«Пречестная отрасль благочестиваго корени» К дню святого благоверного князя Александра Невского Диакон Владимир Василик 12 сентября (30 августа по старому стилю) мы празднуем перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру . В этот самый день был заключен судьбоносный и благодетельный Ништадтский мир, обозначив конец кровопролитной Северной войны, по которому России возвращались Ингрия, Карелия и передавалась Эстляндия (Эстония). Россия в результате этой победы стала империей. Великий и благоверный государь Петр Ι ощущал глубокую благодарность Создателю и Его святым, в особенности святому князю Александру Невскому. Именно поэтому он решил день заключения Ништадтского мира ознаменовать перенесением мощей святого князя. Александро-Невская лавра      Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были доставлены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года. В августе 1724 года они были торжественно перенесены в Санкт-Петербург. Сам царь и его ближайшие соратники были в команде той галеры, на которой перевозились святые мощи. 30 августа святыня была внесена в Троицкий собор Александро-Невской лавры, где почивает и ныне. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа (в 1727 году празднество было отменено, но не по причинам церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено.) Архимандрит Гавриил (Бужинский; впоследствии епископ Рязанский; † 27 апреля 1731 г.) составил специальную службу на воспоминание Ништадтского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому. Это перенесение было промыслительным. Святой князь Александр Невский телесно возвращался на места своих былых побед – туда, где Господь сподобил его остановить первый натиск еретического Запада. Промыслительно также, что перенесение мощей осуществил первый император Всероссийский Петр Великий.

http://pravoslavie.ru/64036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ (Бужинский; 1680, г. Изюм, ныне Харьковской обл.- 27.04.1731, Москва), еп. Рязанский и Муромский. Род. в купеческой семье, в 1706 г. окончил Киево-Могилянскую академию. Среди наставников Г. был игум. Стефан (Яворский) . В 1706 г. Г. был представлен посетившему Киев царю Петру I . Вскоре по рекомендации Киевского митр. Варлаама (Ясинского) Г. был определен в Славяно-латинскую академию на должность учителя низших классов и проповедника. Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) Гавриил (Бужинский), еп. Рязанский. Портрет. Сер. XIX в. (РИАМЗ) 20 сент. 1707 г. Г. был пострижен в монашество, в 1708 г. рукоположен во диакона, в 1709 г.- во иерея. С 1714 г. инспектор Славяно-латинской академии. В 1714 г. вызван в С.-Петербург, определен в насельники Александро-Невского мон-ря (впосл. лавра). В 1718 г. назначен обер-иеромонахом флота, участвовал в морских походах. Произносил проповеди в присутствии Петра I, переводил нек-рые философские и исторические произведения. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) приписывает Г. авторство кн. «Юности честное зерцало» ( Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 287). 22 янв. 1721 г. указом Петра I Г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря , в февр. 1721 г. стал советником Святейшего Синода и директором синодальных типографий и уч-щ. В 1722 г. назначен архимандритом Троице-Сергиева мон-ря (впосл. лавра), но по инициативе Петра I оставался в С.-Петербурге. Представлял Синод в Комиссии по согласованию Российского уложения со шведскими и с эстляндскими законами. Был близок к Псковскому архиеп. Феофану (Прокоповичу) . 30 окт. 1726 г. Г. был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского. По его инициативе был отремонтирован и 24 сент. 1727 г. вновь освящен Успенский кафедральный собор. Он организовал учебный процесс в Рязанской духовной школе, где за неимением учителей до февр. 1726 г. занятия не проводились. При Г. в 1727 г. в школе числилось 269 учащихся. Из рязанского Симеоновского мон-ря Г. предполагал перевести духовную школу в более вместительные помещения рязанского Свято-Духовского мон-ря. Однако Синод указом от 30 окт. 1727 г. отклонил это предложение, и школа разместилась при Борисоглебском соборе Переяславля Рязанского (ныне Рязань). Для школы отстроили новые учебные и хозяйственные помещения, число учащихся возросло до 339 чел., из них 160 обучались латыни и арифметике, 179 - слав. грамматике, увеличился преподавательский состав. Г. предполагал открыть духовную школу и в Солотчинском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , пользуясь пребыванием в нем опытного педагога Софрония Лихуда , но Синод отклонил это предложение.

http://pravenc.ru/text/161285.html

Поэтому для занятия здесь должности обер–иеромонаха назначались более других выдававшиеся личности. Первою из них был префект Гавриил Бужинский, который и проходил настоящую должность до учреждения Св. Синода, когда он, по возведении в сан архимандрита Ипатского на Костроме монастыря, поступил в первоначальный состав членов Св. Синода с званием «советника» и сделан «протектором» школ и типографий. Место Бужинского при флоте занял иеромонах Александра–Невского монастыря Рафаил Заборовский, бывший на корабле «Ревель» иеромонахом. Как Бужинский так и Заборовский имели в своем ведении не только «ревельскую эскадру», но и весь «русский корабельный флот», стоявший на Балтийском море. По назначении в свое время Рафаила Заборовского архимандритом Троицкого Калязина монастыря и вместе асессором Св. Синода, место его заступил учитель славяно–латинских школ в Москве иеромонах Иустин Рудинский. Рудинский не вдруг прибыл к месту своего нового назначения, поэтому обер–иеромонахом ревельской эскадры на некоторое время является Маркелл Родышевский, бывший иеромонахом на корабле «Ураил». По прибытии из Москвы в С–Петербург и при отправлении к месту своей новой службы Рудинский получил из адмиралтейской коллегии указ к командующему во флоте Флагману о том, чтобы «токмо быть ему обер–иеромонахом ревельской эскадры», между тем как в данном Рудинскому из Св. Синода указе было сказано: «быть ему обер–иеромонахом российского корабельного флота», как прежние обер–иеромонахи были. В следствие сего, когда Рудинский, по прибытии во флот, по данной ему инструкции хотел осмотреть «во флоте над иеромонахами благочиния», командующий Флагман не допустил его «с таким резоном: тебе де до сих корабельных иеромонахов дела нет, токмо в ревельской эскадре». Рудинский донес об этом обстоятельстве Св. Синоду и Св. Синод определил: «быть ему Рудинскому, как и прежде определено было обер–иеромонахом и над корабельными священниками смотрение иметь и управление содержать под вышнею Св. Правительствующего Синода дирекцией во всем корабельном на Балтийском море флоте непременно».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, † 27 апреля 1731 года) составил специальную службу на воспоминание Ништадского мира, соединив ее со службой святому Александру Невскому. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому – многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы – залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Полное Житие  Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился в 1219 году, 30 мая, в городе Переяславле. Отец Александра Ярославича, великий князь Ярослав Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь. Мать благоверного Александра, благоверная княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела и от современников имя святой княгини. Под надзором благочестивых, нежно любивших его родителей и проходили детские годы жизни благоверного князя Александра. По тогдашнему обычаю его рано начали учить, и так как при воспитании больше всего заботились тогда о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, то и учили благоверного князя прежде всего священным книгам – Евангелию, Псалтири, любимой в святой Руси священной книге, в мудрых словах которой наши благочестивые князья искали и находили себе утешение в самые тяжелые минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме Господа, нельзя было ожидать ни помощи, ни утешения. Господь с детских дней готовил в благоверном князе Александре светильник, горящий верою и добродетелями. По свидетельству древнего описателя жизни благоверного князя, никогда он не предавался детским забавам и развлечениям. Любимым его занятием было чтение священных книг, любимым отдыхом – пламенная молитва к Господу, пример которой он постоянно наблюдал в лице своей благочестивой матери. Пением церковных песнопений услаждал он свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал свои телесные силы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В 1728 г. Л. сообщал об обращении к Церкви «по любительному увещанию, без всякого пристрастия» старообрядцев Черевковской вол. Устюжского у., в которой в 1723 г. произошло самосожжение. В 1731 г. Л. ходатайствовал о запрещении в Устюге крестных ходов, совершавшихся не по указам и грамотам, ссылаясь на то, что в городе ежегодно бывает 33 узаконенных крестных хода; поднял вопрос о возрасте вступающих в брак лиц, указывая на существовавший в Устюге обычай обручать и венчать несовершеннолетних. В марте 1731 г. Л. получил указ Синода прибыть в С.-Петербург «для отдания Ея Императорскому Величеству всенижайшаго по должности поклонения и для епархиальных нужд». 11 мая 1731 г. Л. был переведен в Рязанскую и Муромскую епархию гл. обр. благодаря ходатайству архиеп. Феофана: Рязанская кафедра была одной из самых почетных, и назначались на нее только опытные иерархи. Предшественник Л. еп. Гавриил (Бужинский) неоднократно направлял доношения в Синод о состоянии кафедральных соборов в Рязанском кремле, сообщая о необходимости их ремонта (РГИА. Ф. 796. Оп. 8. Д. 117. Л. 2, 18). Сразу по прибытии Л. на кафедру в соответствии с указом из Коллегии экономии было велено «синодального ж дому дворянину Никифору Рогозину всякую ветхость в соборе и доме архиерейском осмотреть» (ГАРО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 193. Л. 14; РГИА. Ф. 796. Оп. 8. Д. 117. Л. 2, 23). В 1733 г. были «строены у соборной церкви паперти, бутили рвы против олтаря, подводили под олтарем четыре столба, рыли рвы от Спасова монастыря, били сваи», разбирали ветхую паперть и каменные переходы от Предтеченской ц. к собору ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 128-129). По указу Синода от 12 нояб. 1731 г. в кафедральном г. Переяславле Рязанском Л. организовал школу для обучения 56 детей духовенства слав. чтению и письму. Для преподавания лат. языка архиерей вызвал из Москвы Якова Потапова. Л. планировал для епархиальной школы построить корпус на архиерейском дворе в Рязанском кремле (ГАРО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 193. Л. 68). Но в 1733 г. учитель Потапов умер в Москве, и, поскольку др.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

Вскоре после окончания Северной войны, 4 июля 1723 г., Петр I повелел перенести мощи А. Я. Н. из Владимира в С.-Петербург, чтобы т. о. освятить новую столицу, новую обитель ( Александро-Невский мон-рь ) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей А. Я. Н. произошла 30 авг. 1724 г. в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя А. Я. Н. верхний храм ц. Благовещения Пресв. Богородицы Александро-Невского мон-ря и здесь установлена рака с мощами. В 1725 г. архим. Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование А. Я. Н. в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией. Величание А. Я. Н. в этой службе утратило все элементы величания преподобному. Незадолго до переноса мощей указом от 15 июня 1724 г. Синод постановил писать образ святого не в монашеском облачении, «а во одеждах великокняжеских». В титул святого было добавлено слово «великий». При имп. Петре II празднование 30 авг. было отменено, а при императрице Анне Иоанновне - восстановлено. С того времени в синодальные издания Миней стали включать обе службы А. Я. Н.: 23 нояб.- на погребение бденная служба XVI в. и 30 авг.- на перенесение мощей служба 1725 г. Акафист А. Я. Н. (СПб., 1853) составлен еп. Кириллом (Наумовым), в издании акафиста помещена также молитва, читаемая на молебне перед мощами святого в Александро-Невской лавре. В 1790 г. святые мощи А. Я. Н. были перенесены из Благовещенского храма в новый Свято-Троицкий собор лавры, где они находились до 1922 г. В мае 1920 г. рака со святыми мощами была вскрыта. Результаты вскрытия показали, что в раке действительно находились мощи А. Я. Н., обгоревшие во время пожара в Рождественском соборе Владимира в 1491 г. О событиях 1491 г. свидетельствовала запись на бумаге того времени, найденная в раке вместе с мощами. После экспертизы рака была опечатана. С 1922 г. мощи находились в фондах Музея истории религии и атеизма, а рака - в ГЭ. В мае 1988 г. мощи А. Я. Н. были переданы РПЦ и 3 июня 1989 г. перенесены в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Подобным же образом позже, в 1745 году, преосв. белорусский Иероним писал Св. Синоду, что «великую нужду терпит в учительных людях, ибо ни одного не имеет к правлению и помощи дел епаршеских, наипаче для проповеди слова Божия»; такого человека он нашел не в Москве или Киеве, а в Смоленске, – префекта тамошней семинарии, иеромонаха Варлаама Иваницкого, который был «проповедником быть весьма способен, наипаче в Белорусском крае, понеже был родимец польский, искусный в диалекте Белорусском» 9 . В виду приведенных фактов для нас становится понятною та заботливость правительства о делах церковных, красноречивое доказательство которой представляют приведенные выше указы. И мы видим, что последствия оправдали эту заботливость. Что касается до Петербурга, то там еще во времена Петра Великого, кроме проповедников по профессии, из монахов, проповедников – архиереев, каковы были: Феофан Прокопович , Стефан Яворский , Гавриил Бужинский и другие, – были приходские священники, настолько образованные, что их считали достойными и способными проповедовать не только для своих прихожан, в своих церквах, но и в высочайшем присутствии, хотя в последнем случае они и не всегда оправдывали возлагавшиеся на них надежды. Так в 1724 г., когда Св. Синод вместе с двором был в Москве, и синодальными делами управляли синодальные ассессоры: архимандрит Афанасий (Кондоиди) и протопоп Петр Григорьев, – эти последние распорядились, чтобы при возвращении их Величеств в Петербург была произнесена торжественная предика, каковую указом синодальных велено было изготовить успенскому протопопу Симеону Ярмерковскому, священникам: самсониевскому Терлецкому и успенскому – Венгриновскому, – все трое, как можно догадываться по фамилиям, южно-руссы и воспитанники киевской или московской академии. Терлецкий, призванный в присутствие Св. Синода, объявил, что «определение синодальное исполнить готов, только просит у Св. Синода от того свободности, понеже он, Терлецкий, пред Его Императорским Величеством скудоумия ради своего предиковать не может, да и потому, что откуда взять материи для предики, никакого ведения и довольного числа потребных книг, кроме самых к служению нужных, не имеет, также ради многого и едва не ежечасного при той церкви священных потреб исправления, ему, Терлецкому, таких предик затверживать весьма невозможно, и о сем-де он доносит сущую правду, а не для какого-либо вымышленного отбывателъства, а буде впредь неправда явится, то повинен он тяжкому оштрафованию 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Подобным же образом позже, в 1745 году, преосв. Белорусский Иероним писал Св. Синоду, что «великую нужду терпит в учительных людях, ибо ни одного не имеет к правлению и помощи дел епаршеских, наипаче для проповеди слова Божия»; такого человека он нашел не в Москве или Киеве, а в Смоленске, – префекта тамошней семинарии, иеромонаха Варлаама Иваницкого, который был «проповедником быть весьма способен, наипаче в Белорусском крае, понеже был родимец польский, искусный в диалекте Белорусском» 145 . В виду приведенных фактов для нас становится понятной та заботливость правительства о делах церковных, красноречивое доказательство которой представляют приведенные выше указы. И мы видим, что последствия оправдали эту заботливость. 2. Проповедники в Москве и Петербурге в период времени с 1727 г. по 1750 г. Что касается до Петербурга, то там еще во времена Петра Великого, кроме проповедников по профессии, из монахов, проповедников – архиереев, каковы были: Феофан Прокопович , Стефан Яворский , Гавриил Бужинский и другие, – были приходские священники, настолько образованные, что их считали достойными и способными проповедовать не только для своих прихожан, в своих церквах, но и в высочайшем присутствии, хотя в последнем случае они и не всегда оправдывали возлагавшиеся на них надежды. Так в 1724 г., когда Св. Синод вместе с двором был в Москве, и синодальными делами управляли синодальные асессоры: архимандрит Афанасий (Кондоиди) и протопоп Петр Григорьев, – эти последние распорядились, чтобы при возвращении их Величеств в Петербург была произнесена торжественная предика, каковую указом синодальным велено было изготовить успенскому протопопу Симеону Ярмерковскому, священникам: самсониевскому Терлецкому и успенскому – Венгриновскому, – все трое, как можно догадываться по фамилиям, южно-руссы и воспитанники Киевской или Московской академии. Терлецкий, призванный в присутствие Св. Синода, объявил, что «определение синодальное исполнить готов, только просит у Св. Синода от того свободности, понеже он, Терлецкий, пред Его Императорским Величеством скудоумия ради своего предиковать не может, да и потому, что откуда взять материю для предики, никакого ведения и довольного числа потребных книг, кроме самых к служению нужных, не имеет, также ради многого и едва не ежечасного при той церкви священных потреб исправления, ему, Терлецкому, таких предик затверживать весьма невозможно, и о сем-де он доносит сущую правду, а не для какого-либо вымышленного отбывательства, а буде впредь неправда явится, то повинен он тяжкому оштрафованию 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Правительствующего Синода. Первым его Председателем был блюститель Патриаршего престола, Митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , Вице-Президентами Архиепископы Феодосий Яновский и Феофан Прокопович , первыми Советниками Архимандриты Гавриил Бужинский и Петр Смелевич, Обер-Прокурором Полковник Иван Болтин. С 1726 года не было уже в Синоде ни Президентов, ни Вице-Президентов, ни Советников, ни Асессоров; но Феофан наименован первенствующим, прочие же все Членами Синода. Само наименование духовного этого Синода Святейшим заимствовано от титула Патриаршего; вселенские Патриархи признали Синод своим во Христе Братом. Таким образом с учреждением его не изменилось значение Российской Иерархии и единение нашей Церкви с Греко-восточною не нарушилось. Для делопроизводства в 1727 году при Синоде состояла в Москве Синодального правление канцелярия; когда же указом 1731 года, Ноября 9 большая часть членов Синода вызвана была в С. Петербург: тогда Правление это стало именоваться Святейшим Синодом в Москве; а с 1742 года, по переведении оного в С. Петербург, учреждена была в древней столице Контора, где назначены присутствующими один Архиерей и два Архимандрита. 692 Во время коронаций здесь имеет заседание Святейший Синод. В присутственной комнате на столе, кроме зерцала, стоят серебряный осеняльный крест и Евангелие. 693 Первое место занимают резные из дерева с позолотою кресла, обитые рытым бархатом; по преданию, они остались от Патриарших времен. В Секретарской замечательна на стене большая картина на дске, по видимому, писанная в XVI или в начале XVII века, 694 она изображает Христианское воинство под предводительством Царя, имеющего крест в руке; пред ними Богоматерь на облаках, у которой при подножии С. Акилина. 3 . Патриаршие келлии Между крестовой, или мироварной палатой и церковью Дванадесяти Апостол занимают место в третьем этаже на север Патриаршие покои с домовой церковью, малой столовой и верхней палатой, или вышкой, известной под именем Петровой, потому что в нее, по преданию, иногда уединялся Петр Великий заниматься делами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Но дни преосвященного Гавриила были сочтены. Чувствуя приближение кончины, он 14 апреля 1731 года простил всех бывших под запрещением. 27 апреля 1731 года епископ Гавриил скончался в Москве. Погребен в Заиконоспасском монастыре. Епископ Гавриил был одним из ученейших иерархов петровской эпохи, даже за границей «знали о нем из актов Лейпцигских ученых». Ревностный помощник Nempa I и его сподвижник, поборник петровских реформ, он в своих проповедях с неподдельным чувством «величие гласил петровских дел». Благодаря этим проповедям, имел большую известность, но проповеди его неотделимы от эпохи императора Nempa I. Они представляют собой апологию или панегирик «возрождению» России вследствие петровских преобразований. В проповедях епископа Гавриила неприятное впечатление производили «выражения, оскорбительные для взыскательного слуха» и обилие варваризмов – обычные ораторские приемы того времени. Зато в них встречаются «обильные и умные обороты мыслей, а часто трогательное красноречие» (митрополит Евгений (Болховитинов) . Епископ Гавриил принадлежал к прогрессивной части духовенства, группировавшейся около архиепископа Феофана (Прокоповича) , и, подобно ему, был ярым противником католицизма. Католическую литературу совершенно игнорировал. В борьбе с «суевериями» часто без нужды оскорблял религиозные чувства православных, сжившихся со своей церковной «стариной». Многим ревнителям Православия деятельность епископа Гавриила казалась предосудительной. Как человек образованный, он считался специалистом по научной и литературной части в Синоде. Ему поручалось развивать, обосновывать и оформлять всякий проект, касавшийся «школьного или книжного дела». Исправлял церковные книги. Всегда был завален срочной работой (часто весьма неблагодарной) в качестве цензора, компилятора и переводчика. Участвовал в шумной жизни двора императора Nempa I. После смерти Nempa I влиятельным лицом в Синоде стал архиепископ Ростовский Георгий (Дашков) – враг Феофана (Прокоповича) . С этого времени изменилось и положение Гавриила (Бужинского). Он потерял прежнее влияние и был удален в сане епископа в Рязань.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010