Это окончательный и неизменный срок Об этом сообщается на сайте Министерства культуры. «Выставка будет продлена еще на неделю. Министерством культуры и Третьяковской галереей была проделана большая работа. В выходные музей будет работать до последнего посетителя», — заявил Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова добавила, что это окончательный и неизменный срок. В экспозиции представлены 250 живописных и графических работ из 25 российских музеев, четырёх зарубежных и девяти частных собраний. Работы для экспозиции предоставили Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Национальная галерея Армении, Национальный художественный музей Белоруссии, Музей Орсе и офицерский фонд королевской лейб-гвардии Дании. Выставка представляет Серова как универсального мастера, увлеченного множеством художественных задач и во всех своих поисках добивающегося абсолютного совершенства. Драматургия выставки ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, — «Девочка с персиками» — через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы — портрету Иды Рубинштейн. В экспозиции — цикл портретов семьи Юсуповых, «Портрет И.А. Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса»; портрет Марии Акимовой, привезенный из Национальной галереи Армении; и другие работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю. Особым событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой, — той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой «Девушке, освещенной солнцем». Эта картина впервые возвращается в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века. В одном из разделов выставки представлены документы, письма и фотографии. Специально к открытию выставки опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа. Чтобы перевести часть проекта в онлайн и расширить пространство выставки, создан сайт serov.tretyakov.ru.

http://pravmir.ru/vyistavku-serova-v-tre...

Путешествие по русскому Средневековью Выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» Матвей Давыдов Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли» , приуроченная к тысячелетию первого письменного упоминания о Суздале. На выставке и вправду представлены сокровища — те, чьи изображения обычно печатаются в учебниках истории, истории искусства, причём в разных по времени разделах. А здесь они все вместе, и ты ходишь из зала в зал — и словно путешествуешь по русскому Средневековью. Всматриваешься в экспонаты (а их порядка 600 — из собрания Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника) — и погружаешься в прошлое, в историю культуры, историю людей, живших до нас... О выставке рассказывает Матвей Давыдов, член кураторской группы выставки, заведующий научно-исследовательским отделом Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, кандидат исторических наук: Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. Фото: Иван Новиков-Двинский/Третьяковская галерея — Один из важных памятников, которые представлены на выставке, — Златые врата суздальского Богородице-Рождественского собора XIII века. — Это уникальный памятник своей эпохи на территории Руси. Он выполнен в технике «золотой наводки» (основана на граверном протравливании лакового покрытия, для нанесения рисунка соединением ртути с золотом), которая была распространена в северной средневековой Европе. Сами же изображения в клеймах стилистически показывают влияние византийской культуры. А выполнил все это, как мы можем с большой вероятностью утверждать, русский мастер. То есть перед нами пример, как культура Руси, вбирая в себя лучшее (это касается и техники, и стилистики), создавала уже нечто свое, причем на высоком художественном уровне. Суздаль на тот момент, а это 1230-е годы, незадолго до Батыева нашествия, — город пусть и значимый, упоминающийся в летописях, но не ключевой, не самый важный политический или культурный центр. И если даже в городах не первостепенного значения создавались такие замечательные памятники, что уж говорить о том, как были украшены столичные города. К сожалению, то, что сохранилось, дошло до нас — малая толика того, что было изначально. И вот, эти бесценные частицы, которые сохранены у нас во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Московском Кремле, в Государственном историческом музее, — они приоткрывают прошлое для нас, людей XXI века.

http://pravoslavie.ru/150656.html

Иностранцы о России. Национальное достоинство, осторожность В. М. Васнецов. Три богатыря. Государственнная Третьяковская галерея. 1879 В. М. Васнецов. Три богатыря. Государственнная Третьяковская галерея. 1879 Московия, несмотря на обширность свою, весьма хорошо населена и так тщательно защищена на границах, что не только никто из служителей и рабов, но даже поселяне и вольные люди не могут выйти за пределы государства или войти в оные без особенной великокняжеской грамоты. Кампензе Альберт — итальянский историк, XVI в. Другой хороший обычай — закрытие рубежей, что чужестранцам не разрешается свободно и просто приходить в нашу страну и что нашим людям не разрешают без важных причин скитаться за пределами королевства. Крижанич Юрий (ок. 1618—1683) — хорватский писатель, жил в России в 1661—1676 гг. Здешний народ называется москами или московитами. Для жителей этой страны под угрозой смерти нельзя покидать пределы Московии без разрешения князя, а пришельцы, если они проникли сюда без княжеского разрешения, оказываются как бы в вечном рабстве. Но ни послам, ни купцам других народов, которые прибыли в Московию с его разрешения, не дозволяется свободный проезд по всей стране. И во время пребывания там наших (иезуитов) обычным было то, что они не имели возможности шага ступить из дома даже, чтобы напоить лошадь, но сами московиты приносили воду, которую пили кони, сами приводили ремесленников, в услугах которых возникала надобность. Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория XII Они принимают совершенно своеобразно иностранных послов и заботливо отсылают их обратно домой как можно скорее. Ибо они не терпят постоянных в Москве послов, или резидентов, как их называют, а также и сами не позволяют долго своим оставаться при дворах других государей, дабы те, вследствие долгого, постоянного обращения, не изменялись бы и не вносили в отечество новые нравы. Мало того, они и приезжих послов считают как бы нечестными, явными лазутчиками и законными изменниками своей вере.

http://pravoslavie.ru/1826.html

Закрыть Путеводитель ко Христу для не читавших Евангелия Беседа о Достоевском с культурологом Татьяной Касаткиной 12.11.2015 580 Время на чтение 16 минут Пожалуй, мало в мировой литературе писателей, которые оказывали бы такое сильнейшее влияние на умы и вызывали бы такие диаметрально противоположные оценки - от восторженного приятия до прямой ненависти, - как Ф.М. Достоевский. «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель» (А. Эйнштейн); «Он видел человеческую душу во всем и везде» (В. Соловьев) - и «Неоспоримо и несомненно: Достоевский - гений, но это злой гений наш» (М. Горький) и ленинское «архискверный Достоевский». Да и у многих просто читателей творчество Достоевского вызывает отторжение. О том, почему это происходит и чем важны и ценны для нас произведения писателя, почему пастыри цитируют его в проповедях, а богословы упрекают в ереси, о героях романа «Идиот» и часах Раскольникова - беседуем с Татьяной Касаткиной, доктором филологических наук, председателем Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН. Москва , Государственная Третьяковская галерея. "/> Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского. 1872. Москва, Государственная Третьяковская галерея. Преодолевая «насущное видимо-текущее» - Татьяна Александровна, некоторые не любят романы Достоевского, считают его творчество чем-то болезненным. Как вы думаете, почему? - Неприятие Достоевского не связано с тем, религиозен человек или нет, не связано с конкретной религией или конфессией. Объяснить его можно только одним: человек не готов видеть что-то дальше «насущного видимо-текущего», по определению самого Достоевского; он очень удобно устроился в этом «насущном видимо-текущем» и ничего иного знать не желает. Кстати, именно такие читатели создали миф о «жестоком таланте», о Достоевском-истерике-параноике и прочее. И это началось еще при жизни писателя. Но заметим, что это, как правило, всё равно не равнодушные к Достоевскому люди. И даже очень не равнодушные!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Игумен Филипп (Симонов): Православные предприниматели есть — где новые Третьяковки и бесплатные богадельни? 20 лет говорится о какой-то странной категории ‘православный предприниматель’, и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская? 4 октября, 2012 20 лет говорится о какой-то странной категории ‘православный предприниматель’, и что изменилось за эти годы? Возникла ли у нас новая Третьяковская галерея, новые богадельни, подобные тем, которые строили Морозовы, новые благотворительные больницы, как 1-я Градская, 4-я Градская? Можно ли вести бизнес по-христиански? Каким должен быть этический кодекс православного предпринимателя? Отвечает игумен Филипп (Симонов) , начальник инспекции контроля расходов федерального бюджета на науку и образование Счетной палаты Российской Федерации, профессор Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации и Высшей школы бизнеса при Экономическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: Вопрос о «кодексе этики православного предпринимателя» мне кажется «отголовным», оторванным от жизни. Сусальную сказку про честь русских купцов рассказывают до сих пор, но известно, что стандартное правило русского купца – это «объегорить», и кто больше объегорил, тот этим и бахвалился. Какая здесь честь, кто с ним дальше «не имел дела»? Ведь все обманывали. Я не знаю ни одного кодекса, который бы реально действовал, кроме тех, которые имеют прямую санкцию. Например, если ты нарушаешь то или иное правило, то тебя выгоняют с Нью-Йоркской биржи. Для того, чтобы сохранить свой бизнес, люди вынуждены соблюдать правила. Если нет прямых санкций, то говорить о каких-то кодексах, правилах и моралях — это очередная сказка, которую мы можем читать, если нам надо отвлечься от нужных дел и заняться очередной прекраснодушной Панамой. Если нам нужна сказка, то давайте, конечно, о ней поговорим.

http://pravmir.ru/igumen-filipp-simonov-...

Я думаю, что на выставке в Манеже будет представлена на самом деле лишь небольшая часть того, чем богаты музеи нашей страны. Но, тем не менее, это само по себе просто колоссальное мероприятие. Наш музей сотрудничает и с Третьяковкой, и с Русским музеем, но чтобы вот так – собрать вместе 50 музеев из 50 городов – это на моей памяти впервые. Я думаю, организаторам проекта надо сказать огромное спасибо. И в провинции были свои Третьяковы и Щукины Ирина Перова , директор Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина: – Это, безусловно, один из крупнейших и значительнейших проектов современной российской культуры последних лет. Такие выдающиеся музеи России, как Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Русский музей – это уже всемирно известные и зарекомендовавшие себя во всем мире сокровищницы живописи. А вот нынешняя выставка в Манеже наглядно демонстрирует, что и в российской провинции, порой за тысячи километров от Москвы и Петербурга, есть свои художественные сокровищницы. Аполлинарий Васнецов. Гроза идет. 1911 г. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина 50 провинциальных музеев представят на этой выставке шедевры из собственной коллекции. Однако думаю, что это на самом деле далеко не весь список городов, где есть свои выдающиеся художественные музеи. Среди меценатов и коллекционеров, живших в небольших городах, тоже были свои Третьяковы и Щукины, ратовавшие за сохранение национального культурного наследия. Если взять наш музей, то его собрания являются одними из лучших на юге России и в Нижнем Поволжье. Астраханская картинная галерея ведет свою историю с 1918 года и в этом году торжественно отмечает столетие со дня своего основания. Картинный фонд галереи составляет более 20 тысяч единиц хранения, а в ее название вписано имя ее основателя и первого ее директора – потомственного астраханского купца, увлеченного коллекционера произведений искусства Павла Михайловича Догадина. Картины, принесенные Догадиным в декабре 1918 года, составляют сердце нашей галереи. В том числе тогда, сто лет назад, он передал и собственный дом на набережной, где и был открыт наш музей.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Молодые художники равнялись на Иванова как на борца и художника-труженика. Вся картина была мгновение, но то мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление. – Есть мнение, что в повести «Портрет» Николай Гоголь писал именно о «Явлении Христа народу» В сочинение или композицию он внес идею не произвола, а внутренней необходимости. То есть соображение о красоте линий отходило на последний план, а на первом месте стояло выражение мысли; красота же являлась сама собой, как следствие. В рисунок – чрезвычайное разнообразие, то есть индивидуальность не только лица, но и всей фигуры по анатомическому построению, и искание – какое анатомическое строение должно отвечать задуманному характеру? В живопись – совершенно натуральное освещение всей картины, сообразно месту и времени, а во внешний вид картины – необходимость эпохи. – Иван Крамской о влиянии Иванова на русскую реалистическую живопись Но для исполнения своих масштабных замыслов Иванову не хватило ни полотна, ни всей жизни. Литература: 1. Александр Иванов. Явление Христа народу [Текст]/Светлана Степанова; Гос. Третьяковская галерея. – Москва: Гос. Третьяковская галерея, 2014. 2. А. Иванов. «Из собрания Государственной Третьяковской галереи»: Акварель: Альбом/Авт.-сост. Е.Л. Плотникова. – Москва: Изобразительное искусство, 1984. 3. Александр Андреевич Иванов. Жизнь и творчество/М.В. Алпатов . – М.: Искусство, 1956. Иллюстрации: tretyakovgallery.ru, wikimedia.org, artpoisk.info, art-catalog.ru, cultobzor.ru, Google Art Project, ros-vos.net, tg-m.ru. Фото на обложке: Mikhail Rybakov/mirphoto.net. Благодарим заведующую отделом живописи XVIII – первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмилу Алексеевну Маркину за консультацию. Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-sy...

Война застала Аркадия Александровича Пластова в Прислонихе. В 1942–1943 годах он работал над ставшей позже хрестоматийной картиной «Фашист пролетел», той самой, которую Сталин привез на Тегеранскую конференцию. Фашист пролетел (авторское название — «Немец пролетел») 1942 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Эта картина воздействует тишиной. Композиционно полотно четко разделено на два пространственных плана. Каждый план решается в свойственном ему цвете: сочные зеленоватые тона — полные жизни поля озимых — и краски осени, умирания, увядающей природы. Все просто, бесхитростно, лаконично скомпоновано, и в этой простоте без шума, без истерики обнажается катастрофа бессмысленной бойни — внезапно, молниеносно закончилась жизнь этого сельского мальчишки, и этот прекрасный мир будет жить дальше, скоро побледнеет осенний лес, в небе появятся первые снежники-мотыльки, но ничего этого больше не увидеть ребенку, которого просто так, потехи ради, расстрелял пролетающий немецкий летчик. «Не стыжусь признаться, люблю всё, что вызвано к жизни солнцем, что обласкано его теплым светом, а больше всего люблю людей», — говорил Пластов. Так пронзительно написать смерть можно, только любя жизнь. «Каждому листочку радуйся» В 1946 году Аркадию Пластову присуждают Сталинскую премию I степени за картины «Сенокос» и «Жатва». Сенокос, пожалуй, апофеоз пластовского гимна радости, здесь сплелись все его любимые темы и мотивы: бесконечно дорогой ему крестьянский мир и родная цветущая земля. Благодаря звучности цвета, обилию теней, рефлексов зритель утопает в звонком многоцветье бесчисленных полевых цветов, в голубизне утреннего свежего воздуха, в напоенных солнечным светом душистых летних травах. Здесь чувствуется импрессионистическая раскованность, свежесть, трепетность живописной ткани, ставшей основой для пластовского художественного языка. Сенокос. 1945 г., холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Через регулярный ритм передаётся ощущение слаженности, единого порыва работающих людей. Пластов выстраивает композицию, уводя зрительский взгляд в глубину, там синеет лес, золотятся стога сена. И кажется, и этот летний жар, и плодородная цветущая земля, и люди, разгоряченные работой, наполненные потаенной глубинной силой земли, — все это было и сто, и двести лет назад. Пластов выразил какую-то вневременную радость самой жизни, ее простоту, ясность и одновременно наполненность и мудрость.

http://foma.ru/arkadij-plastov-ja-rabota...

В память покорения Кавказа 11 ноября 2004 г. в Государственном Историческом Музее открылась выставка «Меж гор и гребней. Северный Кавказ». В числе ее участников: Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Литературный музей, Российская Государственная библиотека, Государственный архив Российской Федерации, Российский Государственный Военно-исторический архив, Музей-панорама " Бородинская битва " , Тамбовская областная картинная галерея. Выставка продлится до 20 января 2005 года. Только плохой историк ожидает, когда факты «начнут говорить сами за себя». Хороший – ставит свои вопросы первым. Собственно, сознающая себя и нетаящаяся ангажированность и создает историю из бессмысленного монолога фактов. Генерал Ермолов А. П. Ермолов А. П. Ермолов Если прийти на выставку в Исторический музей, вооружившись такой установкой, можно увидеть много любопытных вещей. Вот большой портрет генерала Ермолова в парадной форме. Вы спросите, что в нем может быть интересного? Он открывает экспозицию. (Если вы двигаетесь по часовой стрелке – от предшествующих событий к последующим). Гениальная идея авторов выставки: почти все мы, посетители, когда-то учились в школе и проходили Лермонтова по литературе; почти во всякой голове за давностью лет стройный некогда курс по «золотому веку» превратился в набор каких-то стихотворных обрывков и незаконченных цитат, так что этот парадный портрет вызывает совершенно определенные аллюзии. Определенно, он звучит как эпиграф, задающий тон: Смирись, чечен – идет Ермолов. Следом портрет детей Ермолова. Он словно возражение на мысли, спровоцированные первым портретом. «Нет, этот грозный генерал не машина убийства, не разрушитель жизни. Он умел разрушать, но умел и строить – полная противоположность распространенному сегодня типу человека, который неспособен ни к тому, ни к другому, который и есть подлинный разрушитель жизни». Дети – это в первую очередь наследники, новые побеги, питающиеся из того же корня, символ жизни. Вот почему для человека традиционного общества само отсутствие детей веет холодом смерти. Вот почему, многие культуры, стремясь растождествить воина и убийцу, прибегали к образу солдата, держащего меч в одной руке и ребенка в другой. Иногда воин приподнимает меч, приопуская руку с ребенком, иногда наоборот. Таким образом, подчеркивается его фундаментальная функция – поддерживать непостижимый человеческому разумению баланс жизни и смерти. Всем известен советский памятник воину-освободителю. Интересно было увидеть этот древний образ, пусть и неявно выраженный, на нынешней выставке.

http://pravoslavie.ru/261.html

Реклама : С.65. КУЛЬТУРА (раздел). – С.66-87. Кинотеатр: Крепость Игоря Угольникова. На экраны вышел фильм о первых днях Великой Отечественной войны . Беседа с генеральным продюсером и автором идеи  нового художественного фильма «Брестская крепость» Игорем Угольниковым. Беседовала Алла Митрофанова . Фото Елены Меркуловой, Владимира Гайслера//Фома. - –декабрь 2010. – С.66-71. – (раздел « Культура », рубрика « Кинотеатр »). Имеются биографическая (« Игорь Угольников », С.68) и фильмографическая (« Брестская крепость », 2010, С.70) справки. Александр Шевченко . Из дневника художника . Выдержки из дневниковых записок  автора. Материал проиллюстрирован репродукциями живописных работ А. Шевченко 2006-2010 гг.: «Автопортрет»,  «На берегу», «Наша жизнь» и др.//Фома. - – декабрь 2010. – С.72-75. – (раздел « Культура »). Галерея: Дарья Рощеня . Религиозный реализм против художественного терроризма . Статья посвящена Александру Смирнову – известному  московскому скульптору, работы которого хранятся в частных и государственных музеях России и Европы, в том числе в Третьяковской галерее. Его памятник святителю Тихону установлен в Москве, в парке на Крымском Валу, а Андрею Рублеву – в Нижнем Новгороде. В качестве иллюстраций воспроизведено более десяти работ мастера//Фома. - – декабрь 2010. – С.76-81. – (раздел « Культура », рубрика « Галерея »). Обзоры: Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Татьяна Шипошина . Не так уж далеко. – М.: Мордвинцев, 2010. – 246 с./Представляет Ирина Лукьянова //Фома. - – декабрь 2010. – С.82. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). В небольшой  повести Татьяны Шапошиной  перед читателем проходит история жизни девочки Насти из семьи «врага народа». Потеряв родителей, она  и ее сестра-двойняшка остаются на попечении тети и ее мужа. Очень похожие, генетически близкие, девочки со временем в одной и той же жизненной ситуации делают разный выбор и приходят к разным жизненным финалам. Но персонажи повести не ходульные иллюстрации к моральным правилам, а живые, страдающие люди, живущие обычной, негероической советской жизнью с ее двойной моралью и бытовыми проблемами. Каждый день, решая вполне повседневные задачи, им приходится выбирать между жизнью «как все» и жизнью не по лжи, - и Истина начинает просвечивать сквозь будни и звать за собой.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-92-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010