В некоторых текстах вопрос сокращается до предела; так, составитель вопросника М-Свир. 91 решил просто перечислить ряд тем, которые необходимо затронуть духовнику; в числе прочего он указывает на необходимость спросить «об убийстве». 491 В других случаях статья, напротив, расширяется и даже выделяется отдельным подзаголовком: «О убийстве. Не убил ли еси кого имениа ради или стрелою, или каменем, или древом, или зелием не отравил ли еси кого?». 492 В тексте, появившемся в конце XVI в. и впоследствии вошедшем в состав печатного требника, вопрос формулируется ещё более развёрнуто, вводятся дополнительные характеристики пострадавшего и убийцы: «Не убил ли еси на рати человека крещена или погана, или пиян не убил ли еси человека, или на пути бороняся, или разбоем?». 493 В вопроснике XV в М-КБ 22/1099, созданном в Кирилло-Белозерском монастыре, проводится чёткое деление пострадавших на «ближних» и «неближних», причём за убийство первых назначается епитимья 5 лет поста, а вторых – 3 года. 494 Вообще наиболее часто встречающаяся в вопросниках епитимья за убийство – 5 лет поста, из них 3 года на хлебе и воде. 495 Это значительное послабление по сравнению с древнейшими правилами, например с правилами Василия Великого , имевшими хождение на Руси в составе Кормчих книг, в которых за «вольное» убийство назначалась епитимья 20 лет. Значение слова «ближний», встречающегося и в других статьях вопросников, значительно менялось в разные эпохи. Так, в тексте XIV в. Ж–Чуд. 5 читаем статью: «Или с мужним близоком ци доиде (греха. – М.К.)?». 496 Очевидно, что здесь слово имеет значение «родственник, свойственник»; 497 то же значение было использовано и составителем вопросника, дошедшего в Ефросиновских сборниках. Это подтверждается тем, что в других текстах, известных по более поздним спискам XVI –XII вв., также встречаются статьи, говорящие об убийстве близких родственников: «Или брата убил?» Статья в такой формулировке вызывает ассоциации с ветхозаветным убийством Авеля Каином; возможно, те же ассоциации возникали и у средневекового читателя. В этой статье епитимья назначалась существенно больше той, что полагалась за убийство постороннего человека. Так, в вопроснике М- Соф. 848 за убийство брата полагалась епитимья 10 лет, в течение которых нужно было ежедневно класть по 150 поклонов; по тексту М-КДА 174 за такой грех поститься следовало до смерти. 498

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В таких обстоятельствах новгородцы послали к Ярославу просить князя. Ярослав прислал им сына Андрея. Немцы причиняли им все более и более зла: у поселян по Луге отобрали всех коней и скот, и не на чем было пахать поселянам. Новгородцы рассудили, что один Александр может их выручить, и отправили к нему владыку Спиридона. Дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси, – Александр не противился. Немедленно отправился он с новгородцами очищать новгородскую землю от врагов, разогнал их отряды, взял Копорье, милостиво обращаясь с пленниками, перевешал, однако, изменивших Новгороду вожан и чуд. Затем он достиг Пскова, освободил его от немцев, отправил в оковах в Новгород двух немецких наместников Пскова. Оставаясь во Пскове, Александр ждал против себя новой неприятельской силы и вскоре услышал, что она идет на него. В первых числах апреля 1242 года Александр двинулся навстречу врагам, и у скалы, называемой Вороний камень на Узмени, произошла другая битва, не менее знаменитая Невской, известная в истории под названием: «Ледовое побоище». Враги встретились в суббогу 5 апреля при солнечном восходе. Увидя приближающихся врагов, Александр поднял руки вверх и громко сказал: «Рассуди, Боже, спор мой с этим высокомерным народом!» Битва была упорная и жестокая. С треском ломались копья. Лед побагровел от крови и трескался местами. Многие потонули. Потерявшие строй немцы бежали: русские с торжеством гнались за ними семь верст до Суболичского берега. С торжеством возвращался Александр в освобожденный Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей, за ним гнали толпу простых пленных. Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными кликами. Эти две победы имеют важное значение в русской истории. Правда, проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после того, в особенности для Пскова, который не раз вступал с орденом в кровавые столкновения, но уже мысль о покорении северных русских земель, о порабощении их наравне с Ливонией, которое подвергло бы их участи прибалтийских славян, – навсегда оставила немцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вот и мне хорошо живется, за Ваши св[ятые] м[олитвы]. Сегодня навещала м[атушку] Рафаилу – она тоже оплошала – сердце (уже был один инфаркт в прошлом году). Жалеем все В[ладыку] А[фанасия]. Воздух ничем не заменишь. Молитвенно желаем улучшить условия в этом отношении. Сегодня я отправила стихот[ворение] о преп[одобном] о. Серафиме В[ладыке] А[фанасию], другое еще больше, но и его постараюсь с Божией помощью. Радует меня служба здесь, говорят, и в Коврове хорошо, и повысился интерес к памяти препод[обного] Макария Калязинского чуд[отвор]ца, там престольный праздник 17 марта и 26 мая. У крестной умер муж Никита 80 л[ет] 20 февраля ст/ст. Завтра 20-й день. Причащался во Владимире во Введение, я очень этому рада. Больше не знаю, да и некогда. 12 часов ночи, голова болит. Простите гр[ешную] Надежду. Д. 29. Л. 79–79 об. Подлинник. Автограф 8. 16 апреля 1960 г. 3/16 [апреля] 1960 г. Великая Суббота. Х[ристос] В[оскресе]! Сердечно поздравляю, дорогие, простите, простите, все болею, – благодарю Шурочку за письмо. Помоги вам Господи со всеми скорбями. Вчера узнала о кончине дорогой моей наставницы Александры Ивановны †28 марта, завтра ей 9-й день. По отзыву одного пастыря она была – совершенная девушка, глубоко ей благодарна. Прошу благословения у дорогого нашего Вл[адыки]. Ост[аюсь] гр[ешная] недост[ойная] Н[адежда] [Бедина]. Д. 60. Л. 53. Подлинник. Автограф. Почтовая карточка. Приложение 1. Письмо Н. А. Бединой к А. И. Бобковой. 7 сентября 1954 г. 25 августа/7 сентября 1954 г. Вторник. Дорогая, незабвенная моя Шурочка! Только сейчас получила я ответ от тебя, и как грустно, что мои предположения сбылись (троп[арь] и конд[ак] пропали). Теперь ты, надеюсь, поймешь, почему и я молчала и не решалась просить у тебя адреса В[ладыки] А[фанасия] раньше. Теперь удобее любити молчание и воздержание в утешениях, которых, по справедливости сказать, я-то и недостойна. С тобой я рада поделиться – 24 июля в день св[ятых] страстотерпцев Бориса и Глеба – покровителей этого города – я получила первое и, думаю, последнее письмо Е. Н. 111 , так мне подсказывает сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Хотя в подобных статьях главное то, что некрещёный младенец не является христианином и потому смерть навсегда отлучает его от Бога, в них встречаются также интересные детали и уточнения. Так, в некоторых текстах говорится, что мать не просто уморила, но «удавила» дитя; 528 выше мы уже видели, что удушение вообще считалось женским способом убийства. В другом тексте предлагаются вопросы о преднамеренном убийстве ребёнка в зависимости от семейного положения матери: у неё спрашивают, была ли она замужем или в девицах, когда это произошло. 529 Епитимья за убийство некрещёного ребёнка назначается лишь в одном тексте, причём сразу обращает на себя внимание её небольшой размер – 40 дней поста. 530 Маленькая епитимья объясняется, возможно, тем, что женщина, убивая ребёнка, погубила не христианина, а язычника. 2.2. Удушение и утопление детей «Или удавила детя?», «Или утопила детя?» – статьи, характеризующие наиболее распространенные способы убийства детей. Глагол «удавила» в некоторых списках заменяется словом «удушила», «детя» часто заменяется словом «отроча». 531 Духовник мог специально заострить внимание на том, произошло ли несчастье намеренно или случайно; так, в одном из текстов уточняется: «Или по греху, или в пьянстве с мужем своим или с чюжим?» 532 Епитимья обычно исчислялась двумя годами поста, 533 реже – тремя годами. 534 Резко выделяется текст Ж- Соф. 848 , в котором предлагается намного большая епитимья – 5 лет, 535 а по одному из списков даже 10 лет поста. 536 Однако какая бы епитимья реально ни практиковалась средневековыми духовниками, убийство ребёнка неизменно считалось тяжким грехом, требующим долгого и тяжёлого покаяния. Отдельно следует остановиться на статьях об утоплении детей. В большинстве текстов такие вопросы восходят к статье, известной по вопроснику XIV в. Ж-Чуд. 5: «Ци утопила будешь детя ли вдовою ли девою будучи, и колико погубили суть и в зачатьи, – в том свершене рожестве, и единого месяца убивают, и на вся месяца убивают, а зелье ино пити дают и самы пьют, имже зельем не бывает детии отинудь, еже зло велми». 537 Более поздние редакторы обычно сокращали статьи, выбрасывая рассуждения о зачатии, рождении и возрасте ребёнка, но оставаляя указание на то, что утопить дитя женщина могла, будучи незамужней («девой») или вдовой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Эти посещения значительно ободрили дух Коли. Насколько мог, Коля отмечал всегда у себя церковные праздники и посты. Для этого он просил меня прислать ему специальный «календарик». Так, он пишет в одном письме: «Во вторник, когда нас сменили, все пошли в кино; с полдороги я повернул назад: «4-я неделя» (т.е. крестопоклонная Великого поста). В другом, более раннем письме, om II января, он писал: «Здравствуйте, мои дорогие. Вчера посмотрел в календарик, присланный папой, – скоро наши семейные именины 15 января (память преподобного Серафима Саровского , который особо почитается нашей семьей. – Н.П.). Сердечно всех поздравляю. Передайте мой привет Н.Д. и Е.М. У нас ежедневно 6 часов тактики в поле. Мерзнем, особенно руки и ноги. Но мы здорово закалились, так что это теперь совсем не страшно. Часто бывают ночные занятия: на этой неделе 3 раза по 4 часа. Будьте здоровы. Коля». Следует заметить, что не всегда Коля имел силу перебороть окружающую его атмосферу, притуплявшую его ум и заглушавшую его природную бодрость и жизнерадостность. Время от времени в его военных письмах проскальзывали грустные нотки. Так, в письме ко мне от 20 марта он пишет: «Папочка, таких писем, как раньше, я писать больше, должно быть, не буду… Впереди фронтовая жизнь. Наши ребята пишут с фронта, что среди них есть уже потери. Написал письмо Сереже и напишу еще маме, очень она меня тронула тем, что так переживает отсутствие писем… У нас с вечера выключают свет. Нет времени подготовиться к зачетам… До свиданья, дорогой Папочка. Твой Коля». Как-то в письме был затронут вопрос о возможности оставления Коли при училище. К нашему удивлению, Коля не стремился к этому. Он пишет (в письме от 19-го марта): «Остаться преподавателем при училище очень плохо. Заняты они круглые сутки, живут на казарменном положении. И потом, я не хочу «гонять» курсантов так, как «гоняли» нас, а это так уж полагается. Лучше предоставить все Судьбе». Одно время у Коли появилась надежда съездить в Москву в командировку и он пишет: «Если бы вы походатайствовали бы за меня у Кого следует (т.е. помолились бы), может быть, мне и удалось бы повидаться с вами». В другом письме он пишет мне: «У меня есть возможность съездить в Москву. Только поубедительнее попросите Ник. Чуд. и его друзей.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-dlya-vech...

Туманы холмы осребряешь И плодоносными творишь. Из недр земных траву скотам Произращаешь в насыщенье; На разное употребленье Различный злак изводишь нам. На хлеб, – чтоб укреплять сердца, И на вино, – чтоб ободряться; И на елей, – чтоб услаждаться И умащать красу лица. Твоя рука повсюду льет Древам питательные соки; Ливанских кедров сад высокий Тобою насажден цветет. Ты мелких птичек умудрил Свои вить сокровенно гнезды; Эродий же свое под звезды Чтобы на соснах возносил. По высотам крутых холмов Ты прядать научил еленей; А зайцам средь кустов и теней Ты дал защиту и покров. И бледная луна Тобой Своею чередой сияет, И лучезарно солнце знает Во благовремя запад свой. Как день Ты удалишь, и нощь Покров свой расстилает черный, Лесные звери и дубровны, И скимн выходит яр и тощ. Выходят, рыщут и рычат, И от Тебя все пищи просят; Что Ты даруешь им, – уносят, И свой тем утоляют глад. Но лишь прострет свой солнце взгляд, Они сбираются стадами, И идут врозь между лесами, И в мрачных логовищах спят. Поутру человек встает, Идет на труд, на земледелье, И солнечное захожденье Ему спокойствие дает. Но коль дела Твои, Творец! Безчисленны и неизмерны, Премудрости Твоей суть бездны, Полна земля Твоих чудес! Сии моря, сей водный сонм, Обширны хляби и бездонны, Больших и малых тварей полны И чуд, безчисленных числом. Там кит, – там чолн стремят свой бег И надсмехаются над бездной; И все сие, о Царь вселенной! Себе Ты создал для утех. К Тебе всех смертных очи зрят, И на Тебя все уповают; К Тебе все руки простирают И милостей Твоих хотят. Даруешь им, – и соберут; Разверзнешь длань, – и рассыпаешь Щедроту всем; Ты всех питаешь, И все они Тобой живут. Но если отвратишь Свой зрак, – Их всюду ужасы смущают; Отымешь душу, – исчезают И превращаются во прах. А если дух пошлешь Ты Свой, – Мгновенно вновь все сотворится; Лице земное обновится, Из тьмы восстанет свет другой. И будет слава средь небес Твоя, Создатель! продолжаться; Ты вечно будешь утешаться Творением Твоих чудес! О Ты! трясет Чей землю взгляд,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Видевше же народи, говорит евангелист, чуд и шася и прославиша Бога, давшаго власть таковую человеком (ст. 6). Плоть препятствовала им вознестись гор е . Между тем Спаситель не укоряет их, но продолжает делами Своими возбуждать их от усыпления, и возносить ум их на высоту. И то уже не маловажно было, что они поставляли Его выше всех людей, и почитали пришедшим от Бога. Если бы эта мысль как следует утвердилась в их уме, то мало-помалу наконец они узнали бы и то, что Христос есть Сын Божий. Но они не познали этого ясно, почему не могли и придти к Нему. Впоследствии они опять говорили: сей человек несть от Бога (Иоан. XI, 16), како сей от Бога есть? и часто обращались к этой мысли, чтобы найти в ней защиту для своих страстей. Так многие поступают и ныне. Выдавая себя за строгих ревнителей славы Божией, они удовлетворяют собственным страстям, тогда как надлежало бы во всем поступать с кротостью. В самом деле, Бог всяческих, Который мог бы поразить молниею хулящих Его, повелевает восходить солнцу, ниспосылает дождь и все блага подает с щедростью. Подражая Ему, и мы должны просить, увещевать и внушать с кротостью, без гнева и ярости. Богохульство не унижает величия Божия, и потому не должно побуждать тебя к ярости. Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе. Итак, тебе должно воздыхать и плакать, потому что эта болезнь достойна слез, и человека, зараженного ею, не иначе можно исцелить, как кротостью. Кротость сильнее всякого насилия. Посмотри, с какою кротостью сам Бог, как в ветхом, так и в новом завете, взывает к оскорбившим Его. Там Он говорит: людие Мои, что сотворих вам (Мих. VI, 3)? А здесь: Савле, Савле, что Мя гониши (Деян. IX, 4)? Равно и Павел повелевает наставлять противников с кротостью. И сам Христос, когда приступали к Нему ученики, прося у Него позволения низвести огнь с неба, сделал им сильный упрек говоря: не веста, коего духа ест а вы (Лук. IX, 55)! Подобным образом и в настоящем случае Он не сказал книжникам: о, нечестивцы и обманщики, о, ненавистники и враги человеческого спасения! Но сказал только: вскую вы мыслите лукавая в сердцах ваших (Матф.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

343. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чуд. мон. февраля 12-го; напечатана в Твор. Св. Отц. в 1858 г. и в собр. 1861 г.) 1858 год «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Ebp. XIII. 7 ). Вот заповедь апостольская. И вот, кажется, исполнение сей заповеди на самом деле. Мы «поминаем наставника» нашего, «иже глагола нам слово Божие», Святителя Алексия; и поминаем торжественно. «Взираем на скончание жительства» его: ибо празднуем ныне день «скончания жительства» его земного. За сим еще остается последняя часть апостольской заповеди, столь существенная, что без оной и воспоминание святых наставников и взирание на скончание жительства их было бы, как сеяние без жатвы, как семя без плода. Это – увещание: «подражайте вере их». Исполняем ли мы сие увещание? Подражаем ли вере Святителя Алексия? Подражаем ли вообще вере святых? – Не думаю, чтобы совсем не было между нами подражателей святым: ибо это было бы для всех нас отчаянное состояние. Не сомневаюсь, что есть между нами, ведомые Богу, истинные и верные подражатели святым; и из сей уверенности почерпаю надежду и утешение: потому что, ради немногих праведников, целый град, по грехам своим близкий к погибели, милосердый Господь сохраняет, как обещал Аврааму. Но если посмотреть на образ нашей жизни более обыкновенный, более общий: то едва ли кто решится утверждать, что нынешний мир христианский исполнен подражателями святым. Многие думают, что в нынешние времена уже неудобно подвизаться, как подвизались древле святые, следственно, и подражать им; что быть святыми – жребий не многих; что для нас довольно быть просто христианами. Из таких мыслей «немудрыя девы» ( Мф. 25:1–2 ) нового времени делают себе покойное возглавие; и на нем бездейственно дремлют; и легко могут продремать до тех пор, как Ангел смерти и суда внезапным воплем: «се жених грядет» ( Мф. 25:6 ), заставит их открыть отягченные сном глаза, чтобы увидеть свои светильники безъелейными, угасшими, и отверзтую для других дверь небесного чертога затворенною для себя на веки. Сия дремота лености, а не изнеможения от предшествовавшего подвига, осужденная давно притчею, менее ли предосудительна и опасна ныне потому, что дремлющих уже не пять, как было в притче, а тысячи?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Ног бы имел, – столь ужасно, как будто обтесанный, гладок 80 Камень скалы; и на самой ее середине пещера, Темным жерлом обращенная к мраку Эреба на запад; Мимо ее ты пройдешь с кораблем, Одиссей многославный; Даже и сильный стрелок не достигнет направленной с моря Быстролетящей стрелою до входа высокой пещеры; 85 Страшная Скилла живет искони там. Без умолку лая, Визгом пронзительным, визгу щенка молодого подобным, Всю оглашает окрестность чудовище. К ней приближаться Страшно не людям одним, но и самым бессмертным. Двенадцать Движется спереди лап у нее; на плечах же косматых 90 Шесть подымается длинных, изгибистых шей; и на каждой Шее торчит голова, а на челюстях в три ряда зубы, Частые, острые, полные черною смертью, сверкают; Вдвинувшись задом в пещеру и выдвинув грудь из пещеры, Всеми глядит головами из лога ужасная Скилла. 95 Лапами шаря кругом по скале, обливаемой морем, Ловит дельфинов она, тюленей и могучих подводных Чуд, без числа населяющих хладную зыбь Амфитриты. Мимо ее ни один мореходец не мог невредимо С легким пройти кораблем: все зубастые пасти разинув, 100 Разом она по шести человек с корабля похищает. Близко увидишь другую скалу, Одиссей многославный: Ниже она; отстоит же от первой на выстрел из лука. Дико растет на скале той смоковница с сенью широкой. Страшно все море под тою скалою тревожит Харибда, 105 Три раза в день поглощая и три раза в день извергая Черную влагу. Не смей приближаться, когда поглощает: Сам Посейдон от погибели верной тогда не избавит. К Скиллиной ближе держася скале, проведи без оглядки Мимо корабль быстроходный: отраднее шесть потерять вам 110 Спутников, нежели вдруг и корабль потопить, и погибнуть Всем”. Тут умолкла богиня; а я, отвечая, сказал ей: “Будь откровенна, богиня, чтоб мог я всю истину ведать: Если избегнуть удастся Харибды, могу ли отбиться Силой, когда на сопутников бросится жадная Скилла?” 115 Так я спросил, и, ответствуя, так мне сказала богиня: “О необузданный, снова о подвигах бранных замыслил; Снова о бое мечтаешь; ты рад и с богами сразиться.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Ра€дуйся, боговенча€нных глав неусы€пный охрани€телю; ра€дуйся, противля€ющихся вла€сти, я€ко Бо€жию повеле€нию проти€вящихся, ско€рый низложи€телю. Ра€дуйся, усмири€телю наро€дных треволне€ний; ра€дуйся, незри€мый упраздни€телю злочести€вых обы€чаев. Ра€дуйся, я€ко ты просвеща€еши сумня€щихся в час лю€тых недоуме€ний; ра€дуйся, я€ко ты исхища€еши искуша€емых от пагубоно€сных наважде€ний. Ра€дуйся, Михаи€ле, вели€кий Архистрати€же, со все€ми Небе€сными си€лами. Кондак 7 Хотя€й Влады€ка вся€ческих показа€ти, я€ко жре€бии сыно€в челове€ческих не самослуча€йнии суть, но в десни€це Его€ вы€ну содержа€тся, даде€ тя ца€рствам земны€м засту€пника и храни€теля, да племена€ и наро€ды к ве€чному Ца€рствию Бо€жию уготовля€еши; сего€ ра€ди вси, ве€дущии о вели€цем служе€нии твое€м спасе€нию челове€ческому, благода€рне зову€т Бо€гу: Аллилу€иа. Икос 7 Но€вая чудеса€ показа€ нам, Архистрати€же, тобо€ю на земли€ всех чуд е€с Творе€ц и Влады€ка, егда€ храм, во и€мя твое€ созда€нный, от потопле€ния вода€ми речны€ми ди€вно спасл еси€, струя€м пото€ка в не€дра земна€я устреми€тися повеле€вый, е€же ви€дя блаже€нный Архи€пп с духо€вными ча€ды свои€ми, благода€рне к тебе€ возопи€: Ра€дуйся, святы€х хра€мов Бо€жиих несокруши€мая огра€до; ра€дуйся, враго€м ве€ры Христо€вы необори€мая прегра€до. Ра€дуйся, его€же веле€нию стихи€и покаря€ются; ра€дуйся, и€мже вси зло€бнии за€мыслы сокруша€ются. Ра€дуйся, ве€рным ра€дость от Престо€ла Вседержи€теля износя€щий; ра€дуйся, неве€рных на стезю€ пра€вды и и€стины приводя€щий. Ра€дуйся, Михаи€ле, вели€кий Архистрати€же, со все€ми Небе€сными си€лами. Кондак 8 Стра€нное чу€до си€лы твоея€, Архистрати€же Бо€жий, уве€де на себе€ Авваку€м, егда€ по ма€нию Бо€жию восхи€тив, прине€сл еси€ его€ скороте€чне от Иуде€и в Вавило€н, да€ти пи€щу Дании€лу, в ро€ве со львы заключе€ну: те€мже уди€влься превели€кому де€йствию си€лы твоея€, возопи€ с ве€рою: Аллилу€иа. Икос 8 Весь еси€ в вы€шних, Михаи€ле, Престо€лу Царя€ Сла€вы предстоя€й, не дале€к еси€ и от ни€жних, ра€туя вы€ну со врага€ми спасе€ния челове€ческаго: те€мже вси вожделе€ннаго Оте€чества Небе€снаго дости€гнути хотя€щии согла€сно тебе€ зову€т:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010