерея искусства, а не историческая выставка. «Мы храним икону Владимирской Матери Божьей - самую большую ценность России, которая была привезена на Русь Святым благоверным князем Андреем Боголюбским. Она находится на постоянной экспозиции, куда и всех приглашаем» - добавила Лидия Ивановна. Далее Лидия Ивановна передала в Президиум Фонда описание концепции будущей выставки «Русь изначальная», посвященную 1150-летию зарождения древнерусской государственности. Выставка будет проходить в Историческом музее с конца 2012 и весь 2013 год, и будет включать в себя материалы от первого тысячелетия до 15 века. В концепции святой Руси нет имени Андрея Боголюбского! Лидия Ивановна призвала обратиться в Исторический музей и утвердить имя князя Андрея Боголюбского - как государственного деятеля, стоявшего у истоков государственности на Руси и включением экспозиции о нем в данную выставке.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/01/...

— Сейчас в Церкви идет много споров о внутреннем убранстве храма, а как обстоит с этим дело в Толмачевском храме? Если у вас музейный статус, то и спрос больше. — Многие композиции сохранились почти полностью, поэтому удалось восстановить систему росписей. Все росписи отличает стилистическое единство, они исполнены в традициях академической живописи XIX века. Значительным достижением реставраторов Третьяковской галереи явилось создание иконостаса главного придела, также завершенного в 1997 году. В нем соединены образа из иконостасов Никольской церкви и другого известного храма Замоскворечья — Рождества Богоматери на Полянке, более известного под названием Космы и Дамиана в Кадашах. Все они датируются концом XVII столетия и созданы мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Воссозданный иконостас достаточно точно воспроизводит первоначальную схему пятиярусного иконостаса Никольского храма, соединив иконы из разных храмов, стилистически он представляет единое художественное целое, являясь уникальным памятником церковного искусства XVII века и мастерства реставраторов. В " местном " ряду — сохранившиеся иконы из Никольской церкви: храмовая икона " Сошествие Святого Духа на апостолов " (1697), " Спас Вседержитель " (1692), " Богоматерь " Одигитрия " , " Святитель Николай Чудотворец " (1692). Иконостасы приделов также были восстановлены при реконст­рукции. Более того, галерея передала храму более 200 икон из запасников, а также запрестольные кресты, литургическую утварь. Процесс передачи святынь продолжается все эти годы. Так, в 2005 году в Покровском приделе было установлено старинное распятие — Дмитровский крест. Исследователи расходятся в его датировке: одни, следуя сказанию, относят его к XIII веку, другие на основе живописных особенностей считают временем его создания конец XIV — начало XV века. В Третьяковскую галерею Дмитровское распятие поступило из Государственного исторического музея в 1930 году. А с 2009 года в Никольском приделе храма находится Иверская икона Божией Матери. В 1929 году Иверская часовня Красной площади была закрыта, а икона изъята, долгое время о ее местонахождении ничего не было известно. Недавно, опять же благодаря усилиям искусствоведов и реставраторов, удалось установить, что в Третьяковской галерее, скорее всего, хранится именно этот чудотворный список из Иверской часовни. Он поступил в музей в 1933 году без указания происхождения, размер липовой доски, характерные утраты красочного слоя, другие детали свидетельствуют в пользу этого предположения. Было решено передать эту икону в наш храм, и сегодня верующие могут молиться перед ней в своих скорбях и печалях.

http://pravoslavie.ru/58270.html

Киево-Печерский патерик: У истоков русского монашества Интервью с М. Е.Башлыковой, сотрудником музея им. Андрея Рублева – Марина Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, о выставке, которая сейчас проходит в Рублевском музее, о ее целях и задачах, какие на ней представлены экспонаты. – Выставка «Киево-Печерский патерик: У истоков современного монашества», проходящая в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с 30 августа, посвящена 600-летию древнейшего списка Киево-Печерского патерика (1406) Арсеньевской редакции, составленной Тверским архиепископом Арсением. Киево-Печерский патерик как целостное произведение сложился в конце XIII – начале XIV века на основании произведений XI–XII веков: летописных статей, посланий Владимирского епископа Симона и печерского инока Поликарпа и позднейших добавлений. В выставке также принимают участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Российская государственная библиотека, Государственный литературный музей, музеи Владимира, Егорьевска, Серпухова, Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, музей при храме святителя Митрофана Воронежского и частные коллекционеры Москвы. Киево-Печерский патерик повествует о возникновении Киево-Печерского монастыря – первого известного по названию монастыря Древней Руси, о святых иноках первых веков его истории. Основатели монастыря, преподобные Антоний и Феодосий Печерские, являются и основателями русского монашества. Преподобный Антоний был славянином, уроженцем города Любеча, который принял постриг на Афоне и долгое время подвизался там (вероятно, в монастыре Есфигмен). Потом по благословению игумена обители он вернулся на Русь. Игумен отпустил его на родину со словами: «Иди воспять в Россию, да тамо от тебя мнози будут черноризцы». И действительно, преподобный Антоний становится основателем русского монашества. Он приносит на Русь афонскую монашескую традицию. Связь с Афоном всегда очень сильно ощущалась в Киево-Печерском монастыре. Другая значимая связь – с Константинополем – ведет начало от основания Успенской печерской церкви и от введения в монастыре преподобным Феодосием, учеником преподобного Антония, Студийского устава, принесенного из Константинополя.

http://pravoslavie.ru/591.html

Санкт-Петербургская духовная академия включена в число членов Российского исторического общества 10 сентября 2021 г. 10:11 В 2021 году Санкт-Петербургская духовная академия была включена в число постоянных членов Российского исторического общества, воссозданного в традициях дореволюционного Императорского Русского исторического общества. Российское историческое общество было создано 20 июня 2012 года. Учредителями общества стали 27 ведущих российских учреждений образования, науки и культуры, среди которых Российская академия наук, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, МГИМО, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж, Российская государственная библиотека и многие другие. В настоящее время в Обществе состоит более 140 организаций из более чем 50 регионов России. «В духовной академии проводится несколько регулярных научных мероприятий, тематика которых находится в сфере интересов Российского исторического общества. Это прежде всего ежегодные конференции, посвященные Древней Руси, и " Церковь и империя " . Кроме того, в рамках празднований различных юбилеев, касающихся истории Церкви, мы проводим разовые научные мероприятия или издаем печатную продукцию. Фонд " История Отечества " , связанный с РИО, оказывал ранее и продолжает охотно оказывать поддержку нашим мероприятиям, как информационную, так и финансовую», — отметил проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Константин Костромин. «Также через РИО мы имеем возможность связываться с крупными научными, просветительскими или образовательными центрами страны — университетами, научно-исследовательскими институтами, библиотеками или музеями, с которыми у нас нет прямых контактов, — добавил отец Константин. — Участие академии в РИО дает определенные преимущества в реализации наших научных, образовательных и просветительских целей». Пресс-служба СПбДА /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010