Отличаясь в религиозно-нравственных воззрениях, хлысты и скопцы отличаются между собою и как общество гражданское; вред первых, очевидно, не так значителен для государства, как вред последних. Остается сказать о богослужебном культе. Правда, как у хлыстов, так и у скопцов культ, как мы уже видели, с весьма немногими разностями – один и тот же. Но очевидно, ради этого одного сходства никто не станет утверждать, что секта скопцов тожественна с сектою хлыстов. Культ имеет второстепенное значение; он может быть один и тот же в двух обществах, но в то же время эти общества, однако, будут отличны между собою. Если, таким образом, секта скопцов отличается от сродной с нею секты хлыстов с трех сторон и если эти отличия касаются существенно важных пунктов учения, то, само собою понятно, для признания ее сектою отдельною, отличною от хлыстовщины не может быть никаких препятствий. 1027 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“ 1874. г. 1. 68 стр. «Тульские Епархиальные Ведомости». 1869 г. 9. 340 стр. и 1867 г. 17. 92 стр.. 1037 И. М. Добротворский, «Люди божии... ». Песня 37 160–161 стр., 16. 132, 33. 156, 67. 186. «Духовные стихи (роспевцы) секты людей божиих». Барсова, 47, 46. 1038 И. М. Добротворский, «Люди божии... », 40–41 стр. – Многие кормщики при этом приобретают большую популярность и любовь в среде своих пасомых. Таков был, напр., кормщик дубово-уметских монтан, Петр Алексеев. Он был любимцем женщин. Последние, желая охарактеризовать все его качества и обаятельность, выражались о нем: „малина парень“! («Самарские Епархиальные Ведомости». 1870 г. 18. 423 стр.). 1057 «Духовные стихи (роспевцы) секты людей божиих». Барсова, 29, 47 стр.; 42, 68 стр.; 7, 10 стр.; И. М. Добротворский, «Люди божии... », Песня 22, 141 стр... 1062 И. М. Добротворский, «Люди божии... », Песня 9, 24 стр. 38, 55 стр. и «Духовные стихи (роспевцы) секты людей божиих». Барсова, 43, 69 стр. 1063 «Люди божии. Русская секта так называемых духовных христиан». Исследование И. М. Добротворского, 42 стр. 1073 «Тульские Епархиальные Ведомости».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Адиастематическое бытие Бога Григорий сравнивает с окружностью, линия которой так же не имеет ни начала, ни конца, а потому является неограниченной (ριστον 1059 ). Напротив, оппоненты Григория исключают из бытия все не имеющее конца, хотя и считают сущим не имеющее начала 1060 . Здесь Григорий замечает – немного по-детски, как признает он сам 1061 , – что будущее, в которое направлены все его ожидания, интересует человека больше прошлого, а потому неограниченность концом должна была бы считаться более ценной, нежели отсутствие начала 1062 . Этот «детский» пример явно не вполне уместен, если речь идет о Божественной вечности, где, разумеется, нельзя указать направление течения времени. Здесь нет ни прошедшего, ни будущего 1063 , точнее – и прошедшее, и настоящее, и будущее присутствуют одновременно 1064 . Зато на этом примере мы видим, насколько важна для Григория Божия бесконечность в сторону грядущего. Это – желанное дополнение безначальности, на которой настаивают его однобокие оппоненты. В то же время Бог – истинная и единственно адекватная цель человека – всегда устремляет его в будущее, тем самым даруя ему бессмертие. Григорий говорит об этом в первой книге своей полемики: ... никаким образом не прекратится желание большего, но при напряженном всегда вожделении еще не полученного обладающее меньшим будет вожделевать большего и большего, изменяться всегда в высшее и никогда не достигнет совершенства, потому что не найдет предела, за который взявшись, могло бы остановиться в восхождении. Поскольку первое благо по естеству беспредельно (πειρον), то по необходимости беспредельным (πειρος) также будет и приобщение наслаждающегося благом, так как всегда объемлет в большей против прежнего мере и всякий раз находит необъятный еще избыток, и никогда не может сравниться с ним, потому что и то, чего приобщается, не имеет предела, и то, что возрастает от приобщения, не престает возрастать 1065 . В этих словах заключен тезис Григория о бесконечном Боге и незавершающемся человеческом участии в Нем, которое имеет характер роста, прогресса, пути без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Мы уже говорили, что слово хаци означает и середину, и половину; поэтому и в рассматриваемом изречении оно может означать или момент времени, отделяющий одну половину седьмины от другой, или отделенную половину, т. е., три с половиною года. Шавуа (с членом гаш-шавуа) значит седьмица. Ишбит есть аорист 2-й в форме гифил от глагола шават, который значит: покоиться, прекращать дело, получать конец, праздновать; 1063 а в форме гифил означает: заставлять покоиться, заставить умолкнуть, принудить кого-нибудь перестать что-нибудь делать, поступать так, чтобы что-нибудь перестало быть, положить конец чему-нибудь, устранить. Зевах означает кровавую жертву; минха – бескровную. Перевод будет такой: и половина седьмицы заставит (или будет заставлять) прекратить жертву и приношение. Это значит, что в половине седьмины будет действовать причина, которая будет прекращать принесение жертв и даров Богу. Но, прекратит ли она их окончательно? Форма гифил на это указания не дает. Она определяет причину, производящую известное действие, или состояние, но не определяет размеров действования. Глагол в этой форме может означать и окончательное прекращение жертвы, но может означать даже только начало прекращения жертвы, или же продолжающиеся усилия прекратить её. О степени, или размерах прекращения жертвы можно судить не по глаголу яшбит, а на основании других мест Писания. Другие же места Писания дают на этот предмет следующие указания. Антихрист будет иметь силу и власть губить, и истреблять до конца, и победить святых ( Дан.7:21, 25, 26 и Откр.13 ). В особенности, он восстанет против всего святого: будет хулить Бога и жилище Его ( Откр.13:6 ; Дан.7:25; 11:36:37 ), осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву, поставит мерзость запус- тения ( Дан.11:31; 12:11 ); заставит людей покланяться себе, как Богу ( 2Сол.2:4 ; Откр.13 ). Чего иного и ждать от орудия сатаны? Но успеет ли он осуществить все свои богопротивные и всепогубляющие замыслы? Истребить всех он мог бы, если бы не сократились дни его; но дни его сократятся ( Мф.24:22 ), и власть губить и истреблять до конца у него отнимется ( Дан.7:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1267 Иероним (De viris ill., с. 103) говорит о нем: «Elegans in versibus componendis Ingenium habet, multaque et brevia metro edidit». Нил вообще не упоминает о Дамасе. Дэниэл (Daniel, Thes. y i, pp. 8 and 9) приводит только два его гимна, Hymnus de S. Andrea и Hymnus de S. Agatha, последний – с регулярной рифмой, начинается так: M arty ris ессе dies Agathae Virginis emicat eximiae, Christus eam sibi qua sociat Et diadema duplex decorat. 1269 Apotheosis, прославление Божественности Христа против ее оппонентов (1063 строки); Harmatigenia, о происхождении греха (966 строк); Psychomachia, о борьбе добра и зла в душе (915 строк); Contra Symmachum, об идолопоклонстве, и другие. 1270 Καθημερινν=Diurnorum (мы назвали бы это «Христианским днем», по аналогии с «Христианским годом» Кебла), гимны к отдельным часам дня. 1271 Περ στεφνων, «О венцах», четырнадцать гимнов о многих мучениках, которые унаследовали венец вечной жизни. Многие из них невыносимо скучны и отличаются дурным вкусом. 1272 De SS. Innocentibus, из двенадцатой книги Cathemerinon, в Prudentii Carmina, ed. Obbarius, Tüb., 1845, p. 48, в Daniel, tom, i, p. 124, и в Trench, p. 121. 1273 Завершение десятого Cathemerinon, использовался древней церковью как погребальный гимн. Его переводили на немецкий язык Weiss, Knapp, Puchta, Königsfeld, Bässler, Schaff (в Deutsches Gesangbuch, no. 468) и другие. Тренч (Trench, p. 281) называет его «венцом славы поэзии Пруденция». Такого величия он нигде больше не достигал. Нил в трактате о латинской церковной поэзии,/. с, р. 22, приводит перевод нескольких его частей, сохраняя размер оригинала, но без рифмы: «Each sorrowful mourner be silent!/Fond mothers, give over your weeping!/None grieve for those pledges as perished:/This dying is lifés réparation» (Замолчите, плачущие и скорбящие!/Любящие матери, перестаньте рыдать!/Никто да не печалится о них, как о погибших:/Эта смерть – возвращение к жизни). Есть и другой перевод, Е. Caswall: «Cease, ye tearful mourners». 1276 Тренч не приводит их в своем сборнике, а вместо них включает в него несколько менее ценных поэм Фортуната, De cruce Christi и De passione Domini, написанные гекзаметром.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1059 Conc. de Toledo IV (633). can. 72: Liberti qui a quibusquumque manumissi sunt atque ecclesiae patrocinio conmendati existunt, sicut regulae antiquorum patrum constituerunt, sacerdotali defensione a cuiuslibet insolentia protegantur sive in statu libertatis eorum seu in peculio quod habere noscuntur (IV Толедский собор (633г.). кан. 72: Пусть вольноотпущенники, которые были кем-либо освобождены и переданы под патронат церкви, как это и было установлено правилами древних отцов, находятся под защитой епископа от покушения кого-либо или на их свободный статус или на их пекулий). 1060 Conc. de Toledo IV (633). can. 73: Quicumque libertatem a dominis suis ita percipiunt, ut nullum sibimet in eis obsequium patronus retentet, isti si sine crimine sunt ad clericatus ordinem libere suscipiuntur, quia directa manumissione absoluti noscuntur. 1061 Conc. de Toledo IV (633). can. 74: De familiis ecclesiae constituere presbyteres vel diacones per parrochias liceat... ea tamen ratione ut antea manumissi libertatem status sui percipiant et denuo ad ecclesiasticos honores succedant Quidquid autem talibus aut per libertatem concessum aut succestione existerit debitum aut a quolibet quomodo conlatum, non licebit eis quispiam inde in extraneas personas transmitiere, sed omnia ad ius ecclesiae a qua manumissi sunt, post eorum obitum pertinere (IV Толедский собор (633 г.) кан. 74: Разрешается назначать в приходах пресвитеров и дьяконов из числа рабов Церкви ... однако, с тем условием, чтобы они сначала были отпущены и получили свободу, а потом были посвящены в церковный сан: ведь нечестиво, чтобы те, кто удостаивается священнического сана, были бы связаны узами рабства. Все, что таким [людям] причитается вместе с [обретением] свободы, или по наследству, или если кем-то каким-либо образом было передано, да не будет им позволено передавать посторонним лицами, но пусть после их смерти все это будет принадлежать церкви, которой они были освобождены...). 1063 Fred. Chron. 1.73: Defuncto Sisibudo, rege clementissimo, cui Sintela ante annum circiter successerat in regnum, cum esset Sintela nimium in suis iniquus, et cum omnibus regni sui primatibus odium incurreret, cum consilio caeterorum Sisenandus quidam ex proceribus ad Dagobertum expetit ut ei cum exercitu auxiliaretur, qualiter Sintellanem degradaret a regno omnes Gotthi de regno Spaniae Sisenandum sublimant in regnum (Фредегар. Хроника. 1.73: Когда умер кротчайший король Сисебут, ему примерно через год наследовал Свинтила. И поскольку этот Свинтила был слишком несправедлив к своим и внушил ненависть всем знатным людям королевства, по совету остальных некий Сисенанд из знатных отправился к Дагоберту, чтобы тот помог ему войском, дабы устранить Свинтилу от власти все готы испанского королевства подняли на царство Сисенанда). Orlandis J. El poder real y la sucesión al trono en la monarquía visigoda//Estudios visigóticos. T. III. Roma – Madrid, 1962. R 85–86.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Совершенно иное дело положение мирян: им можно и даже должно сделать снисхождение, послабление. Самое ясное и определенное указание на существование подобного рода взглядов находится в сочинениях м. Даниила. В одном из своих посланий он напр. пишет, имея в виду несомненно известный взгляд на свои нравственные обязанности некоторых из своих современников: «не подобает мнети никомуже, яко мирским человеком незаконоположено есть соблюсти евангельские заповеди, не буди сего, никтоже здрав ум имущи не помышляет сего» 1061 . С другой стороны между современниками Даниила находился кружок таких людей, которые оправдывающими свою нравственную несостоятельность обстоятельствами выставляли не юридическую необязательность для себя некоторых нравственных предписаний, а общий современный упадок нравственности. Выходя из области современных фактов, они приходили уже не к общему юридическому взгляду о не всеобщей обязательности правил христианской морали, а только к основанному на современных условиях общественной нравственной жизни и имеющему свою силу и значение только для своего времени убеждению в том, что хотя с теоретической точки зрения все требования христианской нравственности безусловно обязательны для всех христиан, и они действительно исполнялись людьми прежнего времени «первых родов», более твердыми и сильными в нравственной жизни, но что касается до современного слабого поколения, так рассуждали современные Даниилу нравственные мыслители, то ему жить так «не вмещается». И замечательно то, что подобного рода нравственные воззрения высказывали даже некоторые из представителей церкви – епископов 1062 . В сочинениях м. Даниила существует также довольно ясный намек на то, что некоторые из его современников отрицали необходимость для своего времени строгого исполнения христианского нравственного закона и суровых христианских, подвигов, имевших место в первенствующей христианской церкви. М. Даниил вооружается против таких вольнодумцев. «Ащелиже кто речет», говорит он, «ныне несть время потребы сея, еже трудитися и жестоко в болезненно житие показати, не глаголи тако, о суемудренный человече, что бо подобает творити иже образу Божию созданным человеком, что унее содевати и мудрствовати: объядатилися, и пиянствовати, и блудити и иная безчинная стремления плотского похотения, и сего ради ити в муку вечную и во огнь негасимый? Се бо сатанин навет есть человеком, еже влагати паче подобия и к отчаянию приводити род человеческий» 1063 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Чем же вообще живет идея в текстах Флоренского? Вроде бы доведенная до крайности, она все потеряла... Но оказывается, что утратив свое богатство и даже смысл, она приобрела свойство, которого у нее не было раньше, из формы выражения истины она превратилась в орудие и даже оружие борьбы. 5 . Космический символизм как шифр вселенной Каковы бы ни были вольные или невольные антиномии, философствование на стадии «Столпа» еще мыслилось как работа упорядочивающей, обобщающей мысли. Книга так и называлась: «теодицея», «оправдание Бога», осмысление мироздания. О. Серапион Машкин превозносился именно как философский систематик. Шла речь как раз о «систематической форме цельного и рационального знания». 1062 Однако в цикле «У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики», происходит революционный переворот. Появляется установка на разработку «отдельных тем миропонимания», отдельных «очагов бытия». Теперь автор не только не озабочен систематизацией своего миропонимания, но, напротив, несвязанность, логическую несогласованность возводит в принцип и норму (о чем уже было сказано выше). Далее теоретическая физика, по его словам, учит «о необязательности в науке внешней системы и логического порядка». 1063 Здесь мы подходим к подлинному «водоразделу мысли», но уже самого Флоренского. Появление новой «метафизики» – свидетельство, по-видимому, очередной метаморфозы, которую претерпевали авторские притязания, остающиеся неизменными по своему смыслу. Если на «этапе Машкина» самовыражение Флоренского искало для себя философские формы, и речь велась об истине, а на следующем этапе оно переместилось в сферы теологии, то теперь с периферии в центр выдвинулась космологическая тема строения Вселенной и познания космического шифра. Эта очевидная эволюция интересов, не способная помочь в деле разгадки первоинтуиции Флоренского как мыслителя, помогает разгадать первоинтуицию его как протоидеолога с масштабными замыслами. С точки зрения этих последних, вполне естественно и логично, чтобы внимание передвигалось из сферы, где ищут истину, к разработке азбуки управления миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

От сребролюбия происходит грех, вопиющий на небо, именно – озлобление убогих, притеснение беспомощных, обида сирот и вдовиц; за каковое беззаконие праведный Господь тако угрожает: слышите слово сие преобидящие убогих и попирающие нищих! Клятся Господь Святыми Своими: яко се дние грядут на вы, и возмут вы во оружии, и сущих с вами ввергут в конобы подгнещаемыя, и паки: понеже пястми биете убогих, и дары избранны приясте от них, домы украшены соградисте, сего ради не вселитеся в них, винограды вожделенны насадисте, и не имате пити вина от них. Яко уведех многа нечестия ваша и крепцы греси ваши: попираете праведнаго, приемлюще дары, и убогия от врат отреваете 1060 . От сребролюбия часто также происходит и другий грех вопиющий на небо – лишение мзды, заслуженной делателями, или удержание платы за труды работающих, который грех Господь весьма строго запрещает чрез Пророка Моисея: да не лишиши мзды убогаго от братии твоея, тако повелевает Он; в тойже день да отдаси мзду ему, да не зайдет солнце ему, яко убог есть, и в том имать надежду, и да не возопиет на тя к Господеви, и будет тебе грех 1061 ; и в другом месте подобно говорит: да не обидиши ближняго, и да не отъимеши, и да не прележит мзда наемника твоего у тебе до утрия 1062 . Похоть очес второю отраслию имеет миролюбие, сердечную привязанность к различным украшениям и увеселениям, к тем пустым делам, которые суть не что другое, как игрушки для малых детей, для неразумных младенцев. И сей род похоти очес, не смотря на то, что он единая суета, так однако занял человеков, называющихся разумными, что и днем и нощию сиими пустотами занимаются; в том только и дни препровождают, на то всю жизнь тратят, чтобы пышные иметь столы, хорошие приборы и частые увеселения, чтобы пить, есть, спать, украшаться веселиться, тако всегда душе своей с Евангельским богачем глаголя: душе! имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, и веселися! Но как премудрый Бог тому сказал – безумне! в сию нощь душу твою истяжут от тебе 1063 : так всегда и сим миролюбцам глаголет, сим именем и их называет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Чаще всего они встречаются в летописях и в агиографии и составляют важный элемент древнерусского религиозно–эстетического сознания. Знамения и видения представляют собой, как правило, зрительные образы непривычного, неестественного, с точки зрения обыденного сознания, содержания — нечто близкое к тому, что в XX в. изображают художники–сюрреалисты. Отсутствие привычной, «естественной» логики в визуальном образе служило древнерусским книжникам, как и их византийским предшественникам, указанием на его особую смысловую нагруженность, на его символическую значимость. Видения, как правило, имели космические масштабы и являлись на небе, включая в свою орбиту небесные светила, но случались и видения чисто земных измерений. В сознании древнерусских книжников, в системе их творческого метода знамения и видения были необходимы или для передачи пророческой информации о грядущих социально–исторических событиях, или для подтверждения святости того или иного персонажа или явления, выражения расположенности к нему надприродных сил. Знамения первого типа чаще встречаются у летописцев. Их алогичность, пугающее отклонение от привычных закономерностей знаменовали в сознании древних русичей, как правило, грядущие беды и несчастья. Так, автор «Повести временных лет» сообщает под 1063 г., что Волхов в Новгороде пять дней кряду тек вспять, и истолковывает: «Се же знаменье не добро бысть, на 4–е бо лето пожже Всеслав град» (ПЛДР 1,176). В те же времена были и другие недобрые знамения: на западе семь ночей появлялась «звезда превелика, луче имущи акы кровавы». Летописец полагает, что она предвещала многие междоусобицы «и нашествие поганых на Русьскую землю» (178). Не к добру, считает Нестор, было и другое знамение — выловленный рыбаками мертвый ребенок со срамными частями на лице. Подобные апокалиптические знамения отмечает летописец и под 1090–м и под 1092 г. Вспоминая об аналогичных видениях в библейские и в ранневизантийские времена, Нестор делает вывод: «Знаменья бо в небеси, или звездах, ли солнци, ли птицами, ли етеромь чим (или в чем ином), не на благо бывають; но знаменья сиця на зло бывають, ли проявленье рати, ли гладу, ли смерть проявляють» (178).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

1062 ...по завещанию, оглашенному им восемнадцать лет назад... – Ср. V.5.2, где речь идет о давно составленном завещании. 1063 Жена, прекрасная, терпеливейшая женщина... – Имя этой женщины, по мнению новейшего комментатора, не упомянуто сознательно, ср. VIII.22.4. 1064 ...смог в тот же день уставить его множеством древних статуй. – Ср. IV.2.5. – о садах и статуях Регула. 1065 Максим. – Адресат письма Старший, «ученый» Максим (11.14), отличный от Младшего (VII.26; VIII.24). 1067 Этот Галл, адресат письма II.7, возможно, тот Клузиний Галл, к которому обращено и письмо IV.17. 1068 Мы имеем обыкновение отправляться в путешествия и переплывать моря... – Путешествия с исключительной целью повидать страну и памятники древности не были частыми у римлян. Даже знаменитое путешествие Германика (усыновленного Тиберием) в Египет было предпринято «под предлогом заботы о провинции» (Тацит. Анналы II, 59). – Сенаторы могли путешествовать только при условии получения специального разрешения – legatio libera. Вообще путешествия имели либо профессиональный, либо религиозный характер. 1069 ...велел мне осмотреть его америйские поместья. – Америя – маленький городок в Умбрии, ныне Амелия. 1070 Вадимонское озеро интересовало древних римлян благодаря своим целебным свойствам и геологическому строению. У этого озера римляне одержали победы над этрусками и галлами в 309 и 283 гг. до н. э. Теперь это озеро, превратившееся в маленький пруд, на котором нет и следов тех островков, о которых говорит Плиний, носит название laghetto di Bassano. 1071 Озеро похоже на лежачее колесо: это равномерно описанный круг... – Правильные очертания этого и других озер Южной Этрурии объясняются их вулканическим происхождением. 1072 Цвет воды светлее синего и зеленее берега... – Прекрасно охарактеризован цвет сернистой воды. Серные воды и вообще всякая сера находит широкое применение и в современной медицине при лечении болезней суставов, переломов и т. п. 1073 Суда по нему не ходят (оно священно)... – Священные источники, реки и озера не должны были служить мирским целям: сере с древнейших времен приписывалась священная и очищающая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010