Хотя при заключении Люблинской унии между Литвою и Польшею было постановлено, что русские и литовцы будут пользоваться всеми правами наравне с поляками и русским будут издаваться указы и грамоты только на русском языке, но скоро начались отступления от этого закона. В 1576 г. все дворяне воеводства Брацлавского писали к королю Стефану Баторию, что к некоторым из них недавно присланы из королевской канцелярии грамоты не на русском, а на польском языке вопреки Люблинской унии и просили, чтобы король приказал впредь выдавать или присылать к ним грамоты из королевской канцелярии не на ином как на русском языке. Опираясь на то же постановление люблинского сейма, русские в Галиции старались и себе исходатайствовать равенство прав с поляками, не жалея для того никаких издержек. И король Сигизмунд Август издал на варшавском сейме, 20 мая 1572 г., грамоту, которою объявлял, что русские в Галиции наравне с прочими жителями имеют право на общественные должности, могут владеть движимым и недвижимым имуществом и вести торговлю, и запретил под страхом пени в 2000 угорских золотых притеснять или преследовать как самих русинов, так и их православное духовенство. Но эта грамота, особенно в городе Львове, не исполнялась поляками. Подтверждали ее потом по просьбе русских король Генрих Валуа (15 апреля 1574 г.) и король Стефан Баторий (26 марта 1577 г.), но без всякой пользы: притеснения русских, несмотря на все их протесты, не прекращались, тем более что сам же Баторий в 1578 г. ограничил права русских, предоставленные означенною грамотою. Все это, впрочем, для многострадальной Галиции было явлением обыкновенным. Но скоро начались притеснения православным не в одной Галиции, но и в великом княжестве Литовском. III В июне 1579 г. кафедру Литовской митрополии занимал уже новый нареченный митрополит, Онисифор Петрович Девоча, или Девочка. Родом он был, как можно догадываться, из галицких дворян и до поступления на митрополию имел в своем управлении, еще по грамоте короля Сигизмунда Августа, Лаврашевский монастырь, который потом удерживал за собою и в продолжение своего митрополитствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Другие выражали еще более решительные протесты против проведения митрополитом П. Филяса на Станиславовский архиерейский престол и предлагали самые решительные меры к недопущению этого. «Если теперь будет замещен Станиславовский епископский престол, как все громко говорят, игуменом Львовского монастыря о. Филясом», читаем, напр., в одной статье, посвященной вопросу о замещении Станиславовской кафедры, «то это будет служить знаком того, что наши друзья (разумеются иезуиты) не отступили от своего заветного стремления, т. е. латинизации русской церкви и ополячения русского народа. Для избежания таких злых последствий у нас, нет другого исхода, как только, по замещении архиерейского престола не по нашему желанию, созвать во всех поветах Галиции народные веча и, наглядно представивши народу грозящую нашей церкви опасность, избрать уполномоченных из среды независимых и любящих свой обряд мирских людей, чтобы они отправились прямо к папе в Рим и, указавши на всякие злоупотребления, просили о покровительстве и защите русской церкви в Галиции». Такие и подобные им решительные протесты, по-видимому, возымели надлежащее действие на кого следует. По полученным нами в самое последнее время сведениям из Галиции, сам Платонид Филяс, который сначала настойчиво домогался архиерейства, был уверен в получении епископского сана и даже принимал поздравления с этим, теперь решительно отказался от мысли об архиерействе и далее совсем оставил Галицию, выехав за океан, в далекую Канаду с целию миссионерскою. Этим самым он, несомненно, и с плеч митрополита Андрея Шептицкого снял нелегкое бремя. В последнее время для митрополита Андрея Шептицкого явилась новая забота, возникшая по поводу 25-летнего юбилея римского папы, исполнившегося (юбилея) в октябре 1902 года. Здесь опять во всей силе сказалось двусмысленное положение митрополита Андрея Шептицкого. Он первый предложил духовенству и всем верным галицко-русской церкви принять участие в папском юбилее. 8 августа 1902 года было первое заседание особого комитета, под председательством митрополита, причем было решено, с одной стороны, устроить паломничество галицко-русских верных во главе с митрополитом в Рим ко дню юбилея (20 октября 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

В конце войны в результате дипломатических переговоров между СССР и зап. державами Перемышль и Лемковщина были отданы Польше. Лемкам разрешили выбирать подданство, многие переселились в советскую Зап. Украину. Оставшихся в Польше ждала трагическая судьба - в Лемковщине хозяйничали польск. террористические банды, затем бандеровцы. После убийства ими ген. К. Сверчевского весной 1947 г. лемки были выселены польск. правительством в зап. польск. земли - В. Силезию (операция «Висла»). Лишь в последние годы потомки переселенцев получили возможность вернуться на родные земли, там действуют правосл. церкви и мон-ри, входящие в Перемышльско-Новосондецкую епархию ПАПЦ. После окончания второй мировой войны по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами были арестованы все униат. епископы в Галиции во главе с митр. Иосифом Слипым ; почти одновременно было разгромлено движение «русских галичан», обвиненных в «буржуазном национализме». В послевоенные годы власти проводили украинизацию Галиции, куда переселилось много выходцев из Вост. Украины. На Львовском Соборе 8-10 марта 1946 г., готовившемся с 1945 г. инициативной группой во главе с униат. прот. Гавриилом Костельником при активном участии советских властей, было принято решение об упразднении Брестской унии и о воссоединении греко-католич. духовенства и мирян с РПЦ. В февр. 1946 г. в Галиции были учреждены правосл. епархии - Станиславская (с 1962 Ивано-Франковская ) и Дрогобычская (21 окт. 1959 вошла в состав Львовской епархии). 20 сент. 1948 г. протопр. Гавриил Костельник был убит укр. националистами. После 1946 г. в Галиции официально существовали 2 христ. Церкви - православная, окормлявшая основную массу верующего населения, и католическая, к к-рой принадлежали преимущественно поляки, жившие во Львове и др. городах. Нелегально существовавшая униат. Церковь имела общины, мон-ри, даже семинарии. После посещения М. С. Горбачёвым папы Римского в дек. 1989 г. началась легализация униат. Церкви, в т. ч. на Зап. Украине. Однако еще ранее униаты приступили к насильственному захвату правосл. храмов, осуществлявшемуся обычно при поддержке местных органов власти и самоуправления; пик насилий пришелся на 1993 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Платон Корниляк — род. в 1920 г., ум. в 2000 г. Уроженец Буковины. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия, доктор философии. С 1959 г. — титулярный епископ Кастра ди Марте, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Германии. С 1996 г. — на покое. Владимир Маланчук — род. в 1904 г., ум. в 1990 г. Уроженец Галиции. С 1925 г. — монах ордена редемптористов. С 1931 г. — священник Греко-католической Церкви. Доктор философии. С 1961 г. — титулярный епископ Епифании, апостольский экзарх для украинских греко-католиков Франции. В 1982 г. ушел на покой. Августин Горняк — род. в 1919 г., ум. в 2003 г. Родился в Югославии в семье выходцев из Галиции. Монах Базилианского ордена. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1961 г. — титулярный епископ Ермонтиса, помощник римско-католического архиепископа Вестминстера — для греко-католической паствы. С 1963 г. — апостольский экзарх для украинских греко-католиков Англии и Уэлса (с 1967 г. — Великобритании). В 1987 г. ушел на покой. Ярослав Габро — род. в 1919 г., ум. в 1980. Родился в Чикаго (США) в семье выходцев из Галиции. Монах Базилианского ордена. С 1945 г. — священник Греко-католической Церкви, доктор богословия. С 1961 г. — украинский греко-католический епископ Чикаго. Андрей Сапеляк — род. в 1919 г. Уроженец Галиции. С 1946 г. — монах Салезианского ордена. С 1949 г. — священник Греко-католической Церкви. С 1961 г. — титулярный епископ Севастополя Фракийского, помощник латинского архиепископа Буэнос-Айреса, апостольский визитатор для украинских греко-католиков Аргентины. С 1968 г. — экзарх для греко-католиков Аргентины. С 1978 г. — епископ украинской греко-католической епархии Святой Марии в Буэнос-Айресе. В 1997 г. ушел на покой и возвратился на Украину. ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 2. Д. 508. Л. 130–131; Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). «Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II». Кардинал Иосиф Слипый (биография); Архив ЦНЦ «Православная энциклопедия». Ф. ОВЦС МП. Д. 18/355 (U II). «Материалы к изучению взаимоотношений Москвы и Ватикана. Организации, биографии. II». Иосиф Слипый.

http://bogoslov.ru/article/374275

458 Примеч. источника: На журнале заседаний, посланном архиепископу Кириллу, тот поставил резолюцию: «С постановлениями духовенства ознакомился с чувством полного удовлетворения». 465 Архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский). Владыка Вениамин не присутствовал на собрании по причине нежелания «стеснять своим присутствием свободу высказывать свои мысли» для подведомственного духовенства. 473 Серебряные коронационные наперсные кресты были установлены в 1896 г. в честь коронации Николая II для ношения всеми священниками. 482 Варнава (Накропин), архиепископ Тобольский и Сибирский. Имел репутацию ставленника Г.Е. Распутина. Согласно определению Св. синода 1219 от 78 марта 1917г. Варнава был уволен на покой (ЦВ. 1917. 915. С. 69). 483 Речь идет о присоединении к местному комитету известной левой организации – Всероссийского крестьянского союза. 484 Уния – определенное слияние вероисповеданий православного и католического, при котором, с одной стороны, признается главенство римского папы и некоторые догматы католичества, а с другой – допускается сохранение восточно-православного обряда, богослужение на родном языке, допускается брак духовенства и проч. Приходы Греко-униатской (Греко-католической) церкви были широко распространены в пределах Царства Польского и Галиции (см. подробнее: Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 68. С. 818, 821830; Алексеева С.И. Указ. соч. С. 206222). 485 Съезд духовенства, эвакуировавшегося на Волынь из района военных действий, состоялся в Житомире. Русские войска под натиском германской и австрийской армий отступили из Галиции во второй половине апреля 1915 г. Летом 1916 г. на территории Галиции вновь шли активные боевые действия, вызванные прорывом австрийской обороны генералом А.А. Брусиловым. Во второй половине июня 1917г. российской армией в Галиции вновь предпринималась попытка наступления, целью которого было овладение ее столицей – Львовом (см.: Милюков П.Н. Указ. соч. С. 28; Уткин A.M. Указ. соч. С. 137, 237, 238, 250, 375).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как видно, Киприан действительно был в очень хороших отношениях с Ягайлом и Витовтом, но искал ли он этих очень хороших отношений для пользы Православия в Литве или наоборот потому имел их, что не слишком заботился о Православии, решить это трудно и мудрено... Мы говорили выше, что до 1371 года, если был поставляем особый от Москвы митрополит для юго-западной Руси, то поставляем был вместе для литовской Руси и для Галиции, так что литовская Русь и Галиция составляли одно церковное целое, и что в 1371 году был поставлен для Галиции отдельный митрополит от Литвы, которая осталась за митрополитом московским (св. Алексием) и которая вскоре потом получила своего отдельного митрополита, т. е. отдельного от Москвы и Галиции, в лице Киприана. Когда Киприан в 1390 году занял кафедру митрополии всея России, то он соединил под собой кафедры Москвы и литовской Руси, но кафедра Галиции осталась вне этого соединения особой митрополией. Поставленный в 1371 году в митрополиты галицкие епископ Антоний жил далее 1390 года, когда Киприан занял в Москве кафедру митрополии всея России, т. е. собственно Москвы и Литвы, и умер или в конце 1391 или в начале 1392 года 665 . После смерти Антония Галиция не была присоединена к митрополии всея России или московско-литовской, а по-прежнему осталась отдельной митрополией. Немедленно по смерти Антония, с соизволения короля польского, т. е. Ягайла, вступил в заведывание митрополией луцкий епископ Иоанн, с тем, чтобы стать потом действительным митрополитом. После около полуторагодичного заведывания митрополией, во второй половине 1393 года, он отправился в Константинополь искать поставления в действительные митрополиты. Но незадолго до его прибытия в Константинополь пришёл к патриарху посол Киприана с грамотой последнего, в которой он – Иоанн был обвиняем в каких-то очень важных винах по отношению к епископу владимиро-волынскому. Патриарх предположил было вызвать в Константинополь епископа владимирского, чтобы между ним и обвиняемым произвести суд. Тогда Иоанн, несмотря на все убеждения патриарха дождаться прибытия епископа владимирского, бежал назад в Галицию, с намерением выдавать себя там за митрополита, поставленного патриархом 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Большая часть публикаций З. по истории приходилась на 30-40-е гг. XIX в., написаны в основном на польском, реже на немецком языке. Первую историческую ст. «Die griechisch-katholische Stavropigialkirche in Lemberg und mit ihr vereinigte Institut» (Греко-католическая ставропигиальная церковь во Львове и соединенный с ней институт) издал в венском ж. «Neues Archiv für Geschichte, Staatenkunde, Literatur und Kunst» (1830. Bd. 21(2). S. 605-609). Она была написана на основе архивных документов: грамот, привилегий и др. Автор рассматривал историю Ставропигийского братства, впосл. преобразованного в ин-т, останавливался на борьбе братства за свое существование и права. О вынужденном переходе орг-ции в унию сообщал нейтрально («согласие братства на соединение с Римом»). Статья положила начало целому ряду фундаментальных трудов З. по истории Галиции. Во 2-й пол. 30-х гг. З. начал работу над соч. «Rys do historyi Narodu Ruskiego w Galicyi i hierarchii cerkiewnej w teme Królestwie» (Очерк истории русского народа в Галиции и церковной иерархии в этом королевстве). В 1837 г. вышел в свет 1-й вып., охватывающий период от введения христианства на Руси до 1340 г. Планировалось довести изложение до XIX в., но продолжить публикацию не удалось. Вышедшая на польск. языке в 1844 г. «Хроника города Львова» была серьезно искажена цензурой. Нек-рые работы З. были напечатаны в России на страницах «Журнала Министерства народного просвещения» , «Чтений в Обществе истории и древностей российских» (ЧОИДР) и др. в переводе на рус. язык. Бодянский перевел с польского и напечатал в 1845 г. текст «Очерка истории...» под заглавием «Критико-историческая повесть временных лет Червонной или Галицкой Руси» со своим предисловием. В ст. «Начало унии» З. обратился к болезненной для русинов теме. Сам историк тяготел к Православию, но до конца жизни оставался униатом, т. к. правосл. Церковь в Галиции была ликвидирована, не сохранилось ни одного приходского правосл. храма. Разбирая архивные документы, делая к ним большое количество научных примечаний, З. доказывал, что с самого начала уния имела не духовные, а политические причины. Автор писал, что она «обрушила необоромый ряд бедствий не только на раздвоенный ею народ Русский, но и на самих Поляков. Ручьями лилась братняя кровь, гонениям не было конца. Уния подала знак к страшным Козацким войнам, истребившим до мильону людей, обратившим в пустыню богатые Русские области и приведшим к падению подкопанное уже безначалием здание Польского государства» (Начало унии. 1848. С. 36). Такая статья не могла быть опубликована в Галиции, она была переведена с польск. языка на русский и вышла в ЧОИДР.

http://pravenc.ru/text/200107.html

Разве обращение униата к православному священнику за исполнением духовной требы не свидетельствует об его вере в православную церковь , в благодатные полномочия ее служителей? Разве это его обращение нельзя признать равносильным присоединению? С точки зрения книжников я окажусь неправым, но я и тогда считал и теперь считаю, что только такой способ действия в Галиции мог быть правильным и прежде всего целесообразным: закону Христовой любви он отвечал, основ церковного учения не нарушал, верно вел к цели и предотвращал возможность для униатов новых ненужных страданий за веру. В конце записки я ставил условие, без соблюдения которого я не могу ручаться за успех работы: чтобы ни Св. Синод, ни обер-прокурор Синода не вмешивались в мою работу в Галиции и не ставили мне никаких препятствий при осуществлении намеченного плана. Прежде чем представить записку Государю, я ознакомил с нею архиепископа Константина, а затем генерала Алексеева, графа Бобринского, ген. Эльснера – начальника снабжения Юго-западного фронта, которому был подчинен галицийский генерал-губернатор и генерала Воейкова, как человека практического и близкого к Государю. Первый признал мою записку резонною, с церковной стороны; последние все одобрили ее с государственной точки зрения. После этого я представил ее Государю. На другой день через ген. Алексеева я получил обратно свою записку с собственноручной надписью Государя: «Одобряю». Вслед за тем состоялось высочайшее повеление о возложении на меня заведывания всем церковным делом в Галиции и Буковине, причем мне предоставлялось право иметь особого помощника, на правах главного священника фронта. Как уже говорилось раньше, в то время лишь небольшой уголок Галиции с городом Тарнополем был занят нашими войсками, но ждали наступления и в успехе не сомневались. Я должен был приготовиться, чтобы при расширении территории сразу же взяться за работу. Прежде всего я занялся приисканием себе помощника. Выбор мой остановился на ординарном профессоре Киевской Духовной академии, докторе церковной истории, прот. Ф. И. Титове.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Ликвидация ее в 1839 году народ объединила. Уния в Восточной Галиции украинский народ разъединяла. Это бесспорный исторический факт. Трагизм только в том, что выполнение задачи объединения народа совершено в путях насилия и при помощи безбожной власти, что компрометирует все дело. Ликвидация унии в Восточной Галиции имела место на церковном Соборе, который состоялся 8 марта 1946 года во Львове, в историческом храме Св. Юра. Перед этим, 24 февраля, в Воздвиженской церкви Киево-Печерской лавры была совершена хиротония униатских священников – о. А.Пельвецкого во епископы Станиславовские и о.Михаила Мельника во епископы Перемышльские, каковую епархию переименовали в Самборско-Дрогобицкую. Львовским епископом оставался епископ Макарий. На Соборе присутствовало 216 священников. Собор был открыт о. перед тем награжденным митрой. Это свидетельствовало о внутреннем распаде в самой униатской церкви. «Навсегда прискорбная по выражению папы Пия IX, «измена» митрополита Иосифа Семашко в 1839 году, когда уния была ликвидирована на Соборе в Полоцке, нанесла очень тяжелый удар Риму. В настоящее время, после насилий над православным народом в Польше в 1938 году, каковые насилия совершались не только при равнодушии католического духовенства, но до некоторой степени возбуждались последним, трудно Риму протестовать против насилий советской власти в Восточной Галиции в 1946 году. Трудно потому, что советская власть является врагом религии, а Польша утверждала и утверждает себя оплотом христианства на Востоке. Рим сам себя связывает в борьбе с властью враждебной религии. Поведение епископа д’Эрбиньи в Москве в 1925 году укрепило собою не христианство против безбожия, а советскую власть. Рим давно поставил крест на Галицийской унии как на средстве обращения православных в католичество. В результате иезуитами был создан «восточный обряд». Папа Пий XI так и не постиг глубокой пропасти между своими чистыми побуждениями и сомнительной практикой иезуитов, которые считали старую унию совершенно негодным средством для католической миссии в России. Вторая мировая война смела без остатка все, что было создано «восточным обрядом» в Польше. Перекроив географическую карту Европы, она ликвидировала унию в Восточной Галиции. Здесь опять оказалась налицо «прискорбная измена» высоко стоящих и видных представителей униатского духовенства. Без этой измены советская власть оказалась бы в большом затруднении. Эта потеря для Рима весьма значительна потому, что ликвидирован последний центр славянской унии в Европе. Будущее можно определить или как решительное столкновение католичества с советским безбожием, или как встречу католичества и Православия в освобожденной от безбожной советской власти России. Ни «восточного обряда», ни унии между Православием и католичеством в России в складывающейся исторической обстановке представить себе нельзя. Никогда не было так ясно, что соединение церквей должно быть осуществлено иными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Базилиане обыкновенно везде находятся в дружбе и союзе с радикальною украино-фильскою партиею, с которою вместе действуют против духовенства народно-русской партии. Одним из важных успехов, достигнутых базилианами, руководимыми о.о. иезуитами, было проведение на архиерейскую Станиславовскую и затем даже на митрополичью кафедру своего базилианина. Ободряемые этим последним, действительно, великим и важным успехом, базилиане в последнее время усиленно стремятся к тому, чтобы захватить в свои руки и другие архиерейские кафедры, а также и Львовскую духовную семинарию. Если это совершится, – что очень вероятно, – то окончательное окатоличение галицко-русской церкви сделается вопросом близкого будущего... У автора (Киев. Андреевский спуск, д. 21) и в редакциях «Трудов Киевской Духовной Академии» и «Киевских Епархиальных Ведомостей» можно получать сочинения: 1) Феоктист Мочульский, архиепископ Курский. Киев. 1894 г. Ц. 60 к. 2)  Макарий Булгаков , митрополит Московский и Коломенский т. I. К. 1895 г. Ц. 3 р. т. II К. 1903 г. Ц- 2 р. 3) Духовные школы Курско-Белгородской епархии. Вып. I u II. К. 1895 г. Ц. 3 р. вып. III. К. 1896 г. Ц. 3 руб. 4) О современном состоянии русского сектантства К. 1898 г. Ц. 30 к. 5) О православии и о значении православной веры в истории русского народа К. 1900 г. Ц. 20 к. II Kpumuko-бuблuorpaфuчeckuй обзор новейших трудов по истории русской церкви. Вып. I К. 1901 г. Ц. 20 к Вып. К. 1902 г. Ц. 20 к. 6)  Кирилл Наумов , епископ Мелитопольский, бывший начальник русской миссии в Иерусалиме (Очерк из истории сношений России с православным Востоком). К. 1903 г. Ц. 2 р. ИИ 1 Любопытно, что в исчислении русского населения в Галиции замечается большая разница между показаниями шематизмов униатских, которые теперь редактируются базилианами и по показаниям которых за 1900 год в Галиции было русских 2.982.456 чел., и сведениями обще­государственной переписи, которыми и мы пользовались. Читать далее Источник: Русское духовенство в Галиции : (Из наблюдений путешественника) : Церк.-ист. очерк/[Соч.] Свящ. Ф.И. Титова. - Киев : тип. Имп. Ун-та св. Владимира, 1903. - II, 132 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010