Лионский Покровский приход вернулся в юрисдикцию митр. Владимира, но пока туда не назначается новый настоятель, а он обслуживается о. Павлом Волковым из Виши. О. Георгий Шумкин заболел нервным расстройством, и ему пришлось уехать лечиться. Воскресенье 5/18 апреля 1948. На Дарю – никого из ответственных лиц. Староста в последние недели совсем ослабел 828 . В нижней церкви было детское говение, но очень долго исповедовали, и служба затянулась. Завтракал у Андрея Шмемана, и договорились с ним относительно помощи витязей на Страстной на Дарю. Четверг 9/22 апреля 1948. Утром – уроки на Подворье. Помощником секретаря в Институте теперь состоит Кирилл Ельчанинов, который очень исполнителен и толков. Пятница 10/23 апреля 1948. Владыка все волнуется, что на Страстной не будет достаточно прислуживающих мальчиков, но из-за несовпадения Пасхи с западной очень трудно освободиться от занятий в школах, а Митрополит служит чуть ли не ежедневно. Суббота 11/24 апреля 1948. Моя статья об ответственности пастырей, напечатанная вчера в «Русской мысли», вызвала совершенно исключительный отклик в самых различных слоях эмиграции. Ко мне подошло несколько десятков людей, и все миряне единодушно хвалили. Духовенство – или осторожно, или оправдывается и объясняет всё трудностью жизни. Воскресенье 12/25 апреля 1948. Вход Господень в Иерусалим. О. Георгий Сериков уже до службы отозвал меня и говорит: «Почему ты так выругал меня?» А я как раз и не имел его в виду, когда писал о пастырях, оставляющих свое стадо, так как у него нет паствы. Видимо, многих мои слова пробрали очень сильно. Понедельник 13/26 апреля 1948. Св. и вел. понедельник. Хоронили госпожу Комстадиус 829 , ту самую, которая в 1926 году бросила крылатое слово: «Ла благодать с’эт анволэ» 830 и была самой яростной карловчанкой в Париже. По иронии судьбы ее хоронили в церкви на Дарю, с которой она так отчаянно боролась. Вторник 14/27 апреля 1948. Св. и ВЕЛ. ВТОРНИК. На Дарю у нас – полное расстройство, так как сторож Василий Абрамович слег, и некому его заменить. Приходится обо всем думать. Помощников по алтарю мало. Приходит только регулярно Ярослав Куломзин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 75-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве 13.09.2023 499 Время на чтение 79 минут Источник: Благодатный Огонь От редакции сайта «Благодатный Огонь»: 75 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. В торжествах приняли участие главы Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, представители Вселенской, Александрийской, Антиохийской, Элладской, Албанской, Польской Церквей. Богословским итогом работы Совещания, которое проходило в московском храме Воскресения в Сокольниках, стал вышедший в следующем, 1949 году двухтомник «Деяния Совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей» (М., 1949). Среди вопросов, которые обсуждались на Совещании, были отношение к экуменическому движению (осенью 1948 г. состоялась I Ассамблея Всемирного Совета Церквей, приглашение на участие в которой получили все Православные Церкви, однако участники Совещания 1948 г. посчитали невозможным для православных участвовать во Всемирном Совете Церквей), отношение к Ватикану, вопрос о действительности англиканской иерархии, календарный вопрос. Участники Всеправославного Совещания: — осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; — не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; — высказались за сохранение Александрийской Пасхалии. Так как в последнее время некоторыми церковными историками намеренно искажается историческая роль Всеправославного Совещания 1948 года, проходившего в период Патриаршества Святейшего Патриарха Алексия I и во время правления И.В. Сталина, напомним читателям об одном из важнейших церковных событий ХХ века. Вряд ли сейчас, во время процветающей демократии, возможно в России проведение подобного антиэкуменического Всеправославного Собора, который проходил тогда в СССР и который, вне всякого сомнения, был одним из самых важных церковных событий ХХ века.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Это было задолго до того, как отец Михаил (Диденко) принял постриг с именем Максим, и это уже произошло после того, как владыка отошел ко Господу. Еще такой случай был. В алтаре мы, как обычно, подходили под благословение к владыке. И я подхожу, а рядом стоял отец Павел, и владыка говорит отцу Павлу: «Отца Вениамина надо в больницу положить». Отец Павел спрашивает: «А что, владыка?» – «Лень вырезать». Дело в том, что другие люди были крепкие, а я раннюю отслужил и уже больше ничего не мог. При владыке мы служили в Александро-Невском храме, а после владыки получилось так, что нам пришлось уйти из этого храма. Мы с отцом Филаретом перешли в храм Святого Иоанна Богослова. Я там служил иногда раннюю, а отец Филарет тоже стал там служить. Тогда там настоятелем был отец Иоанн, а потом отец Амиран. г. Тбилиси 2010 год Вместо эпилога Говоря о XX столетии, спросим, что же привлекало людей в обитель? Что заставляло преодолевать неудобства в пути с несколькими пересадками, отсутствие самых примитивных условий для отдыха, неустроенность, даже бедность. Ни прежней славы у обители, огороженной плетнем и ютящейся вокруг единственного больничного храма, ни знаменитых святынь, ни мощей угодников, ни чудотворных икон. Ничего, что обычно привлекает богомольцев. И тем не менее богомольцы шли и ехали нескончаемым потоком. Побывав раз, стремились и в другой, третий. К чему? К чуду спешили. И это чудо заключено было в живых примерах. Жажда увидеть «огарочки», зажженные Святой Русью и сохранившие живое тепло нездешнего мира, того, «свышнего», о котором молится Церковь . Как и в чем это выражалось? – Прежде всего во внимании к каждому приходящему. Знакомый и незнакомый, впервые переступивший порог или уже не раз бывавший тут был уверен, что он не потеряется в безликой толпе, о нем позаботятся по мере возможности, его выслушают, ему помогут. Чем? Возможностью очистить душу, да так, как нигде никому. Обращались к старцам с любыми просьбами. Кто просил совета, кто делился переживаниями, кто жаждал на исповеди хорошо проверить, понять все искривления пути жизни, кто просто шел просить денег на обратную дорогу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Л. Васадзе: - Молитвами нашего Святейшего и Блаженнейшего Патриарха Илии мы проходим потрясающий, беспрецедентный ренессанс духовности после советского периода. Его Святейшество был интронизирован в 1977 году. И во время интронизации ему задали вопрос: что делать? Потому что у нас было всего 4 епископа, 10 священников, 6 действующих храмов. И он ответил, что если один человек с чистой верой станет перед крестом - все возможно. Сегодня это сорок епископов, 1300 церквей, несколько сотен монастырей, все храмы Грузии в воскресенье битком набиты, в основном это молодежь с детьми. Туда невозможно попасть. И авторитет Церкви выше всякого другого института в Грузии, без сомнения. Все власти мира сего, приходя и уходя, борются с ней. Неважно, какая это политическая партия. А потом когда их смывает волна, они просто приползают на коленях к Патриарху, просят прощения и прикидываются его друзьями. Нет ничего более сильного и впечатляющего, чем Грузинская Православная Церковь в современной Грузии. Это и ренессанс древних искусств, церковного песнопения, и древнего искусства перегородчатой эмали и грузинского зодчества. На мой взгляд, это единственная Грузия, которая не разрушается, но развивается. Она же последняя связь между Россией и Грузией. Несмотря на все происки бесов и на все ошибки с обеих сторон. Наши с вами Церкви дружат до сих пор. Слава Богу! При таком колоссальном процессе уже установлено, что в древнейшей грузинской Православной Церкви вы знаете, что просветительница Нино и Царь Амиран, и царица Нана приняли христианство как государственную религию в 327 году. Никогда не было, чтобы какой-нибудь Патриарх правил престолом так долго. Никогда не было, чтобы весь Священный Синод без исключения был рукоположен действующим Патриархом. И никогда не было, чтобы какой-либо другой Патриарх, приняв крест Патриарха, имел всего-то шесть церквей и довел духовную жизнь страны до такого состояния, как сегодня мы видим. Поэтому без всякого преувеличения - мы живем при величайшем из Патриархов.

http://radonezh.ru/2019/01/27/vino-dlya-...

Цира в ужасе ахала: — Вай ме, вай ме, что ты такое говоришь, Малхо? — Это бред, но это пройдет, — успокаивали Циру врачи. И правда, это прошло со временем. Только нервный тик остался, и у Малхаза от любого волнения некрасиво кривился рот. Вскоре после больницы Цира получила из Минска письмо: «Я, твоя мать, всю жизнь буду молиться за тебя и твоих детей и всей своей жизнью постараюсь искупить свой грех. Дома у меня нет. Я странствую по святым местам. Может, мы еще и увидимся. Высылаю тебе молитвы — утренние и вечерние. Читай хоть иногда, и Господь тебя не оставит». Цира с досадой выбросила это письмо в мусорное ведро. Опять эта ненормальная! А вдруг снова приедет? Надо бы мужа предупредить. Амиран, услышав новости о происхождении жены, разорался: — Я так и чувствовал, что ты неизвестно какой породы! — и понесся непечатный народный фольклор. Шло время, но незваная гостья так больше и не появилась. А Цира, дожив до тридцати пяти лет, захотела родить второго ребенка. В консультации врачи переполошились: — Рожать нельзя. В моче ацетон! Возьмите направление на аборт. Цира заплакала. Сколько раз избавлялась от ненужных беременностей, откладывая все на потом. Жила и думала — все еще впереди. А впереди пустота, и не родится ее маленький, уже любимый, ребенок. Только ночью она забылась беспокойным сном и увидела — стоит перед кроватью та ненормальная женщина в черной хламиде и успокаивает ее, гладя исхудалой рукой по голове. А рука даже во сне теплая, приятная. Проснулась Цира с радостной решимостью: она родит, и все будет хорошо. Дочь она назвала Нестан — в честь ее родной и единственной матери. Однажды, заподозрив мужа в измене, Цира с горя пошла к гадалке. А ночью ей опять приснилась эта ненормальная в подряснике — обличала, плакала и уговаривала сходить в церковь. И чего, спрашивается, привязалась? А наутро соседка сказала: «Если ты переживаешь за мужа, лучше в церковь сходи и свечку поставь». Цира колебалась, но дело решилось само собой. Забежала в гости однокурсница Лела, известная поразительной способностью влезать в разные денежные авантюры, и застрекотала, как швейная машинка:

http://azbyka.ru/fiction/nacionalnyj-vop...

28 окт. 1947 г. по представлению Патриарха Алексия I назначен ректором МДАиС, зам. председателя Учебного комитета при Свящ. Синоде. 10 дек. 1947 г. Е. принял в ведение МДАиС ряд зданий («Чертоги», митрополичий корпус, надвратный храм Иоанна Предтечи, неск. помещений в крепостной стене) от Загорского гос. историко-художественного музея-заповедника. По поручению Свящ. Синода организовал и возглавил ремонтную комиссию по подготовке переезда МДАиС из Москвы в ТСЛ. К нач. 1948/49 уч. г. были подготовлены корпуса под аудитории и общежитие. Е. продолжил исследования в области инославия, публиковал статьи по вопросам обличения религ. политики Ватикана в «Журнале Московской Патриархии» , а также по истории Казанской епархии. Читал в академии курс истории зап. исповеданий. Как магистру богословия ему было присвоено звание профессора. В мае 1948 г. возведен в сан архиепископа. В июле 1948 г. участвовал в торжествах по случаю 500-летия автокефалии РПЦ. 8-18 июля Е. был докладчиком на Совещании представителей Поместных Православных Церквей в Москве . Патриархом Алексием I был направлен во Францию для обозрения приходов РПЦ. Е. просил освободить его от поездки по причине обострения хронических заболеваний, необходимости лечения и невладения в должной мере иностранными языками. Он писал о невозможности и бесперспективности деятельности по укреплению рус. приходов во Франции из-за отсутствия достаточного количества рус. прихожан и «осуществления перекочевки духовенства в Америку». Е. напомнил, что в определенных кругах эмиграции еще в 1918-1919 гг. имел репутацию сторонника советской власти. Он предложил организовать работу в духовных школах по подготовке кадров по истории зап. исповеданий для заграничных приходов. 26(29) июля 1948 г. Е. подал прошение об увольнении на покой, но вместо этого был направлен на лечение с 1 авг. по 20 сент. 1948 г. в Кисловодск. В 1948 г. представил на соискание ученой степени д-ра богословия труд: «Критический разбор книги Соловьёва В. С. «Россия и Вселенская Церковь» на основании учения Восточной Православной Церкви: Опыт историко-канонического и догматического исследования». Сочинение получило положительную оценку рецензентов проф. В. С. Вертоградова , проф. Н. П. Доктусова , доц. Н. И. Муравьёва и отрицательный отзыв председателя Учебного комитета Ленинградского митр. Григория (Чукова) . В 1949 г. Е. удостоен степени д-ра богословия за совокупность ученых трудов (honoris causa). 15 авг. 1949 г. освобожден от обязанностей ректора и зам. председателя Учебного комитета.

http://pravenc.ru/text/190197.html

К 1948 г. в Горьковской обл. были зарегистрированы 46 храмов, 2 епископа, 58 священников, 18 диаконов и 13 псаломщиков; в Марийской АССР имели регистрацию 16 общин, 19 священников, 2 диакона и 14 псаломщиков. В нач. 1948 г. был открыт храм в с. Пахотный Усад Починковского р-на, вскоре ставший местом массового паломничества. 25 июня 1948 г. Совет по делам РПЦ принял постановление об открытии храмов в городах Лукоянов и Павлово, в с. Тубанаевка Спасского р-на, были зарегистрированы их общины. Однако постановление реализовано не было из-за ужесточения гос. политики в отношении Церкви. В нач. 1949 г. было решено «приостановить выполнением» постановление Совета, впосл. оно было отменено. Три общины, оставшиеся без церквей, сняли с регистрации. Возобновились аресты и высылки священников. В 1948 г. был арестован и осужден свящ. Алексий Нагоринов из с. Куршакова Мари-Турекского р-на Марийской АССР. В 1949 г. по обвинению в антисоветской пропаганде арестовали диак. Александра Соболева из с. Нов. Ключищи Кстовского р-на. Были высланы неск. заштатных клириков, окормлявших нелегальные общины. Давлению и преследованиям подвергались и представители духовенства, осужденные в 20-30-х гг. XX в. по «антисоветским» статьям. К нач. 1949 г. к этой категории относились 32 чел. из 69 клириков, зарегистрированных в Горьковской обл. В 1948 г. был снят с регистрации настоятель Карповского прихода в Горьком прот. Левитский. Уполномоченный отменил регистрацию в Горьковской обл. вернувшегося в 1951 г. из заключения свящ. Датского и добился лишения его прописки. В 1947-1948 гг. власти обратили внимание на то, что заштатный свящ. Димитрий Веденеев служил без регистрации на дому в с. Бортсурманы Курмышского (ныне Пильнинского) р-на; священник совершал панихиды и молебны на могиле прав. Алексия Бортсурманского , похороненного напротив алтаря закрытой Успенской ц. В 1950 г. Курмышский райисполком принял решение перенести почитаемые останки на сельское кладбище. Однако уполномоченный настаивал на сносе могилы потому, что «сборища и молебствия верующих на могиле будут вносить дезорганизацию в работу колхоза» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 763. Л. 11). Ходатайство архиеп. Корнилия о перенесении останков на кладбище было оставлено без удовлетворения, в 1951 г. могила прав. Алексия была уничтожена. В нач. 50-х гг. заштатный свящ. Д. Веденеев был выдворен из Горьковской обл. В 1953 г. по требованию уполномоченного был уволен за штат благочинный 1-го (Горьковского) округа прот. Иоанн Магницкий, служивший настоятелем Печёрского прихода в Горьком. Он обвинялся в том, что совершал нелегальные богослужения в частных домах в пригородах Горького. В том же году уволен с должности настоятеля горьковской кафедральной Троицкой ц. прот. Иоанн Бандулевич, на его место назначен прот. Георгий Молев.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Великих последствий от Собора ожидал не только митрополит Вениамин. Собор казался началом всеобщего объединения православного мира. Мощь и огромное влияние в мире после Великой Победы  Советского Союза  давали надежды на то, что Русская Православная Церковь, возродившись «в своем старом величии», сможет объединить православные народы Востока и Балкан. И через три года после Великой Победы и Поместного  Собора 1945 года  происходит важнейшее для православного мира событие. 8-18 июля 1948 года в Москве состоялось Всеправославное Совещание Глав и Представителей автокефальных всех поместных православных Церквей, которое было приурочено к празднованию 500-летия фактической самостоятельности Русской Церкви.   Всеправославное  Совещание в Москве 1948 года Существует мнение, что Сталин дал указание поставить вопрос на Совещании, почему Константинопольский патриарх должен быть Вселенским. Почему Иерусалимский Патриарх, окормляющий несколько сотен греков и несколько десятков тысяч православных арабов, выше нас по диптиху?   Почему Антиохийские патриархи, которые столетиями до революции были  на русском иждивении, тоже выше Патриарха Московского и всея Руси?  Что бы ни писали некоторые историки о сугубо политических мотивах Сталина, который по их мнению хотел превратить Москву в православный Ватикан, вспомнив идею Москва – Третий Рим, а истинных мотивов Сталина точно никто не знает. И нам стоит смотреть лишь на результаты, духовные плоды этого важного для всего православного мира события –  Всеправославного Совещания в Москве  1948 году. Сегодня, в XXI веке мы наблюдаем как раз то, о чем предупреждали в Москве в  1948-м, справедливо определив экуменизм как разрушительное антихристианское движение,  созданное масонами, которое должно привести к созданию некой " новой церкви " взамен Церкви Христовой. Выводы Совещания 1948 года сбываются в наши дни до мелочей. Мы видим, что враждебная политика Ватикана не меняется к Православной Церкви на протяжении столетий.  Разве не видим, как лукавит папа Римский, который стоит за униатами, устроившими погром православия на Украине? Не видим, что творит Варфоломей Стамбульский?

http://radonezh.ru/2023/12/26/vsepravosl...

Днем экзамены в школе на рю Дарю. Спрашивал по-русски. Потом был Закон Божий. О. Георгий дал детям свои карточки, и они составляли по ним ответы. У Анатолия Ивановича Нецветаева, делопроизводителя Епархиального управления, удар. Он пролежал сутки на полу, пока не вскрыли дверь. Теперь он в больнице Божон. В приходском совете – очень неприятное столкновение из-за Б.А. Выдры. После суровой критики его пения все же решили оставить его до 1 декабря. П. Спасский был поставлен в очень трудное положение. Обсуждали вечный вопрос о ремонте. О. Николай объявил, что получен указ о назначении на Дарю о. Олимпа Пальмина. Пятница 26 июня/9 июля 1948. Поступили в продажу две пластинки, напетые хором Богословского института под управлением М. Осоргина. Обе – художественно безупречны. Суббота 27 июня/10 июля 1948. На Дарю говорил со стариком Тихомировым 843 , которого завтра ставят во диакона, а послезавтра во священника и посылают в Виши, хотя он никогда не проходил никаких богословских предметов или курсов. Человек он очень почтенный, но нельзя же, не подготовив, бросить его на приход. Достаю ему служебник, о. Александр раздобыл ему подрясник. Суббота 4/17 июля 1948. Сегодня 30 лет, как погибла от рук большевиков Царская семья, а останки все еще не нашли упокоения. Преступное небрежение хранителей продолжается. Неизвестно даже, где они, а следовало бы давно положить их в крест на рю Дарю. Воскресенье 5/18 июля 1948. Преп. Сергия Радонежского. Литургию служил Владыка, но он так плохо себя чувствует, что не выходил даже на Великий вход. К счастью, хотя и с опозданием, пришел Андроников и смог меня заменить, а то я едва стоял на ногах, так как прорвался нарыв на легком. К панихиде по Царской семье храм переполнен. Третья эмиграция возложила большой венок на крест- памятник. Слово Митрополита прочел о. Савва. Четверг 9/22 июля 1948. Архиеп. Фотий уезжает в субботу обратно в Одессу. Он воспринял мысль о том, что западное православие должно быть вполне автономно. Понедельник 27 июля/9 августа 1948.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) В Северо-Осетинской АССР особой популярностью среди верующих осетин пользуется так называемое «святое» место в Садонском районе, у селения Сей, в горной местности под названием «Рек». Здесь на небольшой возвышенности сохранилась древняя часовня, построенная якобы грузинской царицей Тамарой. Часовня представляет собой небольшое каменное здание со склепом внутри, где, по преданию, похоронен муж царицы Тамары. У этой часовни ежегодно, в начале августа, собираются верующие всех горных селений Садонского ущелья. 19 августа 1948 года (день «преображения») на это место прибыло до 1000 человек, где было жертвоприношение, устраивался пир и произносились молитвы. 6) В селе Б. Ламовка, Пичаевского района, Тамбовской области, у родника в день «святого Тихона» 29 июня на протяжении ряда лет происходят массовые моления. В 1948 году в этот день в молении у родника приняло участие до 6 тыс. человек. 7) «Святой» колодец, находящийся в трех километрах от села Свищевское, Кирсановского района, Тамбовской области, ежегодно в день «Николы» (22 мая) посещается верующими. В 1948 году было до 4 тысяч человек. 8) У «святого» колодца, находящегося в районе села Липяги, Воронежской области, в день т н «девятой Пятницы» (после «пасхи») ежегодно собирается большое число верующих. К этому колодцу приходят верующие из разных районов Воронежской и Курской областей. В 1948 году в этот день сюда прибыло более 2 тысяч человек. 9) Ежегодно в т н «Ильин день» 2-го августа стекаются толпы людей к «святому» источнику, находящемуся в лесу на расстоянии 7 км от города Бутурлиновка, Воронежской области. В этот день в 1948 году с 6 часов утра с разных улиц города Бутурлиновка верующие с пением молитв двинулись в лес, где у «святого» колодца уже было большое сборище людей. Шествие продолжалось до 4 часов вечера.// 10) На расстоянии трех километров от села Четвертаковое, Ардатовского района, Мордовской АССР, находится «святой» колодец, на который ежегодно в день церковного праздника «Казанской божией матери» 8 июля съезжаются верующие из окрестных сел и районов и даже из Горьковской области. В 1948 году в этот день число верующих, принявших участие в молении у колодца, достигло 1.500 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010