Автонома (12), Корнилия сотника (13), муч. Никиты (15), Евфимии (16), Софии и дщерей ее (17), Трофима и проч. (19), Евстафия (20), слово Астерия на Фоку (22 сент.), Феклы (24), Евфросинии (25), Иоанна Богослова (26), Каллистрата (27), Харитона (28), Кириака (29), Григория Великой Армении (30). Между тем греческие писатели стали некоторые мученические акты или древние сказания о святых переделывать в похвальные слова, которые также входили в минеи, некоторые древним житиям стали давать новую более изящную форму речи, иные писали жития вновь; так Никите Пафлогонянину ( после 880 года) приписываются многие жития святых и похвальные им слова, между прочими жития ап. Иакова Алфеева, Игнатия, патриарха константинопольского 271 . Но всех превзошел в сем роде произведений св. Симеон Метафраст . Родившись в Константинополе, получив высшее светское и богословское образование, сперва секретарь царский, потом дипломат, воин, затем первотаибник логофет, патриций, наконец магистр империи (самый высший сан), он написал и исправил многие жития святых и умер во второй половине X века. В последнее время не мало писано относительно определения времени жизни Метафраста. Последнее слово в России сказано В. Г. Васильевским в журнале Министерства Народного Просвещения (июнь 1897 г.) и в отдельных брошюрах. По его исследованию Метафраст процветал еще в последней четверти X века. Главные основания следующие: 1) Сирийский точный хронист Яхъи, процветавший около 1015 года, относит Метафраста к временам импер. Василия II (с 976 г. начал царствовать) и патриарха Николая Хрисоверга (982–994 г.). 2) Марк Евгений, митрополит Ефесский, относит славную деятельность его к временам царей Фоки, Иоанна Цимисхия и Василия II. 3) В Синодальном кодексе житий 1063 года 382 по каталогу Архим. Владимира), в котором жития называются метафразом Логофета, третье место занинает житие пр. Сампсона странноприимца. Описание чудес преп. Сампсона, бывших во второй половине X века над проспафарием Вардою, жившем при Романе II (957–963), и над Львом, патрикием, доверенным сановником императора Иоанна Цимисхия, отличившимся в 972 году, показывает, что современник этих чудес, описавший их, то есть, Метафраст, процветал во второй половине X века, как у нас написано было и в первом издании Полного Месяцеслова Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«Алляций ( 1669), пересматривавший жизнеописания по рукописям Ватикана и поверявший списки слогом Метафраста, говорить, что им написано 122 жизнеописания, из числа же прочих, встречающихся в рукописях с именем Метафраста, 444 жизнеописания и слова похвальные составлены известными сочинителями и 95 неизвестными, но не Метафрастом; впрочем надобно полодит, что из числа сих 539 многие были поправляемы Метафрастом» 272 . Вследствие сего он и получил название Метафраста (Прелагателя), ибо давал древним жизнеописаниям лучший вид по слогу и содержанию. Скоро метафрастовы жизнеописания вытеснили древнейшие его жития, так что минеи четьи, относимые по письму к X веку, уже содержат метафрастовы жития и имя его сделалось столь известным, что переписчики стали надписывать его имя над произведениями других писателей. В греческой церкви Симеон Метафраст причислен к лику святых (9 и 28 ноября). Дошедшие до нас от X и последующих веков греческие рукописные экземпляры миней в библиотеках Европы, известные нам по каталогам библиотек и виденные нами в синодальной библиотеке (в сей 22 номера), при общем сходстве между собою, не мало и разнятся: 1) в одних экземплярах опускаются без житий одни дни, в других другие; 2) в одних житие святого ставится под известным числом, в других под другим; 3) одни экземпляры на один день содержат не одно житие, другие только по одному житию; 4) в большей части экземпляров общеизвестные жития святых, а в некоторых и такие, которые весьма редко встречаются и даже иные до сего времени не обнародованы 273 . В последнее время агиологами употребляются усилия к тому, чтобы разыскивать дометафрастовские жития. Но в этом отношении сделано еще не много. Четьими минеями богата Москов. Синод. библиотека. Многие из них относятся к XI веку. Есть много сборников житий и похвальных слов; один из них с годом 1022, другой 1023 г., третий 1063 г. Есть и отдельные пространные жития. (Описание архим. Владимира 356–404). В этой библиотеке весьма замечателен экземпляр пергаменных греческих лицевых миней XI века с 57 изображениями 183, февраль и март).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Прожив на Афоне семь лет, Андрей был назначен послушником на книжный склад Афонского подворья в Москве 1062 . В мае 1906 г., по прошению, он был переведен в Донской монастырь 1063 , где проходил послушание пономаря в соборном храме 1064 . 12 декабря Андрей был пострижен в рясофор, а 29 ноября – в мантию с именем Антоний 1065 . Настоятель Донского монастыря архимандрит Иаков в докладе в Московскую Синодальную контору писал, что Антоний «ведет себя благонравно и трезво, к начальству относится с должным уважением и послушание, на него возложенное, исполняет с особым усердием и честностью» 1066 . В 1910 г. о. Антоний был рукоположен во иеродиакона 1067 , а в 1920 – во иеромонаха 1068 . С этого времени он особенно усилил молитву, которая указывала ему путь духовного восхождения. Отец Антоний постоянно ощущал суетность и кратковременность земной жизни; многими подвигами он стяжал особую духовную цельность, собранность, спасительную устремленность к вечной жизни. В 1923 г. он был награжден Святейшим Патриархом Тихоном наперсным крестом, а в 1928 г. митрополитом Сергием – саном архимандрита. В 1932 г. во время гонений на Церковь Христову, о. Антоний был выслан из Москвы и уехал на родину. В 1943 г. он поступил в Глинскую пустынь, где своим подвижничеством и благочестием, духовной мудростью приобрел всеобщую любовь и почитание. В 1946 г., в возрасте более семидесяти лет, архимандрит Антоний был назначен духовником братии. Воспитанный строгими Афонскими старцами, он не только с чувством подлинного смирения познал самого себя, но и провидел душевное состояние тех, кто к нему обращался. На исповедь к нему приходили не только братия монастыря, но и многие миряне. Отца Антония отличала исключительная трезвенность душевная, то есть непрестанное бодрствование над самим собой и неусыпная заботливость о своей пастве. В своих наставлениях о. Антоний особенно поучал о необходимости молитвы в деле спасения. Он говорил, что при постоянном молитвенном подвиге человек входит в духовное общение с небесным миром, переносится туда своим умом и сердцем, так что небесная отчизна становится для него близкой и родной уже здесь, на земле. Душа искренне молящегося всегда чутко реагирует на малейшее отклонение от норм нравственной жизни, побуждает его зорко следить за чистотой собственной совести перед Богом и всеми людьми. Архимандрит Антоний не только других учил молиться, но и сам неустанно просил Бога о своих духовных чадах, искусно врачевал всякие язвы душевные и успешно руководил вверившиеся ему души к духовному преуспеянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Псалом 77 В научение 1048 Асафа. Внимай, народ мой, закону моему, склоните ухо ваше к словам уст моих. Открою в притчах уста мои, возвещу изначальные 1049 гадания. Что мы слышали и узнали и отцы наши поведали нам. Не утаилось 1050 от детей их в следующий род – возвещу хвалу Господу, и силу Его, и чудеса Его, сотворенные Им. Он дал откровение в Иакове и закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, то (они должны) передавать сыновьям своим, Да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и восстанут, и поведают о сем сыновьям своим 1051 , Дабы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали, Дабы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен пред Богом 1052 духом своим 1053 . Сыновья Ефрема, натягивающие лук и стреляющие, обратились назад в день брани. Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его, И забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: Чудеса, которые Он совершил пред отцами их в земле египетской на поле Танеос 1054 . Разделил море и провел их: остановил 1055 воды, как в мехе 1056 . И вел их облаком днем и светом огня во всю ночь. Расторг камень в пустыне и напоил их как бы из великой бездны. И извел воду из камня и провел 1057 воды, как реки. А они продолжали грешить пред Ним: огорчали Вышнего в безводной. И искушали Бога в сердцах своих, прося пищи по душе своей. И клеветали на Бога и говорили: «Ужели Бог сможет приготовить трапезу 1058 в пустыне? Хотя Он ударил камень, и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу 1059 народу Своему?» Услышал Бог и (гневно) воззрел 1060 и огонь возгорелся в Иакове, и гнев поднялся над Израилем, Ибо не веровали Богу и не уповали на спасение Его. Он заповедал облакам свыше и открыл двери неба. И послал 1061 им манну в пищу, и хлеб небесный 1062 дал им: Хлеб ангелов 1063 ел человек. Пищу послал им до пресыщения: Поднял южный ветр с неба и навел силою Своею юго-западный 1064 ветр,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды переданы в Соликамскую епархию Соликамск, 31 января 2017 г.      По данным Соликамской епархии Пермской митрополии, 23 января великие христианские святыни — шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды — были переданы на вечное хранение архиепископу Соликамскому и Чусовскому Зосиме. В дальнейшем святыни будут постоянно находиться в Свято–Троицком монастыре города Соликамск, сообщает сайт епархии. Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Господа Иисуса Христа, усугубляя Его страдания, – хранится во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. На протяжении многих веков он служит объектом поклонения. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:1-2). Первый исторический документ, в котором упоминается эта реликвия, датирован 409 годом. В то время венец хранился в Иерусалиме, куда уже тогда стекалось множество паломников. Терновые шипы были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Некоторым из паломников в качестве подарка вручались отдельные шипы из венца. В 1063 году терновый венец был перевезен в императорский дворец в Константинополе. А в 1204 году столицу Византии захватили, сожгли и разорили крестоносцы. В 1239 году вывезенные реликвии, включая терновый венец, доставили в Париж. Терновый венец представляет кольцо из терновника диаметром более 20 см. Его первоначальный вид практически не поддается восстановлению, так как на протяжении многих столетий фрагменты реликвии раздавались верующим. Что касается Туники Спасителя, то согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)

http://pravoslavie.ru/100636.html

3 . Впрочем, получающие их, не охвачены изумлением ума, как [в том случае, когда] откровение происходит посредством душевных очей и узревается душой 1049 , например: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком, и серафимов, у каждого по шести крыл, вокруг Него» 1050 , или в откровении Иезекиилю 1051 с колесами и изумительными подобиями и звуком из колес, подобным звуку морского прибоя 1052 , и славословиями, которые слышались от херувимов со многими очами, говоривших: «Благословенно величие Господа от места Его» 1053 . Насколько же эти откровения тоньше тех чинов, упомянутых прежде, известно просвещенным. [Сюда же относится] и полотно, что явилось Петру, и животные на нем, вместе с прочими описанными вещами 1054 . И кто хочет, может узнать это из Писаний. [К откровениям] же в восхищении ума [относится], например: «Он был восхищен на третье небо и – в теле, или вне тела, не знаю, – но он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» 1055 . А [откровения] пророчества – это те, что бывали пророкам, которые за много веков предсказывали будущие [события], как и Валааму-прорицателю дано было предсказать многие [вещи] в духе пророчества – даже еще более многочисленные, чем те, о которых предсказывали пророки. 4 . [Откровения] в умопостигаемом виде – это, например, то, о чем блаженный Павел говорит: «Молюсь я, чтобы вы исполнялись познания Бога во всякой мудрости и разумении духовном» 1056 ; и: «Бог Господа Иисуса Христа, Отец славы, да даст вам духа премудрости и откровения в познании Его, и да просветятся очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славы Его во святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» 1057 ; и прочие [вещи], которые были даны апостолу в откровении знания о [вещах] мира грядущего, и о чине воскресения и изменения тел человеческих 1058 , и так далее. Что же до чина высоких прозрений, а также и знания о естестве Божием, как, например, [сказанное]: «Который есть образ Бога невидимого 1059 , через Которого [Бог] и веки сотворил 1060 , – то это открыл нам Бог Духом Своим» 1061 . И еще: «Мы отчасти знаем, и отчасти уразумеваем» 1062 ; и: «В начале было Слово» 1063 ; и: «Ты – Христос, Сын Бога живого» 1064 , и так далее. И: «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» 1065 ; и: «Тот, Кто все совершает по изволению воли Своей» 1066 ; и: «Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» 1067 , и так далее. Таковы [исполненные] смысла знания 1068 о естестве Божием, которые через Духа даны были им, чтобы они [могли] познать [это] и уразуметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

(524) под рукою фараона в качестве рабов ( Быт.15:13 ). Христианство , от начала апостольской проповеди до Константина, первого царя христианского, более двухсот лет терпело жестокое гонение; последующие, хотя слабее, но также много лет были [гонимы], помимо гонения при Юлиане Отступнике. Великий Павел был гоним тридцать пять лет и ежедневно умирал ( 1Кор.15:31 ); а ты за пять лет 1060 теряешь мужество? Многострадальный Климент был мучим двадцать восемь лет 1061 ; а ты ослабеваешь в короткое время? И достанет ли мне времени исчислить деяния других мучеников? Разве ты не слыхал о терпении Иова? Не страдал ли он пятнадцать лет или еще более от дурной язвы, кроме других бедствий, постигших его, и притом не сознавая за собой никаких злых дел, а, напротив, весьма много добрых? Какое же было к нему изречение? «Чтобы тебе, сказано было, оказаться праведным» ( Иов.33:32 ). Так и ныне Промысл как бы просеивает нынешних людей, чтобы отбросить оставшиеся еще плевелы, чтобы осталась чистая пшеница (ср. Мф.13:25–40 ). Не слышишь ли, что говорит Он Иеремии? Вложи я в горнило, и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них ( Зах. 11:13 ) 1062 . Потерпим еще, мужественные воины Христовы. Дние яко сень преходят ( Пс.143:4 ), хотя гонители и думают, что они ждут. Если Меня гнали, говорит Господь, будут гнать и вас; [Col. 1229] если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня ( Ин.15:20–21 ). Ибо поистине они не знают, что Бог и Отец послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных ( Гал.4:4 ), чтобы Он приобрел вселенную Отцу Своему. Иначе они не отвергали бы того, что он может быть изображаем. Ибо никто из рожденных от жены не бывает неизобразимым, если не будет выкидышем. (525) Так, братия, будем приготовлять себя и так будем утешать себя словами Спасителя нашего Иисуса Христа, ожидая воздаяния. Вы знаете, каков Леонтий: это род евнухов, не только бесчестный, как сказал некто из богоносных мужей 1063 , но и отрекшийся от Христа и не довольствующийся этим, но и жестоко терзающий братьев наших. Прежде ученик ныне иудействующий отступник; бывший в числе преимуществующих братьев ныне больше всех судий против братьев; называвший икону не просто, но святою иконою Христа ли, Богородицы или кого-либо из святых теперь сожигает их, истребляет, хулит, как неистовый зверь. Поэтому он и императору любезен, и над монастырями нашими 1064 начальствует, и всё делает, несчастный, к оскорблению Христа. Но увы мне! От меня постыдные дела его. Впрочем, он подобен родившему его по плоти; ибо и тот в прежние времена был начатком нечестия, сходного с Ермиевым 1065 . Оба они беснуются; и Бог не соединяет ворона с голубем, но подобное с подобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ассирия враждовала с жреческими династиями Египта и Ефиопии, потому что они выгнали их родственников Рамессидов в в. Оазис, и потому что нижний Египет управлялся династиями Ассирийского происхождения 1062 . Египет и был целью Ассирийского нашествия. Царство Израильское лежало на пути движения войск, и должно было быть смято и раздавлено, как только оно безрассудно завязало сношения с Египтом, соделавшись первою жертвою столкновения великих монархий. Но Иуде не было ни малейшей надобности вмешиваться в эту распрю, так как горная Иудея лежала в стороне от пути армий. Поэтому мы убеждены в том, что Езекия послушался пророка и не заключал союза с Египтом, хотя быть может некоторые из его приближенных имели тайные сношения с фараоном. Совершенно иначе представляется другой вопрос: почему он отложился от Ассирии, и не было ли это политической ошибкой? На это весьма трудно ответить. Но мы думаем,– как говорили во II главе вступления (в конце ее) в этот том,-что Езекия отложился по совету пророка, и в этом действии выразилось его упование на Бога, „сильного спасать“ 1063 . Возвращаясь к трем первым стихам XXX главы кн. прор. Исаии, мы повторяем, что согласны с взглядом, что первые семь стихов этой главы относятся к царству Израильскому. И к этому царству совершенно применимы слова пророчества о безумии тех, которые бросились в объятия Египта, не рассчитав даже того, что сила фараонов не в состоянии защитить их. К Израилю только и могли относиться слова: „будет для вас убежище под тению Египта бесчестием“ (ст. 3). Езекия же, спасенный Господом в Иерусалиме, не подвергся бесчестию, а напротив, ему подвергся Сеннахерим. 4 . потоку что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса. 5 . Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но – стыд и срам. „Послы Израильского царя Осии с дарами пришедши в Египет.... не нашли помощи.... и увидели, что они от союза с Фараоном не получат никакой пользы, и остались в стыде“. Такое толкование на эти стихи дает Епископ Петр (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ин.17:26 .  И сказах им имя Твое, и скажу, да любовь, еюже возлюбил Мя еси, в них будет, и Аз в них 1063 И Сам Он, и вместе с Ним внимавшие Ему ученики, говорит, познали Бога. Но чтобы кто-либо, увлеченный обманом к нелепым мыслям, пожалуй, не подумал, что как в Самом Христе, так и в учениках знание было совершенно одинаково, тотчас же различает и поставляет на вид разность, являя Себя открывающим, а их – получившим знание чрез Него. Господь наш Иисус Христос, как слово и совет и премудрость Отца, без научения ведает все, что есть в Нем (Отце), и постигает глубины Родившего Его, как, без сомнения, и ум человеческий – что в нем есть, – и присущий нам и свойственный нам разум является знающим вообще все, что есть в нас. А божественные ученики не в качестве плода своего знания имеют возможность познавать нечто о Боге, но, световодимые Духом, постигают точный смысл таинств Сына и таким образом получают возможность уразумевать Отца. Поэтому благополезно и вполне справедливо присоединил Христос, что «и возвестил Я им имя Твое, и возвещу». Замечай опять, как одинаковая действенность Обоих, то есть Отца и Сына, проявляется в деле восприятия (людьми) Боговидения. Отец научает, открывая Своего Сына, – нисколько не менее научает и Сын, открывая Отца. Поэтому и блаженному Петру говорит, около пределов Кесарии, называемой Филипповой: «Блажен Вар-Иона, что плоть и кровь не открыла тебе, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:13, 17 ). Ведь ученик исповедал и утверждал, что уверовал в то, что Он есть Христос, Сын Бога Живаго. А теперь Сам о Себе говорит, что «возвестил им имя Твое, и возвещу». Так, Единородный не перестал открывать нам смысл таинства Своего, после того как открыл вначале предкам, но совершает это всегда, всевая каждому чрез Духа просвещение и руководя любящих Его к познанию того, что выше разума и слова. Что же совершит и какую доставит пользу нам тем, что открыл, как утверждает, уже ученикам и будет возвещать потомкам их, и это также показал Он в словах: «чтобы любовь, которою возлюбил ты Меня, в них была, и Я в них».

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вместе с тем Господь здесь учит Иова именно такому смирению, которое оказывается очень утешительным для страдальца. Бог помогает Иову понять, что праведник проявил себя в своих несчастьях самым наилучшим образом: на пределе возможных для человеческой природы ее сил и крепости. Тверже, совершеннее Иова в ту ветхозаветную эпоху не смог бы повести себя в подобных обстоятельствах никто; ведь все люди (в том числе и сам Иов) были тогда духовно слабы и немощны – по причине властвующего над ними прародительского греха. Да и что такое человеческая сила, в сравнении с силой Божией? Может ли человек вступить в борьбу с Богом и победить в этой борьбе? Как перефразирует эти слова Господа святитель Иоанн Златоуст , Бог здесь как бы спрашивает Иова: «Знай, что Я не враждуя попустил нанести тебе удар, потому что какая у тебя сила, чтобы Я вступил в борьбу с тобою? Разве у тебя мышца соответствует мышце Господа? Разве ты имеешь равную силу?» 1063 В Своих дальнейших словах ( Иов. 40:5–9 ) Господь продолжает наставлять Иова все в том же смирении, а также говорит ему о людской слабости – перед лицом Божественного всемогущества: Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя ( Иов. 40:5–9 ). Как подчеркивает Златоуст, Господь произносит все это отнюдь не ради того, чтобы унизить Иова. Бог совсем не утверждает, что человек есть якобы полное ничтожество; Господь просто констатирует, что Сам Он – Творец – велик. Здесь вовсе не злая насмешка над Иовом, но лишь свидетельство о величии Бога, перед Лицом Которого даже самое прекрасное из его земных творений – человек – оказывается слабым и несовершенным. По Златоусту, Бог здесь «не говорит [Иову]: «Ты мал», но: «Я велик, и [потому] ты не можешь того, что Я " » 1064 . Что же такое сможет совершить Бог, к чему окажется не способен Иов? О чем ведет здесь речь Господь? На что Он намекает? Мы понимаем, что под «гордым» ( Иов. 40:6 ) и «высокомерным» ( Иов. 40:7 ), к победе над которым Бог призывает Иова, Он прямо подразумевает диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010