Так это и исполнилось, как читаем в 4 Ц. XIII, 22–25: По смерти Азаила, теснившего Израильтян, восходит на престол Сирии сын его Венадад. «И взял назад Иоас, сын Иоахаза, города, которые он взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы». Какие именно были эти города – мы не знаем, но полагаем, что это были города заиорданские 1063 . Вскоре после свидания с Иоасом великий пророк, или – как чаще всего называется Елисей в 4 книге Царств, – «человек Божий» умирает, «и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году» (XIII, 20). Эти полчища вторглись по-видимому не с целью прочного завоевания страны, а сделали набег с целью грабежа. В позднейшее время пророк Исаия (XVI, 2) указывал, что Моавитяне стягивали свои полчища у бродов на р. Арноне и производили ежегодно нападения и грабежи в Палестине. По всей вероятности именно такой же набег произведен был и во времена Иоаса Моавитянами. В 4 Ц. XIII, 21 говорится: «И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». По поводу этого сказания, которым заканчивается все, что мы знаем об Елисее – мы заметим во-первых, что полчище, или разбойничья толпа Моавитян, является неожиданно, внезапно, и потому мы и видим в этом нападении набег, а не регулярную войну. Во-вторых по поводу воскресения мертвого, упавшего на кости пророка, мы напоминаем, что у Евреев погребали в пещерах, а не в засыпанных ямах, как у нас; поэтому человек, брошенный наскоро в близь лежащую пещеру мог упасть прямо на кости пророка, завернутые в саван и лежащие прямо на земле без гроба, или саркофага, которые не употреблялись у Евреев. Чудом воскресения мертвого Господу угодно было прославить память умершего верного слуги Своего Елисея и утвердить в памяти народа его учение и увещания и проповедь его о едином Боге, Иегове, Вечно Живущем, заключившем завет с народом Израильским.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Да живет Рувим, и да не умирает (ст. 6). «Сила сего благословения будет понята, если вспомним, что Рувим своим лобострастием и кровосмешением заслужил было от отца своего Иакова крайнее умаление потомства 1062 , и вследствие сего мог бы даже погибнуть совершенно среди колев израильских Моисею же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение» 1063 . И Симеон да не будет малочислен 1064 . Симеон тоже своим неудержимым гневом и мстительностию заслужил было негодование своего отца 1065 . Но Моисей обоих хочет разрешить от клятвы отеческой, и ради святости праотцев народа израильского – Авраама, Исаака и Иакова – призывает на оба колена (Рувимово и Симеоново) милость Иеговы, наказующего только до 4-го рода, но милующего в тысячи родов 1066 . Услыши, Господи, глас Иуды, и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его! (Ст. 7). По объяснению блаженного Феодорита, – Моисей предсказывает здесь Давидово царствование 1067 . Это значит, что пророк имел в виду те трудности и препятствия, которые нужно было преодолеть колену Иудову при Давиде, для утверждения за собой принадлежавшего ему царского достоинства 1068 . Посему он (пророк Моисей) и призывает помощь Божию для Иуды и борьбе его с врагами. Впоследствии действительно Давид одержал великие победы над своими врагами. В таинственном же смысле слова Моисея суть пророчественное указание на пришествие Мессии к роду человеческому из колена Иудова, и на низложение духовных врагов его силою креста, на котором он простер свои руки. О Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже, твоем (Ст. 8–11). Т. е. ты, Господи, Левию присвоил священство, в лице потомка его, святого мужа Ааарона и ему дал одежды первосвященнические – ефод и слово-судное, на котором написаны были урим и туммим (светы и совершенства) 1069 . Сего то мужа Ты, Господи, искусил в Маасе, и с ним препирался при водах Меривы. Сими словами, – говорит блаженный Феодорит , – Моисей напоминает бывшее с ним и с братом его, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вспоминай великих подвижников, которые отказывались принимать видения чувственные, по апостолу, сказавшему: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они!» ( 1Ин.4:1 ) 1057 . Не забывай и о тех, кого смутили не различенные ими духи и довели до самого плачевного состояния 1058 . Но главное – всегда помни смысл Господня завета: «сними обувь твою, ибо здесь земля святая». Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Моисеов жезл воображай, душе, ударяющий море и огустевающий глубину во образ Креста Божественнаго: имже можеши и ты великая совершити. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» ( Исх.14:21–22 ). Чудотворящий жезл, о котором напоминает нам богоглаголивый песнотворец, был обретен Моисеем во время первого Синайского откровения, когда говорил с ним Бог «из среды куста» «и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения» ( Исх.3:2, 4:17 ; см. также: Исх.4:2–4 ). Этим жезлом творил он знамения в земле Египетской 1059 , дабы еврейский народ поверил в то, что он послан Богом освободить его от рабства 1060 , а фараон убедился в силе Господней и «отпустил сына Его, первенца, – народ Израильский, чтобы он совершил Ему служение " ( Исх.4:22–23 ) у Синайской горы. Этим-то жезлом крест начертав 1061 , повел Моисей бежавший из египетского более чем двухсотлетнего 1062 плена еврейский народ через море Чермное, расступившееся Божиим повелением перед беглецами и открывшее им путь к избавлению от рабства, а «народ не задумывался и быстро следовал, уповая на Господа Бога, за Моисеем», так что наблюдавшие за этим движением со стороны египтяне даже подумали, «что евреи потеряли рассудок, идя на очевидную гибель» 1063 . И этот же «жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предразсуждает священника: неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо Креста, в державу и утверждение» 1064 . Он являет нам образ Креста Божественнаго – великой тайны спасения человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Итак, ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, так как Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; огнем ревности Моей будет пожрана вся земли. И потом опять Я дам народам моим уста чистые, чтобы все призывали имя Господне и служили Ему. Из заречных стран Эфиопии придут поклонники Мои, дети рассеянных Моих. В тот день ты (иудей) не будешь срамить Меня поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей; но оставлю среди тебя народ смиренный и простой и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи и не найдется в устах их языка коварного, так как они будут пастись и покоиться и никто не потревожит их» ( Соф. 3:7–8 ). Ориген : смысл пророчества тот, что когда истощится земля, народится новый язык и тогда всякое заблуждение прекратится и все будут призывать имя Господне и единодушно служить Ему; не будет никакого зла и никакой гордости; но, быть может, это в действительности и невозможно, пока люди живут в теле; оно может быть доступно только отрешившимся от тела 1063 . Цельс всеми силами убеждает христиан содействовать императору, принимать участие в его законодательной деятельности, браться за оружие в защиту его земли, когда требуется нужда, доставлять ему воинов. Ориген : христиане охотно поставляют помощь царю, когда это требуется, но помощь духовную, когда они облекаются во всеоружие Божие ( Еф. 6:11 ) и следуют повелению апостола: «Прежде всех прошу совершать молитвы, прошения и благодарения за всех людей, за царей и начальствующих» ( 1Тим. 2:1–2 ). И кто благочестивее (других), тот и приносит наибольшую помощь императору, царям и князьям и доставляет через свое участие более пользы, чем солдаты, уходящие в поле для того, чтобы по возможности умертвить большее число своих врагов. Но так как христиане не могут согласиться на предложение врагов их веры схватиться за оружие для общего блага и умерщвлять людей, то они отвечают: ваши собственные жрецы, охраняющие богов и совершающие им службу в храмах, содержат свои руки при жертвоприношениях чистыми и незапятнанными и они приносят жертву с руками, не запятнанными кровью, и потому никогда при наставшей войне их невозможно сделать солдатами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

///Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя, и что наш Господь и Спаситель взял от вас, тем не обременяйте себя снова и не соблюдайте этого и не думайте, что это нечистота, и не создавайте для себя препятствий ради этого 1048 , и не спрашивайте об окроплениях или омовениях, или очищениях от этого. Ибо, согласно со второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен S 119/L 62//CA VI. 30а///омыться 1049 . А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах и читать в священных писаниях, и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную евхаристию, образ царственного тела Христа 1050 , как в ваших собраниях, так и на/ваших кладбищах и при погребении усопших, – чистый хлеб, приготовленный на огне, освященный при призываниях и неразделенный, и должны молиться и приносить это за усопших. Уверовавшие в Бога по Евангелию – не мертвы, хотя они и спят, как наш Господь 1051 сказал саддукеям о воскресении мертвых: «Разве вы не читали 1052 , что написано: Я – Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова? И Он не есть Бог мертвых, но живых 1053 . И далее, пророк Елисей, когда он был уже давно усопшим 1054 , воскресил мертвого 1055 ; именно, его тело коснулось тела//мертвого и сделало его живым, и воскресило его. А это было бы невозможно, если бы его (Елисея) 1056 тело, хотя он был усопшим, не было святым и исполненным Святого Духа. Поэтому беспрепятственно приступайте к умершим, вы не будете нечистыми 1057 , как вы, с другой стороны S 119/L62//CA VI. 28, 29///не должны отделять и имеющих месячные;///ибо та кровоточивая жена, когда она прикоснулась края одежды 1058 нашего Спасителя 1059 , не была порицаема, но даже была найдена достойной отпущения всех ее грехов 1060 . А если имеющие кровотечение (вообще) чисты, то будьте усердны, согласно вашей обязанности, помогать им,///ибо вы знаете, что они ваши члены 1061 , и любите их, как самих себя, как написано у двенадцати пророков, (именно у) Малахии, который называется ангелом Господа: «Он был свидетелем между тобою и женой твоей юности, которую ты (теперь) оставил, твою подругу 1062 , которая (была однако) женой твоего обета верности 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Среди иллюстрированных рукописей комниновского периода доля светских сочинений значительно уменьшилась. Из наиболее интересных рукописей такого типа - трактат Псевдо-Оппиана «Кинегетика» об охоте и повадках зверей (Marc. 479, 3-я четв. XI в.); погибшая в XX в. рукопись «Физиолога» (сочинения о животных, растениях и т. п.) из Евангелической школы в Смирне (B 8, 3-я четв. XI в.); историческое сочинение Иоанна Скилицы (Matrit. gr. 26-2, сер. XII в.). Вмч. Прокопий Кесарийский. Заставка с инициалом. Миниатюра из Минология. 1063. (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 72 об.) Вмч. Прокопий Кесарийский. Заставка с инициалом. Миниатюра из Минология. 1063. (ГИМ. Син. греч. 9. Л. 72 об.) 2-я пол. XI в. является временем наивысшего расцвета искусства книжной миниатюры в Византии. Страница рукописной книги этого времени воспринимается как самостоятельное произведение искусства, в к-ром все элементы тонко согласованы и создают неразрывное композиционное единство: написанный каллиграфическим почерком текст, заголовки, фигурные инициалы, орнаментальные заставки и миниатюры, часто расположенные на полях или прямо в тексте. Обильное использование золота, великолепие изящных орнаментов, яркие, свежие краски - все это придает рукописям 2-й пол. XI в. характер драгоценных ювелирных изделий. В это время получает повсеместное распространение особый тип орнамента, возникший еще во 2-й пол. X в.- т. н. эмалевый орнамент. Его основной мотив - фантастический цветок с неск. крупными лепестками. Эти цветы могут иметь разнообразные стилизованные формы, их лепестки окрашены яркими красками - синей, зеленой и красной - и очерчены четкими замкнутыми контурами, к-рые резко выделяются на фоне золота, что делает их похожими на драгоценные визант. эмали. Вьющиеся побеги, листья и бутоны в обрамлении геометрического орнамента образуют самые причудливые комбинации. В этих сказочных зарослях прячутся птицы и звери, изображенные с тонкой наблюдательностью и вкусом. Зооморфные и антропоморфные мотивы украшают сверкающие золотом инициалы, составленные из таких же стилизованных побегов и лепестков: буква Т стоит на груди у павлина, букву О образуют кусающие друг друга за хвост ястреб и остроносая щука, в букве Е скрывается сокольничий, протягивающий своей птице чашку с едой. Таким орнаментом украшен, напр., Минологий из ГИМ (Син. греч. 9). В кон. рукописи есть запись писца, сообщающая, что этот том был окончен в 1063 г.; он был создан в к-польской мастерской, специализировавшейся на изготовлении списков Минология Симеона Метафраста и выпустившей десятки манускриптов с подобной орнаментикой.

http://pravenc.ru/text/383977.html

(Указ. 23 Июня 1854 г.). По разъяснению Прав. Сената, стат. 1054, по которой свидетелями на завещании не могут быть лица, в пользу которых составлено завещание, и родственники этих лиц до четвертой степени, если завещание делается не в пользу прямых наследников вполне или частью, не может быть применяема к тому случаю, где часть имущества завещана церкви, а свидетелем по завещанию есть лицо монашествующее, хотя бы последнее и состояло в родстве с детьми завещателя – наследниками по завещанию. (Реш. Сената – журн. Мин. Юст. 1866 г. 8.) Назначение в духовном завещании выдачи в пользу церкви и священника с причтом не лишает священника права быть свидетелем на завещании. (Реш. Сената – журн. Мин. Юст. 1866 г. 4)Священник, принадлежащий к причту той церкви, в пользу которой сделан отказ в завещании, может быть на нем свидетелем. (Реш. Гражд. Касс. Деп. 1874 г. 53, Скульт ). 188 По буквальному смыслу 1063 статьи завещание умершего например 2-го Октября должно быть явлено не позже 1-го Октября следующего года, так как этим последним; днем оканчивается год по числу дней. (Сборн. Реш. Сен. Т. 2, 514.) Закон, определяя означенные в ст. 1063 сроки для предъявления завещания к свидетельствованию, не требует, чтобы в этот срок последовало и самое засвидетельствование. И поэтому, если бы по каким-либо причинам предъявленное завещание осталось незасвидетельствованным в течение этого срока, то. одно это обстоятельство не лишает его законной силы и не препятствует его утверждению в порядке нотариальном. (Реш. Госуд. Совет. – журн. Мин. Юст. 1862 г. 1.) 189 Так как в законе не содержится указаний на то, в чем должны заключаться упоминаемые в ст. 1063 неопровержимые доказательства, то разрешение в каждом данном случае вопроса о том, представил ли наследник по завещанию эти доказательства, зависит от Суда, на обязанности которого лежит определение силы и значения представленных к делу доказательств. (Реш. Гражд. Касс. Деп. 1879 г. 119, Майковой.) 190 На точном основании 1090 и 1092 ст., Приказы Общественного Призрения обязаны наблюдать за исполнением таких духовных завещаний, которыми назначены пожертвования в пользу или в распоряжения их, или же в пользу заведений им подведомственных.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Указанными способами «верных Христу наставляют о значении христианского брака и об обязанностях христиан как супругов и родителей» (кан. 1063, 1-е), то есть по отношению к себе самим и к потомству. Вышеуказанное наставление представляет собою общую и заблаговременную подготовку. У тех, кто среди указанных призваний ориентируется на выбор супружеской жизни, возникает необходимость в ближайшей и «личной» подготовке, посредством которой «жених и невеста должны уяснить себе святость и обязанность нового статуса» (кан. 1063, 2 _ е) и постичь «плод» благодати таинства брака. Дабы супруги сумели постичь этот «плод», то есть были в состоянии вести глубоко христианскую жизнь в собственном призвании, необходимо, чтобы они, прежде чем их допустят к бракосочетанию, прошли путь «христианской зрелости». Она должна считаться достигнутой после принятия таинств Крещения, Миропомазания и Евхаристии, которые «настолько тесно связаны между собой, что для полного христианского посвящения требуются все одновременно» (кан. 842, § 2). Поэтому католики, прежде чем они будут допущены к бракосочетанию, «обязаны», если это не вызывает серьёзных затруднений, принять (если они ещё его не приняли) таинство Миропомазания (кан. 1065, § 1), посредством которого они «продолжают путь христианского посвящения» (кан. 879), начатый с Крещения. По той же самой причине «брачующимся настоятельно рекомендуется приобщиться к таинствам покаяния и святейшей Евхаристии» (кан. 1065, § 2), «вершине и источнику всей христианской жизни» (кан. 897). Для «плодотворного» принятия таинства брака необходима также ближайшая подготовка к бракосочетанию посредством соответствующих курсов, которые следует настоятельно рекомендовать жениху и невесте. Однако, согласно уточнению, сделанному по этому поводу Иоанном Павлом II, «нужно, чтобы эта подготовка всегда предлагалась и осуществлялась так, чтобы её пропуск, если таковой произойдёт, не стал препятствием к заключению брака» 32 , принимая во внимание основополагающее право крещёных на христианский брак. Особым образом нужно содействовать пониманию супругами той сверхъестественной реальности, которая осуществляется в них при бракосочетании посредством «плодотворного» литургического обряда заключения брака. Он является плодотворным, если через его совершение «выявляется, что супруги знаменуют собой тайну единства и плодоносной любви между Христом и Церковью и сопричаствуют этой тайне» (кан. 1063, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

В Церкви При введении в церковную должность и во владение соответствующим ей бенефицием (диоцезом, аббатством, церковью) И. осуществлялась светскими лицами: короли или крупные князья на подвластных территориях проводили И. новоизбранных епископов, собственники частных церквей и монастырей - назначаемых в них по своему выбору священников и аббатов. Теоретически введение в церковную должность в отличие от И. в миру представляло собой 2 разные процедуры: каноническую (ordinatio), включавшую литургически оформленное рукоположение в сан (см. Хиротония ) и передачу (traditio) соответствующих должности инсигний, символизирующих духовную власть носителя сана, и собственно И. духовного лица светским правителем, к-рый в качестве верховного собственника и субъекта права делегировал клирику «мирскую составляющую» его власти, т. е. положенные по должности владения, права и полномочия, что также сопровождалось передачей инсигний. Епископский посох св. Анно Кёльнского. Ок. 1063 г. (Сокровищница ц. Санкт-Серватиус в Зигбурге, Германия) Епископский посох св. Анно Кёльнского. Ок. 1063 г. (Сокровищница ц. Санкт-Серватиус в Зигбурге, Германия) Достоверных сведений о том, как оформлялась процедура И. епископов вплоть до кон. IX в. и отличалась ли она от принятой в то время И. светских вассалов, не сохранилось, потому что сам этот феномен попадает в поле зрения средневек. авторов, критиковавших его, только в XI в. Известно, что клятва верности правителю и И. очень рано стали предшествовать каноническому введению в должность. Знаками епископского сана, дававшего высшую духовную власть в диоцезе, были посох (baculum pastoralis, pedum) и кольцо (anulus). Посох, прообразом к-рого послужил античный пастуший посох, загнутый вверху, символизировал пастырские функции епископа, а кольцо - его духовное супружество с христ. Церковью, пожизненную связь с общиной диоцеза, руководство ею и ответственность за нее. По сложившейся в VII в. традиции ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 5; 28-й канон Толедского IV Собора (633) - De ordine quo depositi iterum ordinantur//PL.

http://pravenc.ru/text/389533.html

Завещания представляются к явке от тех, в руках которых они находятся. (Ст. 1062 там.) Срок для явки завещания полагается: для пребывающих в России годовой, а для находящихся за границей двухгодичный, считая от дня кончины завещателя 188 .(Ст. 1063 там.)Наблюдение срока явки духовных завещаний, в отношении к лицам, находящимся под опекой, возлагается на их опекунов, на общем основании. (Ст. 1064 там.). По истечении срока, (ст. 1063) завещания к явке не приемлются, и остаются ничтожными. (Ст. 1065 там.). Но ежели наследник по завещанию может представить неопровержимые доказательства, что срок для явки пропущен или по неизвестности о существовании завещания, или по другой законной причине: в таком случае оставляется ему право иска до истечения общей земской давности, считая ее также со дня смерти завещателя 189 . (Ст. 1066 там.) Окружной Суд, по предъявлении ему к утверждению духовного завещания, в котором сделаны пожертвования в пользу богоугодных заведений и вообще на предметы общественной благотворительности или пользы, препровождает выписки из этих завещаний Прокурору для сообщения в подлежащие ведомства 190 . (Ст. 1090. Ср. п. 31 прил. к ст. 1012 по прод. 1876 г.). Выписки из завещаний, когда они последние заключают в себе точное означение предмета, на который делается пожертвование, или же когда в них указано учреждение, или должностное лицо, в распоряжение которых оставляется завещанное, сообщаются Прокурором подлежащим земским управам, городским общественным Управлениям, Приказам Общественного Призрения или другим учреждениям, по принадлежности, с указанием места пребывания душеприказчиков или лиц, предъявивших завещание. Выписки же из завещаний, не заключающих в себе точного означения предмета, на который должно быть обращено сделанное в завещании благотворительное приношение, сообщаются местному, по нахождению завещанного имущества, Губернскому Правлению для ближайшего надзора за исполнением завещания и принятия в свое заведывание завещанного имущества, впредь до имеющего последовать распоряжения о порядке его употребления 191 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010