Иначе обстояло дело с «жидовствующими»: архиепископ был убежден в их еретичестве на основании их воззрений, отрицающих Иисуса Христа и Богородицу. Такого рода идеологию нельзя считать православной, и значит, с точки зрения церковного права, она еретическая. О том, что открыватель и главный следователь по делу еретиков архиепископ Геннадий разделяет стригольничество и новгородскую ересь можно судить по тому, что о стригольничестве Захара он упоминает только в посланиях Зосиме и епископам отдельно от еретиков (1490). 12 В начале же своего послания архиепископу Иоасафу Ростовскому (1489) новгородский владыка, коротко сообщая об истории еретических движений от Константина Великого и «до сих мест», заканчивает сообщение словами: «А отнеле же князь велики Володимир Киевский крестил всю землю русскую, а тому 500 лет с летом, а того ни в слуху не бывало, чтобы бытии на Руси какой ереси» 13 . Между тем, стригольничество появилось в новгородских и псковских землях в конце XIV – начале XV вв. Непричастность Захара к новгородской ереси подтверждается также разными наказаниями, которым подверглись новгородские еретики после собора 1488 г. и Захар в 1487 г. В посланиях архиепископу Геннадию после собора 1488 г. великий князь Иван III и митрополит Г еронтий называют вину еретиков, признанную собором: хула на Иисуса Христа, Богородицу, иконоборчество и «жидовство». За это еретики достойны извержения из сана, отлучения от церкви и проклятия. Но те, которые покаялись в ереси, «достойны милости». Новгородский владыка должен наказать их в соответствии с церковными правилами («по святительским правилом и святых апостол и святых отец»). 14 Геннадий еретиков наказал: «велел есми им приходити да стояти перед церковью, а в церковь есми ходити не велел» 15 . В отношении Захара в 1487 г. владыка поступил иначе. Сначала архиепископ хотел сослать его «в Горнечно», а после, по просьбе великого князя, взял рукописание и отправил в «свой монастырь в Немчиново» и разрешил причастие 16 . Архиепископ прислушался к словам великого князя потому, что это был не первый случай ходатайства светской власти перед церковной о виновных в духовных преступлениях священнослужителей: супруга великого князя Василия Темного великая княгиня Мария Ярославна «отпечаловала» архиепископа Феодосия Бывальцева перед митрополитом Ионой 17 , а великий князь Иван III просил митрополита Геронтия за Геннадия Гонзова, бывшего в то время архимандритом московского Чудова монастыря. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

В крестном ходе отказалась участвовать значительная и притом самая знатнейшая часть новгородского духовенства. По словам летописца, «архимандрит Юрьевский, да игумен Антоньевский Андрей, и игумен Хутынский, и игумен Вежиской, и игумен с Лисьи горы, игумен Рожественской с поля, игумен Аркажской, и игумен Колмовской, и игумен Ковалевской... и те все игумены за кресты с архиепископом не ходили; да опроче тех игуменов, которые имяны писаны, из иных монастырей многих игуменов не было». Неудача, однако, не смутила блаженного Святителя. Чтобы отнять у новгородскаго духовенства всякий предлог к упорству, он в плане следующего крестного хода, который должен был совершаться вокруг всей Софийской стороны, занес молебствия, кроме московских святых, и некоторым местным новгородским угодникам, например преподобному Варлааму Хутынскому. «А на третием молебне, – сказано в летописи, – велел пети триж молебны: Покрову Святыя Богородицы, а вторый – Леонтию, епископу Ростовскому, а третий – Варлаамию чудотворцу»... Прием этот не остался без последствий. Правда, и на эту церемонию явились не все новгородские игумены, но все же некоторые из не явившихся в первый раз, теперь принимали в ней участие. «Ходил архиепископ Геннадий со кресты, около города стараго, вокруг деревянной стены, по сей стороны реки, да с ним архимандрит Юрьевский, да игумен Антоньевский, и игумен Спасской, игумен Вяжитский... всем собором»... Главная же причина, из-за которой новгородское духовенство особенно восставало против московского порядка и которая собственно поддерживала в нем недовольство, заключалась не столько в ослаблении местной церковной самобытности, сколько в отягощении налогами церковных причтов, которое следовало, так сказать, по пятам за водворением в Новгороде московских владык. Перевороты, которые совершались тогда в судьбе Великого Новгорода, коснулись крайне неблагоприятно материальной стороны новгородской владычной кафедры, лишив ее, с одной стороны, самой важной части – накопленных веками богатых средств, увезенных в Москву (по низложении Феофила), с другой – почти половинной части поземельных владений.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

9 февр. 1908 г. митр. Антоний ходатайствовал о перемещении 2-м викарием С.-Петербургской епархии с титулом епископа Нарвского Тихвинского еп. Феодосия (Феодосиева ; впосл. архиепископ), викария Новгородской епархии, как значится в машинописном подлиннике представления (РГИА. Ф. 796. Оп. 189. Д. 569. Л. 7). Однако указанное в документе имя епископа вычеркнуто и рукой митрополита заменено именем викария Костромской епархии Кинешемского еп. Никандра (Феноменова ; впосл. митрополит). Очевидно, выбор еп. Никандра, утвержденного епископом Нарвским 15 февр. 1908 г., был сделан митр. Антонием под давлением. Об этом вспоминал обновленческий деятель Вениамин (Муратовский) , сам бывший на рубеже XIX и XX вв. викарием митр. Антония: «Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра... [и тот] сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки». 15 апр. 1908 г. еп. Никандр впервые возглавил крестный ход с.-петербургских трезвенников в Александро-Невскую лавру «архиерейским шествием». 28-29 июня того же года совершал юбилейные богослужения в Нарве по случаю 200-летия освящения Спасо-Преображенского собора как правосл. храма с крестным ходом вокруг старого города. С 30 дек. 1909 г.- 1-й викарий С.-Петербургской епархии. Награжден орденами св. Владимира 3-й (1909) и св. Анны 1-й (1912) степени. В 1910-1912 гг., в периоды отъездов митр. Антония в Кисловодск на лечение, временно управлял столичной епархией. 20 марта 1914 г. назначен епископом Вятским и Слободским; напутственный молебен у мощей св. Александра Невского 11 апр. отслужил Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский ; впосл. митрополит). 20 марта 1914 г. епископом Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии, был назначен викарий Нижегородской епархии Балахнинский еп. Геннадий (Туберозов) . Он был награжден орденами св. Анны 1-й (1915) и св. Владимира 2-й (1916) степени. С 14 июня 1917 г.- 2-й викарий епархии, с лета 1918 г.- 1-й викарий. Вошел в состав Петроградской синодальной конторы, открывшейся 10 авг. 1917 г. 5 окт. 1917 г. в Петропавловской ц. Петроградского ун-та еп. Геннадий отпевал ее настоятеля, профессора прот. В. Г. Рождественского. В отсутствие митр. Вениамина на еп. Геннадия возлагалось временное управление Петроградской епархией. 2(15?) февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. В это же время РСФСР по Тартускому мирному договору от 2 февр. 1920 г. отказалась от прав на Эстонию, которой отходила и Нарва.

http://pravenc.ru/text/2564682.html

В конце XV в. славянские Ареопагитики привлекают внимание «жидовствующих», как стало известно из письма новгородского архиепископа Геннадия Гонзова бывшему епископу Иоасафу Ростовскому. В ответ на еретический интерес к текстам Ареопагитики стали активно использоваться церковными оппонентами «жидовствующих». В это же время начинается активное тиражирование списков корпуса (напр., в окружении Геннадия Гонзова специально озаботились их созданием). Особое влияние Дионисий оказал на Иосифа Волоцкого, который в своем «Просветителе» высказывает доктрину о непознаваемости Божественной сущности, ее запредельности тварному миру, из чего следует вредность любых попыток рационального объяснения Божественного существования. При этом Иосиф признает Божественное действие и подчеркивает всеприсутствие Бога в нашем мире. Иосиф также принимает полную бесплотность ангелов, как чистых умов. Богословие Ареопагитик оказало влияние и на старца Артемия, который касался в своих посланиях проблем существования зла, причастности Богу, толкования евхаристии и литургических символов и др. Специфическую приверженность учению Ареопагита ярко выказывает Иоанн Грозный в полемике с Андреем Курбским, творчески обращая против беглого князя учение об иерархиях и притчу о Карпе из послания Демофилу. В XVII в. богословский интерес к корпусу становится еще более сильным. Влияние корпуса легко угадывается в сочинениях, написанных в полемике вокруг добавки «и огнем» к крещальной формуле в требнике (прежде всего в трактате Ивана Наседки), в похвальном слове Иоанну Лествичнику Герасима Фирсова и др. На фоне этих авторов особо выделяется протопоп Аввакум. Огнепальный протопоп построил свое учение о двух классах Божественных имен (вечноприсущих Богу и сотворенных людьми), тождестве Бога, сущего и истины, способа причастности к Богу, его всепредставленности на основании толкования Псевдо-Дионисия. Во второй половине XVII в. Евфимий Чудовский делает новый перевод корпуса, который, очевидно, оказался неудачным в силу предельного буквализма и не получил широкого распространения.

http://bogoslov.ru/article/6020749

Митрополит Зосима, однако, все же не смог устоять против усилившегося натиска на ересь со стороны ревновавших о Православии. Он пытался воспрепятствовать своим обличителям тем, что подвергал их церковным прещениям или добивался расправы над ними со стороны светских властей. И все же удержался он на кафедре лишь немногим более трех с половиной лет. Устранили его, однако, не на основании обвинения в ереси, что тогда еще трудно было сделать, но по обвинению в нравственных пороках – пьянстве и содомии. Зосиму в мае 1494 г. свели с митрополии и отправили на покаяние в Симонов монастырь, а затем перевели в Троице-Сергиеву обитель. Однако и на этот раз новый Предстоятель Русской Церкви был избран лишь через полтора года, в сентябре 1495 г. Первоиерархом стал митрополит Симон, прежде бывший игуменом Троице-Сергиева монастыря. Вероятно, проволочка с поставлением нового митрополита вновь была делом интриг «жидовствующих», и в первую очередь – влиятельного Курицына. Новый митрополит, однако, был строго православных убеждений, но ему не скоро удалось начать активно действовать против еретиков, которые еще были очень сильны. «Жидовствующим» не только удавалось до поры сковывать действия митрополита, они смогли, действуя через придворные круги, в значительной степени нейтрализовать даже своего основного противника – Геннадия Новгородского. Это проявилось прежде всего в том, что Курицын сумел провести в архимандриты крупнейшего в Новгороде Юрьева монастыря влиятельного еретика Кассиана, который превратил древнюю обитель в центр вновь активизировавшейся в Новгороде ереси. Родной брат Кассиана – Ивашка Черный – проявил такую ревность по части «жидовства», что даже принял обрезание и ездил в Литву, где общался с тамошними иудеями и бежавшими из Новгорода и Москвы еретиками. Но все же, несмотря на то, что «жидовствующим» удалось ослабить антиеретическую деятельность архиепископа Геннадия, на смену ему пришел другой видный борец с «жидовствующими» – преп. Иосиф, игумен Волоцкий. Он был не менее решительным противником ереси.

http://sedmitza.ru/lib/text/436278/

Немногие остававшиеся училища постепенно исчезали и, по-видимому, совершенно исчезли. Иноземец Иоанн Кобенцель, бывший в Москве в 1576 г., пишет: «Во всей Московии нет школ и других способов к изучению наук, кроме того, что учатся в обителях, а потому из тысячи едва один найдётся, кто бы умел читать или писать 96 ». Собор 1551 г. вспоминает только, что «в прежние времена, в Москве, Новгороде и в других городах бывало много училищ». Невежество с его плодами, суеверием и грубостью нравов, стало быстро усиливаться. Многие из князей и детей боярских не умели даже писать 97 . Особенно жалко было состояние низшего духовенства, ближайших пастырей народа. С печальною наглядностью представляет Геннадий, архиепископ Новгородский, (1485–1505 г.г.) невежество лиц, искавших священства. «Вот, – пишет он, – приводят ко мне мужика; я приказываю ему читать Апостол, а он и ступить не умеет; приказываю дать ему Псалтирь, а он и по той едва бредёт. Я отказываю ему, и на меня жалобы: Земля, господине, такова: не можем добыть, кто бы умел грамоте.. Бьют мне челом: пожалуй, господине, веди учить. Приказываю учить азбуку, – и они, немного поучившись азбуке, просятся прочь, не хотят учить ее. А у меня духа не достаёт ставить неучей в священники. Мужики-невежи учат ребят грамоте и только портят». Какой контраст с цветущим образованием XI и XII веков! Св. Геннадий умолял великого князя и митрополита завести хотя начальные школы. Горькие жалобы Новгородского святителя мало, по-видимому, имели успеха. Иные, и притом из «мнящихся быти учителями», смотрели тогда на просвещение, как на ересь. Полвека спустя собор 1551 года со скорбью говорит: «отцы и мастера (ставленников) сами мало умеют, и силы в божественном Писании не знают, а учиться им негде». Около 1555 г. заведены были первоначальные школы при некоторых церквах, и даже открыли было училище для преподавания латинского языка (около 1560 г.), но оно вскоре было закрыто. Замечается общий упадок духовной деятельности и живого знания Св. Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Поликарп Павловский в 1782 перев. из Новгородского Вяжицкого монастыря; † 1785 ... Иоанникий Полонский в 1785 перев. из Нижеломовского монастыря, но не поступил и перев. туда обратно. Мнтрь обращён в архиерейский дом. 4 Борисоглебский, в Чернигове, Кафедральный. [III, 426.] Наместники Иеремия Ширкевич 1664 перев. в Максаковский мнтрь. Гавриил Олешкевич , 1665 и 6. Сильвестр Климкевич , 1674. Василий Иевлевич ... Герасим , 1696. Пахомий Комаровский , 1699. Антоний Стаховский , 1700. После архим. Новгород-Северский. Михаил , 1701. Максим , 1711. Савва Шпаковский , в 1720–22; определён в Нежинский Назарет. Пафнутий Тригорский , 1722, потом игум. Катошинского монастыря. Исаия Заславский , в 1724–28. Димитрий Белинский , 1729–31. Потом в Макошинском мнтре. Феофил Савич , в 1732–34. Андрей Осмаковский , игум., 1735. Сосипатр , 1736 и 37. Геннадий , 1739–41. Савва Любович , 1742–49. Игум. Иоасаф , 1750–62. – (Костянский) Иоанн Михайлов 1764. – Герман , 1770. –      (Домницкий) Иерофей , 1772–74. Наместн. Исаия Шкляревич , с 1775. – Илия , 1783. 5 Спасо-Преображенский, в Новгород-Северске, существовал в XVI веке; в 1785 г. обращён в кафедру Новгород-Северских архиереев; 1 сент. 1797, по упразднении епархии, положен в первый класс. [V, 337.] Архимандриты Вассиан , 1551. Корнилий , 1618 и 19. После в Севском Спасском. Михаил Лежайский утверждён 2 февр. 1670; упом. до 9 июня 1677. Иоанникий Галятовский в 1687 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † 2 янв. 1688. Димитрий Туптало 7 сент. 1699 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; 23 мар. 1701 хирот. в митрополита Сибирского. Никон в исх. 1702 перев. из Черниговского Елецкого монастыря; † ... Антоний Стаховский , бывший наместн. Черниговского Борисоглебского монастыря, определён в 1703, а 20 сент. 1713 хирот. в архиепископа Черниговского. Геннадий Стефанович , в 1715–17. Нил Березовский перев. из Елецкого, в 1727 и 28. Созонт Волынец после 1737 перев. из Стародубского Каменского монастыря. Арсений Могилянский , бывший епископ Переяславль-Залесский, управлял мнтрём в 1752–57; 22 окт. возведён на мтр-лию Киевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шел январь 2014 года. Я был уже руководителем информационной службы отдела. Как-то митрополит, служа литургию , подзывает меня после чтения Евангелия и говорит: Не уходите после службы, дождитесь меня. Я нечто очень важное услышал сейчас по поводу вашей жизни. Отходя, поворачиваюсь к иподиакону и спрашиваю: О чем это владыка? Иногда так бывает. В каком смысле? Он мне сказал, что у меня будет два сына. И что? У меня два сына. После службы сели с владыкой в машину. Он спрашивает: Какие планы на жизнь? Хочу всю жизнь посвятить служению Богу. Думаю, лучший способ это принять монашество . У меня предложение: этим постом (а до него оставалось всего три недели) постриг и рукоположение . С благодарностью, «Да!». Я и сам какое-то время ходил вокруг этой мысли, подступался и так, и эдак, но незадолго до этого разговора – понял совершенно однозначно и ясно – Господь призывает к такому служению. И больше не колебался положился на волю Божию , а затем и на архиерейское решение. Все произошло стремительно, в течение трех дней на первой неделе Великого поста : в четверг рясофорный постриг , в субботу диаконская хиротония , а в воскресенье пресвитерская . Сразу священник ! Это было неожиданно. Но, как и тогда, много лет назад, стоя перед иконой Спасителя , я повторял: «Господи, рули, а я постараюсь Тебе не мешать. Я чувствую, что в этом Твоя воля веди меня, куда Ты считаешь нужным». Я помню момент пострига , когда склонил голову и услышал: «Постригается раб Божий Геннадий…». «Кто это Геннадий?» думаю. И тут понимаю, что это я: это в миру меня звали Романом, а в постриге владыка нарек мне имя в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского . Помню, как во время диаконской хиротонии два иподиакона взяли меня за руки и повели к царским вратам так мягко, словно вел сам Господь. В отличие от монашеского пострига, сопровождавшегося облачением в черное, во время диаконской хиротонии я был в белоснежном стихаре . И тут вдруг всплыл в сознании когда-то давно возникший образ Церкви невесты в белоснежной одежде. И я почувствовал, как чистота и святость церковной жизни, жизни с Богом, открылась передо мной во всей полноте и глубине. «Да будет воля Твоя»

http://azbyka.ru/way/gospodi-ruli-moej-z...

на р. Толве, Спасо-Елеазаровский монастырь с церковью трех вселенских учителей и святителей, которые в сонном видении приказали ему устроить, на указанном, пустынном и непроходимом месте цеерковь, во имя их. Проводя жизнь в подвигах, Евфросин достиг глубокой старости и ум. 1481 года 15 мая, 95 лет от рождения. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Елеазарова монастыря. На гробнице положен, по повелению св. Геннадтя, архиепископа Новгородского, образ преп. Евфросина, писанный еще при жизни его, учеником, духовным отцом и преемником его Игнатием («Святыни и древности Пскова», стр. 80–92). Память празднуется 15 мая. В житии его подобие лица: «средний телом и сух, исше плотию, главу имея круглу, брови же окружени, лице долго, благодатию св. Духа просвещено, тихи имея очи, браду имея продолговату, доле персей, к концу остра». (Филимонов, стр. 346). В основанном им монастыре хранится его духовное завещание, писанное им на лоскутке пергамена в осмушку с свинцовою печатию архиепископа Новгородского Феофила. Вот что, между прочим, читаем в этом завещании: «по правилам святых отец, в келиях чернецем не ясти, развее праздника или пиршества какого; ни женам быти в монастыре, ни мылню держати, ни немецького платия носити, ни с пухом шуб носити». («Акт. Арх. Эксп». 1, 83). К житию преп. Евфросина, писанному в 1547 году клириком Василием, приложена противоречивая и баснословная повесть о путешествии преподобного в Царь-град и о двоении аллилуии (Митр. Макарий, Ист. Русск. раскола, стр. 32–42, 181). Эта повесть отвергнута следующим приговором Московского собора 1667 года: «неразсудно простотою и невежеством в житии преподобнаго Евфросина от соннаго мечтания списателева, да никтоже тому верует; зане все тое писанное лживое есть, от льстиваго и лживаго списателя писано на прелесть благочестивым людем». Кроме упоминаемого в соборных актах жития, существует еще более древнее, отысканное покойным Ундольским. Но, по мнению Ключевского, первый биограф не был очевидцем Евфросина, пришел в его моанстырь по смерти основателя и написал свою повесть со слов оставшихся сподвижников святого в конце XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Кроме упомянутого нами выше полного свода Библейских книг, «Геннадием, по словам Д.С. Лихачева, в 1490 г в качестве противодействия ереси, были записаны «Речи посла цесарева Георга фон Турна», где рассказывалось об испанской инквизиции, изгнанию евреев из Испании и направлена против светского гуманистического ядра еретиков» c. 323]. Таким образом, Геннадиевская Библия и «Речи посла цесарева Георга фон Турна» играли одинаковую роль в антиеретической деятельности Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского. Но, тем не менее, Святитель подвергался со стороны светской и церковной власти негласной опале и как сказал Г.П. Михайлов, что «Геннадий испил чашу гонения за правду» с. 293]. Эта правда заключалась в его активной борьбе с ересью «жидовствующих», в просветительской деятельности и жестком наказании тех, кто шел против Веры Христовой. Большой негатив высказывали исследователи деятельности Геннадия в советский (атеистический период). Так, например, А.И. Клибанов писал: «Геннадий – идейный вождь клирикалов, он не подходит к роли идейного вождя церковной оппозиции» с. 190]. Историк церкви советского периода Н.М. Никольский утверждал, что «Геннадий постоянно жаловался на бездействие властей московских, что еретиков надо «жечи и вешати». Большой негатив в отношении архиепископа Геннадия высказывает профессор Р.Г. Скрынников. Он приходит к выводу что инквизицию больше всего ценил Геннадий, так как не пользовался уважением в Москве. Но положительную роль Геннадия высказывают дореволюционные исследователи, это Н.М. Карамзин , С.М. Соловьев , П.В. Знаменский , А.Н Муравьев и многие другие, а также изгнанники советского режима – эмигранты Г.П. Федотов , Г.П. Флоровский, А.В. Карташев и другие. В современном периоде Геннадия высоко оценил Сергей (Логащ), иеромонах, митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) . Судьба архиепископа Геннадия (Гонозова) сложилась трагически. Он был заточен в монастырь, тяжело заболел и вскоре умер. Церковь причислила архиепископа Новгородского Геннадия (Гонозова) в 1718 г. к лику Святых, как Святитель Новгородский.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010