Так, например, на Всеправославном Совещании в Москве святитель Серафим (Соболев) сделал доклад « Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? », в котором прозвучали такие слова: «Экуменизм пока еще не будет торжествовать своей победы, он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь – отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преп. Серафима: “Горе тому, который хотя на одну йоту отступил от Святых Вселенских Соборов”». Напомним, что именно журнал «Благодатный Огонь» еще в 1998 году первым правдиво рассказал о московском Всеправославном Совещании 1948 года: Михаил Кригер. Всеправославное Совещание 1948 года в Москве (Благодатный Огонь, 1998, Статья была написана в 1998 году к 50-летию Всеправославного Совещания и опубликована как в журнале «Благодатный Огонь», так и год спустя в сборнике «Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное Совещание 1948 г. об экуменизме» (М.,1999. Сост. Николай Каверин). Всеправославное Совещание 1948 года в Москве «Наша Церковь не хочет, не может и не должна быть под влиянием нецерковных организаций. Мы будем оберегать свою духовную свободу, как неоценимое сокровище». Протоиерей Григорий Разумовский 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ Исполнилось 75 лет со времени Всеправославного Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Непреходящее значение этого Всеправославного Совещания определяется как важностью поднятых на нем вопросов, которые в наше время приобрели особую актуальность, так и, в особенности, полученными на эти вопросы ответами и теми доводами, на основании которых эти решения были приняты. В докладах и принятых Резолюциях было дано «исчерпывающее исповедание нашей веры», по словам Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), с тем, чтобы ответить на все сомнения верующих и вопросы инославных. Документы Совещания были предназначены свидетельствовать истину Православия всему миру.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

В 1948 году меры ограничительного характера последовали непосредственно со стороны государственных органов. 7 августа 1948 года председателю СМ СССР К.Е. Ворошилову был представлен разработанный весной того же года проект нового постановления правительства, значительно усложнявший процедуру открытия новых храмов. По ряду причин проект Ворошилову не понравился, но в процессе его обсуждения глава Совмина высказал мнение правительства по данному вопросу: «...мы должны меньше открывать церквей, регулировать, но, конечно, неправильно отклонять все ходатайства». Тенденция к корректировке нового курса в отношении Русской Православной Церкви проявилась 28 октября 1948 года, когда Совет Министров СССР под формальными и надуманными предлогами отменил собственное постановление от 10 августа об открытии 28 храмов. К этому моменту храмы уже были переданы в ведение религиозных общин, в них проводились ремонтные работы; в двадцати храмах уже действовали священники, получившие официальную регистрацию Совета по делам РПЦ. И тем не менее постановление от 28 октября 1948 года было проведено в жизнь. В рассматриваемый нами период обозначилась ещё одна важная тенденция — попытка партийных идеологов начать новое идеологическое наступление на Церковь. В сентябре 1948 года Отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) под руководством секретаря ЦК М.А. Суслова разработал проект постановления «О мерах по усилению пропаганды научно-атеистических знаний». Появление этого документа было связано также с закулисной борьбой в партийно-государственных кругах. Оно было направлено и против Совета по делам РПЦ, что, в свою очередь, следует связывать со стремлением идеологических партийных структур контролировать всё идеологическое поле, включая и религиозную политику государства. В начале 1949 года противники нового курса в отношении религиозных организаций воспользовались событиями в Саратове, где в праздник Богоявления Господня состоялось великое освящение воды на Волге, собравшее тысячи людей. Но дело было вовсе не в самом факте «хода на Иордань», совершавшемся в крупном областном центре (кстати, при полном согласовании с местной властью, органами МВД и даже местным ОСВОДом); партийные идеологи придрались к факту массового купания «энтузиастов» (300-500) человек, оставшихся у прорубей после того, как крестный ход возвратился в городской кафедральный собор.

http://bogoslov.ru/article/357184

В 1947 г. в Чехословакию прибыло более 30 тыс. чехов, проживавших прежде на Волыни. Из них 90% исповедовали Православие. В течение 1947 г. по инициативе Е. для них было открыто 16 новых приходов. Для богослужений в этих приходах использовались либо бывш. евангелические костелы, либо купленные или взятые в аренду помещения. Под рук. Е. был разработан Устав для Прешовской епархии в составе Экзархата. 26 апр. 1947 г. в Прешове общее собрание правосл. духовенства и выборных от мирян единогласно утвердило этот Устав и сформировало органы епархиального управления (церковный, просветительный и хозяйственный отделы, церковный суд). 5 июля Е. торжественно освятил после капитального ремонта кафедральный собор во имя святых Кирилла и Мефодия в Праге. В марте 1948 г. Е. присутствовал в Бухаресте на похоронах Румынского Патриарха Никодима (Мунтяну) . При этом он провел переговоры с представителями Румынской и Болгарской Православных Церквей о перспективе их участия в Совещании глав и представителей Автокефальных Церквей в Москве летом 1948 г. 26 апр. 1948 г. был удостоен права ношения креста на клобуке. В июле 1948 г. Е. во главе чехословацкой делегации присутствовал на юбилейных торжествах в честь 500-летия автокефалии РПЦ, а также участвовал в работе Совещания представителей Поместных Православных Церквей в Москве. 18 июля 1948 г. указом Патриарха был возведен в сан митрополита. В 1949 г. избран почетным членом МДА. В результате активной деятельности Е. в 1948 г. в состав Экзархата входило уже более 100 приходов. 7 дек. 1949 г. решением епархиального собрания, состоявшегося в Праге, Чешская епархия была разделена на 2 самостоятельные епархии: Пражскую и Оломоуцко-Брненскую. Е. остался правящим архиереем Пражской епархии и главой Экзархата, а Оломоуцко-Брненским епископом был избран прот. Честмир Крачмар. 30 дек. Прешовское епархиальное собрание под председательством Е. избрало правящим архиереем этой епархии архим. Алексия (Дехтерёва). Для совершения хиротоний 2 новоизбранных епископов, а также для ознакомления с жизнью Экзархата Патриархом Алексием в Чехословакию была направлена делегация РПЦ в составе митр. Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) , архиеп. Львовско-Тернопольского и Мукачевско-Ужгородского Макария (Оксиюка) и благочинного Москвы прот. Павла Цветкова. 5 февр. 1950 г. в Оломоуце митр. Николай, Е. и архиеп. Макарий совершили епископскую хиротонию Честмира (Крачмара), предварительно принявшего монашество и возведенного в сан архимандрита. 12 февр. в Прешове митр. Николай, Е., архиеп. Макарий и еп. Честмир совершили епископскую хиротонию архим. Алексия. Тем самым был завершен процесс формирования Оломоуцко-Брненской и Прешовской правосл. епархий. В том же году Е. посетил Будапешт, где рукоположил ряд правосл. священников - венгров.

http://pravenc.ru/text/189719.html

Ну и отец Николай с острова Залит в этом смысле утешал. Он говорил об этих наших разделениях: «Это пройдет. Это все пройдет». Уже люди из приходов зарубежных приезжали, спрашивали, как быть. Или из приходов так называемых в России тоже приезжали – куда идти. Он спрашивал: «У вас есть пастырь? Хорошо, ходите к своему священнику. Это все пройдет». Так оно и произошло. Фонд наследия протопресвитера Александра Киселева в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Архив Германской епархии РПЦЗ (АГЕ) 1 . Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 21.02.1945 г. 2 . Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 5.03.1945 г. 3 . Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) март 1945 г. 4 . Письмо архим. Серафима (Иванова) митр. Серафиму (Ляде) от 31.03.1945 г. 5 . Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 3.04.1945 г. 6 . ф. 12. Д. 2. Письмо свящ. Александра Киселева еп. Бад-Киссингенскому Александру (Ловчему) от 27.12.1945 г. 7 . Ф. 12. Д 2. Письмо свящ. Александра Киселева еп. Бад-Киссингенскому Александру (Ловчему) от 1.10.1946 г. 8 . Φ. 12. Д. 2. Письмо еп. Бад-Киссингенского Александра (Ловчего) свящ. Александру Киселеву от 4.01.1946 г. 9 . Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Берлинского и Германского. Август 1946. Отчет митр. Серафима (Ляде) на Епархиальном собрании Германской епархии, состоявшегося в г. Мюнхене 1617 июля 1946 г. 10 . Д. «Священники, диаконы, псаломщики» 19481949 гг. Анкеты прот. Александра Киселева от 14.02.1948 г. и от 5.10.1948 г. 11 . Д. «Mauerkirchestr. 5». Протокол Годового общего собрания прихода РСХД при храме прп. Серафима Саровского . 10.04.1949 г. 12 . Д. «Mauerkirchestr. 5». Протокол 10 Заседания Епископского Совета Православной епархии в Германии. 21.08. 1948 г. 13 . Письмо свящ. Александра Киселева митр. Серафиму (Ляде) от 25.08.1948 г. 14 . Письмо митр. Анастасия (Грибановского) митр. Серафиму (Ляде) от 30.09.1948 г. 15 . Д. «Mauerkirchestr. 5». Протокол Организационного собрания по созданию прихода во имя прп. Серафима Саровского Чудотворца в Мюнхене. 3.03.1948 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

658 Барон Борис Эммануилович Нольде (1876–1948), юрист, дипломат, историк. Пом. министра иностранных дел Временного правительства. В Париже с 1919 г. Преподавал в ряде высших учебных заведений. С 1927 по 1948 гг. – председатель гл. управления Российского общества Красного Креста. 659 Генерал Михаил Николаевич Суворов (1877–1948), участник Первой мировой и Гражданской войн, член полит, совещания ген. Юденича. Во Франции с 1920 г., общественный деятель. 660 Владимир Феофилович Зеелер (1874–1954), адвокат, журналист, общественный деятель. Первопоходник, мин. внутренних дел ген. Деникина. Во Франции с 1920 г. Банкир, с 1924 г. ген. секретарь Союза русских писателей и журналистов в Париже. В 1947 г. один из основателей и член редколлегии газеты «Русская мысль», ген. секретарь и казначей фонда газеты. 661 Константин Романович Кровопусков (1881–1958), деятель Союза городов, гор. голова Одессы. В Париже с 1921 г., активный общественный деятель, член совета Земгора. Сотрудник «Последних новостей». С 1945 по 1951 гг. – заместитель Маклакова в Офисе по делам русских беженцев. 662 Евгений Ильич Ламперт (1914–2004), окончил Страсбургский университет и Св.-Сергиевский богословский институт. В 1939 г. обосновался в Англии, где стал известным историком России. 663 Николай Сергеевич Арсеньев (1888–1977), философ и богослов, профессор Саратовского университета (1918–1920), затем Кенигсбергского университета (1921–1944). Активный член РСХД. В Париже с 1945 г., преподавал в Институте Св. Дионисия и в Сорбонне. С 1948 г. – в США, преподавал в Св.-Владимирской семинарии и в различных американских высших учебных заведениях. 664 Магдалина Исааковна Лосская, ур. Малькиель-Шапиро (1905–1968), жена В.Н. Лосского , участвовала в основании Скорбящен- ского прихода на ул. Монтань-Сент-Женевьев, где была псаломщиком. С 1958 г. преподавала в парижской Школе восточных языков. 665 Протопресвитер Григорий (Петрович) Ломако (1881–1959), сын священника, окончил в 1905 г. С.-Петербургскую духовную академию, член Московского Поместного Собора, настоятель Екатеринодарского кафедрального собора. Секретарь Высшего церковного управления на Юге России (1919–1920). Участник церковного собора в Сремских Карловцах (1921). Окармливал различные европейские приходы. С 1928 по 1940 гг. был настоятелем Скорбященского храма в Ментоне, затем пом. настоятеля Св.-Николаевского собора в Ницце, с 1945 по 1948 гг. – настоятель собора. С 1948 по 1951 гг. – в США, декан Св.-Тихоновской духовной семинарии (1950–1951). С 1951 г. – настоятель Св.-Александро-Невского собора в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всеправославное Совещание 1948 года явило миру непреходящую истину обетования Спасителя о Его Церкви: Врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18). Деяния этого Совещания – свидетельство внутренней свободы Церкви Христовой, в каких бы условиях она не находилась. Вот слова протоиерея Григория Разумовского, сказанные им не в кулуарах, а с кафедры, во всеуслышание: «Слово Божие не обязывает государство давать Церкви какие-либо права, да таких прав у государства и нет. Деятельность Церкви — вне сферы влияния государства. Права Церкви — от Бога. Не будем умалять достоинство Церкви. Мы служим народу на тех же правах, как и государство ему служит. Государство не над Церковью, а рядом с нею, с равной ответственностью пред Богом — оно за тело, мы за душу». «Права Церкви – от Бога» – такое можно прочесть у первосвятителей XVII века, но трудно представить, что это говорит русский священник в Москве во времена Сталина! В XVIII и XIX веках в Православном Царстве такие речи были под запретом со времен Петра I. Таких слов мы не слышим даже сегодня. Невозможно, чтобы доклады протоиерея Григория Разумовского, архиепископа Серафима (Соболева), митрополита Нестора (Анисимова) и других участников Всеправославного Совещания 1948 года были составлены по указке власти или даже самого тов. Берии, как в этом нас хотят уверить нынешние либералы и обновленцы, хотя и не подтверждают этого документами. Это ложь. Итак, в отношении экуменического движения наше священноначалие в 1948 и в 1961 гг. приняло два прямо противоположных решения. Так как решения эти в обоих случаях должны были основываться на Священном Предании, на которое ссылаются и сторонники, и противники участия в ВСЦ, то ясно, что только одно из решений могло ему соответствовать, потому что Священное Предание не может дать два противоположных ответа на один и тот же вопрос. Конечно, предание может быть неверно истолковано, но Деяния Совещания 1948 г. не оставляют сомнения в том, что решение было принято после серьезного рассмотрения богословских и канонических доводов. Вывод может быть только один: решение о неучастии в экуменическом движении основано на Священном Предании и Писании и более точно выражает православный взгляд на эту проблему. Решение же о вступлении в ВСЦ в 1961 г. было принято без опровержения Резолюции 1948 г., исключительно по соображениям церковной политики. И в настоящее время противодействие выходу из ВСЦ, на котором столь обоснованно настаивает большинство народа церковного, тою же политикой определяется.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/13/k_75le...

С 1948 до 1998 года ни экуменическое движение, ни тем более Церковь не изменились. Именно отказ от участия в экуменическом движении в 1948 году имеет глубокие богословские и канонические основания. Они остаются неизменными и поныне, и их невозможно ни опровергнуть, ни замолчать. Именно они служат основанием для тех, кто, будучи искренно предан Церкви, с доверием обращается к священноначалию и призывает к исправлению допущенной в 1961 году ошибки (или скорее вынужденного решения), призывают вернуться к тому решению, которое было обосновано и принято на Всеправославном Совещании в 1948 году. Единственно приемлемой и крайне необходимой мерой для решения этой болезненной проблемы может и должно быть открытое обсуждение того, допустимы ли экуменические контакты, полезны ли они для Церкви, и если нет, то как их прекратить. Такому серьезному и искреннему обсуждению могут помочь Деяния Всеправославного Совещании в Москве в 1948 году. Слова протоиерея Григория Разумовского, сказанные им 50 лет тому назад, оказались пророческими. «Истинно верующий народ, жадно внимающий Слову Божию и старающийся претворить его в жизнь», отверг экуменическую ересь. Нашлись и такие, «которые способны вместе со словом Божиим принимать материальные подарки и материальное устройство... Вера их не выше веры бесовской». Пусть «православные экуменисты» открыто объявят о своем несогласии с учением Церкви, покинут Церковь и станут просто экуменистами. Тогда оставшиеся единым сердцем смогут исповедовать веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а на ближайшем Соборе будут повторены слова 50-летней давности: «Наша Церковь не хочет, не может и не должна быть под влиянием нецерковных организаций. Мы будем оберегать свою духовную свободу как неоценимое сокровище». Примечания Деяния Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия Автокефалии Русской Православной Церкви. 8-18 июля 1948 года. Т. 1-2. М., изд. Московской Патриархии, 1949. Желающие могут сами проследить исполнение этой масонской программы в жизни Православных Церквей, а также и увидеть современных ее исполнителей.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

25 января 1948 г. епископ Гурий совершил освящение нового молитвенного дома в Янгиюле в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В октябре 1948 г. епископ Гурий посетил приходы в Фергане и Андижане. В это время пришли печальные вести о землетрясении в Ашхабаде, произошедшем 6 октября. В отчёте в Патриархию епископ Гурий отметил, что настоятель ашхабадского храма и благочинный приходов Туркмении, семидесятилетний протоиерей Алексий Микулин проявил исключительную стойкость в городе, разрушенном землетрясением. В Ашхабад был направлен член Епархиального совета протоиерей Даниил Фурман для поддержания причта и прихода, он же доставил устроенную палатку-церковь со складным престолом и жертвенником. Патриарх Алексий отозвался на стихийное бедствие в Ашхабаде телеграммой. Правящий архиерей подписал распоряжение, в котором призвал настоятелей приходов епархии в течение 40 дней молиться об упокоении погибших во время землетрясения и о здравии подвергшихся скорби людей. В 1948 г. были построены два новых молитвенных дома в Иссык-Кульской области Киргизской ССР — в сёлах Покровском и Тюп. Епископ Гурий освятил оба этих храма. В Успенском кафедральном соборе был построен придел во имя святого великомученика Пантелеимона.  Положительное развитие государственно-церковных отношений достигло своего пика к 1948 г. Во второй половине 1947 г. стало ощущаться охлаждение отношений между государством и Церковью. 14 апреля 1948 г. было подписано распоряжение Совета Министров СССР на открытие 28 церквей и молитвенных домов. Это было последнее распоряжение правительства СССР, разрешающее открытие православных храмов, подписанное лично И. В. Сталиным. Вплоть до 1955 г. ни одна церковь на территории СССР не была открыта. Это распоряжение напрямую затронуло интересы Ташкентской и Среднеазиатской епархии — в списке фигурировало четыре православных храма, которые было разрешено открыть на территории Средней Азии: два молитвенных дома в Киргизской ССР (в селе Теплоключенке Пржевальского района Иссык-Кульской области и в городе Сулюкта Ошской области) и два молитвенных дома в Узбекской ССР (в Ташкенте и в посёлке при железнодорожной станции Милютинская Самаркандской области). После этого в Средней Азии также вплоть до 1955 г. ни один храм не был открыт. В 1948 г. остались неудовлетворенными ходатайства об открытии девяти приходов: пяти в Узбекистане, трёх в Киргизии и одного в Туркмении. 

http://bogoslov.ru/article/6172382

по доносу лжесвящ. Андрея Введенского (сына обновленческого «митрополита») были арестованы и приговорены к 10 годам лагерей за нелегальные богослужения на Ваганьковском кладбище, якобы сопровождавшиеся антисоветскими заявлениями. 28 окт. 1947 г. секретариат ВКП(б) осудил деятельность СД РПЦ во главе с Карповым за «неправильную линию во взаимоотношениях с церковниками». Предлагалось ужесточить политику в отношении Церкви, в частности усилить контроль за деятельностью епископата и рядового духовенства. Столичный регион первым ощутил на себе изменение правительственного курса. В кон. 1947 г. подвергся аресту протодиак. Иоанн Буравцев из с. Алтуфьева Краснополянского р-на и безместный свящ. Михаил Семёнов из Москвы, им обоим за нахождение на оккупированной территории приписали коллаборационизм (ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-30235). В г. Узловая (ныне в Тульской обл.) в 1947 г. был привлечен к уголовной ответственности заштатный свящ. Глаголев, совершавший нелегальные богослужения. С 1947 г. Трушин все чаще снимал клириков с регистрации за мелкие нарушения, требовал от митр. Николая перемещать наиболее деятельных священников с городских на сельские приходы. С 1948 г. в Центр. России почти все ходатайства общин об открытии церквей отклонялись местными уполномоченными. В 1948 г. Трушин получил 121 заявление об открытии 18 церквей, ни одно из них не было удовлетворено. В сент. 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды». В июне 1949 г. Трушин писал Карпову, что в Московской обл. нарушается закон от 8 апр. 1929 г. в той его части, к-рая регулирует проведение молебнов и крестных ходов. Активизировалась борьба с паломничеством к св. местам. При поддержке Карпова Трушин в 1948-1951 гг. практиковал адм. выселение клириков, ранее судимых по политическим статьям. Таких клириков на 1 окт. 1948 г. насчитывалось 96 чел. (23 - в Москве и 73 - в Московской обл.), кроме того, 20 клириков ранее находились на оккупированной территории. Первые высылки прошли в кон. 1948 г.: из Московской обл. были выдворены иером. Вениамин (Городков) и иеродиак. Иосиф (Евсеенок). В письме от 13 апр. 1949 г. Карпов одобрил эти меры и предупредил Трушина, чтобы они не выглядели как кампания депортаций, все должно было происходить якобы по инициативе милиции, а не уполномоченного (ЦГАМО. Ф. 7383. Оп. 1. Д. 18. Л. 14). В ряде случаев за высылаемых клириков вступались Патриархия и митр. Николай. 12 нояб. 1949 г. Трушин писал начальнику Московского УВД, что он просит оставить в Московской обл. ранее внесенного в списки депортируемых свящ. Виктора Бордоноса, настоятеля церкви в Коломенском, «в виде исключения, так как за него ходатайствовала Московская Патриархия» (Там же. Л. 36).

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Пятница 31 января/13 февраля 1948. Ужинал у Мейендорфов, у которых был также Борис Бобринский . Иван пишет работу о Фотии, и одна библиография и вступление заняли уже 130 страниц. Борис берет темой кандидатского сочинения таинство миропомазания. Среди студентов академии они самые работоспособные. Четверг 6/19 февраля 1948. На [приходском совете] о. протодиакон сделал длинный доклад о хозяйственной разрухе на Дарю и предложил ряд мер. Решение – обсудить их в специальном заседании через неделю. По его же настоянию выборы кандидатов в старосты и члены приходского совета были произведены тайным голосованием. Две трети высказалось за сперва намеченные. Смету с повышением жалования на 30% одобрили и годовой отчет приняли. От устройства барака в саду пришлось отказаться, так как цены на постройку невероятно высоки. Суббота 8/21 февраля 1948. О. Олег Болдырев объявил, что уезжает в середине марта. Ему предложили место настоятеля соборного храма в Монреале. [...] Надо подумать о его заместительстве. Пишу кое-кому в провинцию. Кандидатов не так много (подходящих). Воскресенье 9/22 февраля 1948. Николай Полторацкий наконец уехал с матерью и бабушкой в Москву! Суббота 22 февраля/6 марта 1948. Утром по случаю 50-летия священства митр. Владимира был молебен, на котором было только кафедральное духовенство, Бобринский, Гансон и я. Все же, несмотря на просьбу Владыки не устраивать чествования, настоятели могли бы приехать хотя бы к молебну. Воскресенье 23 февраля/7 марта 1948. Общее годичное собрание прихожан. Пришло 76 человек, как раз те, которые приходили всегда. А по повесткам явилось очень мало. Доклад о. Николая был краткий, ни об отчете, ни о смете почти не рассуждали; но были очередные резкие выступления А.А. Скрябина 823 , А.А. Вишнякова 824 и супругов Павленко. Первые требовали проверки сборов на блюда двумя прихожанами после каждой службы и разделения должностей старосты и казначея; вторые объясняли причины своего ухода, которые так и остались невыясненными. Оба предложения собрание отклонило. Выбрали кандидатов, предложенных советом. Я получил все голоса единственный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010