В 1-й пол. XI в. Багдад, охваченный суннитско-шиитскими смутами и вооруженными выступлениями городских низов (айяров), нередко выходил из-под контроля офиц. властей. В 1018 г. халиф аль-Кадир (991-1031), делая акцент на верности исламу «благочестивых предков» (салафов), обнародовал «Послание аль-Кадира», иногда именуемое «суннитским Символом веры». Оно было направлено прежде всего против умозрительного богословия и шиитских убеждений. В 1055 г. И. был захвачен тюрк. племенем сельджуков: сельджукид Тогрул без боя вступил в Багдад. При сельджуках ведущую роль в управлении страной играло хорасанское чиновничество, усилиями к-рого была создана развитая бюрократическая организация. Наиболее заметными представителями хорасанцев были везиры аль-Кундури и Низам аль-Мульк. Под их патронатом возникли духовные уч-ща - медресе (первое учреждено в Багдаде). Однако эта политика, стимулировавшая теологические споры с шиитами, приводила также к столкновениям между приверженцами различных правовых школ ( мазхабов ) и богословских направлений в суннитском сообществе. Торжество суннитской ортодоксии сказалось и на статусе иноверцев. Низам аль-Мульк в «Книге о правлении» советовал не допускать к руководящим должностям не только христиан, иудеев, зороастрийцев, но и шиитов. При этом он ссылался на примеры Тогрула (1055-1063) и Алп-Арслана (1063-1072) и сетовал на несоблюдение подобных мер предосторожности при Малик-шахе (1072-1092). Монета династии Аббасидов. 1244 г. (Британский музей, Лондон) Монета династии Аббасидов. 1244 г. (Британский музей, Лондон) На рубеже XI и XII вв. перерождение военного икта в подобие удельной системы усилило позиции отдельных членов сельджукидского дома и способствовало возникновению сильных центробежных тенденций. После смерти Малик-шаха, правление к-рого считается пиком могущества династии, началась затяжная междоусобица. На фоне деградации власти последних Сельджукидов возрос военно-политический авторитет Аббасидов. В сер. XII в. Аббасиды контролировали практически весь И.

http://pravenc.ru/text/673821.html

Составление записок производилось не ранее 1059 г., после вступления Лихуда на патриарший престол, как это видно из прямых указаний. Автор говорит, что о Мономахе он писал «по памяти»,2 а в рассказе о посольстве к Комнину (1057), когда речь заходит о Лихуде, который однако же по имени и здесь не назван, вставляет замечание, что потом он занял патриарший престол, и этим показывает, что, когда он писал, вступление Лихуда на престол было уже совершившимся фактом. Что не только окончание первой части записок (время Комнина), но и начало (время Василия II и его преемников) написано не ранее 1059 г., об этом можно заключать из заявления Пселла, что он избегал подробностей, для описания которых потребовалось бы продолжительное время, 76 другими словами, что он выполнил свой труд в короткое время; этого автор не мог бы сказать, если бы между началом труда и его окончанием был значительный промежуток. Получается, таким образом, крайний предел, за который не восходят записки по времени своего появления на свет, именно 1059 год. Другой крайний предел не требует разысканий, если только верна мысль, что под другом, по просьбе которого составлены записки, имеется в виду Лихуд. Константин Лихуд скончался в 1063 г., следовательно, и записки не могли явиться позже этого срока. Но если бы даже признана была неосновательной догадка, что записки составлены по просьбе патриарха Лихуда, то и в таком случае пришлось бы раздвинуть рамки лишь на четыре года – вместо 1063 поставить 1067 (год смерти императора Константина Дуки), так как во второй части записок есть намек, что первая известна Константину Дуке. Различие побуждений при написании обеих частей записок отразилось на различии в их характере, при некоторых чертах сходства. Общая их черта та, что автор в той и другой части не задается целью делать подробное описание событий в хронологически последовательном порядке. Задача его – изложить главное, не вдаваясь в подробности, и изложить это не по годам, а в той последовательности, в какой память воспроизводила перед его умственным взором картины минувшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Точная дата начала поездки Л. во Францию неизвестна. В жизнеописании сообщается, что он с группой друзей и учеников навсегда покинул Павию, переправился через Альпы и направился «в пределы Галлии» в правление франц. кор. Генриха I (1031-1060) и Вильгельма II, герц. Нормандии (1035-1087), который впоследствии стал англ. кор. Вильгельмом I Завоевателем (1066-1087); т. о., странствия Л. по франц. и нормандским землям могут быть приблизительно датированы 2-й пол. 30-х - нач. 40-х гг. XI в. (см.: Gibson. 1993. P. 668). Возможно, во время поездки по Франции Л. побывал в Туре и в Шартре, к-рые славились мон-рями и школами; в течение некоторого времени он жил и преподавал свободные искусства в г. Авранш в Н. Нормандии; не исключено, что он посещал также находившийся близ этого города мон-рь Мон-Сен-Мишель. Др. подробности о жизни Л. в Нормандии до возникновения у него намерения стать монахом и приезда в мон-рь Бек неизвестны (ср.: Cowdrey. 2003. P. 9-10). Л. в монастырях Бек (1042-1063) и Сент-Этьен (1063-1070) Содержащиеся в жизнеописании Л. сведения о его обращении к монашеской жизни повторяют нек-рые распространенные агиографические шаблоны, вслед. чего среди исследователей нет единства в вопросе о том, насколько эти сведения соответствуют действительным событиям (ср.: Ibid. P. 11-12). Согласно автору жизнеописания, Л. начал тяготиться суетными знаниями, мирской славой и почитанием от учеников; он принял решение поселиться в отдаленной монашеской обители, где бы о нем никто ничего не знал. Отправившись с неизвестными целями в Руан, бывший в то время одним из важнейших городов Нормандии, Л. около р. Риль был схвачен разбойниками, ограблен и оставлен связанным в лесу. В жизнеописании приводится молитва, с к-рой Л. обратился к Богу; в ней Л. с горечью отмечал, что он, изучив всю мирскую науку, не научился тому, как надлежит молиться Богу. Прося избавить его от неминуемой смерти, Л. обещал посвятить себя исправлению собственной жизни и наставлению других в служении Богу. Утром Л. нашли местные жители; в ответ на просьбу Л. указать наиболее простой из близлежащих мон-рей, они посоветовали ему направиться в мон-рь Бек, незадолго до этого основанный аббатом Эрлуином († 1078). Прибыв в мон-рь, Л. встретил аббата Эрлуина, который собственными руками строил хлев для скота. Придя в восхищение от простоты и строгости жизни в мон-ре, Л. решил остаться в нем; после надлежащих испытаний и наставлений в монашеском уставе он был принят в число братии (см.: Gibson. 1993. P. 669-670). Точная дата прибытия Л. в мон-рь Бек не установлена, однако на основании дальнейших событий его жизни исследователи предлагают в качестве наиболее вероятной приблизительной даты 1042 г. (см.: Cowdrey. 2003. P. 12). В сохранившемся средневек. порядковом списке всех монахов, приносивших обеты (professio) в мон-ре Бек, имя Л. стоит на 35-м месте ( Por é e A. A. Histoire de l " abbaye du Bec. Évreux, 1901. T. 2. P. 629).

http://pravenc.ru/text/2463105.html

О лит. трудах И. С. известно из сообщений его современников. Еп. Браулио восторженно отзывался о талантах И. С. и называл его «мужем несравненной мудрости» ( Braulio Caesaraugustanus. Ep. 44//PL. 80. Col. 696), утверждая, что И. С. «был образован во всех родах высказываний и умел приспосабливаться к пониманию как образованного, так и необразованного [слушателя] качеством своей речи» ( Idem. Praenot.//PL. 82. Col. 65-66). Еп. Браулио приводит список 17 сочинений И. С., отмечая, что существовало и много др. его творений (Ibid. Col. 67). Еп. Ильдефонс называл И. С. «мужем, обладавшим многими добродетелями и талантами, к-рый снискал столь изобильное и сладкое красноречие, что свойственное ему удивительное богатство выражения приводило слушателей в оцепенение» ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 9//PL. 96. Col. 203). Еп. Ильдефонс упоминает 8 известных ему сочинений И. С., которые встречаются и в списке еп. Браулио (Ibidem). Энциклопедические 1. «Этимологии, или Начала» (Etymologiae sive Origines//PL. 82. Col. 73-729; ср.: CPL, N 1186), главный труд И. С., оказавший серьезное влияние на интеллектуальную культуру средних веков; на его составление И. С. потратил ок. 20 лет. Начав работу ок. 615 г., И. С. к 620 г. написал 1-ю редакцию «Этимологий» и послал ее кор. Сисебуту, к-рому посвятил трактат (см.: Isid. Hisp. Ep. 6; ср.: Cazier. 1994. P. 51-54; D í az y D í az. 1996. P. 91). Затем по настойчивым просьбам еп. Браулио ( Braulio Caesaraugustanus. Ep. 3//PL. 80. Col. 650; Idem. Ep. 5. 10//PL. 80. Col. 653) И. С. продолжил работу над исправлением и дополнением «Этимологий» и в 632/3 г. послал еп. Браулио новую редакцию трактата, поручив ему окончательно отредактировать и опубликовать ее ( Isid. Hisp. Ep. 13. 2; Braulio Caesaraugustanus. Praenot.//PL. 82. Col. 67). Реликварий еп. Исидора Севильского. Ок. 1063 г. (ц. Сан-Исидоро. Леон, Испания) Реликварий еп. Исидора Севильского. Ок. 1063 г. (ц. Сан-Исидоро. Леон, Испания) Трактат И. С. представляет собой собрание сведений по всем отраслям знания, известным в поздней античности. При этом за основу И. С. взял латинский лингвистический материал, обычно представленный у него списком основных терминов, принятых в той или иной науке, к-рым дается определение на основе этимологии и соотношения с соответствующим греч. термином; тем самым устанавливается связь между словом и обозначаемым им предметом или явлением. По мнению И. С., опиравшегося отчасти на философское, отчасти на библейское представление о том, что наименование вещей соответствует их сущности, изучение этимологии слова не только приводит к пониманию смысла соответствующего понятия, но и позволяет постичь внутреннюю суть предмета ( Isid. Hisp. Etymol. I 39. 1-2). Вместе с тем в сочинении И. С. встречается немало неверных и абсурдных этимологий, которые он заимствовал из имевшихся у него источников, не задумываясь об их правильности ( Bareille. 1924. Col. 103).

http://pravenc.ru/text/674918.html

[великий (миротворный) круг], рус. название полного пасхального цикла в 532 года. Известен также под изопсефическим названием БЛЦБ (сумма числовых значений этих букв равна 532). По истечении И. В., представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христ. Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и правосл. пасхалии, повторяются в том же порядке. Составление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь И. В., а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл, после к-рого требуются поправки, связанные с високосными годами). Согласно «Пасхальной хронике», нек-рые малограмотные христиане ошибочно считали 95-летние таблицы циклическими и неверно рассчитывали полнолуния, «служа посмешищем иудеям, язычникам и еретикам» (Chron. Pasch. P. 19-20). Одну из таких таблиц, приписываемую свт. Кириллу Александрийскому и охватывающую 437-531 гг., продолжил Дионисий Малый , сместив момент отсчета времени с эры Диоклетиана на «годы Господа нашего Иисуса Христа» и положив т. о. начало совр. летосчислению. Полные 532-летние таблицы И. В. на основе разных типов 19-летнего лунно-солнечного цикла составляли Анниан Александрийский (ок. 400; на 172 г. до Р. Х.- 360 г. по Р. Х.), Викторий Аквитанский (ок. 457; на 28-560), Эас Александрийский (ок. 562; на 553-1084), Анания Ширакаци (в 667; на 553-1084), Беда Достопочтенный (в 725; на 532-1063) и др. Нумерация годов в таких таблицах иногда ложилась в основу систем летосчисления (так, годы пасхалии Анании соответствуют «большой» арм. эре, а пасхалии Беды - эре Дионисия). Рус. таблицы полной, 532-летней пасхалии сохранились с XIV в. (древнейшая ркп.: ГИМ. Син. 325. Л. 192 об.- Романова. 2002. С. 67-70), хотя «великий круг» был хорошо известен уже Кирику Новгородцу в XII в. ( Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси. М., 2007. С. 323). Большинство пасхалистических расчетов производилось в средние века с помощью кратких справочных таблиц («колес», «кругов», «рук» и проч.).

http://pravenc.ru/text/389571.html

Ложь как профпригодность Учителя и директор не просто приветствовали и раздавали бюллетени: они отвечали и за подсчет голосов. Только вот директор школы, становящийся в день выборов председателем избирательного участка, разумеется, не является высшей инстанцией. 8 декабря, 2011 Учителя и директор не просто приветствовали и раздавали бюллетени: они отвечали и за подсчет голосов. Только вот директор школы, становящийся в день выборов председателем избирательного участка, разумеется, не является высшей инстанцией. Участковые избирательные комиссии чаще всего устраивают в школах. И вроде бы на образовательный процесс выборы влиять не должны: день голосования и следующий за ним (чтобы привести школу в порядок) – неучебные, а во вторник учеба проходит по обычному расписанию. Не влияют? 4 декабря в новостях известная певица с воодушевлением говорила о праздничном настроении людей, идущих на выборы. Действительно, в школы залетал праздник. Вот пришел (может быть, впервые после выпускного) бывший ученик, директор радостно встречает его, благодарит за активную гражданскую позицию. Улыбаются учителя. Фотопортрет на фоне избирательной урны. Горячие приветствия пожилым ветеранам от родителей нынешних школьников. В общем, праздник. Фото: Егор Гавриленко, photosight.ru Но учителя и директор не просто приветствовали и раздавали бюллетени: они отвечали и за подсчет голосов. Только вот директор школы, становящийся в день выборов председателем избирательного участка, разумеется, не является высшей инстанцией. Его задача — передать результаты со своего участка дальше. А там, в более высоких инстанциях, представления о результатах могли быть самыми разными. Главное, что директора школ должны были, несмотря ни на что, эти результаты предоставить. За полтора часа до закрытия участка 1063, расположенного в московской школе 796 (Перовская улица, дом 44 «Б»), наблюдатель от партии «Яблоко» пенсионерка Ирина Белая в буквальном смысле «поймала за руку» члена участковой избирательной комиссии (УИК) с правом решающего голоса Владимира Турило в тот момент, когда он пытался запихнуть пачку избирательных бюллетеней в прорезь урны для голосования. Для 23 бюллетеней прорезь оказалась мала, пачка пропихивалась с трудом, это и подвело работника школы. ИНТЕРФАКС

http://pravmir.ru/lozh-kak-profprigodnos...

Закрыть Остановить самоубийства могут профессионалы, а не чиновники 10 сентября - День борьбы с суицидом 09.09.2013 1063 Время на чтение 6 минут Всемирной организацией здравоохранения 10 сентября объявлено Днем борьбы с суицидом. Предлагаем вниманию читателей беседу с Михаилом Хасьминским, одним из известнейших специалистов в области профилактики суицида, руководителем Центра кризисной психологии, главным экспертом антисуицидного портала Pobedesh. ru, автором многих публикаций и книг. - К сожалению, Россия занимает одно из ведущих мест в мире по числу самоубийств. Сразу же возникает вопрос: а насколько успешно в нашей стране ведется борьба с суицидами? Какие принимаются решения на государственном уровне, направленные на борьбу с этой проблемой? И насколько эффективна эта борьба? - Не трудно судить о том, насколько эффективно проходит борьба с суицидами, ведь цифры статистики, к сожалению, говорят сами за себя. И проблема заключается не только в принятии определенных мер, направленных на борьбу с суицидами. В последнее время в этой сфере, наоборот, наблюдается оживление (не всегда, правда, разумное). Проблема в другом: недостаточно просто принять какие-то меры (закон или постановление), нужно еще проследить, чтобы они были эффективно реализованы. Например, чтобы уменьшить количество ДТП, не достаточно просто принять закон. Чтобы не было аварий, должны приниматься соответствующие действия: необходимо четко разработать меры по предупреждению аварий на дорогах, подготовить специалистов, продумать и осуществить меры профилактики, выделить деньги на мероприятия и осуществлять их контроль, регулярно производить осмотр дорожных покрытий, отслеживать техническое состояние транспорта и т.д. В общем, должна проводиться серьезная и комплексная работа квалифицированными специалистами. То же касается борьбы с суицидом. Первого ноября прошлого года вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, согласно которому может быть ограничен доступ к противоправной информации в интернете. Один из лозунгов этого федерального закона звучит громко «Скажем нет суициду в интернете!» И все бы ничего, но на деле, квалифицированных специалистов достаточного уровня не хватает, чтобы воплотить этот лозунг в жизнь. В итоге, Роспотребнадзор стал проводить массовые «зачистки», закрывая информацию на сайтах. Критерий о «незаконности» материала был один: на сайте нельзя размещать информацию о способах самоубийства.

http://ruskline.ru/analitika/2013/09/10/...

Закрыть Европа стреляет в себяЭхо Нюрнберга отражается на западной цивилизации 23.12.2015 1063 Время на чтение 6 минут Такие готовы на всё Исполнилось 70 лет с начала заседаний Нюрнбергского трибунала. На Западе дата не осталась без внимания. И не только из простого интереса к истории: всё слышнее голоса, выражающие сомнения в его итогах. А ведь именно процесс над нацистской партией заложил основы современной политики. Трибуналом был осуждён нацизм, и де-факто утвердился жёсткий запрет на любые крайне правые идеологии, что закрепило на Западе леволиберальную политкорректность. Последствия этого далеко не у всех вызывают однозначное отношение. У нас принято считать, что нацизм был для Запада эксцессом, чем-то вроде временного умопомешательства. Однако непонятно, на каких основаниях можно так думать, кроме простого желания обелить Запад. Это стремление старое и свойственно не только русской культуре послепетровской эпохи, но и советской идеологии, которая по своим идеям была западнической. В СССР даже действовал запрет на обвинения в нацизме немецкого народа, ведь народ-труженик не виноват, что буржуазная верхушка потчевала его неким опиумом для усиления эксплуатации. Но нет ли в таком подходе сознательной натянутости? Сейчас нередко забывается, что сам Запад не считал нацизм преступным вплоть до конца Второй мировой. Гитлер и нацистская партия воспринимались респектабельным политическим партнёром. Партии схожего типа действовали повсюду, были особенно популярными среди аристократии. Недавно наделала шуму фотография британской королевской семьи с поднятыми в нацистском приветствии руками, причём в такой позе запечатлена девочкой и нынешняя королева. Но тогда, в 1930-е, они даже не могли и подумать, что эта идеология вскоре окажется под запретом! Наоборот, в ней видели яркое отражение западных ценностей и надеялись как на спасение от коммунизма. Фашизм и близкий к нему нацизм были общеевропейской политической модой. Виделись одновременно и как прогрессивное, модернизационное течение, и как некое начало, возрождающее истинно европейский боевой дух, уже почти утерянный под воздействием финансового капитализма. Он давал надежду на преодоление классовых противоречий и объединение обществ на основе традиционных ценностей, осмысленных в каждой стране по-своему как исконно национальные. Фашизм представлял собой часть консервативного движения, пусть и радикальную, и был призван именно выражать западные ценности, а не противостоять им. Можно спорить, насколько он их действительно выражал, а не изобретал в романтическом угаре заново, но несомненно то, что он был очень органичным явлением и заключал в себе специфически западный взгляд на вещи.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Вся Библия или отдельные книги Ветхого и Нового Завета в настоящее время переведена на 2527 языков. Только в прошлом году осуществлено 19 новых переводов. 26 июля. ПРАВМИР. Библия – самая переводимая книга в мире. Вся она или отдельные книги Ветхого и Нового Завета в настоящее время переведена на 2527 языков, сообщает «Седмица.ру» со ссылкой на международную ассоциацию «Объединенные Библейские общества». Только в прошлом году осуществлено 19 новых переводов. Весь текст Библии можно прочесть на 469 языках, Новый Завет переведен более чем на 1230 языков, отдельные книги Библии изданы на 827 языках. 1063 перевода на разные языки существует в странах Азии и Тихоокеанского региона. 739 переводов опубликованы на Африканском континенте. Еще 512 принадлежат Северной и Южной Америкам. В Европе и на Ближнем Востоке осуществлено 210 переводов Библии. Имеются даже переводы на искусственные языки: только на языке эсперанто зарегистрировано три версии перевода Библии. Среди новых полных переводов Библии – перевод на чувашский язык. По некоторым данным 1,7 миллиона жителей Чувашии причисляют себя к РПЦ. Справка: Ассоциация «Объединенные Библейские общества» – международная христианская организация, объединяющая национальные библейские общества. Основана в Великобритании в 1946 году, первоначально включала в свой состав 13 библейских обществ, действовавших в странах Западной Европы. Целью организации, желающей вступить в ОБО, согласно уставу объединения, должно быть донесение Слово Божьего до каждого человека, путем распространения книг Священного Писания на понятном языке, без вероучительных комментариев, по доступной цене. Деятельность ОБО носит межконфессиональный характер, но если до начала 60-х годов XX в. её члены являлись преимущественно протестантскими организациями, то после Второго Ватиканского собора в 1962 — 65 гг. в работу Библейских обществ включились католики. Позже в ней стали вновь активно участвовать и православные христиане. Роль Русской православной церкви в деятельности ОБО существенно повысилась после присоединения в 1995 году к объединению Российского библейского общества.

http://pravmir.ru/prochest-bibliyu-mozhn...

Не меньшую проблему для миссионеров представляло униатство. Как известно, появление унии было вызвано причинами политического характера. Стоило юго-западным территориям войти в состав Российской империи, как государство начинало поддерживать православных и прилагать усилия к обращению униатов. А когда эти территории входили в состав Австро-Венгрии, государственную поддержку, наоборот, получали не православные, а униаты. Таким образом, светские власти принимали активнейшее участие в межконфессиональной полемике, причем в православных видели людей, ориентированных на Россию, а униатов подозревали в симпатиях к Австро-Венгрии. И нет ничего удивительного в том, что в полемике с униатами государственные власти участвовали с большей энергией, чем власти церковные. 1063 По данным В.И. Яцкевича, после манифеста от 17 апреля 1905 г. в католичество перешло 170 936 человек. 1064 Противокатолическая комиссия Киевского миссионерского съезда (1908) видела причину массового перехода в том, что в 1874 году, после подавления Польского восстания, значительное число униатов было присоединено к православию насильно, в результате прямого давления со стороны светских властей. В.И. Яцкевич, излагавший съезду выводы этой комиссии, говорил о том, что присоединением униатов занимались государственные чиновники, решавшие при этом не церковные, а карьерные задачи: Принадлежа сами нередко к другим исповеданиям, иногда даже к магометанству, исправники и становые пристава, в видах своей служебной карьеры, оттесняли православное духовенство от этого дела и повели его своими полицейскими мерами, не пренебрегая при этом даже и насилием. 1065 По мнению Яцкевича, именно эти насильственно присоединенные к православию униаты и составили основную часть отпавших. Не одобряя насильственных методов, Яцкевич, тем не менее, исходил из того, что православие является основой российской государственности, а значит, его защита является задачей не только Церкви, но и государства: Без преувеличения можно сказать, что все, что было великого и оригинального в русской истории, группировалось около осуществления идеалов русского православия. – И монастырский уклад жизни Древней Руси, и малиновый звон призывающих к молитве колоколов бесчисленного множества церквей и обителей св. Руси, и крестовые походы на Восток к попранию полумесяца и в ограждение и спасение веры, и своеобразная живопись Нестерова и Васнецова, и целое течение художественной литературы с Достоевским во главе – все это отдельные штрихи проявления сказанных идеалов. Русское царское самодержавие есть выражение этих идеалов: «На небе Бог , на земле Царь», – говорит русский человек. Отбросьте эти идеалы, и русская история останется без души, а русский народ потеряет свою национальную окраску. Русский человек остается русским, пока держится православия, но он становится поляком, татарином, немцем и т.д., как скоро принимает католичество, магометанство, лютеранство и т.д. 1066

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010