Вторник 29 сентября/12 октября 1948. На Дарю была в воскресенье торжественная панихида по короле Александре Сербском, но служили по инициативе не сербов, а русских. В 5 был на совете кафедрального храма. В.Н. Се- нютович передал Владыке в собственность свой автомобиль Паккард в 36 сил 861 . Шофером будет диакон Петр. Заплачены вперед на год и налоги, и разрешение (40 000), и, кроме того, В.Н. дает деньги на постройку гаража. Прощание было очень трогательным. Хорошую речь сказал Н.М. Тихменев. Владыка упросил В.Н. остаться членом епархиального совета, а кроме того, он остается попечителем храма. Четверг 1/14 октября 1948. Днем в кафедральном храме – торжественный напутственный молебен по случаю отъезда В.Н. Сенютовича. Были только его сослуживцы, семья и приходской совет. Полное освещение, усиленный хор, парчевые ризы, Митрополит, 4 священника и 3 диакона. О. Николай сказал хорошую напутственную речь и передал икону Казанской Божией Матери. В.Н. хотел отвечать, но заплакал и не мог произнести ни одного слова. Начались занятия в четверговой школе. Пока записалось 10 детей. Заезжал на Сергиевское подворье. Занятия на 1-м курсе начинаются только с будущей недели. Много сербов провалилось на вступительном экзамене. Принято 6 русских и два серба. Получил из Мюнхена для рецензии сборник в честь митр. Анастасия. Он содержит, кроме биографии и «похвалы», написанной А.В. Карташевым , ряд научных статей по богословию, философии и психологии и очень интересен. Пятница 2/15 октября 1948. Г. Бобровский передал мне на просмотр историю Русской Церкви, которая войдет в 3-й том учебника по Закону Божию. Суббота 3/16 октября 1948. Был у о. Виктора. Он уже просмотрел 3-й том Закона Божиего, остался совсем неудовлетворенным частью «общей», написанной о. А. Шмема- ном, сделал ряд критических замечаний по поводу текста Бобровского и не видел еще очерков о. Льва Липеровского. Воскресенье 4/17 октября 1948. По инициативе протодиакона 7 ноября будет молитвенное поминовение всех погибших и молитва о страждущих, потом – его доклад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковное торжество состоялось 19 октября. В академическом храме после поздней Литургии был совершен торжественный молебен, в конце которого читалась молитва, составленная св. Филаретом (Дроздовым) к 700-летию Москвы в 1847 году. Конечно, в текст её были внесены существенные изменения. Но возвратимся к событиям собственно церковной жизни. В 1947-1948 годах активно шла подготовка к Всеправославному Совещанию, которое первоначально должно было проходить в Москве в период с 1 по 10 октября 1948 года. Подготовительная комиссия начала свою работу 23 декабря 1947 года. Предполагалось, что в Москву прибудут предстоятели всех Православных Поместных Церквей, а также делегации Сиро-Халдейской, Армяно-Григорианской и Коптской Церквей для обсуждения их возможного воссоединения с Православием. Совещание должно было продемонстрировать единство Православных Церквей при видимом перевесе Московской Патриархии, разрешить ряд вопросов канонического характера и принять ряд заявлений церковно-политического характера — осудить агрессивный католицизм и экуменическое движение. В качестве программы-максимум, озвученной для внутреннего пользования, предполагалось провести в сентябре 1947 года Предсоборное Совещание с целью созыва в Москве Вселенского Собора и присвоения Московской Патриархии титула «вселенской». Но планам этим не суждено было осуществиться. Константинопольская, Александрийская, Элладская и Кипрская Церкви от участия в московском церковном форуме уклонились. Правда, Константинопольская и Элладская делегации всё же прибыли в Москву для участия в торжествах, но в работе совещания не участвовали. В результате формат всеправославной встречи пришлось срочно менять. Было решено, что летом 1948 года в Москве состоится совещание глав Православных Церквей, приуроченное к юбилею 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Поместных Церквей прошло в Москве в период с 8 по 18 июня 1948 года. С докладом, осуждающим экуменическое движение, выступил архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), указавший на масонские корни экуменизма. Всеми участниками была категорически отвергнута возможность участия Православных Церквей в экуменическом движении. Прозвучали также доклады «Ватикан и Православная Церковь» протопресвитера Гавриила Костельника, «Ватикан и Православная Церковь в Болгарии» митрополита Пловдивского Кирилла, «Об англиканской иерархии» митрополита Сливенского Никодима. Участники Совещания осудили стремление Римо-Католической Церкви к насаждению унии и к подрывным действиям в отношении Православия.

http://bogoslov.ru/article/357184

В послевоенные годы улажены были отношения с Польской Церковью. Ее автокефальный статус, полученный незаконным образом от Церкви Константинопольской, не был признан Московской Патриархией. Глава Польской Православной Церкви митрополит Дионисий (Валединский), вскоре после войны вернувшийся в Варшаву из Германии, куда он выехал при вступлении Красной Армии в Польшу, проводивший ранее церковную политику, угодную властям – вначале польским, потом, после крушения Польши, германским,– не пользовался популярностью в православном духовенстве, которое стремилось к нормализации отношений с Церковью Матерью. Несмотря на то что новое польское правительство признавало митрополита Дионисия главой автокефальной православной Церкви, его позиция была весьма непрочной. В июне 1948 г. в Москву прибыла делегация Польской Церкви во главе с архиепископом Белостокским Тимофеем (Шретером). Делегация просила Патриарха Алексия I о принятии Польской Православной Церкви в общение с Патриархией и о даровании ей канонически правомерной автокефалии. 22 июня 1948 г. Священный Синод издал определение по ходатайству Польской Православной Церкви. Временно во главе ее был поставлен архиепископ Белостокский и Бельский Тимофей (Шретер). В августе 1948 г. митрополит Дионисий (Валединский) направил Патриарху Алексию I покаянное письмо, в котором просил принять его в общение с Матерью Церковью. В ноябре 1948 г. Священный Синод удовлетворил просьбу митрополита Дионисия и оставил за ним ввиду его 35-летнего архипастырского служения сан митрополита, но без присвоенного ему в период его выхода из юрисдикции Московской Патриархии титула «блаженнейший». После ухода на покой в 1948 г. митрополит Дионисий прожил еще 12 лет и скончался 15 марта 1960 г., на 84-м году жизни. В ответ на ходатайство Собора польских епископов в апреле 1951 г. Патриархом Алексием I и Священным Синодом был отпущен в юрисдикцию Польской Церкви архиепископ Львовский и Тернопольский Макарий (Оксиюк), выпускник Варшавского духовного училища, Холмской семинарии и Киевской Духовной Академии, принявший сан священника в 1942 г. и хиротонисанный во епископа в 1945 г. Митрополит Макарий стал первым канонически законным предстоятелем Автокефальной Польской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Летом 1948 г. патриарх Алексий I планировал назначить архиепископа Серафима в Париж. До этого времени французскими приходами Московского Патриархата управлял митрополит Серафим (Лукьянов). Популярностью у паствы этот архиерей не пользовался. Это объясняется тем, что раньше он находился в Русской Зарубежной Церкви и вел себя очень агрессивно в отношении московской церковной власти. Кроме того, в годы войны он активно поддержал Германию. А это серьезно ухудшило отношение к нему и французского правительства, и простого народа. Чтобы исправить ситуацию, патриарх решил отправить во Францию архиерея праведной жизни, авторитетного и не сотрудничавшего с немцами. Выбор пал на архиепископа Серафима (Соболева) . Осенью 1948 г. он уже начал собираться в дорогу. Архипастырь просил разрешения взять с собой архимандрита Пантелеимона, протоиереев Андрея Ливена, Николая Ухтомского и иеродиакона Николая (Шелехова). Но советское руководство архипастырю не доверяло. Его пожелание взять с собой близких людей Совет по делам РПЦ расценил как подготовку к бегству из социалистической Болгарии. Вспомнили в Москве и монархические идеалы иерарха. В декабре 1948 г. патриарх Алексий был вынужден сообщить архиепископу Серафиму, что его назначение в Париж отменяется. Бесспорно, это было к лучшему. Архипастырь и без того претерпевал большие скорби. В том же 1948 г. умер брат владыки – архимандрит Сергий. Сам иерарх тяжело болел, и жить ему оставалось чуть больше года. Зиму 1948/49 гг. архипастырь пережил с трудом и был почти при смерти. Ситуация во Франции, где русские приходы были разделены на несколько враждующих групп, могла сократить жизнь архиепископа. А в Болгарии у него еще были важные дела. Духовные чада архипастыря нуждались в нем. И до последнего вздоха иерарх старался не оставлять их своим советом и своей молитвой. Об одном интересном случае, произошедшем в эти годы, рассказывали монахиня Касиния (Везенкова) и епископ Пар-фений. Начало этой истории относится к 1930-м гг., когда среди эмигрантов появился некий Е. – русский эмигрант и рабочий. В скором времени он стал общаться с прихожанами Свято-Никольского храма и даже оказывать знаки внимания Галине Везенковой. Он не скрывал своего безбожия, которое носило у него какой-то мистический, дьявольский характер. Все попытки обратить его к вере были тщетны. Е. много пил и как-то проболтался, что связан с НКВД, участвовал в массовых расстрелах, а теперь заслан в Болгарию готовить революцию. Тем не менее отец Андрей Ливен долго пытался отвратить его от безбожия. Как-то раз Галина Везенкова попросила владыку Серафима помолиться за этого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Как и в случае с приходом в Сомине, у назначенного в середине февраля 1948 г. в Новую Ладогу иерея нашлись причины задержаться с отъездом. Митрополит поступил решительно: 27 марта он предписал священнику Преображенского собора Ленинграда Георгию Степанову (1910-1996) «направиться неотложно в г. Новая Ладога, организовать приход, создать двадцатку, избрать Исполнительный Орган и с его помощью произвести необходимый ремонт (по указанию Епархиального Архитектора) на средства прихода (и, если нужно, при пособии от епархии), и начать совершение богослужений с донесением о всем ходе дела» . При этом за о. Георгием было оставлено место в соборе «с сохранением содержания до полной организации в Новой Ладоге прихода и богослужений». Под его руководством для службы обустроили древний Никольский собор. Первый молебен пели в нем на Благовещение, а в Вербную субботу (24 апреля н. ст.) освятили престол. Новоладожская командировка о. Г. Степанова длилась с 27 марта по 6 мая 1948 г.; за успешное выполнение порученного дела митрополит наградил его камилавкой. В августе 1948 г. по просьбе из канцелярии Ленинградского митрополита, общине передали второй храм соборного комплекса , и в том же году был освящен его главный (Рождество-Богородицкий) придел. Новоладожские соборы не стеснены современной застройкой - они находятся внутри земляной крепости Петровского времени. До начала 1960-х гг. по большим праздникам крестные ходы совершались здесь по широкому кругу вокруг обоих храмов, а не жались к стенам, как в большинстве других мест. В чтении и пении участвовали вдовы окрестных репрессированных батюшек, псаломщицей служила монахиня Староладожского монастыря Аполлинария, - все это придавало службам в новоладожских соборах неповторимый характер. В разных концах Ленинградской области в 1947-1948 гг. были открыты еще 2 храма: на востоке - в Посвирье, в древнем Важинском погосте, находившемся в 1941-1944 гг. в зоне финской оккупации, и на западе - в присоединенном от Финляндии в 1940 г. и вторично в 1944 г. городе Выборге.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В июле 1948 г. экзарх митр. Софийский Стефан во главе делегации БПЦ участвовал в Совещании Глав и представителей автокефальных Православных Церквей, проходивших в Москве (см. Всеправославное совещание ). В обстоятельном докладе он рассказал о многолетней успешной экуменической деятельности БПЦ и сообщил, что ввиду внешних политических влияний на экуменическое движение Свящ. Синод решил отказаться от направления делегации своей Церкви на предстоящую в авг. 1948 г. в Амстердаме Ассамблею ВСЦ. Митр. Стефан был автором проекта текста Обращения ВСЦ совещания к христианам всего мира «Духа не угашайте» (1 Фес 5. 19), единодушно принятого его участниками. В это время в Софии состоялось тайное заседание узкого состава Свящ. Синода БПЦ с руководителем правительственной дирекции вероисповеданий Д. Илиевым, на к-ром архиереи заявили о необходимости ограничения прав экзарха и своем несогласии с возможным его провозглашением Патриархом. 30 авг. 1948 г. экзарх Стефан был вызван на встречу с зам. председателя Совета Министров министром иностранных дел В. Коларовым, где экзарху было предъявлено требование об отказе Церкви от участия в воспитании молодежи, о разрешении священникам участвовать в Отечественном фронте и кооперативном движении и о допущении членов компартии к ключевым должностям в церковной администрации. Отказ экзарха принять эти условия привел к его отставке, официально представленной как результат внутрицерковного спора, отставка была мотивирована также состоянием его здоровья. 8 сент. 1948 г. на заседании Свящ. Синода экзарх был отстранен от дел, что через 2 дня было одобрено политбюро ЦК компартии Болгарии. 24 нояб. 1948 г. он, больной, был отправлен в с. Баня Карловского р-на, лишен права свободного передвижения и права совершать богослужение. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I глубоко сострадал владыке Стефану и оказывал помощь в его лечении. Требования властей были удовлетворены Свящ. Синодом, было принято решение одобрить применение резолюций Московского Всеправославного совещания. После этого власти согласились продолжить нек-рое финансирование БПЦ гос-вом (жалованья священникам) и фактически признали права и статус Церкви в социалистическом гос-ве.

http://pravenc.ru/text/149675.html

804 Ростислав Мстиславович Добужинский (1903–2000), сын художника М.В. Добужинского, с 1925 г. в Париже. Художник-декоратор. В 1930-е гг. – ответственный член Национальной организации русских скаутов (НОРС). Работал для русских и французских театров, для кино и телевидения. 805 Протодиакон Петр Григорьевич Светловский (1909–1995), во Франции с 1947 г., диакон в том же году. Второй диакон Св.-Александро-Невского собора (1947–1952). В 1952 г. уехал в Канаду, протодиакон Св.-Петропавловской церкви в Монреале. 806 Прот. Григорий Евфимьевич Светловский (1872–1948), в 1926– 1945 гг. настоятель Покровской церкви в Выборге, в юрисдикции митр. Евлогия. В 1940–1948 гг. настоятель Св.-Николаевской церкви в Хельсинки. С 1945 г. – в юрисдикции МП. 807 Михаил Георгиевич Зворыкин (?–1984). Один из основателей сокольства во Франции, староста «Русского сокола» в Медоне. Вскоре переселился в Сан-Франциско, где продолжил сокольскую работу. 808 Прот. Николай Александрович Смирнов (1888–1963), из семьи духовенства, юрист. В эмиграции во Франции, рабочий в Коломбеле. Затем псаломщик Рождественской церкви в Монруже, диакон в той же церкви (1945), позже в Галлиполийской Св.-Сергиевской церкви. Священник в 1948 г, настоятель Казанской церкви в Бордо (1948–1953). Настоятель церквей старческого дома в Грасе (1953–1963) и в Сан-Рафаэле (с 1958 г.). 809 Яков Савич Журавлев (1887–1951), член приходского совета Св.-Александро-Невского собора с 1948 г. 810 Борис Александрович Выдра (1886–1963), участник Первой мировой войны. Эмигрировал во Францию, певец, участник Русского вокального квинтета. С 1947 г. псаломщик Св.-Александро-Невского собора. 811 Свящ. Алексей (Тимофеевич) Буткевич (1894–1961), сын протоиерея, участник Первой мировой и Гражданской войн. Окончил философский факультет Пражского университета и Св.-Сергиевский богословский институт (1942). Библиотекарь института (1942–1956). Диакон в 1949 г., священник в 1956 г., пом. настоятеля Сергиевского подворья (1956–1961). Композитор и пианист.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот в 1948 году впервые было получено приглашение не просто участвовать в очередной конференции, но стать членом экуменической церкви. Далее события развивались следующим образом: 1948 г . — на Московском Совещании Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей по докладам протоиерея Г.Разумовского и архиепископа Серафима (Соболева) было решено не вступать в ВСЦ и не участвовать в экуменическом движении; 1961 г . — на заседании Священного Синода РПЦ по докладу известного экумениста и филокатолика митрополита Никодима (Ротова) было принято решение о вступлении в ВСЦ, и оно было одобрено на ближайшем Архиерейском Соборе; 1990-е годы — начались протесты против членства Православных Поместных Церквей в ВСЦ. Еще в 1987 году от участия в экуменическом движении отказалась Иерусалимская Церковь; в 1997 году вышла из ВСЦ Грузинская Церковь, а в Русской Церкви появились первые обращения от отдельных епархий, монастырей и групп клириков и мирян с призывом выйти из экуменических организаций; 1997 г . — на Архиерейском Соборе в ответ на протесты было решено отложить решение о выходе из ВСЦ до следующего Всеправославного Совещания; 1998 г . — состоялась Межправославная Встреча в Салониках (Греция), на которой было решено продолжать «православное участие» в экуменическом движении, несмотря на отмеченные участниками Встречи существенные недостатки в нем. Болгарская делегация покинула Встречу в Салониках и Болгарская Православная Церковь приняла решение о выходе из ВСЦ. Чтобы понять суть экуменизма и значение «православного участия» в этой всемирной акции по уничтожению Православия, прежде всего следует встать на более общую точку зрения, которой и придерживались участники Всеправославного Совещания 1948 г. Вкратце она сводится к следующему. XX столетие проходит под масонским девизом объединения человечества во всех сферах жизни: единое мировое правительство, единое экономическое пространство, единая «экуменическая церковь» и единое информационное пространство. В политическом отношении работа по созданию Мирового Правительства выразилась в создании разного рода организаций типа Лиги Наций и ООН. Протоиерей Георгий Разумавский в 1948 году говорил:

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

Так, во второй половине 1940-х годов Церкви были возвращены мощи одиннадцати русских святых: в 1946 году — святителя Тихона Задонского (Орел), преподобного Сергия Радонежского (г. Загорск, Московская область), святителя Феодосия Черниговского (Чернигов), Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия (Вильнюс, Литва), преподобного Нила Столобенского (г. Осташков Калининской области); в 1947 году — святителя Иоанна Тобольского (Тобольск), святителя Алексия Московского (Москва); в 1948 году — благоверной княгини Анны Кашинской (г. Кашин Калининской области), а также младенца-­мученика Гавриила Белостокского, дату передачи Церкви мощей которого установить не удалось. По мнению современного исследователя, «возвращение мощей святой благоверной Анны Кашинской в феврале 1948 года было последним положительным для Церкви решением атеистической власти, касавшимся судьбы мощей русских святых в период сталинской религиозной оттепели 1943–1948 годов» 3 . В результате изучения архивных документов складывается впечатление, что в послевоенные годы власть, оставаясь по-прежнему атеистической, отходит от крайних проявлений богоборчества, пытается не создавать новых очагов напряжения в отношениях с Церковью и готова иногда идти на некоторые уступки. Вместе с тем при знакомстве с источниками становится очевидным, что великие святыни православного народа от физического уничтожения в тиши музейных запасников отделяла очень тонкая грань. Мощи святой благоверной великой княгини инокини Анны Кашинской были переданы в Вознесенский собор Кашина 22 января 1948 года после длительной переписки (1946–1948 гг.), инициированной обращениями духовенства и верующих горожан к епископу Калининскому и Кашинскому Арсению (Крылову), а затем к Патриарху Алексию I и в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Первое из таких писем с приложением подписей на семи листах было направлено епископу Арсению в сентябре 1946 года. В феврале 1947 года Патриарху Московскому Алексию I было направлено письмо кашинцев и сопроводительное послание епископа Калининского и Кашинского.

http://e-vestnik.ru/analytics/anna_kashi...

В течение нескольких лет мне приходилось участвовать в подготовке материалов к канонизации святых (в том числе и священномучеников и новомучеников). Знакомство со следственными делами убеждает, что действовала жестокая и хорошо спланированная система террора. Необходимо поставить вопрос: несет ли И. Сталин за это ответственность? Да. Несет ответственность не только как глава тоталитарного государства, но и как прямой инициатор. 15 мая 1932 года И. Сталин подписал Декрет о второй пятилетке. В Декрете наряду с экономическими показателями была поставлена цель: к 1 мая 1937 «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Не произошло это, потому что Божественный Спаситель дал обетование: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). Поклонники И. Сталина чаще всего ссылаются на встречу И. Сталина ночью 4 сентября 1943 года. В результате произошло лишь ослабление гонений. Причины были внутренние и внешние. Два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа. Во время переписи 1937 года 57,7% опрошенных назвали себя верующими. Это побудило отступить от объявленной 15 мая 1932 года политики полного уничтожения религии, потому что в народе это вызывало недовольство. Вторая причина была внешняя – пропагандистские шаги для западных союзников. Сказанное можно подтвердить тем, что гонения ослабли, но не прекратились. В заключении продолжал томиться святитель Афанасий (Сахаров). 5 ноября 1943 года ярославским НКГБ епископ Кинешемский Василий (Преображенский) был арестован и 7 ноября заключен в ярославскую внутреннюю тюрьму. 13 августа 1945 владыка скончался в ссылке. В сентябре 1944 года был арестован священномученик архимандрит Серафим (Шахмуть; 1901–1945). Он мужественно исповедовал православную веру во время пыток и издевательств и скончался в тюрьме НКВД. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948 по 1953 год, и, самое главное, с этого времени начинается методичное закрытие храмов. Если к 1948 году у нас было 14,5 тысяч храмов, то за последние годы жизни Сталина было закрыто около тысячи храмов. В записке И. Сталину, поданной 25 июля 1948 года министром МГБ В. Абакумовым, сообщается, что за период с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года «за активную подрывную деятельность» было арестовано 1968 «церковников и сектантов»; православных – 679.

http://pravoslavie.ru/31936.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010