Троицкий монастырь был ярким выразителем Московской Руси с ее светлыми и темными сторонами, но опять поверну­лось колесо истории и наступил петербургский период: опять появился новый центр и связанная с ним новая идеология... Для Троицкого монастыря эта новая эпоха была мало благо­приятна, слишком мало подходил весь его уклад старинного и истового московского благочестия к галантному веку пари­ков и фижм, когда хлынула в Россию западная культура, па-пежского и латынского духа, которой так боялась Древняя Русь. Просочились и модные вольномыслия «вольтерьянцев», которых не чужды были и многие видные церковные деятели, отошел в прошлое образ московского «благочестивейшего» царя ктитора, со вкусом блюдущего детали церковного обря­да и умело разбирающегося в богословских спорах, церков­ные интересы, национальные и государственные, тогда были слиты в единое органическое целое.   Деятели же петербург­ского периода мало почитали старину и национальную само­бытную культуру: они старались, чтобы все у нас было не хуже, чем на западе, и от многого из наследия предков от­крещивались, как от пережитков периода суеверия и дико­сти. При таких новых обстоятельствах Троицкий монастырь, уже ставший в это время лаврой, естественно не мог сохра­нить своего влияния и обаяния, которыми он пользовался в Московской Руси: теперь высшие круги в нем видели ско­рее «благородную окаменелость» и не ощущали уже в нем живого сердца Руси. По-прежнему ходили цари и вельможи на богомолье к Троице, осыпали драгоценностями иконы, церкви, настоятелей, но во всем этом виделось больше тще­славия и любви к роскоши, нежели благочестивого усердия. Труднее решить, изменил ли XVIII век отношение народных масс к монастырю; правильнее всего было бы думать, что их не коснулись все эти пертурбации и утонченности верхов.     В руководящих кругах лавры уже произошел разрыв со старым начетчеством, заменявшим ранее образование, и в них ясно стал чувствоваться дух западной науки и западного мышления. Целый ряд монастырских деятелей XVIII века вышел или из Славяно-греко-латинской академии, или из киевских школ, где царила схоластика, латинский язык, пышная риторика и элоквенция. Это умственное и словесное барокко представлено целым рядом лаврских деятелей, главным образом блестящих проповедников, из лавры часто переходивших ко двору, как, например, Гавриил Бужинский, Гедеон Криновский, Арсений Могилянский.

http://isihazm.ru/1/?id=716

Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским. При содействии В. было установлено почитание схим. Сергия († 1685), его гробница находилась в переславском Феодоровском мон-ре, а также убитого разбойниками схим. Адриана. Деятельность В. по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религ. политикой Петра I . 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле начала свою деятельность комиссия, в к-рую помимо протоинквизитора входили синодальный секретарь Варлаам (Овсянников) и игум. костромского Ипатьевского мон-ря Гавриил (Бужинский) . В результате освидетельствования мощи прп. Корнилия признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , опечатав их мощи и разрушив сени над гробницами. По результатам деятельности комиссии 15 марта последовал указ Синода, в котором резко осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей. В. был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны в качестве ее духовника В. сумел добиться пересмотра нек-рых результатов деятельности комиссии. Все время пребывания в Переславле В. состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. был вызван на чреду богослужений в С.-Петербург. В том же году 15 июля по указу имп. Екатерины I был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря. 13 сент. 1726 г. прибыл в С.-Петербург. 25 февр. 1728 г. присутствовал на коронации имп. Петра II . В 1727-1728 гг. тянулась тяжба В. с Рязанским еп. Гавриилом (Бужинским), с марта 1722 по окт. 1726 г. являвшимся настоятелем Троице-Сергиева мон-ря; В. обвинял еп. Гавриила в хищении книг и золотых панагий из монастырской ризницы. В февр. 1729 г. В. доносил Синоду о том, что по причине скудости казны у Троицкого мон-ря нет возможности платить подати и содержать отставных солдат и офицеров.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Кирилл Завидов 31 июля 1594 перев. из Новгородского Антониева, а 18 мар. 1605 хирот. в архиеп. Ростовского. Иоасаф перев. из Пафнутиева Боровского 1805–9, удалился туда-же и убит 5 июля 1610. Св. Дионисий Ржевитин 29 июня 1610 перев. из Старицкого Богородицкого; † 10 мая 1633. Нектарий Вязмитин перев. из Песношского 29 июня 1633–1640. Адриан Новгородец 1 авг. 1640 перев. из Тольгского; † 1 мар. 1656. Иоасаф Ново-Торжец 25 апр. 1656 перев. из Владимиро-Рождественского, а 10 февр. 1667 хирот. в патр. Всероссийского. Феодосий 23 мая 1667 перев. из Новгородского Юрьева; † в авг. 1674. Викентий 1 сент. 1674 перев. из Владимиро-Рождественского, а 22 апр. 1694 отошёл на покой туда-же. Иов 28 апр. 1694 перев. из Московского Высоко-Петровского, а 6 июня 1697 хирот. в митр-та Новгородского. Евфимий 14 июня 1697 перев. из Московского Знаменского; † 17 дек. (sic) 1700. Иларион Властевинский 6 янв. 1701 перев. из Новоспасского, а 9 апр. 1704 37 хирот. в митр-та Сарского. Сильвестр Холмский 22 окт. 1704 перев. из Юрьева, а 14 сент. (sic) 1708 хирот. в митр-та Нижегородского. Иоасаф 22 сент. 1708 перев. из Московского Высоко-Петровского; † 17 нояб. 1710. Георгий Дашков 15 апр. 1711 произведён из келарей, а 13 июля 1718 хирот. в еписк. Ростовского. (Был строитель Астраханского Троицкого монастыря). Тихон Писарев 7 нояб. 1718 перев. из Спасо-Ярославского. По исх. 1721. Гавриил Бужинский опред. июня 14 ? 24 мар. 1722, перев. из Ипатиевского, а 30 окт. 1726 хирот. в еписк. Рязанского. Варлаам Высоцкий 13 нояб. 1726 перев. из Переяславльского Даниилова; † 25 июля 1737, в С.-Петербурге и погребён в Сергиевой пустыне (им устроенной). Арсений Воронов , архим. Спасо-Прилуцкий, определён 24 янв. 1737 в келари, 18 окт. 1738 в архим., но отказался; † 24 мар. 1740. Амвросий Дубневич 31 дек. 1738 перев. из Киевского Златоверхо-Михайловского, а 8 сент. 1742 хирот. в еписк. Черниговского. Кирилл Флоринский 5 сент. 1742 перев. из Заиконоспасского; † 9 янв. 1744. Арсений Могилянский 29 янв. 1744 произведён из придворных проповедников; 25 июня хирот. в архиеп. Переяславльского и оставлен архимандритом. Уволен на покой в Новгород-Северский мнтрь 22 мая 1752. С 22 окт. 1757 митр-т Киевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако такой подход существенно искажает историческую перспективу. Ученые помимо своей воли усваивали взгляды и оценки из нарративов Дугина. Задача данной работы – систематически исследовать и охарактеризовать документы, которые обойдены внимание в предыдущих публикациях. К настоящему моменту удалось выявить единственный источник сведений о Дугине, не относящийся к следственным материалам. Это вкладная запись на печатном Евангелии 1701 г.: «Отдана сия книга Еуангелие вкладу в поминовение по игумне Иакове города Романова в церковь Рожества Богородицы, а отдали сродники ево поп Дементей, да поп Максим, да села Кузьминки поп Савва и подписал своею рукою» . Ее обнаружил М. Трунов при описании древностей, связанных с романовским Красногорским Спасо-Преображенским монастырем. Упомянутый в записи игумен Иаков – дед Дугина. Запись ценна тем, что называет имеющих духовный сан родственников Дугина. В следственных документах они не упомянуты. Три дела о Дугине отложились в Синодальном архиве (ныне ф. 796. РГИА). Наиболее ранний из выявленных на сегодняшний день следственных документов относится к 1728 г. Данный текст ввел в научный оборот С. В. Алпатов . Его краткое изложение помещено в печатном описании архива Синода . Это присланный 9 августа 1728 г. в Синод из Преображенского приказа экстракт дела по доносу Дугина на сокольского поповского старосту Никиту Комягина о том, что он правил печатные государевы указы, собирал излишние пошлины, имел при себе скоморохов и участвовал в их непотребных игрищах. На листах имеется скрепа секретаря Преображенского приказа Василия Казаринова и помета о том, что экстракт заслушан в Синоде в день прибытия, но резолюция по нему не вынесена . Судя по тому, что иных документов по данному разбирательству нет, а упоминания о них не фигурируют в более позднем деле Дугина, реальное следствие в Синоде так и не было начато. Вероятнее всего, это связано с нежеланием Синода вовлекаться во внутренние проблемы Рязанской и Муромской епархии, в состав которой входил рассматриваемый регион. С 1728 г. (по другим данным с 1729 г.) епископ Рязанский и Муромский Гавриил (Бужинский) находился в Москве, где над ним проходило следствие по обвинениям должностных злоупотреблениях и отступлениях от православия. В 1730 г. его оправдали, однако в Рязанскую епархию он уже не смог вернуться по состоянию здоровья (умер 14 апреля 1731 г.) .

http://sedmitza.ru/lib/text/10133706/

отказался от епархии; † апрель 1520 Сергий епископ, рукоположен с 12.02.1517 по 1521 † неизвест. Иона епископ, рукоположен с 23.03.1523 Михаил епископ, рукоположен с 22.04.1548 Кассиан епископ, рукоположен † 21.10.1556 Гурий (Лужецкий) епископ, рукоположен с 17.03.1554 Филофей епископ, рукоположен с осени 1562 (1563) до 1569 лишен сана; † неизвест. Сергий епископ, упоминается с 1569 по 1572 † неизвест. Феодосий (Вятка) епископ, рукоположен с 1573 по 1574 † неизвест. Леонид (Протасьев) епископ, рукоположен с 1573 по 1586 (1584) отстранен; † неизвест. Митрофан епископ, рукоположен, с 1586 архиепископ с мая 1589 † июнь 1598 Варлаам архиепископ, упоминается в 1598,1601 † 17.02.1601 Игнатий архиепископ, бывший архиеп. Кипрский с 1595 по 30.06.1605 патр. Московский и всея Руси (самозванец) Феодорит архиепископ, свят., рукоположен с августа 1605 † 10.09.1617 Иосиф III архиепископ, рукоположен с 10.01.1619 (1617) по 1622 (1620) † неизвест. Антоний архиепископ, рукоположен с 5.05.1621 † 5.02.1637 Моисей архиепископ, рукоположен с 10.01.1638 †15.02.1651 Мисаил архиепископ, свт., рукоположен с 13.04.1651 † 9.04.1655 Иларион архиепископ, рукоположен в мае 1657 митрополит с 13.06.1669 по 28.05.1673 на покое; † 4.06.1673 Иосиф IV митрополит, рукоположен с 9.08.1674 † 21.09.1681 Павел (Моравский) митрополит, бывший архиеп. Суздальский и Юрьевский с ноября 1681 † 5.09.1686 Авраамий митрополит, рукоположен с 9.01.1687 по март 1700 на покое; † 27.02.1708 Стефан (Яворский) митрополит, рукоположен с 7.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; † 27.11.1722 Сильвестр (Холмский) епископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 еп. Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 1.10.1726 архиеп. Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский) епископ, рукоположен с 30.10.1726 на кафедре с 22.01.1727 † 27.04.1731 Лаврентий (Горка) епископ, бывший еп. Великоустюжский и Тотемский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Труды: Проповеди. – 1-е изд. – М., 1722; 2-е изд. – М., 1768. Полное собрание поучительных слов, сказанных в Высочайшем присутствии Государя И мператора Петра Великого преосвященным Гавриилом Бужинским. – М., 1784. Служба и канон святому Александру Невскому. – СПб., 1725. Переводы с латинского языка: Пуффендорф. Введение в историю европейских держав. – СПб., 1718. Пуффендорф. О должности человека и гражданина. – СПб., 1726. Стратеманн. Феатрон или позор исторический, изъявляющий повсюдную историю Священного Писания и гражданскую. – СПб., 1724. Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 89, 90, 216, 303–305, 328–329. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 207. Рункевич С. Г. История Русской Церкви под управлением Святейшего Синода. – СПб., 1900, т. 1 – С. 210–212. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 77–81. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев. 1856, т. 1. – С. 293–294. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. – СПб., 1862, т. 1.-С. 116, 229, 236, 325, 326, 329–331, 497; т. 2. – С. 397, 407, 408, 437–439, 469, 592, 613–615, 636, 657, 669, 672, 673. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – с · 256–258, 1155. Петухов Е. В. Историко-литературный материал, из эпохи преобразования (проповеди Гавриила Бужинского 1717–1727). – Юрьев, 1901. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 130. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1411. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 33. Иероним [Алякринский], архимандрит. Рязанские достопамятности, собранные архимандритом Иеронимом. С примечаниями И. Добролюбова.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Можно сказать, что Феофан стоял в главе проповеднической школы петровского времени. Вокруг него группировались духовные учёные, которые и в проповеди усвоили его направление и его приемы. Это были: Гавриил Бужинский, Феофил Кролик и Симон Кохановский. Они также были провозвестниками дел Государя и новых понятий, хотя не с такой силой дарования, как Феофан. Бужинский, еще бывши обер-иеромонахом во флоте и сопутствуя Государю в походах, говорил много проповедей в его присутствии по случаю разных событий, бывших в его царствование: на победы при Полтаве и Гангуде, на взятие Шлиссельбурга, на основание новой столицы и проч. Выше мы упоминали уже о проповедях Симона Кохановского с обличением недостатков старой русской жизни – «ханжества, лицемерия, суеверия и наружнаго благочестия, основаннаго на мужицкой наипаче и на бабской богословии и сказках бездельников». Тон его проповедей очень резок. Его полемика переходит в открытую иронию и злую сатиру на невежество и суеверие простого народа. Речь его груба и наполнена выражениями, неприличными в церковной проповеди. – Государь сам поручал современным проповедникам говорить в проповедях о своих делах 487 и предлагал даже составить сборник проповедей, говоренных по случаю его побед. 488 Гомилетические наставления и проповеди Феофана имели много последователей и подражателей, но с другой стороны встретили не мало противников и порицателей. Родышевский, возражая на статью Регламента о проповедниках, пишет: «в Регламенте написано, что проповеднику, проповедая слово Божие, не надобно рыдать, но, хотя бы и возмутился дух, надобно елико мощно унимать слезы. Вся бо сия лишняя и неблагообразна суть и слышателей возмущают. Павел великий апостол и учитель глаголет в деяниях гл. 20: «сего ради будите поминаю ще, яко три лета нощь и день непрестанно уча со слезами единаго коегождо вас». И не говорил сам и никто о нем и тогда и после не поносил его, и лишним сего не нарицал, что он плакал, и неблагообразным; а тем, что он плакал, наставлял паче слушателей своих словес, а не возмущал: то и проповеднику плачущемуся и наставляющему народ со слезами и со умилением сие недолжно бы быть поносимо, но паче похваляемо».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Конечно, всякая империя, тем более, создававшая цивилизацию, имела господствующий язык, покрывавший и связующий наречия и говора коренных и входящих народов, но в той же Византии греческий язык, как и латынь для Римской империи, были не сакральными, а общекультурными. Поживший в Европе Ломоносов, до конца бился за сохранение в русской жизни церковнославянского языка, как основы самоидентификации: «Народ российский, по великому пространству обитающий, невзирая на дальнее расстояние, говорит повсюду вразумительным друг другу языком в городах и в селах. Напротив того, в некоторых других государствах, например в Германии, баварский крестьянин мало разумеет мекленбургского или бранденбургский швабского, хотя все того ж немецкого народа». И далее: «… видим, что российский язык от владения Владимирова до нынешнего веку, больше семисот лет, не столько отменился, чтобы старого разуметь не можно было: не так, как многие народы, не учась, не разумеют языка, которым предки их за четыреста лет писали, ради великой его перемены, случившейся через то время». В учебнике «Церковнославянский язык. Грамматика с текстами и словарём» (М.Л. Ремнева, В.С. Савельев, И.И. Филичев) читаем: «Церковнославянский язык русской редакции на протяжении восьми веков был на Руси литературным языком, реализовавшимся в памятниках разных жанров, существовавшим в ряде вариантов; он являлся элементом русской культуры, это был язык, на котором говорила на Руси церковная и светская мысль. С XVIII в. церковнославянский язык становится только языком церкви». Так же такое произошло? Кто для нас ныне Михаил Муравьёв и Гавриил Добрынин, Иринарх Завалишин и Михаил Чулков, Иван Дмитриев и князь Пётр Трубецкой? Почему современному русскому человеку уже не понять, а, главное – не прочувствовать то, что переживали такие же русские люди триста-четыреста-пятьсот лет назад? Почему нам закрыто, что тревожило, вдохновляло и радовало далеко не последних поэтов екатерининской эпохи – епископа Гавриила Бужинского и архимандрита Иакинфа Карпинского? Как нам сегодня ощутить их волнение, непосредственно сопережить из словосочетаний и речевых оборотов, в которых оно, волнение, ими было изложено? Со-пережить, и только тогда в полной мере уразуметь.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/29/ya...

27. Митрофан хирот. 1586; в мае 1589 возведён в архиепископа; † 1598. 106 28. Варлаам хирот. в июле 1598; † 17 февр. 1601. 29. Игнатий , Грек, приехал в Москву 1595, архиепископ Кипрский, с 1602, а 30 июня 1605 возведён в патриарха Всероссийского. 30. Феодорит в авг. 1605 хирот. из архим. Рязанского Спасского монастыря; † 10 сент. 1617. 31. Иосиф хирот. 10 янв. 1619, из иеромонахов Свияжского Богородицкого монастыря; конечно сменён патриархом Филаретом. (Упом. в Москве в окт. 1622). 32. Антоний [на соборе в сент. и дек. 1620 не был Рязанским владыкой] 5 мая 107 1621 хирот. из игум. Псково-Печерских; † 15 февр. 1637. 33. Моисей хирот. 10 янв. 1638, из иноков Троицкой Сергиевой Лавры (был протопоп Московского Благовещенского собора); † 15 февр. 1651. 34. Мисаил хирот. 13 апр. 1651 (из иеромонахов Деревяницкого монастыря, ризничих митрополита Новгородского); 19 апр. 1655 (в четверг святой недели) убит в Шацком уезде мордвой. IV. Митрополиты Рязанские и Муромские 35. Иларион в 1657 (упом. в июле) хирот. из архим. Нижегородского Печерского монастыря; с 13 июня 1669 митрополит; † 6 июня 1673. 36. Иосиф хирот. 9 авг. 1674 из архим. Новоспасских; † 21 сент. 1681. 37. Павол Моравский в нояб. 1681 перев. из Суздаля; † 4 сент. 1686. 38. Авраамий хирот. 9 янв. 1687 из архим. Спасо-Андрониевских; в мар. 1700, за старостью, уволен; † 27 февр. 1708, в Москве. 39. Стефан Яворский хирот. 7 апр. 1700, из игум. Киево-Николаевского монастыря; с 16 дек. 1701 блюститель патриаршего «престола», а с 1721 Св. Синода президент; † 27 нояб. 1722. V. Епископы Рязанские и Муромские 40. Сильверст Холмский , митрополит Тверской, 3 февр. 1723 перев. епископом, а в авг. 1725 – в Казань архиепископом. 41. Гавриил Бужинский 14 июля определён, хирот. 30 окт. 1726 из архим. Троицкой Сергиевой Лавры; † 27 апр. 1731. Погребён в Заиконоспасском мнтре. 42. Лаврентий Горка в июле 1731 перев. из Устюга, а 26 сент. 1733 – в Вятку. 43. Алексий Титов , архиепископ, 26 сент. 1733 перев. из Вятки; † 17 сент. 1750. 44. Димитрий Сеченов (епископ Нижегородский, живший с 1748 на покое) определён 21 июня 1752, а 22 окт. 1757 перев. в Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С переходом на январский Новый год связаны два изменения в порядке совершения богослужения. Был упразднен совершаемый 1 сентября «Чин летопроводства» (то есть проводов уходящего года). При этом появилось новое «Молебное пение на Новый год», которое совершалось уже 1 января после литургии. Его составил епископ Рязанский Гавриил (Бужинский). В храмах, где служили не каждый день, этот молебен совершался раз в несколько лет. Лишь к середине XIX века в больших городах празднование Нового года начало приобретать популярность. Это было чисто светское празднование, веселое и пьяное, совершаемое, как и сейчас, в ночь на 1 января. Популярность такого заведомо нецерковного праздника вызывала смущение у многих, поэтому стали предприниматься попытки каким-то образом «воцерковить» этот праздник. В 1894 году в Санкт-Петербурге и Армавире новогодний молебен был совершен не утром 1 января, а в ночь с 31 декабря на 1 января. Таким образом церковные власти рассчитывали отвлечь людей от ночного новогоднего разгула. Причины, по которым новогодний молебен стали совершать в полночь, четко сформулированы в составленной Серафимом Булгаковым «Настольной книге священнослужителя»: «Там, где в полночь под Новый год царит разгул, весьма благотворно именно в то время призвать к молитве встречающих в греховном бодрствовании новый год. Нельзя не согласиться с мнением некоторых, что в совершении молебствования в полночь под Новый год пастырская практика нашла верное и надежнейшее средство для противодействия греховной встрече Нового года». Практика совершения новогоднего молебна в полночь существовала только в некоторых больших городах и имела характер эксперимента. В сельской местности ночного молебна не было, поскольку Новый год здесь никто не отмечал. На Поместном Соборе 1917-18 гг. этот вопрос встал вновь. Богослужебному отделу Собора было поручено отредактировать или пересмотреть существующий чин новогоднего молебна. При обсуждении этого вопроса священником Василием Прилуцким было высказано радикальное предложение восстановить исключенный Петром I «Чин летопроводства», который в древней церковной практике сопровождался крестным ходом.

http://pravmir.ru/pochemu-novyiy-god-tak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010