22. Св. Архиепископ Геннадий 15 (с 1485 по 1504 год) После неудачного выбора Сергии на кафедру новгородскую посредством жребия, при дальнейших назначениях святителей в Новгород о жребии уже и помину не было, и все, следовавшие за Сергием Новгородские владыки, назначались прямо митрополитом, по соглашению с в. князем. Первый из назначенных этим путем владык был Геннадий, по прозванию Гонзов. Где родился св. Геннадий, и кто были его родители, неизвестно; но можно предполагать, что он был уроженец первопрестольной столицы и рода знатного, ибо был «муж сановитый, разумный и добродетельный, и божественному писанию довольный» 16 , что было большоюй редкостью в тогдашнее время; прозвание его было Гонзов. Подвиг иноческий начал он в обители Валаамской и был учеником препод. Савватия Соловецкого, что видно из его собственного рассказа Досифею, игумену Соловецкого монастыря, составившему житие препод. Зосимы и Савватия. «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был», так говорил блаж. Геннадий Соловецкому Игумену Досифею 17 . В летописи мы встречаем его под 1480 г. уже в сане архимандрита Чудова монастыря 18 , где он долго подвизался и куда возвратился под конец жизни. Будучи Чудовским архимандритом, Геннадий принимал участие в споре в. князя с митрополитом Геронтием о том, по солонь ли должно совершать крестные ходы, или же против солнца. Поводом к этому спору послужило следующее обстоятельство: когда совершено было в Москве (12 авг.) освящение Успенского собора, какие-то «прелестники» наговорили в. князю, что митрополит Геронтий ходил со крестами вокруг церкви не по солнцу. Князь прогневался на митрополита и сказал, что за такие дела приходит гнев Божии. Открылось публичное расследование вопроса, по солонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви. В книгах об этом ничего не нашли. Много было речей и спора. Некоторые архимандриты и игумены говорили за митрополита, и один сказал: «я видел на св. горе освящение церкви; там ходили против солнца». Сам митрополит приводил во свидетельство то, что диакон, при каждении престола, начинает с правой стороны, и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Сторону же в. князя держали ростовский владыка Вассиан-Рыло и чудовский архимандрит Геннадий, которых он призвал на состязание, но в защиту противоположного мнения не представили никакого свидетельства, и только говорили: «Христос – солнце праведное наступил на ад, связал смерть и освободил души; потому и на пасху, то же прообразуют на утрени» 19 . Смысл этих слов не ясен. Вероятно, Вассиан и Геннадий хотели этим сказать, что при освящении церквей должно ходить с востока на запад, как Христос – солнце праведное притек с востока на запад, где победил ад и смерть, и как на Пасху и во всякую утреню или всенощную исходят из алтаря от востока, в притвор, на запад, для литии. Спорили много, но ничего не решили.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский , происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, " муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании " . Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября). С 1472 года - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Ревнитель строгого уставного Богослужения, в 1479-1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении " посолонь " при освещении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.) В 1483 году святой Геннадий начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь чтимого им святителя Алексия, Митрополита Московского († 1378), основателя обители. 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени: " И сребра довольно на совершение храма того и трапезы и палат посылаше " . Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия.

http://patriarchia.ru/db/text/908603.htm...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского митрополиту Зосиме. 1490 г., октябрь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Зосиме» (наряду с одновременно написанным им «Посланием собору епископов») является одним из наиболее ярких памятников борьбы новгородского архиепископа с еретическим движением. Памятник этот свидетельствует о глубоких разногласиях внутри феодальной церкви в конце XV в. — разногласиях, значительно облегчавших борьбу еретиков с ней. Для того, чтобы добиться желанной цели — расправы над еретиками — новгородскому владыке пришлось прибегнуть к самому энергичному нажиму. Время написания «Послания Зосиме» (как и «Послания собору епископов») определяется с достаточной точностью: послание написано уже после избрания Зосимы на митрополичий престол (26 сентября 1490 г.) и совершенного им «прещения» (наказания) некоторых московских еретиков (Дениса и других) и до собора против еретиков (17 октября того же года). «Послание Геннадия Зосиме» издавалось дважды: в «Актах Археографической экспедиции» (ААЭ) (т. I, 1836, 381) и в «Памятниках древне-русского канонического права» А. С. Павлова (РИБ, т. VI, 115, I). Рукописный источник издания «Актов Археографической экспедиции» не вполне ясен: издатели ссылаются на «сборник in 4°, находящийся в библиотеке Соловецкого монастыря под 67» (стр. 482); в Соловецком собрании, действительно, сохранился сборник в 4° (теперешний 962/852), содержащий «Послание Геннадия Зосиме», но текст «Послания» в этом сборнике не вполне совпадает с текстом ААЭ. В тексте ААЭ читается ряд вставок, отсутствующих в Соловецком списке, так, например; после слов (о новгородских еретиках) «и ти послышив то, что на Москве живут еретики во ослабе» (стр. 375) читается «и они все отселе сбежали к Москве; да там еретикы сбежав, да ходили в ослабе»; вместо слов (по адресу Зосимы) «аще сам не веси» читается «аще сам не невеси», и т. д. Откуда взяты эти чтения, был ли в руках издателей не дошедший до нас соловецкий список, или это какие-то их домыслы и конъектуры, сказать трудно. Во всяком случае, в обоих дошедших до нас списках «Послания» — Толстовского и Соловецкого собрания — все указанные места читаются одинаково и чтения, характерные для текста ААЭ, отсутствуют. А. С. Павлов в своем издании положил в основу список Толстого, сделав ряд вставок по печатному тексту ААЭ, не сверенному им с рукописью Соловецкого собрания

http://sedmitza.ru/lib/text/433589/

Геннадий, святитель, архиепископ Новгородский и Псковский (Гонзов) († 1504, память 4/17 декабря и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился около 1410 года в городе Москве. Происходил, по-видимому, из боярского рода. Начало иноческой жизни положил в Валаамском монастыре под руководством преподобного Савватия Соловецкого († 1435, 8/21 августа и 27 сентября/10 октября). В 1472–1473 году (по другим сведениям – в феврале 1477 года) возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чудова монастыря. 12 декабря 1484 года хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. 26 июня 1504 года подал митрополиту Симону «отреченную грамоту», оставил кафедру и поселился в Чудовом монастыре. Скончался 4 декабря 1504 года в Чудовом монастыре. Погребен на том месте, где прежде лежало тело святителя Алексия до обретения его мощей. Преосвященный Геннадий оставил о себе память как об архипастыре исключительно активном, деятельном, отличавшемся большим и ясным умом, твердым и прямым характером, неспособным идти на уступки ради угождения сильным. Так, когда Иван III, задумав очистить в Кремле место для своего сада, приказал переместить оттуда несколько старых монастырей и церквей и уничтожить старые кладбища, архиепископ Геннадий откликнулся на это приказание возмущенным посланием к митрополиту Московскому и всея Руси Зосиме. Велика заслуга архиепископа Геннадия в деле развития просвещения. В его время духовенство страдало большим невежеством. Оно, в силу своей неграмотности, допускало неточности в совершении богослужения, чем производило соблазн в народе. В 1499 году преосвященный Геннадий отправил послание митрополиту Московскому Симону, в котором через митрополита умолял великого князя завести духовные училища. Он со скорбью говорил, что желающие принять духовный сан не умеют ни читать, ни писать; устные церковные проповеди совершенно прекращены, и иностранцы отмечают, что из десяти россиян разве один знает «Отче наш». Усилия владыки Геннадия были направлены на просвещение и нравственное воспитание пастырей, а через них и всей паствы. В позднейших летописях говорится, что он хиротонисал во священников и диаконов таких, которые долго учились у него. Поставленные им пресвитеры и диаконы так были просвещены, что оказывались светильниками миру, истинными пастырями и учителями порученной им паствы. И все люди получали от них великую пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Историография изучения этого литургического памятника невелика. Исследователи, писавшие об архиепископе Геннадии, обычно только упоминают о нем, а в описаниях рукописей можно встретить лишь краткие его описания 4 . Вклад в изучение труда Новгородского владыки сделала Московская Духовная Академия. И. Мансветов, профессор Академии “у Троицы”, в своем труде “Церковный Устав” посвятил почти 4 страницы “Окозрительному уставу” 5 . Материалом для святительского труда явилось, говорит маститый ученый-литургист, “известное Никоново деление праздников на три категории, затем Марковы главы с дополнением из статей храмовых, местно-русские церковные обычаи и, быть может, некоторые частные попытки в этом роде, бывшие до него” 6 . Указанные автором списки таких попыток — поздние, и это позволило ему высказать предположение, что таковые появились после архиепископа Геннадия. Автору не был известен ни один список Устава с месяцесловной частью. В целом он делает вывод, что “до нас не дошел подлинник Геннадиева Устава и даже отдельные его списки, а вносились в Устав большею частью статьи с объяснением око­зрительных знамений. Это обстоятельство, в связи с отсутствием приноровленных к этой цели святцев, показывает, что система, придуманная Геннадием, не имела большого практического значения и не привилась Типику как авторское служебное руководство” 7 .Хотел И. Мансветов, или не хотел, но из последующего его высказывания мы должны сделать вывод о высоком уровне разработанности вопросов Литургики и изучения Устава в окружении Новгородского архиепископа Геннадия. Исследователь пишет: “…в Окозрительном Уставе оказалось так много рубрик, что нужно было немало уменья и навыка, чтобы воспользоваться им как следует и не затеряться в массе служебных указаний. Да притом такая до мелочей выдержанная служба составляла своего рода роскошь (?? — а. М. ), и если где отправлялась, то разве в больших монастырях, но там в лице канонархов, екклесиархов и уставщиков всегда были также знатоки Устава, для которых окозрительное руководство оказывалось совершенно лишним” 8 .

http://pravmir.ru/okozritelnyiy-ustav/

Как и его предшественник по новгородской кафедре архиепископ Геннадий (Гонзов, † 1504; память 4/17 декабря), архиепископ Серапион отстаивал право монастырей на крупные земельные владения и спорил в связи с этим с Иваном III на Соборе 1503 года, обсуждавшем этот вопрос. Назначенный архиепископом на место сосланного архиепископа Геннадия, архиепископ Серапион продолжал его политику. С этим, очевидно, связано столкновение архиепископа Серапиона с Иосифом Волоцким († 1515; память 9/22 сентября), начавшим после расправы великого князя над еретиками в 1504 году сближаться с великокняжеской властью. Когда Иосиф Волоцкий , столкнувшись с удельным князем Волоколамским, покушавшимся на монастырские земли. отдал свой монастырь под власть великого князя Василия III, архиепископ Серапион не признал этого акта (совершённого без его ведома) и отлучил в 1509 году Иосифа от Церкви. В ответ на это церковный Собор во главе с митрополитом Московским и всея Руси Симоном († 1511) отлучил и лишил сана самого архиепископа Серапиона; он был сослан в Андроников, затем в Троице-Сергиев монастырь. В Послании митрополиту Симону, сохранившемуся до настоящего времени, архиепископ Серапион писал: «Что, господине, сказываете, что аз не назнаменал вины прехвальному нашему Иосифу? Ино ему первая вина, что из моего предела от святыя церкви Божия Премудрости изскочил... Вы же, господине, что усмотрели? Какову правду его обыскали?..» Архиепископ Серапион обвинил Иосифа Волоцкого в том, что «в его лжах злых мнози от государя в темницах заключены», имея в виду, очевидно, бесчисленные аресты лиц, заподозренных в сочувствии разгромленной в 1504 году новгородско-московской ереси жидовствующих. Опала святителя Серапиона вызвала горячие споры даже среди лиц, покровительствовавших Иосифу Волоцкому . В 1511 году Василий III повелел митрополиту Симону примириться с архиепископом Серапионом и снять с него отлучение от Церкви. Собором святителей архиепископ Серапион был освобожден из заточения и остаток дней провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Симон перед своей смертью по воле великого князя пригласил архиепископа Серапиона, благословил его, принял от него прощение и отпустил его в Сергиеву лавру. Новый митрополит Варлаам не был связан с Иосифом Волоцким. Василий III выразил желание, чтобы Иосиф «бил челом» архиепископу Серапиону, но примирение между ними не состоялось: в 1515 году умер Иосиф Волоцкий, а вскоре и архиепископ Серапион.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к-рой являлся Усть-Вым (совр. с. Усть-Вымь в Усть-Вымском р-не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская, с 1589 г. Вологодская и Великопермская с центром в Вологде, с 1657 г. Вологодская и Белозерская, с 1788 г. Вологодская и Великоустюжская, с 1888 г. Вологодская и Тотемская, с 1945 г. Вологодская и Череповецкая, с 1965 г. Вологодская и Великоустюжская, с 23 окт. 2014 г. Вологодская и Кирилловская. 23 окт. 2014 г. решением Свящ. Синода из состава Вологодской епархии были выделены две самостоятельных епархии - Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении В. е. остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии . Кафедральный город - Вологда. Кафедральный собор - в честь Рождества Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Савва (Михеев ; с 25 авг. 2020). Епархия разделена на благочиннические округа: Центральный г. Вологды, Северо-Восточный (Зареченский) г. Вологды, Южный г. Вологды, Северо-Западный г. Вологды, Верховажский, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Харовский, Шекснинский. К нач. 2016 г. в В. е. действовали 105 храмов, 5 мон-рей (3 муж., 2 жен.), в клире епархии состояли 100 священнослужителей (95 священников, 15 диаконов). Территория епархии в кон. XIV - нач. XV в. включала земли Вычегодской (Старой) Перми (по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола; совр. Республика Коми). Во 2-й пол. XV в. в результате деятельности Пермских епископов священномучеников Питирима и Ионы к епархии присоединились земли Вел. Перми (по берегам рек Кама, Колва, Вишера; совр. Коми-Пермяцкий автономный округ). После вхождения Новгорода в состав Московского гос-ва (1478) по повелению вел. кн. Иоанна III в февр. 1492 г. митр. Зосима и Новгородский архиеп. Геннадий (Гонзов) «придали из митрополии и из архиепископии из Новогородъскиа, церкви свои на Вологде в городе и на посаде епископу Пермскому Филофею в Пермскую епископию» (ПСРЛ. Т. 12. С. 232); центром Великопермской и Вологодской епархии оставалась Усть-Вымь. В 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли по рекам Вага и Сев. Двина, а также Каргополь; в 1584 г. эти территории были включены в состав Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) области; в 1613-1617 гг., во время оккупации шведами Вел. Новгорода, население двинских волостей, Ваги и Каргополя платило церковные дани и венечный сбор Вологодским архиереям. В кон. XVI - нач. XVII в. (до образования Тобольской епархии в 1620) Вологодские архиереи управляли также сибирскими храмами.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 1 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок. «Дорого, да мило!» Храм появился в древней московской местности, связанной с именами святого Александра Невского, его сына московского князя Даниила и новгородского боярина Ивана Дорогомилова. Известно, что Дорогомиловым изначально называлась местность на левом берегу реки, в конце Девичьего поля около Плющихи, где по преданию, благоверный князь Александр Невский будто бы основал первый московский монастырь – пещерный Саввин, вероятно, по образу пещерного Сионского монастыря в Иерусалиме, как считал великий историк московского градостроительства М.П. Кудрявцев. По его мнению, основателем Дорогомилова и стал Александр Невский, а от его монастыря теперь осталось имя местного Саввинского переулка. Другие историки относят реальное появление этой обители к более позднему времени – XV веку. А честь основания первого в Москве монастыря отдают святому князю Даниилу Московскому. Он и пожаловал эти земли в вотчину верному боярину своего отца Ивану Дорогомилову. Возможно, что этот боярин пришел с ним в Москву после того, как юный князь Даниил получил Москву в удел. Ученые выдвинули версию, что его фамилия явилась от прозвища «дорогомилый», то есть высокоценимый и любимый человек. В середине XVI века Дорогомиловым уже называлась местность на правом берегу Москвы-реки. Прежде это была пустынная земля. Во время великой кремлевской стройки Ивана III сюда были перенесены останки захороненных в Кремле, а на месте их прежних могил разбили сады, что вызвало гнев знаменитого Новгородского архиепископа Геннадия, назвавшего этот поступок «нечестью государскою». Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности.

http://pravoslavie.ru/709.html

21. Архиепископ Сергий 1 (с 1483 по 1484 г.) Со времени покорения Новгорода Московской державе, не только наместники и прочие гражданские чиновники назначались сюда из московских бояр; но даже и владыки новгородские, по удалении последнего выборного архиепископа Феофила, стали присылаться из Москвы. Первым из новгородских владык, после Феофила, был Сергий, старец Троицкого Сергиева Монастыря. В мире его звали Симеоном, и был он протопопом Богородицким 2 . Избрание его происходило тем же порядком, каким оно производилось издревле в Новгороде – посредством жребия. Вероятно, этой уступкой старинному новгородскому обычаю в Москве хотели примирить нововведение со стариной и тем несколько ослабить на первый раз дурное впечатление его на новгородцев. «17 Июля 1483 г. в. князь Иван Васильевич и сын его в. князь Иван Иванович, посоветовавшись с отцем своим митрополитом Геронтием, с архиепископом Иоасафом Ростовским и с епископами – Симеоном Рязанским, Герасимом Коломенским и с Прохором Сарским, положили на престол жребии Елисея, Архимандрита Спаского, Геннадия, Архимандрита Чудовского и Сергия, старца Троицкого, бывшего протопопа Богородицкого, на архиепископство в В. Новгород; по этому случаю, митрополит сам служил литургию со всеми теми епископами и с архимандритами, и вынулся жребий Сергиев» 3 . В следующем году (6992 лета) 4-го сентября Сергий был поставлен в архиепископы В. Новгороду и Пскову 4 митрополитом Геронтием и вскоре же был отправлен из Москвы на свою кафедру. По отзыву летописцев, новоизбранный владыка Сергий был исполнен горделивым сознанием «высоты и величества своего сана» и отправлялся в Новгород как победитель к побежденным 5 . Впрочем, в Москве не ускользнуло от внимания, что природные его силы далеко не соответствовали трудности его положения в В. Новгороде. Поэтому, чтобы поправить ошибку, отпустили Сергия в Новгород не одного, а в сопровождении нескольких опекунов, приставленных к нему в. князем в лице своего боярина, казначея и дьяка 6 . Предосторожность была далеко не лишняя; но она, спасая интересы Москвы, погубила несчастного владыку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

23. Св. архиепископ Серапион 160 (с 1506 по1509 г.) На место архиепископа Геннадия, заточенного в Чудовом монастыре, избран был на святительскую кафедру в Новгороде Серапион – игумен Троицкого Сергиева монастыря. Блаж. Серапион родился в княжение Uoahha III в небольшом селении Пехорка (Пехра), в расстоянии 20 верст от Москвы, от благочестивых родителей – поселян. Достигнув семилетнего возраста, отрок Серапион отдан был родителями в научение грамоте. Погрузившись весь в любовь к учению, и внимая божественному писанию, он возгорелся желанием к иноческому житию; но, когда он достиг совершенного возраста, родители принудили его вступить в супружество. Не смея прекословить родителям, кроткий Серапион повиновался им, хотя и вопреки своему желанию, и потом принял сан священства. Через год супруга его скончалась, и тогда, разрешившись от уз житейских, он беспрепятственно мог отдаться давнему влечению своего сердца и принял иноческий образ. Но, для успокоения родителей, он оставался при той же церкви Покрова Б. Матери, при которой был священником. По кончине родителей, боголюбивая душа его пожелала совершенно отрешиться от молвы житейской: раздав убогим доставшееся от родителей имение и отпустив служителей, блаж. Серапион удалился в пустынную обитель Успения Богоматери Стромынскую, что на острове речки Дубенки, которой положил начало преп. Сергий, по желанию в. к. Дмитрия Донского, после одоления татар. Братия с радостью приняла пришельца и скоро полюбила его, ради высокого его жития, так что, по смерти настоятеля, умолила его принять на себя строительство Дубенской обители, с благословения игумена Сергиевской лавры Симона, от которого тогда зависела Стромынь. Здесь преподобный столько прославился духовными подвигами и так много сделал для Дубенской пустыни, что она потом называлась пустынею Серапиона 161 . Тяготясь должностью настоятеля и жаждая безмолвия, Серапион не долго оставался строителем и переселился на общежитие в самую лавру в число ее братии. Но и здесь он не остался в покое; начальственная честь как бы преследовала повсюду смиренного инока. Вскоре после прибытия в лавру, игумен ее Симон был избран на святительскую кафедру всея Руси, а на его место умолен был неотступными просьбами братии, пустыннолюбивый Серапион, и не только мольбами братии, но побужден был и повелением нового митрополита и в. к. Иоанна восприять игуменство лавры (1493 г.), ибо так было угодно Пресвятой Троице и преподобным Сергию и Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010