Паул, святый апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофию писание, глаголаше: Чадо, Тимофию, еже слыша от Мене многы послухы, то же предажь и верным человеком, иже довольно будуть и ины научити 1063 . И блаженный апостол Лука евангелист глаголеть, к Феофилу писаше, глаголя: Понеже мнози начашя повести деяти о известных вещех, бывших в нас, изволися и мне, ходившю исперва и по всех писати тебе, державный Феофиле, да разумееши о нихже начя (начат) Иисус творити же и учити 1064 . К тому Феофилу написа Деяния апостольска и Евангелие святый апостол Лука. Потом многих святых писати начяша житиа и мучения. Такоже и аз, худый мних Ииаков, слышав от многих о благовернем князе Володимери всея Рускыа земля, о сыну Святославле, и мало събрав от многых я (от многиа) добродетели его написах, и о сыну его, реку же святую и славную мученика Бориса и Глеба, – како просвети благодать Божиа сердце князю рускому Володимеру, сыну Святославлю и внуку Игореву, и възлюбивый (възлюби и) человеколюбивый Бог, хотяй спасти всякаго человека и в разум истинный прийти, и вжада святого крещениа. Якоже жадает елень на источникы водныя 1065 , тако вжада благоверный князь Володимер святого крещениа, и Бог сътвори хотение его. Пишеть бо: Вълю боящихся его сътворить, и молитву их услышить, и спасеть я 1066 ; и сам рече Господь: Просите и приимите, ищите и обрящете, толцете и отверзется вам; всяк просяй приметь (приемлеть), ищай обрящетъ, толкущему отверзается (отверзется) 1067 ; и пакы рече: Иже веру иметь, крестится и спасен будеть, а иже веры не имать, не крестится, уже осужден будеть 1068 . Взыска спасениа, и прия от бабе (о бабе) своей Олзе, како шедши ко Царюгороду, и прияла бяше святое крещение, и пожи добре пред Богом, всеми добрыми делы украсившися, и почи с миром о Христе Иисусе и в вере блазе. То все слышав князь Владимер от бабе своей Олзе, нареченней в святом крещеньи Елена (Елене), тоя и житие подража (такоже и) святыя царица (свята царици) Елены (матере великаго царя Костянтина житию ревнуя всем и) блаженныя княгыни Олги, то слышав Владимер, разгарашется Святым Духом сердце его, хотя святого крещениа. Видя ж Бог хотение сердца его, провидя доброту его и призри (призре) с небесе милостию Своею и щедротами и (к – нет в другом списке) в Троици славимый (Бог, Отець и Сын и Святый Дух, на) князя Володимера, испытая сердца и утробы, Бог праведен, вся прежде ведый и просвети сердце князю Рускыя земля Володимеру приати святое крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Эти заботы входили в обязанность его жены, которая вся предавалась этому делу тем с большим рвением и самоотверженностью, что все пути к общественной деятельности были для нее закрыты. Византийский идеал женской скромности и стыдливости требовал от женщины безвыходного пребывания в доме; если ей позволялось выйти, например, во время религиозных процессий, хождений с иконами 2852 и пр., то не иначе, как под покрывалом. Случаи, когда женщины без этой предосторожности выходили из дома, не закрывая лица от взоров мужчин, были чрезвычайно редки, вызывались какими-нибудь исключительными обстоятельствами и каждый раз отмечались как события из ряда вон выходящие. До какой степени случаи появления женщин без покрывала на улицах столицы целыми масса ми были редки, можно судить по тому, что в течении всего XI в. повторились всего трижды: первый раз во время возмущения против Михаила Калафата, когда женщины представляли собой невиданное дотоле для многих зрелище, выбежали из домов, били себя в грудь и кричали, возбуждая ярость толпы против Калафата; 2853 второй раз при осаде Византии Львом Торником в 1047 г., когда в смятении, вызванном этой осадой, приняли участие женщины; 2854 третий раз, наконец, во время землетрясения 23 сентября 1063 г., когда женщины под впечатлением страха забыли стыд, выбежали из домов под открытое небо и голосили, призывая Бога на помощь. 2855 Исключая этих и им подобных массовых нарушений приличия, появление в публике какой-нибудь женщины без покрывала служило внешним признаком принадлежности ее к разряду гетер; 2856 женщина же, дорожившая репутацией, могла это сделать только в страстном порыве, доводившем до забвения действительности. 2857 Если, таким образом, византийский этикет и приличия не дозволяли женщине показаться на глаза постороннему мужчине, заключали ее в доме, где кроме мужа и самых близких родственников она из мужчин могла видеть только приставленных к ней евнухов, то тем более этот же этикет и эти приличия делали несообразным всякое вмешательство женщины в сферу политической и общественной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1062 § 1. Одностороннее или двустороннее брачное обещание, которое называют обручением, регулируется партикулярным правом, установленным конференцией Епископов с учётом местных обычаев и гражданских законов, если таковые существуют. § 2. Брачное обещание не даёт права на предъявление иска, требующего заключения брака; однако возможен иск о возмещении убытков, если таковое требуется. Глава I. О пастырском попечении и о том, что должно предшествовать заключению брака (Caput I. De cura pastorali et de iis quae matrimonii celebrationi praemitti debent) 1063 На душепастырей возложена обязанность заботиться о том, чтобы их церковная община оказывала верующим помощь, благодаря которой супружество сохранялось бы в христианском духе и совершенствовалось. Прежде всего эту помощь следует оказывать: – проповедью,катехизацией, приспособленной для подростков, молодёжи и взрослых, в том числе и через средства массовой информации, благодаря которым верующих наставляют о значении христианского брака и об их обязанностях как супругов и христианских родителей; – личной подготовкой ко вступлению в брак, посредством которой жених и невеста должны уяснить себе святость и обязанности своего нового статуса; – плодотворным литургическим обрядом венчания, в котором выявляется, что супруги символизируют собою тайну единства и плодоносной Любви между Христом и Церковью и сопричаствуют этой тайне; – помощью, предоставленной обвенчавшимся, дабы они, верно храня и блюдя брачный союз, день ото дня жили всё более святой и полной семейной жизнью. 1064 Обязанность местного Ординария – позаботиться о должной организации этой помощи, прислушиваясь – если это окажется полезным – и ко мнению мужчин и женщин, чья опытность и искушённость несомненны. 1065 § 1. Католикам, ещё не принявшим таинства конфирмации (миропомазания) следует принять его прежде, чем они будут допущены к бракосочетанию, если это не вызовет серьёзных затруднений. § 2. Чтобы таинство брака было принято плодотворно, брачующимся настоятельно рекомендуется приобщиться к таинствам покаяния и святейшей Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

126 В русском переводе Ч. II. стр. 317. Здесь исчисляются митрополии и архиепископии, но нет исчисления епископий, подведомственных каждому митрополиту. 127 Так по изданию Амстердамскому; но в первом издании показан год 6321. И потому Лев Аллаций относил сие постановление не к Имп. Льву Философу, но ко Льву Армянину. De Ecclesiæ Occident, et Orient, perpetua consensione. 1648. p. 425. 129 Сверх того, на 31-м м. поставлена митрополия Селевкийская, вероятно, та самая, которая, в последствии, со всем округом своим отделена от Патриаршества Антиохийского, как сказано в конце самого постановления Имп. Льва. 130 Напр. о митрополиях Фивской и Серрской (58 и 59 в постановлении Льва) свидетельствует Нил Доксопатр (1143 г.) что первая из них имела под собою 3, последняя 57 епископий. Lemoyne Varia Sacra Т. II. p. 260. 131 Патриархов с именем Константина, после Импер. Льва Философа, было двое: одни между 1059 и 1063 гг, другой 1154–1156 гг. 132 За исключением Селевкийской митрополии, которой у Нила не достаёт. О сей митрополии см. выше примеч. 14. 133 Le moine p. 253. Мы не утверждаем, что при Ниле не считалась ещё митрополия в России; но хотим сказать только то, что список митрополий, им представленный, должен быть древнее учреждения митрополии в России. 147 Подробное изъяснение приводимых мест см. Твор. св. Отц. в Русск. перев. 1849 г. книж. 2. Прибавления стр. 240–244. 150 In Ioh. Hom. II. p. 12. Подобное объяснение находим у Иеронима. Λγος, говорит он, multa significat. Nam et verbum est, et ratio, et cavsa uniuscujusque rei, per quain sunt singula, quæ subsistent: quæ universa, прибавляет он, recte intelligimus in Christo. In Ioh. I. 1. 209 Евангелист приводит не все слова пророчества, именно: у него не читаем следующих слов: но воистинну изнесет суд, возсияет, и не потухнет. Так как Евангелисту нужно было показать, что повествуемое им дело Спасителя – дело глубочайшего смирения было предречено Исайею: то он и приводит только те слова пророчества, в которых изображается смирение Господа; а те, в которых говорится о Его неослабной ревности и твёрдости в деле проповедания ( Ис.42:4 ), опускает.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При разборе приведённых из Писания образцов в авторе сказывается прежний учитель риторики 1063 . Всё своё внимание сосредоточивает он на внешнем строении речи, указывая на правильную последовательность и округлённость периодов, на соразмерность членов (membra) и запятых (μματα, caesa), восхищаясь плавным и гармоничным течением слова. Современный риторический вкус едва ли тронется теми формами красноречия, которыми восхищается автор «Христианской науки». Но это восхищение будет понятно для нас, если мы обратим внимание на законы и вкусы древней риторики. «Требования древних по отношению к внешнему строению ораторской речи отличаются от требований, предъявляемых нашею современною критикою. Под влиянием логического образования мы утратили чувство красоты и музыкальности периодического течения речи, не можем и не умеем восхищаться плавными, строго соразмерными периодами: требования наши по отношению к стилю крайне ограничены… А древние и от ораторской прозаической речи требовали соблюдения правильного размера, напоминающего некоторым образом размер речи поэтичесой или стихотворной… Период у древних представлял из себя округлённое и с внешней звуковой стороны целое, в котором было известное определённое количество слогов и звуков, и они следовали одни за другими в порядке, требуемом законами музыкального благозвучия…» 1064 . Таким образом, блаженный Августин стоит на уровне современной ему риторической науки, когда, разбирая взятые им из Священного Писания образцы красноречия, высказывает такие суждения, которые нашей современной критике «могут показаться изысканными и мелочными» 1065 . Впрочем, указывая внешние красоты слова, присущие богодухновенным писателям свящ. книг, автор не упускает из виду и той внутренней силы, которою произведения этих писателей отличаются от произведений светских ораторов; даже более того: он сознаёт, что было бы «напрасно с риторическою указкою искать красоты в библейских книгах и речениях» 1066 , и что сила здесь не в соблюдении тех или иных требований риторики, а в глубоком действии истины, «находящей себе достойную внешнюю форму» 1067 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1057 Эта ремарка Составителя, видимо, вызвана тем, что Иисус Христос любил применять подобного рода слова к «огрубевшим сердцем» книжникам и фарисеям; ср.: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» ( Мф. 13:13 ). 1059 Намёк на мессианские ожидания иудеев, связанные с представлением о Мессии как о земном царе, который обеспечит торжество евреев над другими народами. 1062 Вновь звучит весьма характерная попытка «оправдания» языческого прошлого своего народа, призванная обосновать приоритетную избранность новых народов в приобщении к христианскому учению и благодати. 1063 Антииудейская направленность этого фрагмента ясно не выражена, но она, тем не менее, присутствует в тексте. Согласно представлениям иудаизма, прямым верховным покровителем иудеев является сам Господь, тогда как за остальными народами закреплены ангелы-хранители. Здесь же, в евангельском духе, проводится мысль о равенстве всех народов в распределении над ними небесного попечительства. Выражение «ко всем народам приставлены ангелы» соответствует словам Епифания Кипрского «к каждой твари (созданию) ангел приставлен», воспроизведённым в «Повести временных лет» (ПСРЛ. Т. 2. С. 262–263). 1065 Сюжет о научении Моисея премудрости архангелом Гавриилом читается в Хронографической редакции Палеи и в «Речи философа» из «Повести временных лет» (см.: ПСРЛ. Т. 1. Стлб. 94–95). Сначала этот факт был расценён как доказательство влияния Палеи на летопись. Но В. М. Истрин привёл убедительные факты в пользу того, что даже не во всём совпадающие между собой детали жизнеописания Моисея в разных редакциях Палеи восходят к общему источнику, представлявшему собой какую-то полубиблейскую, полуапокрифическую историю Моисея, но к этому же источнику восходят и летописные сведения о Моисее. А. А. Шахматов также склонялся к тому, что в части совпадений с «Речью Философа» одним и тем же источником мог пользоваться писец и создатель палейный текстов (см.: Истрин–1906. С. 97; Шахматов–1904. С. 8; Шахматов–1940. С. 131–136). Для нас в данном случае важно, что Составитель знал эти апокрифические подробности и воспроизвёл их в своём авторском тексте. Вставка характеризует широту его кругозора, поскольку в этом, как и во многих других случаях, автор оперирует внепалейным материалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Вы же, котории Саулу житием подобии, не возлагайте вину на своих богомольцев, не глаголите: не возмогоша, егда вы сами о себе не радите и небрежете о спасении вашем. Не возмогоша они за неверие ваше. 1062 В поучении 18 октября на тему «любите враги ваша», Димитрий поясняет, что это не те враги, «иже воюют на отечество наше христианское и враждуют на благочестивую нашу веру», и приводит ответ первоучителя славянского Кирилла на подобный же вопрос сарацинов. 1063 В поучении 26 октября проповедник говорит, что царь высок во смирении, и когда он повелевает страстями. 1064 Сухое схоластическое построение проповедей, произнесенных за это время, разнообразится неожиданными уподоблениями вроде: Меррою (горькою) и аз грешный любовь вашу потчую, опасаюся, да некто на мя возропщет. Вложим убо и мы древо в нашу Мерру, да усладится... Христос пьет чашу смертную. За чье здравие? За здравие врагов своих грешников... Мнех аз, яко премудрость призовет на пир свой людей мудрых философов, феологов, витий добровещанных... царей, князей, владык, а вси то головы разумные: мних, яко поне пять дев мудрых евангельских призовет (тех)... но мудрии то сами ведят, что добро, и улучат на пир той, аще по мни восхощут... Сколько бы бесов в легионе ни было, «то худо, яко и един бес попущением Божиим много беды сделает... толикое же их множество... чесого не сделают»? 1065 Для оживления же введены и диалоги, и риторические вопросы с ответами: Павле святый, не изнемогл ли еси в том написании вере похвал (верою Раав блудница не погибе. Евр. 11:31 )? Поразсмотри, добре ли пишеши и глаголеши, егда единое окаянное нечистое женище блудницу соравнил еси... с Божиими угодниками? Аще Христос есть стена града... мерь убо за мене ты, Ангеле, Христа мерь, колико есть велико величество Его. Давид глаголет: путь неправды остави от мене... Давиде святый, толико ли воспечаловал еси о гресе твоем, яко едва ума не изступил еси, веси ли что глаголеши? Не добре глаголеши: люди тя осудят; се судит тя святый Амвросий глаголя: не глаголет Давид, остави мене от пути неправды, но путь неправды остави от мене. Исправися убо, Давиде святый, и рцы: Господи, остави мене от пути неправды! а Давид никакоже слушаяй нас... Давиде святый! всяк человек разумный, камо идый, аще увесть на коем пути разбой велик, обходит его и минует издалеча, а не о том просит, дабы той путь на иное место был с разбойниками пренесен; а пойдет ли кто путем, на нем же весть разбой, разумен ли той будет? не сам ли беды своея будет виновен?.. Сам разсуди, Давиде святый, как лучше, путь ли злый минути или просити дабы той путь прочь с разбойниками был на иное место перенесен?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1065). По закону завещание должно быть явлено живущими в России в течении годичного срока, живущими заграницей – в течении двухгодичного срока, считая срок со дня смерти завещателя; по иссечении же указанного срока не принимаются к явке и считаются ничтожными (– ст. 1063 и 1065). Впрочем, если указанные сроки пропущены или по неизвестности о существовании завещания, или по другой законной причине: в таком случае наследникам предоставляется право иска до истечения общей земской давности, считая оную также со дня смерти завещателя (– ст. 1066). Выполнение завещания или, что то же, ввод во владение по духовным завещаниям производится на основании общих правил, о вводе во владение по наследствам постановленным (– 1097). В обеспечение прав наследников принимаются, по открытии наследства, меры к охранению оставшегося имущества (– 1224). Средства охранения прав наследников суть; 1) опись оставшегося после умершего имения, опечатание и сбережение оного до явки наследников и 2) вызов наследников (– ст. 1225). 1) Один из важнейших церковных доходов, это доход от продажи восковых свечей. Право продавать восковые свечи предоставлено было исключительно церквям; частным же торговцам продажа этих свечей была запрещена (Высоч. именн. ук. 28 февр. 1771 г.). Действующими узаконениями относительно церковно свечной продажи требуется, чтобы гуртовая продажа (весом, а не счетом, и притом не менее 20 фунтов) производилась при церквях, но единственно для снабжения свечами других церквей. Дозволяется, кроме того, производить гуртовую продажу восковых свечей с фабрик, в тех лавках, где единственно торгуют воском и разными восковыми свечами, на городских и сельских ярмарках. В лавках же так называемых мелких и во всех лавках, имеющих другие товары, кроме свеч, привозимых по временам на сельские и городские ярмарки, гуртовая продажа свеч запрещается. Розничная продажа церковных свеч (счетом) предоставляется исключительно в пользу церкви и имеет быть не иначе производима как при церквях. Посему продажа восковых свечей в розницу и счетом запрещается во всех лавках и лавочках, также на торгах и ярмарках 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

По-видимому, отмеченные С. М. Зариным моменты действительно в этой работе, напоминающей принципиальные установки П. Абеляра 1061 , И. В. Поповым еще не были проработаны в полной мере. Но в позднейшем исследовании о св. Иоанне Златоусте относительно созерцательной и деятельной любви он выскажется с большей определенностью… «Естественный нравственный закон» – работа, по-своему, очень знаменательная. Она свидетельствует об упорном стремлении русских богословов конца XIX века связать откорректированный кантовский принцип автономного нравственного закона с откровением Божественной Любви, и митр. Антоний (Храповицкий) , В. И. Несмелов, М. М. Тареев и И. В. Попов рассуждают принципиально в одной общей парадигме… Однако если Несмелов строит свою религиозную антропологию на основании анализа сознания и абстрагируясь от чувственных представлений, то Попов движется как раз через анализ последних и эмоциональной сферы. Он полагает, что нравственные типы и идеалы создаются под влиянием опыта и чувства нравственной ценности; их развитие обусловлено процессом абстрагирования и через него создается идеал полного, постоянного и всеобщего единения воль. Патрологические исследования И. В. Попова , как уже говорилось выше, в равной мере интересовали как восточные, так и западные церковные писатели, главным образом первых пяти столетий, хотя исследование о блж. Августине и оказывается в его творчестве центральным. В патрологических трудах Попова несомненно отразились его общетеоретические интересы и симпатии, и поэтому мы попытаемся кратко зафиксировать те выводы, к которым он в них приходит. Богословский идеал св. Афанасия Александрийского представляет, согласно И. В. Попову , «дальнейшее развитие и платоническое истолкование сотериологии св. Иринея, возникшей на почве харизматических явлений древней Церкви. Все отличительные особенности учения св. Афанасия о спасении сводятся к влиянию платонизма и удобно объясняются отсюда» 1062 . Однако достаточной определенности в сотериологической теме св. Афанасию достичь не удалось. В связи с этим Попов делает весьма ответственный вывод общетеоретического характера. «Вменение искупительного подвига Спасителя всем верующим, – пишет он, – составляет один из труднейших богословских вопросов, не поддающихся рациональному выяснению. Поэтому переход благ воплощения с личности Богочеловека на верующих в Него в патристической литературе по большей части лишь констатируется, но редко возводится в философски обоснованную теорию. В воззрениях св. Афанасия этот пункт также отличается большой неясностью» 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

Следовательно, никакой метаморфозы не было. В таком случае необходимо предположить, что он усвоил себе взгляд самого автора глав, который определял их значение если не исключительно, то по преимуществу их полемическою целью, как проти­вовес несторианской доктрине в самой крайней стадии ее развития 1059 . По­добное понимание было не противно воззрениям Феодорита: он восставал против послания «То Σωτρος» единственно из желания устранить его догматическую компетенцию в качестве истинного комментария Никейской веры. В этом смысле он агитировал в Эфесе в тридцатых годах пятого столетия, с этою же мыслию и по тем же побуждениям он пре­дупреждал Домна относительно анафематств в 419 году 1060 . В виду указанных сейчас соображений нужно думать, что Киррский епископ своим мнением признал главы св. Кирилла лишь подле других дог­матических авторитетов, изобличающих несториан 1061 . Основными памятниками были для него символы Никейский и Констан­тинопольский; правильным толкованием их – томос Льва В. в поло­жительной и полемической частях; дополнением к ним служило послание «То Σωτρος», как предотвращающее опасность искажения Никейского ρος’а в несторианстве 1062 . Феодорит несколько уступил, но чисто в формальном отношении, а в существенном остался верен себе, верен своим формулам: δο φσεις, ν πρσωπον, νωσις σγχυτος κα διαρετος. Как бы то ни было, Киррский пастырь еще более располагал к себе отцов, давая им прочную опору для своего оправдания, ибо он мыслил согласно с столпами благочестия. Требовалось еще показать свою солидар­ность с собором, – и это случилось в торжественном (шестом) засе­дании 25-го октября в присутствии Маркиана. Поставлен был вопрос об утверждении Халкидонского вероопределения. Феодорит принял его обыч­ным: « ρσας πγραψα " 1063 . В этой краткой фразе вылилась вся душа Киррского епископа: он подписывал свое собственное создание, – тот са­мый символ, который вышел из-под его пера в 431 году 1064 . Не на­ходясь между членами комиссии по делу выработки нового изложения, он был там духом и властно направлял составителей: Анатолий воспроиз­водил Феодорита и часто даже совершенно буквально 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010