Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Сжигала ли Церковь книги? 11 мин., 23.05.2014  Книгопечатание устроилось на Руси намного позднее, чем в большинстве европейских стран. По сравнению с Германией, родиной Гутенберга, — позже на целое столетие. Этот факт много раз использовался мифотворцами, провозглашавшими «вековую отсталость» России. Традиционно больше всего досталось Церкви. По мнению таких мифотворцев, Церковь, «ненавистница просвещения», натравливала темный народ на заезжих европейских типографов, преследовала и изгоняла русских печатников, публично сжигала книги. И даже если вынуждена была в конце концов уступить требованиям времени, то лишь потому, что массовое тиражирование книг случайно совпало с ее собственными интересами. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы попробуем разобраться, как же было на самом деле. Миф 1. Утопили немца Однажды на лекции по истории книги нам, студентам Полиграфического университета, рассказывали о первой попытке европейского печатника создать на Руси типографию. Дело было в Новгороде в конце XV века. Дама-лектор с иронией поведала о том, как горожанам не понравилось новшество и они утопили немецкого просветителя Бартоломея Готана в реке. Аудитория смеялась невежеству новгородцев. Миф этот, одно время бытовавший среди историков русской культуры, вырос из нескольких фраз немецкой хроники XVI века. Ее автор настолько фантастически описывает попытку введения на Руси книгопечатания в 1490-х годах, что заставляет глубоко усомниться в своей осведомленности. Бартоломей Готан, типограф из Любека, был одним из тех, кто действительно знакомил русских с западной печатной книгой. На Русь он приехал по приглашению Церкви, ко двору новгородского архиепископа Геннадия, развернувшего в те годы широкую просветительско-переводческую деятельность. С собой Готан привез немало печатных книг, в том числе из своей любекской типографии. Среди них были Библия и богословско-полемические сочинения, в которых нуждался владыка Геннадий для борьбы с распространившейся тогда ересью. Были и светские книги, «научно-популярные». Не исключено, что архиепископ Геннадий лелеял замысел с помощью Готана устроить в Новгороде типографию. Исполниться этому было не суждено. Однако смерть любекского печатника совершенно не связана с книгоизданием. Предполагают, что он мог погибнуть во время разгрома в Новгороде Ганзейского двора — торговой конторы немцев. А этот разгром был произведен по причинам экономическим, ничуть не связанным с вопросами просвещения.

http://foma.ru/czhigala-li-czerkov-knigi...

В столице Исландии состоялось освящение первого камня русского храма Рейкьявик, 13 мая 2011 г. 12 мая 2011 года состоялась церемония освящения закладного камня первого православного храма в Рейкьявике. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла освящение совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк, которому сослужили представитель Патриарха Московского и всея Руси в Финляндии протоиерей Виктор Лютик и настоятель прихода во имя Святителя Николая в Рейкьявике священник Тимофей Золотуский. Церемонию почтил своим участием Президент Исландии Олавур Рагнар Гримссон. За богослужением молились члены делегации Государственной Думы Российской Федерации, возглавляемой вице-спикером Л.К. Слиской, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Исландии А.В. Цыганов, а также многочисленные соотечественники. На освящении присутствовали глава Евангелическо-Лютеранской Церкви в Исландии епископ Карл Сигурбьернссон, глава епархии Римско-Католической Церкви в Исландии епископ Пьер Бушер, представители мэрии Рейкьявика и жители исландской столицы. В своем обращении к гостям церемонии и соотечественникам Л.К. Слиска отметила, что выбор Святителя Николая в качестве святого покровителя русской православной общины в Исландии не случаен. Святой заступник путешественников и мореходов пользуется особой любовью в этом островном государстве. Вице-спикер Госдумы РФ также выразила надежду на то, что российские деловые круги окажут поддержку строительству, и что возводимый «всем миром» православный храм несомненно послужит консолидации русскоязычной общины соотечественников, проживающих в Исландии. На молитвенную память об этом знаменательном дне Л.К. Слиска передала в дар приходу образ заступника Русского Севера святителя Геннадий Новгородского. Архиепископ Марк, обращаясь к собравшимся, особо отметил то внимание, которое уделяет вопросу окормления наших соотечественников за рубежом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, лично благословивший владыку Марка на эту поездку. На память о знаменательном событии владыка Марк подарил Президенту Исландии пасхальное яйцо.

http://pravoslavie.ru/46497.html

Преподобный Кирилл Новоезерский При чтении Жития преподобного Кирилла Новоезерского неоднократно возникает эффект дежавю: где-то об этом уже было написано, причем в тех же самых выражениях, которые использует и агиограф Кирилла – игумен Воскресенской обители Пимен. Книжник создавал свое писание через полвека после смерти преподобного и, кажется, не имел в своем распоряжении записей, сделанных непосредственными учениками Кирилла. Как это ни странно, попытки составить соответствующую требованиям жанра биографию могли восприниматься современниками преподобного с недоверием и даже иронией. Так, игумен Соловецкого монастыря Досифей, сделавший некогда предварительные наброски к Житию святых Савватия и Зосимы, встретился с откровенным глумлением братии над его агиографическими опусами: «иныи глумящеся о написанных и въ смх сиа полагааху», и лишь по прошествии нескольких десятилетий труд митрополита Спиридона, украшенный цитатами из Писания и других житий, вызвал высокую похвалу архиепископа Новгородского Геннадия. Вот почему Житие Кирилла создается лишь спустя 50 лет после праведной кончины преподобного, а многие фрагменты его повторяют схожие эпизоды агиографической литературы той эпохи. Так, подобно Александру Свирскому , Кирилл тайком уходит из родительского крова и по пути в монастырь встречает монаха, который доводит его до стен обители пострига, а после загадочно исчезает. Родители Кирилла, как и родители Александра, начинают поиски своего пропавшего сына, которые увенчиваются успехом лишь несколько лет спустя. Кирилл видит свет на месте будущего монастыря, как некогда видел такой же свет тезоименитый ему подвижник Белоозерья, а слова похвалы преподобному дословно повторяют фрагмент Жития Зосимы и Савватия… Все эти аллюзии и заимствования – дань художественно-эстетическим представлениям эпохи, однако вопрос о том, что же скрывает это лоскутное полотно, в чем заключается индивидуальное, неповторимое, характерное для исторического Кирилла и отличающее его от других преподобных, живо встает перед пытливым читателем.

http://pravoslavie.ru/110738.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Вторник, 17 декабря 2024 г. (4 декабря ст.ст.) Седмица 26-я по Пятидесятнице Глас 8, Рождественский пост. Разрешается рыба вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306) . прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780) . свт. Иоанна, епископа Поливотского (VIII) . свт. Геннадия, архиепископа Новгородского (1505) . сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова, пресвитеров, Василия Кашина, диакона, и с ним 10-ти мучеников (1918) . сщмч. Димитрия Неведомского, пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, послушницы, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 1Тим.1:8-14 Ев.- Лк.21:12-19 за среду: Лит.: Ап.- 1Тим.1:18-20,2:8-15 Ев.- Лк.21:5-7,10-11,20-24 вмц.: Лит.: Ап.- Гал.3:23-29 Ев.- Мк.5:24-34 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. великомученице Варваре Илиопольской Тропарь великомученице Варваре Илиопольской, глас 8 Варвару святую почтим:/вражия бо сети сокруши/и яко птица избавися от них,//помощию и оружием Креста, всечестная. Ин тропарь великомученице Варваре Илиопольской, глас 4 Агнице всеблаженная Варваро,/Божественне озарившися Светом Святыя Троицы Трисолнечным/и в купели Крещения утвердившися,/в побеждение лести отеческия,/веру исповедала еси Христову./Темже, всечестная, свыше благодать тебе дарова Бог,/исцеляти недуги и болезни вся.//Егоже моли, великомученице, да спасет души наша. Кондак великомученице Варваре Илиопольской, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-12-...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Икона Пресвятой Троицы XV века - одна из величайших православных святынь, подаренная Свято-Троицкому Измайловскому собору Владимиром Путиным в год трехсотлетия Петербурга, обрела достойное обрамление - 13 сентября архиепископ Тихвинский Константин освятил новый киот и икона была торжественно представлена верующим. Судьба этого образа поистине драматична. В 30х годах ХХ века «Мосторг» продал его с аукциона, и он попал в руки известного американского коллекционера Д. Р. Ханна. В течение многих лет икона оставалась в центре внимания искусствоведов и широкой публики, демонстрировалась на многих выставках в Америке и Европе. Иконе посвящались специальные работы, ее описание содержится во многих монографиях и справочниках. Икона относится к новгородской иконописной традиции и, по мнению экспертов, представляет собой наиболее выразительный образец богоискательской мысли, особенно активной на перифериях Новгорода и Пскова в XIV-XV веках. Предположительно, это произведение возникло в монастырской среде, в недрах которой сохранялись духовная инициатива и созерцательность, неосуществимые в городской жизни. Каждый элемент иконы не только не случаен, но и глубоко символичен. Икона содержит целостную и оптимистическую концепцию мира, к которой каждый из нас также может быть причастен. Сегодня образ Пресвятой Троицы - одна из самых древних икон, находящихся в петербургских храмах. По свидетельствам клириков и прихожан собора, за время нахождения в нем иконы Пресвятой Троицы многие молящиеся перед образом получили исцеление. Средства на создание почти пятиметрового киота, органично вписавшегося в стасовский интерьер, пожертвовала компания «Кнауф Гипс Колпино». Освящение нового киота совпало с тезоименитством и юбилеем настоятеля Свято-Троицкого Измайловского собора - протоиерея Геннадия Бартова. В этот день ему исполнилось 55 лет. Редакция «ВЖ» присоединяется ко всем поздравлениям, прозвучавшим в адрес отца Геннадия, мы желаем ему помощи Божией во всех начинаниях и крепкого здоровья. Многая лета! Денис ПОЛЕЖАЕНКО

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/10/2...

Чем должно предотвращать всенародные бедствия? Однажды, при жизни св. Ионы, архиепископа новгородского, в Новгороде появилась моровая язва. Люди впали в безнадежное уныние, и один только св. Иона оставался бодр духом, утешал жителей и говорил им: «Знайте, что моровая язва постигла нас за грехи наши, и потому нам нужно прежде всего покаяться в оных». Народ принял к сердцу этот совет святого, совершил всенародное молебствие, создал храм во имя святого Симеона, и тотчас, сказано, «преста смертоносие, и люди здрави быша» («Четьи-Минеи», ноября 5). Другой случай: в царствование греческого императора Льва Великого , в Греции, однажды в полдень, все небо покрылось темными облаками, и днем сделалось темно, как ночью. Потом облака сделались как бы огненными, и это явление продолжалось около сорока дней, и все думали, что вся земля сожжена будет подобно тому, как некогда сожжены были Содом и Гоморра. Тогда царь и патриарх Геннадий со всеми священниками и народом каждый день с крестами и св. иконами стали выходить на стогны града, совершали на оных молебствия, и все со слезами умоляли Бога, чтобы отвратил праведный гнев Свой. – И всенародная молитва тща не осталась. Человеколюбец Господь, сказано, прещение преложил на милость, и, вместо огненного дождя, для устрашения грешников, упал с неба только черный пепел и покрыл землю и попалил лишь траву. И горько тогда люди плакали, рыдали и стенали от самые глубины сердечные. После сего вскоре Господь послал обильный дождь, и бедствие окончательно прекратилось («Четьи-Минеи», ноября 6). Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании – вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преставился ко Господу клирик Новгородской епархии протоиерей Геннадий Степанов 24 декабря 2022 г. 16:28 23 декабря 2022 года, на 62-м году жизни, отошел ко Господу клирик Новгородской епархии , настоятель храма Святой Троицы д. Большое Городно Новгородской области протоиерей Геннадий Степанов.  Отпевание почившего состоится 25 декабря, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, в Иверском Валдайском мужском монастыре по окончании Божественной литургии. Начало Литургии в 10.00. Протоиерей Геннадий Степанов будет погребен на монастырском кладбище. Геннадий Анатольевич Степанов родился 28 апреля 1961 г. в г. Ереване Армянской ССР. В 1963 г. вместе с родителями переехал в г. Москву. В 1968-1978 гг. обучался в средней специализированной школе (углубленное изучение английского языка) 11 г. Москвы. В 1978-1982 гг. обучался в Московской ветеринарной академии имени К.И. Скрябина. В 1982-1984 гг. проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных сил России. В 1984-1988 г. — экономист, старший инженер в В/О «Союзсельхоззагранпоставка». В 1988-1991 гг. обучался в Академии внешней торговли. В 1991-1994 гг. работал в разных фирмах г. Москвы. В 1994 г. переехал в с. Большое Уклейно Валдайского района Новгородской области. 7 апреля 1997 г. архиепископом Новгородским и Старорусским Львом рукоположен в сан диакона и прикомандирован к Иверскому Валдайскому мужскому монастырю. 13 мая 1997 г. архиепископом Новгородским Львом рукоположен в сан пресвитера. С 12 марта 1998 г. — настоятель храма Святой Троицы с. Большое Городно Валдайского района. С 1999 г. окормлял приход Владимирской иконы Божией Матери с. Плав Валдайского района. В 2003 году окончил Московскую духовную семинарию (заочное отделение). С 25 июня 2021 г. — настоятель храма благоверного великого князя Александра Невского с. Яжелбицы Валдайского района. Силами отца Геннадия был построен храм преподобного Сергия Радонежского в с. Большое Уклейно Валдайского района. В общей сложности окормлял восемь приходов Валдайского благочиния. Новгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

121. 1495 г. в сентябре. Геннадия, архиепископа новгородского, повольная грамота на поставление в митрополиты игумена Троицкого Сергеева монастыря Симона Из сборника Импер. Публ. Библиот. Q. XVII. 50 (собрания Толстого, отд. II, 341), л. 124. Издана была, по тому же списку, в I-м томе Дополнений к Акт. Истор. под 19. Святейшим и боголюбивым братии нашей: Тихону, архиепископу 3088 ростовскому и ярославскому, Нифонту, епископу суздальскому и торускому, и Васиану, епископу тверскому, и прочим епископам великой русской митрополии. Что ми есте прислали грамоту, возвещая нашему смирению, что отец Зосима митрополит, своей ради немощи, оставил стол русского митрополита и, пришед в святую великую соборную церковь , пред всеми омофор свой на престоле положил, и свидетеля на то Господа Бот нарицая, яко невозможно ему к тому святительская действовать, ни митрополитом нарицаться, и отойде в монастырь в смирено иноческое жительство: и вы, с благоволением и исповеданием государя нашего великого князя Ивана Васильевича 3089 всея Руси, изобрали на ту степень Симана, игумена святой живоначальной Троицы Сергиева монастыря, и на митрополичий двор взвели; да пишете ко мне, что государь князь великий вам сказал, кое мне нелзе быть с вами на поставлении митрополичьем, великих ради нужных дел христианских. И вы б, наша братия, архиепископ и епископы, то великое божественное дело свершили, того б есте Симана на той великий стол 3090 поставили, егоже есте изобрали и нарекли; и аз с вами, со своей братией, с архиепископом и епископами русской митрополии, в том божественном деле во единой воле и хотении. А милость Господа Бога Вседержителя и пречистой его Богоматери, и святых чудотворцев молитва, купно же и благословение да есть всегда с вашим святительством и боголюбием, аминь. – Подпись владыки Геннадия: Милостью Божьей архиепископ Великого Новгорода и Пскова. 3088 В рукописи Васиану епископу – ошибочно. См. в «Списках иерархов» Строева, стр. 332, 33. Читать далее Источник: Памятники древнерусского канонического права/[Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908./Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ (Самкунов Геннадий Анатольевич; род. 15. 02. 1971 г., Славгород Могилевской обл. Белорусская ССР), епископ Шуйский и Тейковский. В 1978—1988 гг. учился в средней школе Славгорода. В 1988 г. поступил в Белорусский государственный университет на факультет прикладной математики, который окончил в 1993 г. по специальностям «математик» и «математик-экономист. В 1996 г. поступил в Шартомский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь (Шуйский район Ивановской области). 24 июля 1997 г. в Покровском храме Дуниловского в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря архиепископом Амвросием (Щуровым) рукоположен в сан диакона. 30 ноября в Казанском храме Николо-Шартомского монастыря тем же архиереем рукоположен во иерея. 28 марта 1998 г. пострижен в мантию с именем Матфей в честь святого апостола и евангелиста Матфея. В 2000-2003 гг. обучался в Ярославском духовном училище на заочном отделении, в 2003-2005 гг. в Иваново-Вознесенской духовной семинарии. С 2000 по 2005 г. обучался в Шуйском педагогическом университете по специальности «религиоведение». В 2002 г. окормлял десантную группировку на территории Чеченской Республики. В 2004 г. прошел курсы повышения квалификации по предмету «Духовная культура в образовательных учреждениях» при Московской духовной академии, в 2015 г. — курсы повышения квалификации преподавателей Священного Писания. В 2005-2006 гг. в Шуйском государственном педагогическом университе читал сокращенный курс «Догматического богословия». С 2005 г. преподавал в Ивановском православном богословском институте и в Иваново-Вознесенской духовной семинарии, В 2007 г. преподавал в Институте повышения квалификации учителей. В 2014 г. назначен заведующим кафедрой Священного Писания. С 2006 г. выполнял послушание настоятеля монастырского подворья храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново. В 2016 г. поступил на заочное отделение магистратуры Московской духовной академии. Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. избран епископом Шуйским и Тейковским. 26 октября 2016 г. Иосифом (Македоновым , митрополитом Иваново-Вознесенским возведен в сан архимандрита. 1 декабря 2016 г. в Тронном зале храма Христа Спасителя в Москве наречен во епископа. Хиротонисан 2 декабря за Литургией в том же храме. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский Кирилл (Гундяев) . Лит.: Наречение и хиротония архим. Матфея (Самкунова) во епископа Шуйского и Тейковского//ЖМП. 2017. 3. С. 30-32. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/2389013.html

Филофей, епископ Пермский и Вологодский (Амфилохий) Упоминается игуменом Кирилловского Ферапонтова монастыря в 1467 году. 2 ноября 1471 года хиротонисан во епископа Пермского и тридцать лет управлял епархией. В 1480 году был послан великим князем Иоанном III в Великие Луки для убеждения враждующих братьев государя. В 1485 году по старанию епископа Пермского Филофея князья югорские, кодские заключили мир под владычним городом Усть-Вымским с князьями вымскими, с вычегодским сотником и с владычним слугою, клялись лиха не мыслить и не нападать на пермских людей, а пред великим князем вести себя исправно; для подкрепления клятвы пили воду с золота, по своему обычаю. В феврале 1492 года к Пермской епархии была присоединена Вологда, куда и была перенесена кафедра, получившая название Пермской и Вологодской. С 1490 по 1499 годы владыка Филофей присутствовал на всех бывших в то время церковных Соборах. В апреле 1501 года по болезни и старости уволен от управления епархией в Кирилло-Белозерский монастырь, где и скончался, год кончины неизвестен. Преемник святителя Ионы († 1470; память 6/19 июня, 29 января/11 февраля), епископ Филофей старался продолжить миссионерскую деятельность в Пермском крае и искоренить остатки язычества. Он изучил зырянский язык, чтобы удобнее поучать язычников, писал к ним окружные пастырские послания. Однако такого успеха в просвещении, какое было у его предшественников, он не имел из-за нерадения священников и всего духовенства. Известно, что по «повелению» Пермского владыки Филофея Пахомий Логофет написал канон просветителю зырян святому Стефану, епископу Пермскому († 1396, память 26 апреля/9 мая). Владыка Филофей вместе со своим местным Собором составил пасхалию на 19 лет по просьбе архиепископа Новгородского Геннадия (Гонзова; † 1504, память 4/17 декабря). Литература: Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 82, 729. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1409. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 47. Московский некрополь: в 3 т. СПб., 1907–1908, т. 3, стр. 260. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 4, стр. 150. Русский архив. 1900. Кн. 2, 7, стр. 331–333. Русская летопись по Никонову списку. СПб., 1767–1792, ч. 6, стр. 35. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 134. Русская старина. 1882, июнь, указ, стр. 70. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. 1463–1584. М. 2001. Кн. 3, т. 5, 6, стр. 94. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 4, ч. 1, стр. 52, 57, 61, 68, 179, 284: ч. 2, стр. 42. Романова А.А. Филофей//Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4, стр. 876, 877. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010