Здесь нужно отметить, что привлечение этого материала для решения вопроса о жизни Метафраста, независимо от всего, обличает глубокую начитанность автора в литературе и свидетельствует о той способности, которая уже была отмечена – именно, о даре вычитывать в источниках то, чего другие не подозревали или на что не обращали внимания. Так как время написания жития Павла Латрского определяется самим его содержанием и относится к 996 году, и так как оно богато историческими данными, то само собой разумеется, из него можно извлекать данные и для темы автора – о жизни Метафраста. Но все эти данные опять-таки приводят к самому концу X века и, следовательно, с трудом могут быть согласованы с предыдущими выводами: если Метафраст, автор жития св. Феоктисты, родился около 880 года, то едва ли он же мог писать житие св. Павла в самом конце X века. Приведённый разобранными материалами, которые подкрепляются категорическим свидетельством Яхьи Антиохийского, к заключению, что Метафраст жил в конце X века и что он же был и составитель хроники магистра и логофета Симеона, Васильевский не только дал спорному вопросу новую постановку, но и решил его весьма удовлетворительно. В каталоге греческих рукописей Московской синодальной библиотеки, между прочим, отмечена приписка на рукописи, содержащей жития святых, следующего содержания: «восприял конец сей последний том из десяти книг метафраз логофета месяца апреля индикта И-го в 6571 год при Константине Дуке». Как оказывается, приписка сделана в 1063 году и составляет целое откровение для вопроса о Метафрасте. Не говоря уже о том, что ею отожествляется Логофет и Метафраст, она даёт ключ к подлинным произведениям Метафраста в области агиографии, которые до сих пор не были в достаточной степени известны. Хотя имеется список житий, обработанных Метафрастом, у Алляция и хотя в патрологии Миня именем Метафраста обозначены жития, напечатанные в трёх томах, но известно всем, кто занимался житиями, что никогда нельзя быть уверенным в действительной принадлежности Метафрасту того или другого жития, помещенного у Миня под его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Les extremites se couchent. Как ни благоприятны, по-видимому, отзывы о проекте этих двух почтенных судилищ, но они, как совершенно голословные, не весьма благосклонно приняты были в светском Синодальном мире. Иное дело мнение Полоцкой Дух. Консистории. Оно также из первых по времени представления и занимает болеф 38-ми страниц 1062 . Мнение это, довольно обстоятельное и также благоприятное для проекта, принято было в означенном чиновничьем мире с рукоплесканием и тотчас же оглашено было в газетах. Стали наведываться, кто именно автор такого одобрительного мнения; и когда узнали, что виновник этого мнения член Консистории, священник Матфий Красовицкий, поручили одному из чиновников Синодской Канцелярии, уроженцу Витебскому, собрать биографические об о. Красовицком сведения, для представления оных высшей власти: едва не воздвигли ему памятник... Из епархиальных архиереев первый поспешил, по своему живому характеру, представить отзыв о проекте Преосвященный Орловский Макарий 1063 . По русской пословице, кто спешит, тот смешит, мнение Преосвященного Макария, поспешно составленное и притом, разумеется, не в пользу проекта, подало повод к грубым газетным насмешкам. В особенности, послужила предметом саркастических насмешек следующая неуместная и необдуманная фраза в его мнении: «при нынешнем сокращении приходов....... архиерейская власть так облегчена, что свободного времени должно оставаться не мало. А если присоединится к сему отнятие рассмотрения и решения судебных дел, то архиереям недряхлым и пользующимся здоровьем придется искать занятий на стороне, чтобы восполнить посторонними учеными работами скудное жалованье в 1500 рублей» (стр. 20). Не желая подвергать себя подобным насмешкам, я приступил к составление своего мнения о проекте основных положений преобразования духовно-судебной части с крайнею осмотрительностию и осторожностию. 1-го декабря я начал свой литературно-полемический труд и в половине января 1874 г., с Божиею помощию, окончил его, а 18-го февраля препроводил свое мнение в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Из этих примеров ясно видно, что и по венцам святости нельзя ещё заключать, к какому времени относится императорская чета, изображённая на стенке ковчежца, к VIII или к XI веку. II Отлагая в сторону подробности этого изображения, как недостаточные для решения вопроса о времени, к которому относится ковчежец, поищем других признаков. В числе их не могут быть забыты подробности художественные: таковы формы и взаимные отношения частей ковчежца, узоры стенок и верха. Не имея достаточных знаний в этом деле, не могу сам от себя сказать ни одного слова, решающего или сомнительного; тем менее имею права скрыть, как на этого рода подробности ковчежца глядят знатоки дела. В.В. Стасов, И.И. Горностаев, В.А. Прохоров видят в них признаки XI–XII века; г. Тилезиус, – признаки именно XI века. На тот же XI век указывают лики св. Нестора и св. Лупа, изображённые на дверце. Ещё и в X веке изображения святых делались среднего и даже малого роста; только в XI утвердился вкус в пользу большого роста, или правильнее выражаясь, стали удлинять фигуры. Таковы, например, изображения святых в сборнике житий святых Синодальной библиотеки, писанном в 1063 году 9), где, между прочим, есть и изображения св. воинов (л. 72: св. Прокопия, л. 125: св. Евдокима). Таковы же изображения святых на вратах храма св. Павла, что за стенами Рима, работы Византийской XI века (Séroux d’Agincourt, Histoire de l’art par les monuments. Sculpt. XIII–XX 8 ). На тот же век указывают, смею сказать ещё положительнее, палеографические признаки: и общий характер, и начертания некоторых из букв в надписях. Для определения общего характера можно сослаться на мозаические Греческие надписи в алтаре Софийского собора в Киеве и на надпись диска в изображении Богородицы, времени Никифора Вотаниаты (до 1081), как видно из самой надписи (у Дюканжа. Hist. Bysant. 1. стр. 163). Для определения характера начертаний отдельных букв обращу внимание наблюдателей на буквы – Буква в этой форме появляется не ранее X–XI века. Древнейший случай её употребления, из мне известных, относится к 992 году: так написана эта буква в книге Лествица Иоанна Лествичника Синодальной библиотеки 313) в выражении , Она же нарисована в Парижском сборнике поучений Григория Назианзина 1007 года 519: Silvestre Paleographie. II.) и в Служебнике той же библиотеки XII века 533. Silvestre II). Её находим не один раз в Сборнике житий святых Синодальной библиотеки 1063 г. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

с. 511, сноска 1]. И.Е. Троицким была написана серия статей, посвященных арсенитскому расколу XIII-XIV вв., в двух из которых дано подробное описание жизни и деятельности Григория Кипрского на основе сочинений византийских историков Георгия Пахимера и Никифора Григоры 25]. Автор описывает Собор 1283 г., осудивший Иоанна Векка с. 599-607]., и упоминает о присутствии на этом Соборе Григория Кипрского, будущего патриарха с. 599]. Подробно описываются события от избрания Григория патриархом Константинопольским до Влахерснкого Собора 1285 г. с. 615-645; 25, с. 1055-1063]. В работе И.Е. Троицкий уделяет большое внимание богословским спорам об исхождении Святого Духа, происходившим в период патриаршества Григория Кипрского. В центре рассмотрения данного вопроса находится Влахернский Собор 1285 г. Автор подробно описывает обстоятельства вызвавшие необходимость проведения этого Собора для повторного рассмотрения дела Иоанна Векка с. 1063-1065]. В статье подробно описан ход работы Собора с. 1065-1080]. Представлены активные участники Собора. С православной стороны участниками Собора являлись патриарх Константинопольский Григорий Кипрский, патриарх Александрийский Афанасий, великий логофет Феодор Музалон, великий хартофилакс Георгий Мосхамбар. Другая сторона была представлена бывшим патриархом Иоанном Векком, а также архидиаконами Константином Мелетиниотом и Георгием Метохитом. Важное значение имело обсуждение цитаты из творений прп. Иоанна Дамаскина (в данных словах св. Иоанн называет Бога Отца «Изводителем Духа Воссиявателя чрез Слово», в русском переводе соответствующий текст представлен в с.179-180]), которую обе стороны толковали по-разному с. 1067-1071]. Также жаркий спор возник при рассмотрении творений свт. Григория Нисского с. 1071-1074]. Иоанном Векком было упомянуто и высказывание свт. Тарасия Константинопольского об исхождении Святого Духа через Сына с. 1075]. Дискуссия не только не привела к примирению и присоединению сторонников Векка к Церкви, но и сильнее выявила расхождение между сторонами конфликта.

http://bogoslov.ru/article/6170113

Эта же формула значится во всех наших старопечатных Потребниках, напр. Филаретовском 1636 (7144) г., Иоасафа 1-го 1639 (7147) г. 519 . Но в других греческих и славянских чинах формулы этой не было. По чину блаж. Симеона XV в., при помазании произносились следующие слова: «помощь наша о имени Господнем». Формула эта тем замечательна, что она заимствована из св. Писания ( Пс. 120:2 ) и содержит в себе слова апостольского чина: помазывать во имя Господне. Смысл же ее блаженный Симеон объясняет так: священник, произнося означенные слова, свидетельствует, «что помощь (приходит) не от кого-либо другого, но только от милостивого Бога» 520 . В других чинах и этой формы слов не было. По рукописи Софийской Библиотеки 1063 XVI в., значится следующая формула: «свящается раб Бог , имя рек, маслом возрадования на здравие и на спасение во имя Отца, Сына и св. Духа» 521 . В то же время, в XIV, XV u XVI вв., существовали в Православной Церкви такие последования св. Елея, в которых краткая forma verborum, вовсе, не употреблялась, а, в качестве ее, пресвитерами, во время помазания, произносилась пространная молитва: Отче святый... Молитва сия положена в древних рукописных потребниках и служебниках XIV u XVI вв. 522 , в рукописном списке Московской Синодальной типографии, XIV в., 523 в требниках греческих, напр., харатейном Московской Синодальной Библиотеки 279) XIV в., 524 в сербском требнике той же библиотеки 372) первой половины XV в. 525 и др. В нынешнем «Последовании», во время помазания св. Елеем, в качестве формулы, пресвитерами также читается молитва: Отче святый..., изложенная modo deprecativo: «исцели раба Твоего от обдержащия его, душевныя и телесныя, немощи и оживотвори его благодатию Христа Твоего». В богослужебных памятниках Восточной Церкви молитва: Отче святый , в первый раз встречается в чине IX в., изданном у Гоара. После сего, она упоминается, на разных местах, во всех последованиях св. Елея. По чину блаж. Симеона XV в., в первый раз встречается чтение этой молитвы семь раз, каждым из семи пресвитеров по разу, – начало нынешнего ее употребления, но тогда она произносилась не во время, а перед помазанием болящего 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Закрыть «Религиозная свобода не должна идеализироваться» По словам Вахтанга Кипшидзе, вопросы защиты прав верующих все чаще носят политизированный характер в общественной жизни России и других стран 11.02.2020 1063 Вопросы религиозной свободы и защиты прав верующих все чаще носят политизированный характер в общественной жизни России и других стран. Об этом во вторник заявил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе на круглом столе в Общественной палате РФ «О дополнительных мерах по защите прав верующих», передает ТАСС. «Религиозная свобода, с нашей точки зрения, не должна идеализироваться, это творение рук человеческих, она никогда не будет реализовываться так, чтобы удовлетворять всем интересам в обществе, которые разделяют те или иные религиозные общины. Я хотел бы сказать, что мы, как Русская Православная Церковь, вынуждены свидетельствовать, что вопросы религиозной свободы в нашем обществе и за его пределами очень сильно политизированы», - сказал он. В качестве примера Кипшидзе привел ситуацию на Украине и уголовное дело в отношении участниц группы Pussy Riot, которые устроили так называемый панк-молебен в московском храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года. «Мы знаем, что вопросы религиозной свободы являются предметом борьбы в других странах, в частности на Украине, где Украинская Православная Церковь Московского Патриархата подвергается преследованиям Сталкиваемся мы с политизацией религиозной свободы и в российском публичном пространстве. Из недавних примеров я бы взял дело Pussy Riot, которое, как нам кажется, касалось защиты прав верующих нашей Церкви. Это дело было политизировано до непомерных масштабов, церковь была обвинена во всех возможных грехах, нарушении представлений о человеческой свободе. Я сам лично в свое время выступил с вполне искренним предложением разрешать дела о защите чувств верующих посредством примирения», - отметил зампред Синодального отдела. Комментируя предложение по введению института уполномоченного по защите свободы совести и вероисповедания в России, он призвал сначала деполитизировать эту тему совместными усилиями традиционных конфессий и представителей гражданского общества. «Мне кажется, что, прежде чем говорить или ставить вопрос о создании новых институтов, нам следует предпринять совместные усилия, чтобы деполитизировать вопросы религиозной свободы в нашем обществе. Для этого мы должны приложить совместные усилия и потом более предметно ставить вопрос о том, как должны развиваться правозащитные механизмы в этой области», - заключил Кипшидзе.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/11/re...

Закрыть «Это тест на самостоятельность и состоятельность российской политики» Протоиерей Всеволод Чаплин надеется, что власти Москвы не допустят проведения шествия извращенцев 27.04.2011 1063 Время на чтение 3 минуты Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду на то, что руководство Москвы не позволит провести в столице парад извращенцев. «Я надеюсь, что столичные власти будут, как и прежде, занимать твердую позицию в отношении пропагандистской акции сторонников половых извращений и не дадут этой акции состояться», - заявил отец Всеволод в интервью порталу «Интерфакс-Религия». По мнению священника, «нужно, наконец, поставить вопрос ребром: если международное право позволяет ограничение определенных прав по соображениям морали, то любые политические решения должны принимать во внимание тот факт, что моральное сознание нашего народа не приемлет пропаганды гомосексуализма, и этот факт должен быть определяющим для формирования политики и права». «Если для этого нужно изменить международно-правовые нормы, значит, нужно их менять», - выказал уверенность пастырь, отмечая, что вопрос проведения парада содомитов в Москве – это «тест на самостоятельность и состоятельность российской политики». «Ни одно уважающее себя и достойное уважения государство не позволяет себе действовать вопреки воле своего народа и предпочитать ей какие-либо иные факторы», - подчеркнул священник. Представители сексменьшинств планируют провести «гей-парад» на Болотной площади Москвы 28 мая. По словам организатора акции Николая Алексеева, столичные власти впервые согласовали проведение этого мероприятия. Однако заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова заверяет, что не давала разрешения на проведение шествия извращенцев в столице. «Их (представителей сексменьшинств) обращение подписано на мое имя. По процедуре, которая существует в правительстве Москвы, идет соответствующая работа. Мы изучаем эти предложения, и в положенный срок им будет дан ответ», - сказала она. «Я никаких ответов не давала», - добавила Л.Швецова.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/04/27/et...

мон-ре. С 1874 г. существовала школа иконописи при Жаботинском Онуфриевском муж. мон-ре. В 1873 г. в Киевской губ. насчитывалось 1413 учебных заведений разных уровней, из них ведомству правосл. исповедания принадлежали 1270 школ, в ведении Мин-ва народного просвещения состояли 112 учебных заведений. В последующие годы шло уменьшение числа церковных школ в пользу государственных. Уникальной чертой К. е. был тот факт, что даже в 1881 г., в условиях наиболее массового вытеснения церковных школ государственными, из 4,4 тыс. церковных школ Российской империи 1063 приходилось на Киевскую губ. После принятия в 1884 г. положения о церковноприходских школах число церковных школ в К. е. снова стало расти. Уже в 1885 г. в К. е. насчитывалось 1198 школ при храмах, из них 551 церковноприходская школа и 647 школ грамотности. Многие инициативы в области церковноприходского просвещения Русской Церкви берут начало в Киевской митрополии. 24 янв. 1885 г. в К. е. была учреждена должность окружного наблюдателя для церковноприходских школ, первоначально в епархии насчитывалось 58 наблюдателей. В 1888 г. учреждены уездные отд-ния Киевского епархиального училищного совета. В 1889 г. Киевский митр. Платон (Городецкий) предложил синодальному училищному совету утвердить предложенный им порядок отношений Киевского епархиального училищного совета с подчиненными ему уездными отд-ниями. Предложенный митр. Платоном вариант положения был одобрен, впосл. его использовали на общецерковном уровне. Следующим шагом в развитии школьного дела в К. е. стало введение по инициативе архиереев Юго-Западного края в 1893 г. должностей епархиальных наблюдателей школ и уездных ревизоров («наблюдателей»), что было утверждено столичным училищным советом. Нововведение затрагивало неземские (не охваченные широко земствами) губернии, т. е. Киевщину, Подолию и Волынь. Уездным ревизорам церковноприходских школ К. е. подчинялись уездные отд-ния Киевского епархиального училищного совета. Каждый уезд имел в своем составе неск.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Хотя римский епископ при этом и ссылается на никейский, т. е. сардикский – собор, но притязания, которые он предъявляет, далеко выходят из того, что было определено в Сардике. Он притязает не только на право решать о допустимости нового синодального рассмотрения, но прямо на судебную власть во всей церкви, как в первой, так и высшей инстанции. Истинным источником этих притязаний, справедливо заметил Зом 1058 , был не сардикский собор, но учительная власть римского епископа, которая в виду его высшего духовного авторитета в церкви в продолжение долгого времени должна была превратиться в правовую власть в области, как законодательства – установление общих норм, – так и суда – установление норм для каждого отдельного случая 1059 . Около половины V века цель была достигнута. Закон Валениниана III от 445 г. утвердил за римским епископом не только высшую судебную власть, но вместе с тем и полную, подчинявшую ему все другие духовные власти правительственную власть над церковью всей западной империи и предоставил к его услугам brachium saeculare 1060 . Констанций был любимым сыном Константина 1063 и от него унаследовал лучшую часть его личности. По натуре справедливый и щедрый 1064 , попечитель подданных, ценящий верную службу, он был недоверчив только в отношении посягательств на свою власть, слабость, приводившая его нередко к многим эксцессам 1065 . Царствование Констанция было исполнено чрезвычайных затруднений. Не прекращавшиеся церковные смуты, гибель двух братьев, выступление узурпаторов и все более угрожающая опасность со стороны Персии ставили на пути государства могущественные препоны. Это служит оправданием тем репрессиям Констанция, которые ставят ему в вину его современники. Своей императорской власти Констанций, как и его отец, знал настоящую цену и не много уделял из нее народу 1066 . Но с этим самодержавием у него было связано представление о высоких обязанностях, налагаемых саном. Отсюда во блага общего он не раз – например, в персидских походах – подвергал себя великим лишениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

– Буква в этой форме, по наблюдениям Монфокона, есть принадлежность памятников IX и следующих веков (Palaeographia: стр. 337), нельзя, впрочем, сказать, исключительная, потому что и в XI веке употреблялась та же буква в форме Ξ (Бöка Corpus inscription, IV: 8713, 8716:8718). Мне известна эта форма буквы в Лествице Синодальной библиотеки 992 года, в Беседах Иоанна Златоустог о 1006 года той же библиотеки 75), в вышеупомянутом сборнике житий святых 1063 года, в надиси над вратами св. Петра в Палермо 1081 г. ( Gualteri, Sicil. Antiq. стр. 96). – Что касается до буквы в Форме Ψ, то хотя мне и неизвестно ни одного случая её употребления, тем не менее, на основании перемен в написании этой буквы, позволяю себе думать, что эта форма есть явление довольно позднее. Припомню ещё, что ω с хвостом внизу употребляется в глаголице. Палеограф может сверх того заметит, что такое правильное и подробное обозначение знаков надстрочных, какое видим в надписях ковчежца, не указывает на VIII век, к которому бы надобно было отнести этот сосуд, если бы императора Константина считать Константином Копронимом. III Изображение императорской четы на стенке ковчежца важно для археолога ещё и по общей постановке своей: императорская чета изображена благословляемой руками Спасителя. Есть почти такие же изображения императора Романа и его супруги Евдокии, и императора Никифора Вотаниаты, и его супруги Марии (оба отмечены выше). Нет сомнения, что такие изображения, не определяя собственно века, дают знать о годе, к какому относятся. Они уместны более всего, как память о венчании; изображение Романа и Евдокии может быть поэтому отнесено к 1068 г.; изображение Никифора и Марии к 1078 г. Так, если бы на стенке ковчежца был изображён Константин Копроним с Евдокией, то изображение могло бы быть отнесено к 769 году, а если бы Константин Дука с Евдокией, то к 1059 году. Нет ли же данных, которые бы помогли решить, какой из этих двух Константинов изображён на ковчежце? Что изображён не Константин Копроним, можно думать только на основании одного данного: Константин Копроним был жестокий гонитель икон, и не позволил бы изобразить при себе образа Спасителя. При этом представляется ещё: Константин Копроним венчал свою третью супругу Евдокию на двадцать восьмом году царствования, следовательно, кажется, не мог бы в это время быть изображённым с державою без креста. Возможно было представить императрицу Евдокию и детей с державой без креста, когда императором самодержавным был Василий. Возможно было представить с державой без креста и Константина Дуку, когда ещё жив был император Исаак Ангел, назначивший его на своё место и удалившийся в монастырь. Он умер уже в 1061.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010