Современный состав славянского Служебника, как и прочих богослужебных книг сложился не сразу. Начало его образования восходит к XII-XIII в., а завершение падает на конец XVII столетия. Заключительным актом этого долголетнего процесса является внесение в Служебник «Известия Учительного, како долженствует иерею и дьякону служение в церкви святой совершати и приугоговлятися к священнодейству, наипаче же к божественной литургии, и каковы бывают бедственные и недоуменные в скорости случаи, како в том исправлятися». В первый раз Известие встречается в Служебнике 1699 г., затем 1705 г. и 1717 г. В июне 1723 г. «протектор» Московской типографии, архимандрит Гавриил Бужинский запрашивал Св. Синод, что он «соблаговолить о напечатании при новоиздаваемых служебниках» приложенного к служебникам 1717 г. Учительного Известия, в коем «многая тождесловная и сумнительная, некая же и весьма неудобная положена»? Выслушав данное донесение и запрос, Св. Синод «приговорил»: «того о недоумеваемых случаях Известия при оных служебниках до времени не печатать, понеже обретаются в нем в некиих, при тайне евхаристии бывающих, случаях многая тождесловия и сумнительства, некая же и положена весьма неудобная, чего для, оного Известия, до опасного рассмотрения, ныне к служебникам и не приобщать». 1 В виду этого определения Учительное Известие и исключено из состава Служебника 1723 г. Через семь лет после этого, в 1730 г., снова открылась нужда в издании Служебника, и директор Московской типографии Феодор Поликарпов спрашивал Св. Синод об Учительном Известии «печатать его или не печатать». Синодального решения на этот запрос при деле не имеется, 2 и Учительное Известие вновь появляется в Служебниках 1734 г., 1739 г., 1747 г. и т. д. Все они воспроизводят его содержание в редакции, за немногими исключениями, тождественной с современной. Единственной крупной особенностью является неизвестное этой последней замечание, что за совершение литургии без священных одежд священник не только извергается из сана, но и подвергается гражданскому наказанию. 3 Остальные особенности сводятся к замене одних грамматических форм другими. Словом, Учительное Известие вносится в Служебник в готовом, сложившемся виде. Но если после 1699 г. оно не подвергалось каким-либо существенным изменениям, то этого нельзя сказать о его состоянии в более раннее время. Данные этого периода отмечают факт постепенного развития состава Известия и дают возможность проследить историю образования этого последнего до современных форм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Проповеди Гавриила Бужинского и Симона Кохановского Вместе с Феофаном Прокоповичем делу реформы служила своим словом и другие духовные лица. Из них более других в этом отношении замечательны еп. Рязанский Гавриил Бужинский и иеромонах Симон Кохановский. Бужинский (ум. 1731 г.) был воспитанник Киевской академии. В Москве он был сначала учителем в славяно-греко-латинской академии и в тоже время занимался переводом книг и сказыванием проповедей. Узнав о нем, как о красноречивом проповеднике, Петр В, определил его в 1718 г. обер-иеромонахом флота. В 1721 г. Бужинский был сделан архимандритом Сергиевой Лавры и советником Синода; в 1726 г. он возведен был в сан епископа Рязанского. Мы выше указали на заслуги Бужинского, как переводчика; о значении же его, как проповедника, в одном старом стихотворении говорится: «На стогнах городских, в святилище церквей, В полях среди полков и средь морских зыбей, Бужинский, истины тощая глас народу, Храм, грады и полки и с жителями воду С восторгом радостным внимающими зрел, Когда величие вещал Петровых дел». Как на отличительную черту в характере Петра, Бужинский указывал в своих проповедях на его любовь к России, доходившую до полного самоотвержения. «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за други своя. В сей любви Петр, истинный подражатель Христа Господа, не щадяше дражайшия души своея за отечество свое... в трудах и подвизех, в мразе и зное, в путешествии и мореплавании, в бедственных на земли странствованиях и в многомятежнейших и бедственнейших морских обуреваниях; не щадяше души своея в баталиях, егда в толиком был случае, яко на дражайшей главе его шляпа пулею бысть пробита; не щадяше жизни своея в мореплавании, яко единою в толиком был на Балтийском море обуревании, идеже уже всякая надежда спасения пресечена бысть; вся же сия претерпевал за отечество, полагал душу свою за други своя» 84 . Из дел Петра Бужинский, как обер-иеромонах флота, прославлял в своих проповедях преимущественно дела военные, доказывал пользу и необходимость флота и объяснял значение тех войн, какие были при Петре.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) Гавриил (Бужинский) (ок. 1680 - 1731 ), епископ Рязанский и Муромский . Родился ок. 1680 г. в г. Изюм , ныне Харьковской обл., в купеческой семье. В 1706 году окончил Киевскую духовную академию . Среди его наставников был игум. Стефан (Яворский) . В 1706 г. был представлен посетившему Киев царю Петру I . Вскоре по рекомендации Киевского митр. Варлаама (Ясинского) Гавриил был определен в Славяно-латинскую академию на должность учителя низших классов и проповедника. 20 сентября 1707 года пострижен в монашество , в 1708 г. рукоположен во диакона . В 1709 году рукоположен во иеромонаха . С 1714 г. - инспектор Славяно-латинской академии. В 1714 году был вызван Петром I в Санкт-Петербург , определен насельником в Александро-Невскую Лавру . В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота, участвовал в морских походах. Произносил проповеди в присутствии Петра I, переводил некоторые философские и исторические произведения. С 1720 года - префект Славяно-греко-латинской академии . 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита , назначен настоятелем Костромского Ипатиевского монастыря . В феврале 1721 г. стал советником Святейшего Синода и директором синодальных типографий и уч-щ. С 20 марта 1722 года - настоятель Троицкого Сергеева монастыря , но по инициативе Петра I оставался в Санкт-Петербурге. Представлял Синод в Комиссии по согласованию Российского уложения со шведскими и с эстляндскими законами. Был близок к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу) . После смерти Петра I влиятельным лицом в Синоде стал архиепископ Ростовский Георгий (Дашков) - враг Феофана Прокоповича. С этого времени изменилось и положение Гавриила Бужинского. Он потерял прежнее влияние и был удален в сане епископа в Рязань. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского , в епархию прибыл 22 января 1727 года.

http://drevo-info.ru/articles/14871.html

А.А. Половцов Гавриил (Бужинский), епископ Рязанский Гавриил Бужинский, епископ Рязанский, родился «в Польской Малороссии». Враги называли его «евреанином», но это название, как надо думать, имело исключительно смысл бранного слова. Он учился в Киевской Академии и в 1706 г. был вызван Стефаном Яворским в Москву и назначен учителем Славяно-Греко-Латинской Академии; в 1707 г. был пострижен, в 1709 г. рукоположен в иеромонахи и затем занял должность префекта Академии. Красноречие Г. обратило на него внимание Петра I, который вызвал его в 1714 г. в Невский монастырь; Г. был там первым и одно время единственным иеромонахом. В 1718 г. Г. был назначен обер-иеромонахом флота, а в 1721 г. настоятелем Ипатского монастыря с возведением в сан архимандрита. 5 февраля того же года Г. был назначен советником только что перед тем учрежденного Св. Синода. Ему были поручены школьные и типографские дела и был дан титул «школ и типографий протектора». 20 марта 1722 г. он был назначен настоятелем Троицкого Сергиева монастыря. 12 января 1726 г. по вторичному прошению он был уволен от заведования типографиями. 15 июля 1726 г. Г., еще в 1724 г. представленный Синодом на Казанскую кафедру, был назначен епископом Тверским, но до посвящения 24 октября того же года был переведен в Рязань, 30 октября хиротонисан во епископа в Петербургской Троицкой церкви и 22 января 1727 г. торжественно вступил на Рязанскую кафедру. «О, мире превожделенный! о, мире прелюбезный! прииди и вселися в нас, прииди к нам и пребывай с нами!», взывал Г. в слове при вступлении на кафедру. Но Г. не нашел мира в Рязани. Епархия была далеко не в блестящем положении. Кафедральный собор стоял с упавшей кровлей и разбитыми окнами, птицы «крылись в церкви, аки в лесу» и вили гнезда в иконостасе, заглушая криком церковное пение; архиерейский дом также требовал ремонта. Г. выпросил денег на ремонт и уже 24 сентября 1727 г. совершил «при обновлении освящение собора». Особенное внимание Г. обратил на славяно-греко-латинскую школу, упразднившуюся за неимением учителей; уже через два года число учеников в школе достигло 339; для них было выстроено пять «светлиц»; потребовалось учреждение особой «школьной конторы»; пользуясь пребыванием в Солотчинском монастыре опытного педагога Софрония Лихуда, Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (Бужинский) Родился в польской Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию. В 1706 году был вызван митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским) , местоблюстителем патриаршего престола, в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии. В 1707 году пострижен в монашество. В 1709 году рукоположен во иеромонаха. В 1714 году был вызван императором Петром I в Александро-Невскую лавру. В 1718 году назначен обер-иеромонахом флота. С 1720 года – префект славяно-греко-латинской академии. 22 января 1721 года возведен в сан архимандрита Ипатьевского монастыря. 25 декабря того же года назначен советником Святейшего Синода, а также директором и протектором над всеми от Святейшего Синода зависящими типографиями и училищами. С 20 марта 1722 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 30 октября 1726 года хиротонисан во епископа Рязанского. На Рязанскую кафедру прибыл 22 января 1727 года. Особое внимание в Рязани преосвященный Гавриил обратил на славяно- греко-латинскую школу, произвольно упразднившуюся за неимением учителей. При активном содействии епископа Гавриила уже через два года в названной школе обучалось 339 учеников. Для них было выстроено пять «светлиц», учреждена особая «школьная контора». Преосвященному Гавриилу в Рязанской епархии пришлось встретить и ряд неприятностей. Рязанский воевода Неронов и некоторые лица из духовенства, недовольствуясь его действиями, стали писать на преосвященного в Святейший Синод жалобы с вымышленными обвинениями. Он, как мог, защищался и сам писал на своих доносчиков, опровергая их ложные доносы. Такая обстановка в епархии привела к тому, что была назначена следственная комиссия. Но следователь был «неправедный и взятколюбивый ». Сам епископ Гавриил был вызван для ответа в Москву, где пробыл около двух лет, живя на «наемном дворе » за неимением места на Рязанском подворье. Только в 1730 году следствие было закончено, но оно сильно подорвало здоровье и энергию епископа Гавриила. В январе 1731 года Святейший Синод выдвигал его кандидатуру на Киевскую или Ростовскую кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Архивные документы по истории священника Саввы Ивановича Дугина " - Шамин С.М.     Сочинения священника С. И. Дугина уже более столетия привлекают внимание исследователей. Это вполне справедливо, поскольку он первым из представителей своего сословия составил план преобразования России. Его наследие сопоставимо с трудами И. Т. Посошкова . Хотя Дугин был моложе Посошкова, их книги, впрочем, как и моменты их трагической кончины, разделяет менее десятилетия. По глубине разработки своих идей священник существенно превзошел дворянские проекты «к лучшей пользе отечеству» своего времени . Основные вехи биографии Дугина изложены в специальной статье . Родился он в 1696 г. в селе Кузьминки Сокольского уезда, где при церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Рязанская епархия) служил его отец. В 1718 г. Дугин стал священником этой церкви. Новый период его жизни начался в 1728 г. с имущественного конфликта. Реальный источник возникшего спора установить не удалось. Ситуация в епархии в тот период была сложной. Возникло противостояние между недавно назначенным епископом Рязанским и Муромским Гавриилом (Бужинским) и частью местного духовенства. В итоге Дугин оказал сопротивление архиерейским служкам, присланным за ним из Переславля Рязанского, и прогнал их, угрожая оружием. Тогда из архиерейского дома обратились к местным властям с просьбой взять Дугина под стражу. Его арестом руководил управляющий Липскими заводами (подчинялись Таврскому адмиралтейству) стольник Степан Яковлевич Коровин, а перевозкой в Переславль Рязанский занимался Сокольский поповской староста Никита Комягин. В ходе следствия Дугин обвинил Коровина и Комягина в различных преступлениях. По результатам разбирательства Коровин был отозван с Липских заводов, а донос на Комягина синодальные власти оставили без последствий.

http://sedmitza.ru/lib/text/10133706/

IV. Состав Святейшего Синода. Члены Синода. – Президент – митрополит Стефан Яворский . Вице-президенты: архиепископы Феодосий Яновский и Феофан Прокопович . – Советники: архимандриты – Петр Смелич, Гавриил Бужинский, Леонид, Иерофей Прилуцкий, Феофилакт Лопатинский, Феофил Кролик. – Асессоры: протопопы Иоанн Семенов и Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, игумен Варлаам Овсяников, иеромонах Феофил Кролик, грек Анастасий Наусий, иеромонах Рафаил Заборовский. – Жалованье. – Квартиры. – О вспомогательных источниках содержания членов Синода. I Состав Святейшего Синода определялся следующими словами духовного регламента: «число особ правительствующих довольное есть 12; быть же лицам разнаго чина: архиереям, архимандритам, игуменам, протопопам» 670 . Манифест 25 января 1721 года, об учреждении Синода, определял быть в Синоде одному президенту, двум вице-президентам, четырем советникам и четырем асессорам 671 : определено только одиннадцать членов. Первоначально, по-видимому, предполагались еще в составе Синода и «мирского чина честныя и благоразумныя особы». По крайней мере, о них упоминается в рукописном оригинале регламента, хотя и не при исчислении лиц, «из которых составляется духовное коллегиум» 672 . В печатный экземпляр это упоминание не вошло 673 ; быть может, потому, что в рукописи оно осталось по недосмотру, ибо оно не соответствовало ни точнейшему последующему указанию духовного регламента в главе о составе Синода, ни действительности, так как светских лиц в Синод не было назначено. Регламент требовал, чтобы из двенадцати членов трое были архиереи, «а прочих чинов, сколько котораго достойных сыщется» 674 . Из четырех «чинов» духовенства, полагавшихся в Синоде, числу архиереев была отведена равная с прочими доля: три из двенадцати. Пестрота состава полагалась достоинством Синода в том смысле, что она исключала возможность «пристрастия, коварства, лихоимнаго суда», так как «отнюдь не возможно будет войти всем членам в тайное соглашение», если они будут «лица разнаго чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства». Нельзя вообразить, как бы они осмелились открыть друг другу «коварное некое умышление», тем более «согласиться на неправость» 675 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В Александроневской школе учились азбуке, письму, арифметике, псалтири, грамматике и толкованию евангельских блаженств. Духовным регламентом уже было предположено издать необходимые по этим предметам учебники: скоро такие руководства были приготовлены и напечатаны. Нуждам школы по этой части служила монастырская типография, учрежденная в 1720 г. ближайшим образом для печатания сочинений духовного содержания и узаконений духовного ведомства 9 . Первой напечатанной здесь книгой был Букварь или начальное учение отрокам; после печатались проповеди Гавриила Бужинского 10 , Феофана Прокоповича 11 , Пращица, нижегородского епископа Питирима 12 , Духовный регламент, Формы о возношении Высочайшего имени на ектениях, Устав келейный монахам Александроневского монастыря, Служба на 30 августа, составленная Гавриилом Бужинским 13 , Феатрон, соч. Страттемана, пер. Бужинского и проч. Здесь же несколько раз было предпринимаемо издание Библии полной и по частям. Когда, по повелению Императора Петра Великого, в 1717–1721 г. напечатана была Библия на голландском языке, Новый Завет в Гаге и Ветхий в Амстердаме: то в издании Ветхого и Нового Завета на каждой странице против голландского текста оставлена была белая половина страницы для славянского текста. Но припечатание его к Ветхому Завету не состоялось; только Новый Завет был напечатан славянским текстом на белых страницах голландской Библии, и это произведено, по Высочайшему повелению, в типографии Александроневского монастыря 14 . В 1727 г., по указу св. Синода от 31 окт., Александроневская типография закрыта, но в 1730 г. снова открыта для печатания славянской Библии , которое начинаемо было два раза, но ни в один раз не приведено к окончанию 15 ; а несколько экземпляров Нового Завета, отдельно напечатанного (в 1736–1739г., двумя изданиями), хотя выпущено было в продажу в 1745 г., однако же и его выпуск скоро остановлен 16 : не известно, какие были причины запрещения этого выпуска. В 1739 г. напечатано Православное исповедание веры, соч. Петра Могилы двумя заводами: одно в-8, с киноварью, другое в-4 без киновари; в 1740 г. Святцы–киевской азбукой; в 1751 г. здесь же на станках московской синодальной типографии напечатано первое издание новоисправленной славянской Библии 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (Смелич (Смилянич, Сумилявич?); † 27.11.1744, Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова мон-рь), архиеп. Белгородский и Обоянский. По происхождению серб. Возможно, прибыл в Россию вместе с митр. Ефремом (Янковичем) и был принят царем Петром I Алексеевичем на службу. С 1709 г. в Москве являлся ризничим при митр. Ефреме, затем нек-рое время служил духовным судьей. После кончины митр. Ефрема, с 1713 по 1725 г., П. являлся настоятелем московского Симонова монастыря в сане архимандрита. В 1719-1722 гг. по его ходатайству обители были возвращены «старинные» вотчины в Московской и Нижегородской губерниях с «освобождением» от «управления светских командиров», соляные варницы в Солигаличском у.; настоятелю и братии стали регулярно выдавать жалованье из Монастырского приказа (ОДДС. Т. 1. С. 24-25, 236, 336-337). В 1713-1715 гг. в Москве П. лично обличал Д. Е. Тверитинова , причем однажды дело дошло до драки ( Тихонравов Н. С. Соч. М., 1898. Т. 2. С. 220, 221, 299). 12 февр. 1722 г. в Симоновом мон-ре П. совершил постриг в монашество и 2 марта возвел в сан игумена Афанасия (Паисиос-Кондоиди ; впосл. епископ Суздальский). По инициативе симоновского архимандрита в 1723 г. в мон-ре было составлено позднейшее Житие свт. Феодора Ростовского (ГИМ. Син. 580). При учреждении Синода 25 янв. 1721 г. П. был назначен 1-м синодальным советником; наряду с архим. Гавриилом (Бужинским) он являлся одним из кандидатов на настоятельство в Троице-Сергиевой лавре. 22 дек. того же года имп. Петр I собственноручно подарил П., не имевшему еще архиерейского сана, панагию из патриаршей ризницы, а также передал «рясу бархатную вишневую на собольем пупковом меху» (ОДДС. Т. 1. С. 754, 768). П. принимал участие в сооружении ц. Св. Троицы (1721-1722) «для галерной эшквадры служителей» на Васильевском о-ве С.-Петербурга (Там же. Т. 2. Ч. 1. С. 948). В 1722 г. возглавил учрежденную при Синоде Контору судебных дел. После возвращения Синода из Москвы в С.-Петербург по указу от 20 марта 1723 г. был поставлен во главе Московской синодальной конторы. 18 авг. того же года в Москве участвовал в торжественной встрече мощей св. кн. Александра Ярославича Невского .

http://pravenc.ru/text/2580322.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010