Патриаршее поздравление руководству Государственной Третьяковской галереи в связи с 175-летием со дня рождения С.М. Третьякова 11 февраля 2009 г. 12:25 В 2009 году отмечается 175 лет со дня рождения выдающегося собирателя произведений русского изобразительного искусства С.М. Третьякова. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил генерального директора Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионова со знаменательной датой. Уважаемый Валентин Алексеевич! Приветствую Вас и весь коллектив Третьяковской галереи по случаю 175-летия со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова. Сергей Михайлович Третьяков — личность, безусловно, замечательная и выдающаяся в истории русской культуры и истории России в целом. Вместе со своим братом, Павлом Михайловичем, он положил начало богатейшему собранию произведений русского искусства – известной во всем мире Третьяковской галерее. Третьяковых отличала уникальная способность сочетать успешную деловую жизнь с глубоким интересом к творчеству, а также с делами благотворительности. Они воспринимали богатство как особое служение ближнему. Преподнесенная братьями в дар городу художественная галерея на протяжении более полутора веков собирает в своих фондах сокровища отечественной культуры, тем самым сохраняя национальное достояние России и память ее народа. В годы лихолетья, когда уничтожались православные святыни, музей сыграл важную роль в спасении многочисленных шедевров церковного искусства. Представляя мир русской живописи, экспозиции Третьяковской галереи и в ту непростую эпоху знакомили посетителей с христианским мировоззрением, запечатленным в бесценных художественных произведениях. Благодаря этому многие люди открывали для себя русскую икону и ее «красочное богословие». В настоящее время развивается активное сотрудничество между Церковью и галереей. Благодаря открытию прихода в храме святителя Николая в Толмачах для молитвенного поклонения предоставляются многие почитаемые иконы, хранящиеся в Третьяковской галерее, среди них — Владимирский образ Божией Матери. Кроме того, успешно осуществляется ряд совместных просветительских проектов. Уверен, что необходимо и далее наращивать общие усилия в приобщении людей к духовной культуре России. Желаю Вам и Вашим соработникам крепости сил и неиссякаемого энтузиазма в деле сохранения высоких образцов русского искусства и развитию его лучших традиций. Верю, что это послужит духовному и нравственному совершенствованию наших сограждан. +Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/556224.htm...

Зельфира Трегулова: Выработать язык общения со зрителем, не падая при этом ниже плинтуса Третьяковская галерея отмечает 160-летний юбилей 25 мая, 2016 Третьяковская галерея отмечает 160-летний юбилей В феврале 2015 года генеральным директором Государственной Третьяковской галереи стала Зельфира Трегулова. Как куратор она возглавляла многие музейные выставочные проекты, в числе которых выставки «Россия!» в музее Гуггенхайма, «Социалистические реализмы» в римском Дворце выставок, «Святая Русь» в Лувре. Под ее руководством прошла выставка Валентина Серова в Третьяковской галерее на Крымском Валу, которая стала самой посещаемой экспозицией русского искусства в России за последние полвека. В эти дни свой 160-летний юбилей галерея отмечает обменом выставками с Национальной картинной галереей в Лондоне. «Правмир» поговорил с генеральным директором Третьяковской галереи о взаимодействии музеев и Церкви, современном искусстве и эффективных менеджерах. Дифференцированный подход — Зельфира Исмаиловна, как сейчас выстраиваются отношения у Третьяковской галереи с Русской православной церковью? Вопрос о «передаче имущества церковного назначения» стоит остро еще с конца восьмидесятых годов. К примеру, специалист по древнерусскому искусству и старший научный сотрудник Третьяковской галереи Левон Нерсесян   говорит о довольно конфликтных ситуациях. —Вы употребили очень правильное слово — «выстраиваются». Отношения – вообще такая вещь, которую нужно выстраивать. Для  выстраивании отношений должна быть добрая воля и с той, и с другой стороны. Могу привести несколько примеров. Для начала, Третьяковская галерея отличается от других музеев — у нас есть своя церковь, храм Святого Николая в Толмачах. Именно туда приходил на службу Павел Михайлович Третьяков. На полу храма мраморная плита, обозначающая место, где он обычно стоял на службе. Поверьте, это место достаточно далеко от алтаря, он был скромным человеком. — Церковь входит в состав музея? — Да! И именно в ней хранится самая главная, вероятно, русская святыня — икона Богоматери Владимирской . Мне кажется, это абсолютно правильное, идеальное решение. В 1990-е годы вопрос этот очень остро обсуждался. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

http://pravmir.ru/zelfira-tregulova-vyir...

Дева Мария, как будто присевшая от усталости, от только что пережитого испуга, кротко вопрошает свое дитя: «Сын, что Ты сделал с нами? Мы с великой скорбью искали Тебя». И вдруг он, мальчик 12 лет, так величаво и спокойно говорит: «Зачем было вам искать Меня? Разве вы не знали, что Я должен быть в доме Отца Моего?». Он говорит о своем доме — храме, о Себе как о жителе не земли, но неба. И у Евангелиста читаем слова: «Они не поняли слов Его и вскоре ушли вместе в Назарет». Как могли они не понять? Но ведь даже близкие Христа — люди. Симоне Мартини «Нашли его в храме», 1342 год. 495 x 351 мм. Галерея Уолкера, Ливерпуль Это сближение, нахождение вместе земного и небесного всегда будет волновать художников. Крещение Господне Как известно из евангельских текстов, возраст 30 лет — начало земного служения Христа, которое завершится на Голгофском холме. Александр Иванов «Явление Христа народу», 1837-1857 гг. 750 x 540 см. Третьяковская галерея, Москва Картина «Явление Христа народу» стала трудом всей жизни Александра Иванова. Больше 20 лет он пишет холст, который должен не только вместить группу людей на берегу Иордана, но и всех, к кому обращена проповедь Иоанна Крестителя. Неслучайно между людьми и Христом художник прокладывает полосу пустой земли. Это словно молчание, пауза, в которой сейчас все решают — поверить или не поверить, обратиться или нет, дать Ему прийти или не пожелать этой встречи? Великий замысел, к сожалению, не оценили современники Иванова. Крещение в иконах и картинах: Мозаика свода Арианского баптистерия. Конец V века. Равенна, Италия Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. VI в. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 год. Государственный Русский Музей Богоявление с предстоящими святыми. Конец XVIII - начало XIX в. Рыбинский музей-заповедник Пьеро делла Франческа. Около 1450 года. Национальная галерея, Лондон Андреа дель Верроккио, Леонардо да Винчи. 1472 – 1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

http://pravmir.ru/creative/put-k-velikoj...

В Москве пройдет выставка русской и грузинской средневековой живописи Москва, 16 декабря 2023 г. Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова представляют выставку копий русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021). Заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей квалификации, Овчинников всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников.      Разработанный и широко применявшийся Овчинниковым реставрационный метод опирался не только на тщательное изучение произведений, но и на его творческую интуицию и поистине артистическое вдохновение. Реставрация икон и фресок нередко сопровождалась исполнением калек, копий и копий-реконструкций, что помогало воссоздавать процесс работы средневековых мастеров на всех его этапах – от приготовления красок и подготовки основы до «завершающих штрихов», в которых наиболее полно проявлялась индивидуальность художников. Стремясь досконально изучить секреты стенописного мастерства, Овчинников неоднократно возвращался к любимым памятникам. Так, росписи XII века в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге он трижды воспроизводил полностью. Серию этих живописных копий-реконструкций можно увидеть на выставке. Работа над копированием фресок 1465 года в церкви Успения Богоматери в Мелётове под Псковом сопровождалась настоящим исследованием этих загадочных и необычайно сложных по составу и иконографии сюжетов памятника. Ансамбль копий мелётовских фресок представлен на выставке вместе с житийной иконой Святителя Николая Чудотворца (Государственная Третьяковская галерея), которая современна росписи храма и доподлинно из него происходит. Интерес к псковской живописи Овчинников пронес через всю жизнь, вновь и вновь обращался к ней, исполняя копии-реконструкции многих псковских икон XIV–XVII веков.

http://pravoslavie.ru/157824.html

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси Ил. 1. Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение . Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста. Ил. 2. Успение Богоматери. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником . Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство. В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях . Ил. 3. Успение Богоматери. Икона. Первая четверть XIV в., Псков. Государственная Третьяковская галерея, Москва Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

http://pravoslavie.ru/574.html

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла гостей приветствовал митрополит Волоколамский Иларион. Председатель ОВЦС, отметив, что открытие выставки — еще один знак соработничества Церкви и государства, а также сотрудничества Государственной Третьяковской галереи и различных музеев друг с другом, в частности, сказал: «Посетители, которые заходят в залы и смотрят на иконы, зачастую даже не задумываются, какой труд вкладывается в подготовку подобной выставки, какая колоссальная научная работа должна быть проведена, чтобы определить подлинность экспоната; какие сложнейшие комплексные исследования нужно провести, чтобы отделить подлинник от работ других изографов, которые могли быть приписаны мастеру; какая огромная работа требуется для реставрации этих замечательных икон, чтобы выявить все нанесенные слои живописи, аккуратно их удалить и, не повредив авторский рисунок, заставить сиять икону в ее изначальном цвете. Высочайшее качество проведенной подготовительной работы сегодня приносит свои плоды: мы видим уникальные экспонаты из 17 различных музейных собраний. Мы имеем возможность впервые познакомиться с творчеством выдающегося мастера, чье имя у всех на слуху, но его иконы никогда, насколько мне известно, не собирались вместе в единое, как сейчас говорят, сакральное пространство. Государственная Третьяковская галерея, которая имеет храм, где находится одна из наиболее известных и почитаемых икон — образ Владимирской Божией Матери — благодаря акциям подобного рода, благодаря самоотверженному труду ее сотрудников становится подлинным сакральным пространством для людей, посещающих эти залы». Владыка Иларион поздравил директора Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулову с открытием выставки и пожелал ей успехов в дальнейших трудах. «Хотел бы также пожелать, чтобы Государственная Третьяковская галерея всегда, словно магнит, притягивала людей самых разных возрастов, представителей разных стран; чтобы здесь осуществлялась встреча человека с той иной реальностью, которую каждый из нас называет по-своему: кто-то Царством Небесным, кто-то встречей с Богом. Дай Бог, чтобы эта встреча происходила в нашем сердце каждый раз, когда мы обращаемся к этим замечательным возвышенным образцам древнерусской иконописи», — сказал в заключение председатель ОВЦС.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4214834...

Arhiva La Galeria de stat „Tretiakov” a fost inaugurat expoziia „Simon Uakov - iconograful arului” 9 septembrie 2015 14:04 8 сентября 2015 года в Государственной Третьяковской галерее состоялось открытие выставки «Симон Ушаков — царский изограф». Организаторами выставки стали Государственная Третьяковская галерея, Министерство культуры Российской Федерации, частное учреждение культуры «Музей русской иконы». Перед открытием выставки председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в сопровождении директора Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегуловой осмотрел экспозицию выставки. На церемонии открытия присутствовали председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) , главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев , настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее протоиерей Николай Соколов. На мероприятии также присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, директор частного учреждения культуры «Музей русской иконы» М.Ю. Абрамов, многочисленные гости. С приветствием к собравшимся обратилась директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова, котороая отметила, что открытие выставки является очень важным событием не только для галереи, но и для всего музейного сообщества. «Эта выставка — результат многолетних исследований и она являет совершенно иной образ главного царского изографа XVII века Симона Ушакова», — добавила директор галереи. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов назвал открытие выставки знаменательным событием в культурной жизни российского общества. «Сегодня Третьяковская галерея становится, не побоюсь этого слова, сакральным местом встреч и духовенства, и православных мирян, и ценителей искусства», — подчеркнул он.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4214834...

Митрополит Волоколамський Іларіон: Через твори образотворчого мистецтва ми краще пізнаємо самих себе 25 січня 2016 р. 12:43 16 января 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , стала директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова. Митрополит Иларион:  Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Несмотря на сложность политических отношений между Россией и Западом, в сфере культуры сохраняется плодотворное сотрудничество. Более того, общественные деятели, деятели искусства, науки и культуры все отчетливее сознают исключительное значение межкультурной коммуникации в контексте политического кризиса, а значит и свою роль в решении сложных задач современности. Так, например, в этом году Третьяковская галерея и музей Ватикана начнут обмен выставками. Российская экспозиция будет составлена из работ русских художников конца XIX — начала XX века, связанных с евангельскими и библейскими сюжетами. Сегодня у меня в гостях директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Здравствуйте, Зельфира Исмаиловна! З. Трегулова:  Здравствуйте, владыка! Вы упомянули об очень важных вещах. Сейчас в мире неспокойно, нестабильно. Тем более, важной становится миссия тех, кто поддерживает духовные и культурные связи между различными странами. Невзирая на похолодание политических отношений, сокращение экономических отношений, культурный обмен продолжает развиваться, и мы, и наши западные коллеги прекрасно понимаем, что на нас сейчас возложена очень важная задача — постараться сделать так, чтобы мир не распался на независимые части. Тот проект, о котором Вы говорили, — обмен между музеем Ватикана и Третьяковской галереей — мне кажется, является одним из самых ярких, значимых и интересных. Я только что вернулась из Рима после переговоров о пинакотеке Ватикана, и наши коллеги утвердили совершенно уникальный список тех памятников и тех произведений живописи, которые Третьяковская галерея осенью представит российскому зрителю.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4354824...

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова. Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ. Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника . Архангел Михаил, попирающий дьявола. 1676 г. Государственная Третьяковская галерея Все иконы Симона Ушакова объединяет стремление соединить многовековые традиции византийско-русского иконописания и некоторые новые тенденции, пришедшие на Русь в XVII веке из искусства западноевропейских стран. Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий. При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу. Стиль письма Ушакова получил название «живоподобие», которое ошибочно трактуется как светотеневая моделировка ликов, приближенная к реалистической манере. В действительности же, несмотря на большую анатомическую точность и появившийся объем, иконы Ушакова созданы в традиционной иконописной технике. Его чрезвычайно интересует написание ликов, именно поэтому в его наследии более десяти икон «Спаса Нерукотворного». Работая над другими образами, он чаще всего поручал «доличное» (фон, одежды и прочее) своим ученикам, а сам писал только лики. Доводя свою манеру до совершенства, Ушаков пытался передать и Божественное, и человеческое, создать образы воплотившегося Господа, Богочеловека. В его иконах присутствует большая, по сравнению с древними образами, осязаемость, телесность, однако свет по-прежнему идет изнутри, не имея физической характеристики и источника извне.

http://pravoslavie.ru/770.html

Успение Пресвятой Богородицы. Галерея образов Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на небо сохранилось в сочинениях Мелитона Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. Об иконографии Успения Божией Матери можно прочесть в статье Светланы Липатовой «Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси» . vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский) vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Церковь Санта Мария Маджоре, Рим, 1296 год. Фрагмент vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь, X век; Париж. Музей Средневековья vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Икона с клеймами. Византия; XV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, XIV век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Патмос, монастырь св. Иоанна Богослова. XV век. vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Пелена. Сольвычегодский историко-художественный музей. XVI-XVII век vk fb tw ok @ g+ lj Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XI век. Слоновая кость

http://pravoslavie.ru/55704.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010