Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Алексей Уминский Удержать Пасху. Воскресные евангельские чтения всего года (фрагмент) В Избранное ( 13  голосов:  4.1 из  5) Светлое Христово Воскресение. Пасха В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Ин. 1:1-17 Христос Воскресе! Недавно я рассуждал сам с собой: какое событие за прошлый год в моей жизни было самым значительным? Долго думал, перебирал в уме какие-то встречи, успехи, приобретения, путешествия… и вдруг меня как обожгло — да ведь это Пасха! Самым главным событием прошлого года была для меня Пасха, и более значительного, более радостного, более желанного события не было. Как только я вспомнил про Пасху, все сразу забылось — все, что казалось впечатляющим и важным. И я понял, что, действительно, живешь ради того, чтобы встретить Пасху. Каждый год стремишься к тому, чтобы ее встретить и потом как можно дольше с ней прожить, как можно дольше ею насладиться. Но не так, как мы наслаждаемся обычными человеческими удовольствиями, даже очень хорошими…

http://azbyka.ru/fiction/uderzhat-pashu-...

Проповеди Рождество Христово Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Я хочу еще раз прочитать вам отрывок из апостольского послания, которое мы только что слышали на церковнославянском языке: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа ( Гал.4:4–7 ). Христос, родившись в этом мире, даровал человеку такое удивительное родство, сделал Бога настолько близким, что сердце человека оказывается способным, взывая к Богу, называть Его своим Отцом. И называть не формально, не просто следуя заданной молитвенной форме. Когда мы произносим «Отче наш», читая эту молитву по несколько раз в день, это совсем не значит, что наше отношение к Богу определяется тем, что Он – наш Отец. Мы часто этого не ощущаем, более того, очень часто мы этого от Бога и не хотим. Очень многих верующих людей устраивает не отечество, а господство, не любовь, а сила и власть. Они ищут не родства, а защиты. И тогда отношения между Богом и человеком не просто выстраиваются по-другому, а никак не выстраиваются, потому что других отношений между человеком и Богом в принципе быть не может. Ведь Бог в этот мир пришел не для того, чтобы даровать нам силу, власть, успех и здоровье, не для того, чтобы решать наши семейные проблемы, не для того, чтобы сделать нас счастливыми, а чтобы по-настоящему сродниться с нами, чтобы сердце наше стучало вот этими словами: «Авва, Отче! Авва, Отче! Авва, Отче!» – чтобы этот сердечный звук отражал нашу жажду Бога и такую близость, когда человек без Бога не дышит, без Бога не видит, ничего без Бога делать не может. Вот что пришел Христос даровать нам сегодня! Вот что мы сегодня празднуем! Бог нам дарует родство! Бог дарует нам возможность быть Ему такими родными, такими близкими, что в этом мире нам может быть ничего не страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Идти за Христом Пораниться Евангелием 1 О Евангелии всегда говорить очень сложно, потому что эта книга настолько несопоставима с нашей жизнью, что всегда как-то теряешься. А с другой стороны, у нас никакого другого выхода нет, кроме как жить по Евангелию. Эта проблема несопоставимости жизни по-человечески с жизнью по Евангелию в нашем сознании трансформируется в то, что мы начинаем в большей степени прилепляться к второстепенному и ценить его, считая его главным. И когда это второстепенное меняется, у нас возникает ощущение, что земля уходит из-под ног. Вспомните старообрядческий раскол. Ну, казалось бы, смысл-то в чем? Почему вдруг людям так оказалось важным двоеперстие, или ударения, или «хождение посолонь», или еще что-то такое, что, в общем-то, к жизни во Христе отношения не имеет и не является христианством вообще? У меня ощущение, что мы входим в некий новый период нового старообрядчества, когда для нас второстепенное является знаком христианства, когда мы определяем свою жизнь во Христе тем, как исполняется богослужебный круг, как мы этот богослужебный круг для себя воспринимаем, как мы воцерковляемся. В чем заключается воцерковление сегодня? В том, чтобы человек благополучно стал как все: по воскресеньям приходил в храм, регулярно исповедовался и причащался, соблюдал посты, утренние-вечерние правила, три канона перед Причастием О чем священник спрашивает обычно на исповеди человека? Утренние и вечерние правила читаете? Посты соблюдаете? Ко Причастию готовились? А вопрос, как живет человек по Евангелию, не задается вообще! Даже не осмысляется никем – ни священниками, ни народом Божиим. И это одна из величайших проблем, которые существуют в нашей церковной жизни. Евангелие отошло на второй план – по понятным причинам. Нам очень неудобно жить с Евангелием, нам очень тяжело переносить на себя евангельские слова. Как многих смущает поразительный фильм Дрейера «Слово» о том, как человек, христианин, воскрешает мертвых. Ну, как же так, он в прелести! А с другой стороны, давайте откроем Евангелие от Марка и прочтем: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:16–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Проповеди протоиерея Алексия Уминского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 “О, род неверный!” (Мк 9:14–27) Неделя 4-я Великого поста. 2011 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается с просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет… Отец всюду обращался за помощью, даже к Апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. На это Христос говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. А отец отвечает: Верую, Господи! помоги моему неверию. После этих слов Господь исцеляет отрока. Вот такие слова Господь говорит: “Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему”. А ещё Господь говорит в конце Евангелия от Марка, перед Своим вознесением, такие слова: Кто будет веровать именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк 16:16–18). Вот такие слова говорит Господь о тех, кто может веровать. Когда мы читаем эти слова, мы никак не в состоянии их к себе обратить, потому что не в силах поверить в то, что верующему всё возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно? Но эти евангельские слова — это правда, это про нас написано. Над этим в своё время горько издевался Смердяков, когда говорил: “ну если вы верующие, скажите этой горе, — пусть она сойдёт и ввержется в море!”. И эти издевательские слова тоже к нам относятся. Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никаким образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно… Если хоть сколько-то можешь веровать, всё возможно верующему… Про кого это? Про нас? Про этого отца? Про конкретную ситуацию? Отец говорит: “Господи, верую, помоги моему неверию”. Что стоит за этими словами? Что значит — веровать? Ведь Господь с самого начала говорит укоряющие слова: О, род неверный! А говорит Он так людям, которые вроде бы обращаются к Нему с верой, подходят с просьбой, с молитвой: “Помоги, услышь!”. Разве это не проявление веры? Разве такое обращение к Богу не есть сама вера? Но оказывается — нет, это не вера. Обращение к Богу — это ещё не вера.

http://pravmir.ru/propovedi-protoiereya-...

Проповеди Алексия Уминского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная Евангелие, которое всегда читается в третью, Крестопоклонную неделю Великого поста, говорит о том, как следовать за Христом: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее… (Мк 8:34–9,1). Невозможно слушать эти слова без внутреннего содрогания. Они действительно как меч пронзают человеческую душу и страшат. Кто может эти слова принять? Кто может отвергнуться себя, жизнь свою перечеркнуть до конца и пойти за Христом так, как Он велит? Кто может выслушать эти слова и сказать: да, я готов всё погубить ради Христа и Евангелия, чтобы не отречься от Него. Это очень страшные слова. Страшнее только то, что говорится о распятии Христовом. И вот перед нами лежит Крест Животворящий. В сегодняшний день мы этому Кресту поклоняемся, как бы принося эту клятву, что да, мы идём за Тобой, готовы себя отвергнуться до конца, готовы всю жизнь нашу забыть ради Тебя, погубить её и не постыдиться Твоих слов. Готовы ли? По-настоящему ли это так? Действительно ли мы так хотим жить со Христом? Действительно ли мы так можем? Конечно, кто же может ответить на эти слова — да? Кто может сказать — могу? Никто на свете этого не может сказать. По человеческим силам, наверное, совершенно невозможно услышать эти слова, пойти за Христом и сделать так, как Он хочет. Сердцем человек может этого и желать, но всё в нём восстаёт и протестует. Как же можно всё забыть? Как же можно всего лишиться? И вот, действительно, такой парадокс: мы носим на себе Крест Честной Животворящий, мы крестились во имя Христово, спогреблись Ему крещением в смерть, чтобы этот крест взять и нести и сораспясться Христу. А с другой стороны, — мы не можем, — говорит нам всё наше существо. Не можем! — протестует наша воля. Не можем! — говорит наш ум, и сердце наше страдает от этих слов. Но и по-другому мы тоже не можем… Потому что клятвы-то принесены… Слово-то сказано… Уже обеты даны Богу… И обратной дороги нет…

http://pravmir.ru/propovedi-uminskogo/

Евангелие от Марка с беседами протоиерея Алексея Уминского Благотворительная просветительская акция «Пасхальная Весть» Для бесплатного распространения Беседы на Евангелие Предисловие Говоря о Евангелии, можно долго рассуждать о том, что это — особая книга, воспитывавшая человечество на протяжении двух последних тысячелетий, что Новый Завет — основа не только европейской, но и всей мировой культуры. Евангелие необходимо знать хотя бы для того, чтобы правильно ориентироваться в том культурном пространстве, которое нас окружает, — в литературе, живописи, архитектуре и музыке. Можно охарактеризовать Евангелие как великую книгу, в которой изложены основные постулаты христианства, но мне кажется, что лучше всего воспринимать его как оставленный нам портрет Христа, потому что самое главное, что есть в Новом Завете, самое важное, что есть у христиан, — это Сам Христос, как однажды высказался великий религиозный мыслитель Владимир Соловьев. Конечно же, Евангелие содержит многочисленные наставления, касающиеся того, как мы должны поступать, как мы должны жить, чтобы наследовать Царствие Небесное, но даже все это отходит на второй план. По слову апостола Иоанна Богослова, О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилас ь , и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая бъ ла у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общен и е — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна (1 Ин. 1: 1–4). Евангелисты ставили перед собой важнейшую задачу, стремясь не только донести до нас учение Господа, но и запечатлеть образ Иисуса, потому что Он и Его учение друг от друга неотделимы. И они достигли своей цели: прежде всего мы относимся к Евангелию не как к учебнику жизни, не как к кодексу правил поведения, не как к морально–философскому трактату. Нам эта книга дарует возможность драгоценной встречи с Самим Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2430...

Изменить картину мира... Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин.9:2–3 ). Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного слепого, и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира. Господь берет на Себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей Кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви. Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут прекратить этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь. Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Больше вопросов не будет Когда человек оказался в непростой ситуации или когда с ним произошло нечто экстраординарное и при этом он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло. Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Прот. Алексий Уминский: Речь идет о том, чтобы назвать вещи своими именами. Прот. Дмитрий Смирнов: Но никто вам не мешает это сделать. Прот. Алексий Уминский: Хорошо. Прот. Дмитрий Смирнов: Что и Вы и замечательно делаете и даже ласково. Прот. Алексий Уминский: И Вы то же самое делаете. Но эти вещи они малозаметны. Для тех людей, для которых заметны проявления православного сталинизма, православной агрессии фундаменталистической, когда сжигают на территории храма портреты очень плохих людей, очень мне не нравящихся, пробивают колами портреты других не хороших людей, но это же оккультное действие, это же магизм, это же кошмар полный.   Прот. Дмитрий Смирнов: (смеется) Да нет, я это понимаю. Я… Прот. Алексий Уминский: Хорошо. Почему это не назвать своими именами тому же, вот, представителю отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отцу Всеволоду Чаплину, чтобы снять вот этот момент непонимания – для общества. Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, это настолько… ну, такая акция, можно сказать, театральная (как и все это движение), что он, по-моему, входит… Они вполне могли в антракте где-то там… (смеются) Прот. Алексий Уминский: На подпевке были у Мадонны… Прот. Дмитрий Смирнов: Ну, в общем, не знаю. Как-то, вот… Ну и потом, существуют же всякие общества. И для меня это удивительно, хотя я, в общем-то, к этому тепло отношусь. Вот, собираюсь в Бородино ехать, когда люди надевают мундиры 200-летней давности, и вот они играют в такие вещи. То есть, нормально, касательно… по всему миру… Прот. Алексий Уминский: И они ходят с плакатами «Защитим православие и смерть Антихристу!»? Прот. Дмитрий Смирнов: Почему, у них немножко другое – одни рыцари, одни витязи… а здесь вот нет. Почему в этой среде не может образоваться такая группа фольклорная, вот они разработали костюмы, они вот это… ну… понятно, что трудились… Прот. Алексий Уминский: Они выступают от имени Церкви, вот в чем дело. Прот. Дмитрий Смирнов: Опять. Но от имени Церкви выступают вообще, как бы, кто угодно, к сожалению. Прот. Алексий Уминский: Вот поэтому…

http://pravmir.ru/dialog-pod-chasami-pro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010