Бинклер см. у Luthardt’a: ibid., S. 349–350; у Фалъкенберга: ibid., стр. 43 и у друг. 25 См. о Кампе, напр., у Luthardt " а: ibid., S. 486–487, у Брок.– Ефр. (Энц. Слов., полут. XX40;II; Спб. 1895 г., стр. 214) и у друг. 26 Не имея данных для констатирования несомненного влияния их на о. Воскресенского, мы все же считаем необходимым назвать, по крайней мере, главнейшие или интереснейшие из них, вышедших в свет как до появления книги нашего автора, т. е. до 1813 г., так отчасти и после – до времени выхода в свет опыта еп. пенз. Иннокентия, чтобы можно было видеть читателям, каким вообще нравоучительным материалом та эпоха (а в частности, быть может, и о. Воскресенский) могла располагать. Таковы, напр., сочинения: 1) « Илиотропион или соображение человеческой воли с божественною» (1714 г.·, с лат. перев. Иоанн Максимович , тобольск. митр.; Чернигов. – Оригинал принадлежит Иеремии Дрексилию. См. изд. 1784 г., Москва). 2) «О должностях человека и гражданина по закону естественному» – Пуфендорфа (1726 г., Спб. С лат. перев. архим. Гавриил Бужинский). 3) Цицерона «Три книги о должностях» (1761 г., Спб. Перев. Б. Волков). 4) « Письма г. де-Ламберт к её сыну о праведной чести и к дочери о добродетелях, приличных её полу» (1761 г., Спб.. перев. с фран.).5) «Нравоучительные и полезные рассуждения, выбранные из разных авторов» (1761, Москва; с нем. и фран. пер. И. Приклонский). 6) Тезаура Эммануила «Философия нравоучительная " (1764–1765, Спб. С итал. перев. Георгий Дандол). 7) «Должности женского пола»... (1765 г., Москва; перев. с нем. яз.). 8) Гейнекция И. «Основания умственной и нравоучительной философии»... (1766 г., Москва; перев. с лат.). 9) «Нравоучения древних философов» (1769 г., Москва, перев.). 10) Вернета «Нравоучительные сократические разговоры» (1769, Спб.; с франц. перев. Ф. Халчинский). 11) Оксенштерна «Размышления и нравоучительные правила» (1771 г., Спб., пер. с фр. Нечаев). 12) Феофраста «О свойстве нравов человеческих»... (1772 г., Спб.; пер. с лат. А. Протасов).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Блендовского о захвате им полей и угодий, завещанных основательницею м-ря Региною Ярмолинскою). 801. Загорицкая, мужская, совсем уничтоженная, Новгородской губ. и уезда, находилась в 25 вер. от Новгорода, на устье рч. Глушицы, впадающей в р. Мсту, против села Бронниц, которое до 1764 г. принадлежало Антониеву монастырю. Настоятели Антониева мон. устроили пустынь, которая служила загородным домом; в 1764 г. она упразднена и совсем разобрана. “Ист. Росс. Иер.», IV, 127; “Новгор. сборн.», IV, Отд. 6, 31. 802. Заиконоспасский, иначе Спасский из-за Иконного ряда, Иконноспасский, также Спасский – Училищный, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, на Никольской улице, в Китай-городе, по соседству с Николаевским-Греческим монастырем, за иконным рядом. Основан в XVII ст. по обещанию кн. Фед. Фед. Волконского. Первым игуменом м-ря был в 1620 г. Макарий. В 1682 г. царем Федором Алексеевичем при монастыре заведена Славяно-греко-латинская Академия, переведенная в 1814 г. в Троицкую-Сергиеву лавру. Здесь погребен известный проповедник и ученый Гавриил Бужинский, еписк. Рязан. и Муром., скончавшийся в 1731 году. “Ист. Росс. Иер.», I, 513; II, 503; Ратшин, 221; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 96; “Опис. монаст.», 1817 г., 43; Проценко, “М-ри в России», 23; “Ист. топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 37; “Рязан. губ. в.», 1846 г., 27 (жизнеопис. Гавриила Бужинского); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 158, 6; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 319); “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, перепис. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 135 (образ Спасов настоящий, что взят Спасс. м-ря из-за иконн. ряда, оклад басенной, венец и цата резные, в ставках, винисы и бирюзы); 1853 г., XVI, смесь, 53 (Книги перепис. книгам, которые по указу св. Патриар. в 1690 г. переписаны в Спасс. м-ре, за иконн. рядом, подле церкви в верхней кладовой палатке); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 40 (нашеств. франц. 1812 г. при архим. Симеоне, после него архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В 1709 году в Троице-Сергиевом монастыре произошел сильный пожар, во время которого мощи Преподобного Сергия вынесли из обители на площадь перед монастырскими воротами, где впоследствии построили памятную часовню. 1711 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Георгий (Дашков; 1711–1718), впоследствии епископ Ростовский. При архимандрите Георгии, около 1718 года, на Конюшенной горе был построен новый двор для разъездных лошадей площадью 43 на 41 сажен. Им же был построен и новый Воловой двор площадью 73 на 33 сажени. 1718 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Тихон (Писарев; 1718–1722). 1722 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Гавриил (Бужинский; 1722–1726). Воспитанник Киевской Академии, бывший учителем и проповедником в Московской славяно-греколатинской академии, из префектов последней. С 1718 года – обер-иеромонах флота, в 1721 году был поставлен в архимандриты Костромского Ипатского монастыря и получил должность директора и протектора всех школ и типографий, находившихся в ведении Св. Синода. 1726 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Варлаам (Высоцкий; 1726–1737). Из архимандритов Переславского Данилова монастыря, с 1726 по 1737 год был духовником императриц Екатерины I и Анны Иоанновны. Построил находящуюся под Петербургом Троицкую Сергиеву пустынь. В 1730 году императрица Анна Иоанновна молилась в Троице-Сергиевом монастыре. В том же году произошло прославление вырезанной из белого камня Смоленской иконы Божией Матери. Икона находилась на фасаде монастырской поварни. 10 декабря 1734 года освящена новопостроенная шестиугольная церковь над гробницей преподобного Михея Радонежского в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми апостолами Преподобному Сергию Радонежскому. В 1735 году именным указом императрицы Анны Иоанновны здание поварни с белокаменной Смоленской иконой Божией Матери на фасаде обращено в церковь во имя вышеуказанной иконы, прославившейся чудотворением в 1730 году. 1737 год – настоятелем монастыря стал архимандрит Арсений (Воронов; 1737–1738).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В декабре 1724 года Синод представлял его на архиерейскую кафедру в Воронеж, но доклад Синода об этом не был утвержден государем 903 . Государь пожаловал Петру панагию, которую он и носил, будучи еще в сане архимандрита 904 . Архимандрит Ипатского монастыря Гавриил Бужинский был родом из Малороссии, где его родной брат был протопопом в Изюмском полку (уезде). Получил образование в Киевской академии, а затем, с 1706 года, был учителем, потом и префектом в Московской 905 . Он был первым иеромонахом, вызванным в Петербург в Александро-Невский монастырь, единственным в 1714 году. В Петербурге он был назначен флотским обер-иеромонахом, проживал то на кораблях, то в монастыре 906 . Он выдвинулся вперед своими ораторскими талантами, хотя его и упрекали в некоторой вульгарности его проповеди 907 . Современник поэт дал ему яркий и почтенный этикет: «Петра Великаго дел славных проповедник» 908 . Как человек наиболее образованный из советников и притом «весьма прилежный и тщательно-трудолюбивый» 909 , он занял в Синоде с первых же пор в некоторой степени привилегированное положение. Ему отданы были Синодом в ведение дела учебные и научные, которыми он и распоряжался самостоятельно, от имени Синода, только о важнейших сообщая всему присутствию Синода. Ввиду этого он получил титул «школ и типографий протектора» 910 . Гавриилу постоянно давались особые поручения, а вместе с ними и льготы по занятиям в Синоде. Ему поручаемо было просмотреть перевод книги Пуфендорфа 911 ; присутствовать, по приглашению Сената, в качестве представителя Синода, при «сочинении уложения» – в комиссии для соглашения российского уложения со шведскими и эстляндскими правами 912 ; собирать проповеди о Шведской войне 913 . Все эти занятия в совокупности ложились на Гавриила тяжелым бременем и он просил уволить его, по крайней мере, от обязанностей протектора школ и типографий 914 . Но, взамен увольнения, Синод предоставил ему некоторые льготы. При поручении составления сборника поучений ему дан был один льготный день, в который он освобождался от занятий по Синоду; при поручении просмотра перевода Пуфендорфа – дан был и второй льготный день 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– В новейшее время дворец царя Алексия Михайловича был занимаем духовным училищем, учрежденным митрополитом московским Платоном. Здание, где живет архимандрит, построенное с изящностью и великолепием при императрице Елисавете Петровне архимандритом Гедеоном, бывшим потом епископом Псковским, ныне носит также название дворца, потому что здесь имел пребывание государь император Николай Павлович, во время посещения обители, в 1839 году, также и наследник цесаревич останавливался здесь в двукратный свой приезд. При этой обители бывает ежегодно две очень многолюдные ярмарки: в 10 пятницу после пасхи и 8 октября. ЗАИКОНОСПАСКИЙ, муж. 2 класса, ставропигиальный, в Москве, в Китае-городе, на Никольской улице от Кремля за иконным рядом, от чего и наименование получил; состоит под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Московской Духовной Семинарии. Монастырь этот основан в 1660 году боярином князем Федором Федоровичем Волконским, и назывался сначала Старый Спас на Песках. Здесь соборная церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, а внизу Нерукотворенного Спасова образа. Храм этот возобновлен внутренним украшением в первой половине XVIII века и освящен в присутствии императрицы Елисаветы Петровны, в 1742 году. Сюда, в обитель, перевел патриарх Иоаким, в 1685 году, из Кремлевского Богоявленского монастыря греческую школу и из Преображенской пустыни (что после Андреевский мон.) заведенное боярином Ртищевым духовное училище и поместил оные под именем академии в построенном для этого особом здании, сооруженном на пожертвованный греческим иеромонахом Мелетием 2000 р. Царь Феодор Алексиевич пожаловал этой академии разные выгоды; Преображенскую пуст. (Андреевский мон.) подчинил Заиконоспаскому – и это было началом той знаменитой славяно-греко-латинской академии, которая принесла отечеству неисчислимую пользу образованием достойных пастырей церкви и других ученых. В эту Академию, к которой особенно благоволили Петр Великий и Екатерина II, отдал всю свою библиотеку умный и ученый архиерей Гавриил (Бужинский) знаменитый проповедник и любимец Петра I, бывший потом епископом рязанским и муромским; этот архипастырь, здесь скончался и погребен.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В октябре 1721 г. возникало предположение посвятить его в сан епископа иркутского, но назначение это не состоялось; 17 февраля 1723 года указом Синода он был назначен архимандритом Солотчина монастыря. Солотчинские монахи были недовольны назначением к ним Софрония и встретили его с затаенною враждою и нерасположением. Вскоре на имя рязанского епископа Гавриила (Бужинского) поступил от монастырской братии целый ряд доношений и челобитных с обвинениями Софрония; братия жаловалась, что, вследствие своей старости и болезненности, Софроний невнимательно относится к монастырским нуждам и интересам, указывала и на разного рода злоупотребления, которые позволили себе приближенные к архимандриту лица – в особенности внук Софрония, – Иван Лихудьев. Несомненно, что в этих обвинениях и жалобах была значительная доля правды. Гавриил, получив эти обвинения, переслал их в Синод. Со своей стороны он высказал мнение, что лучше всего определить Софрония к какому-либо другому месту, потому что он действительно «за своею древностию и скорбию церковного служения отправлять и монастырских и вотчинных дел не токмо править, но и говорить, не точию по-русски, но и по-гречески не может». Но Синод 12 июня 1727 г. приказал: «оному архимандриту Софронию Лихудиеву быть в том монастыре настоятелем неотменно, и определенное ему жалованье выдавать и пищею и прочим довольствовать неотложно, для того, что он и во время определения в оный монастырь архимандритом уже был древен, токмо то определение учинено ему за многие его в школьном учении труды, ради утешения старости его, а не для управления монастырских и вотчинных дел, которые и в других многих местах отправляют наместники и келари и казначей с братиею; а ко управлению монастырских и вотчинных дел определить к нему наместника, человека искусного и доброжелательного, никакого порока и подозрения не имеющего. Но и после этого распри и раздоры в Солотчинском монастыре не прекращались; дошло, наконец, до того, что в конце февраля или в начале марта 1729 года Софроний сам решился покинуть свой монастырь и бежал в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

В оценке деятельности реформ Петра Гавриил Бужинский не стоял на высоте настоящего проповедника, для которого истина дороже всего. С кафедры проповеднической, которая должна бы быть всегда кафедрой пророческой, местом новых откровений, и непреложной правды и истины, он вещал далеко не всегда слово истины и правды. Публицистика и положение вещей увлекали его иногда на пути, чуждые нам и неоправдываемые историей всецерковного сознания. За свой труд автор заслуживает степени кандидата богословия вполне». 33) Заслуженного ординарного профессора Митрофана Муретова о сочинении студента Селиванова Александра на тему: «Первохристианский приход-община по Новому Завету, Учению Двенадцати Апостолов, Посланиям мужей апостольских и другим соприкосновенным памятникам»: «Вместо того, чтобы сосредоточиться в тесных границах специально-научного исследования древнехристианского прихода, автор расширил работу до общего обозрения всех сторон жизни первохристианской церкви – в следующих (кроме общих вступительных замечаний) четырнадцати главах: 1) религиозно-общественная жизнь евреев, 2) условия вступления в христианскую общину ( Церковь ) и принадлежности к ней, 3) внешняя организация христианской общины (Церкви), 4) отношение общины (поместной церкви) ко всей Церкви, 5) харисматики, 6) иерархия, 7) духовенство и миряне, 8) женщины, 9) богослужение, 10) социальные отношения, 11) собственность, 12) суд, 13) брак и 14) общий взгляд на первохристианскую общину с её светлыми и тёмными сторонами (всего 462 стр.), со списком находившихся у автора при работе книг (89 заглавий) и подробным изложением содержания сочинения. —182— Благодаря чрезвычайно широкой постановке дела автор мог дать только краткое, во многих случаях бегло-конспективное, обозрение многочисленных и разнообразных сторон жизни первохристианской Церкви и притом только по руководству бывших у него пособий. Так как автору приходилось затрагивать вопросы из разных богословских наук – каноники, археологии, литургики, истории, догматики, экзегеса и пр., то, понятно, ничего другого ему и не оставалось, как писать словами своих многочисленных и разнообразных, далеко, надо заметить, не всегда научно компетентных и доброкачественных литературных пособий, слепо и без самостоятельной проверки им доверяться, без самостоятельно-научной ориентировки в предмете работы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В результате реформы Церковь лишилась части своих земель и доходов, что существенно ослабило ее экономические основы. Духовенство стало в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержании противников реформ. А именно, в 1722 году вышло «постановление Святейшего Синода об обязанности священника, узнавшего на исповеди о каких-либо антигосударственных замыслах, разгласить тайну исповеди и донести о полученных сведениях в полицию» 230 . В результате всех этих мер и произошло полное огосударствление Церкви, и она оказалась в полной зависимости от светской власти 231 . К числу крупных идеологов петровских реформ, выражавших социально-философские и этические взгляды, кроме Феофана Прокоповича , можно отнести В.Н. Татищева (1686–1759) и А.Д. Кантемира (17081744). К содружеству ученых, вошедших в отечественную историографию под именем «ученой дружины» Петра I, принадлежат также Я.В. Брюс, Гавриил Бужинский, А. Волынский и др. Татищев был человеком энциклопедически образованным, оставившим заметный след в разнообразных сферах духовной деятельности. Одной только его «Истории Российской с древнейших времен» было бы достаточно, чтобы увековечить его имя 232 . Протоиерей В. В. Зеньковский , исследуя творчество В.Н. Татищева, подмечает следующее. Он вдохновлялся учением о государстве Томаса Гоббса, но в стремлении найти обоснование «новой интеллигенции» Татищев исходит из популярной в XVIII веке доктрины «естественного права». «Эта доктрина покоится на признании нерушимой автономии личности: ни Церковь , ни государство не могут ослабить значение этой автономии. В сочинении «Разговор о пользе наук и училищ» Татищев дает апологию мирской жизни и твердо настаивает на том, что «желание благополучия в человеке беспрекословно и от Бога вскоренено есть». Татищев развивает впервые в русской литературе систему утилитаризма, исходящую из «разумного эгоизма…» 233 . В теоретических положениях Татищева видна апология секуляризации жизни, защита освобождения человеческой личности от контроля со стороны Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время, вышло особое распоряжение относительно построения св. престолов. Св. Синод, усмотрев, что, по всей России, в православных храмах престолы устраиваются весьма непропорциональные, напр., бывают очень высоки, – отчего всегда можно опасаться каковых либо причин, указом от 13 сентября 1734 года постановил: «в новых церквах престолы строить равномерные, а именно: в вышину аршин и шесть вершков и с доской, в длину аршин осьми вершков, и в ширину аршин четыре вершка (ibid. 6624)». Перед тем временем, духовенство Вознесенской церкви в С.-Петербурге просило о перестроении своего престола, и ему, первому, предписано было св. Синодом поставить престол по новому размеру. Над св. престолом поставлена была сень. Всех же православных церквей, по С.-Петербургу и по всей санктпетербургской Синодальной епархии, было к концу настоящего периода, по приблизительному счету, более ста. Сверх того, на планах С.-Петербурга 1738 года, показаны следующие здания без храмов, принадлежавшие духовному ведомству. 1) На Московской стороне, в нынешней Литейной части, показан, под 19, Синодальный дом. 2) На Адмиралтейской стороне: а) в Астраханской слободе, которая называлась также адмиралтейской Аничкова полка, подворье московской Троицко-Сергиевой лавры, построенное в 1718 году; б) в слободе от первой линии адмиралтейства – подворье Александроневского монастыря (Собр. зак. т. X. стр. 1301), построенное в 1712 году, и; в) в большой морской слободе – подворье Александросвирского монастыря, купленное, в 1715 году, у какого-то Ермолы Фомина. 3) На Васильевском острове: а) подворье Невского архимандрита; б) подворье Рязанское, известное с 1717 года, на котором, вероятно, жили преосв. Стефан Яворский , а после – Гавриил Бужинский; в) подворье Казанское, существовавшее с 1718 года; г) Ростовское (ныне Ярославское) – с 1718 года; д) Троицкое, неизвестно какое, также с 1718 года; е) подворье архиерея Устюжского; ж) дом архиерея Псковского и; з) синодальная тюрьма. 4) На С.Петербургском острове; а) дом архиерея Черниговского и; б) дом архимандрита Чудова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В этом же году прибыли из Спасского Монастыря, что в Москве за Иконным рядом, 3 лица, оставившие заметный, хотя и весьма различный след в истории: учитель, иеромонах Маркелл (Родишевский), иеромонах Рафаил (Заборовский) и префект Иннокентий (Кульчицкий). Кроме всех перечисленных, в 1719 году поступил в Александро-Невский Монастырь бывший духовник сиятельнейшего фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, иеромонах Иларион (Раголевский). Иеромонах Патриаршего Дома Антоний, в мире Андрей Яковлев, «из Московских попов», от роду имел 57 лет, монашество принял в 1709 году в Донском Монастыре. Иеромонах Алексей, казначей Казанского Архиерейского Дома, прибыл в Петербург «за домовыми делами» и здесь ему указом Царского Величества велено было «быть в корабельном флоте иеромонахом». Иеромонах Иларион Крутицкий, в мире Иосиф, из церковников Мещовского уезда, постригся на 30 году в Егорьевском Мещовском Монастыре в 1700 году. Иеродиакон Корнилий, в мире Каллиник, был диаконом города Воротынска, 20 лет, в 1683 году принял монашество в «Настасовом Монастыре», а также и другие. Таким образом, духовные отцы оказались «соединёнными с флотом» благодаря ранее принятому монашескому обету послушания и воле монарха. Общее руководство духовной сферой в подразделениях флота и контроль за благоповедением корабельных священников осуществлял «старший иеромонах» или «начальный священник». Назначение обер-иеромонахов на конкретную эскадру флота было сопряжено со значимостью последней и личностными качествами кандидатов. Основные силы российского флота к началу 20-х годов XVIII века были сосредоточены в портах: Ревель, Кронштадт и Або. При Ревеле находились «Ревельская эскадра», в состав которой входили 9 кораблей и 4 судна низшего ранга, стояла у берегов, и «морской корабельный флот», действовавший в пределах Балтийского моря против Швеции. Потребность эскадры в иеромонахах достигала 14 человек. При Кронштадте были свои суда, считавшиеся при «Санкт-Петербурге и острове Котлин». Котлинская эскадра включала 19 кораблей, 5 фрегатов и 2 гукора. Число корабельных иеромонахов составляло 13 человек. При Або действовала «галерная эскадра», или «гребной флот», которая совместно с сухопутными войсками составляла «финляндский корпус». В 1721 году на флот было отправлено 40 иеромонахов, в том числе 2 обер-иеромонаха. Обер-иеромонахами назначались наиболее достойные и авторитетные церковные деятели. Первым на должность иеромонаха корабельного флота был назначен префект Гавриил Бужинский, известнейший духовный писатель и проповедник, впоследствии епископ Рязанский и Муромский. Бужинскому, в частности, принадлежало авторство «Службы и канона Александру Невскому», составленное в память о перенесении мощей святого князя из Владимира в Александро-Невскую Лавру 30 августа 1724 года. В 1719 году обер-иеромонахом гребного флота стал Иннокентий Кульчицкий, в последующем – первый архиепископ Иркутский. В 1804 году он был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010