«Мы… сожалеем, что Константинопольский патриарх Анфим VI вступает на опасный путь римских епископов. Православные арабы теперь волнуются не менее болгар и начинают стремиться к освобождению от греческой опеки. Константинопольские греки очень мало помогут церковному делу, распуская уверения, будто бы болгар и арабов подстрекают русские агенты». А в октябре 1872 года газета «Русские ведомости» соглашалась с цитируемым ею изданием «Русский Миръ»: «Мы едва ли благоразумно поступаем, совершенно непроизводительно отпуская богатые пособия Греческой Церкви, нам не сочувствующей… Было бы несообразно удерживать за Греческою Церковию богатые имущества ее в России после того, как вожди Греческой Церкви исторически, путем долгого опыта, показали, как мало они ценят наше покровительство, платя за добро наше решительным несочувствием, доходящим до полной враждебности». Один из видных иерархов и выдающийся церковный ученый, член Синода архиепископ Литовский Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский, составил в 1873 году записку: «Патриархия должна признать совершенно законным и имеющим полную силу фирман царствующего султана Абдул-Азиса, возвращающий болгарам церковную самостоятельность, и должна безусловно покориться этому фирману… Определение Константинопольского Собора, как поместного, обязательно лишь для тех Церквей, архипастыри которых на нем присутствовали, а для всех прочих самостоятельных Церквей нисколько не обязательно… Мы можем, мы должны признавать и болгар, как и греков, несмотря на совершившийся между ними разрыв, равно нашими братьями по вере и Православию». «Служим вместе» Хотя впоследствии, с конца 1880-х годов, когда после государственного переворота в Болгарии взаимоотношения между Россией и Болгарским княжеством резко ухудшились вследствие перемены внешнеполитических ориентиров Болгарии, Святейший Синод, считаясь с актом Константинопольской Патриархии об отлучении болгар, не допускал уже полноценного евхаристического общения с болгарскими священнослужителями, но в ходе Освободительной войны 1877–1878 годов и пребывания российской армии на земле болгар сослужение русских военных священников с болгарскими священниками было делом обычным.

http://pravoslavie.ru/111458.html

Расселение и слияние волжских болгар с русским народом произошло не только на уровне городского населения русских городов – ремесленников, но и значительная часть русской родовитой знати ведет свое начало от волжских болгар. Все гипотезы, что чуваши якобы являются потомками волжских болгар, безосновательны. Возможно, что они потомки какого-то племени, покоренного болгарами в в., но они вовсе не болгары, впрочем, как и казанские татары, которые за отсутствием исконных болгар, приписывают себе их имя и происхождение для повышения собственного самочувствия. На землях Волжский Болгарии, после разрушения ее главного города – Болгар Великого, татары основали город Казань. Позднее, после распада Золотой Орды, на землях бывшей Волжской Болгарии, сложилось Казанское ханство. Казанские татарские ханы кичились титулом болгарских канов – Царей, согласно древнему обычаю принимать имя и звание побежденных народов и государств. Московский Великий Князь Иоанн III Васильевич в 1487 г. разгромил Казанское ханство и присоединил к своему титулу и звание «Царь Казанский,... Князь Болгарский».... Московский Царь Иоанн IV Грозный в 1547 г. принял болгарский вариант императорско-василевского достоинства Византийской империи в титуле Царь под влиянием болгарской культурной традиции в русской жизни. Когда в 1552 г. Иоанн Грозный разгромил Казанское ханство, свой титул он препотвердил званием «Царь Казанский,... князь Болгарский», которое вошло в титулатуру всех русских Царей и Императоров. Добавим, что по свидетельству русских летописей во время татарского нашествия на Русь один только деревянный город Рыльск остался цел и не был взят татарами, благодаря чудотворной помощи св. Иоанна Рыльского, покровителя этого города, который явился перед татарским воинством и ослепил его, махнув белым платком, от чего татары побежали от города. Св. Иоанн Рыльский небесный покровитель не только болгарского, но и русского народа. Кстати, великий русский молитвенник, св. праведный Иоанн Кронштадтский назван Иоанном своими родителями в честь св. Иоанна Рыльского, так как родился в день памяти св. Иоанна Рыльского – 19 октября 1829 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее, болгары хотят, чтобы в Константинополе было две отдельные кафедры: кафедра патриарха и кафедра архиепископа всех болгар. Но первый вселенский собор, в 8 правиле своем, говорит: да не будет двух епископов во граде. То есть, в одном городе не должно быть двум отдельным епископским кафедрам. Неизлишне было бы сии соображения сообщить болгарам, например, чрез частные сношения архимандрита Антонина, и услышать от них, как думают они выйти из их затруднений. IV. Патриарх вызывает в Константинополь родосского митрополита, болгарина родом, для того, как догадываются, чтобы поставить его во главе болгарской реакции. Нельзя здесь не заметить, что болгарин родом поставлен архиереем не в болгарскую епархию, тогда как в болгарских епархиях архиерействуют греки. Почему это, если не по опасению, что архиерей болгар у болгар стал бы поддерживать болгарский язык и народность, – но сего не хочет панеллинизм. Но если, хотя теперь, расположены митрополита, болгарина родом, поставить во главе болгар, то это распоряжение достойно внимания. Вспомним, что азиатский департамент в секретном циркуляре, предписывал подавать надежду славянам, что «они получат соответственное участие в высшем духовном управлении». Обещать и не исполнить, – это может быть вреднее, нежели совсем не обещать. Итак, нельзя ли представить святейшему патриарху, что для умиротворения болгар, полезно было бы архиерея, которого он поставит во главе их, взять в патриарший синод и в тоже время даровать болгарам, как уже говорено, свободу их языка в церкви и в училищах, и принять за правило, чтобы их епископ знал их язык? V. Не недостойно внимания и то сведение, что болгары бегут к униатам брать паспорты, потому что за паспорт с униатскою печатью платят в пять или шесть раз менее, нежели за паспорт в патриархии. Почему святейший патриарх не обратит внимания на то, что паспорт может быть распространителем унии? 10 Марта, 1861 г. 255 Об уступках или обещаниях вселенского патриарха болгарам, по сведению от 22 февраля, 1861 года

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Объединение хорватов и союз их с Византией против болгар. Неудачные попытки византийцев отбить у арабов о. Крит и провести поход в Сирию. Договор русов с Византией. 911.06.09 В Константинополе коронован шестилетний Константин. Трое соправителей: Лев VI (886–911), его брат Александр (император 911–913) и Константин. 912.05.12 Смерть Льва VI Философа. Новый император его брат Александр Низложение Евфимия, возвращение на патриаршество Николая. Александр выслал болгарских послов, перстал платить дань Болгарии. Разгром византийского флота арабами у Хиоса. 913.06.06 Смерть императора Александра. 8летний сын Льва VI Константин VII Порфирогенет становится императором. Регент — патриарх Николай Мистик . В Византии из-за тяжелого финансового положения введены налоги на церкви и монастыри. Война болгар против Византии. Симеон требует признать его соправителем императора Константина. Требования частично выполнены. Болгары отошли от Константинополя Переворот в Константинополе. Патриарх отстранен от регенства. Разрыв отношений с болгарами. Отказ от женитьбы Константина на дочере Симеона. 914.09 Симеон взял Андрианополь. 914–917 Мелкие сражения Симеона с Византией. Печенеги, бывшие союзники болгар, перешли на сторону Византии и вытеснили болгар с нижнего Дуная. Появление богомильства в Болгарии. Победа болгар при Анхиале (р. Ахелой). Влияние болгаров распространилось на весь Балканский полуостров, Македонию, Фессалию, Аттику. Болгарская церковь стала независима от Константинополя. Симеон отказался от мира с Византией. Женитьба 14-летнего Константина на дочери друнгария византийского флота Романе I Лакапине. Роман получил титул василеопатора и фактически руководство империей. Неудачная опытка мятежа в Азии полководца Льва Фоки против Романа.  919.09 Попытка Зои отравления Романа. Ссылка Зои в монастырь. Роман стал кесарем. 919.12 Роман стал соправителем Константина. Болгарский царь Симеон опустошает Фракию и доходит до южной оконечности полуострова Галлиполи. Сыновья Романа стали соправителями Романа. Константин фактически отстранен от власти.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Турецкое правительство решило само покончить с этим спором. В 1870 г., 27 февраля, султан издал фирман об устройстве церковных дел в Болгарии. Было предложено устроить самостоятельный экзархат для всех болгарских епархий; смешанные епархии могли к нему присоединиться, если этого пожелают две трети. Патриархия этого фирмана не приняла. Болгары же, с разрешения турецкого правительства, в 1872 г. торжественно провозгласили независимость болгарской церкви от константинопольского патриарха. Первым экзархом был избран виддинский митрополит Анфим, родом болгарин, но получивший греческое образование и до того состоявший в греческой партии. 2 апреля он получил от турок берат. Патр. Анфим VI не согласился на церковную независимость болгар. Созванный им в 1878 г. собор предал отлучению как болгарского экзарха и епископов, так и всех имеющих с ними общение. На этом соборе, провозгласившем болгарскую «схизму», присутствовали патриархи Константинопольский, Александрийский и Антиохийский. Иерусалимский патриарх Кирилл оставил соборные заседания и отбыл в Иерусалим. Болгарский экзархат все же организовался и в 1873 г. состоял уже из 15 митрополий, не считая епископий. Во время русско-турецкой войны болгарский экзарх Анфим был низложен турками и заточен. После окончания войны он был возвращен и занял снова свою виддинскую кафедру, скончавшись в 1889 г. Экзархом еще в 1877 г. был назначен ловчанский митрополит Иосиф. После войны Болгария получила и политическую независимость . По «экзархийскому уставу» 1895 г. высшей духовной властью болгарской Церкви был Св. Синод, состоявший из экзарха и присутствующих членов. В отсутствие экзарха председательствует назначенный им заместитель из членов Синода. Членами Синода могут быть все епархиальные архиереи. Но при невозможности всем им присутствовать, они избирают только четырех. Римская церковь намеревалась, пользуясь греко-болгарской распрей, привлечь болгар к унии. С этой целью папа учредил в Константинополе миссионерскую станцию, поручив ее монахам лазаристам (из поляков), которые должны были пользоваться всяким случаем для совращения болгар. Франция и Австрия воздействовали на турецкое правительство, убеждая поддержать унию. В 1860 г. в Болгарии была провозглашена уния, а в 1861 г. в Риме в сан архиепископа и апостольского наместника для болгар униатов был посвящен архимандрит Иосиф Сокольский, бывший игуменом Габровского монастыря. Вскоре он раскаялся и скончался в мире с православной Церковью в Киево-Печерской лавре. Уния имела наибольший успех среди болгар в Македонии, в адрианопольском вилайете и в самом Константинополе. Католики имели две епархии – софийскую, управлявшуюся епископом в Пловдиве и никопольскую, в ведении рущуцкого епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

—87— чтения Евангелия протосингелом сказано соответствующее торжеству слово. Богослужение закончилось благодарственным молебном. В митрополичьих покоях юбиляр принимал поздравления от всех собравшихся на это торжество, при чём получил много более или менее ценных подарков. Получено было много телеграмм, из коих можно отметить телеграммы от болгарского экзарха, от болгарского Св. Синода и от князя Фердинанда. Вечером учителями правительственных и народных школ дан был литературно-музыкальный вечер, на котором присутствовал и сам юбиляр 126 . Болгарское население в Македонии имеет ныне несколько митрополитов из болгар (в Охриде, Скопии, Велесе и Неврокопе). На скопийскую болгарскую кафедру избран был в конце 1896 г. преосвященный епископ Синесий, по происхождению болгарин, а в январе 1897 г. не без настойчивых просьб и представлений болгарского правительства – получил султанский берат. Тем не менее многие епархии болгарского экзархата в турецких владениях остаются ещё без архиереев, природных болгар. На основании X члена султанского фирмана от 27 февраля 1870 г. получили право иметь архиереев следующие епархии болгарского экзархата в турецких владениях: велесская, части епархии кюстендильской (находящиеся в Болгарии части этой епархии присоединены к митрополии софийской), сконийская, охридская, адрианопольская, дербская, пелагонийская (резиденция митрополита в г. Битоле), могденская (резиденция в г. Флорине), воденская, костурская, струмницкая, мельницкая, сересская и неврокопская. Пользуясь затруднениями Турции по случаю греко-турецкой войны, болгарское правительство перед пасхой 1897 г. настоятельно потребовало у султана пяти новых епископских бератов в пользу македонских болгар. Представления о том же делал пред Портой русский посол г. Нелидов. В то же время греческий патриарший Синод решительно протестовал пред Портой против выдачи в пользу македонских болгар новых епископских бератов, угрожая, если не будет уважен —88— его протест, запечатанием греческих церквей в Константинополе и провинциях. В ответ на настойчивые требования болгар султан подарил экзархату к пасхе 500 фунтов и разрешил открыть 10 болгарских церквей в округах дербском и пелагонийском. Что касается бератов, то болгарскому агенту Маркову даны были обещания, что совет министров вновь рассмотрит этот вопрос, что все уступки, сделанные в пользу Болгарии, непременно будут приведены в исполнение. Но вопрос не решён в желательном смысле и доселе. В данной агенту болгарскому аудиенции, как сообщил телеграф от 2 (14) ноября, султан снова подтвердил, что бераты будут выданы, по заключении мира с Грецией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 558 г. болгарские племена подпали под власть аваров, а около 576 г. над ними распростерлась власть Западного Тюркского каганата. Борьба против поработителей была возглавлена болгарским Каном Кубратом, племянником Кана Органа, который в конце VI в. освободил часть болгарских племен как от власти Западно-тюркского, так и от власти Аварского каганата и около 635 г. основал государство, называемое Великая Болгария. Великий болгарский Кан Кубрат был христианином. Согласно источникам, еще в детском возрасте он был крещен в Константинополе и его восприемником был брат Императора Ираклия Феодор, а Император почтил его саном патрикия (Патриарх Никифор). Болгары с самого начала своей христианизации знали и исповедовали только восточно-православное христианство и всегда были преданы ему. Семья Кана Кубрата тоже была христианской, о чем свидетельствуют некоторые косвенные источники (Погребальное сокровище из могильного кургана Кана Аспаруха у деревни Вознесенка, ныне гор. Запорожье, Украина; Личная печать Кана Тервеля, прямого внука Кана Кубрата). После смерти Кана Кубрата в середине VII в. под ударами надвигавшихся с Востока хазар племенное объединение Великой Болгарии распалось. Часть болгар (т. наз. «черные болгары») осталась жить на старом месте под властью старшего сына Кана Кубрата Кана Батбаяна (Бат – старший брат, батя; Боян). До сих пор на Кавказе живут их далекие потомки – балкарцы. Среди дагестанских болгар в 682 г. миссионерствовали албанский (азерский) Епископ Израиль (дохалкидонит?) – История агван Моисея Каганкатваци, писателя X века», СПб, 1861; и среди прочих кавказских болгар Епископы Кардост и Макарий (Составитель Хроники к Церковной истории Захария Ритора). О христианстве среди болгар в вв., живущих на Кавказе и в Приазовии, свидетельствуют как Козма Индикоплевст (Христианская топография), так и арабские писатели Ел Балхи, Ибн-Гаукал, Абу Ал-Фида. Другая часть болгар («серебряные болгары») расселилась на территории нынешней Украины. Некоторые ушли за р. Дон (Кан Котраг), подпали под власть хазаров и только в конце VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом-то умирении и благостоянии святых Божиих Церквей Востока всегда молила, молит и не перестанет молить единоверная им и равно всем им искренне благожелательная Церковь Русская» . В этом послании легко просматривается осуждение определений Константинопольского Собора 1872 г., объявившего православных болгар схизматиками, и проявляется поддержка стремлений болгар. Прямо против объявления схизмы выступил выдающийся русский богослов архиепископ Литовский (впоследствии митрополит Московский) Макарий Булгаков. В 1873 г. он представил (вероятно, с ведома Синода) обширное изложение вопроса, в котором, в частности, заявлял: «Греко-болгарский церковный вопрос и его решение — величайшая скорбь для всей Православной Церкви. Он слишком близко касался и греков и болгар, слишком близко затрагивал интересы тех и других, во многом несходные, даже противоположные. Неудивительно, если обе стороны, а особенно греки, не сумели отнестись к нему с надлежащим спокойствием и справедливостью, не всегда удерживались при разрешении его от увлечений и крайностей, вызывали друг друга на новые крайности и пришли наконец к такому печальному результату. А между тем если бы понимать этот вопрос правильно, не затемнять, не искажать его, намеренно и ненамеренно, если бы рассматривать его и обсуждать совершенно беспристрастно, - вопрос следовало бы решить совсем не так, как он решен, и можно было бы решить к истинной радости всех православных сынов Церкви». Защищая далее законные желания православных болгар, архиепископ Макарий продолжает: «Болгары несколько веков пользовались законной церковной самостоятельностью и независимостью. Потом (в 1767 г. - К. С.)... султан передал своим бератом эту Архиепископию (Охридскую. — К. С.) в ведение Патриарха. Теперь, спустя сто лет, болгары пожелали восстановления своей церковной самостоятельности и... просили султана, чтобы он возвратил ее им. Султан изъявил согласие и издал даже фирман (в феврале 1870 г. — К. С.), объявляющий церковную независимость болгар, хотя и не в прежней степени (был упразднен Патриархат, а восстановлен, вернее учрежден Экзархат.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

«На днях случилось между управлением вселенской патриархии и причтом здешней болгарской церкви, в Фанаре, неприятное столкновение, которое могло бы иметь вредные последствия для церковного мира, если бы сам патриарх не озаботился предупредить оные благоразумными мерами. Несколько лет тому назад устроена была в Фанаре, с разрешения вселенской патриархии, временная болгарская церковь , с правом совершения в ней славянского богослужения для болгар, проживающих в Константинополе. Имея, на сей конец, свой собственный, исключительно болгарский, причт и во главе оного епископа, из числа природных болгар, она состоит в непосредственной зависимости от вселенского патриарха, но не пользуется правами приходской церкви, так что, вне обычного богослужения, священники ее не могут, без особенного разрешения патриарха, и в ущерб выгодам греческих приходских причтов, совершать какие бы то ни было церковные требы, хотя бы и для природных болгар. Ограничение это уже не редко подавало повод к столкновению с греческим духовенством, когда случалось, что священники болгарской церкви, в Фанаре, призывались проживающими в Константинополе болгарами для крещения, похорон или венчания; но все подобные столкновения проходили до сих пор без дальнейших последствий. Несколько дней тому назад, один из проживающих здесь солунских болгар, испросивший наперед разрешение своего кириарха, солоникского митрополита, на брак с одною болгарскою девицею из города Сливна, пригласил священников болгарской церкви, в Фанаре, обвенчать их в Константинополе. Он обратился в то же время во вселенскую патриархию с просьбою, во избежание лишних издержек, позволить ему обойтись без присутствия, при обряде венчания, греческого священника того прихода, в котором должна была совершиться свадьба. Патриарший протосингел отказал просителю и, призвав к себе настоятеля болгарской церкви, макариупольского епископа Илариона, начал укорять его, в неприличном тоне, в стремлении болгар нарушать законные права приходских церквей и освобождать себя от канонической зависимости от греческой иерархии. Горячась более и более, по мере возражений епископа, протосингел кончил тем, что позволил себе, собственною властию, наложить запрещение на священников болгарской церкви, и отпустил от себя преосвященного Илариона, с приказанием наблюсти за исполнением этого приговора.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пик напряжения в греко-болгарском противостоянии пришелся на начало 1860 г. 15 января уполномоченный от тырновских граждан подал правительству прошение, в котором были изложены требования болгарского народа. Во втором пункте этого прошения выражалось требование учредить две автокефальные кафедры в Тырново и Охриде, что возбуждало вопрос о полном отделении от Константинополя. 28 Невыполнение требования болгар назначить архиерея-славянина на Охридскую кафедру привело к прекращению возношения имени Патриарха в болгарской церкви Св. Стефана в Константинополе на Пасху, 3 апреля 1860 г. 29 Протест константинопольских болгар был подхвачен в крупнейших болгарских центрах – Тырнове и Филиппополе. Пасхальная акция митрополита Илариона рассматривается некоторыми исследователями как схизма de facto. 30 Это событие, всколыхнувшее христианское население Османской империи, не могло оставить равнодушным ни Русскую Церковь , ни русское правительство. Движение болгар в целом встречало сочувствие со стороны посольства, но было весьма настороженно воспринято российским духовным ведомством. 30 апреля 1860 г. обер-прокурор А. П. Толстой составил записку о церковных делах в Константинополе и отношении к ним российской дипломатии. «Опасно нам под влиянием политической распри вносить самовластное вмешательство наше в дела старейшей православной иерархии, являться не защитниками ее, а только судьями и обличителями, и преследовать ее злоупотребления с такой строгостью, которая не всегда применима и в нашем собственном отечестве», – писал он. Открытая поддержка болгар, по мнению Толстого, привела бы Русскую Церковь к конфликту с греками и даже, быть может, к разрыву с Константинополем, что расценивалось им как величайшее несчастье. 31 Толстой определенно придерживался грекофильского взгляда на распрю. Он считал, что Русская церковь должна не просто воздерживаться от всякого вмешательства в спор, но постоянно подчеркивать превосходство Константинопольской Патриархии и чтить ее первенство. 32 Грекофильская линия в русской церковной политике второй половины XIX в., которую представлял обер-прокурор, разделялась его современником А. С. Норовым , а двумя десятилетиями позднее государственным контролером Т. И. Филипповым. Однако эти рыцари первенства Константинополя в православном мире были в России одиноки; по крайней мере до войны 1877–1878 гг. славянофильская позиция в русской политике на Балканах была преобладающей. Мнение митрополита Филарета лишь отчасти склонялось к точке зрения обер-прокурора. «При воззрении на дело с церковной стороны, нельзя сказать, чтобы болгары имели право искать церковной независимости, и особенно автокефалии патриаршеской. Численность болгар не огромна: в местах жительства, особенно в городах, они смешаны с греками; найдет ли свои пределы отдельная их Церковь ?» – писал он. По его мнению, разделение церкви на две неполезно в политическом отношении, так как это ослабляет силу христиан перед лицом магометан. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010