Пределы борьбы за национальную независимость балканских народов расширились – еще продолжалась борьба юго-западных славян, а в апреле 1876 г. произошло восстание болгар, вслед же за этим расширилось и участие в судьбах балканских народов православных русских людей. (е) Апрельское восстание болгар и православный русский народ 1876 год, как справедливо отмечает в одном своем историческом исследовании В. Теплов, «огненными буквами занесен в летописи болгарского народа» 303 . Национальное движение болгар прошло ряд этапов. Из них важным считается появление «Истории славяно-болгарской о народах, и о царях, и о святых болгарских», написанной в 1762 г. преподобным Паисием (1722–1798) – иноком Хилендарской обители на Афоне. Именно этой книгой преподобный Паисий хотел пробудить национальное самосознание болгар, напомнить им, какое достойное место принадлежало их родине в былые времена, и одновременно укрепить веру народа в светлое будущее, поднять его на борьбу. «О неразумный и юродивый, – обращается он к читателю, – чего ради стыдишься называться болгарином и не читаешь на своем языке и не думаешь. Разве болгары не имели своего царства и власти? В течение стольких лет они царствовали и были знаменитыми и известными по всей земле и неоднократно взимали дань и с могучих римлян, и с мудрых греков... Почему же ты, глупый человек, стыдишься своего рода и тянешься к чуждому тебе народу» 304 . Славное дело преподобного Паисия продолжил его ученик епископ Врачанский Софроний (1739–1814), издавший на новоболгарском языке «Собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого языка». В течение 20 лет Преосвященный Софроний «был наставником взрослых и учителем детей. Борясь против темноты и невежества, стремясь к просвещению родного народа, он пытался в меру своих сил содействовать и его политическому освобождению. Софроний был выдающимся деятелем раннего периода национального движения болгарского народа» 305 . В 30-х годах XIX в. национальное движение болгар выразилось в форме борьбы за создание своей школы. Вехами этой борьбы явились издание в 1824 г. первого болгарского учебника и основание в 1835 г. в Габрове первого в Болгарии светского училища. В 40-х годах начали выходить и первые болгарские периодические издания: «Любословие», «Български орел», «Цариградский вестник» и др. 306

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Н. Муравьева, приезжавшего тогда на Афон в свите великого князя Константина Николаевича. Вскоре болгарам представился удобный случай возобновить свое ходатайство о принадлежащим им правах. Этим случаем было путешествие султана Абдул-Мед- жида в 1846 году чрез Болгарию. Болгары тырновской епархии подали султану просьбу о сменении своего митрополита и о назначении на его место архипастыря из болгар. Вследствие этого митрополит был удален с тырновской кафедры, но преемником его был назначен снова грек. В следующем 1847 году снова обнаружилось между Константинопольскими болгарами движение против преобладания греков и выразилось в мысли о сооружении болгарской церкви в столице. Благодаря содействию князя Стефана Вогоридиса, они успели походатайствовать в 1849 году у патриарха разрешение на постройку особого для болгар храма в столице, которое, по стараниям того же Вогоридиса, было вскоре утверждено султанским фирманом. Вогоридис подарил под церковь собственный обширный дом в Фанаре, в котором и устроена была в том же году временная церковь . При ней состояли постоянные священники из болгар, которые совершали богослужение по всем праздникам на славянском языке, и кроме того, с 15 августа 1851 года, – титулярный епископ, в каковой сан первоначально возведен был из австрийских сербов Стефан Ковачевич, с титулом епископа лаодикийского и болгарского 24. III Неизвестно, как далеко и в каком направлении пошло бы стремление болгар к отделению себя от греческой иерархии и образованию своей собственной, если бы оно не было приостановлено на время в своем развитии восточною войной 1853–5 годов. Но есть некоторые приметы, что вслед за церковно-иерархическим вопросом об образовании особой болгарской иерархии стали подниматься болгарами и вопросы часто политические, касавшиеся внутреннего устройства турецкого государства, насколько они имели отношение к внешнему благосостоянию болгар. По крайней мере, об этом свидетельствует записка болгарина Александра Екзарха или Екзархова, поданная им великому визирю Решид-паше в конце 1850 или в начале 1851 года, в которой он, по желанию самого Решида-паши, описал несколько известных ему случаев произвольного и деспотического обращения турок с жителями северной Болгарии, с 6 ноября 1847 года по 28 июля 1850 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Святослав вернулся в Болгарию, вторгся во Фракию, но был разбит визанийцами под Анкадиополем. Аркадиопольская битва. Неудавшийся мятеж в Азии племяника Никифора Варды Фоки.  Византийцы разгромили руские войска возле столицы Болгарии Преславы, захватили ее. Заключение мира. Болгарский царь Борис II был увезен в Константинополь. Конец I Болгарской династии. Поход Иоанна в Сирию. Захват Эдмета, Миефаркимы.  Поход Иоанна в Сирию и Палестину. Взятие Эмесы, Баальбека, Аккона, Сидона, Бейрута.  976.01.11 Иоанн I Цимисхий отравлен первым министром Василием Лекапеном. Начало фактического правления  Василия II , сына Романа II. Восстание в Азии Варда Склира. Переход большинства армии на сторону Варды. Василий вернул из опалы Варду Фоку, племянника Никифора II. Западно-Болгарское царство объявило войну Византии в попытке вернуть себе прежние владения. Варда Фока разбил Склира. Наступление болгар на Македонию. Вторжение болгар в Византию. Имперский сейм в Вероне: назначен «поход против греков и сарацин». Поход не состоялся. Военная помощь Руси болгарам в войне против византийцев. Битва в Ихтиманском ущелье между Византией и болгарами. Победа болгар. В Болгарии Самуил убил своего брата Аарона, который попытался начать переговоры с византийцами. Мятеж Варды Фоки Младшего. Провозглашён императором. Его поддержали грузины и армяне. Осада Фокой Константинополя. Поход Василия II на болгар. Победа Самуила Шишмана в Родопах, при Стопонионе. Самуил казнил Аарона Шишмана и его жену. Бегство Иоанна, сына Аарона. Крещение правителя Руси  Владимира . 988.04 Внезапная смерть Фоки перед сражением с Василием. Подчинение болгарами Далмации. Крещение киевлян. Варда Склир примирился с Василием II. Крещение Новгорода. Поляки захватили Моровию. Мир Руси с Византией. Василий II начал военные действия против болгар. В гвардии Василия II русский корпус — 6 тысяч человек. Поход византийцев против арабов в Сирию. Победа византийцев над болгарами на р.Сперхей. Захват болгарами Черногории. Подчинение Византии Грузии, Касарии и Эдессы. Евреи Апулии и Сицилии убежали от византийцев в Тунис. Византия в XI beke Развернуть таблицу

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Было составлено целое общество, найдены агенты, в средствах недостатка не было; в Бебеке, предместье Константинополя, открыто было католическое училище для болгар, потом в Солониках и т. д. 147 . Наибольшую энергию развила эта пропаганда во время происходивших в Константинополе смут между болгарами, и именно сначала в самом Константинополе, а потом в кукушской или полианской епархии, подведомой солунскому митрополиту Неофиту. В Константинополе одним из ярых сторонников католической пропаганды и наперстником Боре является болгарин Драган Цанков, думавший привлечь к болгарам помощь и симпатию Европы религиозной унией болгар с Римом и редактировавший в Константинополе, с марта 1859 года, газету «Болгария», в которой он делал ожесточенные, злобные нападки на православную церковь не только греческую, но и русскую 148 . Мы уже слышали, что во время столкновения константинопольских болгар с патриархом из-за ροστος-а они дозволили Цанкову печатать о греческой иерархии все, что он может. Вероятно, около этого времени, несколько молодых болгар, из числа преданных Цанкову, подали Порте прошение о том, чтобы она предписала великой церкви дать им независимое церковно-народное управление и к этому прошению подписались сами и заставили также подписаться разных рабочих и торговцев. Но главные эпитропы не подписали этого прошения, а только уверили вышепомянутых молодых людей, что если Порта запросит их, по каким причинам они не подписали сего прошения, то они готовы отвечать в таком смысле, что доселе они неоднократно обращались к Порте с подобными просьбами, но, вместо ответа, и по настоящее время остаются забытыми 149 . Мы не знаем дальнейшей судьбы этого прошения, если только оно не есть то самое прошение, которое, по свидетельству архимандрита Петра, изготовлено было 31 июля 1859 года и о котором мы говорили выше. Но во всяком случае прошение приверженцев Цанкова, будучи тождественно или, по крайней мере, сходно по содержанию с прошением 31 июля 1859 года, свидетельствовало о тогдашней солидарности стремлений обеих партий константинопольских болгар, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Затем господство в действиях вселенской патриархии мирского духа обнаруживается в недружелюбном отношении её к русской церкви. Греки перенесли свою вражду к болгарам и на единоплеменных им русских. В возрождении к жизни болгарской национальности они увидали влияние России, будто бы нарочито возбудившей болгарский вопрос, чтобы посредством болгар завладеть балканским полуостровом в тех его частях, на которые рассчитывают при разделе Турции они сами. Действуя церковными мерами против болгар, они думали вместе с тем поразить и русских, скрывавшихся будто бы за спиной у болгар. Провозгласив схизму болгар, патриархия, согласно видам греческих патриотов, хотела поставить в затруднительное положение и русскую церковь , которая отказалась участвовать в соборе по делу болгарской церкви, а чрез прекращение общения между болгарской и другими церквами, ставшего невозможным после провозглашения схизмы, положить предел успехам панславизма. «Мы победили панславизм! Теперь успехам его положен непреоборимый предел», говорил в горячей речи один греческий патриот в самой патриаршей церкви после обедни, вскоре после провозглашения схизмы. A афинский посланник Кундуриотти, в разговоре с русским послом, объяснил, в чём заключалась победа. С греческой точки зрения, говорил он, объявление схизмы было не чем иным, как политическим манёвром, предназначенным остановить тяготение болгар (и русских) к морю (Теплов. 142. 157). С таким же чувством нерасположения относятся греческие патриоты к России и после провозглашения схизмы. Со времени греко-болгарской схизмы у них установился взгляд на Россию как на принципиальную противницу эллинизма и покровительницу панславизма. Они смотрят подозрительно на каждый дипломатический шаг России на востоке, толкуют в худую сторону всякий полезный совет, всякое доброе участие с её стороны в судьбе восточных христиан. Они считают само участие России в делах восточной церкви неуместным в настоящее время, даже оскорбительным для их самолюбия. Роль России как покровительницы восточных христиан теперь, после крымской войны, уже кончена; место её заступило греческое королевство. Но так как эллины не настолько сильны, чтобы противостоять собственными силами двум своим естественным и сильным противникам – исламизму и панславизму, то греческие патриоты проповедуют союз эллинизма с латинством – своим естественным будто-бы союзником (Церк. Вестн. 1884, и 20. Вести с востока).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Церковную жизнь на занятых территориях существенно осложняла проводимая болгарским правительством политика дискриминации греков. Как уже говорилось, многие греческие священнослужители были высланы или уехали сами, также активно проводилась болгаризация всех сторон общественной жизни. Если в Македонии, где официально считавшиеся болгарами македонцы составляли подавляющее большинство населения, духовная администрация Болгарской Церкви была встречена местными жителями в основном лояльно, то в Западной Фракии, где преобладало греческое население и духовенство, ситуация оказалась совершенно иной. В 1918-1926 гг. из Греции в Болгарию были изгнаны 120 тыс. болгар, их земли заселили сотни тысяч греческих беженцев из Малой Азии, и национальная ситуация в Западной Фракии коренным образом изменилась. Так, например, в греческой части Струмичско-Драмской епархии в 1900 г. проживали 240,5 тыс. человек: 99 тыс. болгар, 78,5 тыс. турок и 43,7 тыс. греков, а в 1928 г. уже 305 тыс.: 260,5 тыс. греков, 35,5 тыс. болгар и 1 тыс. турок. Определенные гонения на болгар продолжались и в дальнейшем, особенно в 1940 — начале 1941 гг. В это время на острове Хиос находилось в заключении 3 тыс. болгар, а на все островах — около 10 тыс. (они были освобождены немцами). [xxxviii] Следует отметить, что в целом Болгарская Церковь занимала гораздо более терпимую позицию по отношению к грекам, чем правительство страны, хотя весной 1941 г. именно министр иностранных и религиозных дел Иван Попов порекомендовал председателю Священного Синода митрополиту Неофиту не совершать действия, которые могли бы негативно отразиться на престиже Церкви. И все-таки условия жизни для греческих священников были чрезвычайно трудными, так как их в значительной степени оставили без средств к существованию. Многие из священнослужителей были вынуждены или покинуть свои дома и эмигрировать в немецкую зону оккупации, или заняться сельским хозяйством, чтобы добыть пропитание для себя и своих семей. Но даже тех, кто выбрал последнее, затронули многие ограничения и дискриминация.

http://bogoslov.ru/article/1063529

«Многолетие [воинству] произвело на болгар сильнейшее впечатление: они не знали, как и чем выразить свой восторг» В уже цитированных «Письмах» отца Вакха Гурьева находим описание одного из богослужений, которое он совершил вместе с болгарскими священниками отцами Николой (Николаем) и Стояно (Стефаном): «Обедницу и молебен в самый праздник служили мы вместе, втроем… Болгар и болгарок было очень много… По окончании обедницы я объяснил значение молебна, который совершается Русскою Церковью в первый день праздника Рождества Христова в память избавления России от нашествия французов в 1812 году. Болгары слушали мою речь с большим вниманием и любопытством; почти все они понимают по-русски, а некоторые даже говорят, хотя, конечно, с грехом пополам. В конце молебна, после вечной памяти императору Александру I, я произнес многолетие всероссийскому, румынскому, сербскому, черногорскому христолюбивому воинству и защитникам своего многострадального отечества – болгарским дружинам. Это многолетие произвело на болгар сильнейшее впечатление; они не знали, как и чем выразить свой восторг, заговорили громко, зашумели и, подходя ко кресту, целовали меня со слезами радости, а по выходе из школы они устроили мне целую овацию – проводили до самой квартиры с восторженными криками: “Да живей Русский Царь, да живей русский поп на многа лета!” Эта неожиданная овация сильно меня тронула». Отталкиваясь от этого описанного им эпизода, автор «Писем» замечает далее: «Нет, несправедливы те, кто укоряет болгар в недружелюбии к нам, – это совершенная неправда; нужно только уметь говорить и обращаться с народом, нужно уметь затронуть и вызвать его истинные чувства, а высокомерным отношением, несправедливыми укоризнами, грубостью не вызовешь, конечно, этих истинных народных чувств». И затем отец Вакх дает сочувственную и высокую оценку нравственных качеств и образа жизни болгар: «Я не бывал еще в болгарских городах, не знаю, как ведут себя горожане, но сельскими жителями не мог довольно нахвалиться: болгарин прежде всего и, что важнее всего, постоянно трезвый человек; отсутствие кабаков – это величайшее счастье для болгарина и неизлечимая общественная и семейная язва для нашего русского простолюдина! От этого одного болгарин постоянно скромен, сдержан, рассудителен, миролюбив с соседями, а в своей семье это тип доброты, мягкости, самого гуманного отношения ко всем членам семьи и вместе с тем это неизменно верный супруг, всецело преданный своему домашнему очагу. Я часто заходил в семью наших хозяев, подолгу беседовал с ними, расспрашивал до мелочей, заходил в семейства, где квартировали наши врачи и офицеры, просил всех наблюдать семейную жизнь и взаимные отношения в ней, в результате оказывалось везде, что все мы, так называемые образованные русские люди, должны были только восхищаться прекрасным строем болгарской семейной жизни».

http://pravoslavie.ru/111458.html

„ Кровь болгар текла как вода из родника... болгаробойцы убивали каждого, кого увидят, если он болгарин... Главари греков превратились в турецких паша. Село Загоричане было наполнено трупов.... Болгары будут помнить это на протяжении целого века!.... " После окончания Апрельского восстания болгар против турок в 1876 году Экзарх Антим высылает представителям западных государств свой знаменитый меморандум, в котором рассказывает о зверских жестокостях турок над побежденными болгарами. Он решительно отказывает поставить свою подпись под предложенной ему великим визирем декларацией от имени болгарского народа о том, что народ якобы доволен своим положением под властью турок и вовсе нет нужды вмешиваться другим государствам, - главным образом России, которая тогда готовилась к войне с Турцией. Из-за этого отказа Экзарх лишен занимаемого поста и отправлен в заточение в Малую Азию. После окончания Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.), по ходатайству русского правительства, Антим освобожден и возглавляет Видинскую епархию. В 1879 году он выбран председателем Тырновского Учредительного собрания , принявшего Конституцию страны. Преемнику Антима - Экзарху Иосифу (1877-1915 гг.) тоже приходится пережить немало неприятностей от Константинопольской власти во время русско-турецкой войны. После освобождения болгар в 1878 году в границах свободного государства Болгарская Церковь управлялась Синодом во главе с Наместником-Председателем. Экзарх остается в Константинополе, так как много болгар осталось жить на территории Турецкой империи. Берлинский договор разделил территорию Болгарии на Болгарское княжество и на автономную турецкую провинцию - Восточную Румелию, которая в 1885 году присоединилась к княжеству Болгарии. Турецкое правительство не разрешило единого церковного управления для всех болгар. Поэтому и Экзарх Иосиф направил свою деятельность на епархии, оставшиеся в Турецкой империи (во Фракии и в Македонии). И он выполнил блестяще свое задание: благодаря его действиям было открыто несколько начальных школ, Духовная Семинария и болгарская больница.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

В это время болгары поднялись на решительную борьбу за свою церковную и национальную независимость. Эта борьба, продолжавшаяся несколько десятилетий, охватила всю порабощенную Болгарию и сплотила воедино народные силы сопротивления. Стали открываться школы, печататься книги. Церковно-национальные деятели начали настойчивее доказывать право болгар на восстановление автокефалии своей Церкви. В 20-е г.г. XIX ст. начались первые выступления против греческого духовенства, появились требования о замене греческих архиереев болгарскими. В конце 20-х и в 30-е годы XIX в., когда было образовано самостоятельное греческое королевство, эллинизаторские тенденции греческого духовенства в Болгарии заметно усилились. Но в то же время, после успешной русско-турецкой войны 1828–1829 г.г., усилился и рост болгарского национального самосознания и церковного движения. Укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки с 1838 г. стали обучаться в русских духовных академиях, что способствовало появлению образованных монахов-болгар, которые в значительно большей степени соответствовали требованиям епископского служения, чем менее образованные греческие кандидаты. Важным моментом в истории церковно-национального освобождения болгар явились события 1840 г. Паства Тырновской епархии, доведенная до крайнего состояния насилием местного митрополита-грека Панарета – человека грубого, необразованного, в прошлом циркового борца, – обратилась в Константинополь с просьбой о его удалении из Тырнова. Турецкое правительство поддержало эту просьбу. Болгары предложили на вакантное место одного из поборников болгарского возрождения – архимандрита Хилендарского монастыря Неофита Возвели. Но Патриархия сумела добиться назначения на митрополию грека, по имени также Неофит. Архимандрит Возвели был определен при нем лишь в чине протосингела, а вскоре сослан на трехлетний срок на Афон. Там он написал острый памфлет против греческого духовенства: «Просвещенный европеец, полуумершая мать-Болгария и сын Болгарии». Отбыв ссылку, архимандрит Неофит не прекратил своей деятельности. Он вернулся в Константинополь, сблизился здесь с постриженником Хилендарской обители отцом Иларионом Стояновичем. Образовавшаяся в Константинополе большая болгарская община поручила двум этим церковным деятелям ходатайствовать об открытии в Константинополе болгарского приходского храма и о направлении в болгарские епархии архиереев-болгар. По приказанию Патриарха оба ходатая были высланы в Хилендар в монастырскую тюрьму. Неофит там и скончался, Илариону же удалось, благодаря защите русского правительства, выйти на свободу. В 1849 г. в Константинополе была освящена болгарская церковь , которая вскоре стала центром болгарского национально-освободительного движения. В 1858 г. для нее был поставлен специальный архиерей Иларион (Стоянович) с титулом епископа Макариопольского. 8.1.4. Движение за автокефалию. Греко-болгарская схизма и ее прекращение

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Осмотрю могилы наших бедных солдатиков и непременно нахожу, что все они политы и на них наложены сухие васильки» Даже экзотические народные обычаи болгар, которые могли бы показаться проявлением суеверий, воспринимались их по-братски благожелательным наблюдателем в светлом ключе: «У болгар есть обычай часто посещать особенно свежие могилы, чьи бы они ни были, и поливать их водой, непременно в том месте, где голова умершего… Может быть, в основании этого обычая лежит какое-нибудь суеверие, а может быть, это остаток старины глубокой, но мне этот обычай нравится – не по суеверию своему, а по тому хорошему чувству, которое не позволяет забывать усопших, кто бы они ни были, которое побуждает так или иначе выражать к ним свое сочувствие, свою духовную с ними связь… Почти в продолжении целого месяца я ежедневно встречаю на кладбище какую-нибудь старушку-болгарку с большим кувшином свежей воды, и, когда осмотрю вчерашние и прежние могилы наших бедных солдатиков, непременно нахожу, что все они политы и на них наложены сухие васильки… До слез меня трогает этот обычай». Отец Вакх Гурьев замечал и негативные стороны в церковной жизни болгар, при этом прекрасно понимая, что причина их заключалась в многовековом османском иге, под гнетом которого существовала Болгарская Церковь и жил болгарский народ, сохранивший вопреки всему православную веру и свою славянскую народность, свой язык: «У болгар по деревням при всех богослужениях не употребляется церковное пение: священник читает ектению и сам же себе отвечает на все возгласы; поэтому болгары не говорят даже: “служил”, “отправлял”, “совершал богослужение”, а просто: “поп читал” обедню, вечерню, молебен или какое-либо другое молитвословие». И еще одно наблюдение: «Болгары посещают свои храмы очень редко, неохотно и на самое короткое время, для того только, чтобы поставить свечу и затем поскорее уйти домой». Описывая погребение умершего болгарского юноши, совершенное им самим, он писал: «Стройное, звучное пение наших певчих, мое громкое, раздельное, понятное произношение возгласов, молитв, Евангелия, мое облачение, блестящий крест в руках, серебряное кадило – все это вместе производило на болгар сильное впечатление и видимо им нравилось. К погребению собрались почти все жители Трестеника: русский священник хоронил болгарина – событие для них невиданное и неслыханное…

http://pravoslavie.ru/111458.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010