Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 22 сентября 1885 г. Письмо 1172. Критика Остроумова на исповедь Льва из антихристова стада. О своих текущих делах. Афон в своей хате Милость Божия буди с вами! Возлюбленнейший Н-лай В-вич! Остроумова статьи читал. Ничего превосходного невидно пока, хоть дело говорится. Да тут и разойтись-то не над чем Остроумову. Просматривает он исповедь Льва рыкающего. В этой исповеди почти ничего нет цепляющего истину православную. Только в конце будет не много, где он будет говорить, чего ради бросил православие. Исповедь Львова была уже напечатана в разборе послед. романа Львова (Каренина, кажется) Громеки. Здесь прибавлен только кончик. Общий вывод может быть делен: был безбожник, и остался им. Лев из антихристова стада. Благослови Господи вашу книжку. Желаю ей быстрого распространения и особенно – чтобы она прочитана была и принята во внимание. Евангельской истории давно следовало бы выйти. Не знаю, что там мешкает Алеша. Я уже с месяц перечитал все, и опечатки заметил – 6 и кое-что поправил и дополнил. Жду на днях присыла мне. И тогда тотчас пришлю вам и разошлю. Еще главок пяток перевесть и «Невидимая брань» – кончится. Что дальше будет делать Выша, она и сама не знает. Есть еще одна вещь достойная печати. Может быть за нее возьмусь. А то не дивно, что стану драться со Львом. Я имею Львовых: «Исповедь», «Евангелие». «В чем моя вера» письмо к кому-то в Спб. Только в статье «В чем моя вера» – есть нечто опасное, не по солидности рассуждения, а по крику – против Церкви, часто повторяемому, что она исказила учение Христово. Может быть Остроумов до всего доберется, по порядку. Собираетесь, или иногда приходит мысль – махнуть на Афон. Сделайте себе Афон из своей хаты. Кто ваш указ. Сами себе хозяин, можете и на голове ходить, и головою стукать в пол, кладя поклоны. От мира можно спрятаться, а от себя и от врага куда спрячешься? Только в лоно Божие. А оно всюду доступно. Благослови вас, Господи! Спасайтесь! Ваш богомолец Еп. Феофан. 8 декабря 1885 г. Письмо 1173. При посылке Еванг. Истории. Конец перевода Невидимой брани. Еще об Остроумове

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Великолепное исследование!! Вы пишете, что получаются возражения на проект судный. А где-то в газетах напечатано, что напротив получаются отзывы, согласные с ним. Мне при этом пришло на мысль – что прокурор это морочит общественное мнение. А потом выберет согласные отзывы, которые конечно найдутся, и подвинет для решения. – Ведь главное впрочем нужно. Как хотят пусть строят суды, – но необходимо, чтоб архиерей был глава суда, и особенно в той части, которая касается чисто духовных и церковных дел. – Последний предел, – чтоб архиерей имел власть назначать на места и отстранять от них по своему убеждению, и чтобы тут ничей суд не вмешивался; чтоб имел также власть приказывать делать все, что он считает нужным для созидания паствы. – А то выйдет как у пруссаков. Архиерей там принимает, а не определяет пастырей. Благодарствую за сообщенное сведение о моей красавице. – Но вы при встрече не забудьте напоминать, что же отослали документы?? А то они сказать-то, что пошлют, сказали, – а послать отложат. Что вы думали прислать из тетрадок, – пришлите. – Первую часть – кончаю, ныне завел переписки только. Потом начну понемногу устав, с Пахомиева, до Василия великого и Кассиана. Между тем надо готовить и толкование. Всех вам благ от Господа желаю. – Молите Бога о мне. Ваш богомолец Еп. Феофан. 21 ноября 1873 г. Письмо 1077. Новая похвала книге и совет автору. О своих письменных работах и забота о материалах для Добротолюбия Милость Божия буди с вами! Дочитал книжицу. Чудо, как хорошо. За нее надо автору дать доктора, – с надписью первый из докторов, или, как выражался покойный киевский владыка об Иннокентие, когда сей был в Киеве – доктор докторов. Когда бы вняли пишемому? – заставьте кого-либо рецензии написать, – и в сей рецензии суть всю выставить. Этим общество познакомится с духом. В светском журнале надо, или газете. Может быть, Гражданин возьмет! Сборник скоро закончу. Пока будут печатать сию первую часть – вторую подготовлю, собственно Уставы. Сборник мой, если охота, загадан на многие томы, чтоб составилась монашеская библиотека. Купи – и довольно. Все тут будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

352 De Trin. XV, 1,1, с. 1057: quae [natura non creata, sed creatrix] utrum sit Trinitas, non solum credentibus divinae scripturae auctoritati; verum etiam intelligentibus, aliqua, si possumus, ratione jam demonstrare debemus. VI, 9, c. 1063: Hane ergo sapi-entiam quod [quae?] est Deus, quomodo intelligimus esse Trinitatem? Non dixi, Quomodo credimus? nam hoc inter fideles non debet habere quaestionem: sed si ali-quo modo per intelligentiam possumus videre quod credimus, quis iste erit modus? Cp. Reuter, 191. 353 Cf. De Trin. Ill, 1, c.869: quae nobis pauca interpretata sunt. Ex his igitur quae ab aliis de hac re scripta jam legimus, plurimum adminiculati et adjuti etc. Cp. Reuter, 181 ff. 192; по Рейтеру нельзя доказать, чтобы из латинских сочинений он пользовался сочинениями Амвросия De fide и De Spiritu Sancto. 354 XI, V, 8, с. 991: Non sane omne quod in creaturis aliquo modo simile est Deo, etiam ejus imago dicenda est: sed ilia sola qua superior ipse solus est. Ea quippe de illo exprimitur, inter quam et ipsum nulla inteijecta natura est. Душа есть impar imago Dei, sed tamen imago, не similitudo. 355 XIV, IV, 6, с. 1040: еа est invenienda in anima hominis, id est rational), sivi intellectuals imago Creatoris, quae immortaliter immortalitati ejus est insita; cf. IX, IV, 5, c.963: haec in anima existere, et tanquam involuta evolvi, ut sentiantur et dinumerentur substantialiter vel, ut ita dicam, essentialiter etc. 356 XIV, VIIIX, 11–13, c. 1044–1047: foris posita, cognoscibilia – cognitionem gignunt, non cognitione gignuntur; adventitia,» quae oriuntur in animo ubi non fuerunt, sicut fides et cetera hujus modi. 357 XIV, IV, 7, c. 1040: nihil tam novit mens, quam id quod sibi praesto est: nec menti magis quidquam praesto est, quam ipsa sibi. X, III, 5, c.976: non potest omnino nescire se, quae dum se nescientem seit, se utique seit etc. X, V, 7, c.977: aliud non se nosse, aliud non se cogitare. XIV, VI, 8, c. 1042: cum vero non se cogitat, non sit quidem in conspectu suo (c. 1041: quomodo autem invenire non possum), nec de ilia suus formetur obtutus, sed tarnen noverit se tanquam ipsa sit sibi memoria sui, etc. X, X, 16, c.981: qui omnes (c.978: qui sanguinem, cerebrum, cor, atomos, аегет, ignem, temperationem corporis, compagen primordiorum, etc. animammentem esse putaverunt) non advertunt, mentem nosse se etiam cum quaerit se. cum se mens novit, substantiam suam novit.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Чудеса не угрожают целостности научного метода. Наука может оставаться наукой до тех пор, пока учёные считают, что мир упорядочен и регулярен и функционирует в соответствии с принципом причинности. Коль скоро возникновение мира могло быть следствием сверхъестественной причины без нарушения тех законов, по которым он функционирует, такой Бог мог стать также причиной других явлений, не опровергающих регулярное функционирование природы. Поскольку эмпирическая наука занимается тем, как мироздание функционирует, а не тем, как оно возникло, возникновение некоего явления вследствие сверхъестественной причины никоим образом не нарушает законы природы. Как отметил физик Джордж Стокс, новое явление может быть введено в мир природы без отмены обычного функционирования этого мира (Stokes, 1063). Библиография : G. L. Archer, Jr., Encyclopedia of Bible Difficulties. W. F. Arndt, Bible Difficulties. → Does the Bible Contradict Itself? 1. Barbour, Issues In Science and Religion. C. Becker, «Detachment and the Writing of History»//P. L. Snyder, ed., Detachment and the Writing of History. F. H. Bradley, The Presuppositions of Critical History. M. Burrows. What Mean These Stones? M. L. Diamond. «Miracles», Religious Studies 9 (September 1978). D. K. Erlandson, «A New Look», Religious Studies (December 1977). A. Flew, «Miracles»//Тне Encyclopedia of Philosophy, ed. P. Edwards. N. L. Geisler, Answering Islam. → Christian Apologetics. → Miracles and the Modern Mind. → When Critics Ash. D. Geivett and G. Habermas, In Defense of Miracles. N. Glueck, Rivers In the Desert: A History of the Negev. S. Greenleaf, The Testimony of the Evangelists. J. W. Haley, An Examination of the Alleged Discrepancies of the Bible. S. Hawking, A Brief History of Time. D. Hume, An Abstract of a Treatise on Human Nature. → An Enquiry Concerning Human Understanding. → Treatise on Human Nature. S. Jaki, Miracles and Physics. R. Jastrow, God and the Astronomers. C. S. Lewis, Miracles. P. Nowell-Smith, «Miracles»//A. Flew, et al., eds., New Essays in Philosophical Theology.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Впрочем, Сет и его клевреты, уничтожаются не вдруг, – они обращаются в крокодилов и гиппопотамов и открывают свою пасть из каналов, по которым плывет барка с богами, чтобы поглотить последних. Но усилия их напрасны, Гор захватывает их в плен. Сет в ярости поднимает ужасающий рев. Открывается, наконец, единичная борьба между Сетом и Гором, кончающаяся поражением первого, – голова Сета выносится победителем перед сонм богов. Гору они дают прозвание «защитителя». Так, по словам саги, боги проехали всю страну Египта, до самого моря, очищая ее от врагов 1061 . Но свойства и значение богов этой фамилии, особенно же Озириса и Изиды, с подробностью изображаются в особом мифе о жизни и смерти Озириса. Этот миф есть единственный в египетской религии, по крайней мере, единственно развитый в подробностях. Со всей полнотой он передан только у Плутарха и существует, таким образом, только в греческом переводе 1062 . Бог «благодетель» является здесь прежде всего цивилизатором страны. Он вывел египтян из состояния дикости, научил искусствам, дал законы и установил богопочтение. Затем он отправился в путешествие по свету, – в видах обогащения себя и страны знанием, – дома, в его отсутствие, управляла государством его жена Изида 1063 . Между тем, завистливый брат его Сет – Тифон составил, в отсутствие его, заговор, вместе с 72 сообщниками и с царицей Эфиопии (Азо или Асо), с целью убить его. Измерив тело Озириса и устроив, сообразно с его величиною, ящик, он приглашает возвратившагося из путешествия Озириса к себе на пир. Гости дивятся изяществу отделки ящика, а Тифон клянется отдать его тому, кто войдет в него, – чье тело придется по мерке ящика. Все пробовали лечь в ящик, но никто не входил в него, пока, наконец, сам Озирис не сделал этой попытки. Как скоро он вошел в ящик, Тифон, захлопнув крышку, запер его и бросил в Нил, откуда через устье Танаитское он уплыл в море. Это случилось, прибавляет сага, на 28 году царствования (по другим – жизни) Озириса, в 17-й день месяца Атир, когда солнце проходит через знак скорпиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Но иногда в рукописях процесс помазания излагался таким образом, что давал право считать его совершавшимся уже после прочтения молитвы «Отче Святый». Например, в рукописи Публичной библиотеки из собраний Погодина 305 о процессе помазания больного елеем читаем: «Таже священник глаголет: Услыши мя, Господи. Услыши мя, Владыко. Услыши мя, Святый. Диакон: Господу помолимся. Священник глаголет молитву сию: Отче Святый... И приемлет священник святое масло, и мажет болящего крестообразно на челе, и на грудех, и на плечию, потом по лицу, и по рукама, и тако сожигает светилнице, им же мажет болящего 520 . Сама молитва «Отче Святый» в рукописях Софийской библиотеки 1063 и 1065, собраний Погодина 305, библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 86 521 осложняется именами русских святых: Петра и Алексия, митрополитов Московских, Леонтия, Игнатия, Исаии, Ростовских чудотворцев 522 , Варлаама Хутынского, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Димитрия Вологодского 523 . Это же самое присоединение имен русских святых замечается и по отношению к отпустной молитве «Владыко многомилостиве» в заключительной части, к изложению особенностей которой в рукописях данной редакции мы сейчас и перейдем. Именно, в рукописях Софийской библиотеки 1063 и 1065 в молитве «Владыко многомилостиве» воспроизводятся имена русских святых, свойственные у них и молитве «Отче Святый» 524 . Но в рукописи Публичной библиотеки из собраний Погодина 308 525 в молитве «Отче Святый», имевшей обычный круг святых, по отношению к отпустной молитве «Владыко многомилостиве» принимается довольно большое количество имен русских святых: Петра, Алексия, Ионы, митрополитов Московских, Леонтия, Ростовского чудотворца, Никиты, Иоанна, Евфимия и Ионы, архиепископов, Новгородских чудотворцев, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Димитрия Вологодского, Зосимы и Савватия, Александра Свирского . Отпуст же «Христос, истинный Бог наш» произносился в этих рукописях только с именами греческих святых, причем в рукописи собраний Погодина 308 количество их несколько увеличенное 526 по сравнению с рукописями Софийской библиотеки 1063 и 1065, принявшими состав имен святых, обычный для молитвы «Отче Святый».

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

7. Особо выделяются памятники Венеции и близлежащих островов Торчелло и Мурано, отражающие ориентацию венецианцев на Византию в тяге к богатой вост. пластике и полихромии. Собор Сан-Марко в Венеции (1063-1094) представляет собой редчайший памятник эпохи, ориентированный на несохранившуюся юстиниановскую ц. Апостолов в К-поле (сер. VI в.) - и на визант. стиль в той мере, в какой воспринимали и интерпретировали его итал. мастера зарождавшейся романики. Этот 5-купольный крестообразный в плане собор содержит ритм и пластику основных форм, не свойственную европ. романике. Интерьер характеризуют предельно обобщенные формы опор, широкие гладкие арки, сферические паруса и купола с кольцевым расположением часто вставленных окон. Мн. детали повторяют визант. образцы, но некоторые (горизонтальные фризы из арок в интерьере, внешнее оформление апсиды, перспективные порталы) выдают почерк романских мастеров. План собора Сан-Марко в Венеции. 1063–1094 гг. План собора Сан-Марко в Венеции. 1063–1094 гг. Синкретизм форм не препятствует восприятию целостности образа. Мозаики на сводах и куполах, инкрустированные каменные полы, богатейшее резное и полихромное убранство фасадов дополняют картину. Архитектура ц. Санта-Фоска на о-ве Торчелло близ Венеции (нач. XII в.; здесь и далее в абзаце даты по: Veneto romanico. 2008. P. 89) напоминает одновременные визант. купольные композиции т. н. крестово-октагональных храмов. Короткие аркады на мраморных колоннах отделяют центральное ядро интерьера от угловых зон. Двумя ярусами ниш оформлена с внешней стороны апсида храма. В нижней зоне ниши обрамлены мраморными арками на колоннах, а верхние, выложенные из кирпича ниши завершает широкий фриз из треугольников и рядов поребрика. Близкое оформление апсид отмечается на соборе Сан-Марко и на ц. Санти-Мария-э-Донато на о-ве Мурано близ Венеции (ок. 1125 - 1141), где над нижним ярусом ниш вслед за двойным фризом из треугольников сооружена галерея, ограниченная снаружи аркадой на сдвоенных мраморных колоннах. Трехнефная базилика Санта-Мария-Ассунта на Торчелло (1-я четв. XI в.) отличается от раннехрист. базилик только повышенными пропорциями в интерьере. Однако фасады, включая апсиды, украшены пластичной чередой плоских ниш. В целом это здание обнаруживает близость к романским памятникам Венето.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Святыня Терновый венец Спасителя Терновый Венец Спасителя, тот самый, который воины перед казнью возложили на главу Иисуса Христа - эта величайшая святыня всего христианского мира и главная святыня Франции, - хранится в ризнице собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Прежде чем оказаться в соборе Парижской Богоматери, реликвия прошла долгий, полный опасностей путь. Церковной истории хорошо известно событие, именуемое Обретением Креста Господня. Равноапостольная царица Елена после долгих поисков обнаружила Крест, на котором был распят Спаситель. Вместе с ним царицей были найдены и другие реликвии, связанные с жизнью Искупителя, Его Смертью и Воскресением. Среди них был и Терновый Венец. По преданию, до 1063 года он хранился на горе Сион в Иерусалиме, а при императоре Константине X Дуке, в 1063 году, был перевезен в Константинополь. Здесь Венец почивал в ризнице Императорского дворца. В 1204 году произошло одно из самых драматических событий в жизни Византии: крестоносцами был взят и разграблен Константинополь. Высокая цель, которая ставилась рыцарями - освобождение Святой Земли от иноверцев, - обернулась страшным разорением христианского государства. Почти на шестьдесят лет в Византии была установлена латинская империя. Во время правления императора Балдуина II де Куртене императорская казна испытывала недостаток в денежных средствах. Пытаясь восполнить его, император заложил французскому королю не только все свои владения во Франции, но и ценнейшие византийские святыни, среди которых был и Терновый Венец Спасителя. В августе 1238 года король Франции Людовик IX Святой (в 1297 году он был канонизирован Католической Церковью за свое благочестие) торжественно встречал Венец за десять миль от Парижа. Благоговея перед святыней, Людовик снял все королевские регалии и обувь и вместе с братом нес ковчег с драгоценной реликвией на плечах до самой столицы. Через некоторое время, в 1243-1248 годах, в центре Парижа, на острове Ситэ, специально для Тернового Венца была воздвигнута изумительная по красоте и изяществу часовня готической архитектуры - Сент-Шапель. Вместе с Венцом и фрагментом Честного Креста (частица Креста Господня была принесена в Париж в 1241 году) здесь хранился также один из гвоздей, пронзивший тело Христа при распятии.

http://elitsy.ru/holy/204/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН X (IX) [Иешу бар Шушан; сир.     (  )  ] (ум. 27.11.1072, Майафарикин), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 1063/64). Основные сведения об И. содержатся в исторических сочинениях патриарха Михаила Сирийца и еп. Григория Бар Эвройо, а также в анонимной сир. хронике XIII в. И. род. в Мелитине (ныне Малатья, Турция), получил богословское и светское образование, был высококвалифицированным писцом. Принял монашество с именем Иешу и состоял синкеллом патриарха Иоанна IX (VIII) (1042-1057). После смерти последнего в 1057/58 г. произошел раскол: зап. епископы избрали патриархом Афанасия V, а восточные, бывшие в меньшинстве,- И. После недолгого противостояния И. удалился в мон-рь. После смерти своего соперника (1063/64) был единогласно избран всеми епископами. И. вел обширную переписку, от которой сохранилось 2 послания. В письме к арм. католикосу Григору II Вкаясеру (1066-1105) И. выступает против использования опресноков в литургической практике Армянской Церкви и дает богословское обоснование изготовления зап. сирийцами евхаристического хлеба из муки, закваски, соли и оливкового масла. В послании содержится яковитское исповедание веры (с акцентом на одну ипостась, одну природу и одну волю во Христе) и разбор недопустимых, на взгляд И., обычаев (освящение крестов, опрос исповедников о всех возможных грехах, одновременное празднование Рождества и Богоявления) и нарушений канонов (благословение епископа священником, симония, непотизм) в Армянской Церкви в сопоставлении с практикой Сирийской яковитской Церкви. Ответное послание составил Геворг Лореци , впосл. полемику с армянами продолжил митр. Дионисий бар Салиби (XII в.). Вопросу добавления в евхаристический хлеб соли и масла посвящено послание И. к копт. Александрийскому патриарху Христодулу (1047-1077), оспаривавшему его легитимность (переведено на араб. язык в XV в.). Оба послания И. являются важными источниками для изучения западносир. литургической практики и богословия XI в.

http://pravenc.ru/text/469740.html

В третьем стихе, под именем Господа господей, израильтяне призываются к прославлению, или исповеданию, Духа Святого, Который, как самовластный и неограниченный Владыка, действует и «дышет, идеже хощет» ( Ин.3:8 ), «разделяя властию коемуждо, якоже хощет» ( 1Кор.12:11 ). А потому и называется нередко Царем царствующих (в молитве Царю Небесный…) и Господом господствующих, как и Сын Божий. И после каждого из сих стихов, и не только сих, но и всех последующих, пророк прибавляет особые похвальные слова: яко в век милость Его, то есть: «ибо милость Его вечна». «За каждым стихом, – говорит св. Иоанн Златоуст , – прибавляет в виде припева: ибо вовек милость Его, т.е. не так, как случается с людьми, чтобы иногда благодетельствовал, а иногда переставал от сего. Людям и недуг препятствует это делать, и бедность мешает; а Он непрестанно милует, постоянно милостив и никогда не прекращает сего дела» с. 1063]. А блж. Феодорит к сему же замечает: «Принесите, говорит, Богу благодарное пение, воспоминая поданные Им блага и удивляясь безмерной Его милости». «Заметим здесь, – продолжает он же, – что этот псалом собственно называется многомилостивым (полиелейным) от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом милости. А от сего псалма получил имя полиелейного и предыдущий псалом, т.е. хвалите имя Господне. И самое среди церкви висящее «поликандило», или многосвещник, названо также от сего (псалма) полиелеем, так как оно зажигается во время пения многомилостивого (псалма). Почему при каждом пении псалма первого необходимо должно петь неразрывно за ним и сей псалом, как собственно полиелейный, и не может быть только первый без второго, как нерассудительно и худо делают иные» с. 1063]. Пс.135:4–5 Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его. Здесь пророк приглашает воздать исповедание, или славословие, Богу, сотворшему великия чудеса, потому что всякое творение само по себе, как произведенное из ничего словом всемогущего Бога, есть уже чудо велие, и тут же прибавляет, чтобы воздавали славу Богу единому (и в то же время триипостасному).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010