Протопр. Василий Кутневич, главный свящ. армии и флота. Литография. 1864 г. (РГБ) В апр. 1717 г. царским указом было установлено «в российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников», первоначально это было белое духовенство. С 1719 г. утвердилась практика назначения на флот монашествующих (хотя иногда допускались и священнослужители из белого духовенства). До учреждения Святейшего Синода право определения иеромонахов для службы во флоте принадлежало Александро-Невскому мон-рю и его настоятелю архим. Феодосию (Яновскому ; впосл. архиепископ Новгородский). В «Морском уставе» (ПСЗ. Т. 6. 3485), утвержденном 13 янв. 1720 г., определены права, обязанности и материальное положение флотского духовенства, во главе к-рого на время летней навигации или военного похода ставился «начальный священник» (обер-иеромонах), как правило из Ревельской эскадры Балтийского флота. Первым обер-иеромонахом стал Гавриил (Бужинский ; впосл. епископ Рязанский). Отдельные священники назначались только на крупные суда - корабли и фрегаты. 15 марта 1721 г. была утверждена инструкция, регламентировавшая деятельность судовых священников («Пункты о иеромонахах, состоящих во флоте»). На основе «Пунктов» была разработана особая присяга для военного и морского духовенства, отличавшаяся от присяги приходских священников. Иером. Никандр, участник Синопского сражения и обороны Севастополя. Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Иером. Никандр, участник Синопского сражения и обороны Севастополя. Литография. 2-я пол. XIX в. (РГБ) Полковые священники и флотские иеромонахи обязаны были отправлять богослужения, совершать требы, напутствовать тяжелобольных Св. Таинами, помогать врачам, а также «смотреть прилежно» за поведением войска, причем надзор за исповеданием и причащением военных составлял одну из главных обязанностей, но имелось твердое предупреждение: «Больше ни в какие дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». В 1721 г. назначение священнослужителей в армию и во флот перешло в ведение Святейшего Синода, предписывавшего архиереям определять из своих епархий необходимое число иеромонахов для комплектования В. и м. д. В мирное время оно подчинялось епархиальным архиереям. 7 мая 1722 г. Синод поставил во главе духовенства, отправлявшегося в Персидский поход, временным обер-иеромонахом архим. Лаврентия (Горку ; впосл. епископ Вятский). В инструкции Синода 13 июня 1797 г. (ПСЗ. Т. 24. 18) в связи с увеличением объема обязанностей полевых обер-священников им было предоставлено право избирать дивизионных благочинных для помощи в управлении духовенством в военное время.

http://pravenc.ru/text/155073.html

Судьба Успенского собора, так долго и трудно строившегося, и после постройки складывалась как-то несчастливо. К началу XIX века он пришёл в столь плачевном состоянии, что всерьёз шли разговоры о его сломе. Но рязанцы сумели отстоять свою святыню. Но возвратимся в XVIII век. Не прошло и года с момента освящения Успенского собора, как понадобилось производить ремонтные работы: в 1703 году его средняя главка " сломилась от ветру " . Похожее несчастье случилось и в 1708 году, когда во время литургии " на большой средней главе бурею сломило крест и цепи разорвало и переломало " . После сего, наконец, принято было решение покрыть собор железом, но по каким-то причинам это намерение осталось неосуществлённым до второй половины 1720-х годов, а в 1726 году соборный храм вовсе лишился кровли - и вновь из-за сильного ветра, - о чём доносил Синоду преосвященный Гавриил (Бужинский). " От великия бури, - писал владыка, - две железные главы и кровлю всю сорвало, и оттого во многих местах как в оной соборной церкви от дождя великая теча и в сводах разселены, так и в подклетах разселины великие обретаются, что не без опасения и ходить в неё, от которого повреждения весьма опасно, дабы и больше не было оной церкви разрушения, чего сохрани Боже, понеже оная соборная церковь здание и строение великое и высокое... " Он же сообщал и о других неисправностях - в частности, и о дырявых окнах, через которые " зимним временем снегу в церковь много падает " . Особенно же горевал владыка о бедственном положении иконостаса, " который дорогою работой выстроен и вызолочен, а ныне в оном иконостасе птицы, галки и воробьи, будто в лесе, от мраза скрываются и много гнёзд имеются, и за криком птичьим едва слышно церковного пения " . Ремонт следовал за ремонтом, однако предпринимаемые меры оказались недостаточными, и к концу XVIII века Успенский собор пришёл в такое состояние, что не только служить в нём, но и ходить мимо него опасались, ибо его стены, испещрённые трещинами, угрожали падением. Встал вопрос о разборе существующего здания и строительстве нового собора (на чём особенно настаивал Святейший Синод).

http://sobory.ru/article/?object=00868

Гавриила Бужинского можно твёрдо и решительно характеризовать, как «Петра Великого славных дел великого проповедника». Действительно, изучая проповедническую деятельность в данном отношении, мы видим в лице Гавриила Бужинского как бы какого присяжного, нанятого проповедника. Он всё хвалит в жизни Петра, как будто бы в этой великой деятельности совсем уж не было никаких тёмных сторон. Великие внутренние преобразования Петра и внешние его политические подвиги заставляют проповедника усматривать в них не что иное, как действие всеблагого промысла Божия (33). Пётр для него – «богодарованный царь», – (49 стр.), «отец отечества». Отсюда блажен день, в который он родился. Пётр в жизни своей был истинный подражатель Христа (45 стр.), в своих подвигах был подражатель и апостолов Христовых Петра и Павла (47 стр.). Защищая многочисленные войны, какие вёл Пётр, проповедник говорит: «напрасно некоторые говорят, что войны вообще не нужны, что они противоестественны и Богу не угодны». Кажется, не осталось ни одного деяния Петрова, которого не воспел бы в своих проповедях Гавриил Бужинский. Одному только Феофану Прокоповичу он уступал в этом отношении. Проповедей на темы религиозно-нравственного содержания также немало. В них проповедник не является оригинальным, новым и интересным. Гавриил Бужинский жил во времена уже новых веяний в области теории нашего церковного красноречия. В это время высказывалась резкая и жестокая критика против католического схоластицизма, который раньше был недосягаемым идеалом наших проповедников. Во многом он следовал Феофану Прокоповичу , подражавшему уже протестантским проповедникам. Но и Гавриил Бужинский не успел ещё вполне —181— отрешиться от старых схоластических образцов и почти чуть не стоит на грани двух, так сказать, гомилетических эпох. В его проповедях можно встречать самые осязательные следы ещё нашего схоластицизма, в делении проповеди на известные части, в искусственном сближении различных понятий, в употреблении множества выдержек из древних языческих писателей, философов, поэтов и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—179— автором. Деятельность духовенства в различные царствования, так мало похожие одно на другое, не всегда строго критически проверена и освещена (66–67, 68. 72 и др.). He говорим уже о том, что автору удаётся отмечать в своём труде только более крупные сравнительно отклики проповедников на современные им события. «Мелочи жизни», из которых иногда очень многое вытекает и происходит, остаются почти в тени совершенно. Отмеченные мною недостатки вполне извинительны в виду такой обширности и сложности его работы. За свой труд автор степени кандидата богословия заслуживает вполне». 32) Ректора Академии Епископа Евдокима о сочинении студента Садикова Александра на тему: «Гавриил Бужинский, как проповедник»: «Сочинение автора состоит из четырёх глав. В первой он излагает биографические сведения о Гаврииле Бужинском и знакомит нас с эпохой, в какую жил изучаемый им проповедник, во второй делает анализ проповедей с внутренней стороны, со стороны содержания, в третьей – с внешней, со стороны формы, языка и т. п., в четвёртой произносит оценку проповеднической деятельности Гавриила Бужинского. Гавриил Бужинский был видным церковно-общественным деятелем в своё время. На нём было остановлено внимание Петра Великого, a этот государь знал, на ком останавливать своё внимание. Невеждам и проходимцам в его время трудно было заручиться его доверием. Великий преобразователь назначает Гавриила флотским обер-иеромонахом. И действительно, Пётр не ошибся в своём избраннике. Гавриил был хорошим помощником Петра в его преобразовательных начинаниях. Это была кипучая, образованная натура. Его хватало на всё. Он был флотским обер-иеромонахом. Нужно ли было перевести книгу полезную и нужную с иностранного языка на русский, нужно ли было написать какую русскую книгу, Гавриил всегда был к услугам Петра. В 1718 г. он переводит сочинение Пуффендорфа, пишет «букварь«: «юности честное зерцало». И он же всё по указанию того же царя составляет целые песни в —180— «службе благодарственной» по случаю Полтавской победы, составляет «последование о исповедании». По поручению Св. Синода, исправляет церковные службы, каноны. По приглашению Сената участвует при «сочинении уложения». Назначается протектором типографий и школ. Словом, на него налагают столько работы, что он просит разрешения хотя не каждый раз присутствовать на заседаниях Св. Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из них особенно выдавался Гавриил (Бужинский). Это был умнейший человек своего времени. Даже иностранцы отдавали справедливость его учености 49 . О других советниках ничего неизвестно. Но из этого еще нельзя выводить заключения, что они ничем не выделялись из среды своих современников. Вероятно и они обладали такими качествами, которые побудили Петра обратить на них внимание и предпочтительно пред другими призвать их к почетным должностям. Должность асессоров в синоде занимали протопопы: Троицкий Иоанн Семенов, Петропавловский Петр Григорьев, священник Анастасий Кондоиди и Варлаам, игумен Угрешский 50 . Последний занимал еще и должность обер-секретаря св. синода 51 . Из асессоров особенно выдавался протопоп Петр Григорьев, человек честный и безукоризненный 52 . Таким образом, из краткой характеристики лиц, вошедших в состав св. синода, можно видеть, что выбор сделан был очень удачно. Здесь сосредоточены были лучшие силы того времени. По смерти Стефана Яворского , не было назначено президента. Таким образом, старшим членом остался вице-президент Феодосий, архиепископ Новгородский 53 . Вице-президенты оставались те же до конца царствования Петра. Число советников в 1722 году увеличилось определением Феофилакта Лопатинского 54 . Что касается асессоров, то в этом году в числе их встречаем иеромонаха Феофила Кролика 55 . Служебное положение большинства членов синода в 1722 году изменилось. Так, Высокопетровский архимандрит Леонид 16-го февраля 1722 года был назначен архиепископом Сарским 56 , а в марте того же года ему поручается св. синодом управление синодальною областью 57 . Другой советник, архимандрит Гавриил (Бужинский), по высочайшему указу, был сделан настоятелем Троицкого-Сергиева монастыря 58 . Третий советник, Феофилакт (Лопатинский), бывший доселе архимандритом и ректором в Спасском училищном монастыре, занял место настоятеля Чудова монастыря 59 . Из асессоров иеромонах Варлаам (Овсянников) возведен был в сан игумена Угрешского 60 , а иерей Анастасий Кондоиди, по его просьбе, посвящен был в монашество с наименованием Афанасием и сделан игумном Ярославского Толгского монастыря 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каков он был в Синоде и как держал себя с Феодосием? Кому из них принадлежала инициатива тех распоряжений, которыми ознаменованы первые годы синодального правления? Нет никакого повода приписывать всего Феофану. Феодосий и Феофан согласно действовали в одном направлении, и в этом направлении сходились с Государем. – С Феодосием Феофан был уклончив, уступал ему повсюду первенство и во всём преимущество. Но за то Феофан первенствовал повсюду, где нужна была живая речь, ораторский талант и ум, широко образованный. В этом отношении у Феофана не было соперников. Он стоял безусловно выше всех архиереев своего времени. Синодальным архиереям, в отличие от прочих, дозволено было иметь шапки с крестами стоящими, по образу греческих и малороссийских архиереев и архимандритов 118 . Советниками в Синод определены были архимандриты первейших монастырей: Ипатскаго – Гавриил Бужинский, Симонова – Петр Смелич, Высокопетровского – Леонид и Донского – Иерофей Прилуцкий. Гавриил Бужинский родом из польской Малороссии 119 , учился в киевской, после того был учителем и префектом Московской Академии. В виде отличия за проповеднический дар он назначен был, по высочайшему повелению, флотским иеромонахом, а при учреждении Синода определён в него советником и переведен из Ипатского в Троицкий монастырь архимандритом. При разделении между членами Синода дел по родам их, ему поручены были дела о школах и типографиях и присвоено звание «протектора школ и типографий». В 1722 году, вследствие высочайшего именного указа, он назначен был от св. Синода в комиссию для соглашения российского уложения с шведскими и эстляндскими правами, по вопросам, касающимся до духовных дел 120 . По поручению Государя он переводил много разных сочинений с иностранных языков на русский и сам сочинял и исправлял, перед новыми изданиями, церковные службы и каноны. Современные иностранцы отдавали справедливость его учёности и образованию 121 ; a многие русские укоряли его за допущение в своих сочинениях и переводах некоторых мыслей, несогласных с точным смыслом православных догматов и многих выражений, оскорбительных для взыскательного слуха. Особенно подверглось нареканию переведенное им на русский язык Пуффендорфово Введение в историю европейских государств. Вообще защитники старины связывали его имя с именами Феодосия и Феофана, как главных деятелей в церковной реформ того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Епископы Рязанские и Муромские: Сильвестр Холмский 1723–1725. Гавриил Бужинский 1726–1731. Лаврентий Горка 1731–1733. Алексий Титов 1733–1750. Архп. Димитрий Сеченов 1752–1757. Палладий Юрьев 1758–1764. Рязанские и Шацкие: Палладий Юрьев 1764–1778. Симон Логов 1778–1779. Рязанские и Зарайские: Симон Логов 1779–1804. Архп. с 1792. Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809. Феофилакт Русанов 1809–1817. Сергий Крылов-Платонов 1817–1821. Архп. с 1819. Филарет Амфитеатров 1825–1828. Архп. с 1826. Григорий Постников 1828–1831. Евгений Казанцев 1831–1837. Гавриил Городков 1837–1858. Смарагд Крыжановский 1858–1863. Иринарх Попов 1863–1867. Алексий Ржаницын 1867–1876. Палладий Раев 1876–1882. Архп. с 1881. Феоктист Попов 1882–1894. Архп. с 1885. Иустин Полянский 1894–1896. Мелетий Якимов 1896–1900. Полиевкт Пясковский 1900–1902. Аркадий Карпинский 1902–1906. Никодим Боков 1906–1911. Димитрий Сперовский 1911. Михайловское викариат., учр. в 1868 г. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871. Василий Левитов 1873–1880. Авраамий Летницкий 1880–1881. Августин Гуляницкий 1881–1885. Иустин Полянский 1883–1885. Феодосий Рождественский 1886–1892. Иоанникий Казанский 1892–1895. Полиевкт Пясковский 1895–1900. Иосиф Соколов 1900–1902. Владимир Благоразумов 1902–1906. Исидор Колоколов 1906–1911. Амвросий Смирнов 1911. Самарская, учр. в 1850 г. Кафедра в Самаре Епископы Самар. и Ставропольские: Евсевий Орлинский 1850–1856. Феофил Надеждин 1857–1865. Герасим Добросердов 1866–1877. Серафим Протопопов 1877–1891. Владимир Богоявленский 1891–1892. Гурий Буртасовский 1892–1904. Константин Булычев 1904–1911. Симеон Покровский 1911. Уральское викариатство, учр. в 1908 г. 45 Епископы: Тихон Оболенский 1908. С.-Петербургская 46 Кафедра в С.-Петербурге Архиепископы: Никодим Сребницкий 1742–1745. Еп. Феодосий Яиковский 1745–1750. Сильвестр Кулябка 1750–1761. Еп. до 1760. Вениамин Пудек-Григорович 1761–1762. Гавриил I Кременецкий 1762–1770. Еп. до 1762. Митрополиты: Гавриил II Петров 1770–1799. Архп. до 1783.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из стен И. м. вышло неск. архиереев. Буд. архиеп. Казанский Вассиан, возглавлявший обитель в 1558-1569 (1550-1569 ?) гг., присутствовал в янв. 1565 г. при кончине прп. Геннадия Костромского. Преподобный адресовал ипатиевскому настоятелю свои предсмертные «Наказания и поучения». В 1572 г. игум. Вассиан принял участие в Соборе, одобрившем 4-й брак царя Иоанна IV с Анной Колтовской (в монашестве Дария ). В XVIII-XIX вв. И. м. возглавляли буд. архиереи: в 1721-1722 гг. Гавриил (Бужинский; впосл. епископ Рязанский), в 1731 (1730?) г. Платон (Малиновский ; впосл. архиепископ Московский), в 1734-1736 гг. Никодим (Сребницкий ; впосл. епископ Переяславский, викарий Киевской епархии), в 1736-1740 гг. Пимен (Савёлов ; впосл. епископ Вологодский), в 1740-1743 гг. Феофилакт (Губанов; впосл. епископ Воронежский; † 30 нояб. 1757), в 1743-1745 гг. Симон (Тодорский; впосл. архиепископ Псковский). В 1738 г. архим. Пимен (Савёлов) сообщал в Синод, что при описи монастырской ризницы обнаружены рипиды, с к-рыми служили его предшественники Гавриил и Серапион. Архим. Пимен испрашивал благословение на служение с рипидами «ради знатности» обители, но получил отказ «в виду неимения указов и определений синодальных» о служении архимандритов И. м. с рипидами; архим. Гавриил служил с рипидами, вероятно по личному дозволению имп. Петра I (ОДДС. Т. 18. С. 664-665). В 1741 г. член Синода архим. Феофилакт вместе с архим. Чудова монастыря Варлаамом (Скамницким) подал в Синод ходатайство о разрешении носить наперсный крест «в подобие архиереев и в отмену прочих архимандритов», но имп. Анна Иоанновна отклонила это прошение (Там же. Т. 21. С. 262-263). Среди известных настоятелей И. м.- архим. Тихон II, который в июне 1656 г. присутствовал на созванном патриархом Никоном Соборе по исправлению богослужебных книг. Архим. Кирилл II участвовал в работе Соборов 60-х гг. XVII в., рассматривавших вопрос об исправлениях церковных книг. Настоятель (1722-1730) архим. Серапион в 1725-1726 гг. был асессором Святейшего Синода, в февр. 1728 г. участвовал в коронации имп. Петра II . Братия

http://pravenc.ru/text/673737.html

120 Беседы Митр. Михаила. Спб. 1827 – 1823. О М. Михаиле Москвитянине 1843 г. Об Амвросии М. Платон говорил: если бы я писал так, как пишет он: то вся Россия сходилась бы слушать меня. Словарь достоп. людей, I, 39 – 41. Другие проповедники: Гавриил Бужинский († 1731 г.) и Симон Лагов Рязанские Епископы, Тихон 2 Воронежский († 1783 г.); М-ты Гавриил († 1801 г.) и Амвросий († 1818), Протоиерей Иоанн Леванда († 1814 г.), Августин Архиеп. Москов. († 1818), Иннокентий Еписк. Пензенский († 1820) (См. Словарь М. Евгения, Сопикова Библиогр. 4, 424–430). Снегирева жизнь Августина, М. 1824 г.), Замечательны также проповедники Елизаветы: Амвросий Юшкевич Архиеп. Новг., Стефан Калиновский Еп. Псковский и Архиеп. Новгор. Арсений Могилянский Митроп. Киевский, Сильвестр Кулябка Еписк. Костром. и Архиеп. Новгород. Арсений Мацеевич Митроп. Ростовский (Сопикова Библиогр. 1,205 – 220). Слова и Речи М. Филарета, Т. 1. 2. 3. М. 1845. 2-е Изд. 1848. в 2 Т. 122 Посошков: «все они (лютеране, паписты раскольники) от истинного христианства совратились и бродят вси, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным восшествию стремнинам». Изд. Погодина стр. 13. М. 1840 г. Указ 31 июля 1722 г. повелевал не выпускать из России иностранцев, принявших православие. Петр, узнав, что Татищев, бывший за границею, превратно толкует Писание в разговорах, наказал его палкою из своих рук, приговаривая во время ударов: «не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубнаго благоустройству; не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом церкви». Голиков. 124 Epistola apologetica contra Stephanum Javoracium ad quendam amicum Mosquae morantem, a Buddaeo Jenae. Буддей умер 29 нояб. 1729. В лейпцигских ученых актах помещена была бранная рецензия на книгу Яворского в мае 1729 г. Эта рецензия, вероятно, прислана из России: иначе в мае 1729 г. могли ли знать за границею, что «Новгородский Архиепископ (Прокопович) признал эту книгу недостойною одобрения к печати», как пишет, однако, рецензент?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архимандрит Ипатского монастыря Гавриил Бужинский был родом из Малороссии, где его родной брат был протопопом в изюмском полку (уезде. Получил образование в Киевской академии, а затем, с 1706 года, был учителем, потом и префектом в Московской 897 . Он был первым иеромонахом, вызванным в Петербург, в Александро-Невский монастырь, единственным в 1714 году. В Петербурге он был назначен флотским обер-иеромонахом, проживал то на кораблях, то в монастыре 898 . Он выдвинулся вперед своими ораторскими талантами, хотя его и упрекали в некоторой вульгарности его проповеди 899 . Современник–поэт дал ему яркий и почтенный этикет: «Петра Великого дел славных проповедник» 900 . Как человек наиболее образованный из советников и притом «весьма прилежный и тщательно–трудолюбивый» 901 , он занял в Синоде с первых же пор в некоторой степени привилегированное положение. Ему отданы были Синодом в ведение дела учебные и научные, которыми он и распоряжался самостоятельно, от имени Синода, только о важнейших сообщая всему присутствию Синода. В виду этого он получил титул «школ и типографий протектора» 902 . Гавриилу постоянно давались особые поручения, а вместе с ними и льготы по занятиям в Синоде. Ему поручаемо было просмотреть перевод книги Пуффендорфа 903 ; присутствовать, по приглашению сената, в качестве представителя Синода, при «сочинения уложения» – в коммиссии для соглашения российского уложения со шведскими и эстляндскими правами 904 ; собирать проповеди о шведской войне 905 . Все эти занятия в совокупности ложились на Гавриила тяжелым бременем и он просил уволить его по крайней мере от обязанностей протектора школ и типографий 906 . Но, взамен увольнения, Синод предоставил ему некоторые льготы. При поручении составления сборника поучений ему дан был один льготный день, в который он освобождался от занятий по Синоду: при поручении просмотра перевода Пуффендорфа – дан был и второй льготный день 907 , По поручению государя, Гавриил переводил много разных сочинений с иностранных языков, по поручению Синода – сочинял и исправлял пред новыми изданиями церковные службы, каноны, – вообще был специалистом–работником по части научной и литературной.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010