Филарета Никит.); III, 651 (встреча вселен. патриархов 1666 г.), 770 (проводы патр. Макария 1668 г.; архим. Кирилл), 775 (архим. Кирилл обедал у царя 8 июня 1668 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крестьян 3.684 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 116 (доношение 1721 г. архим. Гавриила об увольнении его от должн. синодальн. советника в отпуск в назначенный ему Ипат. м-рь), 140 (обер-иеромон. Гавриил в 1721 г. 12 мар. назначен архим. м-ря), 200 (доношен. 1721 г. 7 апр. архим. Гавриила Бужинского о состоянии м-ря), 524 (препровожд. архим. Гавриилом 1721 г. ведомостей о прописных душах муж. пола в вотчинах м-ря; всего 7.192 челов., в прибыли против Ландратской переписи 2.493 челов.), 747 (дело о представлении сказок об утаенных и приписных душах, которых оказалось 1.210 челов.), 768, 769 (мнения архим. Угрешского Варлаама и иерея Анастасия Кондоиди, об архим. Гаврииле); II, ч. 1, 42 (доношение 1722 г. архим. Гавриила о взыскании с рентмейстера Каблукова за насильственн. взятие им монаст. крестьян для счета и сдачи казенн. денег), 81 (в 1722 г. имел в Москве у Ильин. ворот подворье с кам. ветхим строением), 459 (дело 1722–27 г. о возвращении взятых в 1704 г. из м-ря церковн. утвари, золот. и серебр. лому, жемчуга и 23 покрова с гробниц; в 1704 г. архим. Симеон; в 1727 г. Серапион), 473 (доношение 1722 г. о выводе из монаст. вотчин драгун. лошадей), 541 (архим. Гавриил в 1722 г. перемещен в настоятели Тр.-Серг. лавры), 698 (доношение 1722 г. новоопределен. архим. Серапиона об описи ризницы и монаст. имущ.), 1092 (доношение того же архим. о необходимости подчинить власти малонаселен. монастырьки и пустыньки), ч. 2, 80 (в 1722 г. в вотчине м-ря состояло село Кузминское Костр. у.), 119 (в 1722 г. м-рь доставил серебр. посуду и лом на денежн. двор.), 421 (м-рю принадлежала подмонаст. Богословская слоб.), 440 (дело о неприличн. образах; в Синод прислан из м-ря образ Спасителя, правая рука которого написана «от единого запястия аки бы имеющая две руки согбенными персты по образу благословляющие»), 535 (в вотчине м-ря состояла дер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

VII. Каталоги личных б-к архиереев. Личные б-ки российских архиереев традиционно выделялись своим объемом и качеством подбора изданий. Фонды нек-рых из них были отражены в печатных списках или каталогах: Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. [Каталог личной б-ки]//ОДДС. СПб., 1903. Т. 11. Стб. 832-842, 844-852 - б-ка была передана в МДА; еп. Лаврентий (Горка; 1671-1737; выпускник и преподаватель Киево-Могилянской академии) составил каталог своей б-ки (355 ед.; реконструкция и изд.: Мосин А. Г. Библиотека Лаврентия Горки. Екатеринбург, 1997); описанное А. А. Титовым «Собрание преосв. Амфилохия [Сергиевского], еп. Угличского» (М., 1892); одним из наиболее значительных является каталог б-ки митр. Киевского Флавиана (Городецкого) ( Михаил, игум. Систематический каталог книг библиотеки Высокопреосв. Флавиана, митр. Киевского и Галицкого. К., 1910), в к-ром почти 8300 ед. описания, в основном отражена лит-ра по богословским и церковно-историческим дисциплинам, изданная в сер. XIX - нач. XX в.; а также упомянутые выше б-ки архиеп. Саввы (Тихомирова), архиеп. Арсения (Брянцева), еп. Никандра (Молчанова), вошедшие в состав б-ки МДА и отраженные в ее каталогах. Отраслевая ретроспективная библиография Попытка составить общий указатель духовных книг была предпринята в кон. XIX в., однако «Указатель русских книг и брошюр по богословским наукам» (М., 1891. Вып. 1: Указатель… по богословию основному, догматическому, нравственному, сравнительному, истории и обличению раскола и сект в России, вышедших с 1801 по 1888 г. включительно/Сост. С. Н.; Вып. 2: Указатель… по церковной истории/Сост. Н. П.), хотя и имел продолжение ( Лебедев А. А. Русская богословская литература 1888-1892: Библиогр. указ. книг, отд. оттисков и брошюр. Саратов, 1908), остался незаконченным и далеко не полным. В национальном репертуаре книжных изданий всегда особняком стояли богослужебные книги, описание к-рых имело свои особенности и выделялось в отдельные разделы либо указатели, напр.: Издания церковной печати времени Имп. Елизаветы Петровны, 1741-1761/Описали В. И. Срезневский, А. Л. Бем. Пг., 1914 (содерж.: Подробное библиогр. описание 463 кн., иногда аннотация содержания; в предисл.: обзор и систематизация; вспом. указ.: хронол., алф., именной, геогр., иллюстр.). Биобиблиография

http://pravenc.ru/text/149151.html

Кроме духовного регламента, св. синод в своей деятельности должен был руководствоваться и генеральным регламентом. «О действах духовные коллегии собственно зде не написано, читаем мы в первом из пих, понеже царское величество приказал действовать по генеральному регламенту“ 134 . 8-я же глава генерального регламента гласит, что „в коллегии не имеют президенты особливаго труда или надзирания, но генеральную и верховную дирекцию (или управление), а дела между советниками и асессорами тако разделяются, что каждому как из приходящих в коллегии дел определенная часть, так и над канцеляриею и конторами и над делами и трудами оных особливое надзирание дается, яко о том в партикулярных инструкциях коллегиев пространно усмотреть можно“ 135 . Вследствие того в св. синоде устроены были 4 конторы. Одна – заведует школами и типографиями, потому и называется конторою школ и типографий; другая ведает судные дела и называется конторою судных дел, третья – раскольнические дела и называется конторою раскольнических дел, наконец, в четвертой сосредоточивались инквизиторские дела, отчего она называлась конторою инквизиторских дел 136 . Эти синодальные конторы появились не вдруг, – первая из них, именно контора школ и типографий, открыта еще 21-го июля 1721 г. 137 , а остальные три 28-го февраля 1722 г. 138 . Контору школ и типографий ведал архимандрит Гавриил (Бужинский), который назван был протектором школ и типографий 139 . Каждою из остальных трех контор ведали два члена, а именно контору судных дел советник Петр, архимандрит Симоновский, и асессор, который „впредь определится“; в конторе раскольнических дел заседали: советник Феофилакт, архимандрит Спасский, и асессор иеромонах Афанасий Кондоидий; конторою инквизиторских дел заведовали: советник Иерофей, архимандрит Ново-спасский, и асессор Варлаам, игумен Угрешский 140 . Каждая из этих контор долженствовала рассматривать и решать своею собственною властью все дела, которые „не зело важны“. Дела, решаемые в конторах, подписывались членами, заведующими того или другою из них, и скреплялись подписом обер-секретаря 141 . Дела же важные – означенные конторы с своим мнением предлагали на рассмотрение всего синода 142 . Разделение синода на конторы существовало только до 1726 года, когда они были закрыты 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рядом с этими сведениями имеем собственное свидетельство архимандрита Феодосия, что у него были «ближше сродники» «не яко от единые крови, но от единые утробы». Эти сродники «обретались на царской службе», «иные и живот свой на оной положили, и от потомков их того ж надеяться можно было, но жили они «в крайнем мизерстве», не имея вотчин и поместий, кроме «весьма скудных усадеб». Архимандрит Феодосий, когда он был в силе, в 1719-и году, ходатайствовал пред Петром о пожаловании их крестьянскими дворами в Смоленском уезде 53 . Сослуживец и сподвижник архимандрита Феодосия, архимандрит Гавриил (Бужинский) рассказывает о слышанных им лично воспоминаниях архимандрита Феодосия, что «в младых летах» архимандрит Феодосий приехал в Москву со Смоленскою шляхтой и прибывшие «приведены были в Палату и пожалованы к руке»; он «кланялся Царю Иоанну Алексеевич у; а как пришел до руки Царя Петра Алексеевича, тогда таков на него страх напал, что мало не упал, и колена потряслися»; «от того времени всегда рассуждал», что ему «от тоя же руки и смерть будет» 54 . Предчувствие не оправдалось. Рука Петра вознесла архимандрита Феодосия на высоту, а поразила его другая рука. Исследователей церковной жизни Петровской эпохи занимает мысль, где архимандрит Феодосий получил образование, причем высказаны были и предположения, что архимандрит Феодосий обучался в Киевской Академии. Киевские историки указывают и годы его академического учения: 1663–1676 55 . Но нет никакого сомнения, что тот Феодосий (Яновский), который числится в эти годы в списках Киевской Академии, не одно лицо с Александро-Невским архимандритом, ибо в противном случае Петербургская деятельность архимандрита Феодосия падала бы на его ужз преклонные годы, что было бы явною несообразностью. Ближайшее изучение оставшихся от Феодосия письменных актов приводит к убеждению, что в Киевской Академии он не обучался. Во-первых, в его письменной речи нет той витиеватости книжного средневекового слога, которая характеризует писания питомцев Киевской Академии того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1721 г. новый настоятель архим. Гавриил (Бужинский) обнаружил в И. м. «многие неустройства и беспорядки», о чем докладывал в Синод: «Прибыл я… на Кострому, в монастырь Троецкой Ипацкой марта 22. В нем же, осмотряся, обретох все ветхое, растащенное и опустошенное. Ризница тако изветшала, что пред честными людми в самых лутчих ризах служити нельзя»; Троицкая соборная ц. «от воды большие вешние 1709 года разселася надвое, и все каменное строение подалося в Кострому реку; врата роспалися и столпами деревянными подперты; всего же разорения сея святыя обители вкратце и описати сим известием невозможно» (ОДДС. Т. 1. С. 200-202; Костромской Ипатиевский мон-рь. 1913. С. 13). Ипатиевский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. Ипатиевский мон-рь. Фотография С. М. Прокудина-Горского. Нач. ХХ в. В 1721 г., согласно донесению в Синод настоятеля архим. Гавриила, обитель владела подмонастырской Богословской слободой (128 чел.), селами Святое (290 чел.), Яковлевское (205 чел.), Никольское (227 чел.) в Мерском стане, с. Бабино (742 чел.) в Корзлине стане, с. Курдумово (69 чел.) в Осецком стане, селами Костенёво (401 чел.) и Кузьминское (287 чел.) в Андрониковом стане, дер. Ношино (10 чел.) в Минском стане, с. Коробаново (397 чел.) в Логиновом стане, селами Колшево (248 чел.) и Прискоково (154 чел.) в Дуплеховом стане, селами Исаковское (234 чел.) и Неедово (481 чел.) в Плоскином стане, с. Никольское-на-Баране (348 чел.) в Андомском стане, усадьбой Губино, селами Семёновское (343 чел.), Ширяево (36 чел.) и Онтропцово (Антропцево) (45 чел.) в Судиславском стане, Спасской слободой (49 чел.) и с. Солониково (489 чел.) в Дмитровцевом стане, селами Сарафоново (378 чел.), Ильинцыно (41 чел.), Яковлевское (594 чел.) и Кизликово (59 чел.) в Плёсском и Емецком станах, с. Михайловское (178 чел.) в Сотском стане. Всего в 1721 г. к мон-рю было приписано 7192 крестьянина, к 1754 г.- 11 266 крестьян, к 1764 г.- 11 494 (по др. сведениям, 11 504) крестьянина. Во 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVIII в. И. м. имел двор в Костромском кремле, подворья в Москве (каменное строение с 3 палатами у Ильинских ворот; совр. Ипатьевский переулок), в Ярославле («за Семеновскими воротами, на Воздвиженском враге»). В 1721 г. архим. Гавриил (Бужинский) купил в С.-Петербурге двор дьяка С. Неёлова для устройства Ипатиевского подворья. Вскоре столичным подворьем завладела Троице-Сергиева лавра (ОДДС. Т. 8. С. 112-115). К И. м. были приписаны малобратственные Шеренский Успенский Любимского у. и Пахомиев Нерехтский Сыпанов мон-ри , а также Новословинская в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» пуст. и др. (Там же. Т. 1. С. 524-526; Т. 2. Ч. 1. С. 81).

http://pravenc.ru/text/673737.html

311. «Вера и Разум», журнал//ПБЭ. – 1902. – Т. 3. – С. 1133 – 1144. 312. «Вера и Церковь », журнал//ПБЭ. – 1902. – Т. 3. – С. 1144 – 1151. 313. Вера Александровна, девица-молчальница//ПБЭ. – 1902. – Т. 3. – С. 1151 – 1153. 314. «Вестник военного духовенства»//ПБЭ. – 1902. – Т. 3. – С. 1162 – 1166. 315. «Вестник благотворительности», журнал//ПБЭ. – 1902. – Т. 3. – С. 1166 – 1168. 316. Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 8 – 11. 317. Гавриил (Бужинский), епископ//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 11 – 12. 318. Гавриил (Воскресенский) , архимандрит//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 12 – 13. 319. Гавриил (Городков) , архиепископ//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 13 – 15. 320. Гавриил (Петров), митрополит//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 16 – 18. 321. Гаретовский Василий Иванович, протоиерей//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 104 – 105. 322. Гвоздев Иван Петрович, профессор//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 138 – 139. 323. Георгий Затворник (Машурин)//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 234 – 237. 324. Георгий, игумен//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 237. 325. Георгий (Пионткевич), иеромонах//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 237 – 238. 326. Герасим (Добросердов) , епископ//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 241 – 242. 327. Гервасий (Линцевский), епископ//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 243 – 245. 328. Герман, монах-миссионер//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 262 – 264. 329. Гермоген (Добронравин) , епископ//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 833 – 834. 330. Геронтий (Кургановский) , архимандрит//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 338. 331. Глинка Федор Николаевич//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 407 – 408. 332. Гобчанский Иоанн Миронович, священник//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 441 – 442. 333. Голицын Александр Николаевич, князь//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 474 – 477. 334. Голубев Александр Васильевич //ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 482 – 483. 335. Григорий (Постников) , митрополит//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 690 – 692. 336. Григорий (Митькевич), архиепископ//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 692 – 693. 337. Григорий (Воинов) , архимандрит//ПБЭ. – 1903. – Т. 4. – С. 693 – 694.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Р. Ц.”, VII, 2 (сказано, что церковь и монаст. учреждены только около 1460 г. при бывшем подворье); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., III, смесь, 10 (Послед. годы царицы Евдокии; на помин дано в м-рь Богоявлен., что на Троиц. подворье, по 10 коп. на брата), 124 (Ж. грам. 1752 г. Троиц. Серг. Лавре), 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1687 г. имел 232 двор. крест., в 1752 г. – 1876 душ); “Полн. собр. лет.”, V, 272 (в 1460 г. поставл. церк. Богоявл. на монастыр. дворе Сергеева м-ря на Троицком), VI, 184 (о том же), 233 (в 1482 г. залож. церк. кам. Богоявленье на Троиц. подворье), 266 (в 1533 г. крещен сын В. кн. Вас. Ив. Егорий, у Богоявл. на Троиц. подворье), VIII, 149 (в 1460 г. поставлена на Москве церк. кам. Богоявл. игуменом Тр. Серг. м-ря), 177 (в 1473 г. митр. Филипп за немощию отвезен в близ ту сущий м-рь к Богоявлению на Троицкой двор), 205 (в 1480 г. разобраша старую церк. на Троиц. дворе, бе бо трухла велми, и заложи новую на том же месте), 281 (в 1533 г. кн. Юрий Иван. крещен у Боявл. на Троиц. дво­ре игум. Асафом Скрипицин.); “Дворцов. раз­ряды”, I, 399 (в 1619 г. патриар. Филарет Никит. поселился на Троиц. подворье), III, 625 (8 июня 1666 г. ц. Алексей Мих. был у всенощного и у обедни на Троиц. подворье Богоявленского м-ря), 667 (25 сент. 1667 г. ц. Алексей Мих. слушал обедню), 755 (панихида и отпевание бояр. Ильи Данилов. Милославского 1668 г. 20 мая), 1169 (обедня 1675 г. 6 янв.), 1447 (обедня 1675 г. 8 июня); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. I, 417 (прошение 1722 г. монаха Герасима на строителя Августа Старкова), III, 67 (в 1744 г. подворье назначено для пребывания в нем архим. Воскр. Истрин. м-ря Илариона), 132 (дело 1723 г. об отыскании бежавшего с монаст. ключами монаха пономаря Герасима), VII, 1727 г., 275 (архим. Гавриил Бужинский в 1722 г. само­вольно разобрал церковь во имя преп. Сергия, которая до литов. разорения за многие годы была создана каменная, изрядного мастерства с теплою трапезою, с папертьми и с колокольнею); “Русск. истор. Библиот.”, III, 258 (в 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вьюков В. А., обн. протоиерей г. Тулы 240 Гавриил (Асташевский), обн. архиепископ 309, 421, 715 Гавриил (Барский), обн. архиепископ 716 Гавриил (Владимир) (Киперман), обн. архиепископ 498, 499, 718–719 Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ 256, 275, 309, 340, 616, 716–718, 894 Гавриил (Ландышев), обн. архиепископ 420, 719–720 Гавриил (Ольховик), обн. епископ 56, 531, 586, 588, 592, 721–722, 1016 Гавриил (Петров), митрополит Санкт-Петербургский 134, 176, 506, 999, Гавриил (Рогут или Рогун), обн. архиепископ 532, 720 Гавриил (Свидерский), обн. архиепископ 309, 504, 508, 721 Гавриил, Алтайский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гавриил, епископ Барнаульский см. Гавриил (Воеводин), обн. архиепископ Гаврилов А., обн. диакон Рязанской епархии 242 Гаевский П. В., протоиерей 441 Галкин Александр Владимирович, заместитель председателя Верховного суда при Президиуме ВЦИК 35 Галкин Михаил Владимирович (Горев М.) 75, 111, 266–268, 283, 287, 298, 984 Гамалея 140 Гамалиил 142 Гапон Георгий Аполлонович, петербургский священник 224 1 " арнак, проф., немецкий издатель святоотеческих творений 119 Гебгард. немецкий издатель святоотеческих творений 119 Геккер Ю. Ф., проф. 482 Гексли 347 Геннадий или Гавриил (Марченков), бывш. обн. епископ 722–723 Георгий (Георгиевский), обн. епископ 723–724 Георгий (Добронравов), обн. митрополит 344, 361, 362, 402, 419, 441, 454, 474, 724–725 Георгий (Жук), обн. митрополит 309, 419, 422, 437, 620, 725–726 Георгий (Константиновский), бывш. обн. архиепископ 588, 726 Георгий (Крашенинников), обн. архиепископ 421, 727 Георгий (Лапшин), обн. архиепископ 727–728 Георгий (Шрамков), обн. епископ 728–729 Герасим (Строганов), обн. архиепископ 419, 441, 449, 499, 729–730 Г " ервасий (Малинин), бывш. обн. архиепископ 730–731 Герман (Никольский), обн. епископ 731 Гермоген (Долганев). епископ, свмч. 180 Гермоген (Кожин), митрополит 58, 60, 448–450, 529, 530, 555, 562, 568, 570, 571, 585, 586, 587, 598, 599, 685–687, 824 Гермоген (Лебедев), обн. архиепископ 732 Гермоген, патриарх Московскмй, свмч. 481, 545, 546

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну великого Царя – тайну – говорю,– разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопокланяемую и неисследимую; тайну, усвояемую богословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавета,– говорит он,– южика твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемый неплоды ( Лк. 1, 36 ); поэтому в шестой месяц зачатия Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему вождю), и слуге надлежало предварить пришествие своего владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел прийти Царь – это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исаии: се дева во чреве зачнет и родит сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы скрыть это от лукавого, пришел чрез обручение: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святителя Григория чудотворца , епископа Неокесарийского († ок. 266–270, память 17 ноября). Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою. В месяц шестый,– говорится,– послан бысть Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученней мужеви. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил принести рукописание об освобождении Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище чистому Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя Ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце Правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить о пребывающем в недре Отца и в ложеснах Матери. Послан Гавриил указать Того, Кто на Престоле и в вертепе. Послан воин открыть тайну Великого Царя, разумеваемую верою и недоступную любопытству; тайну достопоклоняемую и неизследимую; тайну, усвояемую благословствующим, а не измеряемую простым умом. В шестый месяц послан бысть Гавриил к Деве. В какой шестой месяц? В тот, в который Елисавета приняла радостную весть, в который зачала Иоанна. Откуда это видно? Это изъясняет сам Архангел, говоря с Девою. Се Елисавет,– говорит он ,– южика Твоя, и та зачат сына в старости своей; и сей месяц шестый есть ей, нарицаемей неплоды ( Лк. 1:36 ); поэтому в шестый месяц по зачатии Иоанна. Воин и оруженосец должен был предшествовать (своему Вождю) и слуге надлежало предварить пришествие своего Владыки. В месяц шестый послан Ангел Гавриил к Деве, обрученней мужеви,– обрученной, но несопряженной; обрученной, но сохраненной. Для чего обрученной? Для того, чтобы враг не тотчас уведал тайну. Что чрез Деву имел придти Царь,– это знал лукавый, потому что и он слышал слова Исайи: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; поэтому постоянно наблюдал изречение о Деве, чтобы устроить бесславие в то время, когда надлежало исполниться этому таинству. Посему Владыка, чтобы сокрыть это от лукавого, пришел чрез обрученную: так как обрученная потом была вручена жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010