222 См. выше, Мнение митрополита Филарета о настоящем положении Восточной церкви и об отношениях к оной церкви Российской. 223 С копии, хран. в архиве Св. Синода. Опись 95, Т. I; докум. 47. Подл. письмо наход. в азиат. деп. мип. иностр. дел, 128, по описи, бум. митр. Филарета, 225 Настоящая записка составлена митрополитом на основании доставленного ему обер-прокурором Св. Синода, граф. А. П. Толстым, письма настоятеля посольской церкви нашей в Константинополе, архимандрита Антонина, от 2 января, 1861 года. 226 Ближайшим поводом к сему событию послужил арест одного болгарского священника в Константинополе, виновного лишь в том, что он совершал богослужение на славянском языке. (По словам г Теплова, священ. был арестован за то, что в церковн. проповеди осмеивал недостатки патриарха и приглашал народ не признавать его власти. Русск. Вестн., 1882 г., май. стр. 414). Священник бежал из патриаршей тюрьмы в католический монастырь св. Венедикта и объявил тамошним иезуитам о желании принять унию. К нему, по убеждениям, присоединилось несколько болгар, проживавших в Константинополе, и 25 декабря, вследствие приглашения армяно-католического патриарха Хассуна совершена первая униатская литургия. Папский викарий, иезуит Боре, войдя в положение этого дела собрал до 4 тысяч подписей болгар на прошении к папе об учреждении для них самостоятельной епархии. В своем ответе, от 26 января, 1861 года, папа поздравлял болгар «с вожделенным примирением их с истинною церковию», а в конце марта принимал депутацию болгар, с архимандритом Иосифом (Сокольским) во главе, которого и поставил в «архиепископа и апостольского викария болгар». Но не прошло и двух недель, как иезуиты потребовали от болгар внести в символ веры латинскую прибавку «и от Сына». Тогда только у Иосифа открылись глаза, и он 18 июня 1861 года, тайно удалился в Одессу, а оттуда в Киев, где не так давно и умер. Подр. см. Лет. церк. собр. С.-Петерб. 1880 г., стр. 824–825; и Русск. Вестн., 1882 г., май. стр. 414. 227 Авксентий, митр. диррахийский, болгарин из Самокова, постриж. в хилиндарском монаст.; рукопол. в 1859 г., а в 1861 г. лишен сана и сослан в Воло.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1862 г. 45, стр. 17, 1863 г. 7, стр. 19). Что сделано было по этому пункту, нам остается неизвестным; по всей вероятности, ничего, потому что в этом случае и правительство было на стороне греков, а не болгар (см. ibid. 1863 года 7, стр. 19, col. 2). В начале 1863 года правительство предложило свое решение относительно второго пункта. Так как решение было в пользу болгар, то они немедленно его приняли; но не хотели принимать его греки [Правительство предложило, чтобы епархии, подчиненные константинопольскому патриарху, участвовали в составе патриаршего синода сообразно с числом своих жителей, – напр., принимая за нормальную цифру 50 тысяч: епархия, имеющая 50 тысяч жителей, от одной самой себя посылает своего архиерея для очередного заседания в синоде, а епархии, имеющие по 10 тысяч жителей, только от пяти посылают одного архиерея для такого заседания в синоде. По этому способу назначения болгары имели бы в синоде не менее шести или половины общего числа архиереев, чего они сами требовали. См. Дня 1863 г. 15, стр. 20 fin. sqq.], – и на этом остановились занятия смешанной комиссии.В половине 1863 года (в июне месяце) трое архиереев, стоявших на стороне болгар, именно митрополит филиппопольский Панарет, митрополит преславский Анфим и епископ полянинский или доиранский Парфений [Анфим учился в России, в московской дух. академии, и мы внаем его лично. В академии он оставлял свое происхождение в секрете, и основываясь на предположениях, одни считали его греком, другие болгарином; будучи на самом деле болгарином (см. его собственное об этом свидетельство в Дне 1864 г. 27, стр. 20), он заявлял себя самым отчаянным грекоманом (и некоторыми своими ультрамонтанскими действиями оставил по себе не совсем добрую память). После его удаления на родину, вдруг увидев в газетах, что он ратует в числе защитников болгар, мы сильно было возрадовались, что вот наконец открылись человеку очи сердечные... Но дело было гораздо проще. Не совсем верно рассчитав, что берет перевес сторона болгар, он пристал к своим соотечественникам за тем, чтобы в ожидавшейся отдельной болгарской церкви приготовить себе возможно лучшее положение; увидев, что обманулся в своих рассчетах, он снова бросил болгар, и в настоящее время, не принимаемый в своей епархии, живет на острове Халки, управляя, в качестве ректора, тамошним богословским училищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Промысл Божий еще со времен святого равноапостольного князя Владимира, получившего из Болгарии «иереи учены и книги довольны» (2, 178), духовно соединил две братские Церкви — Русскую Церковь и Болгарскую Церковь. С особой жертвенной любовью чада Русской Православной Церкви относились к единоверным болгарам в мрачные времена турецкого господства. В годы борьбы православных болгар за восстановление автокефалии своей Церкви Русская Церковь сочувствовала их законным требованиям. Осуждая определения Константинопольского Собора 1872 г., объявившего православных болгар схизматиками (схизма снята в 1945 г. при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия), архиепископ Литовский (впоследствии митрополит Московский) Макарий (Булгаков) в следующем же году прямо выступил с поддержкой болгар. «Русская Церковь, по мысли архиепископа Макария, должна хранить союз с Константинопольской Церковью, но не признавать церковных прещений, наложенных на болгар, ибо последние являются истинными чадами Православной Церкви, какими они были и до отделения от Константинопольской Патриархии» (2, 185). Русская Православная Церковь приняла деятельное участие в национально-освободительном движении болгар. В ответ на просьбы болгар во время Апрельского восстания 1876 г. о помощи журнал «Православное обозрение» спрашивал: «Ужели мы останемся глухи к их воплям? Посылали же мы наши лепты пострадавшим в Боснии и Герцеговине. Откажем ли в христианском подаянии жертвам гнуснейшего варварства в несчастной Болгарии?» (2, 192). Целый ряд священнослужителей Русской Православной Церкви и церковных учреждений немедленно выступили с воззваниями о помощи болгарам. Высшим проявлением глубинных братских чувств русского общества к единоверным болгарам явилась русско-турецкая война 1877—1878гг., принесшая долгожданную свободу братьям-славянам. В последующее время имели место неоднократно истинно братские жесты обеих Церквей — Русской и Болгарской (см.: 2, 197—211). Православные русские паломники, путешествуя в Святую Землю, посещали и Кипрскую Церковь с целью поклонения святым апостолу Варнаве (основателю Церкви), праведному Лазарю Четверодневному (погребенному на Кипре), святителю Тримифунтскому Спиридону (деятельному участнику Первого Вселенского Собора 325 г.) и другим угодникам Божиим. Так, в XVIII столетии несколько раз посетил остров Кипр Василий Григорович-Барский и в своих «Странствованиях» дал подробное описание святынь Кипрской Православной Церкви. По просьбе тогдашнего Архиепископа Кипрского Филофея, «мужа мудра, благонравна, добродетельна и словесна... иже собра в свое время томо училище еллинское», Василий Барский на некоторое время задержался на Кипре для преподавания латинского языка в новооткрытой школе (3, 64).

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

Узнав от правительства решение собора, болгары подвергли их резким опровержениям. В то же время правительство, чтобы успокоить болгар и подлить масла в огонь, разрешило возвратиться из ссылки Илариону и Авксентию (в сент. 1864 г.). Прибывшие в Константинополь, вопреки протестам патриарха, болгарские архиереи поселились в пригородном селении Ортакей. Ортакей отселе сделался местопребыванием высшего болгарского духовенства. Взаимная неприязнь греков и болгар после этого дошла до того, что митр. Авксентий даже пред смертью (1 февр. 1865 г.) отказался принять посланное ему от патриарха разрешение от соборного осуждения. Напрасно разные комиссии трудились над составлением примирительных проектов. Напрасно патриарх Софроний ещё раз созывал собор при патриархии. Ему пришлось передать своему преемнику болгарский вопрос, нисколько не подвинув его вперёд. Ясно стало лишь то, что «соглашение болгар и греков на совместно равномерном участии в управлении церковью, на основании принципа народности, невозможно, и что единственно верным средством к прекращению распри может служить лишь совершенное отделение болгар от греков на каких бы то ни было началах... На этот новый путь по отношению к болгарам и вступил вселенский п. Григорий VI» (1866–1871 гг.) 83 Новый патриарх вскоре же подал правительству проект, которым предполагалось образовать особый церковный округ из епархий, которым будут признаны болгарскими, под управлением патриаршего экзарха. Но и этот наиболее удачный проект никого не удовлетворил. Болгары боялись, чтобы неопределённые границы экзархата не оказались уже этнографической болгарской территорией. Грекам казалось, что проект патриарха обещает болгарам слишком много. Турецкое правительство опасалось, чтобы создание церковного экзархата не внушило болгарам мысли о политической автономии. Видя свои выгоды во взаимных раздорах православных, Порта некоторое время совсем было перестала обращать внимание на новые и новые церковные домогательства болгар. Только напуганное революционными движениями в Болгарии (1866 г.) и по настоянию русского посла генерала Игнатьева, турецкое правительство, доселе всё время само разжигавшее греко-болгарскую распрю, отказывается как будто от своей двойственной игры и само относится к патриарху с двумя проектами решения греко-болгарского вопроса, предлагая принять один из них, или же выработать собственный.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

И тем, и другим проектом с разницей в частностях, предлагалось образование особого церковного округа из всех болгар, без территориальных границ. Потому патриархия не приняла ни того, ни другого проекта, признала их антиканоническими и даже антидогматическими. Для решения затянувшейся распри патриарх просил у Порты разрешения созвать в Константинополе вселенский собор и, не дожидаясь правительственного ответа, разослал в конце 1868 г. пригласительные письма представителям всех православных автокефальных церквей. Получились ответы, большей частью неблагоприятные для болгар. Только сербский митрополит настаивал на мирном решении вопроса в пользу болгар и русский Св. Синод, высказавшись против созвания собора, отвечал, что во власти патриарха сделать все уступки болгарам и даже предоставить им полную церковную независимость. Порта, со своей стороны, не желая, чтобы в Константинополе состоялся вселенский собор, внушала под рукой болгарам, что не прочь дать им фирман об учреждении независимой церкви, лишь только болгарские епископы соберутся в Константинополе. Тогда болгарские представители в Константинополе вызвали сюда из епархий митрополитов – виддинскаго Анфима, софийского Дорофея и ловчанскаого Илариона, уже прекративших поминовение патриаршего имени при богослужении. Прибыв в столицу, названные митрополиты, вместе с проживавшим в Константинополе митрополитом филиппольским Панаретом, подали патриарху записку, в которой, разъяснив, что положение дел в Болгарии невыносимо, что народ давно уже не принимает греческих епископов и что вследствие этого церкви лишены священников, заявляли, что отказываются признавать патриарха своим начальником, и возвращаются в древнюю автокефальную церковь болгар. Тогда же болгарские епископы, вместе со светскими представителями из болгарских епархий, обратились к Порте с просьбой об издании фирмана. В 1369 г. правительство поручило нескольким комиссиям, одной после другой, составление новых мирных соглашений, и ввиду крайнего возбуждения болгар, наконец решило отказаться от своей политики отсрочек. 27 февраля 1870 г. султаном был подписан и 28-го обнародован фирман, которым учреждался независимый болгарский экзархат. В состав экзархата должны были войти все чисто болгарские епархии и те из смешанных, жители которых большинством двух третей заявят о своём желании быть под управлением болгарского экзарха. Фирман, предписывая экзарху поминать вселенского патриарха, сноситься с ним по недоуменным делам веры, обращаться к патриархии за св. миром, в то же время устранил всякое вмешательство патриарха в экзархийские дела. Вскоре за изданием фирмана Порта разрешила болгарам составить из духовных и светских лиц «временный совет» для ведения народно-церковных дел и для составления устава экзархийского управления. Устав был составлен. Собравшиеся в феврале 1871 г. в Константинополе представители из болгарских епархий, рассмотрев и одобрив устав, представили его на утверждение правительству и просили о разрешении избрать экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Из Греции отправившись в Константинополь, Иларион в 1841–1844 гг. учился в константинопольской патриаршей школе, но и здесь не поддался соблазнам эллинизма. Напротив, сблизившись с агитировавшим среди константинопольских болгар Неофитом Бозвели, он выступил смелым проповедником церковной независимости болгар. Образовавшаяся в Константинополе болгарская община уполномочила Неофита и Илариона быть её представителями пред патриархией и правительством по церковным делам, и те в июле 1845 г. подали Порте два прошения. В одном просили о разрешении построить в столице болгарскую церковь ; в другом, между прочим, испрашивались для болгарских епархий архиереи болгары. За это патриарх приказал арестовать Неофита и Илариона и сослал их в Хилендарский монастырь. Илариону удалось избавиться от тяжёлого заточения в 1849 г. по ходатайству А.Н. Муравьева, бывшего на Афоне с В. К. Константином Николаевичем. Неофит же окончил жизнь в холодной и сырой башне монастыря 28 июля 1849 г., немного не дожив до устройства проектированной им болгарской церкви в Фанаре, которая была освящена 3 октября 1849 г. и сделалась центром болгарского народно-церковного движения. Патриархия разрешила и даже содействовала постройке этой церкви, дозволив в ней служить по-славянски и проповедовать на болгарском языке. По просьбе болгар патриарх назначил к ней особого епископа, каковым с 1858 г. был Иларион Стоянович с титулом: еп. макариольский. Но дальше этого в своих уступках болгарам патриарх не думал идти, несмотря даже на то, что само правительство настаивало на ограничении архиерейских злоупотреблений в болгарских епархиях. Поэтому недовольство болгар всё усиливалось. И вот во всех городах Болгарии начинается отчаянная борьба из-за равноправности славянского языка с греческим в богослужении. К половине 50 гг. противодействие эллинизму стало проявляться и в таких местностях, где болгары жили смешанно с греками. Только крымская война на некоторое время заставила болгар как будто успокоиться, но только для того, чтобы потом, по изданию много обещавшего гатти-гумаюна (1856 г.), выступить с ещё более решительными требованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Купив за деньги епископский сан и епархию, они в свою очередь продают в Болгарии да деньги же и чин священства недостойным лицам, – и эти денежные поборы греческого духовенства составляют самое тяжелое для болгар бремя 382 . Не так давно православные болгары города Кукуша (в Македонии), чтоб избавиться от корыстных действий своего архипастыря– фанариота, вынуждены были принять унию и просить себе епископа из Рима; но когда патриарх прислал к ним епископа– болгарина, – они опять приняли православие. Подобные жалкия явления повторяются и в других местах Болгарии 383 . Все это не раз вызывало среди болгар восстание против греческого духовенства: но турки, по внушению греков, смотрели на эти восстания, как на мятеж против турецкого правительства, и жалобы болгар, как жалобы революционеров, нередко оканчивались тюрьмами, да ссылками. Не так давно греки, узнав, что в городе ИИровадии болгары служат на славянском языке, решились завладеть этою церковию, и просили себе помощи от греков же, проживавших в ИИровадии, называемых гагаузенами. Вошедши в церковь с топорами, они захватили и церковные деньги и свечи. Часть свечей сожгли тут же, а часть оставили для иллюминации по поводу этого торжества. Жалоба на это болгар правительству осталась без последствий 384 . – Эти-то притеснения и послужили началом так называемого болгарского церковного вопроса. Состояние иерархии По словам болгар, архиепископия охридская (Охрида– город на границах Македонии и Албании) стала автокефальною со времен императора Юстиниана Великого , издавшего (28 апреля 535 г.) указ, чтобы епископ первой Юстинианы или Охриды, родины этого императора, был не только митрополитом, но и архиепископом с подчинением ему Дакии средиземной, Дакии прибрежной, второй Мисии, Дарда-нии, Превалитании, второй Македонии и части второй Пано-нии. Следовательно, эта архиепископия обнимала тогда юго-восточный угол австрийской Сербии, княжество сербское, Черногорию, старую Сербию, западную часть Болгарии, северную Албанию, северо-восточную Македонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

3. Священный Архиерейский Собор выражает удовлетворение тем, что все политические партии в Сербии и Скупщина Сербии приняли план правительства Сербии о децентрализации и самоуправлении объединений национальных меньшинств в Косово как единственно реальное условие сохранения мультиэтничности Косово и защиты прав человека. Собор сердечно поддерживает этот план. Мы ожидаем от международного сообщества, получившего трагический опыт последних лет в Косово, что оно трезво и справедливо рассмотрит эту проблему и в духе этого предложения поспособствует соответственному решению о приведении в порядок общественных отношений в Косово и Метохии. 4. Церковь принципиально поддерживает всюду, и в Косово и Метохии тоже, демократическое право участия в выборах. Однако мы с сожалением вынуждены задать вопрос всем, кто настаивает на выходе сербов и объединений меньшинств на назначенные в октябре в Косово и Метохии выборы: в каком государстве мира можно требовать выхода на выборы при условиях, когда люди лишены не только элементарной безопасности и основных человеческих прав, но и самого права на жизнь? Раба необходимо, прежде всего, освободить от навязанного ему рабского положения и вывести из темницы, чтобы он мог свободно избирать и быть избираем. 5. В связи с решением этой проблемы, Церковь ждет от правительств Сербии и Черногории по отдельности, так же как и от единых высших органов Государственного объединения СиЧ, единой позиции по вопросу Косово и Метохии как жизненно важному не только для нас, но и для установления мира и порядка на всех Балканах и в Европе. Мы смотрим на позицию руководителей Европейского союза в отношении Государственного объединения Сербии и Черногории, высказанную на недавней встрече в Мастрихту, как на важный и серьезный импульс и указатель всем, кто действительно хочет включения в европейскую интеграцию, чтобы совместными усилиями, укрепляя единство и общность, подготовить все условия для приема в Европейский союз. Одновременно, таковое сотрудничество и взаимодействие Сербии и Черногории несомненно будут иметь неоценимое значение как для решения проблемы Косово и Метохии, так и для и за развития общественной, экономической и политической жизни Сербии и Черногории и Балканского полуострова в целом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Однако желание народа и преданность большинства епископов церковному порядку разрушили надежды либерал-модернистов, что их время уже наступило " . Добросав Вуйович напомнил, что Косово , святая сербская земля, на данный момент оккупирована албанцами и западными силами. После бомбардировки Сербии в 1999 году, сербское войско и полиция ушли из Косово, и на их место пришли войска ООН, которые в последние время заменяются войсками Евросоюза " ЕУЛЕКС " . Этот ЕУЛЕКС сейчас оккупировал суверенную часть сербской земли, обойдя Совет Безопасности ООН для того, чтобы Россия не наложила вето. В конце концов, было получено согласие прозападного режима в Сербии. " Интересы Сербии больше защищает Россия, чем существующий в Сербии режим " , - подчеркнул глава Сербского отделения СПБ. По словам Вуйовиа, в таких условиях Рашко-Призренской епархии во главе с епископом Артемием приходится весьма тяжело: " Сейчас наша Церковь здесь и епископ Артемий распяты на кресте. С одной стороны враждебно настроенные албанцы и войска западных сил, а с другой стороны чувство отчужденности и отсутствия заботы и беспокойства о своем народе со стороны сербских властей. Также чувствуется отчуждение церковных кругов. Нужно сказать, что половина монашествующих СПЦ находится в Рашко-Призренской епархии. Владыка Артемий, большой поборник церковных канонов, находится сейчас под ударом белградских властей и либеральных церковных кругов, которые действуют в согласии. Викарный епископ и настоятель монастыря Дечаны Феодосий отказал в послушании своему правящему архиерею епископу Артемию, связавшись с либеральными кругами, чем вызвал большую смуту в церковной среде " . " Для сербского народа смерть Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стала большой неожиданной потерей. Сербы в его лице потеряли большого друга, который нес свою любовь сербскому народу и самой Сербии, - рассказал Войович о том, как в Сербии восприняли безвременную кончину Предстоятеля Русской Православной Церкви. - Во время бомбардировки Сербии с марта по июнь 1999 года с его стороны нашему народу была оказана большая поддержка.

http://ruskline.ru/news_rl/2009/01/06/do...

Куда более жесткой оказалась реакция на принятие черногорского закона в соседней Сербии. Дважды толпа осаждала посольство Черногории в Белграде, расписывая его стены оскорбительными лозунгами и обстреливая из ракетниц черногорский флаг на крыше здания, один раз протестующим удалось его поджечь. А депутаты от оппозиции призывали власти направить в Черногорию армию для защиты тамошних сербов. В канун голосования по церковному закону сербские власти послали в Подгорицу спецсамолет, который доставил в Белград лидеров «Демфронта» Андрию Мандича и Милана Кнежевича. Вернувшись тем же бортом, они не скрывали, что их дальнейшие действия — результат белградских консультаций. После принятия закона президент Сербии Александр Вучич обвинил Подгорицу в попытке ассимилировать сербов и пообещал «в десятки раз увеличить поддержку сербских организаций в Черногории». Глава Сербии намеревался в канун Рождества посетить черногорский север, чтобы «с благословения патриарха сербского Иринея лично поддержать тамошних сербов», но потом отказался от поездки, которая наверняка привела бы к усилению напряженности в Черногории. По данным “Ъ” из западных дипломатических источников, «не подливать масла в огонь» президенту Сербии настоятельно рекомендовали представители ЕС и США. Свою роль сыграло и сдержанное отношение к президентской поездке митрополита Черногорско-Приморского СПЦ Амфилохия, который счел, что главе Сербии в канун Рождества лучше посетить сербов в Косово. Неслучайно директор черногорской полиции Веселин Велевич поблагодарил митрополию за «вклад в то, что рождественские праздники в республике прошли без инцидентов». А вот действия Белграда в регионе расценили иначе. Более восьмисот балканских политиков и общественных деятелей обратились к государствам мира с воззванием, в котором осудили власти Сербии за дестабилизацию Черногории и Балкан. Битва за земли Вызвавший столь бурную реакцию в Сербии и Черногории закон о свободе вероисповедания предусматривает возвращение в госсобственность церковных объектов и земель, которые до утраты Черногорией независимости в 1918 году принадлежали государству. Исключение будет сделано только для тех из них, на которые имеются документы, подтверждающие права другого собственника. Документ готовился несколько лет и прошел экспертизу Венецианской комиссии Совета Европы. Закон поддержали католическая, мусульманская, еврейская общины Черногории, а также непризнанная Черногорская православная церковь (ЧПЧ).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010