С инициативой, связанной с направлением в Иерусалим нового состава РДМ выступил советский МИД. В письме заместителя Министра иностранных дел СССР В.А. Зорина на имя председателя Комитета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпова от 10 сентября 1948 г. указывалось: «Учитывая сложившуюся в Иерусалиме обстановку, посланник т. Ершов внес следующее предложение: 1. Назначить и в ближайшее время прислать начальника Русской Духовной Миссии от Московской Патриархии, а также представителя Русского Палестинского Общества, выдав им соответствующие правовые полномочия и доверенности для принятия и управления имуществом» . Он также писал о том, что начальник РДМ должен «немедленно отправиться к месту назначения и принять дела и имущество по должности начальника Миссии» . 17 сентября 1948 г. Священный Синод назначил начальником возобновляемой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Леонида (Лобачева), клирика г. Москвы, а его помощником священника Владимира Елховского . Кандидаты были рассмотрены в Совете по делам РПЦ и получили одобрение. 14 октября 1948 г. И.В. Сталин подписал распоряжение Совета Министров СССР «дать согласие Московской Патриархии на выезд из СССР в государство Израиль для постоянной работы архимандрита Леонида (Лобачева Ильи Христофоровича) в качестве начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Елховского Владимира Евгеньевича в качестве священника Миссии» . 22 октября 1948 г. Патриархом была подписана доверенность на имя архимандрита Леонида . Он был наделен правом быть представителем Патриарха «во всех церковных учреждениях и организациях, в государственных, административных, судебных и иных учреждениях в Палестине, в частности, в государстве Израиль и г. Иерусалиме». Ему поручалось управление всем имуществом, в том числе той его частью, которая была приобретена за то время, пока РДМ находилась в руках представителей РПЦЗ: «всякого рода имущество, денежные и материальные ценности, как ранее являвшиеся собственностью РДМ, так и вновь созданные или приобретенные с 1918 по 1948 гг., на имя означенной Миссии или на имя общин и лиц, действовавших под руководством неканонического «Синода Русской Православной Церкви за границей», возглавляемого митрополитом Анастасием». Архим. Леониду поручалось руководить всеми сторонами деятельности РДМ, «с учетом интересов святой братской Иерусалимской Православной Церкви» .

http://bogoslov.ru/article/360917

И о т.н.политике поддержки Церкви в проздние годы кремлевского горца: С середины 1948 г. давление государства на Церковь усилилось. 25.08.1948 Совет по делам РПЦ вынудил Свящ. Синод принять решение о запрещении крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах во внебогослужебное время, поездок архиереев по епархиям в период сельских работ, служения молебнов на полях. Несмотря на многочисленные просьбы верующих об открытии храмов, с 1948-го по 1953 г. ни один храм не был открыт. 24.11.1949 Совет по делам РПЦ представил Сталину доклад, в котором говорилось о выполнении (начиная с 1945 г., но особенно в последние два года) постановления СНК СССР от 1.12.1944, предписывавшего закрывать открытые на оккупированной территории церкви (т. е. еще до окончания Великой Отечественной войны советское правительство приняло решение о закрытии открытых без его разрешения храмов). Совет докладывал: «Немецкие оккупанты, широко поощряя открытие церквей (за время войны было открыто 10 000 церквей), предоставляли религиозным общинам для молитвенных целей не только церковные здания, но и помещения чисто гражданского характера – клубы, школы, детские дома, а также переоборудованные до войны для культурных целей бывшие церковные здания. Всего на временно оккупированной территории было занято под молитвенные цели 1701 такое общественное здание, из которых в настоящее время, то есть к 1.10.1949 г., 1150 зданий, или 67,6%, уже изъято и возвращено государственным и общественным организациям. Из них: в УССР – 1025 из 1445; в БССР – 39 из 65, в РСФСР и других республиках – 86 из 191. В целом это изъятие прошло организованно и безболезненно, однако в отдельных случаях имели место грубость, поспешность и самочинные действия, в результате чего группы верующих обращались и обращаются в Совет и центральные правительственные органы с жалобами на изъятие зданий и грубые действия» (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 1. Л. 80–82). В свою очередь 25.07.1948 министр МГБ В. Абакумов подал Сталину обширную докладную записку, в которой говорилось об активизации в последнее время деятельности «церковников и сектантов» «по охвату населения религиозным и враждебным влиянием», особенно через крестные ходы и молебны, якобы срывавшие полевые работы, через нелегальное религиозное обучение детей и молодежи, а также благодаря возвращению из мест заключения ранее репрессированных лиц. Отмечалось, что со стороны представителей местной власти в некоторых случаях имело место оказание помощи в открытии церквей, мечетей и молитвенных домов, говорилось о неэффективной работе Совета по делам РПЦ и советов по делам религиозных культов при облисполкомах по противодействию «церковникам». Органами МГБ с 1.01.1947 по 1.06.1948 по Советскому Союзу «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов», из них православных – 679 (Там же. Ед. хр. 14. Л. 62–66, 68–69, 71–76, 81–84, 89).

http://bogoslov.ru/article/505319

В своих решениях Московское совещание проявило неукоснительную верность преданию, здоровый традиционализм и трезвость в оценке западной церковной жизни. Московское совещание 1948 года стало значительным шагом в восстановлении межправославного сотрудничества, нарушенного двумя мировыми войнами, революциями  и другими политическими событиями. Хотя серьезные проблемы во взаимоотношениях Мос­ковского и Константинопольского Патриархатов остались неразрешенными, зато Совещание глав и представителей Поместных Православных Церквей сделало значительный шаг в консолидации славянских Православных Церквей Восточной Европы, а также Церквей Антиохийской, Румынской и Албанской. Это был первый после перерыва опыт совместной разработки представителями Поместных Православных Церквей богословских, канонических, церковно-исторических и литургических вопросов. В ходе встреч глав и представителей Православных Церквей, участвовавших в юбилейных торжествах, были достигнуты договоренности об открытии подворий Антиохийского Патриархата в храме Архистратига Божия Гавриила и соседней с ним церкви Святого Феодора Стратилата, Болгарской Православной Церкви — в церкви Успения Божией Матери в Гончарах и Сербской Православной Церкви — в храме Первоверховных апостолов Петра и Павла. Правда, Патриарх Сербский Гавриил не смог из-за конфликта между Сталиным и югославским лидером Иосипом Броз Тито направить в Москву насто­ятеля своего подворья. В свою очередь, Русская Православная Церковь учредила свои подворья и представительства в Александрии, Дамаске, Бейруте, Белграде, Софии и Каире. Ухудшение, но ненадолго В церковно-исторических публикациях нередко встречается утверждение, что советское руководство было не удовлетворено результатами совещания и что ухудшение положения Церкви, которое пришлось на конец 1948 года, стало следствием этого недовольства. Положение  Церкви и в самом деле тогда осложнилось. С октября 1948 года до 1954 года Церкви не был передан ни один храм из тех, которых она лишилась ранее, во время их массового закрытия. Властные органы стали отказывать в регистрации священнослужителям, имевшим судимость. Более серьезным и чувствительным ударом по Церкви явилась волна арестов духовных лиц, которая прокатилась в 1948 году, хотя массовый характер, сопоставимый с тем, что происходило в 1920-е и 1930-е годы, эта волна не приобрела: арестованы были архиепископ Оренбургский Мануил (Лемешевский), мит­рополит Нестор (Анисимов), инспектор Московской духовной академии Вениамин (Милов). В Московской духовной академии аресты коснулись и студентов — жертвами репрессий стали Дмитрий Дудко и Петр Бахтин, впоследствии известные священники.

http://e-vestnik.ru/analytics/70_let_sov...

11 апреля 1948 г. владыка Григорий получил очередное письмо от верующих: «Ваше Высокопреосвященство! Группа верующих Смольнинского района ходатайствует перед вами об открытии Соборного Храма Александро-Невской Лавры. В нашем районе, кроме домовой церкви при Академии, приходских церквей нет. Церковь Академии так мала, что часто молящиеся остаются за дверями, а посему просим Вас возбудить перед властями соответствующее ходатайство» (далее следовали 49 подписей) 6 . Митрополит Григорий в очередной раз обратился к А.И. Кушнареву с просьбой о содействии, но безрезультатно. Поскольку прямые ходатайства о возвращении лаврских храмов успеха не имели, владыка, помимо аргументов относительно тесноты в академическом храме, использовал неопределенную ситуацию с митрополичьей резиденцией. 6 августа 1948 г. он обратился в Государственную инспекцию по охране памятников г. Ленинграда с ходатайством о некотором переустройстве своей «резиденции» и канцелярии на хорах Николо-Богоявленского собора. На следующий день инспекция своим отношением (от 7.08.1948 за 7/1497) предложила принять меры к подысканию другого помещения, так как «использование под жилье зданий культового зодчества противоречит технической инструкции по эксплуатации памятников архитектуры» (разд. II, п. 9) 7 . Тогда, в письме Г.Г. Карпову от 3 октября 1948 г., владыка предложил свои варианты возможных помещений для резиденции митрополита и канцелярии: «1. В одном из лаврских зданий можно восстановить находившийся там совершенно разрушенный (Духовский) храм и над ним устроить квартиру митрополита, а внизу (за храмом) помещение для канцелярии. 2. Дом на Бульваре Профсоюзов 7, вблизи здания б. Св. Синода) совершенно свободный и только что отделанный для предполагавшегося американского консульства» 8 . Указанный во втором варианте дом числился за Министерством иностранных дел, и владыка отметил в письме, что трудно надеяться на его предоставление. Относительно первого предложения митрополит писал, что здесь «вопрос может быть выяснен на месте», никаких возражений, вероятно, не будет, и Патриархия на свои средства восстановит разрушенные помещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Их иерархии, в силу преемства, сообщается благодать Святого Духа. Но последняя не действует и не спасает ни их самих, ни их пасомых... ( Архиепископ Серафим (Соболев ). Русская идеология. Джорданвилль, 1981. Гл. 3) Благодатная святая жизнь невозможна и для тех инославных христиан, которые хотя и имеют Таинство миропомазания, но в силу отвержения их Православной Церковью за ереси благодать сия является у них недейственной и неспасительной. (Из доклада на Московском совещании 1948 г./Деяния Совещания глав Церквей, 1948. С. 370). Какие плоды даст нашей Церкви ее участие в экуменических конференциях?.. Одним из этих плодов является то, о чем мы уже говорили, — отступление православных от своей веры через попрание ими святых канонов и догмата о Церкви, который мы исповедуем в девятом члене Символа веры. (Там же. С. 379) До экуменизма в православных странах не было такой протестантской пропаганды, ибо не было такого дружеского общения православных с протестантами, которое утверждается на экуменических конференциях и которое налагает на православных представителей нравственную обязанность не препятствовать протестантской пропаганде в православных странах. (Из доклада на Московском совещании 1948 г. ,/Деяния Совещания глав Церквей, 1948. С. 370. С. 381) Не с инославными Православная Церковь должна соединяться, что является делом неосуществимым, утопическим и крайне для нее вредным и пагубным. Православные христиане должны объединяться друг с другом, по заповеди в Его словах: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» ( Ин. 17:21 ). (Там же. С. 384) Православные экуменисты «в... своем отношении к экуменическому движению нарушают святые каноны, попирая наше догматическое учение о Церкви, устраивают на экуменических конференциях дружбу с протестантами и масонами, а через эту дружбу потворствуют протестантской пропаганде в православных странах, содействуют врагам Православной Церкви в деле ее разрушения... У православных экуменистов нет любви к инославным христианам, ибо у них не любовь, а бесчинство... Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

В 1922 г. скитская Воскресенская ц. была передана санаторно-курортному управлению; здание церкви руководством пансионата «Красные Зори» переоборудовано под жилой корпус, на разоренном кладбище устроена детская площадка. В скиту разместился и дом отдыха ЦК профсоюза паровозоремонтных заводов. Во время Великой Отечественной войны, после оккупации Одессы в 1942 г., О. М. м. был открыт, к 1944 г. сестры проживали в основном в помещениях Воскресенского скита на 9-й станции Б. Фонтана (ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 99. Л. 55). Скитская Воскресенская ц., в к-рой хранилась чтимая икона равноап. Марии Магдалины, в янв. 1942 г. была переосвящена во имя св. Марии Магдалины. С 1942 г. настоятельницей стала мон. Анатолия (Букач), ранее занимавшая должность казначеи. 27 апр. 1942 г. был составлен акт передачи зданий О. М. м. сестрам. 21 нояб. того же года в помещении, пристроенном к 2-этажному монастырскому корпусу, был освящен храм во имя арх. Михаила. После освобождения Одессы в 1944 г. монахини О. М. м. ухаживали за ранеными бойцами, шили обмундирование. 3 сент. 1944 г. викарный еп. Кировоградский Сергий (Ларин) возвел мон. Анатолию в сан игумении. Она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». К нач. 1945 г. в обители проживали 76 насельниц, в т. ч. много пожилых. Сестры трудились на мельнице, в огороде, на скотном дворе, в мастерских выпекали просфоры для городских церквей. По благословению еп. Сергия казначеей стала мон. Сергия (Коваленко). Духовниками были прот. Евгений Корнейчук (до 1945), священники Василий Ворошников, в 1946-1948 гг.- Иоанн Нечипоренко, в 1948-1950 гг.- Лука Самойленко, в 1950-1954 гг.- Николай Прусенко, в 1954-1959 гг.- Николай Стефанов. Среди духовников упоминается и свящ. Феодор Мефодиевич Разумович (1877-1965), переведенный в 1946 г. на сельский приход. 27 февр. 1945 г. по решению исполкома Одесского облсовета скит был закрыт, все имущество упраздненного Марие-Магдалининского храма с престолом перенесено в помещение под Михаило-Архангельским храмом, в к-ром в 1946 г. устроен нижний храм равноап. Марии Магдалины. К 1947 г. обители принадлежали мельница и пошивочная мастерская, вскоре они были закрыты. В сент. того же года была арестована заведующая монастырской мельницей мон. Рафаила (Столярова), обвиненная Одесским отделом ОБХСС в финансовых нарушениях (Там же. Л. 28-29). При этом уполномоченный указывал на ее «контрреволюционное прошлое». В 1944-1948 гг. местные жители при поддержке властей отнимали у монахинь кельи, избивали и грабили сестер (ЦГАВОВУ. Ф. 4648. Оп. 3. Д. 55. Л. 84). Только в июне 1948 г. председатель исполкома Одесского облсовета К. С. Караваев выселил из келий всех т. н. незаконных жильцов.

http://pravenc.ru/text/2578189.html

Ломако Григорий Петрович (30.1.1881, Екатеринодар Кубанск. обл. – 22.2.1959, Париж, Франция), протопресвитер. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Минскую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию (1905), однокурсник Т.А. Аметистова, священник (1909), законоучитель Екатеринодарской 2-й мужской гимназии, помощник настоятеля Екатеринодарского каф. собора, член Всероссийского церковного собора в Москве по избранию от Ставропольской епархии (19171918), настоятель Екатеринодарского каф. собора, председатель Екатеринодарского епархиального совета (1918), член Ставропольского церковного собора, секретарь ВЦУ на Юге России в Новочеркасске (1919–1920), протоиерей (1920), сопровождал митр. Антония Киевского на Афон (1919), затем пребывал в Крыму, член Таврического епархиального совета, священник и законоучитель Алексеевского военного училища (1920), эмигрировал в Константинополь вместе с Черноморским флотом (1921), член Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), начальник Пастырских курсов в Константинополе (1922), настоятель церкви в Праге (1.3.192216.7.1922), священник при войсках французской армии на Ближнем Востоке с местопребыванием в Бейруте (19231924), настоятель Св.-Сергиевской церкви в Будапеште (18.12.192410.2.1927), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), переехал во Францию, настоятель Скорбященской церкви при доме Братства Св. Анастасии в Ментоне (1.2.19281940), благочинный приходов на Юге Франции (4.4.19282.3.1948), помощник секретаря Совещания русских иерархов для обсуждения организации русских церквей за границей по приглашению патриарха сербского в СремскиКарловцах (619.11.1935), во время 2-й мировой войны жил в Ницце, помощник настоятеля собора в Ницце (1.8.19451.4.1948), протопресвитер (31.8.1945), член епархиального совета Русского Экзархата КП (19461948), уехал в США (2.4.1948), принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (9.4.1948), настоятель церкви в г. Беркли (1.6.19481950), член Северо-Американского духовного управления, декан Св.-Тихоновской Духовной семинарии в Суф-Канаане (19501951), вернулся во Францию по приглашению митр. Владимира (Тихоницкого) и назначен на должность настоятеля Св.-Александро-Невского собора в Париже (3.5.195122.2.1959), председатель Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского (19511959).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 марта 1949 года Святейший Патриарх и Священный Синод на своем заседании постановили: «Уволить Епископа Петрозаводского Венедикта по болезни на покой в город Омск. Временное управление Олонецкой епархией поручить Преосвященному Митрополиту Ленинградскому». Между тем, в стране усиливался нажим на Русскую Православную Церковь . 1948 год. 25 августа были запрещены крестные ходы из села в село, духовное пение в храмах вне богослужений, молебны на полях. В сентябре 1948 года был в седьмой раз арестован архиепископ Мануил (Лемешевский) . 28 октября 1948 года Совет министров отменил свое прежнее распоряжение об открытии 28 храмов под предлогом того, что оно не было подписано председателем Совмина И. В. Сталиным. 16 ноября 1948 года Синод вынудили принять решение о запрещении превращать проповеди в храмах в уроки Закона Божия для детей. 1 января 1949 года в стране насчитывалось 14 447 официальных православных храмов. 28 сентября 1949 года в управлении МВД СССР по Ленинградской области г. Ленинграда митрополит Григорий был допрошен в качестве свидетеля по поводу высылки в 1935 году 465 . Деятельность митрополита Григория в это время находит все большее признание в церковной и общественной жизни. На заседании Совета Ленинградской Духовной академии и семинарии от 13 мая 1949 года принято Постановление: «В актовом зале Академии провести заседание Совета по следующей программе: а) Доклад доц. Академии В. А. Некрасова на тему „Деятельность Митрополита Григория в дореволюционное время (особенно Олонецкий период его жизни)“. б) Доклад проф. Академии Н. Д. Успенского на тему „Деятельность Митрополита Григория в период организации им и руководстве Богословским Институтом“. в) Доклад инспектора Академии проф. А. А. Осипова на тему „Деятельность митрополита Григория во время Отечественной войны и в послевоенный период“». 15 апреля 1949 года митрополит Григорий утвержден Святейшим Патриархом Алексием в степени доктора богословия honoris causa. 1949 г. На заседании Священного Синода под председательством Патриарха 21 октября 1949 года постановили «Переместить Епископа Псковского и Порховского Иустина Епископом Казанским и Чистопольским, а управление Псковской Епархией поручить Митрополиту Ленинградскому Григорию» 1652) 466 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По мысли И. П., воля есть сила, тождественная свободному решению (liberum arbitrium), она «движется сама по себе», а также «движет разум и все прочие силы» ( Spettmann. 1919. S. 58; Melani. 1948. P. 91-92). Свободное решение, согласно И. П., «есть наивысшая вещь после Бога» ( Melani. 1948. P. 93). В своем движении воля не зависит ни от чего иного; при совершении актов воления она «обращается на саму себя и сама есть предел свойственного ей акта» (Ibid. P. 95). Обсуждая связь воли и разума, И. П. делает акцент на независимости воли, однако признает причинную роль разума при инициировании акта воления: «Воля, после того как она возбуждена (excitata) разумом, имеет свободу двигаться или не двигаться в отношении того, что представляется ей разумом; тогда как разум по необходимости склоняется к тому, что повелевает воля» ( Ioannes Pecham. Quodlibeta quatuor. 1989. P. 19; подробнее о воле у И. П. см.: Spettmann. 1919. S. 58-63; Stadter. 1971; P é rez Est é vez. 1995). Превосходство воли над разумом И. П. обосновывал так же, как позднее это делал Иоанн Дунс Скот: блаженная жизнь достигается в большей степени благодаря воле и ее актам, чем благодаря разуму (см.: Sharp. 1930. P. 203; P é rez Est é vez. 1995. P. 790). В отличие от мн. схоластов И. П. полагал, что бессмертие человеческой души может быть рационально обосновано. В посвященном доказательству бессмертия души «вопросе» И. П. выделял 7 способов обоснования, восходящих к различным авторам: 1) из понятия движущего объекта (блж. Августин); 2) из понятия разумной деятельности (Аристотель); 3) из понятия природного стремления (Ансельм Кентерберийский); 4) из понятия усиления добродетели; 5) из достоинства сущности души (Авиценна); 6) из понятия жизни (блж. Августин); 7) из рассмотрения Божественного Промышления (см.: Sharp. 1930. P. 193; Melani. 1948. P. 120; подробный анализ предлагаемых И. П. доказательств см.: Spettmann. 1919. S. 83-92; Melani. 1948. P. 119-124; Turi. 1997). После изложения и анализа всех возможных доводов в пользу бессмертия души И.

http://pravenc.ru/text/471431.html

Среда 15/28 апреля 1948. Св. и ВЕЛ. СРЕДА. О. Георгий нещадно затянул чтение Евангелия – настолько, что Митрополит вызывал его в алтарь и делал внушение. Он, к сожалению, делает все, чтобы не нравиться на Дарю, а он бы мог быть хорошим третьим священником. Масса неприятностей из-за выноса внизу. П.В. Спасский хочет петь со своим хором, а Выдра – со своим. Надо улаживать конфликты. Волошин по просьбе Митрополита привез гимназический хор для «Да исправится молитва моя». Опять истории с Выдрой. Пели дети и молодежь хорошо. Завтракал у о. Александра, который взял с меня слово, что я напишу статью о необеспеченности духовенства, в «пандан» 831 первой – об отъезде за океан. Андроников, разговаривавший с управлением радио, по своей собственной инициативе решил все отменить, не предупредивши нас, и поставил меня и о. Александра в очень трудное положение. Вообще, с радио – полная неразбериха, и я не знаю, удастся ли что-либо устроить. Четверг 16/29 апреля 1948. СВ. И ВЕЛ. ЧЕТВЕРГ. Утреня с чтением 12 Евангелий прошла хорошо. Народа столько же, как прежде. Нельзя войти ни в одну дверь. Звонил, по традиции. «Разбойника» пели очень неважно. Пятница 17/30 апреля 1948 . Св. и вел. пяток. На Дарю – с 9 до 2. На часах был Митрополит, церковь пуста. Помощники не пришли, и только благодаря нескольким добровольцам – прихожанам (все больше почтенного возраста, вроде доктора Веретенникова 832 ), которые помогли в приборке храма, успели все сделать. На «выносе» внизу – полная церковь . [...] Спасский пел хорошо. [...] Скауты помогают усердно. Бобровский руководит ими теоретически, распределяет Ясинская 833 . Суббота 18 апреля/1 мая 1948. Св. И ВЕЛ. СУББОТА. Радио наладили, но в последнюю минуту техники объявили, что они не будут работать 1 мая. Передача, даже на диске, не состоится 834 . Несмотря на дождь, освящали каждый час куличи на столах в саду. Принос большой, но почти исключительно хлебный: пасок и мяс – мало. Даже яиц меньше, чем в предыдущие годы. Церковь украшала 3. Журавлева. Весь день идут люди: то приложиться к плащанице, то справиться о ночных службах, то просто постоять на дворе. Святая ночь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010