IX. Новгород и Москва I. Из следующей статьи о русской живописи XVI в. достаточно видно, как велико было влияние новгородской образованности на Москву даже в половине того столетия. Могущественно расширяя свою внешнюю силу и покорив своей власти старый Новгород, эта новая столица не успела еще тогда стать во главе древнего нашего образования, как оно ни было, впрочем, малосложно и молодо. Покоренный Новгород долго отстаивал свои духовные права перед Москвою, уступая ее силам внешним. В конце XV и в начале XVI в. борьба в идеях между Новгородом и Москвою выразилась столкновением интересов церковных и монастырских с политическими. Знаменитый богослов того времени, Иосиф Волоцкий († 1515) стоял уже за Москву, прозревая в ее быстром возрастании залоги будущих успехов, между тем как Серапион, Архиепископ Новгородский († 1516) отстаивал духовные права старого Новагорода. Хотя все примиряющее время сгладило недоразумения между этими замечательными деятелями, уравняв их в памяти потомства одинаковым чествованием; однако следы раздора и раздвоения между Новгородом и Москвою той эпохи и до сих пор сохранились отмеченными даже в печатных Прологах, в которых под 16 числом Марта, на память Серапиона Новгородского, читается следующее: «Ненавидяй же искони добра диавол вражду влагает между Серапионом Архиепископом и Игуменом Иосифом Ламского Волока. Понеже той Иосиф из его епископии отъиде без благословения его к митрополиту Симону Московскому и всея России. И сего ради, архиепископ Серапион отлучи его: той же наусти на него Симона митрополита. И тако святый от престола своего сводится, и затворяют его в Андроникове монастыре, иже на Москве». II. Соловецкий Патерик, или житие Зосимы и Савватия, составленный около того же времени, при просвещенном содействии Геннадия Архиепископа Новгородского, предлагает нам любопытные поэтические подробности о падении Новгородской старины, облекая рассказ об этом событии обаянием чудесного видения, которое вызывает перед нами не туманные призраки мистического воображения, а жизненные интересы эпохи, ее симпатии и антипатии, надежды и опасения, выраженные в художественной форме вещего видения. Зосима Соловецкий († 1478) уже стоял за Москву и был против Марфы, Посадницы Новгородской 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

113. 1485 г. Послание новгородского архиепископа Геннадия к волотскому князю Борису Васильевичу, с оправданием от упрека в неправильном получении святительского сана и с напоминанием об отнятой у Софийской церкви земле в волоколамском уделе Это, доселе неизвестное послание издается по списку, находящемуся в сборнике Погодинского Древехранилища (ныне Императорской Публичной Библиотеки), 1287, л. 153–156. В сборнике бумаг Ундольского, хранящихся в Московском Публичном Музее, под 141), л. 210–211, находится собственноручно им сделанный список этого же послания, но с неверным означением, что оно извлечено « из Погодинского сборника XVI века, на 313 листах, in 4°, 668». Лета 90 третьего, архиепископа Геннадия Господину князю Борису Васильевичу преосвященный архиепископ Геннадий богоспасаемых градов Великого Новгорода и Пскова благословляю и челом бью. Что еси, господине, писал о том от апостольских правил (чтó аз же к тебе, прислал), рекши: «аз принял имением сан святительский, или мирских князей немощью»: ино от обоего того зазора чужд есмь. А что нас государь наш князь великий, брат твой, понудил 2930 и со своим отцом митрополитом, да и со всеми владыками; аз же аще и недостоин есмь, ведый свою меру, яко не доволен к такой службе, молих много отца своего господина Геронтия, митрополита всея Руси, а брату есми твоему, а своему государю, бил челом великому князю, что недостоин есмь на такую службу: и они же послушание уставляют паче многих добродетелей. Аз же судих прекословия не творить, ни государей великих в истому ввести, свое недостоинство и совесть на Божье милосердие возложих и на отца своего молитвы Геронтия, митрополита всея Руси, и [на] яже о нем божественный собор епископский и весь причет церковный, иже меня судиша в такую службу. Того ради повинухся их воле, да восприях их молитву на помощь противу видимых и невидимых врагов, иже церковь Божью борющих. А еже ми еси писал евангельское слово, глаголющее: «горе вам, книжници и фарисеи, яко накладаете на человеки бремена тяжки, не удобь носимы, а сами единем перстом не могуще коснутися», – и сам аз ведаю свое недостоинство и свою леность, но боюсь апостольских заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к-рой являлся Усть-Вым (совр. с. Усть-Вымь в Усть-Вымском р-не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская, с 1589 г. Вологодская и Великопермская с центром в Вологде, с 1657 г. Вологодская и Белозерская, с 1788 г. Вологодская и Великоустюжская, с 1888 г. Вологодская и Тотемская, с 1945 г. Вологодская и Череповецкая, с 1965 г. Вологодская и Великоустюжская, с 23 окт. 2014 г. Вологодская и Кирилловская. 23 окт. 2014 г. решением Свящ. Синода из состава Вологодской епархии были выделены две самостоятельных епархии - Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении В. е. остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии . Кафедральный город - Вологда. Кафедральный собор - в честь Рождества Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Савва (Михеев ; с 25 авг. 2020). Епархия разделена на благочиннические округа: Центральный г. Вологды, Северо-Восточный (Зареченский) г. Вологды, Южный г. Вологды, Северо-Западный г. Вологды, Верховажский, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Харовский, Шекснинский. К нач. 2016 г. в В. е. действовали 105 храмов, 5 мон-рей (3 муж., 2 жен.), в клире епархии состояли 100 священнослужителей (95 священников, 15 диаконов). Территория епархии в кон. XIV - нач. XV в. включала земли Вычегодской (Старой) Перми (по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола; совр. Республика Коми). Во 2-й пол. XV в. в результате деятельности Пермских епископов священномучеников Питирима и Ионы к епархии присоединились земли Вел. Перми (по берегам рек Кама, Колва, Вишера; совр. Коми-Пермяцкий автономный округ). После вхождения Новгорода в состав Московского гос-ва (1478) по повелению вел. кн. Иоанна III в февр. 1492 г. митр. Зосима и Новгородский архиеп. Геннадий (Гонзов) «придали из митрополии и из архиепископии из Новогородъскиа, церкви свои на Вологде в городе и на посаде епископу Пермскому Филофею в Пермскую епископию» (ПСРЛ. Т. 12. С. 232); центром Великопермской и Вологодской епархии оставалась Усть-Вымь. В 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли по рекам Вага и Сев. Двина, а также Каргополь; в 1584 г. эти территории были включены в состав Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) области; в 1613-1617 гг., во время оккупации шведами Вел. Новгорода, население двинских волостей, Ваги и Каргополя платило церковные дани и венечный сбор Вологодским архиереям. В кон. XVI - нач. XVII в. (до образования Тобольской епархии в 1620) Вологодские архиереи управляли также сибирскими храмами.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Скачать epub pdf Выдающимся центром духовной жизни на Руси во второй половине XV века был монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, основанный преподобным Пафнутием Боровским. Здесь полагали начало монашеских подвигов преподобные Давид Серпуховский, Даниил Переяславский, Иосиф и Левкий Волоколамские. Здесь принял в конце XV века монашеский постриг юный Михаил, будущий Всероссийский Митрополит Макарий. Его последующий жизненный путь проходил следующим образом: после длительного пребывания под кровом преподобного Пафнутия – трехлетнее настоятельство в Можайском Лужецком монастыре. В 1526 году митрополит Даниил с Собором русских архиереев хиротонисал его в архиепископа Великого Новгорода и Пскова. С этого времени его имя встречается в летописях, актах, житиях. С 1542 по 1563 год святитель Макарий возглавляет Русскую Церковь 1 . Новгородская кафедра известна своими давними богатыми культурными традициями, которые святитель Макарий активно продолжал и развивал (1 а, с. 75; 16, с. 37–39) . Интересен такой факт. Анализ содержания рукописных сборников Иосифо-Волоколамского монастыря позволяет говорить о его тесных литературных связях с Новгородской кафедрой времен владыки Макария (2, с. 215–216) . Но с другой стороны, и сам архиепископ Макарий поддерживал близкие отношения с обителью преподобного Иосифа Волоцкого . Прежде всего он глубоко чтил основателя монастыря (3, с. 21–22; 4, с. 77) . Они оба были пострижениками одного монастыря. Более того, одним из первых сотрудников Новгородского владыки был племянник преподобного – инок Досифей Топорков. В 1528–1529 годах он работал по благословению святителя Макария над исправлением текста Синайского Патерика (5, с. 34) . В составленном к нему послесловии он писал, что и в нашей Русской земле есть немало подвижников, «но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы» (6, с. 278) . Сказанное имеет прямое отношение к святителю Макарию. Систематизация восточного византийского духовного наследия и разработка русского – определяющие принципы и черты последующей деятельности святителя Макария. Учитывая опыт Новгородского архиепископа Геннадия по собранию Библейских книг, святитель Макарий начинает собирание и систематизацию всего агиографического, гомилетического, святоотеческого духовного наследия Православной Руси. Созданный им сборник носил традиционное название Минеи. Эти Четьи-Минеи святителя Макария сохранились в трех списках: самый ранний называется Софийским, так как был положен в Новгородский Софийский собор в 1541 году 2 , полностью сохранился Успенский комплект Миней, данный в Успенский собор Русской Митрополии, и десять Царских Миней из числа книг, пожалованных царю Иоанну Грозному 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 1 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок. «Дорого, да мило!» Храм появился в древней московской местности, связанной с именами святого Александра Невского, его сына московского князя Даниила и новгородского боярина Ивана Дорогомилова. Известно, что Дорогомиловым изначально называлась местность на левом берегу реки, в конце Девичьего поля около Плющихи, где по преданию, благоверный князь Александр Невский будто бы основал первый московский монастырь – пещерный Саввин, вероятно, по образу пещерного Сионского монастыря в Иерусалиме, как считал великий историк московского градостроительства М.П. Кудрявцев. По его мнению, основателем Дорогомилова и стал Александр Невский, а от его монастыря теперь осталось имя местного Саввинского переулка. Другие историки относят реальное появление этой обители к более позднему времени – XV веку. А честь основания первого в Москве монастыря отдают святому князю Даниилу Московскому. Он и пожаловал эти земли в вотчину верному боярину своего отца Ивану Дорогомилову. Возможно, что этот боярин пришел с ним в Москву после того, как юный князь Даниил получил Москву в удел. Ученые выдвинули версию, что его фамилия явилась от прозвища «дорогомилый», то есть высокоценимый и любимый человек. В середине XVI века Дорогомиловым уже называлась местность на правом берегу Москвы-реки. Прежде это была пустынная земля. Во время великой кремлевской стройки Ивана III сюда были перенесены останки захороненных в Кремле, а на месте их прежних могил разбили сады, что вызвало гнев знаменитого Новгородского архиепископа Геннадия, назвавшего этот поступок «нечестью государскою». Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности.

http://pravoslavie.ru/709.html

21. Архиепископ Сергий 1 (с 1483 по 1484 г.) Со времени покорения Новгорода Московской державе, не только наместники и прочие гражданские чиновники назначались сюда из московских бояр; но даже и владыки новгородские, по удалении последнего выборного архиепископа Феофила, стали присылаться из Москвы. Первым из новгородских владык, после Феофила, был Сергий, старец Троицкого Сергиева Монастыря. В мире его звали Симеоном, и был он протопопом Богородицким 2 . Избрание его происходило тем же порядком, каким оно производилось издревле в Новгороде – посредством жребия. Вероятно, этой уступкой старинному новгородскому обычаю в Москве хотели примирить нововведение со стариной и тем несколько ослабить на первый раз дурное впечатление его на новгородцев. «17 Июля 1483 г. в. князь Иван Васильевич и сын его в. князь Иван Иванович, посоветовавшись с отцем своим митрополитом Геронтием, с архиепископом Иоасафом Ростовским и с епископами – Симеоном Рязанским, Герасимом Коломенским и с Прохором Сарским, положили на престол жребии Елисея, Архимандрита Спаского, Геннадия, Архимандрита Чудовского и Сергия, старца Троицкого, бывшего протопопа Богородицкого, на архиепископство в В. Новгород; по этому случаю, митрополит сам служил литургию со всеми теми епископами и с архимандритами, и вынулся жребий Сергиев» 3 . В следующем году (6992 лета) 4-го сентября Сергий был поставлен в архиепископы В. Новгороду и Пскову 4 митрополитом Геронтием и вскоре же был отправлен из Москвы на свою кафедру. По отзыву летописцев, новоизбранный владыка Сергий был исполнен горделивым сознанием «высоты и величества своего сана» и отправлялся в Новгород как победитель к побежденным 5 . Впрочем, в Москве не ускользнуло от внимания, что природные его силы далеко не соответствовали трудности его положения в В. Новгороде. Поэтому, чтобы поправить ошибку, отпустили Сергия в Новгород не одного, а в сопровождении нескольких опекунов, приставленных к нему в. князем в лице своего боярина, казначея и дьяка 6 . Предосторожность была далеко не лишняя; но она, спасая интересы Москвы, погубила несчастного владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

23. Св. архиепископ Серапион 160 (с 1506 по1509 г.) На место архиепископа Геннадия, заточенного в Чудовом монастыре, избран был на святительскую кафедру в Новгороде Серапион – игумен Троицкого Сергиева монастыря. Блаж. Серапион родился в княжение Uoahha III в небольшом селении Пехорка (Пехра), в расстоянии 20 верст от Москвы, от благочестивых родителей – поселян. Достигнув семилетнего возраста, отрок Серапион отдан был родителями в научение грамоте. Погрузившись весь в любовь к учению, и внимая божественному писанию, он возгорелся желанием к иноческому житию; но, когда он достиг совершенного возраста, родители принудили его вступить в супружество. Не смея прекословить родителям, кроткий Серапион повиновался им, хотя и вопреки своему желанию, и потом принял сан священства. Через год супруга его скончалась, и тогда, разрешившись от уз житейских, он беспрепятственно мог отдаться давнему влечению своего сердца и принял иноческий образ. Но, для успокоения родителей, он оставался при той же церкви Покрова Б. Матери, при которой был священником. По кончине родителей, боголюбивая душа его пожелала совершенно отрешиться от молвы житейской: раздав убогим доставшееся от родителей имение и отпустив служителей, блаж. Серапион удалился в пустынную обитель Успения Богоматери Стромынскую, что на острове речки Дубенки, которой положил начало преп. Сергий, по желанию в. к. Дмитрия Донского, после одоления татар. Братия с радостью приняла пришельца и скоро полюбила его, ради высокого его жития, так что, по смерти настоятеля, умолила его принять на себя строительство Дубенской обители, с благословения игумена Сергиевской лавры Симона, от которого тогда зависела Стромынь. Здесь преподобный столько прославился духовными подвигами и так много сделал для Дубенской пустыни, что она потом называлась пустынею Серапиона 161 . Тяготясь должностью настоятеля и жаждая безмолвия, Серапион не долго оставался строителем и переселился на общежитие в самую лавру в число ее братии. Но и здесь он не остался в покое; начальственная честь как бы преследовала повсюду смиренного инока. Вскоре после прибытия в лавру, игумен ее Симон был избран на святительскую кафедру всея Руси, а на его место умолен был неотступными просьбами братии, пустыннолюбивый Серапион, и не только мольбами братии, но побужден был и повелением нового митрополита и в. к. Иоанна восприять игуменство лавры (1493 г.), ибо так было угодно Пресвятой Троице и преподобным Сергию и Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

М. Грандицкий (Церковно-историческая монография) Содержание I. Геннадий до возведения его в сан архимандрита московского Чудова монастыря II. Геннадий архимандрит Чудова монастыря III. Состояние Новгородско-Псковской церкви перед временем Геннадияархиепископа IV. Геннадий политический деятель и церковный администратор V. Геннадий в борьбе с ересью жидовствующих (1487–1492 г.) VI. Окончание борьбы с жидовствующими при участии Иосифа и Геннадия     Геннадий Гонзов или Гонозов, архиепископ Новгородский принадлежит бесспорно к числу тех немногих замечательных людей, которых выставила наша церковь в XV в. Несмотря на это, личность Геннадия в нашей церковно-исторической литературе исследована далеко не со всех сторон. Правда, ее часто касаются и церковные и гражданские историки; но некоторые стороны жизни и деятельности Геннадия или опускаются совершенно или рассматриваются мимоходом. Притом обыкновенно автор исторического исследования говорит только о тех сторонах жизни и деятельности Геннадия, которые стоят в связи с предметом его повествования, так что нет никакой возможности представить себе цельный образ Геннадия 1 . Цельности представления мешает и различие высказанных в нашей литературе взглядов на Геннадия или на отдельные стороны его деятельности. Между тем как для одних Геннадий предмет восторженных похвал, другие смотрят на него совершенно иначе. Все сказанное нами приводит нас к тому заключению, что необходима особая монография, специальный предмет которой составлял бы Геннадий и которая поставила бы себе задачу подвести итог всему написанному о Геннадии, где нужно дополнить и проверить сообщаемые сведения, примирить противоречивые взгляды и установить на личность Геннадия твердый взгляд – одним словом необходима монография, которая бы представила полный, всесторонний критический очерк жизни и деятельности Геннадия. Предлагаемый вниманию любознательных читателей труд берет на себя эту задачу. I. Геннадий до возведения его в сан архимандрита московского Чудова монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

102. 1471 г. марта 22. Его же грамота Новгородцам с убеждением покориться великому князю и не изменять православию чрез союз с Латинами Из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского 366), л. 255 об.–264; издана была, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 281. Грамота другая ходила с Геннадием, в лето 79, марта 22 Благословение Филипа, митрополита всея Руси, в господина и сына моего благоверного и благочестивого великого князя Ивана Васильевича всея Руси отчину, в Великий Новгород, о Святом Духе сыну нашего смирения священноиноку Феофилу, нареченному на владычество той архиепископии нашей великой митрополии, и архимандритам, и честнейшим игуменам, и всех семи соборов священникам всей новгородской земли, также и посаднику степенному и старым посадникам, и тысяцкому степенному и старым тысяцким, и купцам, и черным, и всем христоименитым Господним людям, всему православному христианству, в благочестии пребывающим, всем купно великим же и малым, и всему Великому Новгороду, мужем вольным. Весте убо, сынове, и по святым писаниям добре разумеете о сих, како в начале святое крещение и веру православия прияли есте от сущего в нас и равного Апостолам боговенчанного великого князя Владимира, в немже благочестии и неподвижно пребываем, доколе и Бог повелит; а святая великая наша соборная церкви 2900 православия, Богом соблюдаема, якоже солнце сияше благочестием в всех русских землях, истинного нашего великого православия, отчины господина и сына моего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, вашего господина, отчича и дедича; а вы, отчина его, земля новгородская, мужи вольные, за коликое многих лет от его прародителей, и от его прадеда, и от деда, и от его отца, от всех великих князей русских, из старины, и 2901 от его самого, от своего господина от великого князя Ивана Васильевича, неотступны были николиже, никоторыми делами, и до сего времени; а господин и сын мой князь великий Иван Васильевич всея Руси, вас, свою отчину Великий Новгород, также жаловал, как его прадеды и деды и отец его князь великий: как на чем рекл, так вас и жаловал и в старине держал по докончанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

119. 1492 г. декабря 12. Грамота новгородского архиепископа Геннадия соборному духовенству о пасхалии на восьмую тысячу лет и предисловие к самой пасхалии Из Церковного Устава XVI века, принадлежащего Москов. Архиву Мин. Иностр. Дел, 573 / 1074 ; л. 537–545. И грамота и предисловие изданы были, в обратном порядке, в «Истории Русск. Церкви» Макария, т. VI, стр. 372–383. I. Милостью Божьей смиренный Геннадий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова, архимандритам и честным игуменам, такоже и собору святой Софии, протопопу с братией, также и старосте семисоборскому Ивану, и прочим старостам: старосте Иванского собора попу Юрию Михалицкому, да старосте Богородицкого собора попу Оксентею, да старосте Михайловского собора попу Ивану Богородицкому на воротах, да старосте Яковлевского собора попу Фаусту, да старосте Власиевского собора попу Григорию Бубанде, да старосте Четыредесятскому попу Корнилу. Что прислал к нам отец наш Зосима, митрополит всея Руси, свою пасхалию, написав на двадцать лет, а нам велел к себе прислать также написав пасхалию, на колко лет возможем. И мы послали к своему отцу митрополиту, написав пасхалии на семьдесят лет, вывед изо альфы 3052 по границам; и отец наш Зосима митрополит к нам отписал, что нет розни никакой нашей пасхалии с его пасхалией, да велел он таковую пасхалию посылать нам по своей епископии, каковую ко мне он прислал, написав на двадцать лет: занеже, деи, такова уже послана по всей митрополии русской земли. И аз написал вам ту пасхалию на двадцать лет, что ко мне митрополит прислал; да и ту свою пасхалию на семьдесят лет, что есми послал 3053 к митрополиту на Москву, также вам написал того деля: егда изойдет та двадцать лет, а Бог благоволит еще миру стоять, а в скончание жизни нашей лета не прейдут, ино того ради тако поставлено бысть, занеже та семьдесят лет прообразует век человеческого живота. О семь бо писал пророк Давид: «дни лет, наших, в нихже семьдесят лет». Да сии времена к человеческому житию обхожение имут, а век скончания не приемлет; такоже и альфа бесконечно имать обхоженье пасхалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010