От приглашения на царский обед Никон отказался, сославшись на ранний отъезд. Царь прислал Никону 2 тыс. р. серебром и для охраны 20 стрельцов из Саввина монастыря. Патриарх вернулся в Воскресенский монастырь – Шушерин 1997, 73–75. В «Возражении» Никон свидетельствовал, что в Калязин монастырь ему было предложено ехать после свидания с царём: «И по едином лт призжал аз к Москв, и государь царь свои очи дал видти, и в седнии ничем пред прежним не отменил, зная мою неповинность пред ним, государем. И посл велл было в Колязин монастырь сослать, толко я не похал и паки отидох во своя, божественным заповдем повинуяся» – Никон 1982, 183–184. ...думной диакь Алмазъ Иванов... – Иванов Алмаз Ерофей (Иванович) – торговый человек Гостиной сотни в 1627 г.: в 1638–1639 гг. – таможенный и кабацкий голова на Двине; в 1639–1645 гг. – дьяк Казённого двора; в 1646–1667 гг. – дьяк Посольского приказа; в 1650–1652 гг. был полномочным послом в Швеции и Польше; в 1653 г. пожалован в думные дьяки; с 1654 г. работал в Печатном и Монастырском приказах; в 1667–1668 гг. пожалован в печатники; в 1666 г. ведал Новгородскую четь; умер 27 апреля 1669 г. – Богоявленский 1946, 256; Веселовский 1975, 203. Да какъ ты, великий государь царь, былъ на освящении святыя церкви в Воскресенском монастыре... – Деревянная церковь во имя Воскресения Христова была освящена в Воскресенском монастыре 17 июня 1657 г., на освящении присутствовал царь с синклитом. Эта версия восходит к «Известию» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (Шушерин 1997, 53) и изложена в стихотворной «летописи» Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Никанора (Авдеев 2003, 202–203). По освящении царь и патриарх обошли весь монастырь и поднялись на гору Елеонскую, здесь царь нарёк имя месту сему – Новый Иерусалим, что подтвердил письменно. Письмо царя Никон вложил в особый ковчежец и положил под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения или в камень при закладке и освящении места будущего собора – Лебедев 1995, 316; Зеленская 2002, 102–103. Таким образом, летом началось приготовление к закладке Воскресенского собора – Тихомиров 1979, 296. ...разсмотрять словеса на суд. – Ср.: Мф. 12:36 . ...а мн смерть покой, по писанному. – Ср.: Иов 3:23 . Мн убо еже жити – Христос, а умрети – приобретение есть – Флп. 1:21 . 1664 г. 14 . Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45–44, 47–46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, чёткий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 317 (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдалённо напоминает: Дианова 311 (1660, 1662).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Житие Мефодия Подготовка текста и перевод О. А. Князевск ой, комментарии А. А. Алексеева Житие составлено в Моравии вскоре после смерти св. Мефодия в 885 г. одним из его учеников. Сохранилось в 15 списках, древнейший из которых входит в состав известного Успенского сборника конца XII–haчaлa XIII в. (ГИМ. Синодальное собр., 1063). См. его издания: Успенский сборник XII–XIII вв.М., 1971. С. 188–198; Климент Охридски. Събрани съчинения. София, 1973. Том 3. С. 160–195; Жития Кирилла и Мефодия. М.: Книга; София: Наука и искусство, 1986. С. 181–232. Текст Жития воспроизводится по этим изданиям. Историю изучения Жития и свод комментариев κ нему см.: Сказания ο начале славянской письменности/Вступ. статья, перевод и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 143–173. МЕСЯЦА АПРЕЛЯ Β 6 ДЕНЬ ПАМЯТЬ И ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО ОТЦА НАШЕГО И УЧИТЕЛЯ МЕФОДИЯ, APXIENUCKONA МОРАВСКОГО Господи, благослови, Отче! Бог благой и всемогущий, сотворивший из небытия κ бытию все видимое и невидимое и украсивший всякой красотой, которую, если размышлять понемногу, можно мысленно частично уразуметь и познать того, кто сотворил столь многие и дивные создания, ибо «по величию и красоте созданий познается размышлением и создатель их», которого воспевают ангелы трисвятым гласом и мы, все правоверные, славим во святой Троице, иначе говоря в Отце, Сыне и Святом Духе, то есть в трех ипостасях, что можно назвать тремя лицами, но в одном Божестве. Ведь прежде всякого часа, времени и года, выше всякого разума и духовного понимания Отец сам родил Сына, как говорит Премудрость: «Прежде всех холмов рождает меня». И в Евангелии сказало само божье Слово пречистыми устами, воплотившись на будущие времена ради нашего спасения: «Я в Отце, и Отец во мне». От того же Отца и Святой Дух исходит, как сказал сам Сын божьим Словом: «Дух истинный, который от Отца исходит». Этот Бог, завершив все творение, как говорит Давид: «Словом Господним утвердились небеса и от дыхания уст его вся сила их. Ибо он сказал – и стали, он повелел – и создались», прежде всего сотворил человека, прах от земли взяв, a от себя животворным дуновением душу вдохнув, и осмысленную речь и свободу воли дал, чтобы ввести в рай, заповедь заповедав ему для испытания; если хранит ее, то останется бессмертен, если же преступит, смертью умрет, по своей воле, a не по Божьему велению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д-е Подпись-автограф патриарха Никона . 1664 г. 14.Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45 – 44, 47 – 46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, четкий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдаленно напоминает: (1660, 1662). Тексы изд.: Дело, 123 – 124, 124 – 126 33). (л. 45) Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, и государыне царице и великой княгине Марии Илъичне, и государю царевичю и великому князю Алексею Алексеевичю, и государю царевичю и великому князю Феодору Алексеевичю, и государыне царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Татиане Михайловне, и государыне царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Марфе Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Софии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Екатерине Алексеевне и государыне царевне и великой княжне Марии Алексеевне, и государыне царевне и великой княжне Феодосии Алексеевне, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Богомолец ваш, смиренный Никон, Божиею милостию патриарх, Господа Бога молю, подаст вам Господь Бог душевное спасение и телесное здравие и царствие мирное и И есмь обретаюся днесь во святей Божии велицей соборней алостольстей церкви пресвятыя Богородицы, исповедан вашему царскому величеству, понеже отхождения своего вину исполнил, яже помыслил, и сотворил. И, се, приидох видети пресветлые лица ваша, и поклонитися пресвятей славе царствия вашего. Вину преим от священного Евангелия, идеже бе написано; а «„Вы, – рече, – взыдете в праздник сей. Аз не взыду в праздник сей, яко время Мое не у исполнися». И сия рек им, оста в Галилеи. Егда же взыдоша братия Его в праздник, тогда и Сам взыде, не яве, но яко И паки ино писание: Павел к Варнаве: „Возвращьшеся, посетив братию нашу по всех градох, в нихже возвестихом слово Божие, како суть " Такожде и мы пришли, како суть у вас, государей, и у всех сущих во царствующем граде Москве, и по всех градех.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие Феодосия Печерского Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова «Житие Феодосия» – инока, а затем игумена Киево-Печерского монастыря – написано в 80-х гг. XI в. монахом той же обители – Нестором. Жизнеописание святого, как того требовал жанр произведения, должно было содержать ряд традиционных сюжетных мотивов: будущий святой рождается от благочестивых родителей, с детства отличается «прилежанием» к церкви, бежит от радостей и соблазнов «мирской жизни», а став монахом, являет собой образец аскета и подвижника, успешно борется с кознями дьявола, творит чудеса. Все эти мотивы встречаются и в «Житии Феодосия». Но в то же время это житие привлекает обилием ярких картин мирского и монастырского быта Киевской Руси. Сам Феодосий, в прошлом смиренный нравом отрок, терпеливо сносивший побои матери и издевательства сверстников, становится деловитым хозяином монастыря и смело вмешивается в политическую жизнь страны. Мать Феодосия, вопреки христианскому благочестию, которым, по агиографическому канону, наделил ее Нестор, борется со стремлением сына «датися» Богу. Монахи Киево-Печерского монастыря предстают перед нами вполне земными людьми: они с трудом примиряются с суровым монастырским уставом, далеко уступают своему игумену в трудолюбии, смирении и благочестии. В описании чудес и видений Нестор проявляет удивительное писательское мастерство: он умеет найти и подать такие выразительные детали, которые создают иллюзию достоверности даже в самых фантастических эпизодах. В то же время, если не считать традиционного для житий вступления, где автор молит Бога помочь в написании произведения и сетует на свое «невежество», и некоторых молитв Феодосия, житие лишено риторических рассуждений, оно сюжетно и динамично. «Житие Феодосия» публикуется по списку в составе Успенского сборника (рукопись ГИМ, Синодальное собр., 1063/4), изданному в кн.: Успенский сборник вв. Издание подготовили О. А. Князевск ая, В. Г. Демьянов, М. В. Ляпон. М., 1971. Исправления и дополнения внесены по списку «Жития» в составе Киево-Печерского патерика, изданного в кн.: Абрамович Дмитро. Киево-Печерський патерик. У 1930.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

510 Рукописи Софийской библиотеки. 836 (л. 251–256 об.), 1061 (л. 108–115 ), 1063 (л. 148–155 об.), 1064 (л. 167–175 об.), Общества любителей древней письменности Q. D. 31 (л. 248–259), библиотеки Академии наук 21.2.1 (л. 249–258), библиотеки Синодского архива 862 (л. 78–85), Публичной библиотеки из собраний Погодина (л. 138–147), из собрания Михайловского (л. 55–62), Московской Синодальной библиотеки 377 (л. 187–9). 515 Рукописи Софийской библиотеки 841, 1064, 1067, 1070, 1093 (лл. 218 об., 202 , 42 об., 85, 194 об.). В последней рукописи данная молитва указывается уже после отпустной молитвы «Владыко многомилостиве» в качестве второй молитвы (л. 20 1 ). Рукописи библиотеки Академии наук 16.15.1 (л. 31 об.), 1.2.11 (л. 9 5 ), Общества любителей древней письменности Q. D. 296 (л. 147 об.), Публичной библиотеки Q. I. 62 (л. 200–201 об.), библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 331, 333 (лл. 98 об., 261 об.). 526 Лишние имена: Мокия, Трифона, Фалалея, Фотия, Аникиты и св. первомученика архидиакона Стефана. 528 Рукописи Софийской библиотеки 1063 (л. 179 об.), 841 (л. 220), 1067 (л. 4 4 ), 1070 (л. 87 об.), собраний Погодина 306 (л 185 об.). 533 Рукописи Софийской библиотеки 836 (л. 276), 861 (л. 330), 1061 (л. 142 об.), Общества любителей древней письменности Q. D. 296 (л. 176 об.), Q. D. 31 (л 293 об.), Публичной библиотеки Q. I. 239 (л. 59 об.), той же библиотеки из собрания Михайловского 9 (л. 88 об.), библиотеки Академии наук 16.15.1 (л. 34), 21.2.1 (л. 292), Соловецкой библиотеки 1092 (л. 143 об.), 1093 (л. 84–5), библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 86 (л 95 об.), Московской Синодальной библиотеки (собрания Чудова монастыря) 54 (л 284 об.). 534 Исключая рукописи Общества любителей древней письменности Q. D. 296 и Московской Синодальной библиотеки (собрания Чудова монастыря) 54, в которых указывается одна формула: Благословение... 543 308: И да приидет Владыка... недостойное приимет. 311: да простит же Владыка мой Христос, Отец небесный, и исповедание мое сие недостойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

181). 152 Denzinger. Ritus orientalium. I, 185. Интересно отметить, что в обряднике патриарха Александрийского Гавриила лампада с елеем при совершении таинства помещалась перед образом блаженнейшей и святейшей Марии и подле нее евангелие и крест. Ibid. 11, 483. 167 Но на такой позиции, соответствовавшей первоначальному положению дела, возжжение светилен не удержалось.. Когда в чинах елеосвящения прочно утвердились чтения из апостола и евангелия, возжжение светилен стало твердо приурочиваться к этим чтениям. 172 Софийская библиотека. 1063, 1065, 1070, 1096. Публичная библиотека (собрания Погодина). 308. Библиотека Академии наук. 16.7.27. 173 С возжжением светилен и в славянских чинах св. елея наблюдается та же история, что и в греческих, т.е. вместо возжжения их на освящении елея утвердилась практика зажжения их на чтениях из апостола и евангелия. 174 Так говорит о практике древних христиан греков Теодульф, архиеп. Орлеанский. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 845–7. 179 В рукописях Софийской библиотеки 1054 (л. 1), Московской Синодальной библиотеки 373 (л. 83), Порф. Успенск. (Публичной) библиотеки 582 и др. 180 В рукописях Софийской библиотеки 841, 1063, 1067, 1070, 1093, Публичной библиотеки из собраний Погодина 308, библиотеки Академии наук 21.2.1, 33.4.11 и др. 184 Из венецианского издания евхология 16 в. нам известны издания 1558 и 1564 гг. с таким замечанием. 185 Рукописи Софийской библиотеки 1053 и 1054 (л. 1), Московской Синодальной библиотеки 373 (л. 89 об.). 197 Ordo ex ms. Pontificali Anglicano monasterii Gemmeticensis, annorum circiter 900. Ordo ex ms. Pontificali Prudentii episcopi, qui ante annos 850. Ordo ex antiquo libro Sacramentorum insignis ecclesiae S. Gatiani Turonensis ante annos 800 scripto. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 841, 847, 851. 200 Не стоит ли употребление пшеницы и даже, вина в таинстве елеосвящения в зависимости от освящения пшеницы, вина и елея на праздничной утрени? Освящение елея в 10–13 вв. иногда также совершалось за утреней и для таинства елеосвящения и даже, вполне возможно, одновременно и для сакраментального и для общего употребления. Не повлекло ли это обстоятельство того, что когда вместе с елеем стали освящаться за утреней пшеница и вино, то последние вещества стали присоединяться к елею и в том случае, когда освящение его совершалось для таинства? Вино в этом случае могло примешиваться к елею, а пшеница служить подставкой для лампады. 201 Ordo ex ms. Pontificali insignis ecclesiae Salisburgensis, annorum 600. Martene. De antiquis ecclesiae ritibus. 1, 902. Читать далее Источник: К истории православного богослужения : Ист.-литург. и археол. исслед. о чине таинства елеосвящения : С 4 прил. древнеславян. ред. чина елеосвящения/Иеромонах Венедикт (Алентов). - Киев : Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва папы Римского, 2004. - 616, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Чин елеосвящения второй славяно-русской редакции был наиболее распространен. Его мы встречаем в наибольшем количестве славянских рукописей по сравнению с другими редакциями: Софийской библиотеки 836, 697, 841, 861, 1061, 1063, 1064, 1065, 1066, 1067, 1070, 1090, 1093 475 , Публичной библиотеки Q. I. 62, Q. I. 293 476 , той же библиотеки собрания Михайловского 9 477 , той же библиотеки собрания Титова 194 478 , той же библиотеки собрания Погодина 305, 306, 308 479 , библиотеки Синодского архива 862, 863, 867, 872, 877 480 , библиотеки Академии наук 1.2.11, 21.2.1 481 , Общества любителей древней письменности Q. D. 31, Q. D. 296, D. 212 482 , Московской Синодальной библиотеки 372, 375, 377, 378, собрания Чудова монастыря 54 483 , Соловецкой библиотеки 1086, 1092, 1093, 1104, 1105, 1107 484 , Московского Исторического музея собрания Барсова 1155 485 , Московского Румянцевского музея 1670, 1748, 465 486 , Троицкой Лаврской библиотеки 226, 233 487 , Московской Типографской библиотеки 44, библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 331, 333, 86, Лаврской библиотеки 79 488 . Но должно отметить, что последование св. елея в том виде, в каком оно было свойственно только что рассмотренной рукописи Московской Синодальной библиотеки, удержалось далеко не во всех рукописях данной редакции из довольно большого количества их. Оно подверглось в последующее время и дополнениям, и изменениям, коснувшимся всех частей чина. Так, в отношении утрени изменения наблюдаются уже в предварительных к чину елеосвящения наставлениях. Под влиянием сербских требников в целом ряде рукописей 489 , вводные наставления читаются в виде, свойственном рукописям второй южнославянской редакции 490 . Затем, начальная часть утрени до канона в рукописи Публичной библиотеки Q. I. осложнена вставкой после псалма 50 великой ектении, по составу прошений совсем не относящейся к таинству елеосвящения, именно: Миром... О свышнем... О мире... О святем... О благоверном... О пособити... О благорастворении... О плавающих... О избавится нам... Заступи... Пресвятую... 491 . Но такого рода явление и наблюдается всего лишь в одной рукописи из рассмотренных нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Отдельные службы подчас не представляют большой ценности, будучи в значительной степени подражательными, имея малый духовный вес и, как это указывает ряд авторов (архимандрит Киприан, Ф. Г. Спасский), растянутыми, лишенными ритма. Следует, однако, заметить, что наряду со службами указанного типа имеются хорошо построенные, выразительные, в меру краткие последования, сообщающие молящемуся большое духовное удовлетворение и отраду. Некоторые из подобных служб отличаются продуманным изящным построением с применением ряда формальных приемов, другие же характеризуются выдержанной основной идеей, которая развивается на протяжении всего последования. Имеется ряд служб, от которых молящийся уносит ощущение духовного богатства или его утешает, к примеру, развиваемое на протяжении значительной части службы учение о Церкви Христовой. Некоторые песнописцы воспевают в песнях канона отдельные события отечественной истории. Несомненно, что в дальнейшем все изложенное (а также и другие идеи и направления) в русском песнотворчестве должно быть изучено и систематизировано. Пока же мы можем признать достаточным тот объем, который представлен в данном очерке, тем более что наряду с центральной эпохой русского песнотворчества должен быть разобран и другой период – эпоха XVIII – начала XX века. Песнотворчество Синодального периода Для правильной оценки Синодального периода истории Русской Церкви было бы неверным привлекать только данные церковно-богослужебного творчества. Жизнь Православной Церкви развивается в XVIII?XIX веках в разнообразных направлениях, оценка которых не входит в нашу задачу. Вместе с тем для нас очевидно, что пессимистическая характеристика этого периода, которую дает в своем солидном труде Ф. Г. Спасский 1062 , более далека от истины, чем оценка событий этой эпохи протоиереем Ростиславом Лозинским в его исследовании «Русская литургическая письменность» 1063 . Протоиерей Ростислав отмечает в разбираемом периоде наряду с появлением в России западноевропейской философии и развитием часто неоправданных форм цензуры также и возрождение духовной культуры 1064 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В большем числе рукописей наблюдается осложнение утрени, вполне соответствующее подобному же явлению в греческих рукописях. Именно, в них 492 указывается после «Приидите, поклонимся» и до псалма 50 произносить 142-й псалом, великую ектению, петь «Бог Господь», иногда со стихами 493 , и тропари: Помилуй нас, Господи... Слава: Господи, помилуй нас... И ныне: Милосердия двери... или же: Многая премножества 494 . На каноне некоторые из рукописей указывают и припевы. Как можно видеть из них, припевы были неодинаковы. Одни из рукописей указывают припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» 495 ; другие – «Господи, услыши молитву раб своих молящихся Тебе» 496 ; третьи видоизменяют этот припев и читают в таком виде: «Господи, услыши молитву раба своего, молящегося к Тебе» 497 ; четвертые – «Милостиве Господи, помилуй раба своего» 498 . В редких случаях указывается на каноне и катавасия «Сохрани от бед» 499 . В рукописи Публичной библиотеки 308 (собрания Погодина) состав седальнов после третьей песни такой: Помилуй, Спасе, маслом ти Божественным... Врачу и помощниче... 500 , а в рукописи библиотеки Академии наук к указанным двум седальнам присоединяется третий богородичен: Разумная дверь... 501 , причем в последней рукописи после третьей и шестой песни канона указывается произносить малую ектению. Обычно и рукописи последующего времени продолжают оставаться без «Достойно» и экзапостиллария. И в очень редких случаях указывается в рукописях «Достойно» 502 , но экзапостилларий систематически отсутствует. Верными разобранной выше рукописи Московской Синодальной библиотеки остаются рукописи доследующего времени и в отношении ектении «Помилуй нас, Боже». Не изменяя самого состава прошений этой ектений, некоторые рукописи вставляют в нее чтение молитвы «Царю и целителю» 503 . В виде исключения можно рассматривать особенности этой ектении в рукописях Софийской библиотеки 861 и 1063 504 . В первой рукописи ектения «Помилуй нас, Боже» имеет вид, какой был свойственен этой ектении в заключительной части по рукописям данной редакций и, в частности, по рукописи Московской Синодальной библиотеки 372 505 . Наоборот, во второй рукописи ектения состоит из прошений: Помилуй Нас Боже... О благоверном... О архиепископе... О милости живота... О всех служащих... О предстоящих... За всю братию... Яко милостив...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Н. М. Русское монашество в XVIII столетии, в: Странник. 1884. 1. С. 212, 435 и след.; ПСЗ. 8303, 8309, 9382. 1050 Платонов. Лекции. С. 556. 1051 О церковной политике Елизаветы см.: Веденяпин П. Законодательство имп. Елизаветы Петровны относительно православного духовенства, в: Прав. об. 1865. 5, 7, 10; Знаменский П. Приходское духовенство в России со времени реформ Петра (1873). С. 242, 441–459; он же. Духовные школы в России до реформы 1808 г. (1881). С. 175 и след., 188. Существует еще одна интересная биография Елизаветы: Bain N. The Daughter of Peter the Great (Westminster, 1891). 1052 ИРИ. 3. С. 618, 486; 4. С. 662; ПСЗ. 8959; одновременно указом от 8 июля 1744 г. (ПСЗ. 12. 8960) Елизавета подтвердила право лавры на владение всеми ее имениями. Горский. Ист. описание. 2. С. 129. 1053 ПСЗ. 9591, 10665, 11332, 1079; 8583, по которому офицеры–инвалиды должны были следить за порядком при богослужении. 1054 ПСЗ. 11441, 11481. 1055 ИРИ. 2. С. 81. 1056 Горчаков. Мон. приказ. С. 102, 122 и след.; Завьялов. Ук. соч. С. 50. Работы: Завьялов. Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II (1900) и Верховской П. Недвижимые имения Св. Синода, архиерейских домов и монастырей (1909) — важнейшие источники по истории всей эпохи секуляризации 1701–1764 гг. 1057 Горчаков. Ук. соч. С. 139; ПСЗ. 1886. 1058 Ср. Милюков. Государственное хозяйство (1890). С. 495. 1059 ПСЗ. 1886; Горчаков. О земельных владениях. С. 473. 1060 Горчаков. Мон. приказ. С. 140. Приложение. 6, 10 и 11. 1061 Завьялов. Ук. соч. С. 60; ПСЗ. 1926, 2462, 3659; Горчаков. Мон. приказ. С. 165 и след. 1062 Горчаков. Ук. соч. С. 167; ПСЗ. 3659. 1063 ПСПиР. 1. 3; ПСЗ. 6. 3734. § 5. Решение Петра известно лишь из указа от 26 июня 1741 г. ПСЗ. 8406. 1064 ПСПиР. 1. 30, 41, 79, 273, 729. 1065 Завьялов. Ук. соч. С. 66–70. ПСЗ. 4567. Об организации синодального Монастырского приказа и Камер–конторы см.: Барсов Т. Синодальные учреждения прежнего времени (1897). С. 171–184. Реформа, произведенная в сентябре 1726 г., связана была с новой организацией общего синодального управления; 15 июля 1726 г. Синод был разделен на два департамента, один из которых занимался текущими делами, а другой церковным судом и управлением имениями. ПСЗ. 7. 4559. Ср.: Барсов. Там же. С. 187 и след. 1066

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010