1057 Для тех, без сомнения, которые не только имели уши для того, чтобы слушать, но и были не забывчивыми лишь слушателями, а исполнителями дела ( Иак.1:25 ). Вообще же следует остерегаться преувеличенной оценки плодотворности святоотеческой проповеди. Профессор Пюэш, говоря о борьбе Златоуста с безнравственностью своего века, замечает, что «нравственные недостатки, свойственные определенной исторической эпохе и обуславливаемые преходящими причинами, с течением времени исчезают; но времени оказывают в этом могущественное содействие такие избранники, каковыми были великие святители греческие и римские. Пороки же, источник которых в самой природе человека, остаются неискоренимыми, хотя бы формы их изменялись». Борьба с этого рода пороками и у поименованных великих пастырей и учителей не могла быть безусловно успешной. Есть трудное, есть и невозможное и для людей выдающихся талантов и несокрушимой энергии. Следует, кроме того, иметь в виду подвижность характера и впечатлительность жителей Востока, замечает тот же Пюэш. Результаты красноречия Златоуста были поразительны, но на самое короткое время: уроки нравственности, производившие, по-видимому, неотразимое впечатление, скоро забывались, и слушатели опять впадали в те же самые заблуждения и пороки (см.: Puech. S-t Jean Chrysostome. P. 319–320). 1063 Речь, возможно, идет о так называемых холерных бунтах – стихийных восстаниях горожан, крестьян, солдат в России во время эпидемии холеры в 1830–1831 гг. – Ред. 1067 Амвросий, архиеп. Харьковский. О церковной проповеди, требуемой нашим временем//Амвросий, архиеп. Харьковский. Полное собрание проповедей. Т. 1. Харьков, 1902. С. 83 (далее – Амвросий, архиеп. Харьковский. О церковной проповеди). 1070 Bittkau. Pfarramtskunde. S. 264. См. также: Ibid. S. 266–267 («Указ Высшего Евангелического Совета от 26 декабря 1895 г. относительно участия лиц духовных в социально-политических движениях»). 1075 Но столь же нежелательна и другая крайность, когда пастыри «вместо того, чтобы только не предпочитать потребности тела потребностям души, совершенно презирают их». По мысли св. Григория Двоеслова , заботливость пастыря о внешнем благосостоянии паствы может служить до некоторой степени средством для процветания и внутреннего благочестия. Она располагает пасомых к пастырю и придает его словам большую авторитетность. См.: Певницкий. Святой Григорий Двоеслов . С. 323–324.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Коменциолу не удалось уже собрать своих рассыпавшихся всадников, а хан подступил к городу Берое (Эски-Загра). Гарнизон храбро отбивался, и хан отступил, удовольствовавшись выкупом. Неудачно было также нападение на Диоклетианополь и Филиппополь, и хан, пройдя через Астику, подошел к Адрианополю. Гарнизон и жители оказали ему и здесь храброе сопротивление. 1062 Приближение аваров к Константинополю вызвало панику среди населения и весьма резкие манифестации против императора. Маврикий поспешил выслать против аваров полководца Иоанна Мистакона (неудачно воевавшего с персами в 583 году) и дал ему в помощники смелого и предприимчивого лангобардского герцога Дроктульфа, находившегося тогда в столице. 1063 Умелый маневр Дроктульфа доставил победу имперским войскам. Авары бежали, а слабые числом римские силы не отважились преследовать их. После этого набега авары в течение нескольких лет не причиняли никаких тревог империи. Вероятно, в это время хан имел другие заботы, быть может, воевал со славянами, расширяя свое господство. Память о насилиях, которые совершали авары, сохранилась в чешском и польском языках в словах: olbrim, olbrzym, которые значат – великан, нечто свирепое и дикое, и наша русская летопись знает о зверствах обров над дулебами. 1064 Угрозы турок истребить бежавших от них аваров не осуществились, так как их движение на восток приостановилось, вероятно, в связи с той победоносной войной, которую вел против них Бахрам-Чобин в 589 году на верхнем течении Аму-Дарьи. После поражения от персов у них начались междоусобицы и внутренние войны. Несколько улусов из племени уйгуров бежали на запад к своим соплеменникам и усилили тюркский элемент царства Баяна. Их было, по сообщению Феофилакта, 10 тысяч и их родовые имена он записал так: Ταρνιχ, Κοτζαγηρο, Ζαβενδρ. 1065 Неожиданный переворот в судьбах персидского трона превратил враждебные дотоле отношения между империей и Персией в дружественные, и Маврикий, став названным отцом царя Хосрова, получил возможность ослабить охрану персидской границы и перевести часть войск на Дунай.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Паки 1056 , яко скорбь 1057 знамя предуставления бывает и известна верных спасения. Третие 1058 , яко Христу Богу точна деет и скорбный Того в помощь призывати смеет. Четвертое 1059 , яко скорбь похоть умерщвляет и от греховна нрава люди удаляет. Пятое 1060 , яко в скорбех заслуги множатся, елма с благодарствием истинным терпятся. Шестое 1061 , яко к делом благим вину творят, а лукавых помыслы во младенстве морят. Наконец 1062 , ум возносят ко щедрому Богу, устрояют имети в Нем надежду многу. Убо, братие, в скорбех 1063 вы не унывайте, но о свободе от них в Бозе уповайте 16 Злато 1064 огнем, пилою железо чистится. горячею пещию хлеб в пищу строится. Тако человека скорбь 1065 в совести 1066 чищает и душу его годну Богу содевает. 17 Бичь коня сверепаго благоукрощает. скорбь мужа жестокаго кротка содевает. 18 Добродетель велия есть скорби терпети. но 1067 нужда есть в том 1068 крепость до конца 1069 имети. Вторая 1070 – Христа ради та скорбь да бывает. аще бо есть за вину, заслуги лишает. Третяя 1071 – да спряженна будет с добротами, та совершенно творит Божими слугами. 19 Яко из гроздов вино точило изводит, тако скорбь в христианех говеинство родит. Ибо. скорби постигшей, усердно до Бога воздыхания с слезы 1072 возсылают многа, А Господь, яко Отец, милость Си являет, егда полезно, тогда скорби облегчает 1073 . 20 Злато огнем чистится, и егда биется млатом от художника, сосуд благ деется Во употребление на престоле 1074 сущым, или иным во славе пречестно цветушым. Подобне человека скорби исправляют, к покаянию нудят, от грех очищают. Яко же камением честным украшают, егда к добродетелем того убеждают, И тако часто сосуд пречестный бывает. во нь же Бог благодати вино изливает. И вечныя источник славы хощет влити. егда имать в небеси вечно й чредити. 21 Аще еси железо, ржу скорбь истребляет, аще же злато еси, светлость умножает. Скорби в час 1075 смерти Егда Савл 1076 Давыда убити искаше, аки умрети хотяй, Давыд вопияше: Болезни мя смертныя люте обдержаша, потоцы 1077 беззаконий смятением яша.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Эти поселения с самого начала своего возникновения образовались из разных беглецов, в том числе и из раскольников, которые бежали от преследования их гражданским начальством в соседних великороссийских губерниях 1061 . Что же касается, далее, сектантства, то оно, по крайней мере, в виде одной из рационалистических сект – духоборческой, весьма широко было распространено в пределах Харьковской епархии также с очень давнего времени, а по мнению некоторых исследователей духоборческой секты, эта последняя даже и зародилась здесь 1062 . Впрочем, мнение это в настоящее время должно быть совсем оставлено. Более вероятным и более согласным с позднейшими документальными данными должно быть признано то мнение, что местом первоначального распространения духоборческой секты была нынешняя харьковская епархия, или, точнее, южная Россия, хотя распространителями её здесь были великороссияне, которые усвоили себе духоборческое лжеучение или по переселении уже в южную Россию, или же, быть может, еще в Великороссии 1063 . Духоборческое лжеучение можно думать, было занесено в харьковскую епархию около половины XVIII столетия. Местом первоначального распространения его был, по всей вероятности, змиевский уезд нынешней харьковской губернии и в нем преимущественно село Охочее и окрестные с ним деревни. В начале распространение духоборчества шло медленно и незаметно. Епархиальное начальство в течение некоторого времени, кажется, даже совсем не знало о существовании среди паствы такой опасной секты, как духоборчество. Такой характер первоначального распространения духоборческого лжеучения в нынешней Харьковской епархии обусловливался самым способом, каким носители его распространяли свое заблуждение. Харьковские духоборцы, подобно позднейшим южно-русским штундистам, с которыми они имели очень много общего, на первых порах действовали весьма осторожно и распространяли свое лжеучение большею частью тайно. Но в последней четверти XVIII столетия духоборческая секта заявила о себе в пределах нынешней Харьковской епархии открыто и при том не только как противоцерковное, но и как противогосударственное учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Неем.13:10 : «еще узнал я, что части левитов не отдаются им, и что разбежались левиты и певцы, делавшие свое дело, каждый на свое поле»... Что ближайшим образом обозначает «подсечение мышцы», – вообще-ли лишение силы и способности к прохождению своего служения, или, частнее, лишение способности протягивать руку для благословения, – это с несомненностью решить трудно; да такое решение и не представляет особенной важности 1060 . Тем не менее, нам все-таки первое понимание представляется более естественным. Благословение – чересчур специальная священническая функция, чтобы образно (pars pro toto) обозначать все дело священническое, а предшествующее упоминание его (в ст. 2) не выглядит неоконченным и нуждающимся в пояснительных замечаниях; – напротив, мы видели, что проклятие Иеговой священнических благословений есть акт суда Божия, выражающийся в лишении их благотворной силы, а не предполагающий физического повреждения благословляющего органа. Кроме того, и параллелизм с дальнейшей частью стиха (равно и со ст. 9) заставляет предполагать вообще позорное бессилие в исполнении богослужебных обязанностей. § 64. . Иегова угрожает священникам позорным наказанием: хочет забросать лица их навозом или пометом. – 1 л. ед. ч. perf. пиель от гл. , который в каль и пиель значит «высыпать», «рассыпать», «рассеивать», «разбрасывать», «просевать» (ср. для каль Чис.17:2 ; Исх.32:20 ; Иез.5:2 ; Ис.41:16; 30:22 ; Руф.3:2 ; для пиель – Иез.6:5 ; Притч.15:7 ; 3Цар.14:15 ; Иер.31:10 ; Иер.51:2 ; Зах.2:2, 4 ; Притч.20:8, 26 ; ψ.138:3). – «навоз», «помет», «нечистоты» – слово, кроме настоящего случая встречающееся еще только пять раз в Пятикнижии; оно обыкновенно употребляется о содержимом кишок и вообще о требухах жертвенных животных ( Исх.29:14 ; Лев.4:11; 8:17; 16:27 ; Чис.19:5 ). LXX » » перевели σκορπι νυστρον (букв. «разбросаю желудок», «разбросаю внутренности», ср. слав. «раскидаю требухи») 1061 : обыкновенно, впрочем, LXX передают » чрез κοπρος ( – навоз, грязь, нечистота, помет), а νυστρον встречается у них еще только в Втор.18:3 для передачи 1062 ); едва ли они в настоящем случае тоже читали », а вероятнее всего, истолковали Мал.2:3 по принятому ими смыслу, как параллельное с Втор.18:3 1063 , и поэтому – в соответствие с ωμον ( – βραχονα) – поставили νυστρον 1064 . Другие греческие переводы (Акилы, Симмаха и Феодотиона) имеют κοπρον 1065 . Бл. Иероним перевел » «stercus» («кал», «помет», «навоз»), сир. – «навоз». Таргумист перифразирует: «и открою стыд преступлений ваших на лица ваши». Мы переводим: «и разбросаю помет 1066 на лица ваши».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

1020 ВСХСОН – Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа, подпольная антисоветская организация, существовала в 1962–1967 годах, члены ее были арестованы и приговорены к различным срокам заключения. 1027 «Я чуть не позвонил Вам вчера поздно вечером… Читая «Водою и Духом», я впервые понял, что значит Крест…» (англ.). 1034 «моя недоверчивость доказывает вам мой пыл и гарантирует мою самоотверженность " (77) (77): «наша внутренняя метафизика определяет наш взгляд на историю» 78 «…благородная религия происхождения семей и народов… это истинное основание идеи родины». 85: «существует огромная система условной лжи, вне которой не существует никакая общественная жизнь» (фр.). 1036 Эксапостиларии канона утрени в неделю Антипасхи («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует. Днесь взимаются ключи дверей, и неверия Фомы друга вопиюща: Господь и Бог мой») 1043 См рассказ-хронику Н.А.Тэффи «Городок»: «Еще любили они творог и долгие разговоры по телефону. Они никогда не смеялись и были очень злы» 1049 «…чтобы общественное согласие когда-нибудь возникло, мы должны научиться существовать полностью друг для друга…» (англ.). 1055 Anglican/Orthodox Fellowship of St Alban and St Sergius – Англикано-Православное содружество св. Албания и преп. Сергия 1063 «Il n " y a de vrai que le balancement des branches mis dans le ciel» – «Правда только в качании веток на фоне неба» (Жюльен Грин) (фр.). 1082 Anxiety (англ.) – тревога, беспокойство; мед. патологическое состояние тревоги, беспричинного страха. 1083 Поль Валери: «Любой взгляд на вещи, который не странен, неверен. Если что-либо реально, оно может только потерять свою реальность, превратившись в нечто знакомое и обычное. Размышлять в философии – значит возвращаться из обычного к странному и в странном встречать реальное» (фр.). 1090 «…что такое анликанство, как не приспособленное к английскому темпераменту христианство – невозмутимое, благовоспитанное, прекрасно себя ведущее в часовне Оксфордского колледжа? Льюис – мастер уговаривать не до конца уверенных хорошего человека, который хотел бы быть христианином, но спотыкается о свой разум… Льюис всегда укрепит сомневающегося, обратит душу, готовую обратиться… И все же радость существует, и должен же существовать ее источник. Когда мы найдем источник, который есть Бог, нам, возможно, уже не нужна будет радость. То есть до тех пор, пока мы не перейдем к «серьезному бизнесу» Рая…» (англ.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Если человек решится на уврачевание и оздоровление души, то должен прежде всего хорошо исследовать все свое существо, должен уметь отличить добро от зла, Божие от дьявольского, ибо это различение (греч. «диакрисис», δικρισις) «выше всякой добродетели» 1052 . Усвоение добродетелей происходит постепенно и органически: одна усвояется другой, одна зависит от другой 1053 , одна рождается из другой. «Каждая добродетель – это матерь другой добродетели» 1054 . Между добродетелями существует не только онтогенетический, но и хронологический порядок. Первая среди них – вера. 1. Вера С подвига веры начинается уврачевание и исцеление души от страстей. Как только вера зародится в человеке, страсти начинают искореняться из души. Но пока душа не будет «упоена верою в Бога», пока она не приобретет живое чувство ее силы, она не сможет исцелиться от страстей, не может преодолеть материю (вещественное) 1055 . Отрицательный момент подвига веры состоит в освобождении от зараженной грехом материи, а положительный – в соединении с Богом 1056 . Душа, рассеянная чувствами по вещам мира сего, собирает себя подвигом веры, воздерживается от вещественного и вся пребывает в непрестанном чувстве жажды Бога. Это – основание всех благ 1057 . Освободиться от рабства проникнутой грехом материи – это главное условие преуспеяния в духовной жизни 1058 . Начало этого нового жизненного пути заключается в собирании мыслей в Боге, в непрестанном размышлении ума о слове Божием и в жительстве в нищете 1059 . Верою ум, рассеянный страстями, собирается, освобождается от чувственного и достигает мира и кротости мысли 1060 . Ум, живущий чувственно в мире чувственного, – болен 1061 . С помощью веры ум выходит из темницы мира сего, затхлой от греха, и входит в новый мир, где дышит чудесным новым воздухом 1062 . «Дремание ума» опасно как смерть, поэтому нужно верою возбуждать ум к духовному деланию 1063 , в котором человек овладевает собою 1064 , изгоняя из себя страсти. «Преследуй сам себя, и враг твой прогнан будет приближением твоим» 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Христианство, будучи божественным по своему источнику, созидалось и утверждалось среди наличных исторических условий и ими запечатлевалось в своем фактическом обнаружении. Иудейство было той средой, куда оно вошло и где раскрывалось, имея в нем свою реальную почву. Посему они неизбежно переплетались и взаимно сталкивались между собою. И эта фактическая совместность была тем теснее, что оба они проследовали одинаковые цели и с равной энергией рекомендовали пригодные способы. Законничество возобладало всюду, и его ярмо сказывалось во всех областях 1062 . С ним необходимо было считаться по существу, а тогда будет немалой методической погрешностью исключать иудейские факторы при разъяснении начальных моментов возникновения и распространения новой религии 1063 . Вся задача теперь в том, равняется ли отмеченное касательство внутреннему генетическому родству и переходило ли оно в позаимствование? Отрицательный ответ совсем не вытекает из «ренегатства Савла» и его неутомимой оппозиционности раввинизму во всех его разветвлениях. После своего обращения он во всяком случае не перестал быть учеником Гамалиила и обладателем заветов его школы. Конечно, они потеряли прежнюю обаятельность, но сообщали материал для выработки собственного мировоззрения 1064 . Оно должно было слагаться хотя бы в противовес и в отражение фарисейским убеждениям, устрояться по их масштабу. Если же и самые элементы почерпались из традиционной сокровищницы, то в результате получится, что «павлинизм» был либо усовершенствованием, либо искажением иудаизма. Так открывается путь к истолкованию «Евангелия» Павлова из раввинистических доктрин в смысле оригинального их продукта. «Богословие фарисеев было и иудейским, в каковом виде оно целиком перешло в христианство», «теология коего была непосредственным продолжением теологии учителей закона» 1065 . Это со всей строгостью применяется и к св. Павлу. «Корень большинства его христианских идей не находится ли в прежних верованиях? Вся его система – в действительности – не есть ли просто преобразованная и вывернутая система фарисейства?..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Протоиерей Стефан в приключенческом жанре продолжает описание жизни Адама после изгнания из Рая. «Адам, сказано, поселился против Рая. Вполне понятно его желание остаться поблизости Рая. У врат Рая стоял ангел с огненным мечом. Естественно думать, что Ангел не мог стоять годами. Что-то должно было вынудить Адама оставить это место и идти дальше» 1062 . Литературный критик мог бы оценить тонкое знание автором-священником психологии и физиологии ангелов-херувимов. При этом «естественные» рассуждения о сверхъестественном, Богом установленном, явлении ничуть не выбиваются из общего стиля авторского повествования. Что же было с Адамом дальше? Послушаем с интересом. «Начал, по воле Божией (как не отметить глубокое благочестие нашего писателя-фантаста! Без воли Божией ведь и волос бы не упал бы с главы Адама – прот. К.Б.), наступать залив, и залил территорию Рая и всю окружающую местность. Куда же мог идти Адам? На север? Но там преградил путь многоводный Евфрат. С востока наступали воды залива, так называемая в геологии трансгрессия моря. На западе была бесплодная песчаная пустыня Аль Хаджар. Оставалось единственное направление – идти вверх по правому берегу Евфрата и остановиться там на возвышении, как только остановилось наступление вод залива» 1063 . Пророк Моисей умалчивает о трансгрессии моря и бегстве от него Адама? Не беда. Займём у о. Стефана немного воображения и восполним этот «изъян» в Божественном Откровении. Заодно узнаем в свете последних научных открытий новые подробности про детей Адама. «Кто же такие неандертальцы по Богооткровенному учению? Это потомки Каина – каиниты, потерявшие красоту первозданного Адама» 1064 . Итак, с каинитами всё ясно. Они идентифицированы «по Богооткровенному учению» о. Стефана как неандертальцы. Соответственно, потомки Сифа отождествляются с кроманьонцами. Нужно научное обоснование? Пожалуйста. «Палестинские раскопки последних десятилетий и радиоактивный метод определения возраста костей установили, с полной достоверностью , что там обитали одновременно и неандертальцы, и кроманьонцы, и что древность найденных останков не превышает 8 тысяч лет до нашего времени» 1065 . Это утверждается «с полной достоверностью».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Знамения первого типа чаще встречаются у летописцев. Их алогичность, пугающее отклонение от привычных закономерностей знаменовали в сознании древних русичей, как правило, грядущие беды и несчастья. Так, автор «Повести временных лет» под 1063 г. сообщает, что Волхов в Новгороде в течение пяти дней тек вспять, и истолковывает: «Се же знаменье не добро бысть, на 4-е бо лето пожже Всеслав град» (ПЛДР 1, 176). В те же времена были и другие недобрые знамения. На западе семь ночей появлялась «звезда превелика, луче имущи акы кровавы…». Летописец полагает, что она предвещала многие междоусобицы «и нашествие поганых на Русьскую землю…» (178). Не к добру, считает Нестор, было и другое знамение-выловленный рыбаками мертвый ребенок со срамными частями на лице. Подобные апокалиптические знамения отмечает он и под 1091 и 1092 гг. Вспоминая об аналогичных видениях в библейские и в ранневизантийские времена, Нестор делает вывод: «Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етеромь чим [или в чем ином], не на благо бывают, но знаменья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть проявляютъ» (178). Встречаются в летописях и указания на нейтральные знамения, характер которых (ко злу или к добру) неизвестен летописцу. Тем не менее он считает своим долгом описать их. Таковы, в частности, небесно-световые образы. Это им необычайное сияние в ночное время, им видения солнца или луны в сопровождении какихлибо сияющих дуг, дополнительных светил и т. п. Так, под 1104 г. «Повесть временных лет» сообщает: «В се же лето бысть знаменье: стояше солнце в крузе, а посреде круга кресть, а посреде креста солнце, а вне круга обаполы (по обе стороны) два солнца, а над солнцем, кроме круга, дуга рогома на север; тако же знаменье и в луне…» (272). Вставляя время от времени подобные сверхъестественные визуальные символы в описание хода исторических событий, автор как бы напоминает читателям, что ход этот не произволен, а протекает под постоянным присмотром и по воле божественных сил, которые и извещают о себе знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010