Основана в 1922 г. Упразднена в 1936 г. Викарные кафедры: Крестецкая, Боровичская, Демянская, Старорусская, Валдайская. 08(21)08.1922 08(21)03.1924 08(21)03.1924 10(23)10.1925 (?) 28.01(10.02)1925 10.1925 12(25)06.1926 21.07(03.08)1926 10.1925 06(19)04.1926 06(19)04.1926 13(26)06.1926 13(26)06.1926 02(15)03.1927 02(15)03.1927 Александр III Соколов 08.1927 1931 (?) 10.1931 17(30)03.1932 17(30)03.1932 09(22)04.1932 09(22)04.1932 02(15)06.1932 12(25)11.1932 15(28)12.1932 12.1933 21.06(04.07)1936 Новоархангельская (см. Американская) 2968 Первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин был поставлен в 991/992 г. после учреждения на Руси епископских кафедр (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. С. 64–65). Преставился в 1030 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 79). Местночтимый святой в Новгородской епархии (Словарь исторический... С. 112–113). Память – в Третью неделю по Пятидесятнице (в Соборе Новгородских святых). Список новгородских архиереев можно найти в нескольких летописях. Так, в предварительных статьях Никоновской лет. помещен следующий список: Иоаким, Лука, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн, Никифор, Аркадий, Иоанн, Григорий, Мартирий, Митрофан, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон, Евфимий, Евфимий, Иона, Феофил, Сергий, Геннадий, Серапион, Макарий, Феодосий, Серапион, Пимен. (ПСРЛ. Т. 9. С. XXII). Обращает внимание отсутствие в списке Илии, первого архиепископа, что свидетельствует о явной неполноте списка. Иной список содержит Воскресенская лет. Здесь епископы разделены на две группы – епископы и архиепископы. Епископы: Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Аникита (Никита), Иоанн Попианин, Анифонт (Нифонт), Аркадий. Архиепископы: Илия, Гавриил, Мантурий (Мартирий), Антоний, Митрофан, Арсений, Спиридон, Долмат, Климент, Феоктист, Давид (ПСРЛ. Т. 7. С. 239). Этот список отличается большей полнотой. Содержится список новгородских архиереев и в приложениях к Новгородской Первой лет. Выглядит он следующим образом: епископы – Иоаким Корсунянин, Ефрем, Лука Жидята, Стефан, Феодор, Герман, Никита, Иоанн Попин, Нифонт, Аркадий; архиепископы – Илия, Гавриил, Мартирий, Митрофан, Антоний, Митрофан, Арсений, Антоний, Арсений, Антоний, Спиридон, Далмат, Климент, Феоктист, Давид, Моисей, Василий, Моисей, Алексий, Иоанн, Симеон (ПСРЛ. Т. 3. С. 473–475). 2969 О Ефреме, ученике Иоакима Корсунянина, Никоновская лет. говорит следующее: «Въ лто 1030. Того же лта преставися Новогородской епископъ Акимъ, и бяше ученикъ его Ефрмъ, иже ны учаше». (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 79; Т. 6. Стб. 176). «Ефрем управлял паствою и поучал народ пять лет, но по какому-то недоброжелательству к нему Киевского митрополита не был посвящен в сан епископа ...» ( Тихомиров П. И., прот. Кафедра Новгородских святителей. Новгород, 1891. С. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующим доказательством непричастности монаха Захара к новгородской ереси до отъезда в Москву может служить то, что информация о нем появляется в источниках только в 1490 г., а Иосиф Волоцкий в «сказании о новоявившейся ереси» не «замалчивает» и не «затушевывает» роль Захара, как писал Я.С. Лурье, а сообщает, что еретики после бегства из Новгорода в Москву имели в столице «готовую помощь себе – Алексея протопопа и Дениса попа», «среди монахов они прельстили окаянного Зосиму (будущего митрополита – М.Ц.) ... Потом привлекли в свою ересь монаха Захара, потом Федора Курицына (дьяка великого князя – М.Ц.) ...» 19 . Из приведенного отрывка видно, что Захар привлечен в ересь «жидовствующих» только в Москве. В Новгороде он исповедовал стригольничество. А.И. Алексеев считает, что «большая часть лиц, обвиняемых в еретичестве, принадлежала к верхушке белого духовенства Новгорода и состояла из явных сторонников промосковской ориентации. Это обстоятельство заставляет признать, что новгородский архиепископ не мог рассчитывать на успех, прибегая к заведомо ложным и тенденциозным обвинениям». 20 Чин анафематствования, о котором упоминает Я.С. Лурье, был составлен после собора 1490 г. 21 За три года, проведенные в Москве, Захар, по словам А.И. Клибанова, «проникнулся идеями» еретиков и, на наш взгляд, в число отлученных попал вместе с другими новгородскими еретиками на основании решения собора 1490 г. За ересь «жидовская мудрствующих», а не за стригольнические воззрения. Итак, монах Захар в Немчинове монастыре исповедовал стригольничество и не был причастен к новгородской ереси «жидовская мудрствующих». За стригольничество он был наказан архиепископом Геннадием, но вместо покаяния в «Немчинове монастыре» бежал в Москву. Здесь он встретился с новгородскими еретиками, занимавшими высокое положение в московских церковных кругах (протопоп Успенского собора Алексей и священник Архангельского собора Денис) и пользовавшимися покровительством великого князя и его окружения (Федор Курицын). На стригольнические воззрения (обвинение в симонии духовенства и отрицание причастия) Захара легли воззрения «жидовствующих» (отрицание Троицы, Иисуса Христа и Богородицы). К собору 1490 г. он был уже во главе новгородских еретиков «жидовствующих».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Между 2 и 28 июня 1488 г., в «Петрово говение», И. оставил Ростовскую кафедру и удалился в Ферапонтов мон-рь. В отреченной грамоте И. причиной его ухода названа «велика немощ» (Отреченная грамота Иоасафа Ростовского// Pliguzov. 1995. Append. 1). В письме к И. архиеп. Геннадий указал иную причину оставления своим адресатом кафедры: «Ты будешь нечто оскорблен от кого в телесном деле, да оставил архиепископью» (цит. по: Казакова, Лурье. 1955. С. 317-320). По-видимому, И. оставил епархию из-за какой-то обиды. Вероятно, вел. князь не поддержал И., поскольку архиерей, несмотря на неоднократные приглашения Иоанна III, не приехал для разрешения конфликта. Новгородский архиепископ упрекает И. за то, что тот, оставив епархию во время распространения ереси «жидовствующих», «предал еси овци влъком на расхищение». Свт. Геннадий называет этот поступок «[не]малым грехом» вследствие возможного ущерба для Ростовской епархии и вероятности гнева Иоанна III на Ферапонтов мон-рь. Архиеп. Геннадий пишет, что «многы люди добрые духовные тому зазрят». Святитель считал, что И. должен был вооружиться терпением, а при приезде к вел. князю отстаивать свою позицию («могл бы еси и тамо крепость свою подържати, за что будешь оставил архиепископью» - цит. по: Там же. С. 317-320). Об отношении свт. Геннадия к оставлению И. кафедры свидетельствует письмо Новгородского архиерея к митр. Зосиме (Брадатому) от окт. 1490 г., в к-ром архиепископ упрекает главу Церкви в том, что тот не созвал Собор в связи с поступком И.: «Коли архиепископ Ростовский Асаф владычество оставил, и где было по нас всех послати, да о том съборне накрепко обыск учинити, и они мне туто и в поминки не учинили» (ААЭ. Т. 1. 381; РИБ. Т. 6. 115.1; Казакова, Лурье. 1955. С. 374). В письме архиеп. Геннадия к И. содержится указание на какую-то «обиду», к-рую Новгородский архиепископ потерпел от служившего И. сына боярского. Косвенным подтверждением существования конфликта между И. и свт. Геннадием в период архиерейства И. может служить свидетельство близкой к Ростовской кафедре Типографской летописи под 1484/85 г.

http://pravenc.ru/text/578100.html

2771 Митрополит Фиваидский. Временно управляющий «обще» с Григорием, епископом Мелиникийским. Вскоре, однако, Св. Синод отрешил их от порученного им управления «...яко чужестранных и российских обычаев не приобыкших персон». Управление было передано Дикастерии во главе с новым Крутицким архиепископом Леонидом (Петровским). 2772 Архиепископ Крутицкий; с 1723 г. первоприсутствующий член Московской Дикастерии, образованной из бывших Патриарших Приказов, Синодальной Канцелярии и Московской Синодальной Конторы. «...07 февраля 1727 года канцелярия в Москве была упразднена и осталась одна Дикастерия с расширенными правами по управлению Синодальной областью...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 352). По Н.Д. Иерархия... C. 17 первая дата иная: 10.04.1722. 2776 Архиепископ с даты назначения. «...Первым епархиальным архиереем был Иосиф (Вичанский) (? – Сост.) Он вскоре помер (в 1745 г.) в Донском монастыре, где проживал, но погребен в Чудовом монастыре...» (Забелин И. Ук. соч. С. 307). 2780 Митрополит. Был погребен в Чудове монастыре; первый из архиереев, останки коего отпеты по священническому чину. После этого Св. Синодом сделано общее узаконение об отпевании всех прославляющихся святителей тем же чином. 2782 Вторая дата – дата кончины (убит толпой у Донского монастыря во время чумного бунта 1771 г.). 2783 «...После мученической кончины ревностного Амвросия московская паства оставалась без архипастыря. Государыня, как бы в наказание, более трех лет не назначала в Москву епархиального архиерея и сама ее не посещала. Епархиальными делами управляли члены Конторы Св. Синода: очередные епископы, Суздальский Геннадий Драницын и Крутицкий Самуил Миславский...» ( Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. M., 1891. С. 39). 2784 Архиепископ. Митрополит с 29.06.1787. Следует отметить, что при хиротонии архимандрита Платона (Левшина) во епископа (Тверского), за ним был сохранен и титул священно-архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, который, со времени назначения его на Московскую кафедру, остался преимуществом Московских святителей и впредь (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 16). «... На прошение архиепископа Платона об увольнении его от епархии императрица ответствовала, что он и без увольнения может быть свободным, и предоставила его воле пребывание в Троицкой Лавре, с дозволением 1781 г. поручить епархиальное правление данному ему в помощь прежнему его питомцу, викарию и епископу Севскому, Амвросию Подобедову , впоследствии митрополиту Новгородскому. С того особенно времени Платон более уединялся в Троицкую Лавру...» ( Снегирев И. М. Ук. соч. С. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 (16) декабря. Пророка Софонии (605 г. до P. X.). Преподобного Саввы Сторожевского (1406 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 4 (17) декабря. Великомученицы Варвары (ок. 306 г.). Преподобного Иоанна Дамаскина (около 780 г.). Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского (1504 г.). 5 (18) декабря. Преподобного Саввы Освященного (532 г.). 6 (19) декабря. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (около 345 г.). 7 (20) декабря. Святителя Амвросия, епископа Медиоланского (397 г.). Преподобного Нила Столобенского (1554 г.). 9 (22) декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». 10 (23) декабря. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754 г.). II (24) декабря. Преподобного Даниила Столпника (около 490 г.) 12 (25) декабря. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (около 348 г.). 17 (30) декабря. Пророка Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 г. до P. X.). 19 декабря (1 января). Мученика Вонифатия (290 г.). Преподобного Илии Муромца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1188 г.). 20 декабря (2 января). Священномученика Игнатия Богоносца (около 107 г.) Праведного Иоанна Кронштадтского (1908 г.). 21 декабря (3 января). Святителя Московского Петра, всея России чудотворца (1326 г.). 22 декабря (4 января). Великомученицы Анастасии Узорешительницы (около 304 г.). 24 декабря (6 января). Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). 25 декабря (7 января). Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 26 декабря (8 января). Собор Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери Виленской-Остробрамской, именуемой «Трех радостей». 27 декабря (9 января). Апостола, первомученика и архидиакона Стефана (около 35 г.). Преподобного Феодора Начертанного, исповедника (около 840 г.). 28 декабря (10 января). Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня. 30 декабря (12 января). Святителя Макария, митрополита Московского (1563 г.). Январь 1 (14) января. Обрезание Господне. Святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской (379 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

– Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Св. Софии! Начало деревянному детинцу, или Кремлю новгородскому, положил храмоздатель собора св. князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским, Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви сей ограды были каменные. Св. архиепископ Мартирий соорудил первую из них в честь Положения пояса Богоматери в исходе XI века, а святитель Спиридон – другую, во имя Св. Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, ныне закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов; а в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя Равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь – Покрова Богоматери, над южными вратами, уже несуществующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый владыка Василий, от Неревских ворот и церкви Владимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских, или Воскресенских, ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году, частью иждивением великого князя Иоанна, частью же на собственное, там где стена окружала архиерейские палаты. Она существует и доныне, – с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь . Все сии надворотные церкви разрушены во время шведского нашествия Делагардия, когда ревностный пастырь митрополит Исидор сам обходил с крестом в руках по стенам кремлевским, чтобы отразить нападение врагов, но принужден был наконец уступить силе оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Самая ограда Кремлевская, местами угрожающая падением, свидетельсгвует о пастырских заботах по охранению вверенной им паствы, ибо почти вся сооружена была иждивением Владык, и каждые из пяти ее врат ограждены были церковью. Какая благочестивая мысль – осенять святынею все входы, ведущие в город к главному святилищу Святой Софии! Начало деревянному детищу, или Кремлю Новгородскому, положил храмоздатель собора Святой князь Владимир Ярославич в 1097 году, и он был обновлен после пожара, в 1113 году другим благочестивым князем Новгородским Мстиславом, сыном Мономаха; но церкви, сей ограды были каменные. Святой архиепископ Мартирий соорудил первую из них, в честь положения пояса Богоматери, в исходе XI века, а Святитель Спиридон другую, во имя Святого Феодора, над вратами, бывшими со стороны Неревского конца, позади собора. Владыка Климент поставил церковь Воскресения Христова над вратами Литовскими, выше закладенными, на южной оконечности Кремля, где кончалась Епископская улица, по случаю взятия Кексгольма у шведов. А в 1211 году архиепископ Давид построил над вратами, бывшими на противолежащем конце Кремля, церковь во имя равноапостольного князя Владимира, замечательную потому, что она была первою во имя сего нового угодника, причтенного к лику заступников земли Русской. Была еще одна церковь, Покрова Богоматери, над Южными вратами, уже не существующими, построенная усердием посадников, которую заменила впоследствии нынешняя Покровская церковь, что близ ограды. Только в 1336 году начал строить каменную ограду знаменитый Владыка Василий от Неревских ворот и церкви Вдадимирской до нынешней обыденной Андрея Стратилата, для большего охранения Софийского собора со стороны Торговой и Волхова. Архиепископ Иоанн III продолжил ограду сию в 1410 году до Литовских или Воскресенских ворот, а Геннадий довершил ее кругом всего Кремля уже в 1490 году – частию иждивением Великого князя Иоанна, частию же на собственное – в той части, где располагались Архиерейские палаты. Она существует и доныне с ее девятью башнями, круглыми и четвероугольными, из коих одна, близ Покровской церкви, трехъярусная, вероятно, служила теремом для дома наместников и заключала в себе также церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макари 27 . Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть 28 . Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть 29 . Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник – архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь 30 . Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина 31 . Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячи 32 . Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно – не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице – Москве 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макария[ 27 ]. Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть”[ 28 ]. Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть”[ 29 ]. Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник — архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь”[ 30 ]. Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина”[ 31 ]. Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячие[ 32 ]. Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно — не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице — Москве»[ 33 ].

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Так кратко описывает летописец Чин “вступления на паству нового архиерея”, святителя Макария27. Псковский летописец отмечает проникновенную проповедь прибывшего владыки, которую он произнес в софийском кафедральном соборе: “Он же просветився силою Божиею, нача беседовати к народу повестьми многими, и вей чюдящеся, яко от Бога дана ему бысть мудрость в Божественном Писании просто всем разумети. Сед же святый на архиеписьском столе, и бысть людем радость велиа, не токмо в Великом Новегороде, но и во Пскове и повсюде”. И далее летописец радостно замечает: “и бысть хлеб дешов, и монастырем легче, и людем заступление велие, и сиротам кормитель бысть”28. Вторит ему и новгородский летописец: “Бысть при сем архиепископе владыце Макарии, во всей архиепископии его, послал Господь Бог милость Свою на люди Своя, молитвами его, времена тиха и прохладна, и обилие велие изобилованна бысть”29. Предшествующее время для Новгородской иерархии было очень сложным. Последним Святителем, скончавшимся на кафедре, был архиепископ Иона (†1470; пам. 5 нояб.). Последним иерархом, избранным самими новгородцами, был его преемник — архиепископ Феофил, который вскоре после покорения Новгорода в 1478 году был “отослан в Чудов монастырь”30. Первый избранный и поставленный в Москве владыка Сергий пробыл менее года на кафедре (1483–1484) и вернулся назад в Троице-Сергиеву обитель. Святитель Геннадий после двадцати лет архиерейства (1484–1504) был сведен Великим князем с престола и скончался на покое в Чудовом монастыре (†1505; пам. 4 дек.). Следующий архиепископ Серапион (1506–1509) провел последние годы своей жизни в Троице-Сергиевом монастыре (†1516; пам. 16 мая). И вот спустя 17 лет вдовства архиерейской кафедры новгородцы встречали своего нового владыку. Несомненно, Святитель прибыл в Великий Новгород не один, однако состав многочисленной (можно полагать) свиты архиепископа Макария почти неизвестен. В нее мог входить, например, дьяк А. Квашнин, о котором С. Б. Веселовский пишет: “Великий князь Василий Иванович приставил к Новгородскому архиепископу Макарию Андрея Квашнина”31. Среди различных позднейших актов упоминается прибывший с Владыкой некий житничный ключник, пожалованный затем Святителем в псковские подьячие32. Так началась для архиепископа Макария архипастырская деятельность в обширной древнерусской епархии, богатой духовными и культурными традициями. Профессор МДА И. Н. Шабатин говорит о дате архиерейской хиротонии Святителя: «День 4 марта 1526 г. открывает высокоплодотворнейший шестнадцатилетний период деятельности Святителя в Новгороде. Именно — не “новгородской деятельности”, а деятельности в Новгороде. Глубокое принципиальное значение такой формулировки состоит в том, что в годы своего епархиального архиерейства Макарий не ограничивался окормлением своей непосредственной паствы, а жил и творил для всей Русской Церкви, всему русскому народу, его государству, его культуре, его столице — Москве»33.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010