Алиса пожала плечами. Она не поняла, почему этот момент в ее жизни должен быть особенно сложным. Но если друг хочет быть с тобою рядом… другу не отказывают. Омир свистнул, и с громадного мангового дерева, что росло над конторой заповедника, спустился молодой орангутан. — Познакомьтесь, — сказал Омир. — Это Амиран, царь обезьян, лентяй, оберегатель носорогов, работать не хочет, учиться тоже не желает. Вот и устроился в заповеднике проводником. Слушай, Амиран, ты помнишь, где эту бабочку видел? — Приблизительно, — ответила обезьяна. Орангутан Амиран ростом был повыше Пашки, ходил он согнувшись, упирая костяшки пальцев в землю. Орангутан первым отправился по дорожке в лес. Было жарко и влажно. В лесу гудели насекомые. Пашка отмахивался от них, как мельница от рыцаря Дон Кихота. — Далеко еще? — спросил Пашка минут через десять, когда они свернули на узкую тропинку. — А кто его знает, — вздохнул орангутан. — А ты что, не знаешь куда идти? — Приблизительно знаю, — ответила обезьяна. — Точно не знаю. Орангутан Амиран был неразговорчив. — Ты из школы умных зверей? — спросила Алиса. — Попрошу меня не тыкать! — ответил орангутан. — Все животные равны! — Но я же не животное! — Хуже, — заметил орангутан. — Потому что разучилась лазить по деревьям, рвать бананы и прыгать через пропасти. — Ну, ты тоже не все умеешь, — сказал Пашка. — Но по крайней мере я хорошо воспитан. — Ах! — раздался крик из чащи. — Ах-ух-уху! С дерева, держась лапой за лиану, слетел другой орангутан. Видно, Амиран ему был нужен. Иначе бы он не стал прыгать вокруг и верещать по-обезьяньи. — Ну пошли, — сказал ему Амиран и последовал за ним в заросли бананов. — А нам что делать? — спросила Алиса. — Идите дальше, — ответил Амиран. — Меня ждут, у нас занятия по аэробике. Только его и видели. Сначала Алиса хотела рассердиться, но потом передумала. — Ничего хорошего из школы умных зверей не получилось, — сказала Алиса. — Я чего-то слышал о ней, но забыл, — признался Пашка. — В Сингапуре, — напомнила другу Алиса, — в Психологическом институте решили воспитать разных животных так, чтобы они стали умными. То есть научились говорить, считать до ста, есть ложкой и вилкой, смотреть сериалы по телевизору. Директор института профессор Лю был уверен, что поумневшие животные смогут многое рассказать о себе и своих родных.

http://azbyka.ru/fiction/sapfirovyj-vene...

Когда спешишь и волнуешься, принять правильное решение нелегко. Сначала Алиса побежала по дороге вслед за машиной. А вдруг там, недалеко, есть деревня, куда они привезут Пашку? Ведь это какое-то недоразумение! Пробежав шагов сто, Алиса остановилась. Неизвестно, сколько бежать до деревни, тем более что связь не работает и некому пожаловаться. Но Пашка сейчас в опасности. Наверное, это какие-то сумасшедшие полицейские. Нормальные никогда не будут хватать в джунглях русского туриста. И Алиса вновь побежала по лесной дороге. Дорога плавно повернула направо и пошла наверх. Земля под ногами была мокрой и скользкой. Приходилось смотреть под ноги, чтобы не упасть. Поэтому Алиса не заметила, как выбежала на то место, где лесная проселочная дорога вливалась в узкое потрескавшееся шоссе. Там стояла скамейка. А на скамейке сидел… — Амиран! — воскликнула Алиса. — Я тебя ищу. Ты не видел, машина здесь проезжала? Полицейская машина черного цвета, в ней увезли моего друга Пашку. Амиран смотрел на Алису, как на таракана, и презрительно шевелил выпяченной верхней губой. Потом запустил за спину волосатую лапу, вытащил оттуда полицейскую фуражку и надвинул на лоб. Когда он поднялся, Алиса поняла, что он в синих полицейских штанах, а в руке болтается полицейская куртка. — Какая машина? — спросил он. — Полицей… Послушай, Амиран, ты шутишь? Это игра такая? — И кто же тебе позволил шляться одной по лесу? — спросил он наглым голосом. Даже у обезьян бывает наглый голос. — Каким тоном ты разговариваешь? — удивилась Алиса. — И что это вообще за маскарад? — А ну пошли со мной, — приказал орангутан. — И не разговаривать по дороге. А то когда вы разговариваете, у меня в голове ваши слова крутятся, как вертолетные винты. — Что все это значит? — Алиса сердилась и говорила серьезно, но она уже начала побаиваться. Орангутан был большой обезьяной, вдвое больше и сильней Алисы. И полицейскую форму он носил привычно. Алиса уже поняла, что произошла ошибка. И это, конечно, не Амиран, а другой воспитанник умной школы. Его выучили на полицейского, и он охраняет порядок в заповеднике.

http://azbyka.ru/fiction/sapfirovyj-vene...

И все же я решился. Отец Амиран — священник, окормляющий сочинских грузин, пытался отговорить меня: «Сейчас Каталикосу не до тебя. Ситуация там сложная. Погоди до лета». Но я до лета терпеть не стал. Благо дело — у меня уже было архиерейское благословение на это путешествие. Отец Амиран дал мне телефон своего друга — священника Гавриила: «Обязательно поможет». Я взял билет на поезд. Договорился насчет видеокамеры. Пообещали два человека. И тут же первый перестал отвечать на звонки, а второй не пришел к поезду: ему показалось, что я назвал время отправления на час позже. Хороши искушения! Что ж, даст Бог, найду камеру в Тбилиси. Попутчиками моими оказались русский и два грузина. Один грузин — сочинский. Ехал с друзьями к ним в гости. Первое о чем меня спросили: есть ли у меня знакомые во Владикавказе. Если перевал закрыт — можно надолго застрять. Знакомые-то у меня есть, да вот только ни адреса, ни телефона не помню. Потерял записную книжку. -        Как фамилия? -         Кисиевы.   Владикавказский грузин по имени Георгий стал звонить по телефону. -        Имя помните? Он назвал несколько имен, среди которых был Мурад. Мурад-то и был нужен. Через минуту я говорил с Мурадом. Он меня помнил. И попутчика моего помнил — американского фотокорреспондента Эрика, с которым я приезжал во Владикавказ   после того печально знаменитого теракта в   Бесланской школе.  Утром я пил чай с женой Мурада Мананой в ее служебном кабинете. За прошедшие годы многое изменилось. Ее младшая дочь теперь двучадная мать. Так что со внуками от старшей дочери Манана стала бабушкой-героиней. Вспомнила она и о моей забытой у них кепке. Кепка пригодилась. Ее передали беженцам. И слава Богу! Предложила погостить у них, но нужно было спешить. Перевал оказался открытым. Я обещал заглянуть к ним на обратном пути. Но достичь Тбилиси не так-то просто. Регулярных автобусных рейсов нет. Такси разбирают пассажиры поезда Москва-Владикавказ. А потом ищи их, где сумеешь. Но тем и замечательны города, где все друг друга знают. Звонок одной знакомой, потом другой — и через четверть часа японский джип стоял у подъезда.

http://radonezh.ru/analytics/vesnoy-k-pa...

Почти все животные, которые сильно поумнели, о себе рассказывать не пожелали. Они теперь служат в санаториях, кто ночным сторожем, а кто дневным дворником. Обязанности свои они выполняют никуда не годно, но кое от кого есть и польза. Например, один тигр дрыхнет в винограднике у замка Арманьяк и рычит по ночам так, что ни туристы, ни местные мальчишки не смеют лазить туда за ягодами. А орангутан Амиран решил стать обходчиком и младшим научным сотрудником в заповеднике на острове Суматра. Климат там отличный, а в лесу живут родственники. Считается, что он оберегает носорогов, но на самом деле близко к ним не подходит, боится, забодают. Алиса с Пашкой дальше шли не спеша, было душно. Вдруг они услышали неподалеку командирский голос. Пашка осторожно поспешил на голос. Алиса — за ним. На поляне стоял орангутан Амиран, он взмахивал длинной волосатой лапой и командовал нестройной шеренгой из шести орангутанов разного размера. — Воображает, что он их лесной командир, — прошептала Алиса. — Стоило ли для этого делать его умным? — Что, будем ждать, пока он наиграется? — А как мы без Амирана найдем место, где поймали мотылька? — Я знаю, чем питаются такие мотыльки. — Чем же? — Они пьют нектар орхидеи «Память о фее». Я здесь уже бывал и запомнил, где растет орхидея. Они выбрались на берег быстрой лесной речки, которая булькала, щебетала, стремительно неслась по камням. К самой воде с той стороны подступали могучие деревья, за ними высились отвесные скалы. — Гляди! — Алиса показывала на высокий куст, из которого поднимались тонкие стебли, увенчанные золотистыми с голубыми полосками цветами, похожими на танцующие женские фигурки в длинных платьях. — Вот это и есть феи. Правда, похожи? Но Пашка не слышал Алису. Он показывал на тот берег речки. — Алиска, что это такое? Алиса пригляделась. Сквозь лианы и переплетение ветвей был виден гладкий металлический конус. Такому совсем не место в тропических джунглях. — Грузовой флаер? — подумала вслух Алиса. — Нет, — сказал Пашка. — И ты отлично знаешь, что это не грузовой флаер. А если бы это был грузовой флаер, который разбился, сюда давно бы уже прилетел отряд спасателей и стоял такой шум, что все орангутаны бы разбежались.

http://azbyka.ru/fiction/sapfirovyj-vene...

ред. 30 Название книги переведено с англ, яз. — Прим. ред. 31 См. «Сочинения и письма Чаадаева» в 2 томах, под редакцией Гершензона, 1913–1914; М. Гершензон, П. Я. Чаадаев, Жизнь и мысли, 1908; Charles Quenet, Tchaadaev et les Lettres Philosophigues, Paris, 1931 (ШарльКине, Чаадаев и его «Философские письма», Париж); Е. Moskoff, Tchaadaev (E. Москов, Чаадаев). См. Соч. Чаадаева в Библиотеке «Вехи» 32 Николай Владимирович Станкевич. Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым, М., 1858. Эта книга является источником моей информации о философских воззрениях Станкевича. 33 «Труды Русского научного института в Белграде», IX, 1933. 34 В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. I, Гослитиздат, 1948, стр. 464. 35 В. Г. Белинский, Собрание сочинений, т. I, 1919, стр. 493–494. 36 В. Г. Белинский, Статьи и рецензии, т. I, стр. 469. 37 В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. I, стр. 469. 38 Там же, стр. 511 39 Так в кружке Станкевича называли Гегеля. 40 В. Г. Белинский. Избранные философские сочинения, т. I, 1948, стр. 572–573. 41 В. Г. Белинский, Письма, т. II, СПБ, 1914, стр. 247. 42 М. Иовчук, Белинский, его философские и общественные взгляды, Гослитиздат, 1939. 43 В. Г. Белинский, Избранные философские сочинения, т. II, 1948, стр. 529. 44 В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. III, стр. 660. 45 Там же, стр. 659, 661, 662. 46 Там же, стр. 710. 47 В. Г. Белинский. Статьи и рецензии, т. III, стр. 788. 48 А. И. Герцен, Собрание сочинений, в 22 томах, под редакцией М. Лемке, 1920; А. И. Герцен, Избранные философские произведения, 2 тома, Госполитиздат, 1948. Далее я буду ссылаться на страницы последнего издания. 49 В. И. Ленин, Соч., т. 18, стр. 10. 50 А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. I» Госполитиздат, 1948, стр. 278, 279, 280. 51 Там же, стр. 282. 52 А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. П. Госполитиздат, 1948, стр. 296, 297, 298. 53 А. И. Герцен, Избранные философские произведения, т. II. Госкомиздат, 1948, стр. 148. 54 Там же, стр. 102–103. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Д. был редактором периодических изданий. В 1949-1988 гг. в 6 т. вышли его «Труды», готовится к изданию архив Д. Именем Д. назван Гос. музей Грузии. Арх.: ЦА Груз. АН. Ф. 15. 586 ед. хр. (1933-1948 гг.). Соч.: Происхождение обществ. классов и гос-ва среди груз. племен. Тифлис, 1932 (на груз. яз.); Феодальная революция в Грузии. Тифлис, 1935 (на груз. яз.); Арабы в Грузии. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Грузия на путях ранней феодализации. Тифлис, 1937 (на груз. яз.); Тубал-Табал, Тибарен, Ибер. Тифлис, 1937 (на груз. яз.); Древнейшее нац. предание о первоначальном расселении груз. племен в свете истории Ближ. Востока. Тбилиси, 1940 (на груз. яз.); Нек-рые ошибки в курсах истории: История СССР и история народов Кавказа//Известия. 1940. 11 июля; Письмо в редакцию: [По вопр. отражения истории народов Кавказа в учеб. «История СССР» для вузов]//Историк-марксист. 1940. 12. С. 141-149; Сведения Константина Багрянородного о Тао-Кларджетских Багратидах//Тр. ТГУ. 1941. Т. 18. С. 70-85 (на груз. яз.); И. А. Джавахишвили: [Некролог]//Вестн. АН СССР. 1941. 1. С. 68-70; Свано-адыгские (черкесские) языковые встречи. Тбилиси, 1942; Давид Строитель// Гамсахурдия К. Давид Строитель. М., 1945. Т. 1. С. 349-357; О законных притязаниях к Турции: Письмо в редакцию//Коммунист. 1945. 14 дек. (на груз. яз.); Об одном примере искажения ист. правды: По поводу кн. Н. М. Токарского «Архитектура Др. Армении»//ВИ. 1947. 5. С. 71-89; Труды. Тбилиси, 1949. Т. 1; 1952. Т. 2; 1959. Т. 3; 1968. Т. 4; 1987. Т. 5; 1988. Т. 6 (на груз. яз.); Об образовании груз. нации. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Абхазия в составе Колхидского царства и Лазики//Мацне. Сер. истории, этнографии и истории искусства. 1991. 2. С. 18-49 (на груз. яз.); Генеалогия рода Бараташвили: [Ст. 1939 г.]//Этногр. обозр. 1999. 1. С. 125-136. Лит.: Акад. С. Н. Джанашиа: [Некролог]//ВИ. 1948. 1. С. 159; То же//Изв. АН СССР. Сер. ист. и филос. 1948. Т. 5. 1. С. 107-108; С. Н. Джанашиа: Некролог//ВДИ. 1948. 1. С. 188-189; Шанидзе А. Г. , Бердзенишвили Н. А. , Читая Г. С. Памяти акад. С. Н. Джанашиа//Мацне. 1948. 12.

http://pravenc.ru/text/171815.html

За 1949–1957 годы Московской Патриархией на восстановление и ремонт храмов и монастырей и на выдачу пособий епархиям было израсходовано 25151350 (двадцать пять миллионов сто пятьдесят одна тысяча триста пятьдесят) рублей 154 . В первые годы своего существования (1943–1944) Совет очень неохотно давал добро на открытие храмов. Так, в Горьковской (ныне Нижегородской) области, где был 1101 недействующий храм (из них почти 200 непереоборудованных и ничем незанятых) и всего 22 открытых храма, из 212 ходатайств об открытии приходов к 1945г. удовлетворено было лишь 14, т.е. менее 7% просьб. Самая благоприятная пора для верующих приходилась на 1947–1948 гг. Так, в протоколе от 12 марта 1947 г. отмечается, что из рассмотренных 64 ходатайств удовлетворено 64. В протоколе от 20 мая 1947 г. говорится об удовлетворении всех 62 ходатайств, рассмотренных в этот день. Сама же процедура получения разрешения на открытие храма длилась 2–3 года с момента подачи первого заявления даже в эти лучшие годы. Вот характерные случаи: в г. Иланский Красноярского края верующие хлопотали об открытии храма с 1945 г., а ходатайство было удовлетворено 17 апреля 1948 г. в одном из сел Горьковской области фактически действующая община с незарегистрированным священником и до тысячи верующих ходатайствовала о регистрации с 1945 г., а была зарегистрирована лишь в 1948 г. 155 Однако уже в 1948 году начинается новый виток антицерковных акций. Прекращается процесс открытия новых храмов, начинается их закрытие. За 1949 год в РСФСР закрыто около 600 храмов. Однако закрытие храмов в данный период носило скорее локальный, чем тотальный характер. Если, например, в Верхнем Поволжье за 1945–1947 гг. численность действующих храмов увеличилась на 110, то за 1948–1954 гг. уменьшились на 30 храмов 156 . Нужно учитывать, что на формирование политики Правительства по религиозным вопросам, большое воздействие оказывала позиция антицерковных коммунистических органов. Силами отдела пропаганды и агитации ЦК ВКБ(б) была урезана самостоятельность Совета по делам Русской Православной Церкви и по делам религиозных культов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковная политика, а с нею и граница легальности изменится еще раз в августе 1948 г., когда в отношениях государства и Церкви наметится охлаждение, вызванное неудовлетворенностью со стороны И. Сталина результатами Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей июля 1948 г. 267 . Тогда Синод Русской Православной Церкви «по рекомендации Совета» принял решения (от 25 августа и 16 ноября 1948 г.) о прекращении широко распространенных до этого момента молебнов на полях, крестных ходов из села в село и внебогослужебных уроков Закона Божия с детьми. В конце 1949 г. был запрещен крещенский выход на иордань, и пасхальное шествие осталось единственным легальным крестным ходом 268 . В сентябре 1948 г. была издана инструкция Совета (уточненная в ноябре 1948 и феврале 1949 гг.), которая затруднила пути легализации потаенного духовенства через ограничение возможности регистрировать служителей культа, имеющих судимость 269 . Мотивы расширения легальности в первой половине 1940-х гг. не могут рассматриваться отдельно от причин изменения в этот период церковной политики в целом 270 . Обычно говорят о комплексе причин, среди которых – патриотическая деятельность Церкви в годы войны, включавшая в себя прежде всего сбор денежных средств на нужды обороны и тыла; веротерпимую политику оккупантов на захваченной территории, приведшую к открытию там большого числа храмов; усиление «державной» компоненты в официальной риторике; личные качества Сталина и внешнеполитический фактор 271 . Проблема влияния нелегальной церковной жизни на изменение государственной политики, как правило, не ставится. В вопросе, какому из названных мотивов отдать предпочтение, мнения исследователей разделились. Зарубежные авторы В. И. Алексеев и Ф. Ставру, изучавшие историю Церкви на оккупированных территориях, считают решающим фактором, изменившим церковную политику Сталина, начавшееся там с приходом немцев церковное возрождение 272 . В. А. Алексеев , О. Ю. Васильева, Д. В. Поспеловский наряду с другими причинами как о решающей говорят о внешнеполитической конъюнктуре 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Практически сразу после голосования по вопросу раздела П. начались теракты и вооруженные столкновения между арабами и евреями. Однако до сер. мая 1948 г. страна оставалась под брит. управлением, англ. войска пытались поддерживать порядок и пресекать военные действия. Тем не менее евр. и араб. отряды свободно действовали в своих зонах влияния. Локальные ополчения палестинских феллахов уступали евр. вооруженным формированиям количественно и качественно, а главное, не были способны к координации своих действий и подчинению единому командованию. Предпринимались лишь отдельные попытки создания общепалестинских военных структур - «Армии джихада» во главе с двоюродным братом муфтия Амина, Абд аль-Кадиром аль-Хусейни (погиб в апр. 1948 в бою под Иерусалимом), и Арабской освободительной армии, сформированной под эгидой ЛАГ и укомплектованной добровольцами из разных араб. стран. Со 2-й пол. апр. 1948 г. Великобритания начала выводить свои гарнизоны из палестинских городов. Противоборство за дальнейшее обладание ими, как правило, заканчивалось победой евр. отрядов и массовым исходом местного араб. населения (Сафед, Табария, Хайфа и др.). Евр. боевая орг-ция «Хагана» (впосл. Армия Израиля) и вооруженные формирования радикальных сионистских группировок «Иргун» и «Лехи» практиковали на захваченных территориях террор и этнические чистки (самый известный эпизод - резня в араб. дер. Дейр-Ясин в апр. 1948, где были убиты ок. 250 чел.). В результате сотни тысяч палестинских арабов бежали из своих домов. 14 мая 1948 г. завершился вывод брит. войск из П., и было провозглашено создание гос-ва Израиль. На следующий день в П. вторглись армии араб. гос-в - Египта, Трансиордании, Сирии, Ливана, Ирака. Началась 1-я арабо-израильская война. Каждая араб. армия действовала самостоятельно, араб. лидеры не доверяли друг другу и особенно королю Трансиордании (1946-1950; 1950-1951 - король Иордании) Абдалле бен Хусейну, формально избранному главнокомандующим, к-рого подозревали в планах аннексии П. На 1-м этапе войны араб.

http://pravenc.ru/text/2578708.html

Число поданных в Совет по делам РПЦ (далее – СДРПЦ) ходатайств по Иркутской области было очень незначительным (1943 – 1, 1944 – 18, 1945 – 21, 1946 – 18, 1947 – 10, 1948 г. – 3; всего в 1943-1948 гг. – 71). С 1943 г. по 1948 г. в Иркутской области решением СДРПЦ было учреждено лишь 17 приходов, а фактически открылось еще меньше – 15 (13 церквей и 2 молитвенных дома). При этом в конце 1948 г. И. Голубев отмечал, что из 23-х районов области (всего их было 44) за 1944-1948 гг. не было подано ни одного ходатайства, причем в 14 из них были церковные здания (общим числом 60), 5 церковных зданий были свободны (по 2 – в Жигаловском и Усть-Кутском, 1 – в Аларском районе). Отсутствие ходатайств И. Голубев объяснял: a.) нехваткой на местах инициативных людей (которыми обычно были священно– и церковнослужители, старосты, активные прихожане); б.) согласием местных жителей, несмотря на определенную религиозность, на эпизодичный приезд командированных священников с главными требами, с отсутствием заинтересованности в интенсивной церковной жизни; в.) нежеланием духовенства открывать малопосещаемые приходы в периферийной местности. При этом особо он отмечал, что в районах, откуда ходатайства не поступали, «нет совершений обрядов незарегистрированным духовенством или собраний групп верующих для совершения треб лицами – бывшими и активными церковниками» . По свидетельству И. Голубева, отношение местных районных властей к любым ходатайствам об открытии храмов было отрицательным. Особенно выделялись руководители Куйтунского и Тайшетского районов, которые лично заявили уполномоченному, что они не допустят открытия церквей в своих районах. «Соответственно своему отношению к ходатайствам руководители этих районов дают установки и сельсоветам. А последние, выполняя указания района, допускают грубое обращение с верующими.» Например, когда верующими было подано в сентябре 1945 г. первое ходатайство об открытии церкви в г. Тайшете, то каждого из подписавшихся персонально вызывали в горсовет, «применяли всяческие меры, запуги, страсти, обещали дать неподсильные налоги, а…гражданку Ильину Е.Ф., мало того, что стращали в Горсовете, направили в НКВД…Начальник милиции тов. Крюков стал ругать [Ильину] старой дурой, стучать об стол наганом, ругаться богохульными матерными словами» .

http://pravoslavie.ru/sm/44165.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010