Среда 8/21 января 1948. «Советский патриот» закрыт. Сегодня в типографию Наварр явилася полиция, несмотря на протесты Д.М. Одинца, который снял в номере заголовок «Орган Союза советских граждан», все 4000 экземпляров были конфискованы. Суббота 11/24 января 1948. На всенощной меня подозвал Владыка и говорит: «Знаешь, какое несчастье? Меня запретили в служении». «Знаю, – говорю, – и надеюсь, что доктора будут безжалостны и продлят запрещение на две недели». Завтра поэтому хиротонию Игоря Верника совершит на Оливье-де-Серр еп. Кассиан. Воскресенье 12/25 января 1948. Прошел из собора 821 к старику монсеньору Боссару. Но он оказался непреклонным, и я не мог с ним отчасти не согласиться. Он считает, что католики могут общаться с православными, а не с полуправославными. Приход моего брата он считает не вполне православным из-за новых чинопоследований и его неопределенного положения. Поэтому он не разрешает в этом году католикам участвовать в нашем торжестве 822 . Архиепископ очень правильно относится к Московской Патриархии, считает, что патриарх Алексий делает то, что он считает нужным для пользы Церкви, но полагает, что французам подчиняться Москве нелепо. Очень резок он в отношении Шамбо и Мадам Виннарт, считая, что они компрометируют с разных точек зрения православие на Западе: один своей примитивностью, другая тем, что является вдовой епископа. Вторник 21 января/3 февраля 1948. Т.И. Манухина написала матери очень странное письмо, из которого явствует, что она, так же как и Иван Иванович, не желает поддерживать с нами отношения, перенеся мелкую авторскую обиду за статью на дружбу и «доверие». Среда 29 января/11 февраля 1948. Николай Полторацкий, который должен был сегодня уехать в Москву, опоздал на поезд. Это уже предел всего. Провожавшие так его и не дождались, хотя вещи были погружены. Четверг 30 января/12 февраля 1948. Трех Вселенских Святителей. На Петель сегодня по случаю храмового праздника большое торжество. Служил митр. Серафим с многочисленными священниками и 6 диаконами. В диакона был рукоположен А.А. Туринцев, который не собирается пока проситься в священники, а остается, как и Максим, в диаконском сане.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

St. John-Cassian of Rome (russ.), ebda 64(1933) 4 S. д Sermon on Easter-Day (russ.), ebda 77(1934) 2 S. Christ est le Seigneur. Amsterdam. Juli 1939. Franz., engl., deutsch, finnisch. The Eucharist in the Orthodox Church, in: The Student World 1939,2, 9 S. I simerini katastasis tis Orthodoxou Ekklisias en ti Sovietiki Rossia, in: Christianika Grammata, Athènes 1940. Address on the occasion of his consecration as Bishop of Catania (russ.), in: Cerk. Vest. (Paris 1948)8, 4 S.; franz., in: Russie et Chrétienté (Paris 1948) 3–4, 33–37, 37–38. Moja poezdka v Belgiju, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1948,12, 11–12. The Light of the Resurrection (russ.), in: Russ. Mysl’ Nr. 55, V. 30.4.1948, 2 S. Moi vstrei v Germanii, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1949,18,4–9. Allocution, le 12. févier 1947, in: Russie et Chrétienté 1948,3,31–33. Allocution, le 12. févier 1948, ebda 37–38. Allocution prononcée à de la fête des Trois Docteurs (12. févier 1949), ebda 1949,1–2, 58–59. Sermon, in: Vers l f Unité Chrétienne 1954,60,13–14. Predigt zum Fest der hll. Drei Hierarchen (1951) (griech.), in: Orthodoxia 1952,1, 5 S.; 1953,4, 4 S. Speech at the Inauguration of Women’s Theological Course in Paris (russ.), in: Word of the Church (Russ. Mysl’) Paris Dez. 1949. Slovo na prazdnovanii jubileja (30.4.1950), in: Cerk.Vest.Zap. Ev.Ekz. 1950,25,4–9. University Sermon. 25–11–1951, in: Cambridge Review, 1950–1951. 3– III. LXXII; in: The Approach to Christian Unity, ed. W. Heffer and Sons. Cambridge 1951. The Cross of Christ (griech.), in: Apostolos Andreas 1952, Nr. 63 und 64. Buchbesprechungen , Nachrufe The New Testament. New Books (Smith and Chaîne) (russ.), in: Prav. Mysl’ 1928,1, 4 S. Kniga о semi peatjach. Novejšaja literatura ob Apokalipse, in: 21(1930)97–128. D.S. MereSkovskij, Iisus neistvestnyj, in: Put‘ 42(1934)80–87. L. Gillet, Jesus of Nazareth According to Historical Data (russ.), in: Put» 48(1935) 5 S. Three Figures. (In Memory of Rev. T. Nalimoff, I.P. Scherboff and Rev. Mother Catherine) (russ.), in: Vozrofcdenie vom 18. u. 19.1.1926, Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А политический прагматизм Сталина в отношении Церкви проявлялся по-разному. Действительно, был период, продлившийся пять лет, с 1943-го по 1948 год, когда Сталин от политики уничтожения Церкви перешел к политике локального сохранения Церкви с использованием ее прежде всего во внешнеполитической деятельности. Церковь в послевоенные годы использовалась для нейтрализации возможного сопротивления православных христиан в странах Восточной Европы, когда иерархи нашей Церкви должны были убеждать руководство румынской, болгарской, сербской Церквей в необходимости не пытаться становиться в активную оппозицию коммунистическому режиму. Русскую Православную Церковь пытались использовать в усилении советского влияния на Ближнем Востоке, имея в виду не только православные восточные патриархаты, но и дохалкидонские Церкви: коптскую, несторианскую. Пытались повлиять с помощью Церкви и на то, чтобы расположить к себе русскую эмиграцию. Но все это закончилось довольно быстро, уже в 1948 году. К этому времени в странах Восточной Европы, в частности в православных странах, постепенно утвердились коммунистические режимы. Неудачу потерпели попытки использовать Православную Церковь в ближневосточной политике. При участии советской власти, как это ни парадоксально звучит, готовился VIII Вселенский собор (в 1948 году праздновалось 500-летие объявления автокефалии Русской Православной Церкви), на эти торжества были приглашены представители всех поместных Церквей, которые предполагалось использовать в той политике (антикатолической, антизападной), которая уже проводилась в светской сфере, и ставился вопрос о том, чтобы превратить Москву в политический центр православного мира. Эта политика не удалась: на мероприятия приехали представители не всех поместных Православных Церквей. И это привело к тому, что сталинская политика стала меняться. С 1948 года начинаются новые аресты духовенства, которые продолжаются весь период с 1948-го по 1953 год, и, самое главное, с этого времени начинается методичное закрытие храмов. Если к 1948 году у нас было 14,5 тыс. храмов, то за последние годы жизни Сталина было закрыто около 1 тыс. храмов. И этот процесс продолжится и впоследствии, у нас уже к 1988 году будет 6,5 тыс. храмов. Так что можно сказать, что последний период жизни Сталина был периодом как раз нового витка гонений на Церковь , которые бы продолжались, если бы он оставался в живых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После избрания Патриарха Алексия (Симанского) и его посещения Иерусалима в 1945-м г. Иерусалимский Патриарх Тимофей принял и признал Патриарха Московского. Точки над «i» были поставлены после арабо-еврейской войны 1948 г. и образования государства Израиль, когда территория Британской Палестины была разделена между королевством Иордания и государством Израиль, который сразу установил отношения с Советским Союзом. Иерусалим тоже оказался разделен пополам: Восточный был в ведении Иордании, а Западный – в ведении государства Израиль. Начальство Русской Миссии перебралось на территорию Иордании. Кто-то как беженцы, кто-то по политическим мотивам, кто-то просто оказался в восточной части после проведения границ, как русские монастыри Елеона и Гефсимании. – То есть иорданцы признавали Зарубежную Миссию, а израильтяне – Московскую? – Да, летом 1948 г. в Иерусалим прибыли представители Московского Патриарха и были признаны израильтянами как представители Русской Церкви. Государство Израиль молодое, только что созданное, и для них просто не существовало всё, что было до 1948 г. на Святой земле. Приехали из Москвы представители Русской Церкви, их так и воспринимали. Таким образом, в разделенном Иерусалиме оказалась две Миссии. Для того чтобы их различать, в Израиле их называли – «красная» и «белая» Церковь. – А в чем была проблема с официальными названиями Миссий? Ведь в 1948-м г. представительство Московского Патриархата называлось не Русской Духовной Миссией, а «Русской Православной Духовной Миссией Московской Патриархии в Палестине». – Видимо, в 1948-м г. еще не понимали принципиальную важность исторических названий. Еще не было судебных процессов о правопреемстве дореволюционных и современных организаций. И было важно подчеркнуть, что это именно Московский Патриархат, что у той организации, которая приехала сюда в 1948-м г. из Москвы, есть покровительство Московского Патриарха. – Наверное, они и юридически не могли претендовать на статус уже существующей организации – Русской духовной миссии?

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/sto_le...

Среда 25 декабря 1947/7 января 1948. Рождество Христово. На Дарю опять очень большая толпа в обеих церквах. Служба прошла гладко и чинно. Вторник 31 декабря 1947/13 января 1948. Вечером был на службе на Дарю. Народа не много. Видимо, Новый год по старому стилю отживает свой век, что естественно. Среда 1/14 января 1948. По той кипучей деятельности, которая развивается вокруг «недели христианского единства», можно судить, что кое-что все же сдвинулось с мертвой точки. Воскресенье 5/18 января 1948. Утром – бесконечная служба, которую надо было начать в 9 часов. Литургия, вечерня и водосвятие затянулись до начала 3-го. И запевы, и вообще все пение и чтение были не на высоте. Светловский старался, но хор его не поддерживал. И все как-то не клеилось. Союзы советских патриотов, которые просили об утверждении, получили 16 января отказ и должны ликвидироваться. На всенощной – много народа. Очень торжественно. О. Александр сообщил мне, что о. Г. Ломако, видимо, едет в Америку. Он получил не только вызов и визу, но и билет на пароход. Поэтому вопрос о настоятеле на Подворье ставится опять на очередь. Вообще, у нас все больше и больше чувствуется голод на священников, и отлив в Америку угрожает самому существованию приходов. Понедельник 6/19 января 1948. Крещение Господне. Иван [Мейендорф] говорит, что из его разговора с еп. Кассианом явствует, что архим. Савва больше не является ближайшим кандидатом на епископство и что отношения между Институтом и Дарю очень натянуты. Вторник 7/20 января 1948. Умер Алексей Николаевич Игнатьев 820 [...], отец наших друзей детства: Николки, Димы, Чуба и Антика. Покойный был киевским губернатором. По приезде во Францию он поселился в Сен-Клу, и его дом был одним из русских центров в пригородах, где всегда садились за стол 20 человек и была постоянная толчея. У него, на плас Силли [place de Silly], зародилось братство Св. Фотия и был основан приход. Человек исключительно церковный и набожный, А.Н. был постоянным прихожанином кафедрального храма, пока из-за здоровья не был принужден посещать церковь в Ванве. Все же уход Николки в Богословский институт был пережит в семье, как некая трагедия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Волков 2000 – Волков С. Возле монастырских стен. М., 2000 [ Volkov S. Vozle monastyrskikh sten (By the monastery walls). Moscow, 2000.] Гермоген (Кожин), архиеп. 1948 – Речь архиепископа Гермогена, ректора МДА, 15 октября 1948 г.//ЖМП. 1948. 12. С. 13–17. [Rech» arkhepiskopa Germogena, rektora Moskovskoi dukhovnoi akademii, 15 oktiabria 1948 g. (Archbishop Hermogenes» speech, rector of the Moscow Theological Academy, October 15:1948)//Zhurnal moskovskoi patriarkhii (Moscow Patriarchate journal). 1948. 12. P. 13–17.] Игумен Земли русской. 2005 – Игумен Земли русской. Преподобный Сергий радонежский. Сергиев Посад, 2005. [Igumen Zemli Russkoi. Prepodobnyi Sergii Radonezhskii (Hegumen of the Russian land. St. Sergius of Radonezh). Sergiev Posad, 2005.] Ключиков 2016 – Пасха избавления от скорби. К 70-летию возобновления монашеской жизни в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре/Сост. А. в. Ключиков. Сергиев Посад, 2016. [Paskha izbavleniia ot skorbi. K 70-letiiu vozobnovleniia monasheskoi zhizni v Sviato-Troitskoi Sergievoi lavre (Pascha, the deliverance from sorrow. For the 70th anniversary of the reopening of Holy Trinity-St. Sergius Laura)/Sost. A. V. Kliuchikov. Sergiev Posad, 2016.] Пыльнева 2006 – Пыльнева Г. в Лавре преподобного Сергия. М., 2006. [Pyl " neva G. V Lavre prepodobnogo Sergiia (To the Laura of St. Sergius). Moscow, 2006.] Светозарский 2010 – Светозарский А. К. Московские духовные школы в 1917–1964 гг.//Московской духовной академии 325 лет. Юбилейный сборник статей. М., 2010. Т. 1. Кн. 1. С. 257–393. [Svetozarsky A.K. Moskovskie dukhovnye shkoly v 1917–1964 gg. (Moscow Theological schools from 1917 to 1964)//Moskovskoi dukhovnoi akademii 325 let. Iubileinyi sbornik statei (Moscow Theological Academy is 325 years old. Anniversary collection of essays). Moscow, 2010. T. 1. Kn. 1. P. 257–393. 4 О мощах преподобного Сергия см.: Пыльнева 2006. С. 11. Мощи были принесены 20 апреля к вечеру Великой Субботы в 19.00 в закрытой раке и были поставлены для поклонения у южной стены собора (Игумен Земли Русской... 2005. С. 351).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Автор предложил свою периодизацию, хотя и она отчасти условна. Необходимо отметить, что курс правительства в определенной степени менялся и внутри выделенных временных промежутков. В целом советскую государственную политику по отношению к религиозным организациям можно разделить на десять основных этапов: 1917–1920, 1921–1928, 1929–1938, 1939–1943, 1943–1948, 1948–1953, 1953–1958, 1958–1964, 1965–1988, 1988–1991 гг. Они во многом совпадают с переломными этапами в истории государства и общества. И такое совпадение не случайно, поскольку церковная политика всякий раз по-своему отражает внутреннюю политику властных структур в целом; со своей стороны, и Церковь никогда не отделяла себя от интересов общества. До сих пор в историографии отсутствует достаточно разработанная аргументация смены курса религиозной политики. В книге подробно исследована эта проблема применительно к избранному периоду 1939–1964 гг., состоящему из пяти этапов. Так, в 1948 г. повлияло резкое падение заинтересованности властей в международных акциях Русской Церкви: крах средиземноморских планов И. Сталина (Греция, Турция, Израиль) и, соответственно, утрата острого интереса к Восточным Патриархам; в основном завершилось и выполнение Московской Патриархией своей «миссии» в странах народной демократии; неудачей закончились планы создания «Православного Ватикана», что ярко проявилось в ходе совещания глав автокефальных церквей 1948 г. и т. п. Кроме того, существовал комплекс внутриполитических причин: переключение внимания И. Сталина к новому витку внутриполитической борьбы, чисток и репрессий, вынужденные уступки части партийного аппарата, не понимающей и неприемлющей послаблений Церкви, некоторые кадровые перестановки и т. д. Вообще «благополучие» Московской Патриархии в первое послевоенное восьмилетие в существующих исторических трудах явно преувеличивается. В этот период преобладал сугубо прагматический подход. Как только острая заинтересованность пропала, с осени 1948 г. и до смерти И. Сталина правительство не разрешило открыть ни одного храма, участились аресты священнослужителей. Соответственно охарактеризовывался каждый переход к новому этапу и основные их особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В настоятели собора митрополит Григорий 8 ноября 1947 г. рукоположил Вениамина Ставровского, выпускника Петербургской духовной семинарии 1911 г. Под его руководством храм был в короткий срок подготовлен к освящению. Оно состоялось 18 марта 1948 г. , накануне подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Финляндией (6 апреля 1948). Нельзя не отметить, что из трех исторических кафедральных соборов Российской Церкви, открытых в РСФСР к востоку от линии фронта во время или вскоре после войны («старый» Троицкий в Саратове, Успенский во Владимире-на-Клязьме и Преображенский в Выборге), два были возрождены при непосредственном участии владыки Григория. Итого в Ленинградской епархии митрополит Григорий в первые послевоенные годы добился возрождения 10 приходов: один был зарегистрирован в 1944 г., четыре в 1945 г., три - в конце 1946 г. и два - в 1947 г. В Ленинграде, кроме двух открытых приходских храмов, службы возобновились в одном домовом храме и одной часовне. В районах области, не подвергшихся оккупации, был открыт 1 собор - в г. Новая Ладога (2 храма), 4 приходских храма (3 каменных - в Рогоже, Сомине и Черном и 1 деревянный - во Всеволожске). В Тихвине прихожанам пришлось довольствоваться рассчитанным лишь для служения молебнов да изредка заказных литургий храмом в башне монастырской ограды. На территории, которую в 1941-1944 гг. занимали финские войска, и в Выборгской районе, отошедшем к СССР от Финляндии, удалось открыть по 1 храму. Всего же в Ленинградской епархии на рубеже 1940-х - 1950-х гг. насчитывалось 52 прихода, из них 13 незакрывавшихся (10 «блокадных» и 3 - в области). Для сравнения можно отметить, что в Москве в эти годы было открыто тоже только 2 приходских храма - Всесвятский у Сокола и Преображенский на Б. Ордынке (не считая Малого собора Донского монастыря с гробом Патриарха Тихона, не получившего прихода, и Антиохийского подворья с двумя храмами игрушечных размеров). С осени 1948 г. открытие новых храмов в СССР прекратилось. Последнее разрешающее постановление было отменено 28 октября 1948 г. под предлогом того, что его подписал заместитель председателя Совета Министров, а не сам И.В. Сталин. Соответствующее извещение немедленно спустили во все партийные организации в качестве руководства к действию, а открытые по этому постановлению храмы насильственно закрыли .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

В отчете уполномоченному Совета по делам культов по Молдавской ССР С. Десятникову от 20 марта 1946 г. секретарь старообрядческого Кишинёвского ЕУ прот. П. Дементьев сообщал о том, что нек-рые клирики М. проявляют нелояльность советскому строю, с недоверием относятся к еп. Иосифу, считая его ставленником гражданских властей. В 1946 г. за «антисоветские выступления» были арестованы бывш. настоятель кафедрального собора прот. Х. Кирченков (служил в с. Ст. Добруджа) и свящ. Симеон Донцов (Бельцы). В марте 1947 г. репрессирован архидиак. Феоклит (Макаров), являвшийся кандидатом на замещение Измаильской кафедры; арестованного клирика еп. Иосиф заочно запретил в священнослужении в мае 1947 г. «за безнравственность». В 1948 г. арестованы свящ. Виктор Зюзин и диак. Свистунов из Тирасполя. В 1948 г. был арестован и осужден за «антисоветские выступления» старообрядческий священник в Кагуле Петр Гуринов. Отдельным общинам отказывали в регистрации под предлогом их малочисленности, а также сложных отношений с епископом. Так, уполномоченный в 1946 г. распорядился не регистрировать приходы и закрыть молельные в с. Ивановка Бельцкого р-на и в г. Чадыр-Лунга. В последнем случае прот. П. Дементьев в письме от 2 авг. 1946 г. поддержал действия уполномоченного, заявив о нецелесообразности регистрации общины г. Чадыр-Лунга по причине ее неспособности содержать священника (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 3. Д. 515. Л. 62). К 1948 г. в М. были зарегистрированы 21 община старообрядцев (18 священнослужителей, включая епископа) и Куничский монастырь (22 монахини), число старообрядцев составляло 20 тыс. Еп. Иосифу удалось присоединить к белокриницкому согласию десятки беспоповцев в Кишинёве. В ходе антирелигиозной кампании 1948-1953 гг. властями были сняты с регистрации старообрядческие общины и закрыты 3 Покровских храма: в Дубоссарах, в с. Звёздочка, в Тирасполе (общине передали частный дом как временное молитвенное помещение). Число зарегистрированных приходов сократилось до 18. В указанный период власти предприняли 1-ю попытку закрыть Куничский мон-рь, однако встретили отпор со стороны насельниц и прихожан. Уполномоченный настоял на том, чтобы еп. Иосиф в 1948 г. уволил с должности настоятельницы игум. Персиду (Иванову), переведенную на должность казначеи, но до закрытия обители тогда не дошло.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Власти должны были допустить церковный ренессанс с воссозданием системы церковного управления, ростом числа приходов, монастырей и духовных учебных заведений, но они отнюдь не были в этом заинтересованы. Поэтому в рассматриваемый нами период (в 1947-1949 гг.) происходит своего рода ревизия «церковной политики». Многие исследователи связывают этот «шаг назад» с минимальными результатами, которые были достигнуты Московской Патриархией летом 1948 года на Совещании глав и представителей Православный Автокефальных Церквей. Но это не так, как мы сможем убедиться из дальнейшего хода событий. А пока обратимся к положению Русской Православной Церкви в 1947-1949 годах. По данным на 1 января 1947 года в СССР действовало 13803 церкви и молитвенных дома, 99 мужских и женских монастырей (4668 монашествующих). Насчитывалось 9627 священников и диаконов. Более 30% из них начали служение в военные годы. На 1 января 1948 года в СССР функционировало 14329 храмов. Советом по делам Русской Православной Церкви было зарегистрировано 13104 священнослужителя и 70 архиереев. Из числа последних 70 % подвергались арестам. На 1 января 1949 года в СССР действовало 14447 храмов. Очевидно, что наметившаяся в военные годы тенденция к открытию новых храмов сохранилась. Но одновременно по завершении войны, на первом этапе мирного строительства, высшие партийные и государственные органы, действуя через Совет по делам Русской Православной Церкви, приступили к ревизии её положения в советском обществе с целью скорректировать собственную политику, проводившуюся в 1943-1947 годах. Последовал целый ряд запретительных и ограничительных мер, причем соответствующие решения проводились через Синод РПЦ. Так, 16 ноября 1948 года «по рекомендации» Совета Священный Синод принял решение о прекращении преподавания Закона Божия детям во внебогослужебное время. Ранее, 25 августа 1948 года, последовало решение Синода, принятое опять же «по рекомендации» Совета, о прекращении молебнов на полях и крестных ходов из села в село. Отметим, к слову, что самые посещаемые в Москве внебогослужебные беседы, привлекавшие многочисленных слушателей, проводились в Успенском (трапезном) храме бывшего Новодевичьего монастыря, где располагались Московские духовные школы, и члены профессорско-преподавательской корпорации принимали активное участие в их организации и проведении. Частым посетителем лекций с «туманными картинами» (диапозитивами) был Святейший Патриарх Алексий I.

http://bogoslov.ru/article/357184

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010