На пленарных заседаниях и в комиссиях были заслушаны и обсуждены доклады по темам: 1) Ватикан и Православная Церковь; 2) об Англиканской иерархии; 3) о церковном календаре; 4) экуменическое движение и Православная Церковь. Совещание вынесло Резолюции по этим четырем вопросам и обратилось ко всем христианам мира с Обращением. Документы подписали представители 10 Поместных Церквей - Патриархи: Московский и всея Руси Алексий, всея Грузии Каллистрат, Сербский Гавриил, Румынский Юстиниан и позднее Иерусалимский; от Антиохийской и Александрийской Церквей их представитель митрополит Ливанский Илия, от Польской Церкви архи­епископ Тимофей, от Албанской епископ Паисий и Экзарх Московской Патриархии в Чехословакии архиепископ Елевферий. Деяния этого Совещания в двух томах были изданы в Москве в 1949 и уже давно практически недоступны читателю. Поскольку в 1961 г. Русская Православная Церковь под давлением светской власти и вопреки решениям Совещания 1948 г. приняла решение стать членом ВСЦ и пошла на контакты с Ватиканом, Деяния этого Совещания были преданы забве­нию. Переиздать их - задача будущего. 3. ЗНАЧЕНИЕ АВТОКЕФАЛИИ РУССКОЙ ЦЕРКВИ В XX столетии идеей создания «вселенской церкви» были одержимы мно­гие. Ватикан продолжал усилия устроить «вселенскую церковь», как он ее понимал, то есть подчинить власти папы всех «схизматиков». Протестанты задумали слепить некий союз церквей, наподобие привычных для них об­щественных организаций, вовсе не думая о благодатном единстве. Часть Пра­вославных Поместных Церквей во главе с Константинопольским Патриар­хом немало потрудилась на экуменическом поприще, надеясь возглавить новую экуменическую церковь. Всеправославное Совещание в Москве в 1948 г. объединило тех, кто не мог пойти на унию с Римом, не допускал возможности иметь общение с еретиками в ВСЦ и считал участие в нем пагубным для Православия. Попробуем выявить сходство в тех церковно-исторических условиях, которые вызвали установление Автокефалии Русской Церкви в середине XV в. и созыв Всеправославного Совещания в Москве в 1948 г. В ту отдален­ную эпоху императоры и патриархи в Царьграде сделали ставку на Запад, рассчитывая получить военную поддержку против наступавших турок. Кон­стантинопольский Патриархат «покачнулся» в сторону Рима и прилагал немалые усилия, чтобы вовлечь в унию все подчинявшиеся ему митропо­лии. С этой целью Константинопольский патриарх, впоследствии униат Иосиф II поставил в Москву митрополитом грека Исидора, одного из активнейших униатов. Этот предатель Православия подписал в 1439 году Флорентийскую унию и обещал папе Евгению повергнуть Русь к его ногам.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

1947) в Пензенской обл. было 47 священников, 16 диаконов, 4 псаломщика, 7 регентов, 45 штатных и 32 нештатных певчих, 48 служащих по найму в приходах (Там же. С. 353-354). 21 февр. 1947 г. еп. Кирилл вступил в управление Пензенской епархией. Во 2-й пол. того же года были открыты Параскевинская ц. в Кузнецке, Михаило-Архангельская ц. в с. Лермонтове Чембарского р-на (в 1948 переименован в Белинский р-н), молитвенный дом в Чембаре (с 1948 Белинский). В 1948 г. в Пензенской обл. не состоялось открытия ни одной церкви. Еп. Кирилл, сославшись на невозможность по состоянию здоровья лично управлять епархией, создал при ЕУ епархиальный совет. Председателем совета был назначен благочинный пензенских городских церквей прот. П. И. Иванисов. 3 авг. 1947 г. состоялось освящение епархиального дома, в к-ром располагались канцелярия епархиального совета и квартира архиерея; в доме также останавливались приезжавшие в Пензу священнослужители. В 1948 г. еп. Кирилл предпринял безуспешную попытку открыть миссионерский совет. В том же году прошло совещание пензенского духовенства, на к-ром обсуждался вопрос «взаимной помощи церквей друг другу». Было решено оказывать бедным приходам материальную помощь «в порядке позаимствования» (ГА Пензенской обл. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 37. Л. 117-118). 8 февр. 1949 г. в Пензе открылись 2-недельные богословско-пастырские курсы для священнослужителей, за учебный период на них обучалось в среднем по 5 чел. За год существования курсов состоялось 13 выпусков, обучение прошли 56 чел.: 15 священников и 21 диакон из Пензенской обл., а также 10 священников и 10 диаконов из Мордовской АССР. В 1949 г. была закрыта Успенская ц. в Мокшане, взамен верующим в 1951 г. передана ц. во имя арх. Михаила. Чтобы компенсировать нехватку храмов, Московская Патриархия предложила управляющим епархиями создать штаты разъездных священников. Однако Совет по делам РПЦ в 1949 г. дал указание своему уполномоченному по Пензенской обл. не допускать создания штатов. Чтобы обойти этот запрет, еп.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

899 Донат (Щеголев Димитрий Федорович; 1899–1979), архиепископ. С 1951 г. ключарь Богояв­ленского кафедрального собора г. Москвы, сначала в сане игумена, затем архимандрита. В 1956 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. С 14 марта 1957 г. епи­скоп Свердловский и Ирбитский. С 8 августа 1957 г. Великолукский и Торопецкий. С 26 дека­бря 1957 г. Балтский, викарий Одесской епархии. С 8 сентября 1958 г. Новосибирский и Барна­ульский. С 1961 г. на покое. С 1965 г. епископ Калужский и Боровский. С 1971 г. архиепископ. С 1975 г. на покое. 907 Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович; 1969–1957), архиепископ. В 1942 г. хирото­нисан во епископа Кировского и Слободского. С 1945 г. архиепископ. В 1945, 1947 и 1948 гг. временно управляющий Ижевской епархией. 908 Палладий (Шерстенников Павел Александрович; 1896–1976), митрополит. В 1930 г. хиротони­сан во епископа Елабужского, викария Казанской епархии. С 1933 г. епископ Ржевский, викарий Смоленской (с 1935 г. Калининской) епархии. С 1936 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский. С 1937 г. Калининский. С 1938 г. архиепископ. С 1947 г. архиепископ Семипалатинский и Пав­лодарский. С сентября 1948 г. временно управляющий Омской епархией. С 1948 г. архиепископ Омский и Тюменский. С 1949 г. Иркутский и Читинский, затем временно управляющий Ха­баровской епархией. С 1958 г. перемещен на Саратовскую кафедру. В 1959–1960 гг. временно управляющий Куйбышевской епархией. С 1963 г. архиепископ Орловский и Брянский. С 1968 г. митрополит. 913 Речь идет об Иоанникии (Сперанском), епископе Красноярском, викарии Новосибирской епархии, который в 1956 г. был определен в Кицканский монастырь. Из Новосибирска Владыку Иоанникия сопровождали К. А. Караулов и В. Горошенко. 914 Вероятно, речь идет об о. Алексии Горелкине, бывшем члене епархиального совета Харбин­ской епархии и ректоре Харбинской семинарии. 915 Имеется в виду Георгий Иванович Попков. В Управлении Восточно-Азиатского Экзархата при Владыке Несторе он был главным бухгалтером. Один из активных участников ревизии в 1947–1948 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ваше Высокопреосвященство Русское Студенческое Христианское движение в лице нас, как членов инициативной группы, просит Вашего благословения на организацию в Мюнхене прихода во имя Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца. Мы принимаем на себя обязательства по содержанию Храма и притча при нем. Наш приход примет как помещение для храма. Так и утварь от домовой Церкви Дома «Милосердный Самарянин». Просим о утверждении нашим настоятелем протоиерея А. Киселева и псаломщиком – священника Д. Гизетти. Просящие Ваших Святых Молитв и благословения, остаемся члены инициативной группы. 13 сентября 1948 г. Его Высокопреподобию, протоиерею Александру Киселеву Определением Высокопреосвященнейшего Митрополита Серафима от 10 сентября 1948 г. постановлено: «Согласно прошения инициативной группы Русскаго Студенческаго Христианскаго Движения, благословить организацию в г. Мюнхене прихода во имя св. преподобнаго Серафима, Саровского Чудотворца с возложением на него обязательств по содержанию притча и храма, по принятии им помещения и утвари от домовой церкви Дома «Милосердного Самарянина " ». Митрополит Берлинский и Германский (Серафим) Его Высокопреподобию Протоиерею Александру Киселеву Указ Епархиального управления Православной Епархии в Германии Определением Высокопреосвященнейшего Митрополита Серафима от 10 сентября 1948 г. постановлено: «Протоиерея Александра Киселева назначить Настоятелем церкви Св. Преподобного Серафима Мюнхенского Православного прихода». Митрополит Берлинский и Германский (Серафим) и.л. Секретаря Епарх. Управления (Игумен Георгий) Председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей München 27 Donaustr. 5 17/30 сентября 1948 г. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Серафиму, Митрополиту Берлинскому и Германскому Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь При принятом Вашим Высокопреосвященством в свое ведение «Доме Милосердия» числится духовенство – протоиерей Александр Киселев и священник Димитрий Гизетти, которые до сих пор оставались в непосредственной юрисдикции Председателя Синода. Последний из них был мною же и рукоположен по ходатайству о. Александра. Я полагал бы, что с переходом «Дома Милосердия» в ведение Вашего Высокопреосвященства, было бы целесообразно, чтобы и назначенное духовенство перешло бы в каноническое подчинение Вам, как Митрополиту Берлинскому и Германскому. Поэтому настоящим письмом я предоставляю им канонический отпуск в ведение Вашего Высокопреосвященства, исключая их из списков духовенства, состоящего в непосредственной юрисдикции Председателя Синода. Ни протоиерей Александр Киселев, ни священник Димитрий Гизетти не состоят под духовным судом, следствием или запрещением в священном служении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инструкция. 1952 г. С. 254, 255, 256. Федотов А.А. Русская Православная Церковь в 1943-2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2009. С. 100, 139. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 33. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 24 июня 1948 г. С. 67. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 61. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 61. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Распоряжение от 5 марта 1948 г. С. 102; Инструкция для духовенства кафедрального собора. С. 276. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. Циркулярное письмо от 5 июня 1952 года. 383. С. 271. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 40-41. АКЕУ. Распоряжения по Епархии 1945-1953 гг. На собрании 19-го октября 1949 года. С. 114. Цыпин В., прот., Кравец С.Л. Патриарх Алексий II (Ридигер)//Православная энциклопедия, Т. 1. С. 698-720. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 42. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 33. Фуров В. Из отчета Совета по делам религии члена Центрального Комитета КПСС. Нью-Йорк – Монреаль, 1991. С. 14-19. «…Я возжелал заповедей Твоих». Памяти архиепископа Амвросия (Щурова). Иваново, 2017. С. 50. Русская Православная Церковь. ХХ век/Беглов А.Л., Васильева О.Ю., Журавский А.В. и др. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015. С. 408, 415. АКЕУ. Дело Переписка с Московской Патриархией с 1946 по 1953 гг. Доклад в Хозуправление Московской Патриархии Русской Церкви епископа Костромского и Галичского Антония. С. 206. Фуров В. Из отчета Совета по делам религии члена Центрального Комитета КПСС.

http://bogoslov.ru/article/6170542

Деятельность Высокопреосвященного владыки Нестора на посту главы Экзархата была необычайно многосторонней. Достаточно лишь упомянуть о том, что Московская Патриархия в те годы часто пользовалась печатными изданиями Харбинской епархии. В Экзархате владыка Нестор всемерно поддерживал традиции церковной благотворительности. 13 июня 1948 г., в Неделю святых Отец, в кафедральном Соборе Харбина духовенство епархии служило молебен о собирающемся в путешествие — в Москву на Собор — Экзархе, митрополите Несторе. Рано утром в понедельник 14 июня Экзарх был задержан китайскими властями. Одновременно с ним были задержаны секретарь Епархиального Совета Е. Н. Сумароков, секретарь владыки Нестора священник Василий Герасимов и монахиня Зинаида (Бридди). Китайское правительство (коммунистическое) информировало Генеральное Консульство СССР в Харбине о том, что митрополиту Нестору инкриминируются деяния политического характера. 22 июня консульство было информировано о том, что заключенные не подлежат освобождению и депортируются, — вероятно, по просьбе дружественных советских властей — в СССР. В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинен в антисоветской деятельности — она заключалась в написании книги “Расстрел Московского Кремля” — и совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи императора Николая II. Владыка Нестор 8 лет провел в заключении в мордовском поселке Явас. Во временное управление Экзархатом вступил преосвященный Никандр, епископ Цицикарский. Хотя последним внутренним распоряжением митрополита Нестора от 31 мая 1948 г. епископ Никандр в случае выезда Экзарха в Москву отстранялся от всех дел по Экзархату, он все-таки был утвержден в должности Управляющего Экзархатом. Посетившая Маньчжурию в 1948 году делегация Московского Патриархата во главе с епископом Курским и Белгородским Нестором в своем отчете о состоянии Восточно-Азиатского Экзархата во второй половине 1948 года писала: ”Указания Святейшего Патриарха еще от 1945 года до сих пор не выполнены, Миссия — как таковая — все еще не работает прежде всего надо выполнить переключение интересов приходских на миссионерскую деятельность…” 3 .

http://pravmir.ru/tserkov-v-kitae-na-put...

Особым событием для каждого православного человека стало известие о возвращении Русской Церкви Троице-Сергиевой Лавры. Решение по этому вопросу было принято летом 1945 г. Хотя в Лавре с 1920 г. был создан музей, а 1940 г. она преобразована в государственный заповедник, все храмы и постройки находились в критическом состоянии. Летом 1945 г. был назначен наместник Лавры архимандрит Гурий (Егоров). К 1946 г. был закончен срочный ремонт Успенского собора. Центральный купол собора был промыт от маскировочной краски, боковые главы выкрашены и украшены золотыми звездами, вновь водружен сломленный бурей крест. Первое богослужение состоялось на Пасху 1946 г. К 1948 г. масштаб реставрационных работ в монастыре увеличивается. К этому времени отреставрированы иконы местного ряда и царские врата, восстановлена резная сень над престолом в Успенском соборе. В 1949 г. окончена реставрация 66 икон (4-х ярусов) иконостаса, укреплена позолота. В 1950 г. позолочены кресты. В 1952 г. в крипте храма, освящена церковь в честь Всех святых в земле Российской просиявших. К 1948 г. окончен первичный ремонт Духовского храма, установлен иконостас из палисандрового дерева, вызолочен крест. В 1950-1952 гг. восстановлено позакомарное покрытие, восстановлены кокошники (утраченные полностью), повешены колокола. Внутри храма реставрируется настенная живопись, вновь устанавливаются надгробия московских митрополитов. В 1946-1968 гг. ведутся длительные реставрационные работы в Трапезном храме и колокольне Лавры. В 1948-1960 гг. восстанавливаются Патриаршие покои с домовым храмом в честь праведного Филарета Милостивого. В 1948 г. проведены ремонтные работы в Серапионовой палате, с позолоченной кровли удалили маскировочную окраску. Реставрируются Царские чертоги, восстанавливается уникальная лепнина потолков. К 1949 г. заканчиваются первые восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе. Укрепляются иконы местного ряда иконостаса, реставрируется икона Пресвятой Богородицы Тихвинской (с 108 клеймами). Вместо изъятой иконы " Троица " была установлена точная копия, выполненная иконописцем Барановым. У раки прп. Сергия устанавливается новая риза на икону " Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию " . В этом же году капитально ремонтируется церковь прп. Никона, восстанавливается иконостас, рака преподобного, сень. Храм вновь освящается.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

патриархом Юстинианом ( Мариной; 1948-1977). Все 6 греко-католич. архиереев отказались перейти в Православие и 28-29 окт. были арестованы; их содержали в мон-ре Кэлдэрушани (др. высокопоставленные представители духовенства также были арестованы и помещены в Нямецкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь и в др. правосл. обители; с 1950 греко-католиков содержали в тюрьме в Сигету-Мармацией, предназначенной для политических заключенных). 8 нояб. уже арестованный еп. Ю. Хоссу был смещен с должности. После этого греко-католич. епископы неоднократно отказывались от предложений патриарха Юстиниана и др. правосл. архиереев перейти в Православие и вернуться на кафедры (нек-рые униат. клирики, принявшие Православие, впосл. стали архиереями в РумПЦ). Тем временем власти организовали сбор подписей за переход униатов в Православие. Президиум Великого национального собрания издал декрет 358 о запрете греко-католич. культа и конфискации имущества греко-католич. Церкви (1 дек. 1948). С этого времени Румынская греко-католическая Церковь официально перестала существовать, все храмы были переданы РумПЦ. Мн. греко-католич. архиереи, отказавшиеся перейти в Православие, действовали подпольно, продолжая рукополагать священников и епископов; они подвергались арестам и преследованию. Большая часть арестованных в 40-х гг. XX в. и позже архиереев погибли в тюрьмах от истощения и болезней, при этом особая жестокость была проявлена к епископам Василе Афтение (умер от пыток или был убит 10 мая 1950 в тюрьме Вэкэрешти) и Юлиу Хоссу (содержался в заключении с 1948 до кончины в 1970). В то же время католич. епископами лат. обряда были тайно рукоположены новые униат. архиереи Йоан Плоскару (1948), Йоан Драгомир (1949) и Александру Тодя (1950); в дек. 1949 г. заключенные греко-католич. епископы рукоположили Йоана Кертеша (освобожден в 1955, вновь находился в заключении в 1956-1964) и Тита Ливиу Кинезу (умер в заключении). Литургия, проведенная на улице Клужа 12 авг. 1956 г. греко-католич. священниками Василе Киндришем и Изидором Гюрко в присутствии ок.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Совет по делам РПЦ одобрил создание такого знака и отметил, что его изготовление позволит Московскому Патриарху укрепить отношения с другими Церквями. На докладной записке сделана помета: «В дело. Лично доложено т. Ворошилову, и он высказался против, не советуя ставить этот вопрос, но сказав, что это лично его мнение, с чем я и согласился. 20/IV. Карпов» 23 . «Голов не вешать и глядеть вперед! Ведь с нами Ворошилов, первый красный офицер, сумеем кровь пролить за СССР», – пелось в песне «Красных кавалеристов». Грудь «первого красного офицера» К. Е. Ворошилова, бывшего в то время заместителем председателя Совета министров СССР, украшали 8 орденов Ленина, 6 орденов Красного Знамени, орден Суворова 1-й степени и другие… 2 июля 1948 г. Патриарх Алексий получил телеграмму Патриарха Христофора, в которой сообщалось, что возникли «препятствия», и делегация от Александрийской Патриархии не может прибыть на празднование 500-летия автокефалии РПЦ и на совещание в Москву. В частности, в телеграмме говорилось: «Мы решили просить святейшего митрополита Ленинградского Григория представлять нас на обоих празднествах. Братски просим Ваше блаженство ответить, согласны ли Вы на это представительство, чтобы прислать необходимые инструкции» 24 . «Любопытно, с какими полномочиями?..» – писал митрополит Григорий в дневнике 3 июля 1948 г. Патриарх Алексий в ответной телеграмме Патриарху Христофору попросил ситуацию «разъяснить», а Г.Г. Карпов по поводу телеграммы Патриарха высказал мысль: «не ирония ли это?» 25 . Совещание глав и представителей Православных Церквей и торжества 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви проходили в Москве с 8 по 18 июля 1948 г. 26 . Участники начали съезжаться в Москву раньше. Митрополиту Григорию поручено было встречать и сопровождать на всех мероприятиях представителя Константинопольского Патриарха Максима (Метаксиса), экзарха Константинопольского престола в Западной и Центральной Европе митрополита Фиатирского Германоса, который прилетел в Москву 6 июля из Лондона (через Берлин), где он участвовал в Ламбетской конференции 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

«предаются без всякого для себя удержа неистовой протестантской пропаганде, имеющей своей целью соединение Православия с протестантизмом и уничтожение Православной Церкви. Пользуясь огромными средствами, протестанты... обливают грязью наше иконопочитание, обряды и все Православие... В результате такой пропаганды в православных странах быстро растет множество протестантских сект адвентистов, баптистов, методистов, пятидесятников и других... Если от этой дружбы происходит вред для Православной Церкви , то ясно, что дружба проистекает от врагов Святой Церкви. В данном случае такими врагами являются масоны». В заключение архиепископ Серафим (Соболев) призвал Русскую Церковь: «Не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Кор. 6, 14–15). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1,1)» . 5. ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В ВСЦ в 1961 году В 1948 г. архиепископ Серафим назвал экуменизм ересью, а потому вопрос, поставленный в названии его доклада, мог бы прозвучать так: «Надо ли православным участвовать в еретическом движении?» , — что и было признано в 1948 году безусловно неприемлемым. Шли годы, и, вопреки решению Всеправославного Совещания Поместные Церкви одна за другой становились «членами» ВСЦ. Русская Православная Церковь стала членом ВСЦ в 1961 году под давлением соответствующего отдела ЦК КПСС и благодаря усилиям его экумениста и филокатолика митрополита Ленинградского Никодима (Ротова). В то время, после изгнания непокорного митрополита Николая (Ярушевича), митрополит Никодим уже был главой Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС). Если о Всеправославном Совещании 1948 года сохранились документы и Резолюция, то о процедуре принятия решения о вступлении в ВСЦ, о том, кто и какое имел мнение, ничего неизвестно. Неизвестно, например, был ли поднят наиболее существенный вопрос: как возможно с канонической точки зрения «членство» Единой, Соборной, Апостольской Церкви, которая есть Тело Христово, не в ВСЦ или КЕЦ (Конференция Европейских Церквей), но вообще в какой бы то ни было организации?

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010