Содержание Предисловие издателя Издаваемое послание новогородскаго архиепископа Геннадия к Московскому собору 1490 года, доселе известное только в рукописях, составляет драгоценный памятник для истории того великаго брожения умов на Руси, которое началось в конце XV века — ересью жидовствующих, и в различных видоизменениях продолжалось до половины следующаго столетия. Это послание писано единовременно с известным посланием тогоже святителя к митрополиту Зосиме, и содержит теже самыя жалобы на явное невнимание московскаго церковнаго правительства к правам и представлениям Геннадия, — невнимание, подавшее еретикам повод открыто «лаяться» на своего главнаго обличителя. В этом «лаяньи» особенно дерзок был чернец Захария, разсылавший по всем городам свои ругательныя граматы на Геннадия. В летописных сказаниях о соборе 1490 года чернец Захария представляется главою жидовствующих, так что первоначальные вожди еретиков (новогородские протопопы и попы) называются только его товарищами. В виду этого обстоятельства подробное донесение Геннадия о Захарие, находящееся в издаваемом нами послании, получает особенную историческую важность. Оно открывает нам практическия, жизненныя начала «новоявившейся новогородской ереси», по которым она была тождественна с ересью псковских стригольников. Геннадий прямо называет Захарию стригольником. И действительно, подобно стригольникам, этот глава жидовствующих отвергает, ради поставления духовенства «на мзде», святость церковной иерархии и таинств. В этих антииерархических стремлениях заключалась вся сила новгородской ереси. Еретики указывали на такия стороны в современных церковно-правительственных порядках, которыя, действительно, легко могли сделаться предметом вольнодумной критики, и против которых возставали и такие верные сыны и пламенные ренители блага Церкви, как, например, Нил Сорский и Максим Грек. Без сомнения, в силу этого двойнаго протеста в 1503 году (за несколько месяцев до окончательнаго суда над еретиками) изданы были следующия церковно-законодательныя меры: о непоставлении священнослужителей на мзде, о вдовых попах и дьяконах, которые, еще во времена стригольников, своею жизнию подавали повод к соблазнительным толкам о духовенстве, о запрещение монахам и монахиням жить в одном монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3015...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (+ 1505) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 дек. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Геннадий происходил из боярского рода Гонзовых. Начало иноческому житию он положил на Валааме (до 1430 г.) и был учеником прп. Савватия (память его 27 сент.), в этом же году удалившегося на Соловецкие острова. В 1447 г. он был назначен настоятелем Чудова монастыря в Москве и основал в нем церковь во имя святителя Алексия. В этой церкви и почивали до нашего времени мощи святителя. В 1484 г. он был возведен на Новгородскую архиепископскую кафедру. В то время — как последствие татарского ига и всех бедствий, постигших Русь, — просвещение в ней пало крайне низко: исчезли школы, погибло неисчислимое количество памятников письменности, само духовенство стало необразованно. На всей Руси нельзя было найти Библию в полном виде. Святитель Геннадий прежде всего озаботился созданием полного свода Библейских книг и в 1499 г. завершил свой труд, проложив путь первым печатным изданиям Библии — Острожской (1580) и Московской (1663). В Новгородской епархии он ввел сокращенный Иерусалимский богослужебный устав, который был введен и в других епархиях, и первый поднял вопрос о школах для духовенства. В своей епархии он сам учил и подготовлял священников и диаконов. Сам он был одним из ученейших людей своего времени. Он принимал участие в Соборах 1490, 1501 и 1503 гг. и добился осуждения ереси жидовствующих, с которой вел долгую борьбу (см. житие прп. Иосифа Волоколамского — 9 сент.). Благодаря своему твердому и непреклонному характеру святитель Геннадий имел многих врагов, и последние годы его жизни были омрачены гонениями и незаслуженной клеветой. Он отказался от управления епархией и поселился в Чудовом монастыре. Скончался святитель Геннадий 4 декабря 1505 г. и был погребен на том самом месте, где лежали мощи святителя Алексия до их обретения.

http://sedmitza.ru/lib/text/437942/

В 1479 - 1481 годах архимандрит Геннадий вместе с Вассианом, архиепископом Ростовским, а затем с его преемником Иоасафом бесстрашно вставал на защиту древнего устава в возникшем споре о хождении " посолонь " при освящении нового храма. (Спор возник в связи с чином освящения Успенского собора в Москве.) 12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Благоговея к памяти великого святителя Алексия, Геннадий, и будучи в Новгороде, не переставал заботиться о возведении храма его имени. Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории отечественной Церкви. Иудейские проповедники, приехавшие под видом торговцев в Новгород, еще с 1470 года начали сеять между православными плевелы ереси и богоотступничества. Лжеучение распространялось тайно. Первое известие о ереси дошло до святителя Геннадия в 1487 году: четверо членов тайного сообщества, в хмельном угаре обличая друг друга, обнаружили пред православными существование нечестивой ереси. Как только это стало известно святителю, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и с глубокой скорбью убедился, что опасность угрожает не только местному, новгородскому благочестию, но и самой столице Православия - Москве, куда еще в 1480 году переехали вожди жидовствующих. В сентябре 1487 года он направил в Москву, митрополиту Геронтию, все розыскное дело в подлиннике вместе со списком обнаруженных им богоотступников и с их писаниями. Борьба с жидовствующими стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия. Девятнадцать лет продолжалась борьба святителя Геннадия и преподобного Иосифа с сильнейшей попыткой противников Православия изменить весь ход истории Русской Церкви и Русского государства. Трудами святых исповедников борьба увенчалась победой Православия. Этому способствовали труды святителя Геннадия по изучению Библии. Поскольку еретики в своих нечестивых мудрствованиях прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью, архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд - привести в единый свод исправные списки Священного Писания. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, не в виде целого свода, а отдельными частями - Пятикнижия или Восьмикнижия, Царств, Притчей и других учительных книг; Псалтири, Пророков, Евангелия и Апостола.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Нифонту Суздальскому. 1488 г., январь Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Послание Геннадия Нифонту Суздальскому» до сих пор полностью не издавалось. С цензурными пропусками (без описания «кощунств») «Послание» это напечатано И. Хрущевым в «Источниках» его книги «Исследования о сочинениях Иосифа Санина» (стр. XXII—XXIII). «Послание» сохранилось в одном известном нам списке: 1) ГПБ, Q.XVII.50 (из собрания Ф. Толстого, отд. II, 341); 4°; вт. пол. XVI в. (скрепа Евфимия Туркова, бывшего игуменом Волоколамского монастыря в 1575— 1587 гг.) Л. 296 — «Послание Геннадия Нифонту». Подробное описание — в «Обстоятельном описании славяно-российских рукописей Ф. А. Толстого» К. Калайдовича и П. Строева (М., 1825, стр. 472) и у И. Хрущова (ук. соч., стр. XX—XXIII). Генадий архиепископ Великого Новаграда и Пскова святейшему и боголюбивому и о святом дусе брату и сослужебнику Нифонту епископу Суздалскому достойную и духовную любов сиим нашим писанием, въспосылаем боголюбию твоему, яко да будеши в здравии всесвященне и духовне и телесне Что есми послал государю великому князю да и митрополиту грамоты да и подлиник о новгородцких еретицех, а Прохору епископу Сарскому грамоту есми о той же ереси послал же, а тебя тогды на Москве не было. И о сем твоему боголюбию въспоминаю, чтобы еси посмотрел в владычню в Прохорову грамоту в первую, занеже тамо о их ересех пространно изъявленно. Да усердно о том потщание имея, споборствуя по Христе бозе и пречистыя его богоматери, яко же должно есть твоему святительству въспоминая государю великому князу да и господину отцу нашему Геронтею митрополиту всея Руси, чтобы тому делу потщался исправление учинити, занеже ныне как продлилось то дело — обыск ему не крепок чинитца.

http://sedmitza.ru/lib/text/433577/

Кафедра новгородских святителей со времени покорения Новгорода Московской державой до кончины последнего митрополита Новгородского Иова. Том 2 Источник Том 1 → Содержание 21. Архиепископ Сергий (с 1483 по 1484 г.) 22. Св. Архиепископ Геннадий (с 1485 по 1504 год) 23. Св. архиепископ Серапион (с 1506 по1509 г.) 24. Архиепископ Макарий (с 1526 по 1542 г.) 25. Архиепископ Феодосий (с 1542 по 1551 г.) 26. Архиепископ Серапион 2 Курцев (с 1551 по 1553 г.) 27. Архиепископ Пимен (с 1553 по 1570 г.) 28. Архиепископ Леонид (с 1571 по 1573 г.)     Второй том нашего сочинения «Кафедра Новгородских Святителей» обнимает период времени с 1478 по 1716 г., т. е. с лишком почти 240 лет. В этот длинный промежуток произошли важные перевороты в судьбе вольного и независимого Новгорода; а с переворотами, какие постигли Новгород, совершенно изменились значение и положение и владык новгородских. В период независимости Новгорода, как мы видели, политическое значение владыки в Новгороде было такое, какого не имели ни сам митрополит в Москве, ни все прочие иерархи в России. Владыка считался в Новгороде первым лицом, главою его и отцом. Вследствие такого высокого значения и такой широкой власти, склад жизни и деятельность новгородских владык значительно разнились от жизни и деятельности иерархов других епископий. Избираемые гласом народа, они были и главными блюстителями правосудия, и главными попечителями о внутреннем благоустройстве и мире; они не боялись ни гнева митрополитов, ни мести государей, которые сами не только в делах церковных, но и в предприятиях, касавшихся внутреннего управления новгородской области, сплошь и рядом обращались с грамотами прямо к святителям, помимо своих наместников. Но вот, в 1478 году кончилось независимое, самостоятельное существование господина Великого Новгорода; он перестал именоваться господином и поступил в разряд обыкновенных Московских волостей. С падением Новгорода и подчинением его Московской державе и глава новгородской церкви утратил свое высокое значение. С тех пор он перестал быть избранником народа и сделался одним из простых епархиальных епископов, подчиненных, единственно, части Московского митрополита. Назначение его стало зависеть уже не от народной воли, а от соглашения великого князя с митрополитом; но были и такие случаи, что государи московские избирали иногда лиц на владычество в Новгород сами, не сносясь даже с духовной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

116. 1490 г. после 17 октября. Поучение митрополита Зосимы по случаю соборного осуждения еретиков жидовствующих Этот драгоценный и доселе совершенно неизвестный памятник издается по списку (к сожалению, без конца), находящемуся в Чудовском сборнике XVI века, 264, л. 754 об.–755. Рукопись – письма белорусского, с резким отпечатком тамошнего говора. Смиренного Зоси[мы], митрополита всея Руси, и всего священного собора поучение всему православному христианству, на еретиков обличение и [из] сана извержение и от святой Божьей Церкви отлучение Да есте ведуще все православные христиане, яко да увесте сие настоящее 2961 средостение, како ныне, грехов ради наших, в последнее время лукавый змий, древний губитель душ человеческих, враг дьявол , всея плевелы горького плода в сердца худоумных человеков, и те быша еретики и враги Христовой церкви, прелестники и отступники, губители душ православных человеков, зовущеся священники, и поне сокрывающеся от человеков и тайно пишуще, и учат держать книги отметные 2962 , и похваляют в себе отреченный ветхий закон, и веру жидовскую хвалят, поношаеся 2963 речами и глаголаше 2964 хулу на Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божьего, и на пречистую его Богоматерь, и святым иконам ся не покланяют и называют иконы идолами; а великих святителей русских Петра и Алексея, Леонтия и Сергия чудотворцев, и иных святых преподобных отцов многих укоряху, речи хульные на них возлагают, паче же и не почитают их. Но попусти убо 2965 им Господь Бог наш; мы же ныне изообличихам беззакония их, и так обличены быше. И сие да увесте, православный род христианский, о тех еретиках новгородских, како ныне обличены быша и повиновены пред нами и осуждены быша нами саборне, по святым правилам, извержены быша от святой великой соборной церкви и отлучены от всех людей православных. И сие да увесте, как пред ними обличена и оглашена бысть ересь их. В лета державного самодержца, государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси, егда снидошась архиепископы и епископы во святую соборную великую церковь на Москве, в храм великого архангела Михаила, и восхотеша служить святую службу, ради душам поминовении благородных великих князей и великих княгинь, и всех ради благочестивых христиан, ту ж в храме обретесь поп Деонис новгородец, стоя в ризах, хотяще с ними ж служить. Бе же ему от всех епископов слóва 2966 паносно, [и] реше: «изыди, человече, из святого алтаря; недостоин еси соборне служить со святыми епископами. Пришли на вас речи неподобные еще при Геронтие, митрополите всея Руси, и не на одного убо тебя, да и списки ваших дел и грамоты от Геннадия, архиепископа новгородского, на вас пришли». Он же, оправдая себя, на архиепископа Геннадия тут ж многие глаголы хулные меташе, и тако изгнаша его вон из святой церкви… 2967

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Антоний, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Румовский или Борисов Александр Иванович) Родился в 1738 году в семье священника Суздальской епархии Иоанна Борисова. Образование получил в Александро-Невской семинарии. По окончании курса духовной семинарии принял монашество. В 1762 году назначен в семинарии учителем физики. С 1763 года – законоучитель в сухопутном кадетском корпусе. В 1770 году, уже в сане архимандрита Новгородского Николо-Вяжищского монастыря, определен проповедником в Московскую духовную академию. 2 февраля 1774 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. 19 сентября 1776 года переведен в Астрахань. 3 мая 1785 года возведен в сан архиепископа. Скончался 10 ноября 1786 года. Погребен в кафедральном Успенском соборе г. Астрахани у западных дверей. Памятником деятельности архиепископа Антония в Астрахани осталась основанная им духовная семинария. Труды: Слово при торжестве первого приема благородных воспитанников в Сухопутном кадетском корпусе. – СПб., 1767. Слово при погребении тела графа А. Г. Разумовского . – М., 1771. Слово в торжественный день восшествия на престол Екатерины Алексеевны. – СПб., 1771. Слово в день коронования императрицы Екатерины II. – СПб., 1767. Слово в день благополучного совершения императрицей Екатериной II подвига (прививки оспы. – прим. ред.). – СПб., 1769. Литература: Платон (Любарский), архимандрит. Иерархия Вятская и Астраханская//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1848, 7. – С. 81. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 41. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1394. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 637–638. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 132.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Воззрения Иосифа Волоколамского, о которых мы уже говорили в связи с Собором 1503 г., всегда оставались для иосифлян и для церковной иерархии чем-то вроде догмата. Вскоре после этого Собора (примерно в 1504/05 г.), по поручению Новгородского архиепископа Геннадия, было составлено сочинение, в котором снова обсуждался вопрос о праве монастырей на земельные владения и делалась попытка обосновать это право канонически. Это довольно пространный труд, который, несмотря на свою пространность, называется «Слово кратко» . Его автором был не русский человек, а монах-доминиканец Вениамин, вероятно славянского происхождения, который по иронии судьбы оказался в конце XV в. в Новгороде, где он по поручению архиепископа выполнил переводы нескольких библейских книг с латинской Вульгаты на славянский язык; нам неизвестно, остался ли доминиканец римо-католиком или перешел в греко-православную Церковь . Основные идеи «Слова» заключаются в следующем: секуляризация и даже склонность к ней не что иное, как проявление вражды против воли Божией. Церковному епископату и монастырям следует постоянно помнить об этом. Они не должны позволять вмешиваться в дела, связанные с монастырскими владениями, а обязаны бороться с такого рода попытками или действиями. Цари и светские власти вообще не смеют каким бы то ни было образом конфисковывать, ограничивать или отнимать собственность и владения Церкви и ее учреждений. Основание для права Церкви на владение движимым и недвижимым имуществом заключено в словах Самого Христа, святые апостолы подтверждают это право; благочестивые христианские императоры, начиная с Константина (при этом упоминается «вено Константиново»), «Людовик первый, римский царь, и Карл, великий царь», императоры Оттон I и Генрих I, римские кесари, с совершенным уважением относились к правам Церкви на владение движимостью и недвижимостью. В конце «Слова» автор дополнительно подчеркивает, что духовная власть выше светской; хотя обе власти от Бога, светская власть должна покоряться духовной .

http://sedmitza.ru/lib/text/436489/

Костромская Учреждена 16 июля 1744 года Кафедра в Костроме Костромская и Галичская Симон (Тодорский) епископ, рукоположен с 31.03.1745 по 18.08.1745 еп. Псковский, Нарвский и Изборский Сильвестр (Кулябка) епископ, рукоположен c 18.11.1745 по 25.04.1750 еп. Петербургский и Ревельский Междуархиерейство три года. Геннадий (Андреевский) епископ, рукоположен с 16.04.1753 по 1.08.1757 отрешен от кафедры †28.04.1758 Дамаскин (Аскоронский) епископ, рукоположен с 21.05.1758 †16.07.1769 Симон (Лагов) епископ, рукоположен с 6.09.1769 по 31.03.1778 еп. Рязанский и Шацкий Павел (Зернов) епископ, рукоположен с 15.04.1778 по 15.01.1800 еп. Тверской и Кашинский Евгений (Романов) епископ, рукоположен с 4.03.1800 †9.12.1811 Сергий (Крылов-Платонов) епископ, рукоположен с 17.03.1812 по 4.06.1817 еп. Рязанский и Зарайский Самуил (Запольский-Платонов) епископ, рукоположен с 19.08.1817 по 6.04.1830 на покое; †16.04.1831 в 1825 управлял делами Нижегородской епархии Павел (Подлипский) епископ, рукоположен с 26.05.1830 по 26.09.1836 еп. Черниговский и Нежинский Владимир (Алявдин) епископ, бывший еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии с 26.09.1836 по 14.11.1842 еп. Тобольский и Сибирский Виталий (Щепетов) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 14.11.1842 по 11.08.1845 член Московской синодальной конторы †29.01.1846 Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 11.08.1845 по 25.02.1850 еп. Владимирский и Суздальский Леонид (Зарецкий) епископ, бывший еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии с 25.02.1850 по 19.08.1853 еп. Екатеринославский и Таганрогский Филофей (Успенский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 19.08.1853 по 15.02.1857 еп. Тверской и Кашинский Платон (Фивейский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 15.02.1857 архиепископ с 31.03.1868 †12.05.1877 Игнатий (Рождественский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 11.02.1878 †7.06.1883

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пять мифов про борьбу " церковников " с просвещением Книгопечатание устроилось на Руси намного позднее, чем в большинстве европейских стран. По сравнению с Германией, родиной Гутенберга, — позже на целое столетие. Этот факт много раз использовался мифотворцами, провозглашавшими «вековую отсталость» России. Традиционно больше всего досталось Церкви.      По мнению таких мифотворцев, Церковь, «ненавистница просвещения», натравливала темный народ на заезжих европейских типографов, преследовала и изгоняла русских печатников, публично сжигала книги. И даже если вынуждена была в конце концов уступить требованиям времени, то лишь потому, что массовое тиражирование книг случайно совпало с ее собственными интересами. Накануне Дня славянской письменности и культуры мы попробуем разобраться, как же было на самом деле. Миф 1. Утопили немца Однажды на лекции по истории книги нам, студентам Полиграфического университета, рассказывали о первой попытке европейского печатника создать на Руси типографию. Дело было в Новгороде в конце XV века. Дама-лектор с иронией поведала о том, как горожанам не понравилось новшество и они утопили немецкого просветителя Бартоломея Готана в реке. Аудитория смеялась невежеству новгородцев. Миф этот, одно время бытовавший среди историков русской культуры, вырос из нескольких фраз немецкой хроники XVI века. Ее автор настолько фантастически описывает попытку введения на Руси книгопечатания в 1490-х годах, что заставляет глубоко усомниться в своей осведомленности. Бартоломей Готан, типограф из Любека, был одним из тех, кто действительно знакомил русских с западной печатной книгой. На Русь он приехал по приглашению Церкви, ко двору новгородского архиепископа Геннадия, развернувшего в те годы широкую просветительско-переводческую деятельность. С собой Готан привез немало печатных книг, в том числе из своей любекской типографии. Среди них были Библия и богословско-полемические сочинения, в которых нуждался владыка Геннадий для борьбы с распространившейся тогда ересью. Были и светские книги, «научно-популярные». Не исключено, что архиепископ Геннадий лелеял замысел с помощью Готана устроить в Новгороде типографию. Исполниться этому было не суждено. Однако смерть любекского печатника совершенно не связана с книгоизданием. Предполагают, что он мог погибнуть во время разгрома в Новгороде Ганзейского двора — торговой конторы немцев. А этот разгром был произведен по причинам экономическим, ничуть не связанным с вопросами просвещения.

http://pravoslavie.ru/70922.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010