Причина происшедшего раскола, впрочем, заключается не в самой деятельности «Ризницы». Эта причина коренится в господствующей среди галицко-русского духовенства партийной борьбе. Дело в том, что заведывание делами «Ризницы» до последнего времени находилось в руках духовенства, при надлежащего к старорусской, или народно-русской партии. В то же самое время единственное во всей Галиции женское учебное заведение, в котором доселе могли получать образование, – сколько-нибудь удовлетворительное и соответственное интересам русского народа вообще и, в частности, русской церкви и духовенства в Галиции, – именно женский институт в Перемышле перешел недавно в руки сторонников младо-русской, или украинофильской партии, крайних сепаратистов, которые стремятся всячески оттереть от института не только духовенство народно-русской партии, но и вообще белое духовенство. В виду этого среди членов и деятелей «Ризницы» возникла симпатичная мысль основать свой женский институт, в котором могли бы воспитываться дочери духовенства. Но против этого проекта со всею решительностию выступили члены «Ризницы», принадлежащие к украино-фильской партии, и в своем ожесточении против своих же собратьев дошли до того, что объявили даже бойкотирование «Ризницы»... Печальная картина этого бойкотирования, чрезвычайно ярко характеризующая нравы галицко-русского духовенства и особенно известной части его, и ныне продолжает смущать всех преданных и благоразумных членов галицко-русской церкви. Глава четвертая. Галицко-русские дьяки (Бесправное и приниженное положение дьяков в Галиции. Общественное служение их. «Дьяковский глас» и «Дьяковские общества») Клир галицко-русской греко-католической церкви, но подобию римско-католической церкви, состоит из епископов и пресвитеров. Диаконов в ней нет. Только при архиерейской капитуле имеется должность архидиакона, но и то почетная, которую занимает обыкновенно один из самых видных крылошан – протоиереев. Во Львове, напр., должность эту занимает бывший ректор духовной семинарии, митрофорный протоиерей Л. Туркевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

проводников лат. влияния. Ставший в 1901 г. митрополитом греко-католич. Церкви Андрей Шептицкий , выходец из монахов-В., не стремился к восстановлению влияния ордена в униатстве, что было связано с подготовкой им реформы, направленной на очищение униатства от лат. влияния и придание греко-католич. Церкви Галиции ярко выраженного национального укр. характера, что не отвечало интересам В. Шептицкий пытался устранить монопольное положение В. в униатском монашестве в Галиции: в 1905 г. им основан первый греко-католич. мон-рь для монахов-студитов в Скнилове близ Львова. В 1913 г. он передал мон-рь в Уневе близ Львова приглашенным бельг. редемптористам , часть к-рых перешла на вост. обряд, создав греко-католич. ветвь ордена. Общины василианок активно использовались Шептицким для расширения социально-благотворительной деятельности униатской Церкви. Для них в 1909 г. он составил и утвердил новый устав, получивший имя Иосифа Вельямина Рутского. Большинство укр. жен. гимназий, учительских семинарий, школ, сиротских приютов и интернатов Галиции в нач. ХХ в. находились под рук. василианок. Проводимые Шептицким реформы во многом не удовлетворяли требований В., поэтому они перенесли свою деятельность в Европу и особенно в Америку. В 1889 г. они создали первую миссию в Сев. Америке, в 1902 г.- в Лат. Америке, направили миссионеров на Буковину, в Боснию и Болгарию. Появились новые мон-ри ордена в регионах наибольшего расселения западно-укр. эмигрантов, в США, Канаде, Аргентине и Бразилии. В 1931 г. на генеральном капитуле В. орден был разделен на провинции. Тогда же приняли решение о переносе резиденции генерала ордена и его руководящих структур в Рим. В 1932 г. папа Пий XI утвердил новое офиц. наименование ордена - Василианский орден св. Иосафата, к-рое сохраняется до наст. времени. К 1939 г. в составе ордена было 3 провинции: Галицкая, Закарпатская и Американо-Канадская. В 40-х гг. к ним добавились еще 3: Чехословацкая, Венгерская и Румынская. В 1939 г., после присоединения Галиции к Украинской ССР в составе Советского Союза, василианские мон-ри наряду со всеми др.

http://pravenc.ru/text/150475.html

В глазах курии, конечно, так называемая уния с Римом никогда не рассматривалась иначе, как переходная ступень для полного подчинения униатов Риму. К счастью, среди обездоленного русского народа в Галиции нашлись патриоты и отцы, которые мужественно, не щадя живота, борются против угрожавшей ему духовной смерти, каковым был особенно доблестный протоиерей Иоанн Наумович. В январе 1883 года он обратился к папе со своей знаменитой запиской, в которой доказывал, что уния греко-католической церкви с Римом есть историческая неправда, которая как такая неизбежно погибнет и уничтожится в будущем. В одновременном письме в «Венскую Всеобщую Газету» он вместе с тем жаловался на «поистине невероятные действия иезуитов», напоминавшие собою о средствах, к которым некогда прибегала инквизиция. За это, как известно, он был отрешен от должности и, хотя нашел себе радушный прием в православной России, но к великому огорчению всех его друзей и почитателей скоропостижно скончался при обстоятельствах, справедливо возбуждающих догадку об участии в этом тайной руки на все способного иезуитизма... В львовском университете в Галиции пущены были в ход все испытанные средства, чтобы оттеснить русский элемент и вес предоставить полякам. Когда вместе с тем в Галиции, да и вообще в Австрии, усилилось польское верховенство, то бедный русский народ вполне почувствовал всю горечь того и духовного и политического рабства, в котором он оказался, и тут вполне обнаружились те горькие плоды, которые породила пресловутая уния. В подтверждение этого можно бы привести массу примеров из жизни всех церквей, состоящих или состоявших под главенством папы. Но именно в злополучной Галиции «уния» особенно наглядно раскрывает пред всем миром свою внутреннюю сущность и свои цели. Львовские митрополиты, пользующиеся особенным благоволением Ватикана и состоящие вместе с тем «тайными советниками» австрийского императора (как прямо значится в их официальном титуле) действуют в интересах достижения целей унии с неподражаемым усердием, как особенно прославился в этом отношении печальной памяти митроп.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

По освобождении Галиции от Венгров и Поляков Великим Князем Романом Данииловичем, Папа Иннокентий IV, приглашал в 1027 году Романа покориться вместе с Галицкою Церковью Римскому Престолу. Но когда Папский легат уверял Романа, что Папа мечем св. Петра покорит Князю народы; то Роман, указывая на свой меч, отвечал: «Такой ли меч у Папы? Пока мой при мне, он даёт мне земли, – не имею нужды в другом.» По смерти Романа, призванный Галичанами на Царство Андрей Коломан Венгерский, приведши с собою множество разной сволочи, был коронован Латинским Архиепископом и в след за тем, изгнал было из Галиции православных Пастырей; но вскоре Мстислав Храбрый очистил Галицию от нашествия Латыни и Венгров. Галицкий Князь Даниил, в надежде, что при помощи Папы успеет свергнуть с России иго Монголов, сблизился было с Папою Иннокентием IV. Объявив в 1257 году Даниилу, что принимает его с царством под своё покровительство, Папа отправил к нему Доминиканцев и надеялся чрез них распространить в Галиции Латинство; также писал к сыну Князя Василька Иоанну Безземельному, называя его Королём. Вместе с тем, поручив Даниила тайному надзору Прусского Архиепископа, он, с одной стороны, в виде милости, дозволял Галицкой Церкви удержать все обряды Греческой, а с другой – настоятельно домогался, чтобы Даниил со всеми вельможами дал присягу на верность. Но этот Князь в 1249 году выслал Латинского Архиепископа с его клевретами из Галиции, и хотя Папа прислал Даниилу корону и скипетр, однако он оставил Папу, не получив от него ожидаемой помощи против Татар, которые, по меньшей мере, не допускали в восточные Русские области Папских миссионеров 99 . Ещё меньше успеха имело Папство на северо-западе России. Высланные Папою в Лифляндию Крестоносцы, в продолжении сорока лет, крестили бедных Ливов, Латышей и Чудь огнём и мечем, пока не подвергли их тяжкому игу своего рабства. в след за сим Папа высылал крестовые походы на Россию то из Лифляндии, то из Швеции. – В 1240 году, Шведский Король, по повелению Папы, взяв с собою Латинских Епископов, устремился на Россию с войском и хотел крестить Русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

О чем бы ни заговорил проповедник, он старается как можно скорее покончить с догматическими и катихизическими сюжетами и перейти к современной жизни. Самые примеры, которые галицко-русские проповедники так любят употреблять в своих проповедях для пояснения своих мыслей, они, видимо, стараются брать не из библии и даже не из священной и церковной истории, но преимущественно из окружающей действительной жизни, или из гражданской истории. Особенно памятна нам в этом отношении одна проповедь, слышанная нами в церкви св. Николая на Жолкевской улице во Львове. Проповеднику, который обращался со своим словом к слушателям, состоявшим почти исключительно из простолюдинов, нужно было пояснить ту мысль, что в царстве небесном – много обителей, которые раздает Спаситель верующим в Него, сообразно с их заслугами. Лучшего примера для этого проповедник не нашел, кроме факта раздачи Александром Македонским своего царства своим военачальникам-диадохам. Казалось нам, что слушатели совершенно не поняли проповедника. Несмотря на такие недочеты в проповедничестве галицко-русского духовенства, проповеди и слышанные и читанные нами в галицко-русских периодических духовных изданиях производили на нас всегда общее самое благоприятное впечатление. Что особенно хорошо у галицко-русских проповедников, так это, без сомнения, хороший навык произносить проповедь живою, свободною, разговорной речью. Быть может, этим именно объясняется и то, что нам никогда не приходилось наблюдать в галицко-русских храмах массового выхода из храма богомольцев пред и во время произнесения проповеди. Одну из отличительных особенностей проповедничества галицко-русского духовенства составляет публицистический характер его. Это – не случайное явление. Оно обусловливается самым положением греко-католического духовенства в Галиции. Галицко-русское духовенство представляет передовой, руководящий и притом единственный интеллигентный класс русского населения Галиции. По последним статистическим сведениям, русское население Галиции равняется 3.103.410 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Постановили: П ринять заслушанную резолюцию к сведению. Доклад К. Н. Николаева «Восточный обряд» XIV. Слушали: нижеследующий доклад K. Н. Николаева. Восточный обряд. I Катастрофа Русской Православной Церкви, обнимающей 9/10 всего православного мира, открыла перед Римом перспективы, о которых он всегда мечтал, хотя и считал эти мечты химерой. Пока была православная Россия, наследница Византии, хранительница догматов православной веры и всякого в Церкви благочиния, мог подыматься, и то без всякой надежды на успех, вопрос о соединении Церквей Восточной и Западной, – одинаково сильных, лишь только в виде унии. Идея унии, нашедшая свое теоретическое выражение на соборах Лионском и Флорентийском, практически была осуществлена после Брестского собора 1596 года на землях Галицкой, Червонной и Западной Руси. Падение Польши повлекло за собой ликвидацию унии. Она сохранилась только в Галиции и здесь стала в руках австрийской власти средством разложения русской национальной идеи и проводником украинства. Если бы не произошло русской революции, уния в Галиции, после падения Австро-Венгрии, ликвидировалась бы сама собой. Симптомы этого наблюдались в период краткого пребывания русской власти в Галиции во время войны и наблюдаются сейчас. Униаты в Галиции, несмотря на все неблагоприятное положение Православия в Польше, имеют тяготение и фактически переходят в православие. Падение императорской власти и катастрофа Русской Церкви, отразившаяся на всем Православии, создала совершенно новое положение Православной Церкви в глазах Рима. Рим пришел к убеждению, что, если Русская Церковь разоряется большевиками, иерархия и клир физически уничтожаются, Московский Патриарх Тихон в тюрьме, а «живцы» взрывают Церковь извнутри, то вопрос соглашения с Русской Церковью отпадает, а вместе с этим, отпадает и вопрос унии, ибо без Русской Церкви унии решительно не с кем заключать. Рим не заметил того обстоятельства, что разрушение Русского Православия есть разрушение христианства. Сто тридцати миллионный русский православный народ, живущий на одной территории, говорящий на одном языке и понимающий церковно-славянский язык богослужения, более мощная опора христианства, чем католичество, разсеянное среди племен, народов и государств с непонятным латинским языком богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Латинский архиепископ по королевской грамоте ставил не одного, а нескольких митрополичьих наместников для православной Галиции, и притом таких наместников, которые удобнее могли бы привлекать мнимых схизматиков к римской вере. В 1522 г. Сигизмунд почему-то вздумал назначать для Галицкой Руси вместо многих одного митрополичьего наместника и по ходатайству некоторых своих советников с согласия и Львовского архиепископа определил на эту должность дворянина Яцка (Иакинфа) Гдашицкого, поручив ему иметь наблюдение над попами и «синагогами русского обряда» (так названы в грамоте короля православные церкви) в округах Львовском, Галичском, Коломыйском, Каменецком и Снятинском и исполнять все другие дела, соединенные с должностью наместника. А через пять месяцев по воле и с согласия того же Львовского архиепископа удостоил Иакинфа Гдашицкого возведения в сан архимандрита, подчинил его ведению кроме пяти названных округов еще Жидачевский и облек наместника-архимандрита властию производить суд в делах духовных и вообще пользоваться теми самыми правами, какими «некогда пользовался в этих округах владыка, или митрополит, Галицкий» . Таким образом, произошли две важные перемены: наместником митрополита в Галиции назначен один, и притом православный; этим наместником сделалось лицо духовное — архимандрит. Дальнейшее зависело уже от самого избранного наместника. Пользуясь покровительством братьев Ходеч , двух знатнейших польских панов в Галиции, он не захотел подчиняться латинскому архиепископу, торжественно совершал православное богослужение, объезжал вверенные ему округа, убеждал всех совратившихся в латинство сделаться вновь православными, и некоторые действительно, «к ущербу и поношению римской веры, принятой ими, возвращались к греческой схизме». Львовский архиепископ жаловался королю, и король своею грамотою (1523) запретил братьям Ходеч покровительствовать Гдашицкому, а всем жителям Галиции объявил, что Гдашицкий есть собственно наместник Львовского архиепископа. Но Гдашицкий, несмотря на то, совсем отказался от подчинения латинскому архиепископу и отдался под власть Киевского митрополита.

http://sedmitza.ru/lib/text/436041/

В своей речи о возможных выходах из того ненормального положения, в какое поставлена галицко-русская греко-католическая церковь , благодаря патронатскому праву, мы указали, что галицко-русское духовенство решительно не сочувствует мысли о передаче права патроната прихожанам, городским магистратам и сельским громадам. Особенно оно не может никак примириться с мыслию о том, чтобы право выбора священников было предоставлено сельским громадам. Какими побуждениями может руководиться галицко-русское духовенство в этом отношении? Открыто были высказаны два соображения против передачи презентацийного права сельским «громадам»: а) сельские «громады», будто бы, еще не созрели до того, чтобы могли воспользоваться этим правом, и б) духовенство боится в этом случае неизбежного возбуждения больного вопроса о плате за требоисправления. Но первое из этих соображений не заслуживает никакого серьезного внимания. Дело в том, что сельские «громады», при выборе себе священника, будут руководиться оценкою не ума его, а практической деятельности его. И это тем более может сделать приход, что в Галиции существует известная постепенность при определении кандидатов на священнические места. Там окончивший курс богословского факультета и выдержавший окончательный экзамен пред особою комиссиею не может, как это практикуется иногда у нас, в России, сразу получить место приходского священника. Нет, сначала он должен еще прослужить в течение нескольких лет в качестве помощника приходского священника. Такие помощники приходских священников называются в Галиции обыкновенно «заступниками», или же «сотрудниками». После более или менее продолжительной службы в должности «заступника», или «сотрудника», он назначается так называемым «заведывателем» прихода, свободного почему-либо (напр., вследствие продолжительной болезни священника и т. п.), при чем ему предоставляется возможность испробовать свои силы и практическую опытность на поприще самостоятельной деятельности. Только уже после того он может искать презенты на место приходского священника, который в Галиции называется «приходником».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

В последующее время начались открытые притеснения для православных жителей Галиции со стороны короля Ягайлы: так, в 1413 г. он отнял у них в Перемышле соборную церковь , построенную из тесаного камня, обратил ее в костел и отдал латинскому епископу, приказав в то же время выбросить из гробов тела русинов, которые были погребены в ней. Правда, дал Ягайло (1432) и православным обитателям города Львова, желая по обстоятельствам более расположить их к себе, привилегию, или грамоту, чтобы никого из них не принуждать к принятию латинского исповедания и чтобы церкви их не были разоряемы и опустошаемы. Но эта самая грамота уже заставляет предполагать, что тогда православные в Галиции были принуждаемы к латинству и церкви их подвергались грабежу и разорению. Сын Ягайлы, король польский Владислав III, в своей жалованной грамоте (1443) греко-русскому духовенству о сравнении его с духовенством римским по случаю Флорентийской унии прямо говорит, что прежде православные в подвластных ему областях, следовательно в Галиции, действительно терпели притеснения за свои отличия в вере 2873 . Впрочем, надобно заметить, что, несмотря на все усилия ревнителей латинства утвердить его в Галиции, число церквей этого исповедания было в ней очень ограничено даже к концу XIV и в начале XV в,, а следовательно, и число прихожан, которые притом, судя по приведенным выше словам Перемышльского епископа Матфея, состояли преимущественно, если не исключительно из католиков-переселенцев, что православные, при всех стеснениях, продолжали иметь у себя своих епископов в тех самых городах, где со времен Владислава Опольского учреждены были латинские епископства, и что есть следы существования даже православной митрополии Галицкой до самого конца настоящего периода 2874 . На севере России покушался распространить латинскую веру шведский король Магнус. В 1347 г. он созвал в Стокгольме государственный совет и объявил пред ним об этом своем намерении. Совет одобрил намерение короля, и Магнус с многочисленным войском отплыл к острову Березову, или Биорку, а оттуда послал сказать новгородцам: “Пришлите на съезд своих философов, а я пошлю своих: пусть они порассудят о вере; я хочу знать, какая вера лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Он никогда еще ни на каких собраниях не слышал таких слов из уст священника. Он, читая газеты, осведомлялся о нашей русской жизни и о партийной борьбе, но об этой борьбе он читал доселе на столбцах газет, предполагая, что полемические статьи пишутся мирскими людьми. А тут он услышал речь из уст священника, сердце которого преисполнено жаждою мести и ненавистию к «кацапам». Прилично ли вам говорить так: «враги наши – поляки, враги – немцы, враги – правительство, но наибольшие наши враги – «кацапы», «москвофилы». Значит, они ниже и хуже жидов, которые, по вашему мнению, суть друзья нашего народа... Ваша бестактность вызвала постройку латинской каплицы в вашем приходе, а духовно-религиозная жизнь прихожан значительно упала, ибо ваш взор обращен не на церковь , а на Украину»... Борьба партий в Галиции неблагоприятно отражается на пастырской деятельности галицко-русского духовенства и в другом отношении. Ожесточенно борющиеся между собою галицко-русские партии стремятся овладеть простым русским населением в Галиции, подчинить его себе в умственном и нравственном отношении. Одним из самых главных средств к достижению сей цели избирается учреждение разных правительственных обществ, назначенных специально для распространения в народе полезных сведений. Такие просветительные общества имеются как у старо-русской, или народно-русской партии, так и у младо русской, или украинофильской партии. Из просветительных учреждений первой заслуживают упоминания в особенности институт, известный под именем «Народного Дома», существующий во Львове и владеющий богатейшею русскою библиотекою и русским же музеем, и Общество имени М. Качковского, раскинувшее свою просветительную деятельность на все пространство восточной Галиции под видом народных домов и народных читален, существующих теперь едва ли не во всяком более или менее значительном русском поселении. Из просветительных учреждений младо-русской партии нам известно общество «Просвет», существующее во Львове и проявляющее свою энергичную, можно сказать, даже лихорадочную деятельность преимущественно в издании и в распространении всевозможных популярных брошюр.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010