17) имеет право, когда нужно будет, с ведома министра просвещения и церковных дел, назначать богомолье в рабочие дни; 18) имеет право, с согласия министра просвещения и церковных дел, назначать жалование из доходов соответствующих монастырей монастырским старцам и другим лицам монашеского чина, которые живут в монастыре; 19) распоряжается церковными фондами и жертвами благочестивых христиан, которые они завещали церквам, монастырям и на духовную литературу; 20) издает вообще все предписания и определения, касающиеся внутреннего управления церквей и духовенства, в духе церковных канонов и согласно с настоящим законом; 21) представляет свое мнение министру просвещения и церковных дел о согласии или несогласии законов и постановлений, касающихся церкви и духовенства, с духом восточно-православной веры. Поэтому, никакого закона и распоряжений, которые касаются сербской церкви и духовенства, нельзя издать, ни существующих изменить, без предварительного рассмотрения (букв. заслушания) Архиерейского Собора; 22) делает представление министру просвещения и церковных дел о том, чтобы в случае продолжительной болезни архиепископа белградского и митрополита королевства Сербии, был назначен ему заместитель (временный). II. Архиепископ Белградский и Митрополит Сербии §20 Высший предстоятель сербской церкви есть архиепископ белградский и митрополит Сербии. §21 Архиепископ белградский и митрополит Сербии избирается из сербских епархиальных епископов. Он может быть избран и из епископов на пенсии (покое), которые не состоят под каноническим запрещением. Круг действий архиепископа белградского и митрополита Сербии. §22 Архиепископ белградский и митрополит Сербии, кроме обязанностей епархиального епископа, исполняет и следующие: 1) поддерживает единство в иерархии, наблюдая, чтобы между епископами господствовала любовь и полное согласие в делах церкви и ее управления; 2) настаивает, чтобы епископы и все духовенство обоих чинов точно исполняли свое святое служение и всецело преданы были своей церкви и служению;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/za...

К трагической годовщине начала бомбардировок Сербии силами НАТО мы начинаем серию публикаций о Сербии. Сербии земной и небесной, об истории, культуре, музыке, людях, святых земли сербской. Интервью с Патриархом Сербским Павлом было подготовлено несколько лет назад… К трагической годовщине начала бомбардировок Сербии силами НАТО мы начинаем серию публикаций о Сербии. Сербии земной и небесной, об истории, культуре, музыке, людях, святых земли сербской. Это интервью с Патриархом Сербским Павлом было опубликовано в газете в 1997 году в газете « «С любовью к Сербии» . Журналист Николай Кокухин пишет о Патриархе Павле: «Он встает очень рано и, когда все еще спят, служит Божественную литургию, молясь обо всем сербском народе. В его небольшое сердце вмещается вся Сербия. Он мал ростом, но он великан духом у него хрупкие плечи, но на этих плечах он несет тяготы всей нации, у него тонкие пальцы, но этими пальцами, сложенными в троеперстие, он поражает легионы демонов, у него легкое нитяное облачение, но под этим облачением скрыта отважная душа. Народ говорит: это наш Ангел, который покрывает и защищает нас». Ваше Святейшество, начнем с начала Вашего жизненного пути — вспомните Гойко Стойчевича (мирское имя Патриарха Павла — авт.), Славонию, деревню Кучанцы, раннее детство. Я рос так же, как растет и нынешняя молодежь, с той разницей, что сама жизнь была несколько иная и существовали границы, переступать которые было нельзя. А сегодня смотрите, что творится… Я очень рано остался без родителей. Отец, уехав на заработки в Америку, заболел туберкулезом и вернулся домой умирать. Мне тогда не было и трех лет; только что родился брат. Мать спустя несколько лет после смерти отца, вышла замуж и вскоре умерла, брат и я остались с бабушкой и теткой. Мое ощущение материнской любви связано с теткой: я помню ее безграничную любовь, она заменила мне мать, и думаю, что когда умру, первой увижу ее, а потом всех остальных. Семья была религиозной; дети ходили в воскресную школу, учили Закон Божий и уже в первые годы жизни знали «Отче наш», но когда рас- тешь без родителей, чувство Отца Небесного переживаешь намного сильнее. Я слышал об одном ребенке, которого мать оставила, с бабушкой и больше не заботилась о нем; когда он слышал от других детей слово «мама», он бежал домой и ласкал кошку, называя ее «мама»… Тетка нас любила, но за наши провинности мы знали и палку.

http://pravmir.ru/chelovek-kotoryj-ne-na...

В Луганске тоже посетила городскую больницу, передала помощь с лекарствами и всем необходимым для раненых. Была в двух детских домах и от Общества православных женщин Сербии под покровом России подарила детским домам то, что предложило руководство, сладости, украшения к Рождеству. Мы также пожертвовали деньги на самое необходимое. Дети получили ценные исторические книги в подарок от протоиерея Димитрия Котова из Москвы, поддержавшего нашу акцию. Я чувствую необходимость перед всеми поблагодарить нашу сестру Ольгу Суворову, которая помогла купить все лекарства, в чём больше всего нуждались больницы Донбасса. В Луганске мы посетили пять церквей, подарили им иконы из Сербии, Частный Крест и большую иерусалимскую икону. Славяносербск, основанный сербами в XVIII веке, произвел на нас глубокое впечатление, когда встретили красивых девушек в сербских народных костюмах с сербскими обычаями. В храм св. Архидиакона Стефана, построенному сербами в XVIII веке, мы передали икону Божией Матери Печкой из Косово и Метохии, которой, по преданию, крестилась Русь в 988 году. В сё это подтверждает то, что мы один народ. И ещё несколько слов хочу сказать о чудотворной, мироточивой крестоходной иконе св. Царя Николая II , которую Общество православных женщин Сербии под покровом России привезло из Сербии в Россию три года назад, по благословению величайшего сербского духовенства. Крестоходная икона Царя-страстотерпца Николая Второго, написанная в Сербии, принесена по благословению наместника Александро-Невской Лавры епископа Кронштадтского Назария в Свято-Троицкий собор обители в преддверии 800-летия со дня рождения Святого Александра Невского. Икона Царя-Мученика Николая из Сербии побывала уже во многих святых обителях и приходах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В начале этого года она пребывала месяц в Подмосковном Спасо-Влахернском женском монастыре (большое спасибо за помощь председателю регионального отделения Общества православных женщин Тягачёвой Светлане Николаевне), затем в Мурманске, а сейчас находится в Архангельске. И, так как ничто не случайно, мы узнали от владыки Митрофана из Мурманска, что Мурманск основан Николаем Вторым, что ранее город был назван Романовым-на-Мурмане.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/20/o_...

  Посланники этих стран вели двойную игру. А из Петербурга пришла депеша от министра иностранных дел Сазонова со словами Государя: «Пока есть малейшая надежда избежать кровопролития, все наши усилия должны быть направлены к этой цели». Но, как известно, кровопролития избежать не удалось. И вот Сербия получила унизительный ультиматум, сводившийся к требованию полной зависимости её от австрийцев. Королевич-регент Александр немедленно вызвал Штрандтмана и спросил совета, что делать в этой ситуации Сербии и может ли она надеяться на помощь России. Не колеблясь ни минуты, Василий Николаевич произнёс слова, достойные быть высеченными золотыми буквами в будущей книге Русской истории: «Пока в Санкт-Петербурге есть Российский Император, Сербия может быть спокойной».   Они совместно составляют Императору телеграмму, в которой был фактически поставлен вопрос: «Быть или не быть Сербии?» Тогда и пришла в ответ знаменитая телеграмма от Русского Императора. А Василий Николаевич, закончив свою дипломатическую миссию, ибо после начала войны и захвата Сербии австрийцами она потеряла смысл, испросив разрешение у Государя, поступил добровольцем в ряды сербской армии и прошёл с нею весь тернистый путь от первых поражений до победы. Вместе с ней он эвакуировался за пределы Сербии. После того, как королевич обратился к державам со словами: «Сербии больше нет, но армия её жива», и перебросил сербских солдат на восточный фронт, Василий Николаевич оказался на Солунском театре военных действий. Там он участвовал в прорыве и закончил свою военную карьеру в чине капитана сербской армии4.     Василий Николаевич Штрандтман представлял Россию в Сербии фактически с 1914 года до установления Югославией дипломатических отношений с Советским государством в 1940 году.     Еще менее известен в истории старший брат Василия Николаевича. Он также начинал карьеру офицером. Родился будущий афонский монах 4 сентября 1875 года5 в городе Гродно. Крестным отцом его стал Император Александр II. Отец, генерал-лейтенант Николай Карлович, был Царскосельским комендантом. В 1896 году будущий монах закончил Пажеский корпус, был камер пажом Великой Княгини Марии Павловны старшей. Служил в Лейб-гвардейском полку Её Величества, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне, был ранен. Служил адъютантом Великого князя Андрея Владимировича и кончил службу в чине полковника. Награжден золотым оружием за храбрость. Затем, как и большинство русских беженцев, оказался в Югославии 6. Там он принял постриг в одном из монастырей Сербии. Уже будучи на Афоне, постригся в великую схиму. Собственно, нам известно только его монашеское имя – иеросхимонах Никон.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=42&iid=1...

Президент Сербии Борис Тадич: Народ Сербии всегда будет помнить блаженно усопшего Патриарха как искреннего друга и великого деятеля Православной Церкви, который своими духовными качествами при жизни заслужил глубокое уважение. От имени граждан Республики Сербии и своего имени выражаем самые глубокие соболезнования Священному Синоду Русской Православной Церкви, священнослужителям, духовенству, монашеству и всему русскому народу.   Премьер-министр Сербии Воислав Коштуница: Сербский и российский народ прочно связаны нашими Святыми Православными Церквами и глубочайшими взаимными чувствами братской и исторической близости наших народов. Сербия сегодня искренне сочувствует российскому народу по поводу упокоения Его Святейшества Патриарха Алексия II. Сербский народ глубоко благодарен Его Святейшеству Патриарху Алексию II за его молитвенное покровительство сербскому народу, а также за всю поддержку, которую он оказывал в деле сохранения Косово и Метохии в составе Сербии. Его Святейшество Патриарх Алексий II предоставлял и величайшее духовное утешение, подал искреннюю надежду и принес истинную радость сербскому народу в тяжелейшие минуты его истории, когда во время бомбардировок Сербии и Черногории со стороны НАТО в храме святого Саввы в Белграде вместе с Его Святейшеством Патриархом Павлом молился за мир и защиту Сербии и сербского народа. Сербский народ вместе с российским народом искренне радовался, когда благодаря Его Святейшеству Патриарху Алексию II после длительного раскола было восстановлено полное единство Русской Православной Церкви. Президент Молдовы Владимир Воронин: Вся жизнь Святейшего Патриарха Алексия — пример святого служения Господу через молитву и дела свои, приумножения веры людей в лучшее будущее. Православный мир Молдовы будет вечно признателен Патриарху Алексию II, вдохновлявшему наше общество во времена отчаяния и безысходности, умевшему зажечь сердца, пробудить в них надежду и новые силы для устремленности к лучшим чаяниям и идеалам. Его жизненный путь оборвался на самом пике той благородной и благодарной работы, которую вел Святейший по упрочению единства православных народов, по духовному возрождению Русской Православной Церкви. Убежден, что все сотворенное Святейшим Патриархом за краткий миг человеческой жизни будет вечным светом озарять души всех последующих поколений, вселяя в них надежду и укрепляя веру в добро и справедливость.

http://e-vestnik.ru/docs/soboleznovaniya...

Заняв митрополичью кафедру по избранию архиерейского собора с утверждения князя (Милоша) и с согласия константинопольского патриарха (Кирилла), владыка Михаил еще более и шире развил свою архипастырскую деятельность на новой своей кафедре. Занял он свою кафедру после известного политического переворота в Сербии, когда австрофильствующая политика князя Александра Карагеоргиевича возбудила недовольство в народе и заставила его бежать из Сербии, а сербским князем народная скупщина провозгласила в 1858 году старого Милоша Обреновича, оставившего Сербию в 1842 году. После этого и тогдашний митрополит сербский Петр оставил свою митрополичью кафедру в Сербии, удалившись в Австрию, где и занял самостоятельную православную епархию горне-карловицкую (карлштадтскую). Это событие политического переворота создавало не мало затруднений и для деятельности митрополита Михаила. Сторонники австрофильской политики распространяли, как в то время, так и после, нелепый тенденциозный слух, что митрополит Михаил будто бы был в числе противников митрополита Петра – своего благодетеля и действовал заодно с его противниками с целью удаления его с митрополичьей кафедры. Но нелепость этого грубо-тенденциозного слуха открывалась уже из того, что митрополит Михаил тогда же в телеграмме на имя ужицкого епископа Иоанникия, встречавшего приглашенного снова на княжеский престол Сербии Милоша, умолял его упросить князя «удалить опасность, грозящую нарушением церковного мира и позором сербской иерархии». Но этого и других подобного рода фактов, опровергающих нелепость пущенного слуха о натянутых будто бы отношениях митрополита Михаила к митрополиту Петру, было недостаточно для сторонников прежнего порядка вещей в Сербии. Они продолжали вести глухую борьбу против нового направления в политике и в частности затрудняли деятельность митрополита Михаила как избранника наступившей новой эпохи в жизни юной Сербии. Но митрополит Михаил и своею патриотическою, и неусыпною архипастырскою деятельностью скоро успел рассеять до известной степени (но – как оказалось 2 – не навсегда) многие инсинуации врагов нового порядка государственной жизни Сербии и в частности зависть своих недоброжелателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

Нельзя сказать, чтобы труды и этих проповедников могли быть успешны, так как и они учили и совершали богослужение на непонятном для сербов языке греческом. Таким образом христианство не могло прочно привиться к Сербии ни от римских, ни от греческих проповедников. Знаменитые славянские братья св. Кирилл и Мефодий– вот кто имел решительное влияние на судьбу христианства в Сербии. Неизвестно, лично ли они здесь проповедывали христианское учение 78 . Но то несомненно, что сербы доселе благоговейно чтут память их, как первых своих просветителей, и что успехи христианства стали в Сербии гораздо быстрее с тех пор, как проповедь там зазвучала на родном для сербов славянском языке. – Несмотря на то, что византийская православная церковь принимала деятельное участие в распространении христианства между сербами, – церковь сербская до XII века официально все-таки состояла под ведением римской кафедры, и как восточная, так и римская церковь считала сербов своими 79 ), тем более, что между сербами на адриатическом приморье преобладало влияние Рима, а во внутренних областях Сербии– влияние Византии. Такое неопределенное положение Сербии продолжалось до XII века, до времени Немани и сына его Саввы. Стефан Немани крещен был в младенчестве латинским священником, так как в ту пору на его родине было латинское духовенство. Но на 30 году от рождения он отрекся от латинства и снова принял (1143 г.) крещение от православного рашского епископа Леонтия 80 . Так как Немани покорил себе всех удельных жупанов, утвердил верховную власть в своем роде, и, образовав из всех сербских областей одно царство, сделался таким образом единодержавным государем Сербии, – то православные сербы и доселе считают свое историческое существование со дня крещения Немани православным епископом и глубоко почитают не только его самого, но и потомков его. А так как сын его, архиепископ сербский Савва, навсегда упрочил в Сербии православие, организовав вполне церковную сербскую иерархию, – то сербы и доселе называют его своим просветителем 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербские иконы как духовная поддержка Донецку Завершилась очередная акция помощи Ассоциации православных женщин Сербии под покровительством России 06.09.2023 388 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено автором Ассоциация православных женщин Сербии под покровительством России в мае и июне организовала большую акцию по сбору драгоценных икон для разрушенных храмов и монастырей Донецка и Луганск а, которые в настоящий момент восстанавливаются. Сербские священнослужители также пожертвовали красивые кадила, молитвословы и всё необходимое для находящихся под угрозой святынь братского Донбасса. Некоторые пожертвовали деньги на нужды церквей Донецка. Иконы большого формата в основном передаются в храмы, прежде всего в Донецке. Иконы обычного формата вручаются раненым в СВО бойцам и инвалидам боевых действий в знак благодарности от нашей Ассоциации и от сербского народа. Храмы, в которых находятся наши иконы: Скит иконы Касперовской Богородицы, где настоятелем является отец Амвросий, церковь Андрея Первозванного (настоятель отец Алексий), также иконы из Сербии были с большой благодарностью приняты отцом Никитой в Свято-Владимирском храме, а в Покровском храме за сербскую молитвенную помощь благодарен настоятель отец Василий. Кроме того, по четыре большие иконы находятся в храме Андрея Боголюбского, где настоятелем служит отец Алексий. Иконы из нашей сестры Сербии находятся и в храме Равноапостольных императоров Константина и императрицы Елены, где начальствует отец Евлампий, а также в одном из храмов на территории Донецка, церкви Св. Николая, где служит протоиерей Сергий. Этому храму были переданы в дар три большие иконы. Акцию поддержали семь сербских монастырей и пять церквей, а также верующие люди из братской Сербии. Иконы прибыли в Донецк и Луганск уже в июле. В Луганске по благословению епископа Луганского был организован крестный ход на день св. Ильи, где сербские и русские иконы вместе благословили небо и святую землю Луганскую. Нашим действиям в Донбассе помогала Ольга Суворова из СПЖ России и ИППО. Передачу икон под руководством Андрея Шкуренко организовал Фонд святого Андрея Первозванного из Москвы. Акцию всецело поддержала Международная ассоциация православных женщин России, которая организовала круглый стол в Государственном дворце. На круглом столе нас, как представителей Сербии, за наши гуманитарные действия тепло приветствовали представители Русской Православной Церкви и все присутствовавшие на упомянутой встрече по случаю 105-летия Ассоциации православных женщин России.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/06/se...

— Думаю, что и президент, и премьер Сербии, по крайней мере на словах, были на высоте и твердо отстаивали государственную позицию по вопросу Косово и Метохии. Но оба они недостаточно четко определяют ее для мирового сообщества, и это дает повод мировым политикам предполагать, что Сербия не будет предпринимать решительных шагов, поскольку, если говорить о КиМ как о неотъемлемой части Сербии, готовность к сотрудничеству с агрессором — позиция непоследовательная. С агрессорами не может быть никакого сотрудничества. Те, кто хочет признать Косово, не могут быть нашими партнерами, и мы не должны спешить в их общество! — Правительство Сербии отвергло независимость Косово и Метохии и объявило о мерах, которые предпримет против всех, кто признает это фальшивое государство. Как Вы это прокомментируете? — Это правильный шаг, и, несомненно, у Правительства Сербии имеется для этого широкий диапазон мер. Хорошо, что Правительство заблаговременно заняло такую позицию, и, возможно, впервые, не дожидаясь наступления самого события. Но меня беспокоит, что об этом никогда не говорил  президент Сербии. — Недавно Вы заявили, что Сербия должна объявить о намерении купить самые современные системы вооружения в России (и других странах) и направить этой стране приглашение установить свое военное присутствие в Сербии, прислав добровольцев. Не слишком сильно сказано для владыки? — Почему же слишком сильно? Разве нам не нужно вооружение?! Это были мои соображения о том, что нужно было бы выполнить до провозглашения независимости, а не после. Это мое мнение, и я от него не отказываюсь. А захочет ли Правительство подобные шаги предпринять — не знаю. Это не приказ, не принуждение Сербии, а предложение того, что нужно было бы сделать и что дало бы результаты. — Поддерживает ли Вашу позицию Сербская Православная Церковь? — Думаю, что в Церкви нет никого, кто был бы против моей позиции. — Как Вы прокомментируете позицию СПЦ по Косово и Метохии? В последние дни СПЦ опубликовала всего одно сообщение. — Ее позиция анемична! Вероятно, это из-за состояния здоровья Его Святейшества. Церковь должна действовать намного решительнее.

http://pravmir.ru/episkop-rashko-prizren...

У нас в студии был насельник московского Сретенского монастыря, специалист по истории и культуре Сербии иеромонах Игнатий (Шестаков). Мы говорили о том, как отмечают Светлое Христово Воскресение в Сербии. Светлый вечер - (эф. 15.04.2015) - Часть 1 Скачать (MP3 файл. Продолжительность 30:40 мин. Размер 29.5 Mb ) Светлый вечер - (эф. 15.04.2015) - Часть 2 Скачать (MP3 файл. Продолжительность 24:02 мин. Размер 23.1 Mb ) У нас в студии был насельник московского Сретенского монастыря, специалист по истории и культуре Сербии иеромонах Игнатий (Шестаков). Мы говорили о том, как отмечают Светлое Христово Воскресение в Сербии. Ведущие: Владимир Емельянов и Лиза Горская В. Емельянов — Здравствуйте, уважаемые слушатели! Продолжается Светлая седмица на радио «Вера». Вы слушаете программу «Светлый вечер» с Владимиром Емельяновым и Лизой Горской. Христос Воскресе! — продолжаем говорить. Иером. Игнатий (Шестаков) — Воистину Воскресе! В. Емельянов — И радуемся эту неделю. У нас сегодня в гостях иеромонах Игнатий Шестаков — он насельник Сретенского монастыря. Здравствуйте! Иером. Игнатий (Шестаков) — Здравствуйте! Христос Воскресе! В. Емельянов — Воистину! Наше досье: Иеромонах Игнатий (Шестаков) родился в Москве в 1974 году. Окончил исторический факультет Московского университета, с 2000-го насельник Московского Сретенского монастыря. Автор более сотни статей по истории Сербской Православной Церкви. Многолетний автор «Православной энциклопедии», член Союза писателей, редактор сербской версии портала Православие.Ru. В. Емельянов — Мы хотели бы с вами поговорить сегодня, в продолжение наших разговоров о пасхальных обычаях и традициях… Л. Горская — В мире. В. Емельянов — Да, в мире. О пасхальных традициях в Сербии. Чем наши пасхальные традиции отличаются от сербских. Л. Горская — И отличаются ли, вообще? Иером. Игнатий (Шестаков) — В общем и целом разница не очень большая. Я бы даже так сказал, лучше говорить не в Сербии, а у сербов, потому что сербы не только в Сербии живут. Есть очень много сербов в Боснии и Герцеговине, в Черногории и в Хорватии. Надо сказать, что каких-то особенных таких отличительных черт в пасхальных традициях я бы не назвал. То же самое — те же поздравления: Христос Воскрес! — Воистину Воскрес! (говорит на сербском языке). Всё это наполнено такой радостью семейного праздника и, конечно, литургической радостью — люди стараются сейчас быть как можно больше в церкви и причащаться Святых Христовых Тайн. А что касается каких-то традиций, обычаев, ну, тоже можем видеть и пасхальные яйца — в разных регионах разные традиции существуют, даже к этим яйцам особым образом относятся, как к особым святыням. Например, расписное яйцо хранят в семейном иконостасе, иногда целый год, потом на следующий год пишут новое. Конечно, оно с христианской символикой.

http://pravoslavie.ru/78760.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010