Но Петр не разделял таких односторонних взглядов. Желая дать России образование и видеть в ней школы, он вызывал даровитых людей из Киева, ставил их на высшие места и поручал им важнейшие должности, приказывая в то же время посылать русских воситанников для науки за границу. Такое возвышение малороссиян возбуждало ропот и жалобы со стороны великорусского духовенства. Нерасположение к ним особенно усилилось, когда во главе церковного управления стали – Феодосий Яновский, Феофан Прокопович , Феофил Кролик, Гавриил Бужинский, и принялись бесцеремонно реформировать религиозные народные понятия и обычаи. Для старого московского духовенства тяжела была эта неравная борьба его с новыми людьми и силами, пришельчески явившимися с запада и забравшими все – высшие должности, власть и доходные места – в свои руки. «Своих черкасов снабдевают и всяко охраняют, – писал казанский митрополит Сильвестр, – а мы победные, утесненные, дненощно плачем». Но «черкасы», в силу неотразимого превосходства своего образования, продолжали свое культурное нашествие на великороссию, заводили семинарии, сочиняли и издавали книги, предпринимали миссионерские подвиги, давали из своей среды лучших церковных ораторов. – Столь-же благоприятным временем для них было первое время царствования императрицы Елизаветы Петровны, когда им покровительствовал малороссиянин, сделавшийся сильным человеком, граф А. Г. Разумовский , и когда первым лицом Синода был новгородский архиепископ Амвросий Юшкевич, венчавший императрицу на царство, и духовником императрицы Дубянский – тоже малороссы. 1068 Но уже эта императрица в 1754 году издала указ, чтобы Синод представлял в архиереи и архимандриты не одних малороссиян, но и из природных великороссиян. 1069 Побуждением к этому, кроме общей справедливости в уравнении великороссийского духовенства с малороссийским на право занятия иерархических должностей, могло быть и то, что малороссийские ученые, воспитанные преимущественно на латинских богословах, невольно усваивали у последних большую или меньшую долю клерикальных воззрений на церковь и ее отношения к государству, и даже успели выказать свои церковно-государственные понятия в таком направлении, которое не соответствовало правительственным видам. 1070 Южно-русские и западно-русские типографии

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Однако затем временный кризис был преодолен. В 1740 г. количество учащихся достигло 85, в том числе 40 детей священников, 23 — монастырских служителей, 10 — причетников, 6 — диаконов и 2 — бывшего обер-секретаря Синода Дудина. В 1742 г. в семинарии числилось и 25 псковских студентов, содержавшихся на средства Псковского Архиерейского дома. Среди преподавателей семинарии были принявшие постриг в Александро-Невском монастыре уроженец Голштинии монах Никодим (Селлий), выдающийся ученый-медик, филолог, историк и богослов, которого привели к Православию многолетние занятия историей Русской Церкви; иеромонахи о. Амвросий (Зертис-Каменский), впоследствии московский митрополит, переводчик Псалтыри и святых отцов, составитель службы свят. Димитрию Ростовскому, и о. Гавриил (Кременецкий), впоследствии архиепископ Санкт-Петербургский (1762-1770 гг.) и митрополит Киевский и Галицкий — первый ректор Александро-Невской семинарии (с 1743 г.). Первоначально Славенская школа помещалась в особом деревянном здании на северной стороне Черной речки вблизи Подмонастырской слободы, где раньше располагалась канцелярия, но затем это здание обветшало, и в 1739 г. архимандрит Стефан, вместе с братией, присудили построить новый семинарский дом, вне слобод, на особо отделенном месте за монастырским конюшенным двором. В 1740 г. было завершено строительство нового деревянного, на каменном фундаменте, здания семинарии с домовой церковью св. апостола Иоанна Богослова. [xxix] По указу Петра I от 13 декабря 1719 г. при монастыре была создана одна из первых в Петербурге типографий. Книгоиздание началось с выпуска 15 марта 1720 г. поучения архиепископа Феофана (Прокоповича) «Слово в день святого благоверного князя Александра Невского», сказанного в 1718 г. в Александро-Невском монастыре и завершавшегося похвальным словом Петру Великому. Кроме того, здесь были изданы три слова обер-иеромонаха Гавриила (Бужинского) о победах русской армии, сказанные в 1714-1719 гг. (1720), букварь архиепископа Феофана (Прокоповича) с катехизическими приложениями (в царствование Петра вышло 12 изданий), «Пращица духовная раскольнических вопросов и ответов» (1722), «Толкование блаженств евангельских», сочиненное по указу Петра I, которое он сам редактировал в 1722 г., «Феатрон гисторический» (перевод с латинского, 1724), проповеди, наставления, «Духовный регламент», монастырский устав, богослужебные и исторические книги, служба св. кн. Александру Невскому и т.д. Вершиной деятельности этой типографии стало издание в 1736-1741 гг. исправленного текста Славянской Библии (ее печатание было закончено в Москве в 1752 г.).

http://bogoslov.ru/article/989778

Первое послание Никифор издал, но не в полном виде, Скальковский: Хрон. Обозр. Новор. края. 1. прилож. 6. В то же время писали еще обличение расколу Сергий настоятель старообрядческого монастыря в Белоруссии и Алексей Сыромятников московский купец. Первого «зеркало для старообрядцев». Спб. 1799; последнего а) показание обличительное на непокорных, М. 1784; б) Показание о тайнах церковных, Спб. 1790; в) Выписки из книг о чести Епископа, Спб. 1779; г) Выписки из Бесед Иоанна Злат., Спб. 1784. Прот. Александр Левшин в 1774 г. говорил «Слово при обращении раскольников к православию», изд. М. 1774 г. 250 Чин избрания и рукоположения архиерейского исправлен Свят. Синодом, изд. 1725 г. Чин присоединения раскольников, изд. 1720 г., в последствии исправлен. Митр. Гавриил сократил и исправил Последование в неделю православия, изд. М. 1761. Неправлены такие Чины: на омовение ног (изд. 1765 г.) и мироварения (изд. 1767 г. Над исправлением Триодей трудился архип. Софроний Младенович († 1771 г.). В 1767 г. Свят. Синод предписал совершать над усопшими архиереями священническое погребение, тогда как с 14 стол. совершали монашеское. 251 Служба о Полтавской победе, написанная Феофилактом Лопатинским, изд. М. 1709. Киев 1754; Служба и канон благов. кн. Александру Невскому. – сочин. Гавриилом Бужинским (и нап. 1725 г.) указом 18 сент. 1727 г. были запрещены и отобраны, а вместо того велено совершать службу по Минее. Прот. Иоанном Красовским написана служба Феодоровской иконы Богоматери и изд. М. 1777 г. Свящ. Иван Алексеев нап. акафист и службу с житием пр. Стефану Пермскому, изд. М. 1799 Иером. Ювеналием нап. Акафист Свят. Алексию изд. М. 1802. Князем Гаврилом Петр. Гагариным написаны: а) служба пр. Феодосию Тотемскому; б) акафист и служба Евангелисту Иоанну; в) акафист и служба Свят. Димитрию; все они изд. М. 1798 г. Митр. Платоном написаны акафисты преп. Сергию и кн. Даниилу, изд. 1795. 252 Первая нотная книга – Ирмологий, нап. в Львове; в Москве в 1772 г. напечатаны: Азбука нотная, Октоих нотный, Ирмологий нотный, Обиход нотный, – это первые нотные книги в Москве, печатные.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

письмо воеводы кн. Долгорукова к Аврамию Палицыну в " Акт. Истор. " (т. II, 242, § II, с. 288, col. 2). Преемник Иосифа Девочкина в должности казначея Иосиф Панин (1611–1619) отставлен был от места за растрату очень большой суммы монастырских денег (о. Арсения " Летопись наместников, келарей, казначеев и пр. " , 30). Знаменитый в свое время келарь Александр Булатников (1622–1641) известен крайне непохвального свойства проделкой, которую он дозволил себе с тою целию, чтобы свою худую вотчину (он был из дворян) обменять на хорошую вотчину монастырскую (см. принадлежащее Симону Азарьину житие архим. Дионисия, глава, надписанная: " О терпении и страдании святаго за вотчину чудотворца Сергия " , где под экономом должен быть разумеем именно келарь Александр Булатников). Георгий Дашков, бывший казначеем лавры в 1707 году, был обвиняем от его преемника в должности казначея, что не сдал по росписным книгам жемчуга, золотых и серебряных вещей и парчей многого числа (см. Описания документов и дел св. Синода, т. I, col. 2). О наказании кнутом и ссылке в Сибирь на вечное житье служителя Троицкого Сергиева монастыря Сакеева за ложный донос на Георгия см. Архив правит. Сената, опись указам и повелениям, сост. П. Баранов (т. II, 3608; указ от 5 ноября 1729 года). Гавриил Бужинский обвиняем был от его преемника на архимандритии лавры в присвоении двух золотых панагий (см. ibid., т. VII, col. 273). Когда Анна Иоанновна в своем указе от 21 сентября 1738 года предписывает начальству Троицкого монастыря " в церквах иконостасов и прочаго и церковной утвари без особливаго нашего указа отнюдь ничего не переделывать и не переменять каменья, жемчуга, запон и прочаго из одной в другую утварь " , то ясно, что разумеет бывшие при сем дотоле б(льшие или меньшие злоупотребления; а когда в том же указе императрица говорит, что прежде того бывало, " что всяк (из властей монастыря, каковы архимандриты, келарь и казначей) из обители брали, разхищали и раздавали как бы свое собственное " , то, должно думать, разумеет между прочим и ризницу (см.

http://sedmitza.ru/lib/text/438579/

Подворья находились в следующих местах: 1) В Москве, на Никитской ул., на Романовом дворе, на земле, пожалованной Царевной Софией протоиерею Якову Игнатьеву, бывшему после духовником Царевича Алексея Петровича. В 1718 г. оно отдано было Невской Лавре, но в 1722 г., возвращено дочери Игнатьева; 2) в Москве, на Пресненской улице, отдававшееся в наймы грузинскому принцу; 3) в Москве, подворье Боровицкого монастыря, приписанного к Иверскому; 4) Лихудиевский дом, за Москвой рекой; 5) в Новгороде, построенной в 1734 г.; 6) в Петербурге было два подворья: Адмиралтейское, на Адмиралтейском острове, близь перспективной дороги и Преображенское – в 7 линии Преображенского (ныне Васильевского) острова, отданное в наймы академии наук. При Елизавете и Екатерине, в палатах Невского монастыря был «подхожий стан» китайских, турецких и персидских послов, для приготовления их к торжественному шествию во дворец. Наконец, при Петре Великом, при монастыре была партикулярная верфь и в ней парусные и гребные суда, употреблявшиеся для военных экзекуций и для частных монастырских нужд. Примером было несколько пушек, пальбой из которых сопровождались тогдашние торжества. Особые учреждения при Александроневском монастыре 1) Введение стройного нотного пения при Петре Великом. Это совершилось по именному Петра Великого указу января 16-го 1725 г. Указ повелевал списать, у певчих Его Величества, копии «со всех Знаменского напеву переводов, для знания в Невском монастыре клирошаном». Копии эти должен был сделать монастырский «Головщик» иеромонах Герасим. 2) Богослужение на греческом языке. Указом Екатерины 2 19-го сентября 1763 г. повелено было быть в Лавре одному иеромонаху, чтецу и певцу, для отправления на греческом языке церковных служб. Это было установлено для греков духовного сана, часто приезжавших в Петербург и имевших пребывание в Лавре. 3) Проповедничество. При Петре Великом и Екатерине 1 в Лавре, в присутствии Их Величеств, часто проповедовали славные тогдашние ораторы Феофан Прокопович и Гавриил Бужинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Примечания: 1 Гавриил Федорович Бужинский (ок. 1680 — 14 апреля 1731 гг.) — писатель и переводчик, сторонник реформ и либерального течения, соприкасавшегося с протестантизмом. Член Святейшего Синода, протектор всех подведомственных Синоду школ и типографий (до 1726 г.); с 1726 года — епископ Рязанский и Муромский. 2 По: Петровский А. , свящ. Учительное Известие при славянском служебнике//Христианское Чтение (далее — ХЧ), 1911, с. 552. 3 Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т. 3. — СПб., 1872. 1057. С.93. 4 Феодор Поликарпов (ум. 1731) — видный деятель русской культуры XVIII века, писатель и переводчик, автор учебных книг по грамматике и русской истории, директор Московской типографии. 5 Так, например, это ярко видно в случае, если в чашу после освящения Даров впадет насекомое. 6 В «Науке» отсутствуют разделы « Како хранити божественные тайны больных ради » и « О подаянии, приятии, хранении же и поклонении божественных таин ». 7 «Наука» не знает предписаний о необходимости для священнослужителя быть в мире со всеми, примириться с обидчиками и обиженными, воздерживаться перед служением от общения с женой, иметь приличный вид, не указано здесь подробное церковное правило и ряд других предписаний «Известия». 8 «Большой Требник» митрополита Петра (Могилы) впервые был издан в 1646 году. 9 Митрополит Киевский и Галицкий Петр (Могила), экзарх Константинопольский (1597–1647 гг.) — воеводич молдавский. Образование получил в Львовском братском училище. Выслушал полный курс словесных наук и богословия в Парижском университете, служил в польских войсках. Около 1624 г. поступил в Киево-Печерскую Лавру, а с 1626 г. стал ее архимандрит. 28 апреля 1632 г. хиротонисан в Львове во епископа с возведением в сан митрополита Киевского и Галицкого. В 1640 г. собрал собор в Киеве для опровержения сочинения Кассиана Саковича и утверждения православного исповедания веры. Скончался 31 декабря 1646 г. (в ночь на 1647 г.). Согласно завещанию, погребен в склепе Великой Церкви Киево-Печерской Лавры, в средней части храма.

http://azbyka.ru/istorija-i-soderzhanie-...

(Продолжение следует). Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1907 год//Богословский вестник 1908. Т. 2. 5. С. 177–208 (5-я пагин.) —177— Сочинение написано по следующему плану: I. «Проповедь в царствование Петра Великого. Общий обзор проповеди за эту эпоху. Два направления в церковной проповеди по отношению к реформе Петра. Представители этих направлений – Феофан Прокопович и Стефан Яворский . Отношение первого к политике Петра. Проповедники, разделяющие взгляды Феофана Прокоповича на петровскую реформу. Гавриил Бужинский, Симон Кохановский, Феофил Кролик. Противники реформ и вообще нового направления при Петре. Стефан Яворский . Первоначальное положение Стефана при Петре и под конец его жизни. Зависимость его проповеди от этого положения его при Петре. Общий отзыв о его проповеди. Единомышленники Стефана. Феофилакт Лопатинский. Проповедники менее известные в данный период. Историческое освещение отношения церковной проповеди к политике в рассматриваемый период времени. II. Проповедь в царствование ближайших преемников Петра I: Екатерины I и Петра II. Отношение к политическим событиям петровского времени проповедников Петровского времени Феофана Прокоповича и Гавриила Бужинского. Характер их проповеди. Зависимость их отношения к политическим событиям благодаря стесненному положению их в данное время. Противники приверженцев Петра. Причина отсутствия проповедей противоположного реформам Петра направления. Общая характеристика отношения церковной проповеди к политике в данную эпоху. III. Царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Общий отзыв о проповеди за это время. Проповедь в царствование Анны Иоанновны. Феофан Прокопович – единственный проповедник этого времени. Близкое участие Феофана в политических событиях при восшествии Анны на престол. Положение его при новом правительстве. Зависимость от этого положения его проповеди. Характер его проповеди. Проповедь в царствование Елизаветы Петровны. Общий отзыв о проповеди за это время. Изображение в проповедях Елизаветинского времени и царствования Анны Иоанновны и её ближайших преемников – Бирона и Анны Леопольдовны. Отношение проповедников к царствованию Елизаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(с 1721 по 1741 год) Часть первая. С основания св. Синода до закрытия тиунской палаты (с 1721 по 1730 год) В 1721 году учрежден в Санкт-Петербурге, взамен патриаршества, существовавшего в Москве, Святейший Правительствующий Всероссийский Синод. По случаю открытия его, в Троицком соборе, в присутствии государя Петра и всего генералитета, отслужена была 14-го февраля божественная литургия. Преосвященный Феофан, епископ псковский, говорил проповедь , которая напечатана в собрании его сочинений (СПб., 1761 г., ч. 11). Начались заседания св. Синода. В состав его входили: президент, высокопреосвященный Стефан Яворский , митрополит рязанский; вице-президенты: Феодосий, архиепископ новгородский и Феофан, епископ псковский; советники: архимандриты монастырей – Ипатского – Гавриил Бужинский, Симонова – Петр Смелич, Высокопетровского – Леонид, Донского – Иерофей Прилуцуий; ассессоры: священник Анастасий Кондоиди, протопопы: троицкий Иоанн Семенов 1-й, петропавловский – Петр Григорьев и иеромонах Варлаам Овсянников, угрешский игумен. Овсянников, бывши асессором, состоял вместе и обер-секретарем св. Синода. С 1722 года обер-прокурором при св. Синоде был полковник Болтин. Канцеляристами также были светские люди, и занимались они перепиской и рассылкой бумаг. С учреждением св. Синода, в судьбе Санкт-Петербургской епархии произошла радикальная перемена. Санкт-Петербург с новозавоеванными городами и местностями был отделен от Новгородской епархии. Контора Невского монастыря также потеряла для него значение правительственного места. Ибо и сам Невский монастырь с конторой, состоя в Санкт-Петербурге, в церковно-административном отношении находился под управлением новгородского архиепископа Феодосия. По возведении в сан новгородского архиепископа, Феодосий стал именоваться и был первым священно-архимандритом Святотроицкого Александро-Невского монастыря. Но для Санкт-Петербурга с новозавоеванными городами, при отделении от новгородской епархии, не был назначен и посвящен особый епископ. Вся эта местность поставлена была под непосредственное ведение св. Синода и в бумагах писалась так: Санкт-Петербургская епархия святейшего Синода, также синодальная область. Такое положение Санкт-Петербурга взято с примера существовавшей до того времени патриаршей области, отдельныя части которой разбросаны были в разных епархиях. В Санкт-Петербургской епархии находились и вотчины, подлежавшие синодальной команде, в уездах: Шлиссельбургском, Копорском и Ямбургском. Таким образом, св. Синод, в целом составе своем, был, так сказать, епископом Санкт-Петербургской епархии. Дела, касавшиеся местно этой епархии, в 1721 году подписывались почти всеми его членами. В подписях стоят имена: Феодосия, архиепископа новгородского, Феофана, епископа псковского; архимандритов: Петра, Леопида, Иерофея; священника – Кондоиди; протоиереев: Иоанна и Петра, и обер-секретаря Овсянникова. Священник Кондоиди, грек, в протоколах подписывался на природном своем языке: Αναστσιος ιερας Κοντοεος.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С апреля 1748 г. по сентябрь 1749 года был учителем и префектом семинарии Феодор Редикорский, из учеников Вятской семинарии и потом Московской во семинарию. Преемником его, с сентября 1749 года, был иеромонах Трифиллий, выбывший в декабре 1750 года в Макарьевский Нижегородский монастырь 461 ). 14) Суздальская семинария. Суздальская архиерейская школа учреждена в 1723 году в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. В 1726 году в нее собрано было 109 человек. Но в 1726 году ученики ее были распущены по домам, так как на содержание их не было собрано хлеба по епархии. В 1736 г. ученики были собраны, но в 1737 году опять распущены 462 ). Латинская школа организована была в 1740 году, по существовала недолго. Первым учителем в ней был экзаменатор иеромонах Иустин Илляшевич 463 ), воспитанник Киевской Академии 464 ). В 1741–42 году он обучать в фаре и грамматике, а в следующем году преподавал предметы по пиитику включительно 465 ). В 1744 году он уволен по его желанию, «на обещание». После этого, Суздальская семинария была закрыта, так как, «хотя Московской Академии студент Козьма Ястребцов в епархию и прислан, но, по силе Святейшего Правительствующего Синода указа, по произведении во священство, определен экзаменатором токмо для обучения ставленников». Семинария восстановлена была лишь в 1755 году 466 ). Школа при рязанском архиерейском доме учинена в 1724 году, но до 1726 года учителей не было и обучать было некому, а с февраля 1726 года начато было обучение священнических и причетнических детей, коих по 28 сентября было 339 человек 476 ). В 1727 году епископ Рязанский Гавриил Бужинский вызвал к себе в Рязань племянника своего студента Киев. Академии Кирьяка Кондратовича и определил его учителем в Рязанскую латинскую школу. Но когда начались дела об епископе Гаврииле, тогда епископ отправил его Кондратовича учиться в Московскую Академию и содержал его там на своем коште 477 ), а школьные ученики распущены были в 1729 году следователем генерал-майором Грековым по домам, и никого в школе не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

с ноября 1681 5.09.1686 Авраамий, митрополит рукоположен с 09.01.1687 по март 1700 на покое; 27.02.1708 рукоположен с 07.04.1700 по 16.12.1701 местоблюститель патриаршего престола, с 1721 президент Святейшего Синода; 27.11.1722 Сильвестр (Холмский), епископ бывший епископ Тверской и Кашинский с 24.02.1723 по 25.07.1725 епископ Казанский и Свияжский Феофилакт (Лопатинский), архиепископ бывший архиепископ Псковский, Нарвский и Изборский с 15.07.1726 по 01.10.1726 архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил (Бужинский), епископ рукоположен c 30.10.1726, на кафедре с 22.01.1727 27.04.1731 Лаврентий (Горка), епископ бывший епископ Великоустюжский и Тотемский с 11.05.1731 по 26.09.1733 епископ Вятский и Великопермский Алексий (Титов), архиепископ бывший архиепископ Вятский и Великопермский с 26.09.1733 17.09.1750 Димитрий (Сеченов), епископ бывший епископ Нижегородский и Алатырский с 21.06.1752 по 22.10.1757 архиепископ Новгородский и Великолуцкий Палладий (Юрьев), епископ рукоположен с 18.06.1758 по 29.05.1764 переименован епископ Рязанский и Шацкий Рязанская и Шацкая С 29 мая 1764 года Имена Сведения Палладий (Юрьев), епископ бывший епископ Рязанский и Муромский с 29,05.1764 по 20.03.1778 на покое; 02.12.1789 Симон (Лагов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 31.03.1778; архиепископ с 06.11.1792 по 16.10.1799 переименован епископ Рязанский и Зарайский Рязанская и Зарайская С 16 октября 1799 года Имена Сведения Симон (Лагов), архиепископ бывший епископ Рязанский и Шацкий (Муромский) с 16.10.1799 17.01.1804 Амвросий (Яковлев-Орлин), епископ бывший епископ Вятский и Слободской с 29.01.1804 архиепископ с 11.11.1804 26.01.1809 бывший архиепископ Калужский и Боровский с 05.03.1809 по 14.05.1817 архиепископ Мцхетский. Тифлисский и Карталинский, экзарх Грузии Сергий (Крылов-Платонов), епископ бывший епископ Костромской и Галичский, с 04.06.1817; архиепископ с 17.09.1819 18.08.1824 бывший епископ Калужский и Боровский с 12.01.1825 архиепископ с 22.08.1826 по 25.02.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010