О таинственный круг! каких законов сила Слияла здесь красу с чудесной простотой, С великолепием приятность согласила, Со тьмою – дивный свет, с движением – покой, С неизменяемым единством – измененье? Почто ж ты, человек, слепец среди чудес? Признай окрест себя Руки напечатленье, От века правящей течением небес И строем мирных сфер из тьмы недостижимой. Она – весной красу низводит на поля; Ей жертва дым горы, перунами дробимой; Пред нею в трепете веселия земля. Воздвигнись, спящий мир! внуши мой глас, созданье! Да грянет ваша песнь Чудесного делам! Слиянные в хвалу, слиянны в обожанье, Да гимн ваш потрясет Небес огромный храм… Журчи к Нему, любовь, под тихой сенью леса, Порхая по листам, душистый ветерок; Вы, ели, наклонясь с седой главы утеса На светлый, о скалу биющийся поток, Его приветствуйте таинственною мглою; О Нем благовести, крылатых бурей свист, Когда трепещет брег, терзаемый волною, И сорванный с лесов крутится клубом лист; Ручей, невидимо журчащий под дубравой, С лесистой крутизны ревущий водопад, Река, блестящая средь дебрей величаво, Кристаллом отразив на бреге пышный град, И ты, обитель чуд, бездонная пучина, Гремите – песнь Тому, чей бурь звучнейший глас Велит – и зыбь горой; велит – и зыбь равнина. Вы, злаки, вы, цветы, лети к Нему от вас Хвалебное с полей, с лугов благоуханье: Он дал вам аромат, Он вас кропит росой, Из радужных лучей соткал вам одеянье; Пред Ним утихни, дол, поникни, бор, главой, И, жатва, трепещи на ниве оживленной, Пленяя шорохом мечтателя своим, Когда он при луне, вдоль рощи осребренной, Идет задумчивый, и тень вослед за ним; Луна, по облакам разлей струи златыя, Когда и дебрь, и холм, и лес в тумане спят; Созвездий лик, сияй средь тверди голубыя, Когда струнами лир превыспренних звучат Воспламененные любовью Серафимы; И ты, светило дня, смиритель бурных туч, Будь щедростию лик Творца боготворимый, Ему живописуй хвалу твой каждый луч… Се гром!.. Владыки глас!.. Безмолвствуй, мир смятенный, Внуши… из края в край по тучам гул гремит;

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

О таинственный круг! каких законов сила Слияла здесь красу с чудесной простотой, С великолепием приятность согласила, Со тьмою – дивный свет, с движением – покой, С неизменяемым единством – измененье? Почто ж ты, человек, слепец среди чудес? Признай окрест себя Руки напечатленье, От века правящей течением небес И строем мирных сфер из тьмы недостижимой. Она – весной красу низводит на поля; Ей жертва дым горы, перунами дробимой; Пред нею в трепете веселия земля. Воздвигнись, спящий мир! внуши мой глас, созданье! Да грянет ваша песнь Чудесного делам! Слиянные в хвалу, слиянны в обожанье, Да гимн ваш потрясет Небес огромный храм... Журчи к Нему, любовь, под тихой сенью леса, Порхая по листам, душистый ветерок; Вы, ели, наклонясь с седой главы утеса На светлый, о скалу биющийся поток, Его приветствуйте таинственною мглою; О Нем благовести, крылатых бурей свист, Когда трепещет брег, терзаемый волною, И сорванный с лесов крутится клубом лист; Ручей, невидимо журчащий под дубравой, С лесистой крутизны ревущий водопад, Река, блестящая средь дебрей величаво, Кристаллом отразив на бреге пышный град, И ты, обитель чуд, бездонная пучина, Гремите – песнь Тому, чей бурь звучнейший глас Велит – и зыбь горой; велит – и зыбь равнина. Вы, злаки, вы, цветы, лети к Нему от вас Хвалебное с полей, с лугов благоуханье: Он дал вам аромат, Он вас кропит росой, Из радужных лучей соткал вам одеянье; Пред Ним утихни, дол, поникни, бор, главой, И, жатва, трепещи на ниве оживленной, Пленяя шорохом мечтателя своим, Когда он при луне, вдоль рощи осребренной, Идет задумчивый, и тень вослед за ним; Луна, по облакам разлей струи златыя, Когда и дебрь, и холм, и лес в тумане спят; Созвездий лик, сияй средь тверди голубыя, Когда струнами лир превыспренних звучат Воспламененные любовью Серафимы; И ты, светило дня, смиритель бурных туч, Будь щедростию лик Творца боготворимый, Ему живописуй хвалу твой каждый луч... Се гром!.. Владыки глас!.. Безмолвствуй, мир смятенный, Внуши... из края в край по тучам гул гремит;

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

(Палея 1406, с. 330, то же ВМЧ, сентябрь, с. 28) или Судей (Палея 1406, с. 348). Слово бытие могло вводиться и в состав названий книг, как, например, си книгы бытиа исуса навгиина в Чуд. 349 (Лебедев 1890, с. 66). Псалтырь по преимуществу переписывалась отдельно как книга богослужебная, но другие поэтические книги или книги Премудрости –  Иов, Еккл., Песнь, Притчи и Сир. – входили в сборники более или менее устойчивого состава, в которые непременно включались Сир. и Еккл., а реже других попадал Иов. В таких сборниках русского происхождения нередко оказывалась еще одна книга Премудрости – Менандр, представляющая собою собрание афоризмов языческих мудрецов, иногда включался также Апокалипсис. Таковы, например, сборники XV-XVI вв. РНБ, Пог. 78 (Притч, Еккл., Песнь, Менандр, Сир.), РНБ, Пог. 227 (Откр., Менандр, Песнь, Притч), БАН 24.4.28 (Пророки, Притч, Сир., Менандр, Песнь, Еккл., Пс, НЗ), РГБ, ОИДР 189 (Песнь, Притч, Менандр, Сир.), РГБ, Волок. 13 (Песнь, Притч, Еккл, Менандр, Сир.), РГБ, Волок. 14 (то же), РГБ, Егорова 891 (то же) и др. Третий главный отдел Ветхого Завета – книги Пророков: 4 больших (Ис., Иер., Иез., Дан.) и 12 малых (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Авв., Соф., Аггей, Зах., Мал.). Обычной формой их существования был сборник, содержащий все 16 книг (4 † 12). Однако по своему происхождению большая часть этого сборника относится к толковому типу, четий его вариант образовался после удаления толкований в сравнительно позднее время. Поэтому подробнее о структуре и происхождении этого собрания пророческих книг говорится в этой главе, в разделе о толковом типе. Новозаветные книги группировались следующим образом: (1) Четвероевангелие, (2) Апостол (Деяния и Послания), (3) Апокалипсис. Четвероевангелие и Апостол существовали по преимуществу как отдельные кодексы, обычно снабженнные разметкой для богослужебного употребления, Апокалипсис входил в сборники с ветхозаветными книгами Премудрости (см. выше) или соседствовал с четьей Псалтырью и с небиблейскими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В июне 1701 г. " в Новозаозерском Аврамиеве монастыре церковь соборная каменная во имя Успения Пр. Богородицы о 5 главах древянных лемешеные, на главах 5 крестов опаяны белым немецким железом ветхи, а в той соборной церкви построены вновь царския двери и сень и столпцы резные вызолочены сусальным золотом, а те царские двери вкладу Алексея Антонова Корина, а старые царския двери писаны на красках ветхи в той же соборной церкви подле правого крылоса, на правой стороне местные иконы: Спасителя, Успения Пр. Богородицы и чуд. Аврамия с житием в одной киоте, Богоявления Господня в киоте, по левой стороне: Успение Пр. Богородицы с Дванадесятыми праздниками в киоте, чуд. Аврамия в киоте, чуд. Николая в киоте, Одигитрия Пр. Богородицы, чуд. Аврамия с житием, пред местными иконами 2 лампады зеленыя меди, да две лампады медныя луженыя на цепях, да 3 паникадила медные немецкой работы на железных цепях, под царскими дверьми в деисусе образа: Спасителя, Богородицы и Предтечи с Апостолы 17 икон, над ними Пр. Богор. во пророцех 16 икон, а над ними праотцы и Господа Саваофа, Харуговь, над престолом голубь деревянной белой, крылья вызолочены сусальным золотом, перед чудотв. Аврамием подсвешник деревянной большой. Да к той же соборной церкви прикладен придел каменной во имя чуд. Аврамия, а в нем царския двери старыя писаны на красках, да двери царския белые новы сень и столпцы древянные резные.... Да под соборною церковию внизу церковь каменная ж теплая во имя Богоявления Господня с трапезою, а в той церкви царския двери столпцы и сень резные вызолочены сусальным золотом ветхи... Да к той же соборной церкви прикладен внизу придел каменной во имя Николая чуд., а в нем царския двери ветхи. Да к той же собор. церкви прикладена колокольня каменная шатровая, крест опаян белым немецким железом, колокол благовестной весу 40 пуд 5 фун. всего 8 колокол, над колокольнею часы с перечасьем проведены в теж колокола. Да под монастырем близ Галицкаго озера на источнице часовня древянная шатровая, где чудотворец Аврамий явился, на часовне глава обита лемехами древянными, крест обит белым немец. железом, в часовне крест древянной большой, на другой стороне образ чуд. Аврамия, на берегу 2 кельи.

http://sobory.ru/article/?object=23834

В монастырской казне жалованные грамоты: 1630 г. архимандриту Тихону с братией или кто по них иной будет велено в Галицком озере рыбными ловлями владеть " . В феврале 1716 г. " Новозаозерскаго монастыря Авраамия чуд. казначей монах Игнатий в Патр. Казен, Приказ писал: " по указу построена церковь в Галицком уезде вновь в Заозерском Авраамиеве монастыре каменная с приделы внизу престол во имя Богоявления Господня вверху Успения Пр. Богородицы в приделах Николая чуд., в другом Авраамия чуд., и в той церкви оба престола Богоявления Господня и Успения Пр. Богородицы освящены в 1678 г., а придел Николая чуд. освящен в 1663 г. между патриаршеством, а придел Авраамия чуд. за скудностию и за неисправлением и до ныне не освящен, а ныне тот придел Авраамия чуд. совсем построен и ко освящению изготовлен, и прошу о освящении того придела дать указ и антиминс выдать " . http://old-churches.ru/ga_014.htm Авраамиев Новозаозерский Успения Божией Матери мужской монастырь основан прп. Авраамием Галичским на северо-восточном берегу Галичского озера, на месте явления святому чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Предположительно монастырь был устроен между 1360 и 1363 годами, т. к. житие прп. Авраамия свидетельствует, что в создании обители ему помогал галичский кн. Димитрий (в житии он ошибочно именуется Феодоровичем). Это была первая из четырех обителей, основанных прп. Авраамием в Галичском княжестве. Поскольку для жителей Галича монастырь находился за озером, то получил название Заозерский Новый (Новоезерский). Во второй половине XVII века здесь была возведена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Авраамия Галичского, а в 1680-90-х годах - небольшая каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла. До начала XX века близ бывшей обители на берегу Галичского озера сохранялась деревянная часовня, поставленная на месте подвигов прп. Авраамия. Успенский и Петропавловский храмы монастыря были закрыты в 1930-х гг., в них размещались детский дом, госпиталь, дом отдыха, школа. В 1977 году Успенская церковь выгорела во время пожара. На 2000 год оба храма не восстановлены.

http://sobory.ru/article/?object=23834

Декабря (л. 79) 3. Преставление преп. Саввы Сторожевского. 5. Успение Гурия, архиеп. Казанского. 7 ч. Преставление Антония Сийского, нов. чуд. 15 Стефана, архиеп. Сурожского. 18 ч. Св. Григория, Суздальского чудотворца, д. б. ошибка: ни одного Григория Суздальского чудотворца неизвестно, равно и другого какого-либо русского Григория под сим числом в ркп. не значится. 21 ч. Успение Петра митрополита Киевского. Января (л. 86 об.) 1. Обретение мощей св. Никиты, архиеп. Новгородского. 2 ч. Преставление преп. Мартемияна в Ферапонтове монастыре, Белозерского Чудотворца. 3 ч. Св. священномуч. нового страстотерпца Исидора Юрьевского и с ним 72-х, пострадавших в Юрьеве (@ливоско нмецъ. в л т (См. Преосв. Филарета, Русские Святые, под 8 янв.). 4 ч. на поле: Филиппа, нового исповедника, митр. Московского. 8 ч. преставление пр. о. н. Павла Коломенского. 9 ч. преп. о. н. Корнилья, составившего обитель на Вологде, нов. чуд. 10 ч. Преп. Павла Комельского, (@и на обнор рц, ново чю о @). 11 ч. Память пр. Михаила Клопского (Душеп. чтен. 1861. Июнь, 180). 13 ч. Преставление иже во св. Феогноста (Филиппа) Митрополита Московского. Имя Феогноста по ошибке поставлено: кончина его, согласно с летописями, записана ниже под 11 Марта. 14 ч. Память св. Саввы, первого архиеп. Сербского, нового чуд. 16 ч. Преп. Петра, Царевича Ординского, (@и есть в ростов в л т . (Слич. Июня 29). 17 пам. Антония Римлянина. 19 ч. пр. о. н. Макария Желтоводского. Прсетавление преп. Евфимия (@иже на сыжеме@) Вологод. Чуд. 21 ч. Блаженного Максима Юродивого. Москов. чуд. 23 ч. Преп. Геннадия, создавшего обитель в Костромском уезде, (@ корниеб обители, попри@). 24 ч. Св. муч. Ивана пострадавшего во граде Казани. (@В лта з.лз. родо ниграде. сано сигкити. В сїи днь сконча, иже во с цъ на, гераси еппъ вологоскїи свои служебни задуше@). – по др. ркп. скончался 4 Марта (см. у преосв. Филарета, Рус. Свв., под 4 Марта) (@на сїи днь блговрный и хртолюбивый самодежецъ великїи кнзь іваннъ васиевичь@) (чит. – Василий Иванович), (@взлъ гра псковъ. в л т , з иі@). (Слич. Псков. 1 лтп. Полн. Собр. Летоп. IV, 282). 26 ч. Память Стефана Пермского. 28 ч. Преп. Ефрема, архимандрита Новоторжского, нового чуд. 31 ч. Успение иже во святых Никиты, еп. Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Следующее упоминание о Леонтьевской церкви находим в «Сотной с Устюжских писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же вверхъ по реке по Сухоне въ Левонтьевской слб.: во дв. Левонтьевский попъ Иванъ Ивановъ; дл. 29 саж., а поп. 6 саж… Въ той же слободе по левой стороне: место двор. церковное Левонтья чуд., дл. тово места 14 саж., а поп. 13 Более подробное описание Леонтьевской церкви дается в «Писцовых книгах» 1683 года: «За острожною же осыпью на верхнем конце посаду церковь холодная Леонтия Ростовского чуд. древяная рубленая клетцки ветха объ одномъ верху, а въ той церкви царские двери, столпцы и сень писаны на золоте, надъ царскими дверьми въ тяблехъ Божия милосердия: деисусъ и праздники и пророки и праотцы писаны на краскахъ, подле царские двери образъ Нерукотворенного Спаса поля обложены серебромъ золоченымъ басмянымъ, киоть древяная облита оловомъ золоченымъ басмянымъ, киоть древяная облита оловомъ, образъ Леонтия чуд., венецъ и цата съ метлеки 2 гривны и поля обложены серебромъ басемнымъ золоченымъ, у того жъ образа прикладу 5 крестовъ, двои очи, да 2 перстни серебряныхъ, киоть древяная съ житиемъ писана на краскахъ, межувратной образъ Б-цы Одигитрия писанъ на золоте, венецъ и поля обложены серобромъ басемное дело, киот облита оловомъ, вверху херувимы золочены листовымъ золотомъ, у того жъ образа прикладу трои серги, образъ Воскресения Господа нашего Иисуса Христа писано на золоте киот древяна писана на краскахъ, образъ Софии Прем. Божия писанъ на золоте, у техъ иконъ 5 пеленъ, въ томъ же числе 3 пелены дорогильные, да кращенинная, да полотняная, въ средине щиты золотомъ; образъ Николы чуд. писанъ на краскахъ и листовымъ золотомъ, гривна сребряная резная; въ олтаре престолъ, на немъ одеяние крашенинное, за престоломъ образъ Пресв. Богородицы, на престоле крестъ благословящей, книга евангелие печатное въ десть, евангелисты сребряные басмяное дело; жертвенникъ одеянъ кращениною, на жертвеннике сосуды служебные оловянные потиръ, дискосъ, лжица и 2 блюдца, 3 кадила медныхъ, паникадило большое, 2 маленькие съ метлеки и съ кистьми медные; книгъ: апостолъ, уставъ, 2 октая, треоды постная и цветная, псалтырь съ следованиемъ, 8 миней, минея общая, евангелие толковое, 2 пролога, те все книги печатные въ десть; прологъ, собрникъ, трефолой письмянные въ десть, псалтырь учительная, служебникъ новой печати, Николы чуд.

http://sobory.ru/article/?object=06416

В 1594 г. " в селе Красные Горы, а Сухоруково Никольское тож на Железном враге храм Николы чуд. древян вверх, а в церкви Божья милосердие образы и книги и свечи и 3 колокола и всякое церковное устроение мирское, а в селе дворов: монастырской, 2 поповых, двор дьячка, пономаря, просвирни, да в 3 кельях живут нищие, питаются от церкви Божии, да в селе ж 2 двора крестьян и бобылей " . В 1616 г. " в Судиславской приписи в в селе Сухорукове церковь Николая чуд. древян вверх, да теплая церковь Сергия Радонеж. чуд. древян клетцкий, а у церкви во дворе поп Насон Петров, поп Савин Олферьев, пономарь Олешко Олексеев, в келье проскурница Лукерья Кузмина, дьячек Якушко Васильев, да в 3 кельях живут нищие, питаются от церкви Божии " . В 1655 г. прибыла вновь [в Костромскую десятину] из вотчин Троице-Сергиева монастыря " Церковь чудотворца Николы да чудотворца Сергия в селе Сухорукове " . 16 марта 1737 г. " села Сухорукова церкви Николая чуд., поп Яков Михайлов поданным в Синод. казен. приказ прошеньем просил выдать себе четвертую потрахельную память на 3 года... означенный поп Яков в допросе сказал: в попа он посвящен преосв. Ионою архиепископом Вятским в 1692 году на место отца своего умершаго попа Михаила Козмина, в товарищи тоя церкви к попу Евфиму Федорову, и ставленная ему грамота дана и с того году, с товарищем своим попом Евфимием служил по 1723 г., а в том году служил один, понеже оный поп умре; овдовел в 1729 году, детей у него мужеского пола не имеется " . 23 марта 1737 г. " запечатан указ о строении церкви по отписке Живонач. Троицы Сергиева монастыря архимандрита Варлаама, да казначея Питирима Фомицына, а по челобитью монастырской их вотчины села Сухорукова, церковнаго старосты Евсевья Семенова со крестьяны, велено имеющую в г. Костроме разобранную церковь во имя Николая чудотв. с приделом Сергия чуд. в то село Сухоруково перевесть и построить на прежнем церковном месте вновь церковь во имя Благовещения Пр. Богородицы с приделом Николая чудотворца " .  http://www.old-churches.ru/ko_066.htm

http://sobory.ru/article/?object=54391

Касли. Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1848 и 1861. Адрес: Россия, Челябинская область, Каслинский район, г. Касли, улица Коммуны, 64 Координаты: 55.894381, 60.766564 Изменить описание Храмы комплекса: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На каслинском церковном подворье возвышаются два храма: 1) Летний храм – храм в честь Вознесения Господня; 2) Зимний храм – храм Св.чуд. Николая Мир Ликийских. Многие гости города восхищаются красотой храма в честь Вознесения Господня, а храм Св. чуд. Николая Мир Ликийских «остается в тени» и многие его просто не замечают. Храм в честь Вознесения Господня был освящён для богослужения в 1855 году. Из-за отсутствия парового отопления, в зимнее время в храме была низкая температура, поэтому вскоре прихожане решили построить другой, меньших размеров, зимний храм. 1858 году началось строительство храма в честь Святого чудотворца Николая Мир Ликийских. Храм «Св. чуд. Николая Мир Ликийских» каменный, одноэтажный заложен по грамоте Ионы Епископа Екатеринбургского, викария Пермского от 30 апреля 1858 года за на имя благочинного священника Кыштымского завода Димитрия Фиодоровского. Закладка храма состоялась 9 мая 1858 года. Храм строился три года. Благословенная грамота на освящение престола была выдана по соизволению Неофита Архиепископа Пермского, Варлаамом Епископом Екатеринбургским от 30 ноября 1861 года за на имя благочинного протоиерея Филарета Пономарева. Освящение состоялось 10 декабря 1861 года при участии, как гласит пометка на обороте грамоты, благочинного протоиерея Филарета Пономарева, протоиерея Михаила Бирюкова, священника Николая Лаврова, священника Петра Борнова, священника Алексея Серебренникова. Скоро вновь построенный храм «Св.чуд. Николая Мир Ликийских» оказался недостаточным по своим размерам. Вот что мы читаем по этому поводу в церковной летописи: «Местный Никольский храм по своим размерам далеко не соответствует количеству посещающих воскресное и праздничное богослужение, вследствие чего в эти дни бывает в храме страшная теснота и спертый воздух, в великие же праздники, например в Рождество Христово, Богоявление Господне, день Св.чуд. Николая Мир Ликийских (храмовый праздник) и другие, часть молящихся принуждена бывает в буквальном смысле стоять на улице за недостатка места в храме...».

http://sobory.ru/article/?object=35578

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010