до 1669 года архиепископ Иосиф IV 1674–1681 Павел Моравский 1681–1686 Авраамий 1687–1700 Стефан Яворский 1700–1722 Епископы Рязанские и Муромские: Сильверст Холмский 1723–1725 Гавриил Бужинский 1726–1731 Лаврентий Горка 1731–1733 Алексий Титов, архиеп. 1733–1750 Димитрий Сеченов 1752–1757 Палладий Юрьев 1758–1778 с 1764 года “Рязанский и Шатский” Архиепископы Рязанские и Зарайские: СимонЛобов 1778–1804 Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809 Феофилакт Русанов 1809–1817 Сергий Крылов-Платонов 1817–1824 с 1819 года архиепископ Филарет Амфитеатров 1825–1828 с 1826 года архиепископ Григорий Постников 1828–1831 Евгений Казанцев 1831–1837 Гавриил Городков 1837–1858 Смарагд Крыжановский 1858–1863 Иринарх Попов 1863–1867 Алексий Ржаницын 1867–1876 Палладий Раев 1876–1882 с 1881 года архиепископ Феоктист Попов 1882–1894 с 1885 года архиепископ Иустин Полянский 1894 Михайловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871 Василий Левитов 1873–1880 Авраамий Летницкий 1880–1881 Августин Гуляницкий 1881–1883 Иустин Полянский 1883–1885 Феодосий Рождественский 1886–1892 Иоанникий Казанский 1892 Саратовская Учреждена в 1828 году. Кафедра в Саратове. Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832 Иаков Вечерков 1832–1847 Афанасий Дроздов 1847–1856 Иоанникий Горский 1856–1860 Евфимий Беликов 1860–1863 Иоанникий Руднев 1864–1873 Тихон Покровский 1873–1882 Павел Вильчанский 1882–1889 Авраамий Летницкий 1889–1893 Николай Налимов 1893 Симбирская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Симбирске. Епископы и архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович, архиеп. 1832–1842 Феодотий Озеров 1842–1858 с 1856 года архиепископ Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874 Феоктист Попов 1874–1882 Варсонофий Охотин 1882 Смоленская Учреждена в 1137 году. 70 Кафедра в Смоленске. Епископы Смоленские: Мануил Кастрат, грек 1137–1169 Константин 1180 Симеон I 1190–1197 Игнатий I 1206–1219 Лазарь хир. 1219 Афанасий Иоанн I Дионисий упом.до 1238 Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из монастырей, кроме Невского, существовали тогда в Санкт-Петербургском крае: 1) Староладожский Николаевский мужской монастырь; 2) Староладожский Успенский женский монастырь; 3) Зеленецкий мужской монастырь; 4) Васильевский; 5) Валаамский; 6) Коневский; 7) Николаевский Гостинопольский; 8) Стороженский, что ныне приходская церковь в селе Загубье, и некоторые другие. Староладожский Успенский женский монастырь не имел вокруг себя не только никакой крепости или городьбы, но и ворот. В смежности с ним стояли многие дома: поповские, посадские, ямские, и через сам монастырь лежала дорога. Валаамский и Коневский монастыри только что возобновлялись  теперь после шведского разорения в 1611 году; 9) в 1712 году, неизвестно кем, построена деревянная церковь в Феофиловой пустыни, которую, по благословению митрополита Иова, освятил иеромонах Гурий, строитель пустыни. Известно, что Петр Великий завел на Балтийское море обширный,  корабельный и галерный флот. Туда требовалось духовенство для служб и для исполнения христианских обязанностей у служащих на флоте. В то время для этого дела посылались в море иеромонахи из Невского монастыря, а также вызываемые из монастырей иноепархиальных, например, от епископа Псковского. Иеромонахов требовалось немало. До 1721 года из одного Невского монастыря на флот перебывало 40 человек. На каждой эскадре: балтийской и ревельской, был поставлен особенный из иеромонахов начальник над флотским духовенством, который назывался обер-иеромонахом (т. е. главным иеромонахом). Им давалось знать об определении на флот новых иеромонахов, которые, до возвращения в монастырь, находились под их наблюдением. Из обер-иеромонахов известны: Гавриил Бужинский, Макарий Хворостин и Рафаил Заборовский. Обер-иромонах Гавриил писал и говаривал проповеди в походных церквях. 27 июня 1719 года, по случаю празднования полтавской виктории, он произнес благодарственное о сем слово Триипостатсному Богу при Гангуте в походной церкви Преображенского полка, где флот российский, корабельный и галерный, стоял на якорях. 27 июля того же года, на корабле «Ингермандандия» при острове Ламеланде в Ботаническом заливе сказано слово о победе у Гангуте, одержанной того же числа в 1714 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О сочинениях Пуффендорфа переведенных с латинского на русский язык, первое – введение в историю европейских государств; другое – о должностях человека и гражданина. Родышевский просил отринуть последнюю из этих книг от церкви святой и из народа вывесть для того, что напечатаны в ней многие хулы на блаженныя памяти великого Государя Иоанна Алексеевич а. Книга эта переведена с латинского на русски язык в 1719 году рязанским архиереем Гавриилом, токмо о том переводе ведает и новгородский архиерей Феофан; потому что он Феофан с ним Гавриилом в то время жили в С.-Петербурге на невском подворье вместе, а наипаче Феофан, будучи главнейшим в Синоде и зная об этой книге, нигде о ней не обявил. Да бывший новгородский архиерей Федос в 1719 году в С.-Петербурге на невском подворье говорил Бужинскому, что Государю жаловалась царица Прасковья Феодоровва, что в книге Пуффендорфия, которую тот с латинского на русский язык перевел, обретаются хулы на государя царя Иоанна Алексеевич а, и Гавриил тому Федосу отвечал: «я не собою то написал, понеже написано то в книге, с чего я переводил»; и Федос говорил на то: «хотя ты и не сам написал, да переводить тебе того не следовало»; на это Феофан тому Федосу говорил, что напрасно изволил гневаться, потому что Гавриил не от себя то издал, но с готовой переводил. А при тех словах был он Родышевский, так как жил на невском подворье». – Кабинет потребовал из Синода известия об этой книге. Синод отвечал, что «латинский перевод первой книги – о должностях человека и гражданина отдан Государем св. Синоду во время присутствия в прошлом 1721 году, ноября 19-го дня и указано перевесть ее на славянский язык. В 723 году она переведена была справщиком московской типографии Кречетовым и с того перевода переписана и для апробации его величеству сообщена в Кабинете в прошлом 724 году октября 11-го дня и в том же году, по присланному в Синод его величеством за собственноручным подписанием указу, велено перевесть только первый трактат о должности человека и гражданина (понеже в другом – о вере христианской его величество пользы для народа не надеется), и чтоб была внятна и хорошим штилем. Синод отдал ее для совершенного исправления бывшему тогда в Синоде советнику, архимандриту Гавриилу. После того, по именному его в. указу, декабря 15-го дня 724 года, велено ее напечатать; только в то время она не была напечатана; а по кончине его величества в 725 году ноября 13-го дня перевод этой книги для апробации подан был Императрице и, по указу ея величества 2-го марта 1726 года, напечаталась в с.-петербургской типографии. Другая книга, называемая – введение в историю европейскую переведена на русский язык, по высочайшему повелению, бывшим префектом заико-носпасской академии, Гавриилом Бужинским и напечатана еще до состояния святешего Синода в 718 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После окончания перенесения мощей святого князя Александра Невского Петр I велел «по новой службе, вместо прежде бывшей этому святому ноября 23 числа службе, отныне праздновать 30 августа». Составление новой службы Синод поручил обер-иеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору, архимандриту Гавриилу (Бужинскому). Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы Русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы. Кроме новой службы на перенесение мощей святого князя Александра Невского архимандрит Гавриил должен был «сочинить из обретающегося в Прологе жития его, приложив к тому из бывшей с шведами и окончившейся миром войны краткую историю и перенесение его святых мощей по приличию, а также к сочиненным стихирам и синаксарию сочинить седальны и канон и всю ту службу по обыкновению напечатать и разослать во все государство». В 1725 году в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий и общее количество экземпляров составило 11900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям. Однако вскоре распространение новой службы прекратилось. В словах службы о внутрироссийских делах Петровых: «и внутрь многая злая обыдоша нас, смирения от всезлобных мятежников, многое кровопролитие простирающих. Подвижеся всему сопротивное сердце Авессаломле, не токмо дела отеческая тщащеся опровергати, но и здравия его ищущее» (стихиры на литии, глас 5), архимандритом Псково-Печерского монастыря Маркеллом (Радышевским) усмотрено поношение высокой чести Блаженной памяти царевича Алексея Петровича, замученного Петром I в Петропавловской крепости в 1717 году. Указом императрицы Екатерины I от 18 сентября 1727 года велено: «Святого благоверного великого князя Александра службы, которые разосланы по всей Российской империи к церкви, от тех церквей все собрать по-прежнему... и хранить те службы до указа в целости, впредь же празднество великого князя Александра Невского отправлять по-прежнему по месячной Минее. Служба перенесению мощей и житие, составленное архимандритом Гавриилом (Бужинским) и правленные самим Петром I, стали уделом рукописной традиции до тех пор, пока не были внесены в книгу «Житий Русских святых» в 60-е годы века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1699–1710 г.г., ноября 28-го. 21. Тихон III, упомин. 1711 г.; скончался на настоятельстве в марте 1719 года. И Симеон и Тихон также правили Костромскою десятиною 34 . 22. Гавриил Бужинский, родом малороссиянин, обучался в Киевской академии, после обучения поступил в учители Московского Заиконоспасского училища; в это учительство 1707 года принял монашество, 1708 посвящен в иеродиакона, а 1709 в иеромонаха; проповедями своими снискал громкую славу в Москве и тем самым обратил внимание государя Петра I, вызвавшего Гавриила в С. Петербург и определившего его иеромонахом во флот. В этой должности часто говорил проповеди в присутствии монарха. 1721 года, января 22, по высочайшему указу, произведен в архимандрита Ипатского манастыря, и недели через две в советники в открывшийся тогда в Святейший Синод. Кроме того, пожалован в директора и протектора всех зависящих от Синода типографий и училищ. Того 1721 года, марта 24-го, переведен в архимандрита Сергиевой лавры, с оставлением по-прежнему в С. Петербурге; 1726 года, октября 30-го, хиротонисан в Рязанского епископа. 1727 года пребывал в епархии; 1731-го скончался в Москве; апреля 27-го; погребен в Заиконоспасском монастыре, куда отказал и свою библиотеку. Муж известный в русской литературе своими сочинениями и переводами 35 . 23. Серапион, упом. 1722–1730 г.г. В Ипатиевское настоятельство был с 1725 по 1726 год ассессором Святейшего Синода. 24. Платон Малиновский, с 1724 года префект Московской Славяно-Греко-Латинской академии, и с 1726 по 1728 год в звании иеромонаха ректор Харьковского Коллегиума; пред Ипатским настоятельством был архимандритом Харьковского Преображенского монастыря; с 1730 по 1733 год, в бытность архимандритом Ипатского монастыря, присутствовал в Святейшем Синоде; отсюда перемещен в Московский Высокопетровский монастырь; 1742 года, сентября 10-го, хиротонисан в епископа Сарского и Подонского, 1744 года, июля 17-го, пожалован в архиепископа, 1748 года, апреля 5-го, перемещен в Московскую епархию, с наименованием Московского и Севского; 1754 г., июня 14-го, скончался, погребен в Чудовом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/is...

17 августа святые мощи были принесены в Москву, 23 августа мощи были в Клину, 26-го – в Твери, 28-го – в Торжке, 31-го – в Вышнем Волочке. 9 сентября через озеро Ильмень святые мощи перенесли в Новгород. 20 сентября святые мощи были привезены в Шлиссельбург и поставлены в каменном храме, где и оставались до июля следующего 1724 г. 24 июля 1724 г. Петр I повелел архиепископу Феодосию ехать «в Шлиссельбург ко гробу святого благоверного князя Александра Невского с мощами» и завершить их перенесение в Петербург до 30 августа. Утром в воскресение 30 августа 1724 г. тремя выстрелами из Петропавловской крепости столица была оповещена о начале торжества. Невский флот в полном составе (был выведен даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере со святыми мощами. Петр I перешел на галеру, где сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне честные мощи святого князя Александра Невского были встречены на берегу Невы, у речки Монастырки. С берега святые мощи были перенесены царем и сановниками в монастырь и поставлены в новом храме, который освятили в тот же день (см.: Минея. Август. Ч. 3. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 268–269). Составление новой службы Синод поручил «обериеромонаху флота, советнику Синода, школ и типографий протектору» архимандриту Гавриилу (Бужинскому). Сподвижник Петра I, знаменитый проповедник, писавший, по слову императора, «внятно и хорошим штилем», архимандрит Гавриил составил немало похвальных слов на победы русского оружия, в похвалу императора Петра и основанного им города на берегах Невы. В 1725 г. в типографии при Александро-Невском монастыре служба с благодарением о заключении вечного мира между Российской империей и Швецией была напечатана пятью изданиями по 1200 экземпляров каждое. В следующем году последовало еще несколько изданий, и общее количество экземпляров составило 11 900; они были переданы Синоду для рассылки по епархиям. Однако вскоре распространение новой службы прекратилось.

http://pravoslavie.ru/48583.html

4 . ГАВРИИЛ I Бужинский, Архимандрит Ипатский, а потом Троицы Сергиева монастыря, по 30 Октября 1726 года. Наконец, он был Епископом Рязанским. Советники Архимандриты: 5 . I Смелич, Архимандрит Симоновский, потом Александро-Невский, по 1727 год; и паки с 1735 по 1736. Наконец, он был Архиепископом Белгородским. 6 . ЛЕОНИД, Архимандрит Высокопетровский, в 1722 году, Февраля 18, хиротонисан в Архиепископа Крутицкого. В 1736 году, Марта 4, уволен в Епархию. 7 . ИЕРОФЕЙ, прозванием Прилуцкий, Архимандрит Донской, потом Новоспасский. По 1725 году, Август 25. Скончался в 1728 году, Октября 28. Асессоры: 8 . АНАСТАСИЙ I Кондоиди, Протоиерей, родом Грек, выехавший из Молдавии с Князем Кантемиром. Но в том же году пострижен в монашество и наименован Афанасием. В 1722 году, Марта 2, произведён в Игумена Ярославского Тольского монастыря; потом был Архимандритом Спасо-Ярославским. В 1725 году, Декабря 26, пожалован Советником Святейшего Синода. В 1726 году, Октября 9, хиротонисан в Епископа Вологодского. Наконец, был Епископом Суздальским. Он присутствовал по 1728 год. 9 . Иоанн I, Протоиерей Санкт-Петербургского Троицкого собора. По 8 Июля 1723 года. 10 . II, Протоиерей Санкт-Петербургского Петропавловского собора по 1726 год. 11 . ВАРЛААМ I Овсяников, Иеромонах, Асессор и Обер-секретарь с 3 Марта по 1 Октября, потом Игумен Угрешский; в 1723 году, Февраля 5 лишён монашества. 12 . ФЕОФИЛАКТ I Лопатинский, Архимандрит Чудовский, с 1723 года. В 1723 году хиротонисан в Епископа Тверского, в 1725, пожалован Архиепископом, в 1731 году, уволен в Епархию. О прочем см. ч. I, стр. 139 («В) Тверские и Кашинские» за 32). Он именовался Советником и был вторым Вице-президентом. 13 . АНАСТАСИЙ II Наусий, Грек, с 1722 по 1724 годы. Он в 1722 году, Июня 14, приписался в конце духовного Регламента. 14 . ФЕОФИЛ Кролик, Иеромонах, Асессор с 1722 года. В том же году, Июня 14, подписался в конце духовного Регламента. Потом был Архимандритом Чудовским по 17 Сентября 1730 года. Наконец, по 22 Декабря 1732 года – Новоспасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

56. Иларион Властевинский, из архимандритов Новоспасского монастыря, с 1701 по 1704 год, в котором поставлен в митрополиты Крутицкие. 57. Сильвестр Холмский (Волынский), из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря, с 1704 по 1708 год, в котором поставлен в митрополиты Нижегородские. 58. Иоасаф 5-й, из архимандритов Московского Петровского монастыря, с 1708 по 1710 год. 59. Георгий Дашков, из келарей лавры, с 1711 по 1718 год, в котором поставлен в епископы Ростовские (см. выше, с. 136, и ниже, гл. V). 60. Тихон Писарев, из архимандритов Ярославского Спасского монастыря, с 1718 по 1722 год (отставленный за злоупотребления). 61. Гавриил Бужинский, из Малороссиян, учившийся в Киевской Академии, бывший учителем и проповедником в Московской славяно-греко-латинской академии, из префектов последней, с 1718 года – обер-иеромонах флота, в 1721 году поставленный в архимандриты Костромского Ипатского монастыря и получивший должность директора и протектора всех школ и типографий, находившихся в ведении св. Синода, с 1722 по 1726 год – архимандрит лавры; указами от 24 июня и 12 июля 1726 года назначен был епископом Тверским (см. Архив Правит. Сената, Опись указам и повелениям, составил П. Баранов, т. II, 1788 и 1805) и затем по смерть в 1731 году – епископ Рязанский (когда переведен сюда в 1726 году – указа в цит. книге нет); исполнявший разные ученые поручения Петра Великого и бывший придворным проповедником, один из видных людей Петровского 62. Варлаам Высоцкий, из архимандритов Переяславского Данилова монастыря, с 1726 по 1737 год, бывший духовником императриц Екатерины 1-й и Анны Иоанновны, построивший находящуюся под Петербургом Троицкую Сергиеву 63. Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64. Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

А после смерти царицы Марии Ильиничны Алексей Михайлович приходил на Троицкое подворье с молодой женой Натальей Нарышкиной. Бывал здесь с детства и Петр I, принесший перемены в устои обители. Еще в 1664 году его отец определил ко служению в Федоровской церкви белое духовенство и назначил этим священникам ругу – содержание из казны. А потом царь Федор Алексеевич увеличил содержание служителям своего тезоименитного храма. Петр же оставил в нем только черное духовенство, но повелел обновить Федоровскую церковь в знак любви к покойному брату. Царь Петр Алексеевич очень благоволил к Троицкой обители, где была спасена его жизнь. Когда в 1701 году по его приказу были сняты колокола для переплавки на пушки, среди них оказался древний колокол Троицкого монастыря, по преданию, отлитый при игумене Никоне Радонежском в 1427 году. Петр велел сохранить этот колокол, но по данным исследователя О.А. Белобровой, царь указал вернуть его не в обитель, а в кремлевский Богоявленский монастырь. Там он вскоре пострадал в пожаре и был перелит в новый колокол. Уже в 1714 году Петр выделил для Троицкого подворья место в Петербурге на набережной Фонтанки, близ Аничкова моста. А в 1722 году архимандрит Гавриил (Бужинский) разобрал на кремлевском подворье Сергиевскую церковь, по поводу чего на него даже пожаловались в Синод. Однако Забелин, считая это утверждение сомнительным, предполагал, что тогда была разобрана за ветхостью Богоявленская церковь, которую собирались строить заново, как вдруг великий пожар 1737 года, погубивший Царь-колокол, не пощадил и Троицкое подворье. Восстановленную Сергиевскую церковь с приделом святого Феодора Стратилата освятили уже в 1738 году, а вот строительство Богоявленского храма растянулось надолго, и он был освящен только в 1753 году. Двумя годами раньше императрица Елизавета Петровна подтвердила жалованной грамотой владения лавры в Кремле. В последний раз Троицкое подворье обновили к коронации Екатерины II. Оружейная палата Спустя два года после коронации императрица Екатерина провела секуляризацию монастырских владений. По указу от 26 февраля 1764 года Троицкое подворье было забрано в казну и «по пристойности и по самой близости» приписано к императорскому кремлевскому дворцу. Священнику же Богоявленского храма (Сергиевская церковь была приписана к нему) назначалось «особливое, какое определено будет, ее императорского величества жалованье». Впрочем, А.Ф. Малиновский считал, что причиной полной ликвидации кремлевского подворья была не секуляризация, а эпидемия чумы 1771 года, после чего императрица во избежание скученности повелела упразднить все подворья в Кремле, обветшавшие церкви разобрать, а их дерево и камень отправить монастырям, которым эти подворья принадлежали. Позднее бывшее Троицкое подворье передали в Сенатское ведомство, которое разместило в нем Судный приказ. А в 1778 году часть подворья отвели для кремлевского обер-коменданта. В те последние годы своей истории Богоявленский храм значился «при комендантском доме».

http://pravoslavie.ru/28971.html

Автор текста — архимандрит Гавриил Бужинский (1680–1731), настоятель Троице-Сергиевой Лавры, советник Святейшего Синода, заведующий школами и типографиями. Музыка к этой службе была написана в стиле четырехголосного партесного пения Петровской эпохи композитором и уставщиком хора государевых певчих дьяков Иваном Михайловичем Протопоповым. Он входил в круг наиболее близких к царю людей. Текст службы (без нот) был опубликован в 1725 г. В 2021 г., к 350-летнему юбилею Петра I, все службы того периода были изданы как музыкальный памятник, с текстом и с нотами по певческим рукописям из сохранившихся в фонде Оружейной палаты Российского государственного архива актов под рубрикой «Петровская эпоха в России, современный научный взгляд». Свидетельством принадлежности этих песнопений к творчеству И. М. Протопопова является запись на обложке одной из партий: на верхней крышке рукописи сохранился автограф, собственноручная запись автора музыкального распева службы: «Сии книги на собственное желание и охоту Его императорского величества Петра Великаго, августейшаго самодержца Всероссийскаго, сочинены и написаны вновь собственным тщанием и трудоположением Его величества уставщика Ивана Михайловича Протопопова 1723 года» [Плотникова 2015 (Фотокопия 2): 14–27, 112–161]. Эти сочиненные И. М. Протопоповым произведения были исполнены хором государевых певчих дьяков 30 августа 1724 г., в день празднования заключения Ништадтского мира и перенесения мощей Александра Невского. Тогда вместе со службой благодарственной о мире совершалась служба святому благоверному великому князю Александру Невскому. Обе они записаны в тех же рукописях РГАДА и содержат сходный набор песнопений вечерни и утрени: стихиры на «Господи, воззвах», на литии, на стиховне, на хвалитех, величание, седальны, канон, тропарь, кондак, икос, светилен и задостойник на Божественной литургии. Некоторые песнопения изложены двумя распевами — кондак миру знаменным и греческим, а тропарь — тремя распевами с добавлением киевского распева.

http://bogoslov.ru/article/6177475

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010